Главная » Новости » Музыкальные сюрпризы мотивируют не хуже денег

Музыкальные сюрпризы мотивируют не хуже денег

Музыкальные сюрпризы мотивируют не хуже денег

Результаты исследования, проведенного группой специалистов из Монреальского неврологического института при Университете МакГилл (Канада), опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые попросили 20 человек принять участие в эксперименте. Каждому из участников была предоставлена возможность последовательного выбора определенного цвета и направления. При этом каждая такая цепочка приводила в итоге к тому, что в наушниках участника звучал музыкальный фрагмент, который либо доставлял ему удовольствие, либо наоборот. Как оказалось, все участники стойко предпочитали гармоничные, а не диссонансные созвучия.

Люди довольно быстро научились, какому алгоритму необходимо следовать, чтобы услышать приятную или неприятную музыку.

В процессе поиска участниками верного алгоритма исследователи наблюдали за изменением активности различных отделов головного мозга с помощью метода функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Кроме того, для каждого поворотного момента в последовательности, то есть выбора того или иного цвета или направления, была определена «погрешность прогноза получения награды», то есть разница между тем, что человек ожидал услышать, тем, что услышал в реальности. Считается, что погрешности прогнозирования играют ключевую роль в процессах восприятия, обучения и способности к адаптации.

Когда ученые сравнили эти данные с данными фМРТ, оказалось, что чем выше в каждом случае погрешность прогноза получения награды, то есть чем больше сюрприз, тем активнее прилежащее ядро — центр удовольствия, обычно возбуждающийся, когда человек получает наслаждение, в том числе от музыки.

Исследователи отмечают, что прежде подобные результаты наблюдались только в случае, если на горизонте ожидались более приземленные вознаграждения, такие, как пища или деньги.

Кроме того, участники эксперимента, у которых неожиданные созвучия вызывали максимальную активность прилежащего ядра, быстрее остальных научились принимать решения, ведущие к гармоничным аккордам. Это означает, что музыка, предоставляя удовольствие на нейробиологическом уровне, обладает способностью мотивировать обучение, делают вывод ученые.

Полученные результаты позволили лучше понять, как такой абстрактный стимул, как музыка, не имеющий никакой биологической выгоды и дающий лишь эстетическое наслаждение, воздействует на центры удовольствия в головном мозге, что заставляет нас слушать любимую композицию снова и снова, объяснил ведущий автор исследования Бен Голд (Ben Gold).