Главная » Новости » Доказана польза позднего начала школьных занятий
24.04.2021

Доказана польза позднего начала школьных занятий

Крупномасштабное американское исследование на 28 тысячах американских учеников показало, что более позднее начало занятий в средних и старших классах школ положительно влияет на удовлетворенность учащихся продолжительностью сна и уменьшает клинические проявления дневной сонливости. При этом более раннее начало уроков в младших классах на эти показатели существенно не влияет. Отчет о работе опубликован в журнале Sleep.

От редактора N+1

Система обязательного школьного образования в США отличается от российской. Младшие классы (elementary school) включают год детского сада и 1–5 классы школы (возраст с 5–6 до 10–11 лет), средние (middle school) — 6–8 классы (с 11–12 до 13–14 лет), старшие (high school) — 9–12 классы (с 14–15 до 17–18 лет). В некоторых штатах существуют разные вариации этой системы. В этом тексте соответствующие термины употребляются в американском значении.

Сон необходим для поддержания здоровья и нормального развития, школьной успеваемости, социальной и эмоциональной сфер жизни. Тем не менее его недостаток — обычное явление среди детей и подростков. Важность этой проблемы общественного здравоохранения настолько высока, что ее исправление стало одной из целей американской национальной инициативы Healthy People 2030, направленной на улучшение здоровья граждан с участием общественных, научных и государственных организаций.

Большинство профильных ассоциаций признает оптимальным временем начала занятий в средних и старших классах 8:30 и позже, однако лишь около 20 процентов школ США соблюдают это условие. Крайне негативное влияние недосыпания на здоровье участников и раннее начало занятий как основной его провоцирующий фактор описаны и в отечественной научной литературе. При этом практически все проведенные исследования взаимосвязи времени начала школьных занятий и достаточности сна либо охватывали лишь отдельные группы школьников, либо основывались на недостаточной выборке, либо были непродолжительными.

Чтобы получить достоверную информацию, Лайза Мелцер (Lisa Meltzer) из денверской академической больницы National Jewish Health с коллегами запустили проект «Изменение времени начала занятий: лонгитюдное исследование эффектов» (Changing Start Times: Longitudinal Effects Study, CaSTLES). В его рамках у примерно 28 тысяч учащихся школьного округа Черри-Крик в пригороде Денвера изменили время начала уроков: в младших классах на час раньше (до 8:00), в средних — на 40–60 минут позже (до 8:50) и в старших — на 70 минут позже (до 8:20). Такая схема была выбрана, поскольку в США учащихся доставляют в школы централизованно на специализированных автобусах. Дети до 10–11 лет обычно с легкостью засыпают и просыпаются раньше, поэтому занятия для учеников старше сделали позже за их счет, чтобы школьная транспортная система справилась с нагрузкой.

В CaSTLES, продлившемся два года, приняли участие учащиеся 3–12 классов разнообразных этнической принадлежности и социоэкономического статуса (55 процентов — белые, 21 процент — имеющие социальные льготы). В начале исследования и дважды с интервалом в год во время занятий они заполняли опросники о времени засыпания и пробуждения, ощущении достаточности сна и его качества, а также клинических проявлениях дневной сонливости. Аналогичные объективные данные подтверждали родители, заполняя онлайновую форму на родном языке, включая английский, амхарский, арабский, вьетнамский, испанский, китайский, корейский и русский.

Выяснилось, что через год после начала исследования отход ко сну и пробуждение в будние дни у учащихся младших классов стали происходить незначительно раньше, средняя продолжительность сна укоротилась на 11 минут. Уровни удовлетворенности сном, его качества и дневной сонливости не изменились. Старшие группы по будням стали немного позже ложиться спать и значительно позже просыпаться, средняя продолжительность сна увеличилась в средних классах на 29 минут, в старших — на 45 минут. Доля невысыпающихся учащихся снизилась соответственно на 21 и 32 процента, а имеющих клинические проявления дневной сонливости — на 12 и 21 процент. Подобные эффекты сохранялись и через два года после изменения графика занятий, от этнической принадлежности и социоэкономического статуса они статистически значимо не зависели.

Таким образом, существенная польза позднего начала занятий в средних и старших классах и незначительный эффект раннего начала в младших были подтверждены в крупномасштабном лонгитюдном и репрезентативном исследовании.

Ранее проведенные работы показали, что позднее начало занятий может улучшить посещаемость и успеваемость, что недосып может быть связан с рискованным поведением у подростков и что ранний приход в школу может повысить частоту мигрени у старшеклассников. О современных взглядах на гигиену сна у людей всех возрастов можно узнать из блога «Сколько нужно спать».

Adblock
detector
26 queries in 0,360 seconds.