Главная » Новости » Повторяя слова вслух другому человеку, мы улучшаем их запоминание

Повторяя слова вслух другому человеку, мы улучшаем их запоминание

Повторяя слова вслух другому человеку, мы улучшаем их запоминание

Психолог Анхельс Наварро написала книгу «Память не изменяет» — полезные советы и упражнения для тех, кто хочет укрепить свою память и расширить ее возможности. Мы выбрали из книги несколько полезных советов, которые помогут улучшить процесс запоминания, запоминать больше и более надежно.

Содержание:

Общие полезные привычки

1. Интерес и желание запомнить очень важны для процесса памяти. Без такого желанияусвоенные знания тут же забываются.

2. Будьте наблюдательны. Внимательность к тому, что вы видите и слышите, а также к тому,что говорят и делают окружающие, помогает в запоминании.

3. Понимание — ключевой момент для памяти. Непонятное сложно запомнить.

4. Концентрация внимания тоже имеет значение, поэтому при запоминании исключите отвлекающие факторы.

5. Будьте организованны: всегда храните часто используемые вещи на одних и тех же местах. Внешний порядок — это и внутренний порядок; память нуждается в упорядоченном хранении информации, чтобы потом извлечь нужные данные по первому требованию.

6. Очевидно, что запомнить площадь города, который вы посетили, гораздо легче, чем текст из книги. Мы лучше запоминаем ощущения и чувства, нежели идеи. Интенсивно переживая происходящее, вы запомните информацию с большей легкостью.

7. Пойте песни, объясняйте рецепты, цитируйте поэзию и запоминайте сказки, чтобы потом рассказывать их вашим детям или внукам.

8. Старайтесь использовать образное мышление. Образы задерживаются в памяти гораздодольше, чем слова.

9. Старайтесь выразить словами внутренние воспоминания (например, рождение ребенка) и рассказывайте о них другим.

10. Практикуйте виды деятельности, помогающие думать: решение головоломок и кроссвордов,отгадывание загадок, игра в домино и шахматы.

11. Говорите с людьми. Будьте открыты ко многим вещам.

12. Ищите во всем позитивную сторону. Будьте оптимистами.

13. Прокладывайте зрительные маршруты и привязывайте идеи (абстрактные и не только) к образам.

14. Заучивание путем повторения приводит к механическому запоминанию и накоплению неупорядоченной информации. А такая информация быстро забывается. Всегда старайтесь понять то, что запоминаете.

Советы по увеличению объема памяти

15. Ритм или веселая мелодия, вызывающие ассоциации с текстом, облегчают запоминание.

16. Каждый день хоть понемногу читайте книги, журналы, газеты.

17. Разбивайте списки слов по категориям.

18. Питайтесь правильно. Жирная еда и полуфабрикаты провоцируют различные заболевания(атеросклероз, диабет, повышенное давление), ухудшающие память.

19. Ежедневно выполняйте физические упражнения.

20. Будьте спокойны и расслабляйтесь. Стресс плохо влияет на память.

21. Старайтесь достаточно спать: здоровый сон восстанавливает орга низм.

Стратегии изучения информации

22. Используйте для запоминания вспомогательные средства: составляйте планы и расписания дел, списки, наклеивайте стикеры с напоминаниями, ведите дневник.

23. Используйте необычное как средство для запоминания информации: надевайте кольцона другой палец, завязывайте узелок на платке.

24. Выполняйте повседневные дела устоявшимся способом.

25. Старайтесь связывать с определенным контекстом все, что хотите запомнить. Ваши мыслидолжны быть похожи на кино, ведь образы запоминаются лучше.

26. Создавайте ассоциации: связывайте разные идеи и предметы друг с другом.

27. Визуализируйте информацию во время запоминания или запоминайте перед зеркалом.Хорошо было бы также при этом снимать себя на видео.

28. Изучая информацию, карикатурно преувеличивайте ее черты. Так потом вам будет легче ее вспомнить.

29. Для запоминания списков разбейте слова по категориям, структурируйте их.

30. Запомнить слово из пяти букв проще, чем запомнить пять букв по отдельности, поэтомуинформацию следует группировать. При запоминании длинных чисел тоже поделите цифры на группы.

Стратегии закрепления информации

31. Перед сном размышляйте о прошедшем дне, о том, что вы хотите запомнить. Ночью воспоминания консолидируются.

32. Не действуйте автоматически, сознательно сосредоточивайтесь на своих действиях во время их выполнения.

33. Повторяйте — это важно для закрепления информации.

34. Повторяйте прочитанное вслух. Проделывайте это три раза подряд. Поскольку в этом процессе принимают участие два органа чувств (зрение и слух), вам будет гораздо проще закрепить информацию.

35. Связывайте новые данные с уже усвоенной информацией. 

Стратегии воспроизведения информации

36. Если у вас возникло ощущение, что вы вот-вот вспомните слово, подумайте обо всехсогласных в нем и свяжите их с гласными. Очень скоро слово всплывет в памяти само собой.

37. Желая что-нибудь вспомнить, мы принимаем особые позы и делаем особые движения:кладем руку на голову, чешем подбородок. Проделайте это, чтобы сконцентрироваться.

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

С чего начать?

Скачали книжку на смартфон, а читать не хочется? Ощущение знакомое многим. В результате нежелания нагружать мозг дополнительной информацией, книга убирается дальше, а позже вовсе удаляется из памяти устройства. Бумажный вариант закидывается на темную полку и забывается. Попробуем расшевелить вас и дадим несколько рекомендаций, применяя которые, вы поймете, как научиться быстро читать, и запоминать прочитанное.

Долой неинтересные произведения

Серьезно. Хватит заставлять себя читать Анну Каренину, к которой душа не лежит со школьной скамьи. Не каждый способен понять и принять классику – это нормально. Времена изменились, попытка наставить человека на путь истинный методом приручения к литературе XVIII–XIX века выглядит странно.

Вы никогда не научитесь быстро читать книги, если они будут неинтересны лично вам. Мозг откажется запоминать информацию

: перескакивания между строк и сложные обороты приводят лишь к потере интереса.

Попытки прочесть то, что не нравится, не способствуют развитию мозговой деятельности и самообразованию в целом. Это бесполезный труд. Мы ведем речь не конкретно о классике, а о литературе в целом. По мнению психологов, навязанное суждение не принесет ничего кроме разочарования. Поэтому, если вам нравится листать комиксы Marvel, немедля займитесь этим. Вы разовьете привычку к чтению, даже если будете тренироваться на маленьких фразах в облаках героев.

Вывод: читайте то, что интересно. Не покупайте литературу, навязанную обществом.

Не стремитесь к модному течению – скорочтению

Современный взрослый человек читает со скоростью 250–300 слов в минуту. Помните, как в первом классе проверяли способности? Вернитесь в детство, попросив члена семьи проконтролировать вас: засеките 60 секунд и начинайте читать вслух. Если результат менее 200 слов, дело плохо.

Это говорит о недостаточной скорости реакций мозга. Потренируйтесь, доведите до нормы. Увидите, что память улучшиться, запоминать прочитанное станет легко. Ритм чтения играет не последнюю роль в способности воспроизводить сюжеты из книг.

Откажитесь от скорочтения. Прочитанное не усваивается и не запоминается. При скорости 1500 слов в минуту, мозг воспринимает текст со стороны.

Представьте: вы стоите на платформе, перед глазами проносится Синкансэн – самый быстрый поезд в мире. Вы увидели его, в общих чертах поняли, что он зеленый, с вытянутым носом. Что вы сможете рассказать через 10 минут? Ничего. Так и в скорочтении.

Вывод: читайте на нормальном уровне 250–300 слов в минуту, чтобы запоминать, что написано в книге.

Что может пригодиться

Ознакомьтесь с пятью советами, которые помогут обрабатывать информацию качественно и лучше запоминать прочитанное произведение:

  • приучитесь читать безмолвно. Это значит, что в процессе должен быть задействован только мозг. Не проговаривайте слова про себя, создавая параллельную произведению мысль. Не нашептывайте, не шевелите губами, повторяя строчки из текста. Так вы не запомните ни буквы, ведь внимание будет направлено на проговаривание, а не на чтение;
  • тренируйте память постоянством. Читайте 15 страниц ежедневно, даже если не хочется. Создайте вокруг фоновые условия, позволяющие воспринимать текст лучше. Это может быть тихая музыка, тишина или, наоборот, шум и гам. Каждый человек индивидуален, поэтому единого фона для запоминания прочитанного существовать не может. О том, почему ухудшается память, прочтите здесь.
  • рекомендуем делать пометки на полях. Одной-двух на десять страниц достаточно, чтобы восстановить сюжет.
  • после каждой главы останавливайте чтение на 3 минуты. За это время воссоздайте в голове картинку сюжета, сочините ассоциации. Это поможет лучше запомнить прочитанное;
  • как только закроете книгу, обмозгуйте ее, составьте личное мнение о написанном. Собственное мнение вы точно никогда не забудете, а там и сюжет по ниточке подтянется.

Надеемся, вы поняли, как научиться быстро читать, и запоминать прочитанное. Желаем интересных, ярких и добрых персонажей в новых книгах!

[Источник: http://glicind3.ru/]

как вернуть деньги за покупки в интернете

Дорогие друзья! Если Вы ведете учет своих финансов, то прочитайте статью про то как можно вернуть часть денег за покупки в интернет- магазинах, за покупку билетов и многое другое с помощью кешбэк-сервисов,

я подобрала лучшие и проверенные сайты. Читайте и возвращайте Ваши деньги!

Как выучить английские слова? Мои пять способов эффективно запомнить английские слова

Овладение иностранным языком невозможно без заучивания большого количества незнакомых слов и, желательно, ежедневно. Какие же есть способы запоминания? Делюсь своим опытом.

Я учила английские слова, записав их и перевод на отдельных небольших листочках, вытягивала наугад, повторяла так, и они запоминались. Можно также записать слова и их перевод в небольшой блокнот, в два столбика, закрыв одной рукой половинку, вспоминать перевод, потом наоборот, удобно учить в транспорте, по дороге в универ. Реклама При изучении темы «дом» нужно обязательно подписать имеющуюся дома мебель и название комнат на английском, это обеспечит запоминание соответствующей лексики! 

С появлением смартфонов и различных приложений в нем, стало возможным легче и быстрее заучивать новые слова.

Можно забить в какое-нибудь приложение, типа «Мой словарь», требующие запоминания слова и повторять в любом месте в свободную минутку, еще и произношение иностранного слова слушать, что  было невозможно при заучивании слов дедовским способом!К сожалению, все эти способы воспроизведения выученных слов происходят в режиме словаря: слово — перевод, и с реальными ситуациями общения ничего общего не имеют. В реальной же коммуникации появится еще и контекст: слово обрастет другими словами, которые повлияют на его значение, придав нужные оттенки, все вместе превратится в предложение или целый текст. Люди станут слушающими и говорящими: пониманию и производству речи будут препятствовать, так называемые, помехи. Возможно акцент, быстрый темп речи — может повлиять на правильное понимание сказанного, а при формулировке мысли, на говорящем может сказаться, например, волнение и подходящее слово он не вспомнит. Поэтому нужно учиться новые слова узнавать и применять в речи, этому нужно именно учиться, потому что, кажется, что выучил слово, но при столкновении с потоком речи, слово можно просто не узнать, а в разговоре не вспомнить необходимое слово, которое, как оказывается, учил когда-то…

Какие есть уловки для более быстрого и эффективного заучивания иностранных слов?

Чтобы накрепко запомнить новое слово, воспользуйтесь методом ассоциации, который состоит в связывании подлежащего заучиванию слова, по принципу схожести, с определенной ситуацией или визуальным представлением.

Например, вам нужно выучить слово ‘dove’ — ‘голубь’, вы задумываетесь на минутку и вспоминаете рекламу одноименного мыла и нарисованную на упаковке золотистую птичку, видимо, это и есть голубь, связываете слово ‘dove’ с ней.

Теперь, когда будете вспоминать перевод слова ‘dove’, у вас в памяти всплывет картинка с мылом и нарисованным на обертке голубем, и нужное слово сразу придет на ум!

Эффективному запоминанию слова способствует воспроизведение и восприятие всех его сторон, то есть: незнакомое слово нужно увидеть, услышать, произнести и написать. Желательно не лениться  и производить эти манипуляции с каждым новым словом.

Как я уже говорила, запоминание нового слова навсегда обеспечит его активное использование в речи. Выучив слово, нужно стараться практиковать его в разговорной речи.

Читайте также:  Английский флаг – союз трех стран и трех покровителей — учим английский сами

Не стесняйтесь высказываться на занятиях, не бойтесь сказать что-то не так или не то, — все ошибаются.

Если изучаете язык самостоятельно и попрактиковаться не с кем, найдите друга по переписке, можно зарегистрироваться на любом, понравившемся сайте, где люди со всего мира ищут друзей иностранцев, и общайтесь в чате!

Индикатором успешного запоминания нового слова, по-моему мнению, является узнавание его в речи. Или, с другой стороны, для усвоения слова навсегда очень важно научиться узнавать его в речи. Поэтому нужно слушать устную речь и читать какую-нибудь литературу на иностранном языке. В этом вам помогут подкасты и обычные книги.

Очень важно, при изучении иностранного языка в группе под контролем преподавателя, учить новые слова, пользуясь техническими средствами или бумажными носителями (как описывалось в начале статьи), а затем практиковать их, не стесняясь, высказываться на занятиях.

При изучении языка самостоятельно важным является заучивание слов, объединив их по темам, например, сначала учим лексику темы «дом», потом, «внешность», затем «еда» и т.д. При этом обязательно учимся узнавать и использовать в речи новые слова.

На этом все, успехов в изучении иностранных языков!

В чем разница между suggest и offer; believe и trust; made of и made from; do и make; sick и ill; say и tell; older и elder;  small и little. За обновлениями следите во вкладке «лексика»

Если остались вопросы после прочтения статьи, задавайте их в комментариях.

Чтобы не пропустить следующую статью, подписывайтесь на мой блог (кнопка вверху страницы)

Подписывайтесь также на мой мини-блог в твиттере! (Там есть еще и то, чего нет здесь)

Если статья была полезна, поделитесь в любой соцсети.

Источник:

Конспект лекции Ильи Утехина «Семиотическая психология Выготского: взгляд из 21 века»

Илья Утехин — социолог и историк культуры, профессор факультета антропологии, декан Европейского университета в Санкт-Петербурге. Для вашего удобства мы сделали конспект его лекции, видео можно найти по ссылке.

Эта лекция — скорее развлекательный разговор, чем интеллектуальное «грузилово». Я не профессиональный психолог и не историк науки. Попробую рассказать о том, что использую в своей практической работе.

О Выготском

Его идеи популяризировали его последователи среди американских психологов — Джерем Бруннер, Майкл Коул, Вёрч и другие. Они и сделали его идеи важными для современной когнитивной науки. В этой лекции я разберу только основные идеи. Для более подробного изучения есть Cambridge Companian for Vygotsky.

Выготский показал, что все формы человеческой психики опираются на знаковый механизм. Он исследовал, как высшие психические функции возникают через включение в них знаков из окружающей среды.

О памяти

На публичных лекциях Выготский просил аудиторию диктовать ему цифры, слова, и записывал их на большую аудиторную доску. Потом отворачивался от доски и по памяти воспроизводил всё записанное — в прямом или обратном порядке. У него не было феноменальной памяти, но была собственная мнемоническая система, которая помогала ему запоминать информацию.

В старших классах гимназии он составил список из всех известных авторов — от Древней Греции до начала двадцатого века. Этот список он заучил — готовился быть художественным критиком, и он стал основой его мнемонической системы. Каждую цифру или слово, которые предлагали слушатели, он мысленно привязывал к какому-то писателю из списка. Потом, чтобы вспомнить число, он вспоминал фамилию автора и его положение в списке.

Получается, что он запоминал даже больше, чем просто буквы и цифры на доске. Но список помогал организовывать и структурировать информацию. Оказалось, что чем лучше организованны данные, тем проще их запоминать. Это пример семиотической организации высших психических функций. Если у нас есть средство организовать данные, нам проще запоминать.

Какие-то вещи мы запоминаем автоматически — лица и имена близких людей, игрушки. Но иногда человек делает усилие, чтобы что-то запомнить. Усилие становится попыткой контролировать, что запоминается, а что нет. В случае автоматической памяти нечто просто запоминается человеком. В случае осознанной попытки что-то запомнить, человек запоминает нечто.

Контролируя процесс воспоминания, мы выносим его «наружу»: переносим на какой-то внешний объект. Раньше, на носовых платках люди завязывали узелки, чтобы напомнить себе о чём-то, или клали бумажки под крышку часов. Хочешь посмотреть время — открываешь крышку часов, видишь бумажку, и вспоминаешь о чём-то.

Раньше, на носовых платках люди завязывали узелки, чтобы напомнить себе о чём-то, или клали бумажки под крышку часов. Хочешь посмотреть время — открываешь крышку часов, видишь бумажку, и вспоминаешь о чём-то. Воспоминание выносится «наружу», на какой-то внешний объект.

Узелок и бумажка под крышкой часов — это примеры рудиментарной формы культурной памяти. Более сложные, нерудиментарные формы — письменность и другие семиотические системы. Выготский исследовал, как возникают структуры, которые включают такие знаки, и как знаки перестраивают уже существующие процессы.

О том, как системы знаков перестраивают психические процессы

Интериоризация — это то, как внешние (социальные) процессы становятся внутренними.

Выготский формулирует интериоризацию так: когда то, что делал раб и то, что делал надсмотрщик, совмещается в одном лице. Когда и раб, и смотритель совмещаются в одном лице — форма деятельности становится интериозированной. Значит, эта форма деятельности уже у нас внутри. Это общая закономерность, которую Выготский назвал «общим генетическим законом культурного развития».

Когда и раб, и смотритель совмещаются в одном лице — форма деятельности становится интериозированной. Значит, эта форма деятельности уже у нас внутри.

Например, инструкция к видеокамере замещает профессионала, который мог бы нам быстро и понятно объяснить, как она работает. Если такого человека нет, приходится пользоваться тем, что его замещает. Более простой пример — инструкция по приготовлению супа. Инструкция тут — внешний контроль деятельности.

Это значит, что ребенок, которому мама объясняет, как построить фигуру из кубиков, со временем начинает сам эти инструкции вслух проговаривать. И когда вы готовите суп, вы запомните инструкцию лучше, если проговорите ее вслух.

Выготский писал: «Всякая психическая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды: сначала как социальная — между людьми, интерпсихическая, — затем внутри ребенка — как интрапсихическая. Это относится к памяти, развитию воли».

О социальности психики

Получается, все высшие психические процессы, в частности, логическое мышление, сначала возникают из социальной среды. Логическое мышление всегда основано на споре или дискуссии. Пока человек не начинает спорить, у него нет потребности свою позицию логически формулировать и защищать. Рассуждение тоже возникает в диалоге.

Гипотетически мы можем проследить формы психики до их истоках в социальном взаимодействии. Очень точно об этом писал Бахтин: «психика в организме экстерриториальна. Это социально проникшая в организм особь».

Психика в организме экстерриториальна. Это социально проникшая в организм особь.

Свое поведение и поведение других людей каждый из нас понимает по-своему. Так, студент на экзамене может запомнить и озвучить большие отрывки текста или конспектов. Но вряд ли он понимает термины, о которых рассказывает, так же, как их понимает их автор. Ребенок повторяет вслух инструкции, которые раньше говорила ему мама, но часто понимает их совсем не так, как его родители.

О социальности мышления

Если психика социальна, то можно предположить, что и мышление не ограничено головой одного человека. Мышление не ограничено головой одного человека. Одного мозга мало — мозг находится в теле, тело — в мире, который населён другими людьми, артефактами и средствами репрезентации информации.

Мышление не ограничено головой одного человека. Одного мозга мало — мозг находится в теле, тело — в мире, который населён другими людьми, артефактами и средствами репрезентации информации.

Люди часто выносят процесс мышления «наружу» — например, когда дети считают на пальцах, их пальцы становятся системой воспроизводства информации. Эти пальцы — часть его процесса. Потом люди пользуются калькуляторами и счётами.

В процесс мышления можно включать и других людей. Дочь потеряла куклу, и спрашивает у отца, где она может быть. Отец вспоминает, что вчера они ездили на машине — и предлагает дочери посмотреть, есть ли кукла в машине. Кукла находится. Тут невозможно однозначно сказать, кто из них двоих реализовал воспоминание о том, где находится кукла.

Более сложный пример — вождение машины. Водитель на роскошном Ферари с открытым верхом, или на скоростном байке, едет, обгоняя всех других, подрезает, и почти вылезает на встречную полосу. Он добирается до места назначения быстрее, чем остальные водители. Добирается и думает: «у меня крутой байк, поэтому я так хорошо вожу». Но когда другие водители видят скоростной байк, они становятся осторожнее. То есть, они производят часть вычислительной работы, которая распределена между всеми водителями на этом участке дороге. В эту сеть включено еще много параметров: кто-то думает о том, сменил ли шины на зимние, кто-то о тормозах и так далее.

О навигации и культурных различиях когнитивных процессов

Американский антрополог Хатчинс (Hutchins) изучал навигацию. В его книге «Cognition in the Wild» сравнивается, как решаются навигационные проблемы в современной западной культуре и в культуре коренных народов Карельских островов.

В городе Сан Диего расположена большая военно-морская база. На одном из кораблей произошёл сбой — отключилось всё электричество. Без электричества кораблём невозможно управлять, а прямо по курсу — яхты. Военный корабль не может затормозить, но ему нужно как-то рассказать о своих проблемах всем вокруг. Пример показывает, что в современной западной культуре навигация — техническая, основанная на приборах, которые строят курс, помогут не врезаться и сообщат всем, если что-то пойдёт не так.

Жители Каролинских островов часто проводят на воде по несколько сотен дней подряд. Им тоже нужно ориентироваться, но технологий у них нет. Технологии и не нужны — каролинцы не прокладывают курс вообще. Они ориентируются по звездам — знают, в каком порядке звезды появляются на небе, какой остров под какой звездой находится. Для них — это океан течёт, а лодка как будто бы и не двигается. Они используют информацию из окружающей среды. Они не воспринимают дорогу как проложенный курс, которому нужно следовать.

Лучший способ запоминания в долговременную память!

Россия, Москва

Что значит «запомнить в долговременную память»?

Это во-первых — запомнить, а во-вторых — повторить! Вот от этого и будем плясать

Источник: https://ZapomniVse.com/stati/zapominenie-informacii/luchshijj-sposob-zapominaniya-v-dolgovremennuyu-pamyat.html

Тест и тренажер – два в одном

Автор Татьяна Попова.

Чтобы сегодня быть успешным, жить в согласии с собой и окружающим миром, необходимо постоянно тренировать память, внимание, мышление, развивать самоконтроль, быстроту реакцию и многое другое, да так, чтобы эти занятия приносили как пользу, так и удовольствие. Универсальный тест-тренажер – это именно то, что всем нам нужно.Дорогие друзья! Мы предлагаем вам бесплатный надежный инструмент, с помощью которого вы в увлекательной форме самостоятельно сможете не только тренировать свои умственные способности (в первую очередь – память и внимание), но и проверить их состояние, провести анализ результатов тестирования и диагностику степени их сформированности. Предлагаемый тест, тренажер – называйте как хотите – развивает сообразительность, упорство, способность к быстрому переключению и концентрации внимания, стратегическое мышление. Его начальные уровни несложные, на следующих же обязательно следует сосредоточиться, «включить» мозги и терпение. Этот увлекательный тест заинтересует любого, независимо от возраста, пола и убеждений. Существует много тестов-тренажеров памяти, но этот очень увлекателен, эффективен и прост в применении. Он доступен каждому: и ребенку, и взрослому. Искушенные люди знают, что двадцать минут занятий в день с этим тестом-тренажером через месяц дают потрясающий результат. И вы это поймете, как только начнете тренинг. И полюбите наш тест уже через несколько минут общения с ним. Не верите – проверьте. Чтобы запустить тест, щелкните мышкой по картинке. На слова, написанные незнакомым языком, не обращайте внимания. Как только появится кружок, запомните его положение и щелкните по нему левой кнопкой мыши. Затем появится следующий. Не перепутайте его с первым, щелкните именно по нему и запомните положение уже двух кружков. И так далее. Старайтесь сосредоточиться и ни на что не отвлекайтесь. Очень скоро вы получите удовольствие. Вам захочется играть с кружками еще и еще. Скорее всего с первого раза вам не удастся получить сколько-нибудь значительный результат. Не расстраивайтесь: с каждой новой попыткой ваши достижения будут все лучше и лучше. Даже те люди, кто считает свою память совершенной, будут приятно удивлены новым результатам. А тому, кто считает, что у него после многих попыток показатели все равно неважные, раскроем один секрет, позволяющий их улучшить: местоположение кружков гораздо лучше запоминается, если мысленно рисовать фигуры, которые они составляют. Их расположение на экране может ассоциироваться с цифрой, какой-то геометрической фигурой, самолетом, человечком и т.п.

Почти все легко запоминают до 5-8 кружков. Больше 15 запоминают люди с хорошей памятью. Если ваш результат 25-30 кружков — у вас замечательная, тренированная память. По нашим данным больше 50 кружков запоминают люди, которых вполне можно назвать гениями.

Таким образом, если ваши достижения не превышают 10 запомненных кружков, вам непременно стоит тренировать свою память при помощи этого теста-тренажера. Но, даже если вы спокойно запоминаете 20 кружков, вам все равно есть куда стремиться. Человек способен на очень многое. Ваш мозг — это неизведанная страна.

Сделайте ему подарок при помощи нашего тренажера, и он скажет вам «спасибо».

Итак, вперед, к совершенству! Успехов вам в этом благородном деле.

Тэги: Бесплатные тесты-тренажеры

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Источник:

Как развить свою слуховую память: 4 упражнения, 1 методика и тест

Привет, друзья! Вы заметили, сколько нового мы узнали за последнее время о памяти? Если вы пропустили мои предыдущие статьи, обязательно прочтите их, поскольку сегодня у меня особенное предложение на тему памяти. Давайте разберемся, как развить слуховую память.

Иногда полезно использовать препараты для памяти и мозгового кровообращения. Но аптечные не годятся. Они слишком вредны для организма. Лучше покупайте .

Как мы знаем, есть три основных вида памяти: зрительная, слуховая и моторная. Как и все гениальное в нашем организме, виды памяти одинаково важны и едва ли могут заменяться между собой.

Во всяком случае, для целостного восприятия окружающего нам необходимо прикладывать равные усилия, чтобы гармонично развивать слух, зрение и движения.

А, поскольку, сегодня мы остановились на слуховой памяти, давайте изучим несколько универсальных техник для ее улучшения.

Как развить слуховую память: 4 упражнения и 1 методика

Техники развития фотографической памяти уже обсуждались на блоге. Почитайте.

Нижеприведенные рекомендации хороши своей простотой и эффективностью, за счет чего одинаково подойдут как взрослым, так и школьникам. Итак, вот четыре проверенных методики на развитие слуховой памяти.

Упражнение для концентрации внимания и развития слуховой памяти

Вечером, приняв удобное лежачее положение и настроившись на сон, попробуйте сконцентрироваться на окружающих вас звуках. Как правило, на время отдыха мы стараемся исключить все шумы вокруг, но, если прислушаться, какие-нибудь звуки есть всегда.

Читайте также:  Как выучить текст: 17 способов быстрого запоминания

Обратите внимание, например, на завивание ветра за окном, собственное дыхание или бульканье в животе (что актуально, если вам совсем повезло, и с посторонними звуками дефицит).

При регулярной практике этого упражнения вы заметите, как улучшилась ваша слуховая память и концентрация внимания, в целом.

Упражнение для активизации конкретно слуховой памяти

Такое же простое, как первое. Для него вам нужно уединиться, расслабиться и воспроизвести в уме любые звуки, голоса, тексты, услышанные накануне.

Для усиления эффекта постарайтесь немного изменить их тональность или громкость. Так мы добиваемся четких воспоминаний звуков, а меняя в памяти их параметры, укрепляем хорошую слуховую память.

Желательно уделять упражнению 5-7 минут ежедневно.

Упражнение с музыкой

Эта методика немного сложнее в том плане, что требует больше умственных усилий, а также плеер или другое музыкальное устройство.

Задача заключается в том, чтобы начав прослушивать какую-либо знакомую композицию, поставить ее на паузу и продолжить воспроизведение у себя в голове.

Лучшим результатом будет развитая возможность полностью прокручивать и прерывать в уме любимую музыку. Здесь также нужна регулярность (в идеале, проводить упражнение каждый день).

Методика чемпиона России по запоминанию

Я уже вспоминал о Станиславе Матвееве и его методике в предыдущих постах. Она поможет легко и быстро развить свою идеальную память (слуховую, в том числе). !

Развиваем слуховую память у ребенка

А вот несколько актуальных методик для развития детской слуховой памяти. Конечно, дети дошкольного возраста требуют специального подхода, особенно в таком скучном деле, как монотонные упражнения. Так что вносим элемент забавы и следуем этим несложным рекомендациям:

  1. Периодично знакомьте ребенка с новыми словами (достаточно называть 8-10 слов в день и, по мере необходимости, их повторять) и просите его повторить какие-то из слов. Так вы заодно сможете определить уровень слуховой памяти чада.
  2. Поиграйте в продолжение фраз. Например, начните: «Я вышел во двор», а ребенок продолжит: «Я вышел во двор, чтобы встретить солнце», и так далее. Затем попытайтесь вместе вспомнить сложившийся рассказ. Здорово, если в игре будет несколько участников. Уже увлекательно, правда? Упражнение хорошо развивает объем слуховой памяти.
  3. Не менее интересно упражнение с ассоциациями для комплексного развития памяти. Суть в том, чтобы разложить перед ребенком несколько картинок с изображениями разных предметов/явлений и поставить задачу показывать ту картинку, на которой изображено произносимое вами слово (обозначающее предмет/явление).

Тест на слуховую память

Ребята, а сейчас предлагаю остановиться вот на таком познавательном видео. Оно состоит из трех тестов. При этом каждый тест ориентирован на развитие различных подвидов слуховой памяти. Как по мне, довольно просто и продуманно. Интересно, понравится ли вам этот ролик. Пожалуйста, напишите об этом в комментариях к посту!

Не забудьте рассказать о своих результатах теста. А также узнайте, что делать при ухудшении памяти и внимания.

Надеюсь, вам пригодилась эта информация и вы поделитесь ею со своими знакомыми в соц.сетях. Подписывайтесь на новости блога.

С вами был Денис Стаценко. Пока-пока!

Источник:

Как улучшить память и внимание у взрослых: 30+ лучших упражнений и методик

Как улучшить память и внимание у взрослых, — вопрос, волнующий многих. Ведь от того, насколько мы способны к обучению и восприятию новой информации, зачастую, зависит качество нашей жизни. Существует множество способов развития умственных способностей, о которых пойдет речь в данной статье.

Методики развития памяти в домашних условиях

Ответ на вопрос как улучшить работу мозга, а, следовательно, и память в домашних условиях, особо актуален для студентов, людей, изучающих иностранные языки, правила дорожного движения и т.д. Для развития памяти и внимания требуются постоянные умственные тренировки.

Чтение является одним из лучших способов улучшить память. Это связано с образами, возникающими в воображении в процессе знакомства с новым литературным произведением. Кроме того, чтение повышает словарный запас и уровень интеллекта.

Улучшить память и, в целом работу мозга, не сложно. Достаточно ежедневно решать ребусы, головоломки, шарады и разгадывать кроссворды. Логические игры заставляют мозг работать: запоминать ходы, строить стратегии, стараться предугадать следующие события.

Если научиться запоминать все продукты, которые необходимо купить в магазине, а не пользоваться списком, можно достаточно быстро натренировать свою память.

Отвечая на вопрос, как развить память и внимание у взрослого, важно понимать, что процесс запоминания основан на трех главных составляющих:

  • эмоции;
  • ассоциации;
  • повторение.

Чтобы запомнить информацию надолго, важно сосредоточиться на ней и представить себе запоминаемое слово, дорожный знак, число и т.д. в ярких красках, а не просто зазубрить его. Мозгу легче запоминать информацию, если у человека она вызвала определенные эмоции.

Идеи, позволяющие ускорить работу мозга

Выполняя следующие рекомендации, можно значительно улучшить качество запоминания информации:

  1. Периодически нужно что-либо менять в повседневной деятельности. Можно посещать новые интересные места или выбрать другой маршрут на работу. Деятельность, которой ранее человек не занимался, заставит мозг развиваться, будет способствовать формированию и укреплению новых нейронных связей.
  2. Важно регулярно делать упражнения, улучшающие кровообращение мозга. Для этого необходимо разогреть кисти рук между собой, далее растереть виски, лоб, уши. Затем, легкими круговыми движениями промассировать всю голову.
  3. Давайте своему мозгу отдохнуть каждый день хотя бы на 15 минут. Расслабляться стоит в спокойном месте с приглушенным светом.
  4. Нужно больше двигаться, желательно на свежем воздухе.
  5. Если необходимо запомнить какую-либо информацию, следует изучить ее перед сном. Во сне подсознание лучше обрабатывает полученный материал.
  6. Стараться не использовать калькулятор, если необходимо что-либо решить. При регулярном вычислении в уме память с каждым разом тренируется все больше.
  7. Не стоит забивать свой ум ненужной информацией.
  8. Чтение книг, изучение иностранных языков, запоминание стихов и беседы на различные темы — вот, что существенно помогает улучшать память и мышление.

Читайте также:  Темы для публичного выступления: примеры тем для любых выступлений

Народные средства для улучшения памяти

Улучшения показателей мозговой деятельности можно достичь не только тренировочным путем. Понизить внутричерепное давление, избавиться от шума в ушах, снизить симптомы мигрени, улучшив, тем самым, свою память, можно народными средствами.

Например, можно сделать настойку клевера. Для этого наполните емкость объемом 1 литр головками данного растения и залейте водкой до верха. Хранить настойку нужно 2 недели в прохладном, защищенном от света месте.

Употреблять средство необходимо 1 ст. ложке на ночь в течение трех недель.

Повысить мозговую деятельность можно с помощью настойки из корня девясила. Измельченные корни растения (1 ст. ложку) необходимо насыпать в емкость и добавить 2 стакана водки, затем убрать в темное место. По прошествии месяца, настой процеживают.

Принимать средство нужно трижды в день перед едой в количестве 20 мл. Лечение стоит проводить хотя бы 30 дней в году. Противопоказан людям с сердечными и почечными заболеваниями, а также при беременности.

Стимулировать работу головного мозга поможет кора рябины красной. Одну ст. ложку рябины заливают стаканом горячей воды и кипятят на плите в течение 10 минут.

Отвар должен настояться в 5-6 часов, после чего массу процеживают. 20 мл отвара необходимо принимать 3 раза в день. Курс должен составлять 35 дней, дважды в год.

Принимать настой нельзя при повышенной свертываемости крови и беременности.

Продукты, диета для мозга и памяти

Улучшение памяти, мышления и внимания зависит от того, что мы едим.

Продукты, положительно сказывающиеся на работе интеллекта:

  • фрукты: красный виноград; лимон; авокадо; киви;
  • овощи: чеснок; свекла; красная капуста и брокколи; баклажаны; зеленый горошек; красная фасоль; шпинат; морковь;
  • ягоды: клюква, черника;
  • мед;
  • морская капуста;
  • розмарин;
  • орехи, фисташки, тыквенные семечки;
  • жирные сорта рыбы и морепродукты;
  • курага;
  • шалфей.

Источник:

Мнемонизмы

Мнемотехника«Я предложил Ш. ряд слов, затем чисел, затем букв, которые либо медленно прочитывал, либо предъявлял в написанном виде. Он внимательно выслушивал ряд или прочитывал его и затем в точном порядке повторял предложенный материал.

Я увеличил число предъявляемых ему элементов, давал 30, 50, 70 слов или чисел, — это не вызывало никаких затруднений.Опыт показал, что с такой же легкостью он мог воспроизводить длинный ряд и в обратном порядке; он мог легко сказать, какое слово следует за какими и какое слово было в ряду перед названным.

Увеличение ряда не приводило Ш. ни к какому заметному возрастанию трудностей, и приходилось признать, что объем его памяти не имеет ясных границ».Наш разговор начинается с отрывка из книги российского психолога А. Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти», в которой рассказывается о необыкновенном, как вы уже поняли, человеке — Соломоне Вениаминовиче Шерешевском. Искренне восхищаясь его феноменальными способностями, мы попробуем разобраться в том, как они были устроены, как работали, и попробуем научиться, хотя бы отчасти, тому, что было дано этому человеку от природы, для того чтобы помнить если и не все, то все, что нам нужно.Давайте задумаемся, почему память так много значит для каждого из нас? Ответ прост: связывая настоящее с прошлым, память придает всей нашей жизни непрерывность и связность, и тем самым непосредственно участвует в формировании индивидуальности. Как замечательно сказал выдающийся психолог Л. С. Выготский, «память является одной из форм внутреннего сотрудничества человека с самим собой».

В древнегреческой мифологии богиня памяти Мнемозина слыла матерью муз, покровительницей ремёсел и наук. А в последнее столетие память является предметом научных исследований, в которых ученые выясняют нейрофизиологию памяти, законы, в соответствии с которыми происходит восприятие информации, ее запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

Конечно, нас с вами в первую очередь интересует практическая сторона, т.е. ответ на вопрос: как мне запомнить то, что мне нужно запомнить?

Внимание и мотивация

Правильно организованное запоминание начинается с внимания. «Предмет, на который мы обращаем внимание, остается в нашей памяти, а то, что мы в рассеянности игнорируем, не оставит в ней никакого следа», — писал американский психолог Уильям Джеймс.

Для эффективного запоминания информации наиболее важным является так называемое произвольное внимание, которое, в отличие от непроизвольного, требует от нас волевых усилий и контроля. Произвольное внимание является результатом сознательно поставленной задачи, из чего следует практический вывод-рекомендация: если вы хотите хорошо запомнить новую информацию, скажите себе: «Сейчас я буду читать новую главу учебника. Я буду читать ее внимательно, стараясь глубоко вникнуть в новый материал. Все самое важное из того, что я прочитаю сейчас, я запомню прочно и надолго».

Для качественного запоминания, наиболее важны два параметра внимания: концентрация и устойчивость. Эти навыки отлично тренируются. Существует целый ряд упражнений, суть которых как раз и сводится к удерживанию внимания на одном объекте. Психологи рекомендуют начать с концентрации на неподвижных неинтересных объектах, например, скрепке, кончике карандаша, царапине на стекле. Казалось бы, простая задача удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь, не уходя в фантазии и посторонние мысли, но «продержаться» хотя бы одну минуту очень трудно. Однако навык концентрации нарабатывается довольно быстро, даже при непродолжительных, но регулярных тренировках.

Еще один важный фактор, влияющий на запоминание, это — мотивация. Чтобы прочно запомнить новую информацию, надо хотеть ее запомнить. Кстати говоря, ухудшение запоминания в пожилом возрасте часто связано не с ухудшением работы памяти в нейрофизиологическом смысле, а с тем, что человеку стало просто не нужно, ни к чему запоминать то, что было необходимо — и оттого легко запоминалось раньше.

Поэтому прежде чем что-либо запоминать, дайте себе четкие ответы на вопросы: зачем мне нужно запомнить эту информацию, где, как, когда она мне понадобится? Сколько времени мне нужно ее помнить? Осознайте значение запоминаемого материала для вас. Все это поможет концентрации и устойчивости внимания, углублению усвоения информации и, в конечном итоге — ее запоминанию.

По стопам Цицерона

мнемонизмыСреди политической элиты древнего Рима было как-то не принято читать свои речи «по бумажке». Марк Туллий Цицерон (106–43 до н.э.), известный политик и один из выдающихся ораторов в истории человечества, готовя свои яркие речи, произносил их дома, переходя их одной комнаты в другую. Каждую важную мысль он увязывал с той частью обстановки комнаты, которая была перед глазами. Выступая в Сенате, Цицерон мысленно повторял свой маршрут по дому. Таким образом, ему удавалось сказать все, что он хотел, воспроизвести все факты в нужной последовательности безо всяких записей.

Сравним методику Цицерона с опытом уже знакомого нам мнемониста С. В. Шерешевского:

«Когда Ш. прочитывал длинный ряд слов — каждое из этих слов вызывало наглядный образ; но слов было много — и Ш. должен был «расставлять» эти образы в целый ряд. Чаще всего он «расставлял» эти образы по какой-нибудь дороге. Иногда это была улица его родного города, двор его дома, ярко запечатлевшийся у него еще с детских лет. Иногда это была одна из московских улиц. Часто он шел по этой улице — нередко это была улица Горького в Москве, начиная с площади Маяковского, медленно продвигаясь вниз и «расставляя» образы у домов, ворот и окон магазинов, и иногда незаметно для себя оказывался вновь в родном Торжке и кончал свой путь… у дома его детства…».Как видите, система запоминания одинакова. В литературе ее иногда называют «метод мест».

Большинство мнемотехнических приемов основано на перекодировании. Запоминаемая информация переводится с помощью ассоциаций или по каким-либо правилам в другую знаковую систему. Мнемотехнические методы особенно хорошо работают для запоминания логически не связанной информации. Самым простым примером является знакомая каждому из нас фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»; здесь первые буквы слов являются первыми буквами цветов спектра.

Одна из задач, которую мнемотехника помогает решать наиболее эффективно — это запоминание чисел. Конечно, числа можно запоминать с помощью уже знакомого нам метода мест, но есть и другой хороший способ: цифро-буквенное перекодирование. Первым шагом применения этого способа является построение цифро-буквенного кода — списка соответствия цифр и букв.

На­пример:Цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9Буквы Н О Д Т Ч П Ш С В Р

В этой таблице каждой цифре соответствует первая буква, с которой начинается название цифры, за исключением цифры 9 (буква «Д» уже занята), которая немного похожа на перевернутую букву Р. А теперь, чтобы запомнить число, нужно превратить его цифры в буквы и придумать слово или фразу, включающее эти буквы. Придуманное слово или фраза должны быть легко запоминающимися. Возьмем, к примеру, число 5129 (код замка в подъезде, где живет автор). Ему соответствует следующий набор букв: ПОДР. Можно подобрать такие слова, как ПОДаРок, ПОДРаться, ПОДРаботка.

Придумаем для образованного слова подходящую зрительную ассоциацию. Например, я могу представить, как возле моего подъезда стоят подозрительные типы, с которыми мне придется ПОДРаться (эмоционально яркий, но плохой пример), или что у подъезда стоит красивая девушка и дарит мне ПОДаРок (вот это гораздо лучше!). Таким способом мы можем легко запоминать номера телефонов, счетов, пин-коды, даты — любую цифровую информацию.

Разумный подход

МнемотехникиРоссийский психолог П. И. Зинченко провел в 1961 году следующий эксперимент. Испытуемым давалась задача механически запомнить ряд слов или найти смысловую связь между ними. Было показано, что чем более осмысливалось содержание слов и чем больше требовалось активности при этом осмысливании, тем лучше слова запоминались.Становится понятна ирония Ларошфуко, который писал: «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум».

Запоминание становится познавательным процессом, когда, воспринимая новую информацию, мы стремимся установить смысловые, логические связи между ее частями, а также и с информацией, которая у нас уже имеется. Такой способ запоминания еще называют рациональным (от «рацио» (лат.) — разум). Детальнее разобраться, в чем заключается рациональный способ запоминания, удобнее всего на примерах методов работы с текстовой информацией.

Метод PQ-4R был разработан в США в годы второй мировой войны для работы с учебными и научными текстами, подтвердил свою высокую эффективность и вошел в программы многих американских университетов.

Этапы этого метода таковы:P (preview) — предварительный просмотр. Основная задача этого этапа — получить общее представление о материале в целом. Просмотрите оглавление, если оно есть, или заголовки разделов. Затем бегло просмотрите текст, чтобы составить самое первое и общее представление о его содержании.

Q (questions) — вопросы. На этом этапе рекомендуется сформулировать вопросы, ответы на которые нужно искать при чтении текста. Некоторые вопросы возникают сами, после предварительного просмотра. Также можно превратить (переформулировать) в вопрос каждый подзаголовок текста. Для углубленной проработки материала вопросы можно записать, а потом письменно на них и ответить.

R (read) — чтение. Читать учебную и научную литературу рекомендуется не скорочтением по диагонали, как газетные статьи, а с такой скоростью, с которой вы спокойно вникаете в материал, «перевариваете» информацию. На этом этапе полезно делать отметки на полях, подчеркивать ключевые слова, несущие главное содержание текста, его основные мысли и положения.

R (reflect) — размышление. Прочитав один раздел или весь текст, если он небольшой, спросите себя: понятна ли мне точка зрения автора? в чем я с ним согласен, а в чем нет и почему? смог бы я объяснить этот материал другому человеку?

R (reсite) — пересказ. Перескажите основные положения текста своими словами. Вы также можете представить, что пересказываете материал кому-то еще, может быть даже экзаменатору, или что вы выступаете перед аудиторией.

R (review) — повторение. Повторно просмотрите текст, обращая внимания на основные идеи, подчеркнутые вами в тексте или отмеченные на полях, порядок их изложения и общую структуру материала.

Более простой метод работы над текстом называется 5W-H. Он заключается в том, что, читая материал, вы стараетесь ответить на шесть простых вопросов: Кто (who) делает, Что (what), Когда (when), Почему (why), Где (where) и Как (how)? Метод больше годится для чтения несложных журнальных статей, чем для научных текстов.

Важное действие в процессе запоминания — повторение. Суть повторения состоит в том, что мы связываем новую информацию с уже имеющимися знаниями. Таким образом, на основе повторения складывается система знаний. Активный и творческий характер повторения заключается в том, что это не просто пролистывание или перечитывание материала. Повторение эффективно, когда мы сначала стараемся вспомнить материал, воспроизвести его, а потом уже сверяемся со своими записями или оригинальным текстом. Запоминаемую информацию рекомендуют повторять через 15–20 минут, через 8–9 часов и через 24 часа. Такая схема обеспечивает прочное запоминание.

Забыл. По собственному желанию?

Мы обычно огорчаемся, когда что-то забываем: имя нового знакомого, номер телефона или адрес, название лекарства и т.д. Понимание причин и законов забывания поможет нам не только улучшить качество запоминания, но и узнать кое-что важное о нас самих.

Немецкий психолог Г. Эббингауз почти 120 лет назад, в 1885 году, проведя большое количество экспериментов, установил, что забывание происходит по гиперболическому закону, т.е. информация быстрее всего забывается сразу после запоминания, в первые часы и минуты. Он же установил, что интенсивность забывания зависит, в частности, от вида информации: быстрее забывается бессмысленный материал, например, механически выученная последовательность цифр, а медленнее — осмысленный рассказ, который запоминался рациональным способом. Практический вывод очевиден: вместо неэффективной зубрежки нужно везде, где возможно применять рациональный способ запоминания.

Другой психологический закон был открыт в 20-х годах прошлого века советским психологом Б. В. Зейгарник: незавершенное действие запоминается прочнее и помнится дольше, чем завершенное. Эффект Зейгарник объясняет, в частности, почему студент после сдачи экзамена не помнит выученный материал, автор, завершив работу над книгой, нередко плохо помнит, о чем он в ней написал.

В результате экспериментов была обнаружена зависимость между качеством запоминания и эмоциями. Выяснилось, что переживание неприятных эмоций, таких как тревога, раздражение, грусть — ухудшает запоминание. И наоборот, положительные эмоции (радость, воодушевление) способствуют более прочному запоминанию.

Отсюда следует практически полезный вывод: когда на душе «кошки скребут», нужно сначала позаботиться о своем самочувствии и настроении, а потом уже браться за дело.Большую и интересную работу по исследованию связи забывания и эмоций проделал Зигмунд Фрейд. По его мнению, мы забываем, «вытесняем» из сознания, события, имена людей, обстоятельства, воспоминания о которых нам неприятны. Например, один человек стал постоянно забывать фамилию своего делового партнера. Это произошло после того как за последнего вышла замуж дама, в которую они оба были влюблены. В данном случае, объясняет Фрейд, забывание помогает как бы вычеркнуть счастливого соперника из своего внутреннего мира — пусть даже в ущерб для делового сотрудничества.

Наблюдения Фрейда расширяют наш взгляд на забывание и подсказывают, что нам нужно не спешить критиковать себя, а подумать о его возможных психологических предпосылках. Обнаружив их, мы станем лучше понимать себя и более взвешенно относиться к случаям забывания. Как признается Фрейд: «Я особенно легко забываю, когда нужно поздравить кого-нибудь с днем рождения, юбилеем, свадьбой, повышением. Я постоянно собираюсь это сделать, и каждый раз все больше убеждаюсь в том, что мне это не удается. Теперь я уже решился отказаться от этого и воздать должное мотивам, которые этому противятся». Я отнюдь не призываю читателей отказываться выполнять дела, которые почему-то забываются; я только обращаю внимание на сам механизм такой забывчивости.

С рассуждениями Фрейда трудно не согласиться, однако прекрасно известно, что многие неприятные воспоминания не только не забываются, но, наоборот, часто «всплывают» сами собой и довольно таки сильно мешают жить. Мы помним нанесенную нам обиду и обидчиков, помним то, что принесло нам страдание и разочарование, помним те случаи, когда наши поступки причинили боль другим. Помним иногда годами — благодаря эмоциональной «яркости» этих событий. С таким тяжелым грузом трудно бодро идти по дороге жизни. Многие религии и эзотерические учения говорят о необходимости простить и забыть. Но простить усилием воли невозможно. Что же делать?

На помощь приходит психология. Во всех основных направлениях современной практической психологии существуют способы проработки травмирующих ситуаций: их проигрывают заново, пересматривают, обдумывают, размысливают — в разных школах по-разному. Целью такой работы является, разумеется, не переделка прошлого и не стирание событий из памяти, а изменение отношения к ним. Посмотрев на свое прошлое под другим углом зрения, с новой позиции человек уже не ранится воспоминаниями. И может искренне простить других людей и самого себя. «Отпустить» то, что было, списать долги… Затем облегченно вздохнуть и, может быть, забыть…