Синдром Аспергера – причины, симптомы и лечение

Содержание

  • Синдром Аспергера
    • Причины синдрома Аспергера
    • Особенности интеллекта и вербального общения у детей с синдромом Аспергера
    • Особенности сенсорной и моторной сферы детей с синдромом Аспергера
    • Лечение и прогноз при синдроме Аспергера
    • Синдром Аспергера: что это такое?
    • Причины возникновения
    • Классическая триада симптомов
    • Признаки синдрома Аспергера у детей
    • Признаки синдрома Аспергера у взрослых
    • Чем опасен синдром Аспергера?
    • Диагностирование болезни
    • Лечение
  • Синдром Аспергера — что это такое и самые знаменитые люди планеты с синдромом Аспергера
    • Синдром Аспергера — что это такое?
    • Синдром Аспергера — причины
    • Синдром Аспергера — особенности поведения
    • Синдром Аспергера у взрослых — симптомы
    • Как ведут себя мужчины с синдромом Аспергера?
    • Синдром Аспергера у детей — симптомы
    • Синдром Аспергера — отличие от аутизма
    • Можно ли вылечить синдром Аспергера?
    • Синдром Аспергера и гениальность
    • Синдром Аспергера — известные люди
  • Синдром Аспергера: признаки и симптомы, методы лечения и инвалидность
    • Что это такое?
    • Эпидемиология и распространенность
    • Симптомы и первые признаки синдрома Аспергера
    • Особенности проявлений у детей
    • Диагностика
    • Лечение синдрома Аспергера — что делать?
    • Прогноз и опасность

Содержание:

Причины синдрома Аспергера

Единых и точных причин происхождения заболевания не выявлено, предположительно оно имеет одинаковые корни с аутизмом. Главную роль в развитии этого синдрома отводят генетическому фактору (наследственности). Известны случаи, когда представители одной семьи в той или иной степени имеют признаки синдрома Аспергера.

К причинам расстройства также относят влияние биологических, и вредных (тератогенных) факторов, действующих на организм женщины в начале беременности.

Кроме этого, предполагают влияние факторов окружающей среды после рождения, однако эта теория существует без научного подтверждения.

Признаки синдрома Аспергера

Являясь скрытым расстройством, очень сложно по внешнему виду выявить синдром Аспергера.

Диагностируют расстройство по известной триаде нарушений:

  •  социальная коммуникация;
  • социальное взаимодействие;
  • социальное воображение.

Дети с синдромом Аспергера существенно выделяются среди других детей, да и сам ребенок, страдающий данным синдромом также замечает, что он отличается от других.

Синдром Аспергера у детей и его симптомы затрагивают коммуникацию. Выражается расстройство в сложности понимания интонаций, жестов, выражении лица. Малыш не способен интонировать свою речь и не может понять эмоций других людей. С виду такой ребенок кажется равнодушным, а также эмоционально уравновешенным. Это провоцирует трудность в коммуникации и неспособность завести друзей.

Дети с этим расстройством не могут завести беседу, подобрать интересную тему для разговора, не способны понять, что уже пора заканчивать разговор, если он все же состоялся, но не представляет никакого интереса для собеседника. Малыши используют предложения и сложные слова не в полной мере и, не понимая их значение, однако зачастую ставя своими знаниями в тупик собеседника. Подобным детям свойственно буквальное понимание информации, той или иной фразы, у них отсутствует чувство юмора, они не понимают завуалированные обороты речи, иронию и сарказм.

Синдром Аспергера у взрослых и его симптомы отмечаются в социальном взаимодействии. Такие люди не понимают неписаных социальных правил (нельзя стоять слишком близко к собеседнику, тем самым нарушая жизненное пространство, необходимо соблюдать в речи правила приличия и такта).

Людям, страдающим синдромом Аспергера, сложно создавать, а также поддерживать дружеские связи.

Они не могут осознать, что дружба предполагает такие понятия, как сопереживание, умение ждать, поддержка друг друга, сочувствие, обсуждение не только его интересующих тем, но и интересов друга. Зачастую бестактность, а также некорректность в общении с другими индивидами отталкивает от них.

Спустя время, страдающие синдромом Аспергера обучаются нормам поведения, а также понятиям дружбы, что основано на интуитивном копировании. Сами больные зачастую обладают тонкой душевной организацией, однако нередко обижают окружающих личными высказываниями, сами не понимая и не желая этого. Люди с данным синдромом часто имеют богатое воображение и фантазию. Среди них много известных писателей, ученых, музыкантов.

Синдром Аспергера у взрослых проявляется в не способности играть в ролевые и творческие игры, людям трудно изображать и притворяться кем-то. Такие люди отдают предпочтение тем занятиям и играм, где требуется последовательность действий и логика (решение математических задач, разгадывание головоломок, кроссвордов). Считая мир беспорядочным и хаотичным, эти люди стремятся наладить в своем мирке определенный и строгий порядок. Им свойственно создавать определенные жесткие правила и ритуалы, строго соответствуя им и заставляя подчиняться окружающих. Например, дорога на работу должна быть одной и той же, без всяких отклонений, правил также опозданий. Любой сдвиг способен спровоцировать выраженную тревогу, депрессию. Для взрослых, страдающих данным расстройством, зачастую вызывает определенную трудность, а также способность интерпретировать интонации, чувства, мысли других людей, поскольку они не способны воспринимать язык тела (мимику и жесты). Им очень тяжело воспринимать мнение других людей, поскольку оно отличается зачастую от собственного.

Симптомы синдрома Аспергера

Расстройство обнаруживает себя в следующих симптомах: одержимость узкими интересами, сенсорные нарушения, физическая неуклюжесть, проблемы со сном.

Люди с данным синдромом склонны к одержимости чрезмерного коллекционирования, хобби, а также других увлечений. Причем все эти увлечения способны быть настолько узкими, что зачастую непонятны окружающим. Часто интересы сводятся, прежде всего, к средствам передвижения, математике, компьютерам, астрономии. Знания в интересующих их темах настолько бывают глубокие, что они добиваются успехов в профессиональной сфере.

Личности с данным синдромом порой очень чувствительны и не переносят яркий свет, шум, определенные виды пищи, резкие запахи.

Синдром Аспергера у детей отмечается в недостаточном развитии навыков, требующих ловкости, дети часто сталкиваются с трудностями в развитии мелкой моторики (сложно вырезать ножницами, писать, лепить). Походка у них может быть неустойчивой, шатающейся, из-за нарушений координаций движений. Такие индивидуумы не могут совершать последовательные мелкие движения. У них отмечаются проблемы и трудности со сном (ночные пробуждения, проблемы с засыпанием, тяжелый ранний утренний подъем).

Диагностика синдрома Аспергера осуществляется группой специалистов из разных областей. Проводится генетическая, неврологическая экспертизы, исследуются психомоторные навыки, проводятся интеллектуальные тесты, определяются способности к самостоятельной жизни.

Диагностируется синдром Аспергера в возрастном интервале от 3 до 10 лет и чем ранее диагноз установлен, тем менее травматично он протекает для семьи и для ребенка.

Черты расстройства у малышей могут быть обнаружены педагогами, родителями, врачами, наблюдающими за развитием, но окончательное подтверждение диагноза выносится детским или подростковым психиатром.

Для исключения органических заболеваний головного мозга осуществляется неврологическая диагностика (МРТ головного мозга, ЭЭГ).

Лечение синдрома Аспергера

Не существует специального лечения синдрома Аспергера. Фармакологическая поддержка в индивидуальном порядке включает назначение психотропных препаратов (психостимуляторов, нейролептиков, антидепрессантов). Немедикаментозная терапия состоит из тренингов по обучению социальным навыкам, занятий с логопедом, ЛФК, когнитивно-поведенческой психотерапии.

Эффективность социальной адаптации малышей с синдромом Аспергера зависит от правильной организации психолого-педагогического сопровождения ребенка на разных этапах его жизни.

Дети с синдромом Аспергера могут посещать общеобразовательную школу, однако им необходимо создать индивидуализированные условия обучения (организовать стабильную среду, создать мотивацию, способствовать академическим успехам, сопровождать тьютором и др.).

Данное расстройство полностью не преодолевается и ребенок, вырастая, остается с теми же проблемами. Треть больных людей во взрослом возрасте создают семьи, живут самостоятельно, трудятся на обычной работе. Наиболее успешными оказываются индивиды, показывающие высокий уровень компетентности в интересующих их областях.

Ещё статьи по этой теме:

  • АутизмАутизм
  • ИнтеллектИнтеллект

    Интеллект

  • Детский аутизмДетский аутизм

    Детский аутизм

  • ВоображениеВоображение

    Воображение

  • ДизартрияДизартрия

    Дизартрия

  • ЭпилепсияЭпилепсия

    Эпилепсия

Диагностика

Установление диагноза «аутизм» — непростая задача. Для этого врач беседует не только с ребенком, но и с его родителями. Последние должны рассказать все, что кажется странным в поведении малыша. Мама и папа также отвечают на вопросы из специального опросника. Очень часто родители не придают особого значения некоторым особенностям ребенка, в результате чего лечение аутизма у детей откладывается. И именно это является серьезной проблемой, а не сам диагноз.

Кроме того, сложность диагностики заключается в схожести симптоматики с другими заболеваниями. Аутизм необходимо дифференцировать с СДВГ, гиперактивностью, ЗПР, ЗПРР, алалией и некоторыми другими патологиями. Часто родители, пользуясь схожестью симптоматики с другими заболеваниями, прячутся за более, как им кажется, «легкими» диагнозами. Вот это настоящая беда, потому что потерянное время для начала лечения и коррекции – это вероятность серьезных негативных последствий и необратимых процессов.

Методы лечения аутизма у детей

Лечение аутизма у детей в Москве дает неплохие результаты. Подтверждением тому являются пациенты НейроЛогопедического центра «Выше радуги». Дети не только успешно учатся в обычных школах, но и посещают спортивные секции, различные кружки по интересам, общаются, дружат.

Безусловно, очень многое зависит от родителей и их принятия уникальности малыша. Взрослые должны осознать необходимость систематической и грамотной поддержки своего ребенка, должны быть готовы всю жизнь создавать такому ребенку особые комфортные условия.

Чтобы получить результат, следует приложить определенные усилия. Во-первых, создать специальные условия для роста и развития ребенка: оградить его от громких звуков и других раздражителей, не менять распорядок дня и привычную обстановку.Во-вторых, освоить целый ряд важных правил и специфический язык общения с особенным малышом. Да, на это нужно тратить достаточно много сил и времени, но результат того стоит! Для детей с аутичным спектром это вопрос жизни в социуме или без него! Об этом нужно обязательно помнить!

Большинство детей-аутят талантливы в определенной области, следует помочь им раскрыться. Они по-другому воспринимают и понимают окружающий мир, необходимо научить их жить и взаимодействовать в обществе.

Специалисты нашего центра разрабатывают индивидуальные коррекционные программы для каждого малыша, обучают родителей особенностям грамотной коммуникации с ребенком.Методики лечения направлены на улучшение интеллектуального, поведенческого, социального, эмоционального, двигательного, сенсорного и речевого развития. Работа осуществляется поэтапно.Дважды в месяц проводится консилиум специалистов (нейропсихологи, дефектологи, специалисты сенсорной интеграции, ритмотерапевты, логопеды, инструкторы нейроакустических программ), с учетом динамики состояния вносятся те или иные изменения в программу реабилитации.

Необходимо помнить, что всегда можно добиться социализации ребенка. Правильная коррекция состояния позволит улучшить взаимодействие ребенка со сверстниками и окружающим миром, самоконтроль, эмоционально-волевую сферу, учебную мотивацию, нейродинамику, концентрацию внимания. А это, в свою очередь, предотвратит задержку речевого и интеллектуального развития. При своевременном обращении к специалистам возможно минимизировать аутичные проявления, обучить ребенка самостоятельности и полностью его адаптировать к социальной жизни.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» специалисты разработали уникальные коррекционные маршруты:

Симптомы

Неспособность к дружбе. Из-за отсутствия коммуникативных навыков трудности вызывают даже обычные социальные задачи – поддержка разговора, зрительного контакта, участие в групповых действиях. Человек не воспринимает значение жестов, может не понимать подтекст, юмор, сарказм, иронию.

Ещё один симптом – избирательный мутизм. Ребенок или взрослый способен свободно общаться лишь со знакомыми, а в незнакомой компании может развиться немота.

Низкая эмпатия. Страдающим синдромом Аспергера трудно распознавать чувства других людей, они неспособны к сопереживанию, не могут воспринимать происходящее с чужой точки зрения, из-за чего их поведение может быть истолковано неверно. За такими людьми часто закрепляется ярлык черствых, нечувствительных натур.Человек со временем может изучить принятое социальное поведение, научиться адекватно реагировать на ту или иную ситуацию, но это будет реакция не естественная, а «заученная», подобно теореме или правилу.

Особенности речи. Слишком громкая или монотонная речь со специфической ритмикой, часто – многословие, склонность резко менять тему беседы. Текст такие люди интерпретируют буквально, не различая нюансов, метафор. Плохо воспринимают информацию на слух. Проявляется нарушение и трудностями с управлением эмоциями (смехом, плачем), звуковыми и моторными тиками, эхолалией.

Узкие интересы. Для страдающих синдромом Аспергера характерен узкий круг интересов. Но при этом человек знает о заинтересовавшей его теме все. Данная особенность имеет и положительные стороны – из таких людей получаются высококлассные специалисты в интересующей их области.

Соблюдение ритуалов, повторяющееся поведение. Человек отказывается менять привычки, вносить в ежедневную рутину изменения, стремясь к тому, чтобы и его повседневная жизнь, и внешняя среда оставались неизменными: ходит одними и теми же маршрутами, носит лишь «любимую» одежду, противится необходимости сделать ремонт или перестановку в комнате.Это вызвано тем, что любые перемены потребуют выработки новых механизмов преодоления, выталкивая из зоны комфорта.

Проблемы с координацией. Неуклюжесть, физическая неловкость, неровная походка, корявый почерк, апраксия, трудности с удержанием равновесия.Синдром Аспергера схож с аутизмом. Но у больных аутизмом сильнее страдает интеллектуальная сфера, возникает больше трудностей с вербальными коммуникациями.

Кроме того, им свойственно:

  • компульсивное поведение;
  • повторение определенных движений, ритуалов;
  • истерики, склонность к самоповреждению;
  • хлопки, вращение на месте, раскачивание;
  • желание драться, царапаться, копировать чужое поведение, кричать;
  • скрежет зубами, кряхтение.

Терапия

Специальных тестов, позволяющих определить наличие проблемы, нет. При диагностике проводится генетическая, неврологическая экспертиза, интеллект-тесты, проверка психомоторики, опрос родителей, ребенка. Для многих людей с этим диагнозом характерен низкий мышечный тонус, нарушение координации.Единой схемы лечения не существует. Действия направлены на повышение качества жизни, обучение речевым, коммуникационным навыкам.Применяется нейротерапия с целью выработки способностей мозга к саморегуляции. Метод опасен тем, что повторяющаяся чрезмерная стимуляция может спровоцировать тревожность, ажитацию, агрессию, панические атаки.

Медикаментозная терапия включает применение:

-препаратов, блокирующих реабсорбцию серотонина (селективных ингибиторов – флуоксетина, флувоксамина, сертралина);-антипсихотических средств, поддерживающих связь между нервными клетками (рисперидона, оланзапина);-стимуляторов для повышения внимания, концентрации, уровня энергии.

Положительно на состояние страдающего синдромом Аспергера влияет:

1) Когнитивно-поведенческая терапия.

Терапевтическая практика развивает мышление, помогает правильно интерпретировать и адекватно реагировать на различные ситуации, создать новые установки, нейронные связи.

2) Групповая поддержка.

Работа в группе людей с такими же проблемами полезна для приобретения социальных навыков. В работу должны быть вовлечены и члены семьи пациента. Терапия может проводиться в игровой форме (с детьми).

3) Речевая терапия.

Учит правильно интерпретировать смысл сказанного, должным образом реагировать на информацию, выражать мысли. При нарушениях речи занятия проводятся с логопедом.

4) Музыкальная терапия.

Повышает социальные навыки, развивает речевую и жестовую коммуникацию, эффективна также при лечении аутизма.

5) Физиотерапия.

Позволяет лучше владеть собственным телом, повысить самооценку, поддерживать более высокий уровень активности, осваивать новые навыки, необходимые в процессе обучения и работы.

6) Йога.

Уменьшает беспокойство, агрессию, помогает справляться со своими эмоциями, улучшает сенсорную коммуникацию.

Техники глубокого дыхания успокаивающе действуют на нервную систему, позволяя естественным образом снять стресс.

7) Витамины и добавки.

Магний и витамин В6. Элементы помогают в лечении психических расстройств без каких-либо побочных эффектов.

Омега-3 кислоты. Полиненасыщенные жиры улучшают функции мозга, используются при терапии гиперактивности, аутизма.

Масло лаванды. Расслабляет, успокаивает, снимает тревожность, улучшает сон.

При неврологических расстройствах обоняние обострено, поэтому использовать масло нужно в небольших количествах, добавляя в диффузор увлажнителя или обрабатывая (2 капли на столовую ложку кокосового, миндального, карите или другого базового) запястья, затылок, свод стопы.

Продукты с магнием. Бороться с беспокойством и депрессией помогают мангольд, шпинат, йогурт, миндаль, семена тыквы, авокадо, бананы, инжир. Продукты повышают выработку глутатиона – трипептида, защищающего от окислительного стресса, поддерживающего неврологические функции.

На продолжительность жизни наличие синдрома Аспергера кардинально не влияет. Ухудшить прогноз может развитие депрессии, невроза, суицидальное поведение.

У 20% детей в процессе взросления состояние улучшается самопроизвольно. Тем не менее, диагностировать проблему желательно своевременно. Это поможет развить социальные навыки, обеспечив нормальное качество жизни.

Что такое синдром Аспергера?

Синдром Аспергера, описанный впервые в 1944 году Гансом Аспергером, является расстройством развития, характеризующимся трудностями в общении и социальными контактами, а нередко атипичным поведением и физической слабостью. Синдром Аспергера находится в спектре аутизма, но он определяет более мягкие случаи, прежде всего связанные с функциональными расстройствами.

Синдром Аспергера — причины

Основным расстройством являются неврологические дефекты, но конкретные причины неизвестны. Наиболее распространенными причинами являются следующие:

  • Генетические детерминанты
  • Готовность к возникновению расстройств
  • Отец старше 40 лет
  • Перинатальная травма
  • Повреждение центральной нервной системы
  • Врожденный токсоплазмоз
  • Детский церебральный паралич
  • серьезные инфекции

Синдром Аспергера — основные симптомы:

  • Нарушение социальных навыков: трудности с принятием изменений и ограниченной гибкостью мышления
  • Обсессивные интересы, которые поглощают больных

Симптомы имеют разную степень тяжести у разных людей и разные в одном и том же, но в других случаях в жизни. Иногда симптомы почти невидимы. Иногда они препятствуют нормальному функционированию. Нарушение социальных и эмоциональных функций может, например, сделать невозможным проведение работы и быть огромным препятствием во время исследований. Раннее наблюдение симптомов и лечения ребенка помогает ему вести нормальную жизнь во взрослой жизни.

Необработанные пациенты могут испытывать все больше и больше трудностей, заботясь о себе, о организации, времени и отношениях. В период полового созревания их чувство разницы может быть прямо травмирующим. Больные люди часто боятся отношений, уходят и страдают от хронических расстройств, что также приводит к депрессии.

Читайте также:  Вагина (влагалище) - структура, функции, заболевания

Синдром Аспергера — тест и диагноз:

Потому что симптомы у разных людей, в разные моменты жизни выглядят по-разному, диагноз не всегда легко. Существует тест на синдром Аспергера, а также на различные другие психологические проблемы, но на самом деле единственным человеком, который может сделать правильный диагноз, является специалист. Особенно, что даже специалисты не знают всех ответов на вопросы о группе.

Что касается диагноза, то он берется за основу набор из шести основных диагностических критериев:

  • нарушения социального взаимодействия, неспособность или нежелание сотрудничать в группе,
  • нарушения речи и нарушения способности понимать особенно разговорную речь
  • специализированные интересы, которые пациент посвящает себя одержимо
  • повторяющиеся неизменные, рутинные действия
  • трудности в невербальной коммуникации, в том числе через очень скудное выражение лица и проблемы с физической близостью и зрительным контактом
  • иногда также неуклюжесть движения

Как правило, синдром Аспергера диагностируется только после того, как пациент начинает обучение. Именно тогда возникают проблемы с установлением отношений.

Синдром Аспергера — лечение

Синдром Аспергера является расстройством развития с неврологическим фоном, но его причины обычно неизвестны. По этой причине тоже фармакологически до сих пор является неизлечимым лекарством.

Синдром Аспергера длится всю жизнь, от младенчества до старости.  В 80% случаев это происходит в мужской части населения.

С возрастом симптомы синдрома усиливаются. Обычно терапия начинается в подростковом возрасте. Это фармакологическое лечение — антидепрессанты или нейролептики. Процесс социализации также играет важную роль в лечении. Пациенты должны быть в состоянии рассчитывать на своих родственников и семью в это время. Вот почему семейное воспитание имеет решающее значение.

Синдром Аспергера — прогноз. У взрослых и детей

При ранней диагностике заболевания и начале лечения уже у детей прогноз лучше, чем у взрослых. Конечно, лечение взрослого также полезно для него, но оно не приносит таких результатов, как для молодых людей.

Читайте также:  Веревочные прыжки - эффекты - 5 причин для НАЧАЛА РАБОТЫ (видео-тренинг)

Люди с синдромом Аспергера могут ожидать нормальной продолжительности жизни, но могут также ожидать появления других психических расстройств, прежде всего депрессии, а также тревожных расстройств.

См. Также:

Шизофрения — они называют это молодой болезнью. В чем дело?

темы:

Синдром Аспергера: что это такое?

Синдром Аспергера – психическое расстройство, которое характеризуется общим нарушением развития при относительно сохранной способности к взаимодействию с обществом. Близкими к синдрому Аспергера являются также: ранний детский аутизм (РДА), синдром Ретта, атипичный аутизм.

Мальчики от данного заболевания страдают почти в 3 раза чаще девочек.

Впервые характерную симптоматику описал Ганс Аспергер в 1944 году. Фамилию автора синдром получил только в 1981 году  по инициативе психиатра Лорни Винг. До сих пор не известна точная распространенность заболевания, имеются ли у него отличия от высокофункционального аутизма.

Причины возникновения

Достоверные причины развития заболевания не известны. Современные наблюдения указывают на наличие наследственной предрасположенности к формированию данного расстройства. Так, нередко родственники ребенка с синдромом Аспергера сами страдают различными видами аутизма, но в более легкой форме. Предположительно, за развитие синдрома отвечает комбинация сразу из нескольких генов. При этом, немалую роль могут сыграть различные тератогенные факторы, особенности окружающей среды.

Характеристика синдрома Аспергера

У детей с синдромом Аспергера присутствует сразу несколько признаков заболевания. Связано это с тем, что синдром охватывает процессы развития психики как таковые, а не по отдельности. Наиболее частые проявления у детей – расстройство социального взаимодействия, шаблонность и стереотипность поведения и интересов. При этом, когнитивные функции, речь практически не страдают и могут не отставать в развитии. Однако, речь таких деток бедна на ритм и интонации, а сами они нередко бывают неуклюжи.

Ограниченность интересов

Одна из основных проблем пациентов с синдромом Аспергера – крайняя ограниченность шаблонов поведения, интересов, занятий. Одно из возможных проявлений – собирание, коллекционирование крайне узконаправленных данных без понимания их контекста. К примеру, ребенок знает много названий моделей автомобилей, но самими автомобилями не интересуется.

В отличии от других расстройств аутистического спектра (РАС), для синдрома Аспергера характерны стереотипные движения. Они могут выглядеть как добровольные, а не насильственные, в отличии от тех же тиков. Подобные движения варьируют от простых, до достаточно сложных, с вовлечением всего тела.

В более взрослом возрасте люди с данным синдромом не проявляют интерес к художественным произведениям, отдавая предпочтения сугубо нехудожественной литературе и кнофильмам.

Проблемы коммуникации

Несмотря на сохранность когнитивных функций и отсутствие отставания в развитии речи, дети с синдромом Аспергера испытывают ряд социальных трудностей. Основную роль в этом играют нарушения, связанные с построением речи. Пациенты многословны, могут резко менять темы разговора или надолго зацикливаться на одной узкой теме, вдаваясь в ее глубокие подробности, не давая попутно разъясняющих комментариев. Также социальное взаимодействие детей с синдромом Аспергера страдает в связи с отсутствием образного восприятия реальности, отсутствия понимания шуток, иносказательности и метафор. Нередко страдает и само восприятие обращенной речи, отсутствует способность контролировать собственные интонации и тон.

Проблемы социального взаимодействия

Основу социальной изоляции больных с синдромом Аспергера составляет отсутствие эмпатии и способности к нормальному проявлению эмоций. В отличии от других форм аутизма, такие дети менее замкнуты в себе и могут, пусть и не совсем корректно, взаимодействовать с окружающими. Дети могут пытаться заводить друзей, однако, в связи с чередой неудачных попыток и малой развитостью социальных навыков, нередко оставляют это.

Особенности интеллекта и вербального взаимодействия

Несмотря на отсутствие отставания в развитии когнитивных функций, особенности развития интеллекта (узкая направленность интересов, малая эмоциональность и буквальная интерпретация символов) нередко могут быть ошибочно трактованы как умственная отсталость. Однако, дети с синдромом Аспергера могут достаточно четко формулировать выводы и умозаключения, применять их на практике.

В общении со сверстниками они могут избирательно общаться много с кем-то конкретным, при этом полностью игнорируя других детей. В разговоре придерживаются одной, узкой темы, не замечая желание другого человека сменить тему или вовсе прекратить разговор.

Особенности и сенсорной и моторной сферы

моторные навыки детей с аутизиомОдним из характерных признаков синдрома Аспергера является задержка развития моторных навыков. Навыки мелкой моторики, такие как держание карандаша или ножниц, завязывание шнурков  зачастую представляют для них большие сложности. Навыки крупной моторики, что включает в себя ходьбу и бег, также являются слабой стороной этих детей. Они часто не справляются с задачами, требующими баланса и координации (например, игра в мяч или езда на велосипеде). Сюда также входит проблема пространственного восприятия своего тела, что является причиной их неуклюжести, странной походки.

Сенсорная чувствительность может быть повышена в отдельных аспектах (например, более быстрое восприятие отдельных мелких деталей объекта), но снижена как таковая. Это является причиной плохой зрительной, слуховой памяти. Отсутствие способности к восприятию ситуации или предмета целиком тесно связано с бедным воображением.

Другие отличительные признаки

Совокупность основных признаков синдрома Аспергера формирует характерную модель поведения у таких пациентов. Помимо этого, дети могут проявлять гиперактивность в ночное время, неспособность к трактовке чужих эмоций, отсутствие формирования привыкания к конкретным меняющимся условиям окружения. Часто дети не в состоянии научиться простым движениям, например, открыванию замка ключом, но могут постоянно собирать одну и туже сложную модель из конструктора.

Чем опасен синдром Аспергера

Анализ большого количества пациентов с синдромом Аспергера показал, что такие люди более склонны к формированию психических расстройств на фоне нарушения социального взаимодействия. Они нередко состоят на учете у психолога и психиатра не только с основным заболеванием, но и рядом других расстройств. Статистически, люди с синдромом Аспергера чаще совершают суицид.

За счет невозможности воспринимать образность и двусмысленность чужих суждений, неспособность видеть ситуацию целиком, больные нередко становятся жертвами манипуляций. В детском коллективе они могут быть подвержены насмешкам, розыгрышам.

Сильные и слабые стороны детей с аутизмом

Диагностирование болезни

В основе диагностики синдрома Аспергера лежит изначальное определение у ребенка расстройства аутистического спектра. После этого, производится дифференциальная диагностика с другими патологиями. Выявить патологию желательно как можно раньше для достижения лучших эффектов от лечения. Наиболее благоприятный прогноз при выявлении синдрома Аспергера в дошкольном возрасте. Чаще всего это происходит в связи с направлением ребенка на консультацию к психиатру, который и диагностирует расстройства. Для постановки данного диагноза необходимо наличие следующих признаков:

  1. Нарушение социального взаимодействия (нарушение использования невербальных форм коммуникаций, неспособность устанавливать контакт со сверстниками, отсутствие эмпатии и проявлений взаимности);
  2. Узконаправленные, повторяющиеся интересы, шаблоны поведения и деятельность (наличие одного или нескольких узконаправленных интересов/постоянное повторение ежедневных рутинных действий/повторение отдельных движений/акцентирвоание внимания на отдельных частях предметов);
  3. Недостаточность в социальной, профессиональной (для взрослых) сферах;
  4. Нет значимой задержки в интеллектуальном развитии;
  5. Нет значимой задержки в развитии речи;
  6. Нет признаков иных психических расстройств, шизофрении.

Лечение и коррекция

Лечение детей с синдромом Аспергера заключается в «сглаживании» симптомов, препятствующих нормальной социализации. При этом, чем в более раннем возрасте оно будет начато, тем выше шансы на благоприятный исход. Лечение должно проводиться сразу несколькими специалистами из различных сфер, сочетаться с индивидуально разработанной программой воспитания и постоянно поддерживаться со стороны близких. Основная цель лечения – обучение ребенка эмоциональному взаимодействию с другими людьми, правильным речевым навыкам.

Выработка надлежащего социального поведения

Правильная организация педагогического и психологического подхода к ребенку с синдромом Аспергера в коллективе является основой для его дальнейшей социализации. При посещении обычной школы, такой ребенок все равно должен находиться под индивидуальным наблюдением. Посещение специализированных школ рекомендовано только при тяжелых формах расстройства и отсутствии эффекта от попыток коррекции поведения.

Реализация коммуникационных и языковых стратегий

Нейрокоррекция при синдроме Аспергера должна быть направлена на:

  • Обучение установлению и поддерживанию межличностных контактов;
  • Обучение контроля эмоций;
  • Профилактика и лечение сопутствующих психологических и психических расстройств;
  • Тренировка координации движений и улучшение восприятия сенсорных систем;
  • Практика нормального диалога, логопедические занятия;
  • Обучению базовым навыкам самообслуживания.

Большего эффекта удается достичь при вовлеченности в учебный процесс родителей ребенка, которые смогут помогать ему в освоении навыков не только на учебе, но и дома.

Поощрение специальных навыков

В зависимости от прогресса в лечении, люди с синдромом Аспергера могут осваивать различные профессии. В случае если ребенок смог научиться контролировать эмоции, поддерживать социальные связи, он может обучаться профессиональным навыкам. Желательно подбирать специальности, соответствующие особенностям пациента.

На протяжении жизни признаки синдрома Аспергера постепенно уменьшаются, облегчая социальную адаптацию пациентов. В случае успешно проведенной работы в детстве, такие люди могут практически ничем не отличаться от остальных уже во взрослом возрасте.

Несмотря на то, что средняя продолжительность жизни у людей с данным синдромом не отличается от среднестатистической, пациенты чаще страдают сопутствующими депрессивными и аффективными расстройствами. Частота суицидов среди людей с синдромом Аспергера также выше, чем в популяции.

При отсутствии адекватной психологической и педагогической помощи в детском возрасте, личность практически гарантированно сформируется с глубокими дефектами в сфере социализации.

Основные симптомы синдрома Аспергера

Люди с синдромом Аспергера сталкиваются с трудностями в общении, взаимодействии и воображении. К ним применяют термин социальная “триада нарушений”. По выражению лица людей с синдромом Аспергера, их голосу и языку тела очень сложно определить, что они испытывают, счастливы ли они или нет. Обычные люди не понимают людей с синдромом Аспергера, им тяжело общаться.

Симптомы синдрома Аспергера

Симптомы синдрома Аспергера становятся заметными примерно с 2-3 летнего возраста. Симптомы могут быть как умеренными, так и тяжелыми. Рассмотрим основные симптомы синдрома Аспергера заболевания:

  • Сложности с поиском друзей;
  • Проблемы в общении с другими людьми;
  • Озабоченность собственным миром;
  • Не понимание чувств других людей;
  • Повторение определенных действий;
  • Нечувствительность к эмоциям;
  • Не разделение достижений и интересов с другими;
  • Несоответствующие эмоциональные и социальные реакции;
  • Ограниченные интересы;
  • Однотипное мышление;
  • Психологические проблемы при изменении графика или режима;
  • Высокий интерес к нескольким темам;
  • Многократное повторение слов и фраз;
  • Ограниченные языковые навыки;
  • Хорошая механическая память, при этом информация не воспринимается;
  • Концентрация на мелочах;
  • Сложность с абстрактным мышлением и фантазиями;
  • Плохой зрительный контакт;
  • Сложности с невербальной коммуникацией;
  • Неуклюжие движения;
  • Способность читать, не понимая слов;
  • Плохая координация;
  • Колебания рук;
  • Небольшое количество эмоций;
  • Одержимое желание завершить любые начатые задачи;
  • Не восприятие критики

Читайте также:  Бессонница – лечение частого явления в нашей жизни

Причины развития заболевания

Причины синдрома Аспергера схожи с причинами всех заболеваний аутистического спектра. Основные причины синдрома – это сочетание биологических и генетических факторов. Также синдром Аспергера у детей может развиваться под воздействием токсических веществ, которые оказывают влияние на развитие плода в первые месяцы беременности.

Как лечить синдром Аспергера?

Синдром Аспергера лечение

Вылечить синдром Аспергера на сегодняшний день не возможно, от этой патологии не существует специальных лекарств и методик терапии. Во время лечения контролируют симптомы синдрома Аспергера с целью улучшения социальных навыков пациента.

Лечение синдрома Аспергера заключается в приеме следующих препаратов:

  • Психотропные препараты;
  • Стимуляторы;
  • Лекарственные средства для контроля приступов;
  • Нейролептики, например, рисперидон.
  • Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, например, сертралин, циталопрам, пароксетин и флуоксетин

Такое лечение помогает снизить риск возникновения дефицита внимания и проблем с психическим здоровьем.

Помимо приема лекарственных препаратов лечение синдрома Аспергера основывается на проведении поведенческой терапии. Поведенческое лечение синдрома Аспергера поможет ребенку развить социальные навыки.

Жизнь с синдромом Аспергера

Жизнь с синдромом Аспергера

Некоторые люди с синдромом Аспергера (а именно 1/3 больных) способны жить самостоятельно и выполнять «нормальную» работу, но в большинстве случаях они не способны на такие действия. Самые способные (около 5%) не отличаются от обычных людей, а проблемы с адаптацией у них обнаруживаются при нейропсихологическом тестировании.

Синдром Аспергера у детей приводит к сложностям в общении со сверстниками. Такие проблемы в детском возрасте и юношестве становятся очень серьезным: ребенок подвергается нападкам и издевательствам со стороны других детей. Это приводит к тому, что такие дети, вырастая, становятся отсоединёнными от окружающего мира.

Дети с данным синдромом могут проявлять способности в математике, языку, музыке, иногда данные способности доходят до уровня «одарённых», но в других областях у ребенка наблюдаются значительные задержки.

Читайте также:  Биполярное аффективное расстройство - причины, симптомы, лечение

Многие учителя считают детей с синдромом Аспергера неуспевающими и проблемными. Низкая мотивация ребенка воспринимается учителями, как высокомерие и непослушание, в то время, как ребенок, молча сидя, чувствует себя несправедливо обиженным и расстроенным.

Люди с синдромом Аспергера вовсе не обречены на несчастную жизнь. Тенденция к решению задач, свойственных людям с этим синдромом, часто дает возможность достичь высоких результатов в области их интересов.

Многие люди с аутистичными заболеваниями могут иметь детей, при этом синдром не обязательно передастся по наследству. Многие больные замечают свои затруднения и пытаются приспособиться к здоровым людям. Но зачастую синдром Аспергера у взрослых приводит к тому, что они остаются одинокими на протяжении всей жизни.

Члены семьи и партнеры людей с синдромом Аспергера часто страдают от того, что больные очень буквальны и не выражают эмоции. Но если они не эмоциональны, вовсе не значит, что они менее чувствительны. Понимание этого поможет членам семьи и партнерам не чувствовать себя отвергнутыми. Если Вы описываете свои эмоции, избегайте нечетких выражений, так пациенту с синдромом Аспергера будет проще Вас понять. Синдром Аспергера у взрослых являются такой проблемой, что окружающие не могут принять их особенностей. От таких людей ожидают стандартного поведения, свойственного остальным людям. Очень важно понимать, что люди аутичного спектра могут быть успешными и талантливыми в одних делах и некомпетентными в других. Поэтому членам семьи и партерам людей с данным синдромом необходимо, прочесть как можно больше литературы об этом заболевании.

Вот некоторые рекомендации по воспитанию детей с синдромом Аспергера:

  • Записывайте любимые телевизионные передачи ребенка, чтобы он мог их просматривать в любое время;
  • Ограничивайте время, которое ребенок тратит на единственную, одержимую активность;
  • Избегайте использования оборотов речи, при общении с ребенком используйте точные слова;
  • Следует учесть, что ребенок с данным синдромом может не понимать сказанного, даже, если он повторяет слова, это он делает механически. Поэтому следует давать ребенку разъяснения;
  • Ребенку с раненого возраста необходимо объяснять, как он должен вести себя в общественных местах;
  • Нельзя угрожать ребенку и давать ему пустых обещаний;
  • Обязательно хвалите ребенка за его достижения, особенно за его социальные навыки.

Читайте также:  Агорафобия: симптомы и лечение

Дети с синдромом Аспергера чаще всего имеют нормальное IQ и могут посещать обычные школы, но они могут нуждаться в дополнительной поддержке, поэтому учителей необходимо обязательно информировать о диагнозе.

[youtube]r-59cWMmLkc[/youtube]

Похожие интересные статьи:

Агорафобия: симптомы и лечение...

Бессонница – лечение частого явления в нашей жизни...

Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение...

Биполярное аффективное расстройство — причин...