Главная » Новости » Прогресс позволит заранее запрограммировать человеческую жизнь

Прогресс позволит заранее запрограммировать человеческую жизнь

Прогресс позволит заранее запрограммировать человеческую жизнь

Линейка «умных часов» включает различные устройства, от простых браслетов для мониторинга фитнеса, до таких устройств как Apple Watch, обладающих удивительно широким набором функций, сравнимым даже со смартфоном. Они стали уже привычным инструментом для бизнесменов, студентов, спортсменов и многих других. Однако, по мере того как продолжает расти озабоченность по поводу конфиденциальности в нынешнюю эпоху стремительного технологического прогресса, все чаще возникает вопрос, не становятся ли «умные часы» слишком умными.

Ученые из университета Сассекса разработали алгоритм, который выводит «умные часы» на новый уровень. Этот алгоритм позволяет устройству отслеживать и записывать все, что делает его владелец, без всяких инструкций. Существующие модели запрограммированы для фиксации только определенных действий, например, когда вы бегаете, занимаетесь йогой или даже сидите спокойно. Однако, новый алгоритм обходит эту инструкцию.

Христиан Гьорески из Университета Сассекса написал в пресс-релизе: «Нынешние системы распознавания активности обычно терпят неудачу, поскольку они ограничены распознаванием только заранее предустановленного набора действий, тогда как человеческая деятельность гораздо более разнообразна и к тому же меняется со временем». Он добавил: «Мы здесь представляем новый подход, основанный на машинном обучении, который определяет новые действия людей в реальном времени, и который превосходит конкурирующие методы.

Похоже, ученый прав. Исключая ограничения перечня отслеживаемых видов деятельности, как это делают более старые модели, новые «умные часы» смогут лучше осуществлять мониторинг деятельности человека. Это может принести персональные, научные и даже медицинские преимущества. По словам Даниэля Роггена, руководителя исследовательской группы Sensor Research Technology в университете  Сассекса, «будущие умные часы смогут лучше анализировать нашу активность, автоматически обнаруживая, что мы занимаемся каким-то новым видом деятельности. Этот новый метод мониторинга человеческой деятельности обеспечивает гораздо более богатую и точную картину повседневной жизни человека. Как и фитнес-трекеры, новые «умные часы» могут быть использованы для нужд здравоохранения, а также в таких областях как исследования поведения потребителей.

Это крупный технологический прорыв, и его воздействие может оказаться исключительно важным, поскольку в некоторых случаях он может спасти жизнь человека. Но в то же время необходимо сделать шаг назад и задаться вопросом: «Если существует возможность отслеживать каждое мое движение, следует ли это делать?»

О чем книга?

Дивный новый мир зиждется на сильнейшем Мировом Государстве. На дворе 632-й г. эры стабильности, Эры Форда – божества и вдохновителя эпохи. Форд – создатель крупнейшей в мире автомобильной компании. «Господь наш Форд» подменяет Бога как на религиозном (ему молятся и в честь него проводятся ритуалы), так и на бытовом уровне (люди говорят что-то вроде «Форд его знает» или «сохрани Форд»). Технократия охватила весь мир, кроме специальных резерваций, которые оставлены в качестве заповедников, так как климатические условия в тех местах были признаны экономически невыгодными для водружения стабильности.

Главная особенность антиутопии Хаксли в том, что в его мире биологические открытия (метод Бокановского) позволяют осуществить генетическое программирование: искусственно оплодотворенные яйцеклетки выращивают в специальных инкубаторах с помощью различных методик. В результате, получается кастовое общество, где каждая группа заранее подготовлена к определенной функциональной нагрузке.

Откуда название «О дивный новый мир»? Его в романе произносит Джон, это цитата из «Бури» Шекспира (слова Миранды).  Дикарь несколько раз повторяет его, меняя интонацию от восторженной (как у Шекспира) до саркастической (в конце романа).

Какой жанр: утопия или антиутопия?

Жанровая природа романа не оставляет сомнений в своей определенности. Если утопия – это сказка о счастливом будущем, которого хотелось бы достичь, то антиутопия – сценарий грядущего, которого хотелось бы избежать. Утопия – идеал, его невозможно воплотить, поэтому вопрос о его реализации из разряда риторических. Но вот о ее противоположной крайности писатели хотят предупредить человечество, указать на опасность и не допустить ее выхода за пределы книжных страниц. Конечно, по совокупности признаков «О дивный новый мир» — антиутопия.

Но есть в этом романе и утопические аспекты. Многие люди отмечают, что естественное программирование людей, менталитет потребления и кастовость – основы стабильности, которой так не хватает современному миру. По сути, Хаксли решил все злободневные проблемы человечества, полностью подчинив планету воле и сознанию мирового правительства. Даже биологические и физические законы пали ниц перед могучей мыслью альф. Не это ли предел мечтаний? Нет войны, нет эпидемий, нет социального неравенства (его никто не осознает, всех устраивает место, которое они занимают), все стерильно, предусмотрено, продумано. Даже оппозиция не преследуется, а просто высылается из страны и живет себе с единомыщленниками. Не к этому ли все мы стремимся? Вот и разберись, не утопию ли изобразил автор?

Но в прекрасной сказке отчетливо проступает явь: в жертву порядку приносятся нравственность, культура, искусство, институты семьи и брака, а так же сама суть выбора, ведь человеческая жизнь предрешена и запрограммирована с самого начала. У эбсилона, скажем, возможность выбиться в альфы отнята на генетическом уровне. Значит, все наши представления о свободе, справедливости, любви разрушаются во благо комфорта. А стоит ли оно того?

Описание каст

Стандартизация людей — главное условие гармонии в эре Форда и одна из основных тем в романе. «Общность, Одинаковость, Стабильность» – лозунг, во имя которого уничтожено все то, что есть в душе человека. Все вокруг подчинено целесообразности, материальному и грубому расчету. Каждый «принадлежит всем» и живет сегодняшним днем, отвергая историю.

  1. Альфы– люди первого сорта, занимаются умственным трудом. Альфа-плюсовики занимают руководящие должности (Мустафа Монд – его фордейшество), альфа-минусовики – это чины пониже (комендант в резервации). Физические параметры у них наилучшие, как и другие возможности и привилегии.
  2. Беты – женщины, которые представляют собой пары для альф. Есть плюс и минус беты: умнее и глупее, соответственно. Они красивы, всегда молоды и стройны, умны достаточно, чтобы исполнять обязанности на работе.
  3. Гаммы, дельты и, наконец, эпсилоны – рабочие классы. Дельты и гаммы — обслуживающий персонал, работники сельского хозяйства, а эпсилоны — низшие слои населения, умственно отсталые исполнители рутинной механической работы.

Сначала зародыши пребывают в строго определенных условиях, потом они «вылупляются» из стеклянных бутылей – «раскупориваются». Особи, конечно, воспитываются по-разному. У каждой из них воспитывается уважение к высшей касте и презрение к кастам низшим. Даже одежда у них разнится. Отличие в цвете: альфы — в сером, эпсилоны — в черном, дельты — в хаки и т.д.

Проблематика

Стабильность Нового мира описывается в реплике Верховного Контроллера:

Все счастливы. Все получают то, чего хотят, и никто никогда не хочет того, чего он не может получить. Они обеспечены, они в безопасности; они никогда не болеют; они не боятся смерти; им не досаждают отцы и матери; у них нет жен, детей и возлюбленных, могущих доставить сильные переживания. Мы адаптируем их, и после этого они не могут вести себя иначе, чем так, как им следует.

Основная проблема заключается в том, что искусственное равенство, которое на поверку оказывается биологическим тоталитаризмом, и кастовое устройство социума не могут удовлетворить мыслящих людей. Поэтому некоторые альфы (Бернард, Гельмгольц) не в силах приспособиться к жизни, они чувствуют не единение, а одиночество, отчуждение от окружающих. Но без сознательных членов общества дивный новый мир не возможен, именно они отвечают за программирование и благополучие всех остальных, лишенных разума, свободы воли и индивидуальности. Такие люди либо воспринимают службу, как каторгу (как Мустафа Монд), либо отбывают на острова в состоянии мучительного разногласия с обществом.

Если все смогут думать и глубоко чувствовать, стабильность рухнет. Если людей лишить этих прав, они превращаются в омерзительных тупоголовых клонов, способных лишь потреблять и производить. То есть, общества в привычном значении уже не будет, его заменят функциональные касты, искусственно выведенные, как новые сорта картошки. Поэтому решать проблемы общественного устройства генетическим программированием и разрушением всех основных его институтов – это все равно, что уничтожить общество, как таковое, чтобы решить его проблемы. Это как будто из-за боли в голове человек себя обезглавил…

В чем смысл произведения?

Конфликт в антиутопии «О дивный новый мир» — не только спор между старым и новым мировоззрением. Это противостояние двух ответов на вечный вопрос «оправдывает ли благая цель любые средства?». Мустафа Монд (воплощение идеолога Нового мира) полагает, что ради счастья можно пожертвовать свободой, искусством, индивидуальностью и верой. Дикарь, напротив, ради всего этого хочет отказаться от спасительной стабильности, он считает, что она этого не стоит. Оба они запрограммированы воспитанием, поэтому конфликт превращается в коллизию. Дикарь не примет «ложь во спасение», на основе которой и построен «дивный новый мир», его воспитали высоконравственные идеалы шекспировских времен, а Мустафа сознательно выбирает стабильность, он знает историю человечества и разочаровался в нем, поэтому он считает, что нечего церемониться, и все средства хороши для достижения этого самого «блага». В этом и заключается смысл произведения.

Хаксли должен быть доволен. Многие отмечают, что прав был именно этот писатель, когда придумывал «ощущалки» (кино без смысла, зато полностью воспроизводящее ощущения героев), «сому» (наркотик, эквивалентный сегодняшним травке, ЛСД, которые может приобрести даже ребенок), «взаимопользование» (аналог свободной любви, секс без обязательств) и т.д. Совпадают не только формы (вертопланы, электро-магнитный гольф, искусственные аналоги пищи), которые еще можно списать на технический прогресс цивилизации, но и сущностные характеристики: дух и букву «дивного нового мира» впитала наша действительность. Во-первых,  люди всех возрастов помешаны на сексе, а не на любви: молодятся, выставляют голое тело в сеть, носят откровенные наряды, чтобы быть не красивыми, нет, сексуальными. Замужние женщины, женатые мужчины, маленькие дети, их бабушки с дедушками, молодые пары на фоне жирного пластмассового сердца в день Св. Валентина – все приторговывают собой, обнажаясь и кривляясь ради иллюзорного одобрения фолловеров. Они вываливают свою подноготную на всеобщее обозрение, публикуя откровенные фотографии, подробности из личной жизни, адреса, телефоны, место работы и т.д.  Во-вторых, веселый досуг – это теперь пьяное сборище, как акт единения у Хаксли: мужчины и женщины принимают сому, видят галлюцинации и в эйфории наркотического блаженства чувствуют близость. Общие интересы или убеждения упраздняются, людям просто не о чем разговаривать, значит, нет основания для единения, кроме сомы, алкоголя или других стимуляторов радости. Перечислять можно еще долго, но современный человек и сам понимает, что к чему.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Краткий обзор норм Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 11 января 2002 г. N 91-З «О здравоохранении».

Нормой ст. 27 Закона предусмотрена возможность отзыва пациентом (в отношении несовершеннолетних и недееспособных — законными представителями; в отношении лиц, неспособных по состоянию здоровья к принятию осознанного решения — супругом либо при его отсутствии близкими родственниками) своего согласия (а оно является обязательным условием) на медицинское вмешательство, за исключением случаев, когда врачи уже приступили к врачебному вмешательству и его прекращение либо возврат к первоначальному состоянию невозможны либо связаны с угрозой для жизни либо здоровья пациента. Такой отзыв оформляется записью в медицинской документации и подписывается пациентом либо иными вышеуказанными лицами.

В ст. 28 Закона закреплено право пациента либо лиц, указанных в ст. 27 Закона, отказаться от медицинского вмешательства либо потребовать его прекращения, за исключением вышеуказанных случаев. При этом на врачей возлагается обязанность в доступной форме разъяснить пациенту (иным лицам) возможные последствия такого отказа. Отказ с указанием возможных последствий подлежат фиксации в медицинском документе, подписываемом пациентом (иными лицами) и медицинским работником.

На наш взгляд, положения ст. 27 и 28, ограничивая возможность отзыва согласия на медицинское вмешательство, отказа от него либо требования о его прекращении, фактически содержат ограничение права пациента на распоряжение своей жизнью, а именно, если последствием таких действий является возможность летального исхода, о чем пациент поставлен в известность, но настаивает на отзыве согласия, отказе либо прекращении медицинского вмешательства. Но, на практике, особенно в случаях сложных медицинских вмешательств (например, хирургических) такие ограничения оправданы.

Положениями ч. 2 ст. 37 Закона закреплена допустимость прекращения активных мер по поддержанию жизни пациента после констатации биологической смерти. А сам порядок констатации биологической смерти и прекращения мер по искусственному поддержанию жизни пациента определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Это означает, что необходимость проведения (продолжения) реанимационных мероприятий либо их прекращения будет определяться не законом, а подзаконным актом.

И, наконец, Закон о здравоохранении дополнен ст. 38 «Эвтаназия», которая определяет этот акт как добровольную, согласованную с врачом смерть неизлечимо больного с помощью специальных обезболивающих средств. Такая формулировка, на наш взгляд, вряд ли обоснованна.

Во-первых, из буквального толкования словосочетания «согласованную с врачом смерть» следует, что «добровольная кончина» допустима с согласия (разрешения) врача, а не по воле (с согласия) самого больного. Кроме того, вопрос о выражении пациентом своей воли — просьбы об осуществлении такого акта вообще не ставится.

Во-вторых, необходимым условием эвтаназии, помимо неизлечимой болезни, на наш взгляд, являются тяжкие непереносимые страдания больного.

В-третьих, смерть в случае эвтаназии может вызываться не только с помощью обезболивающих средств, но и снотворных и иных сильнодействующих препаратов, а также специальных медицинских приспособлений, поэтому более логичной была бы формулировка «специальных средств» либо «специальных медикаментозных и иных врачебных (медицинских) средств».

В ч. 2 ст. 38 установлено: «Медицинским и фармацевтическим работникам запрещается осуществление эвтаназии. Лицо, которое сознательно побуждает пациента к эвтаназии (т.е. речь идет о подстрекательстве) и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Соображения по поводу законодательного определения и квалификации такого рода деяний высказывались нами ранее.

Adblock
detector