Часто в фильмах и сериалах на медицинскую тему мы видим, что боль оценивают по 10-балльной системе. Обычно она применяется при экстренных операциях и травмах, но стереотип универсален: кажется, что «5 из 10» — это выносимо, стиснул зубы и не жалуйся, а вот «9 из 10» — надо что-то делать. Пока не становится больно на «9 из 10», будь то голове, животу или зубам, мы обычно и не думаем о таблетках и других средствах, просто терпим.
Может, зря? Давайте разберемся!
Содержание:
Что такое боль?
С точки зрения биологии, боль — это сигнальная система в нашем мозге. Она возникает тогда, когда где-то в организме повреждаются клетки и ткани. Эти поврежденные клетки выделяют определенные химические вещества, посылая сигнал SOS в Центр управления — головной мозг. Строго говоря, вся боль происходит в мозге, но источник сигнала позволяет более-менее точно определить зону повреждений.
Правда, если автомобильную сигнализацию можно выключить нажатием кнопки, наш Центр управления продолжает и продолжает бить тревогу — даже тогда, когда мы давно поняли: «Да-да, вот здесь повреждение, локация установлена четко». И продолжительная боль становится дискомфортной уже сама по себе, мешая привычной нам деятельности.
Какой бывает боль?
Существует множество классификаций боли: по локализации, по силе, по характеру. Наиболее часто используемая и информативная при общении с врачами — классификация по остроте:
1. Кратковременная, или транзиторная. Обычно появляется на короткое время и проходит самостоятельно. Скажем, боль при небольшом повреждении кожи почти всегда транзиторная.
2. Острая. Связана с повреждением тканей, и именно ее чаще всего измеряют с помощью 10-балльной шкалы. Обезболивание, как правило — дополнительный метод лечения, а не основной: при приступе зубной боли вы можете снять это неприятное ощущение, но, чтобы оно прошло совсем, вам понадобится стоматолог. Очень часто к боли этой категории относится головная, длящаяся, скажем, весь вечер.
3. Подострая. Чаще всего это фоновая боль, длящаяся от 2 до 6 месяцев, причем порой связанная с психологическими факторами. Ее можно и нужно снимать, однако параллельно необходимо установить ее причину и лечить связанное с ней заболевание.
4. Хроническая. Возникает в ответ на серьезное поражение и длится дольше 6 месяцев. Со временем она перестает выполнять «локализующую» функцию: у человека просто болит голова чуть ли не каждый день, а почему она болит, где повреждение, установить уже совсем непросто. В крайнем случае болевой синдром превращается в отдельную болезнь, которую лечат целенаправленно.
Когда снимать боль, а когда нет?
По мнению большинства врачей и исследователей, терпеть острую, подострую или хроническую боль нет никакого смысла. Как только удалось определить зону, где повреждены ткани (будь то зубы, кожа, суставы или внутренние органы), нужно заняться как лечением основного заболевания, то есть устранением повреждения и его последствий, так и вспомогательными мерами, то есть обезболиванием.
Иначе говоря: если у вас болит зуб, ваша задача — поскорее понять, какой именно, выпить обезболивающее и записаться к врачу. Если вы смогли определить проблемный зуб, то сигнальная система вашего организма выполнила свою функцию на все 100%. Длящаяся дальше боль — просто несовершенство человеческого организма (да, эволюция пока не научилась «отключать сигнализацию»).
Когда появились обезболивающие?
Первые упоминания об обезболивающих, дошедшие до нас, относятся к середине II тысячелетия до нашей эры. Вместо таблеток использовались растительные вещества: мак, дурман, корень мандрагоры, болиголов, беладонна, а также ряд наркотических веществ. Поскольку почти все эти средства были чрезвычайно опасными, боль снимали только в исключительных случаях, когда она становилась невыносимой, «10 из 10» — например, во время хирургических операций (да и то не всегда).
Революция в анестезиологии произошла в начале XIX в., когда бурное развитие хирургии и лучшее понимание человеческого тела повлекли за собой открытие все новых и новых веществ, обладающих болеутоляющим эффектом. Пары эфира, хлороформ — изобретения той эпохи, применявшиеся для наркоза. Они были довольно токсичными и сегодня почти не применяются, но в те времена они стали прорывом.
Дата рождения современного ненаркотического экстренного обезболивания — 16 октября 1846 года: именно в этот день врач Джон Уортон в Бостонской больнице провел первую операцию под наркозом.
А вот «бытовое» обезболивание, то есть такое, которое применяется не при лечении зубов или хирургических операциях, появилось в 1920 году: немецкий ученый Людвиг Кнорр синтезировал метамизол натрия, и этот неопиодиный анальгетик стал одним из самых популярных по всему миру — вплоть до наших дней. Именно благодаря ему стало возможно снятие головной, зубной и других видов боли без риска привыкания и каких-либо тяжелых последствий — а значит, и за пределами врачебных кабинетов и больниц.
Что говорит наука о современном обезболивании?
На сегодняшний день неопиоидные анальгетики, в частности, метамизол натрия, изучены досконально. Крупнейшее посвященное им исследование — метаанализ 2015 года, собравший данные 696 различных исследований, показал, что побочные эффекты применения этого препарата крайне редки, а смертельных исходов не зафиксировано вовсе [1].
В 2021 году другой метаанализ сравнил эффективность метамизола с такими препаратами, как триптан в лечении мигрени. Статистически значимой разницы в эффективности, а равно и в безопасности, выявлено не было: метамизол и спустя 100 лет после изобретения остается эффективным препаратом для этой цели [2].
Что известно о боли сегодня?
Каждый человек чувствует боль по-своему, и нет никакой универсальной шкалы болевых ощущений. Именно отсюда возникают споры о том, насколько болезненными бывают роды: действительно, у одних женщин они проходят сравнительно легко, другие испытывают настоящие «10 из 10».
Какая боль встречается чаще всего? Среди острых наиболее часто встречающаяся — головная: 75% людей испытывают ее как минимум 1 раз в течение года [3]. Кроме того, 26,5% людей в течение 3 месяцев хотя бы раз испытывают боль в нижней части спины [4]. А тот или иной вид хронической боли стал постоянным спутником жизни для, по разным оценкам, от 11 до 40% населения [5].
Источники: 1) Goadsby, P.J., Lantéri-Minet, M., Michel, M.C. et al. 21st century headache: mapping new territory. J Headache Pain 22, 19 (2021) 2) Institute of Medicine (US) Committee on Advancing Pain Research, Care, and Education. Relieving Pain in America: A Blueprint for Transforming Prevention, Care, Education, and Research. Washington (DC): National Academies Press (US); 2011. PMID: 22553896
А вот зависимость от пола при восприятии боли не замечена: и мужчины, и женщины, судя по всему, воспринимают ее более-менее одинаково — в том смысле, что все индивидуально, а не гендерно обусловлено. И терпеть боль в равной степени бесполезно представителям обоих полов — тут наука достаточно единодушна.
Материал носит информационно-просветительский характер.
Иллюстрации: Диана Охман
Источники:
1. Kötter T, da Costa BR, Fässler M, Blozik E, Linde K, Jüni P, Reichenbach S, Scherer M. Metamizole-associated adverse events: a systematic review and meta-analysis. PLoS One. 2015 Apr 13;10(4):e0122918. doi: 10.1371/journal.pone.0122918. PMID: 25875821; PMCID: PMC4405027.
2. Peres MFP, Scala WAR, Salazar R. Comparison between metamizole and triptans for migraine treatment: a systematic review and network meta-analysis. Headache Med [Internet]. 2022 Jan. 13 [cited 2023 Mar. 27];12(3):182-230. Available from: https://headachemedicine.com.br/index.php/hm/article/view/566
3. Goadsby, P.J., Lantéri-Minet, M., Michel, M.C. et al. 21st century headache: mapping new territory. J Headache Pain 22, 19 (2021). https://doi.org/10.1186/s10194-021-в01233-7
4. Institute of Medicine (US) Committee on Advancing Pain Research, Care, and Education. Relieving Pain in America: A Blueprint for Transforming Prevention, Care, Education, and Research. Washington (DC): National Academies Press (US); 2011. PMID: 22553896. https://nap.nationalacademies.org/read/13172/chapter/3#28
5. James Dahlhamer, PhD1; Jacqueline Lucas, MPH1; Carla Zelaya, PhD; Richard Nahin, PhD; Sean Mackey, MD, PhD; Lynn DeBar, PhD; Robert Kerns, PhD; Michael Von Korff, ScD; Linda Porter, PhD; Charles Helmick, MD. Prevalence of Chronic Pain and High-Impact Chronic Pain Among Adults — United States, 2016. CDC Weekly / September 14, 2018 / 67(36);1001–1006. https://www.cdc.gov/mmwr/volumes/67/wr/mm6736a2.htm