Как в Средневековье боролись с ЗППП

И почему борьба была не слишком успешной.

В издательстве «МИФ» вышла книга Розали Гилберт «Интимное Средневековье». В ней в увлекательной и доступной форме рассказывается о сексуальной жизни и правилах средневековой Европы — и это не просто байки из далекого прошлого, а истории, полезные и сегодняшним вполне просвещенным читателям.

Проект Здоровье Mail.ru публикует главу, посвященную заболеваниям, которые передаются половым путем.

Издательство «МИФ»

Венерические болезни появились не сегодня. Они с нами уже очень и очень давно. К огромному сожалению, средств для борьбы с инфекциями, передаваемыми половым путем, в Средние века очень не хватало; женщина, вступая в отношения с мужчиной, у которого было до нее множество любовниц, рисковала чем-нибудь заразиться.

Например, все знали о гонорее. О сифилисе стало известно ближе к концу Средневековья. Во многих медицинских справочниках того времени мы находим рекомендации по избавлению от венерических заболеваний, а также сыпи, зуда, вшей, чесотки, нездоровых выделений из влагалища, чумы и проказы — однако, согласно современной науке, далеко не всё из этого передается исключительно через секс.

В XIV веке свою любовь в буквальном смысле раздавал направо и налево Джон Гонт, первый герцог Ланкастерский.

Историки предполагают — впрочем, не возлагая на герцога вину в чем-то конкретном, — что он: «…скончался от разложения гениталий и тела, вызванных частым посещением женщин, поскольку он был большим блудником».

Откуда нам это известно? Доктор богословия и вице-канцлер Оксфордского университета Томас Гаскойн (родился в 1404 году) прямо обвиняет в том Гонта в своей рукописи, хранящейся в Линкольн-колледже в Оксфорде.

Средневековой женщине было не так уж сложно сказать нет обычному мужчине, но в случае с титулованным дворянином отказ в сексе мог стоить ей жизни. А у проститутки и вовсе не оставалось выбора, хотя заражение венерической болезнью часто означало для нее потерю работы. Куда ни кинь, всюду клин.

Жакоте де Шатовийен из Дижона

В 1436 году некая Жакоте предстала перед судом в Дижоне; она пожаловалась на сексуальное нападение, от которого она отбилась с помощью лжи. Произошло следующее: женщину пытались изнасиловать, причем насильник действовал довольно агрессивно. Что неудивительно (лишь немного удручающе), он был священником. Когда Жакоте сообщила о нападении и ее спросили, как ей удалось сбежать, она ответила, что соврала ему — сказала, что заражена le gros mal, «большим злом»; это могло означать (но необязательно) одно из множества венерических заболеваний — например проказу, оспу или чуму. Священника ложь отпугнула — он явно решил, что игра не стоит свеч; повезло, что женщина быстро сориентировалась и трюк сработал. Думаю, Жакоте заслуживает аплодисментов.

Дамы, не слишком разборчивые в связях, имели вполне реальные шансы столкнуться с негативными последствиями своего поведения — высыпаниями, гнойниками и другими, невидимыми глазу, но в высшей мере заразными инфекциями. Кстати, при разных жалобах на шелушащиеся высыпания, в том числе на псориаз, чесотку и проказу, в Средние века ставили один диагноз — проказа.

Зуд и сыпь

Нет ничего неприятнее зудящей сыпи, на каком бы участке тела она ни появилась. Очевидно, что в Средние века существовали способы справиться с такой, в общем-то, не слишком страшной хворью, но какие? Давайте обратимся к нашей любимой даме-медику, все к той же Тротуле. Куда же без нее?

Вот ее совет относительно зуда любого происхождения в интимной части женского тела:

«Если во влагалище зуд, возьми камфору, литарг (окись свинца), ягоду лавра и яичный белок, сделай из смеси клизму или вставь с ней пессарий. А еще Гален говорит, что измельченный в порошок пажитник, смешанный с гусиным жиром, способствует укреплению матки; это подтверждает и Гиппократ».

Заметьте, что в отличие от других рекомендаций Тротула тут сочла нужным назвать пару известных имен — явно на случай, если средство не сработает. Если сработало, отлично! А если нет, то все претензии к Галену, а то и к Гиппократу. Не к ней. А еще Тротула очень любит использовать в своих рецептах камфору, так что даже если они не подействуют, то от пациентки хотя бы будет лучше пахнуть.

Немного удивляет совет насчет пессария или клизмы. Я не совсем понимаю, как клизма может помочь избавиться от зуда во влагалище. Чтобы решиться вводить лекарство в задний проход для излечения зуда в другом месте, чесаться и зудеть должен огромный участок тела. Логика тут озадачивает.

В Средние века была масса других болезней, передающихся при близком контакте с людьми: золотуха, стригущий лишай, чесотка, язвы и гнойники. Жители уже известной нам французской деревни Монтайю пытались лечить все это в серных банях Акс-ле-Терма, что и правда зачастую приносило людям некоторое облегчение. Да и вообще, поездка в спа точно никому не навредит, правда же?

Пустулы

Кроме зуда, вызывавшего большой дискомфорт, у несчастной женщины могли появиться в интимных местах гнойники, по-научному пустулы. Записи о простом герпесе (пузырьковом лишае) впервые появились в Древней Греции; в Средневековье, понятно, эта хворь никуда не делась. Правда, называлась она не герпесом, а водянистыми гнойниками, что точно описывает внешние проявления болезни.

На счастье, Тротула и тут предлагала решение — по ее словам, «достойное» средство для лечения пустул в интимных местах; этот рецепт приводился и в других медицинских трактатах. Тротула не пояснила, в чем заключается «достойность» — что сам рецепт хороший или что он дает достойные шансы на успех. В любом случае его явно стоило попробовать. Больной средневековой женщине нечего было терять.

Для рецепта потребуется ладан.

«Иногда возникают пустулы, поражающие очень большой участок кожи. В таком случае нужно помазать эти части мазью, которая также хорошо заживляет ожоги от огня или кипятка и эффективна для подобных повреждений.

Возьмите одно яблоко, армянскую глину, мастику, ладан, растительное масло, теплое вино, воск и жир и приготовьте их следующим образом. Положить яблоко, очищенное от кожуры и от семян, в стоящий на огне горшок с маслом, воском и жиром; когда все закипит, добавить мастику и ладан, растертый в порошок. Потом жидкость процедить через ткань. Обратите внимание: если помазать этой мазью ожог, на то место затем нужно наложить лист плюща, проваренный в вине или уксусе, или же лист ириса. Это достойное средство».

Кто бы сомневался.

Женщине нужно было не только выяснить, что такое мастика, но и немало потрудиться, чтобы достать глину, причем не обыкновенную, а армянскую, без малейшей подсказки о том, что представляют собой эти ингредиенты. Составительница рецепта явно исходила из того, что о подобных вещах знают все. Что такое армянская глина? Где ее купить? В какой лавке, в какой аптеке? Пригодилась бы любая подсказка. Но Тротула, мягко говоря, не помогает женщине находить ингредиенты для своих рецептов.

Армянская глина — это не что иное, как земляная глина из Армении. Нет, правда. Она богата оксидом железа, который придает ей отчетливый красный цвет, а также содержит силикаты алюминия и иногда — магний. С мастикой все несколько проще — речь об обычной смоле мастикового дерева. На арабском ее называют словом gum («камедь»).

Вши

Вши, конечно, очень беспокоили средневековых людей, и не только женщин; лобковые вши передаются от человека к человеку, еще их очень легко подцепить, если просто лежать голым в постели, а спать нагишом тогда считалось обычным делом.

Гийеметта Бене и Алазайса Рив из Монтайю

Во многих документах французской деревни Монтайю начала XIV века, сохранившихся до наших дней, описывается, как люди вылавливали друг у друга вшей; занятие явно не считалось стыдным. Собирали вшей с тел друг друга любовники и члены семьи. Мужья и жены не стеснялись делать это на виду у прохожих. Одна из жительниц Монтайю, Вюиссана Тестаньер, предоставляя в соответствующие органы сведения о еретиках из ее деревни, рассказывает следующее:

«В те времена, когда еретики заправляли в Монтайю… Гийметта «Венета» [Гийеметта Бене] и Алазайса Рив устроились со своими дочками Алазайсой Бене и Раймондой Рив поискаться [поискать в голове насекомых] на солнышке, все четверо на крышах своих домов. Проходя мимо, я слышала, о чем они говорили».

Вшей обычно собирали женщины, как правило, у родственников. Тогда наличие вшей не считалось столь постыдным, как сейчас.

В отличие от жителей других деревень и городов, жители Монтайю мылись нечасто, уделяя внимание лишь открытым участкам тела — рукам и лицу. Но многие другие женщины, жившие во многих других частях страны, относились к личной гигиене намного серьезнее и хотели не собирать вшей с тела вручную, а иметь средства, способные их уничтожать.

В английском переводе сборника полезных советов Тротулы де Руджеро можно найти два рецепта для ухода за телом и борьбы с лобковыми вшами. Вот первый:

«При появлении вшей в области лобка и подмышек надо смешать пепел с растительным маслом и этим снадобьем намазать пострадавшие места».

Любой хороший медиевист знает, что если смешать пепел с жиром, то получится отличное мыло, так что в этом смысле рецепт вполне рабочий. Человеку с вшами, лобковыми или другими, такое средство однозначно стоит попробовать.

Но Тротула предлагала еще одно, и его рекомендовалось наносить в первую очередь на область вокруг глаз. Если мыло не избавляло лобок от вшей, наверное, стоило попробовать и его. Тут, кстати, нужен бекон.

«Надо изготовить мазь для изгнания вшей… Возьми одну унцию алоэ, одну унцию свинцовых белил, ладан и бекон по потребности. Вот как все готовится. Очень мелко измельчаем бекон и добавляем к нему все остальные ингредиенты, также до этого измельченные».

Какой причудливый рецепт средства от вшей. И — опять ладан? Он что, должен валяться на каждой кухне? Боюсь, что нет. Немалую тревогу вызывает совет наносить свинец на кожу вокруг глаз; не лучше вариант с нанесением его на гениталии. Но еще больше меня беспокоит пустая трата хорошего бекона.

Вернемся к ладану. Признаться, мне всегда казалось странным, что три волхва выбрали в подарок и принесли Деве Марии именно золото, ладан и мирру, чтобы отпраздновать рождение ее ребенка. Да, это дорогие дары, но не слишком полезные роженице, не так ли? По-моему, сытный горячий ужин — куда более уместный дар для новоиспеченной матери, но, судя по всему, даже их странные приношения лучше, чем бекон вокруг глаз при лобковых вшах.

Впрочем, иногда мужчины при выборе подарков проявляют поразительное невежество.

Проказа

У средневековых медиков была пара мыслей о том, что происходит с женщиной, заразившейся от секса с прокаженным. Технически проказа — не венерическое заболевание, ведь ее можно подхватить и без полового контакта. Мы знаем это сегодня, но в Средние века люди думали по-другому. Проказу считали следствием половой связи с нечистой женщиной. Болезнь была чрезвычайно заразной, так что в каком-то смысле это правда. Секс с прокаженным кончался для его партнера гарантированно скверно.

А еще прокаженным приписывали повышенный сексуальный аппетит — к несчастью для них, поскольку удовлетворять их похоть никто не хотел.

Объяснялась столь престранная идея так: согласно теории четырех жидкостей, холодность женского чрева гарантировала, что выделения прокаженного останутся в матке женщины, где превратятся в токсичный и заразный пар. Этого не хватало, чтобы женщина заболела. Но следующему мужчине, который занимался с ней сексом и помещал член в заполненное ядовитым паром влагалище, проказа была гарантирована. Тут же возникали язвы и распространялись по всему его телу, ведя к неминуемой гибели.

Проститутка Арно де Верниоля из Монтайю

Эта идея в Средние века оказалась настолько распространена, что священник из Монтайю Арно де Верниоль, имевший в молодости секс с проституткой, уверовал, что заразился от нее проказой. Позже он рассказывал:

«В те времена… когда прокаженных сжигали, я жил в Тулузе и однажды «имел дело» с проституткой. После того как грех совершился, у меня начало вспухать лицо. Испугавшись, я совсем было уверился, что заболел проказой, и тогда поклялся, что впредь не лягу ни с одной женщиной».

Поскольку у проститутки явно отсутствовали внешние признаки проказы, можно с большой долей уверенности утверждать, что бедняга заразился чем-то другим, вероятно, не связанным с половым актом. Опухшее лицо — это, например, симптомом паротита. Произошедшее, конечно, не помешало священнику в будущем развратничать, но, по его собственному признанию, какое-то время он все же воздерживался от секса, а позже вместо отношений с женщинами выбирал надругательство над мальчиками. Да, сделайте удивленное лицо.

Изольда Ирландская

Разные ужасы о прокаженных описывались и в популярной средневековой литературе. Роман XII века о Тристане и Изольде рассказывает о том, как пара людей случайно влюбились друг в друга, выпив любовного напитка. В этой истории король Корнуолла Марк отправляет своего племянника Тристана в Ирландию за своей прекрасной невестой. Звали ее Изольдой. По дороге домой Изольда и Тристан влюбляются, однако Изольда все равно выходит замуж за короля, и с этого момента все идет наперекосяк.

Влюбленные заводят тайный роман; поначалу окружающие о нем только догадываются, но в конце концов появляются доказательства их связи. Разъяренный король Марк намерен сжечь Изольду за преступление против супружеской верности, а потом решает, что есть удел похуже смерти и лучше отправить изменщицу в лепрозорий в качестве проститутки. Тамошних прокаженных его идея чрезвычайно воодушевляет, и они обещают королю Марку, что Изольда поплатится за свое прелюбодеяние; что с ней станут творить ужасные вещи. В частности, они говорят:

«Отдай нам Изольду — пусть она будет наша. Недуг разжигает наши страсти. <…> Никогда женщина не будет иметь худшего конца. <…> …когда она увидит двор твоих прокаженных и ей придется войти в наши низкие лачуги и спать с нами, тогда красавица белокурая Изольда познает свой грех…»

Естественно, в литературном произведении возлюбленный Тристан ее спасает. В реальном же мире спасения от болезни не было, и секс с прокаженными в лепрозории приравнивался к смертному приговору.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.