Главная » Новости » Психологи объяснили «эффект дверных проемов»

Психологи объяснили «эффект дверных проемов»

Так называемый «эффект дверных проемов» впервые был описан в научной литературе в 2011 году, но это состояние и прежде было знакомо многим людям — при переходе из одной комнаты в другую мы склонны забывать, зачем мы сюда шли. Ученые предположили, что пересечение порога заставляет головной мозг «перезагружаться», так как все, что относилось к прежнему помещению, уже менее релевантно для нового.

Однако результаты серии экспериментов, проведенных психологами из Университета Бонда (Австралия), позволили по-иному взглянуть на этот феномен. Ученые, статья которых опубликована в журнале BMC Psychology, попробовали воспроизвести «эффект дверных проемов» и посмотреть, что при этом происходит в мозге. Для этого участников попросили надеть шлемы виртуальной реальности и переходить из комнаты в комнату, стараясь максимально подробно запоминать различные объекты, находящиеся в одном помещении, чтобы найти их в другом.

Поначалу психологам не удавалось обнаружить никаких признаков «эффекта дверных проемов», так как участники не страдали от забывчивости при пересечении порогов комнат.

Однако когда им усложнили задачу, загрузив их рабочую память — теперь участникам нужно было не только запоминать объекты, но и параллельно выполнять вычисления в уме, — у них действительно появились провалы в памяти.

«Перегрузка памяти сделала участников более подверженными “эффекту дверных проемов”. Другими словами, этот эффект проявляется только тогда, когда мы находимся в уязвимом положении с точки зрения когнитивной функции», — пояснил ведущий автор исследования Оливер Бауманн (Oliver Baumann). При этом провалы в памяти вызываются не самим фактом пересечения дверного порога, а изменением контекста, переходом в другую окружающую среду.

«Хороший пример — перемещение по супермаркету. Когда мы перемещаемся на лифте или эскалаторе между этажами внутри магазина, это не влияет на нашу память. Но если мы в процессе выйдем на парковку, а потом снова вернемся в магазин, мы можем забыть, что хотели купить, — объяснил Бауманн. — Мозг склонен “раскладывать по полочкам” воспоминания, связанные с различными контекстами. Если он считает, что окружающая среда изменилась, он убирает текущие воспоминания на другую полку, так как они принадлежат другой информационной сети. Такой механизм позволяет более эффективно использовать память, но за все нужно платить — при переходе между помещениями что-то теряется».

Для того, чтобы минимизировать риск таких провалов в памяти, нужно сосредоточиться на чем-то одном. Если же мы одновременно пытаемся «удержать в голове» множество разных вещей, забывчивость неизбежна, отметил Бауманн.

Adblock
detector
16 queries in 0,348 seconds.