Главная » Новости » Бережливый подход: как меняется российское здравоохранение

Бережливый подход: как меняется российское здравоохранение

Чем встречали нас больницы и поликлиники буквально несколько лет назад? Колоссальные очереди, в которые нужно было «вписываться» ранним утром, чтобы на прием попасть к обеду. Бумажные медицинские карты, регулярно оказывающиеся неизвестно где («А вы домой ее не уносили?»). Нервные врачи, нервные медсестры, нервные пациенты — в общем, поход к специалисту порой превращался в не самое приятное приключение.

Все это неотвратимо уходит в прошлое благодаря внедрению бережливых технологий в рамках национального проекта «Здравоохранение». В 2020 году такую модель ведения работы перенимали и реализовывали более 5 тысяч поликлиник по всей стране — 66% от общего количества!

Что же это за бережливые технологии и что они призваны беречь?

Это концепция организации управления, направленная на уменьшение всех видов потерь ресурсов. В таких сферах, как здравоохранение, бережливые технологии должны беречь время: как пациентов, так и врача. Организация работы по новым принципам делает посещение поликлиники гораздо более быстрым и комфортным.

Благодаря этому в отдельных местах добились поистине впечатляющих успехов: например, время ожидания в очереди у регистратуры уменьшилось более чем в 3 раза, продолжительность непосредственной работы врача с пациентом возросла вдвое. А для прохождения диспансеризации теперь достаточно в среднем одного-двух визитов к врачу вместо пяти, как раньше.

За всем этим стоит кропотливая работа как чиновников, так и самих медиков.

Перераспределение логистики пациентов, новое оборудование, оптимизация распределения рабочей нагрузки между врачами и медсестрами, подключение инфостендов и систем электронной очереди — из всего этого по кирпичику складываются новые комфортные медучреждения.

А теперь в подробностях

Бережливые технологии — это не просто общее место и громкие слова. Организация работы медучреждений теперь происходит по четким и обоснованным критериям, подкрепленным цифрами.

Так, в «бережливых» поликлиниках доля записей на прием, сделанных дистанционно, а не через регистратуру, должна быть не менее половины.

При проведении диспансеризации и медосмотров потоки пациентов должны пересекаться не более трех раз, а при предоставлении платных медуслуг и вовсе не более одного раза.

Визуально поликлиники тоже меняются. Например, в них появляются так называемые «бережливые регистратуры»: внешне это выглядит как открытые стойки вместо ряда стеклянных окошек в холле здания. Но разница не только видимая: во-первых, за прием телефонных звонков и работу с «живыми» посетителями теперь отвечают разные люди. Во-вторых, коммуницировать через открытую стойку гораздо проще, чем через стекло.

Навигация по клинике должна быть организована так, чтобы на выяснение информации, скажем, о нужном кабинете уходило не более 30 секунд. При этом движение пациента через все этапы приема должно быть максимально последовательным: таким, чтобы в нем было не более одного действия с возвратом по общей схеме.

Это всё только о крупных городах?

До региональных городов России бережливые технологии тоже добираются. Например, в открытую после капитального ремонта детскую поликлинику № 3 города Ачинска в Красноярском крае. Там теперь есть помещения для кормления и гигиенических процедур, игровая комната, пандусы и специальные уборные для маломобильных детей. Поход в такую поликлинику для малышей будет скорее приключением, чем необходимостью.

Менее заметный, но очень важный нюанс — после ремонта здесь разведены потоки приема здоровых детей и заболевших. Это и снижает риск инфицирования, и облегчает работу самих медиков. Да и у родителей на душе будет спокойнее.

Да разве пересоберешь всю эту старую систему…

Кое-где «бережливые» поликлиники появляются с нуля. Например, в Стародубе Брянской области медики наконец-то переехали из столетнего здания в новый трехэтажный корпус. Смета строительства объекта составила 190 миллионов рублей, из которых 80 миллионов были потрачены на закупку нового оборудования — УЗИ-аппаратов, маммоскопов, флюорографов и прочих современных аппаратов. Новое здание дает возможность обслужить до 300 человек в сутки — что весьма солидно для города с общим населением 18 тысяч человек.

Очень хочется, чтобы изменения к лучшему происходили по мановению волшебной палочки, но на самом деле это всегда кропотливый и сложный труд большой команды людей сразу нескольких отраслей. Его итог — реальные перемены как для врачей, так и для тех, кто к ним приходит лечиться.

Adblock
detector
16 queries in 0,154 seconds.