Главная » Новости » С возрастом мозг человека меняется

С возрастом мозг человека меняется

С возрастом мозг человека меняется

Содержание:

Фитнес для мозга

Обучение и опыт изменяют структуру мозга. Многочисленные исследования определили, что освоение нового языка, спортивные тренировки и занятия музыкой приводят к увеличению плотности серого вещества в определенных зонах мозга. Наиболее известное исследование было посвящено лондонским таксистам. Будущие кэбби в течение 3-4 лет проходят интенсивное обучение и запоминают расположение улиц британской столицы. Исследователи Университетского колледжа Лондона выяснили, что у таксистов увеличивается плотность серого вещества в заднем отделе гиппокампа — части мозга, связанной с ориентацией в пространстве. Обучение повышает количество нейронных связей. В результате роста числа связей нейроны «расступаются в стороны», что вызывает увеличение объема и плотности мозга.

Изменения в гиппокампе теоретически могут быть связаны с образованием новых клеток — нейрогенезисом. Раньше считалось, что у взрослых людей «нервные клетки не восстанавливаются». Впервые нейрогенезис в гиппокампе был обнаружен в 1998 году Фредериком Гейджем и Питером Эрикссоном с помощью специального маркера, который светится в момент формирования нейрона. Исследование шведских ученых выяснило, что в гиппокампе ежедневно образуется 700 нейронов, и этот показатель мало снижается с возрастом. Увы, пока наука не располагает знаниями о пользе и значении нейрогенезиса у взрослых людей. Интересный факт: в экспериментах на мышах было установлено, что флуоксетин («Прозак») и подобные антидепрессанты стимулируют нейрогенезис в гиппокампе. Также известно, что депрессия сопровождается уменьшением объема гиппокампа. Можно предположить, что нарушение нейрогенезиса в этой области мозга связано с развитием депрессии, но пока это только догадка.

В конце прошлого столетия нейропластичность стала популярным и многообещающим трендом. На рынке появились программные продукты для «тренировки мозга». С 1996 года и до настоящего времени Scientific Learning Corporation выпускает программу Fast ForWord, предназначенную для обучения детей с дислексией — нарушением способности к овладению навыками чтения и письма. Posit Science предлагает систему онлайн-тренировок BrainHQ, которая, как утверждают создатели, помогает улучшить концентрацию внимания, память, скорость мышления. Десятки других компаний продают видеоигры, гаджеты и приложения для смартфонов, которые якобы тренируют мозг и предотвращают возрастное угасание когнитивных способностей. Но многие эксперты сомневаются в эффективности подобных программ. В 2014-м около 70 ученых из Стэнфордского университета и других организаций опубликовали заявление о том, что польза «тренировок для мозга» для пожилых людей на самом деле не доказана. А спустя год Федеральная торговая комиссия США оштрафовала компанию Lumosity на 2 миллиона долларов за то, что та вводит пользователей в заблуждение описанием преимуществ ее продуктов.

Польза «тренировок для мозга» для пожилых людей на самом деле не доказана.

Нейропластичность — не волшебная таблетка. «Перепрограммирование» мозга требует больших усилий и длительных тренировок; нейропластичность зависит от возраста и индивидуальных особенностей. Пока идут научные дискуссии, обычному человеку стоит помнить: неиспользуемые нейронные связи распадаются. Возможно, возрастное ослабление когнитивных функций обусловлено не биологическими причинами, а человеческой ленью, рутиной или ужесточением приоритетов. Мы меньше учимся, реже пробуем новые виды деятельности. Мозг способен перекраивать себя, только пока мы сами готовы к переменам.

Миф номер 1: Мы используем только 10% нашего мозга

Кто из нас не слышал легенды о том, что мы используем лишь малую часть нашего мозга? Многие источники утверждают, что мы используем лишь 10% возможностей нашего мозга, а остальные 90% пропадают зря.Разумеется, это не так. Ноги этого популярного заблуждения растут из медицинских обследований мозга, таких как магнитно-резонансная томография, которые показывают, что в каждый определенный отрезок времени активна лишь малая часть нашего мозга. Дело в том, что, несмотря на то, что вес нашего мозга составляет лишь 2% от общего веса тела, он потребляет 20% всей нашей энергии. А это значит, что, если бы наш мозг вдруг активировался на все 100% одновременно, ему потребовалось бы на это больше энергии, чем мы могли бы физически ему предоставить [1].

Миф номер 2: У каждого человека доминирует либо правая, либо левая половина мозга

Попробуйте дотронуться до своего носа. Какой рукой Вы это сделали, правой и левой? Подобными тестами множество Интернет-ресурсов пытается доказать, что у каждого человека есть доминирующая половина мозга. Однако не стоит давать обвести себя вокруг пальца – эти тесты не имеют абсолютно никаких научных оснований. Несмотря на то, что некоторые когнитивные процессы действительно происходят преимущественно в одной и той же половине мозга, это лишь правило, а не закономерность. А заявление о доминантности той или иной половины мозга не только неверно, но и невозможно.

Миф номер 3: Существует типично женское и типично мужское мышление

«Женщины как правило очень тонко чувствуют все, что касается отношений между людьми. Также женский мозг особенно предрасположен к изучению языков. Мужской же мозг в первую очередь силен в логике и математике.» Если Вы готовы подписаться под каждым из этих высказываний, Вы руководствуетесь общепринятыми стереотипами. Но разве это не правда, что в IQ-тестах мужчины лучше отвечают на математические, а женщины – на языковые задачки? Это действительно так, но причиной тому те же стереотипы, которые укоренились в наших головах настолько, что мы даже от себя подсознательно ожидаем предопределенных результатов. Ученым удалось доказать, что женщины, которых перед тестом «столкнули» с типично мужской терминологией, во время самого теста перестают считать себя слабее и показывают в математических задачах такие же результаты, как и мужчины [2].

Миф номер 4: Мозг невозможно натренировать

Огромное количество людей твердо уверено в том, что с возрастом учиться становится сложнее, а то и вовсе поздно и невозможно. Однако человеческий интеллект – слишком сложное и многогранное понятие, чтобы объяснять его развитие только возрастом. Для начала важно знать, что интеллект наш можно разделить на два компонента – подвижный и кристаллизовавшийся. В то время как кристаллизовавшийся интеллект отвечает за накопленные нами в течение жизни знания (к примеру, столицыстран), подвижный интеллект – это быстрота и эффективность наших мыслительных процессов, требующихся, к примеру, для логического решения поставленных задач или проблем. В том, что кристаллизовавшийся интеллект с возрастом становится все больше, сомнений нет никаких, множество пожилых мудрецов-ученых – лучшее тому доказательство. Что касается подвижного интеллекта, то вплоть до недавнего времени считалось доказанным, что это качество уже с 25 лет начинает постепенно и неминуемо идти на спад. Однако новейшие исследования установили, что подвижный интеллект возможно натренировать – вернуть и даже улучшить – в любом возрасте [3]. Основываясь на этих исследованиях, NeuroNation и создает свои тренировки. Следите за Вашим мозгом и поддерживайте его в тонусе вместе с NeuroNation!

Начать тренировку

Наследие Кахаля

В начале прошлого столетия в Мадриде был основан нейробиологический исследовательский центр. Его первым директором был Сантьяго Рамон-и-Кахаль — ученый, который получил Нобелевскую премию за точнейшие рисунки нейронов и разработку методов воссоздания клеточной структуры. Именно он был одним из первых, кто начал исследовать процессы старения мозга. Андре Алеман, автор книги «Мозг на пенсии», — его последователь. С самого института он увлекся изучением стареющего мозга человека: того, как он функционирует, что происходит в анатомии и физиологии, как меняются поведение, эмоции и мысли людей с возрастом и есть ли способы повлиять на неумолимое время.

Возвращаясь к Кахалю, отметим, что он создавал свои рисунки, изучая трупы: он окрашивал мозговую ткань специальными веществами и рассматривал под микроскопом. Свои наблюдения он тщательно фиксировал, в чем ему немало помогал художественный талант. Взаимодействие между нейронами является основой таких функций, как память, концентрация и мышление. Если мы хотим увидеть, какие изменения происходят в нашем мозге при старении, рисунки Кахаля покажут нам основные составляющие этого процесса.

Нейроны-дирижеры

Нейроны — нервные клетки с отростками, так называемыми дендритами и аксонами, — управляют всем. Эти самые отростки передают сигналы от одного нейрона к другому, образуя цепочку. Правда, интересно, что дендриты не соприкасаются друг с другом — между ними есть пространство, заполненное нейротрансмиттерами (проще говоря, веществами-передатчиками). Цепь состоит из сотен и даже тысяч нейронов, которые особым образом соединяются друг с другом, когда мы читаем книгу, рассматривает картинку или разговариваем с соседом. Кахаль выяснил, что нейроны — краеугольный камень любой мозговой активности. Мозг содержит 100 миллиардов нейронов, разделенных на четыре основные области: лобную, височную, теменную и затылочную доли.

Итак, что же происходит со стареющим мозгом? Мы знаем, что меняются умственные способности, которые, конечно, связаны с анатомией. Мозг — это субстрат, основа всей психической жизни человека. Есть масса вопросов, и на многие из них наука уже знает ответ. Умирают ли нервные клетки? Изменяется ли состав и форма нейрона? А может быть, что-то «ломается» в отростках — аксонах и дендритах? И главный вопрос — как это отражается на нашем мозге? Что ж, давайте разбираться.

«Смерть» нейронов и другие изменения стареющего мозга

Еще пару десятилетий назад ученые были уверены, что нервные клетки не восстанавливаются. Причем процесс этот начинается с самого рождения: считалось, что человек рождается с определенным количеством нейронов, количество которых уменьшается с годами. Попросту говоря, нервные клетки погибают. Новейшие же исследования доказали: большинство нейронов остаются нетронутыми даже после смерти человека. Оказалось, что на это во многом влияет наследственность. Если у вас хорошие гены, то шанс умереть от болезни Альцгеймера или каких-то других повреждений мозга, очень мал. И тем не менее время вносит свои коррективы в функционирование человеческого организма.

Во-первых, начиная примерно с пятидесяти лет мозг непрерывно уменьшается в объеме. Потери составляют до 10% объема к 80-ти годам. Больше других «сжимаются» зоны, ответственные за планирование, контроль над поведением и хранение информации, — лобный отдел и гиппокамп. Вероятно, по этой причине пожилые люди становятся забывчивыми и плохо прогнозируют последствия, им тяжело понять, что будет дальше. Из-за того, что белого вещества мозга становится меньше, уменьшается скорость передачи сигналов между нейронами — и в результате пенсионеры хуже, точнее сказать, медленнее, реагируют на происходящее.

Вес мозга тоже не остается прежним. В период с 50 до 80 лет мы теряем 5-10% массы. Но интересно, что эти негативные изменения связаны не с тем, что нейроны массово умирают, а с тем, что они уменьшаются в размерах. Погибают некоторые отростки (дендриты) и уменьшается число синапсов — «контактов», передающих сигналы от нейрона к нейрону. Но сами нервные клетки, как правило, остаются живыми.

Новым клеткам быть!

Развеем еще один миф. Нейроны не только не погибают в огромных количествах с годами. Более того, даже в старости мозг продолжает создавать новые нервные клетки. Интересно, что чаще всего нейрогенез — образование нейронов — происходит в зонах мозга, ответственных за память и обучение. Но, к сожалению, многим из нейронов не суждено прожить и нескольких недель. Однако если мы тренируем память, зубрим иностранные слова, читаем и пересказываем, учимся играть на гитаре (словом, занимаемся делами, которые стимулируют память и интеллект), то «заставляем» мозг использовать эти новые нейроны — и они «остаются в живых».

Конечно, со временем нейрогенез замедляется. По некоторым данным, аж на 80%. А все потому, что с годами в мозге становится все меньше и меньше стволовых клеток, из которых растут нейроны (да и вообще клетки любого типа). Судя по всему, это одна из главных причин когнитивного спада в пожилом возрасте. Чем медленнее образуются новые клетки (и чем их меньше), тем это сильнее сказывается на умственных способностях человека.

Примечательно и то, что мозг обладает неплохими компенсаторными возможностями. У старых людей активность смещается к передней зоне мозга, которая более активна, чем задняя. В итоге это позволяет сдержать ухудшение памяти, внимания, координации мыслей и действий. Это такие «запасные батарейки» мозга. А для пущего эффекта природа придумала еще одну штуку: с возрастом уменьшается асимметрия полушарий — люди в возрасте используют и правое, и левое полушария почти в равной степени. Получается, нейронная сеть перестраивается так, чтобы работать более слаженно и результативно.

Рецепты против старения мозга

Пока ученые не знают, можно ли повернуть процессы старения вспять. Но сдержать их в некоторой степени можно. Пока достаточное количество научных подтверждений получили следующие способы «борьбы со временем»:

  • уменьшение калорийности рациона — долгожители никогда не объедаются, а выходят из-за стола с легким чувством голода;
  • растительная диета — есть масса исследований, которые подтвердили связь болезней мозга и сердца, диабета, рака с употреблением мяса (в основном красного);
  • когнитивные тренинги — регулярные умственные упражнения поддерживают его в довольно-таки неплохом состоянии;
  • физическая активность — занятия стимулируют работу всего организма, и мозга в частности;
  • прием витамина В12 и омега-3 жирных кислот — только эти вещества точно улучшают познавательные способности, все остальное пока не доказано.

Мозг человека — очень сложное образование, от которого зависит вся наша жизнь. Но надо помнить, что не все зависит от природы и генетической предрасположенности: то, как мы живем, питаемся и мыслим, тоже влияет на наше здоровье. И, судя по свежим научным исследованиям, даже больше, чем мы себе представляем.

По материалам книги Андре Алемана «Мозг на пенсии».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

скорочтение

Пройти тест

Что называть бедностью

Есть два основных способа дефиниции этого понятия.

Порог абсолютной бедности устанавливается формально, «сверху»: Всемирный банк называет сумму — около 2 долларов в день, на которые можно «поддерживать жизнедеятельность». Это очень условная отсечка, она помогает определить количество крайне бедных и нищих в мире, но как быть с теми, кто выживает, находясь немного над этой границей? На самом деле вы вряд ли назовете богатым человека, который тратит не больше 3 долларов в день. При таком подсчете не учитывается уровень неравенства, поэтому существует и другой метод — вычисление относительной бедности, определяемой как недоступность для кого-либо благ, доступных другим членам общества. Этот подход еще называется «депривационным», поскольку такой человек находится в депривации относительно более обеспеченных людей.

Нам необходимо использовать именно второе определение бедности, понимаемой как несоответствие жизни и потребления принятому в обществе стандарту, для того чтобы понять, как она воздействует на мозг, потому что в этом случае вместо сухих и довольно условных цифр мы получаем более ясную и реалистичную картину.

Относительная бедность в высокоразвитых экономиках может выглядеть безобидно, как недоступность путешествий или престижного образования при доступности достойной продуктовой корзины и даже некотором избытке одежды.

В развивающихся странах дефицитным ресурсом для бедных слоев населения может стать, например, вода, как это бывает на Африканском континенте. Но есть и то, что роднит всех людей, находящихся в зоне депривации в любой экономике, — ощущение собственной изоляции.

Представьте себе, что вы идете по гипермаркету. Чистый пол, выложенный плиткой, стеклянные витрины холодильников, полки ломятся от печенья и сыров, лампы дневного света ярко подсвечивают апельсины и яблоки — ничего необычного, правда?

А теперь вообразите, что килограмм яблок стоит 6899 руб., апельсинов — 10 499, кусок сыра весом 300 г можно купить примерно за 4500. В общем, еще хуже, чем в аэропорту, — и других цен нет на километры вокруг, а зарплата у вас все та же. Вы начинаете смотреть на еду иначе и больше всего думаете не о вкусе продуктов, а о том, что не можете себе их позволить. Каждая новая полка вызывает у вас чувство голода, а каждый новый ценник заставляет отказаться от своего желания.

И это только обед. А что насчет квартплаты? Покупки новой обуви на смену единственной паре, которая уже износилась? Может быть, вы кому-то должны? Если вы достаточно старались, то благодаря собственному воображению только что пережили стресс. Так вот, бедность — это, прежде всего, постоянный, не контролируемый вами стресс.

Как стресс воздействует на тело и мозг

Стресс — это универсальная модель активации организма в целом и мозга в частности. Спастись от внезапной опасности или, приложив нечеловеческие усилия, сдать сессию, набрать дополнительной работы с целью накопить на путешествие или отжать от груди рекордные 80 кг — все эти достижения невозможны без стрессовой активации. Ее запускает любая попытка приспособиться к новым условиям, а изменение нервной организации может служить показателем успешной адаптации. В этой перестройке участвуют иммунитет, обмен веществ, гормоны и нейротрансмиттеры мозга.

Гормон стресса

Стресс активизирует лимбическую систему, которая запускает выброс особых гормонов, прежде всего выделяемого надпочечниками кортизола, входящего в группу глюкокортикоидных. Он повышает давление и уровень глюкозы в крови, это связано с необходимостью усиленного питания клеток. Ускоряется распад белков (чтобы быстро получить необходимую «еду») и синтез жира (чтобы сделать запасы, пока есть что запасать). Чувствительность к половым гормонам под воздействием глюкокортикоидов падает: стресс «гасит» либидо, поскольку момент борьбы за жизнь явно не лучшее время для размножения.

Изменение работы генов

Глюкокортикоиды обладают таким мощным воздействием на организм, что могут изменять способ работы генов. Генетическая информация передается по наследству и «на всю жизнь», если только вы не отредактировали собственный генный набор с помощью современных технологий. Однако у природы есть свой способ «программирования» — эпигенетический. Расставляя особые химические метки на молекулах ДНК, организм может вносить серьезные изменения в работу генов — например, имитировать отсутствие генной информации. В этом случае он, фигурально выражаясь, вешает ярлык «Не для чтения». Так вот, глюкокортикоиды как раз обладают способностью расставлять такие метки. Это значит, что периоды стресса изменяют генетическую инструкцию, по которой развивается, отстраивается и функционирует организм. В зависимости от условий генная экспрессия преобразуется по-разному, но очевидно, что как острый, так и хронический стресс физически меняет наше тело и мозг.

Изменение работы мозга

В мозге со стрессовым ответом связано несколько основных областей.

Впервые чувствительность к глюкокортикоидам была обнаружена в гиппокампе, отделе, во многом ответственном за когнитивные функции и память. Под влиянием стресса здесь уничтожаются клетки — в то время как обучение увеличивает гиппокамп даже у взрослых и пожилых людей.

В медианной области префронтальной коры, отвечающей за планирование, познание, контроль действий и эмоций и в целом сознательное поведение, под влиянием глюкокортикоидов сокращаются нейронные связи. Это приводит к ригидности познавательных способностей: гибкость хороша только в спокойное время, а в ситуации стресса важна четкость и однозначность мышления. В то же время в орбитофронтальной зоне коры количество связей увеличивается. Эта область не очень хорошо изучена, но сейчас считается, что она отвечает за адаптивное обучение и способность к мотивации, а рост числа связей в ней может быть вызван необходимостью сохранять бдительность и быстро привыкать к новым механизмам поощрения.

Миндалина, часть формирующей эмоции лимбической системы, при стрессе работает очень интенсивно, а если человек пребывает в таком состоянии длительное время, она вообще практически не выходит из активного режима. С этим связывают повышенную тревожность в частности и эмоциональную реактивность в целом.

Опасность длительного стресса

Механизм стрессового ответа мозга хорошо приспособлен к резким и быстрым изменениям: он позволяет активизировать организм для наиболее эффективной реализации стратегии «бей или беги». Однако этот механизм не работает в ситуации постоянного продолжительного стресса. Ведь он сформировался в ту пору, когда основными стрессовыми факторами были неурожай и нападения хищников. Эти сиюминутные невзгоды наши предки могли пережить и вернуться в нормальное состояние.

Злую шутку с современным человеком играет способность нашего тела поддерживать гомеостаз даже в самых диких условиях: когда стресс длится, и длится, и длится, организм не ломается — он перестраивается полностью, чтобы обеспечить равновесие.

Временное ограничение когнитивных функций, тревожность и импульсивность, необходимые для выживания в момент опасности, становятся повседневной нормой жизни.

Высокий уровень неконтролируемого стресса из-за всех этих перестроек коррелирует с ухудшением здоровья и ростом смертности.

Постоянный стресс не дает нам сфокусироваться, построить планы, рассчитать свои действия и принять важные решения — физически. Он буквально лишает возможности эффективно работать орган, в обычных условиях занимающийся долгосрочным планированием и контролем.

Бедность, как показали исследования, — это один из видов стресса, перестраивающий мозг человека таким роковым образом.

Влияние бедности на формирование мозга в детстве

Самая незащищенная группа людей — это дети. И если говорить о бедности, то они уязвимы вдвойне: человеческие детеныши вынуждены рождаться с несформированным мозгом. Его можно сравнить с открытым кодом, который пользователи подстраивают под себя. Окружающая среда, эмоциональное состояние и характер речи людей вокруг, особенности питания, разнообразие игрушек — все это влияет на строение и работу мозга будущего взрослого человека. Далеко не только генетика определяет особенности развития этого сложнейшего органа, но и факторы среды: токсичные вещества, бедный необходимыми питательными элементами рацион, употребление лекарств и наркотиков родителями, социальная депривация и домашнее насилие. Все эти признаки свойственны в большей степени жизни за чертой бедности и около нее. Кроме перечисленных, есть и другие стрессовые факторы: тяжелый труд родителей или частая смена ими мест работы, регулярная нехватка еды, ограниченный доступ к необходимым лекарствам, безработица и бездомность.

В нейронауке используется понятие «обедненной среды», в которой затруднено развитие мозга из-за недостатка стимулов. Тесное пространство, отсутствие разнообразных игрушек и подвижных игр оказались факторами, истончающими нейронный слой мозга. Это значит, что в обедненной среде нервные клетки хуже растут и образуют новые связи, а старые при этом разрушаются более активно, чем в нормальных условиях.

Для максимального развития мозгового потенциала ребенка очень важна не только обогащенная физическая среда, но и коммуникация со значимыми взрослыми. Ведь речь и язык — важнейший фактор формирования высших психических функций.

Исследование показало, что к 4 годам ребенок из высокообразованной семьи слышит в среднем 45 млн слов, из рабочей — 26 млн, а из живущей на пособие — только 13 млн.

По данным, полученным американскими учеными, объем мозга у членов семьи с доходом в 1,5 минимальные нормы меньше на 3–4 %, а у детей, живущих за чертой бедности, это отставание достигает 10 %. Тяжелое материальное положение влияет на лобную долю, контролирующую внимание, регуляцию эмоций и процессы обучения, височную зону, важную для освоения речи, и гиппокамп, позволяющий обрабатывать и запоминать информацию. Примерно 20 % ответственности за низкую успеваемость детей из бедных и нищих семей исследователи возлагают только на среду, замедляющую созревание мозга.

Стрессовое состояние матери сказывается на работе мозга младенца еще в утробе. Такие дети на молекулярном уровне теряют механизмы самоконтроля, а вырастая, становятся более импульсивны и подвержены дурным привычкам и нервным расстройствам, чем их сверстники. Длительные наблюдения показали, что у взрослых людей, чье детство прошло в бедности и нищете, также повышена активность миндалины, а префронтальная кора, наоборот, «недорабатывает» — даже если теперь их материальное положение улучшилось. Это значит, что они по-прежнему чересчур импульсивны, испытывают тревогу по каждому незначительному поводу, остро реагируют на стресс, а их познавательные стратегии недостаточно гибки.

Часто людям из бедных семей труднее контролировать свои эмоции — равно как и тем, кто страдает депрессией, тревожными и посттравматическими расстройствами.

Гармоничное развитие префронтальной коры и лимбической системы играет ключевую роль в принятии решений, постановке целей и умении их достигать, формировании навыков самоконтроля — то есть в выработке именно тех качеств, которые мы связываем с социальным успехом и экономическим благополучием. В тексте о «дофаномике» мы уже подробно объясняли, как эти зоны взаимодействуют и какое участие принимают в перечисленных выше психоэмоциональных и когнитивных процессах, не только тренирующих мозг, но и формирующих у нас так называемый внутренний локус контроля. Это психологическое свойство личности, когда человек принимает ответственность за свою жизнь на себя. Люди, растущие в стрессе и постоянно испытывающие чувство беспомощности, вырабатывают внешний локус контроля — мироощущение, при котором они не имеют влияния на свою жизнь и склонны делегировать ответственность за нее на других или на внешние обстоятельства.

Влияние бедности на качество жизни в старости

Естественное старение организма не обязательно влечет за собой ухудшение познавательных функций. Сегодня мы не можем бороться со старостью как с окислительным процессом — но умеем во много раз повышать качество жизни пожилых людей. Важнейшие факторы здоровья мозга в этом возрасте — хорошее кровообращение и сбалансированная диета. Однако, кроме них, огромное значение имеет так называемый когнитивный резерв — сумма интеллектуальной работы мозга.

Самообразование, освоение новых навыков, вообще любая интеллектуальная деятельность — чем сильнее мы загружаем мозг такой работой, тем он активнее и «моложе».

А чем он активнее, тем лучше компенсирует потери клеток, вызванные возрастными изменениями. Социальные связи тоже очень важная составляющая этого мозгового капитала: у пожилых людей, имеющих друзей и проводящих досуг в обществе, не ухудшаются (или, во всяком случае, ухудшаются значительно медленнее) познавательные функции, вещество мозга сохраняет достаточно высокую плотность, и они принимают более эффективные решения, чем их одинокие сверстники.

Очевидно, что живущим в бедности старикам не доступны ни социальный досуг, ни хорошее питание, ни любительские спортивные нагрузки, ни самообразование, потому что они изолированы от общества, отгорожены стеклянной стеной материального неблагополучия и имеют проблемы с удовлетворением даже базовых потребностей и получением медицинской помощи. Их мозг под воздействием постоянного стресса, а не старости функционирует намного хуже, чем мог бы.

Вспомните свое удивление при взгляде на группу девяностолетних туристов из немецких пансионов: они двигаются, смотрят иначе, в их глазах читается интерес и понимание — все потому, что доход позволяет им нагружать мозг и питать тело.

В общем, российские бабушки и дедушки непохожи на Владимира Познера в том числе и потому, что они попросту не могут себе этого позволить.

Бедность — это не только стресс

Люди с низким доходом теряют до 14 пунктов IQ, когда им нужно решать задачи после размышлений о необходимости серьезной финансовой траты. Эксперименты, проведенные индийскими учеными, показывают, что один и тот же человек в периоды бедности и богатства мыслит по-разному. Интеллектуальные способности фермеров, которые почти что голодают до сезона урожая, а затем скопом получают солидную прибыль, проверяли в двух точках — финансового максимума и минимума. Выяснилось, что, имея трудности с деньгами, они хуже решают задачи, в том числе связанные с планированием. Исследователи подчеркивают, что дело не столько в самом стрессе, сколько в том, что голова человека, испытывающего нужду, загружена огромным количеством мелких расчетов: где ужаться, где сэкономить и т. д. При этом предполагается, что существует некоторая валовая пропускная способность мозга — и она ограниченна. Поэтому чем больше забот — тем хуже работают высшие психические функции.

Бедному человеку в связи с такой когнитивной перегрузкой может быть трудно не только спланировать финансовое поведение, получить образование и мыслить стратегически — но и воспитывать своих детей, формируя их мозг вопреки паттернам бедности. А вот обеспеченным родителям, наоборот, все это покажется легким: задавать наводящие вопросы, вовлекать ребенка в принятие решений, прислушиваться к его желаниям, позволять ему исследовать и заваливать маму и папу бесконечными «как?», «зачем?», «почему?», обучать сдерживанию импульсов в обмен на долгосрочные вознаграждения. Но наука показывает, что финансовые трудности могут физически лишать нас умения поступать правильно и разумно. Таким образом, бедность поколениями воспроизводит себя на уровне мозговой структуры и эпигенетических особенностей.

***

Наш мозг пластичен: среда влияет на него не только в детстве, но и в течение всей жизни, хотя и не так интенсивно.

Выросший в бедности человек способен изменить работу своего мозга с помощью нейроменеджмента и обучения — но этого очень трудно добиться, не преобразуя среду вокруг, не делая ее более дружелюбной, полной возможностей и стимулирующей к познанию.

И если тренировка мозга находится в зоне личной ответственности, то изменение среды и устранение колоссального неравенства, безусловно, коллективная задача. В связи с открытиями в области нейропластичности сегодня ее стоит рассматривать не в контексте благотворительности, а с точки зрения социальной необходимости и всеобщего блага.