Реабилитация детей с ДЦП: самые прогрессивные методы

Все самое важное о современных подходах к восстановлению пациентов с детским церебральным параличом.

Детские церебральные параличи (ДЦП) — это группа хронических непрогрессирующих двигательных нарушений, связанных с повреждением или аномалиями развития головного мозга в перинатальном периоде.

Основные признаки ДЦП — нарушение движений и речи, снижение мышечного тонуса, появление патологических рефлексов. Многие из этих отклонений можно компенсировать и вернуть ребенка к полноценной жизни, если вовремя приступить к реабилитации.

ДЦП как дисфункциональное состояние требует непрерывной, ежедневной реабилитации с первых дней жизни или с момента постановки диагноза.

При разработке программы восстановления следует учитывать медицинские и социальные аспекты:

  • передвижение,
  • поддержание позы,
  • повседневную двигательную активность ребенка,
  • коммуникации,
  • сопутствующие заболевания,
  • уход,
  • качество жизни пациента и членов его семьи.

Программа реабилитации разрабатывается индивидуально для каждого ребенка. Объем восстановительных мероприятий зависит от степени и формы ДЦП, а также от целей реабилитации.

Она включает в себя не только индивидуальную программу занятий лечебной физкультурой (ЛФК), но и подбор технических средств, например, ортезов для поддержания правильной позы, тренажеров, подвесных систем, механизированных и роботизированных костюмов.

Физическая реабилитация после ДЦП

Физическая реабилитация включает в себя массаж, лечебную физкультуру, аппаратную кинезиотерапию. В ряде медицинских центров применяется роботизированная механотерапия: это использование специализированных тренажеров, в том числе основанных на принципе биологической обратной связи.

Также лечебная гимнастика детей с ДЦП, особенно в первые годы жизни, эффективно дополняется приемами Войта и Бобата: они основаны на торможении патологических рефлексов и формировании физиологически правильных движений.

Как добиться результата и избежать ошибок

Из личного опыта могу отметить, что очень важная часть программы восстановления — правильная формулировка ожиданий родителей от реабилитации, правильная постановка целей и соблюдение принципа очередности в их достижении.

Нужно реально оценивать ситуацию: какого уровня повреждения у ребенка, как долго у него это заболевание, какие мероприятия были проведены до этого и какие из них были эффективны.

Пациента должны вести на постоянной основе педиатр, невролог, ортопед, реабилитолог, врач ЛФК, дефектолог. Их совместная задача — ставить цели, обозначать четкие сроки и контролировать корректное выполнение программы восстановления.

Как правило, ошибки закрадываются при несогласованных действиях медицинских подразделений. Например, ребенок проходит начальную реабилитацию в стационаре, а затем по месту жительства очень долго не может попасть в какой-нибудь специализированный центр.

В таких случаях родители, как правило, прибегают к альтернативным способам восстановления: прикладной кинезиологии, рефлексотерапии, грязелечению. Но нужно помнить, что эти методы могут применяться только в качестве дополнения к основным.

Что такое постуральный менеджмент

Этот термин знаком всем семьям, где воспитываются особенные дети. Постуральный менеджмент — комплекс мероприятий, направленных на поддержание у ребенка правильной позы и стимуляцию когнитивных способностей. Программа позволяет развить коммуникативные и функциональные навыки.

Но самая главная ее задача — это профилактика вторичных ортопедических деформаций из-за нарушений мышечного тонуса.

Постуральная программа, как правило, включает в себя следующие пункты:

  • формирование правильной позы в положении сидя и стоя;
  • развитие навыков самостоятельного перемещения;
  • подбор технических средств реабилитации;
  • индивидуальную терапию.

Чтобы обеспечить максимальную эффективность таких занятий, в реализации программы должны участвовать не только врачи, но и родители, опекуны, близкие родственники ребенка, а также воспитатели, учителя, производители реабилитационного оборудования.

Для полноценного восстановления ребенка с ДЦП необходима очень четкая командная работа. Врачам и педагогам, которые занимаются с такими пациентами, важно поддерживать постоянную коммуникацию с родителями.

Только активная, слаженная работа семьи и специалистов из разных профессиональных областей поможет добиться ощутимых результатов и адаптировать ребенка для повседневной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector