Личный опыт: как восстановиться после инсульта

Истории людей, которые преодолели последствия этого заболевания.

29 октября отмечается Всемирный день борьбы с инсультом. По подсчетам Всемирного общества борьбы с инсультом (WSO), без принятия надлежащих мер ежегодно от инсульта в ближайшее время будут умирать около 6,7 миллионов человек.

Это очень серьезные цифры, но еще больше — тех, кто долго и тяжело восстанавливается после перенесенного инсульта. Проект Здоровье Mail.ru поговорил с людьми, прошедшими через это.

Наталья, 35 лет, бывшая спортсменка:

Я всю жизнь занималась спортом. Работала тренером в детском центре с 2003 по 2018 гг. включительно. Преподавала настольный теннис. Никаких угроз инсульта не было никогда, ежегодно проходила медкомиссию на работе. Старалась придерживаться правильного питания, не курила, не пила алкоголь.

Если честно, то до болезни я вообще не очень сталкивалась с понятием «инсульт». Просто в силу кругозора знала такое понятие.

Я отлично помню день, когда все произошло. Я ездила на работу за какими-то документами, все было хорошо, дома почему-то стало тошнить и рвать. Я прилегла отдохнуть. Потом был случайный звонок мамы на телефон. Она услышала, что я очень странно говорю и срочно поехала ко мне. Она и вызвала «скорую», так как нашла меня в полусознании.

Больше всего меня удивило то, что в больнице меня просили сделать элементарные какие-то вещи: улыбнуться, поднять то руки, ноги. И все это у меня не получалось.

Откуда-то издалека, сквозь бред, я услышала слово «инсульт». Я подумала, ну это не обо мне, и вообще в 32 года такого не бывает. Это же старческое! Далее 5 дней реанимации и диагноз «обширный инсульт». Стали приходить врачи: невролог, реабилитолог, логопед. Я просто ждала, когда это все закончится, и пыталась привыкнуть, что мне нужны памперсы. Много читала, пыталась говорить, заново учила стихи, басни. Речь вернулась быстро, а вот в зеркало на себя я смотреть не могла: лицо онемело и перекосилось. Одна рука не работала совсем, даже за ручку двери взяться не могла.

Потом меня выписали, и началось реабилитационное отделение города. Три бесполезные недели тупого лежания в больнице и еды бесплатной. А рука не работает, не чувствует ничего, как будто ее украли. Как теперь работать? Как самой жить? Я же молодая еще!

Затем были еще центры реабилитации платные и бесплатные. Занималась много: я же спортсмен. Разрабатывала ногу и руку. Сначала по стеночке до туалета, потом — спускалась по лестнице. Как только стала более-менее ходить, муж купил собаку. Она как-то бесконечно радовала.

Большая проблема — это то, что ты как бы один и обуза. Родственники до конца не понимают, каково это — учиться все делать заново во взрослом возрасте. По сей день езжу на ЛФК, каждый день упражнения, иначе — страшно. Я видела в интернете, какие у людей последствия. Некоторые только лежат. И так всю оставшуюся жизнь.

Инсульт всегда уникален, редок.

Люди видят, что ты вроде бы и ходишь, и говоришь здраво, и не тупишь. Значит, скорее всего, притворяешься или сам не хочешь двигать рукой. Им трудно представить, что такое — не чувствовать тело.

Вообще ничего им не чувствовать. У меня больше нет руки. Она только присутствует и видна всем, но по факту, мозг стер ее навсегда. Шансов нет. А как же люди встают с колясок? Никак! Это чушь из кино!

Сейчас я стараюсь избегать тех, с кем раньше общалась. Новым людям рассказываю о себе как есть. Да, я инвалид. Да, у меня инсульт был. Теперь я полностью зависима от других людей. Это очень тяжело переживать спортсмену, который всю жизнь боролся за победы и был зависим только от своей трудоспособности, от своего желания победить.

Максим, 66 лет, бывший строитель:

Не могу сказать, что я следил за своим здоровьем. Был как все: курил, употреблял спиртное по праздникам. До болезни с понятием «инсульт» не сталкивался вовсе.

В день инсульта я вел машину. Автомобиль у меня сломался на дороге. Вылез посмотреть — в глазах потемнело, потерял сознание. Очнулся в больнице уже. Инсульт был спровоцирован опухолью головного мозга. Удалили ее оперативно в краевой больнице.

После месяца, проведенного там, меня перевели на долечивание в районную больницу. Все лечение заключалось в таблетках, капельницах, уколах. Это все, что мне полагалось.

Пациент, который пережил инсульт, сталкивается с тем, что при тяжелом поражении тела медики не желают или не имеют возможности работать над восстановлением пациента. В 100% случаев лежачих постинсультников восстанавливать в медучреждениях не берутся, перекладывая эту заботу на родственников.

Самым тяжелым для меня было осознание того, что ты, самостоятельный активный мужчина, лежишь овощем на кровати и ходишь под себя в памперс. Не можешь не то что встать — ложку до рта не донесешь, полностью зависишь от окружающих.

Родственники отреагировали на инсульт, как на любую другую тяжелую болезнь. Со страхом, с жалостью и ощущением беспомощности. Младшая дочь (живет отдельно с мужем и двумя детьми) на время ухода переехала. Моя жена тоже инвалид, так что ухаживать за мной ей помогала сестра.

Совет людям, столкнувшимся с инсультом, такой. Самое главное — не откладывать восстановление, начинать буквально с первого дня. Не жалеть сил на разработку рук, ног. Рядом с инсультником должен находится человек, который умеет ухаживать за таким больным, чтобы без пролежней, без болей дополнительных. А во-вторых, нужен человек, который будет заниматься восстановлением инсультника. Для каждого больного нужна своя программа восстановления.

Сегодня я могу сказать, что серьезно продвинулся в лечении. Парализация правой стороны частично восстановилась: могу ходить с тростью самостоятельно, хожу гулять на улицу. Если бы не коронавирус, думаю, восстановил бы руку процентов на 70.

 Любовь Крикова, специалист по реабилитации и ЛФК:

Восстанавливаться после инсульта, особенно с большим поражением тела (полностью одной его части — руки и ноги), необходимо с участием реабилитолога. Объясню, почему.

У меня была пациентка 54 лет после инсульта. Восстанавливалась самостоятельно, у нее была парализована правая часть тела полностью — рука и нога. Пациентка главной своей целью поставила начать ходить и не уделяла внимания восстановлению руки. Это стало ее роковой ошибкой. Ходить самостоятельно она начала, а вот рука так и осталась парализованной. Казалось бы, ну и что такого? Не действует одна рука — и ладно. Можно и левой научиться все делать.

Так оно и было в течение 5 лет. А потом судьба играет с ней злую шутку. Пациентка падает, ломает шейку бедра на парализованной ноге. Встать, скорее всего, она уже не сможет больше никогда. Потому что ни на костыли, ни на ходунки с одной рукой она не встанет. А если бы она 5 лет назад занималась не только ногой, но и рукой, восстановив ее хотя бы частично, то сейчас можно было бы поставить ее на ноги.

В организме человека нет второстепенных органов. Старайтесь восстановиться после инсульта максимально.

Второй момент. Почему необходимо восстановление с участием реабилитолога? Опять же из моего опыта. Специалист видит, как двигается у пациента конечность, и корректирует при помощи индивидуально подобранных упражнений движение мышц.

Объясню на примере. У инсультников с пораженной ногой очень часто наблюдается выворот ноги в бедре, как у балерины, и колено соответственно тоже при сгибании идет в сторону. Если это не корректировать, то мышцы запомнят неправильное движение ноги, и ходить с таким сгибанием ноги будет неудобно и затруднительно. Реабилитолог во время занятий ЛФК направляет движение ноги правильно, закрепляя мышечную память.

Третий момент. В начале восстановления у пациента не двигаются конечности. Необходим человек, который будет двигать конечности пациента, и желательно это делать правильно, чтобы не травмировать ни мышцы, ни связки. Также необходимо индивидуально подбирать упражнения и нагрузку в зависимости от состояния человека.

Четвертый момент. Конечности у инсультников бывают парализованы по двум причинам — мышцы либо в гипертонусе, либо, наоборот, в гипотонусе. В зависимости от этого проводится массаж, назначается физиотерапия либо на расслабление, либо на пробуждение мышц. А иногда наблюдаются триггерные точки в мышцах, и с ними тоже надо работать, иначе они будут провоцировать болевые ощущения и не дадут мышцам работать правильно.

И пятый момент. Почему нужен специалист? Рука у инсультников восстанавливается дольше и хуже, чем нога. Разработать руку самостоятельно на максимальный уровень невозможно. Есть некоторые упражнения для разработки руки, которые человек после инсульта не в состоянии выполнить без помощника. Если помощника заменить тренажерами, то тренажер еще необходимо правильно сделать. Самостоятельно человеку после инсульта дома из подручных материалов тренажер не соорудить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.