Главная » Новости » Хронические стрессы во время беременности могут привести к гиперактивности ребенка

Хронические стрессы во время беременности могут привести к гиперактивности ребенка

Хронические стрессы во время беременности могут привести к гиперактивности ребенка

Сильный стресс отрицательно отражается на психическом и физическом состоянии человека. Острое потрясение сказывается на работе иммунной системы, ухудшается самочувствие и работоспособность. Поэтому во время вынашивания ребенка влияние стресса крайне неблагоприятно. Страдает не только материнский организм, но и плод.

Конечно, в течение девяти месяцев нельзя полностью отгородиться от волнительных ситуаций, но опасен именно острый и затяжной стрессовый фактор. Мощная эмоциональная травма может стать причиной развития различных патологий, например, замершей беременности. Но не все так страшно. Ученые считают, что небольшие тревоги даже полезны для женского организма и нервной системы малыша. Серьезный урон наносит только постоянный стресс и глубокие переживания. Какие последствия, помимо замершей беременности, могут быть при длительном стрессовом факторе?

Содержание:

Причины появления синдрома гиперактивности

СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции, то есть очень легкой недостаточности мозга, которая проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности.

Мозговая дисфункция – это  функциональное нарушение, то есть оно обратимо и может исчезнуть по мере роста и созревания мозга. Созревание идет от зачатия до 2-3 лет.

Основные причины появления СДВГ – это дефицит энергообеспечения мозга и органические поражения мозга

  1. Дефицит энергообеспечения мозга

Еще одна, не менее важная, причина мозговой дисфункции – это дефицит энергетического снабжения мозга во время его  созревания, дефицит энергетического снабжения мозга для выполнения работы.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность: мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.

Когда человек мыслит, он затрачивает столько энергии, сколько ни одна физическая работа не требует.

Дефицит энергетического снабжения мозга  можно наблюдать при энцефалографическом обследовании. Ребенок сидит с открытыми глазами, выполняет в соответствии с инструкцией определенную деятельность. А в электрической активности его мозга абсолютно доминирует альфа-ритм, то есть мозг «спит». Альфа-ритм в норме возникает в состоянии покоя, когда глаза закрыты, внешняя стимуляция и какое-то реагирование отсутствуют. Естественно, что в таком состоянии качество выполняемой деятельности оказывается исключительно низким. Таким механизмом ребенок компенсирует недостаточность энергоснабжения.

 Факторы, влекущие за собой дефицит энергообеспечения мозга:

  • Любые анемии у мамы во время беременности и у ребенка после рождения, при которых нарушается перенос кислорода к мозгу.
  • Дефицит у мамы во время беременности и у ребенка после родов витаминов и микроэлементов, участвующих в образовании энергии.
  • Гипотиреоз у мамы во время беременности и у ребенка после родов, при котором нарушается обеспечение организма кислородом, а, следовательно, энергией (заболевания щитовидной железы, дефицит в рационе йода, железа, селена, другие нарушения).
  • Дефицит кофакторов энергообмена.
  • Астма, пневмонии, аденоиды, нарушающие поступление кислорода.
  • Сердечная недостаточность у ребенка, нарушающая поступление крови в мозг.

Возникновение СДВГ из-за раннего повреждения ЦНС в период беременности и родов встречается в 84%.

Только обеспечив мозг энергией можно надеяться на эффективное лечение СДВГ.

Содержание

  Введение 3
  Глава1.  Основные сведения о СДВГ
  1.1 Признаки и причины заболевания  4
  1.2 Разновидности и диагностика заболевания                    6
  1.3 Диагностика и коррекция заболевания 7
           Глава 2. Клиентский случай 8
  Заключение 10
  Список используемой литературы 11

Введение

В настоящее время количество детей с отклонениями в развитии возросло во много раз. Негативная тенденция к постоянному росту нарушений поведения и психического развития детей признается на уровне государства. (Микадзе)  [4]  . Причинами данного явления кроются в ухудшении экологических и социальных факторов, также появлении новых медицинских технологий, — появление возможности выхаживания детей с отклонениями в развитии.  Возрастающие образовательные требования школы усугубляют имеющиеся трудности, и без специальной квалифицированной коррекционной помощи компенсация развития не происходит.

На фоне множества патофенеменов (задержки психоречевого развития, роста психосоматических заболеваний, дисграфии, дислексии, другие) отдельно выделяется «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ), представляющий особую социальную проблему в связи с частой распространенностью среди современных детей. Неблагоприятные проявления в поведении ребенка с СДВГ доставляют много трудностей не только окружающим (родители, воспитатели, учителя), но и самому ребенку.

СДВГ встречается в любых социально-экономических слоях населения,  в большей степени синдром проявляется в малообеспеченных семьях —  социальная среда ухудшает поведенческие проблемы. Также СДВГ имеет большее распространение в регионах с повышенной плотностью населения. (Монина и др.) [5]

На сегодняшний день остается актуальной проблема как ранней диагностики СДВГ, так и оказания своевременной медикаментозной и квалифицированной психокоррекционной помощи. 

 Глава 2. КЛИЕНТСКИЙ СЛУЧАЙ

Нейропсихологическое обследование ребенка  — мальчик 7 лет, 4 мес.

В анамнезе диагноз «гиперкинетический синдром», осложненная беременность и роды.

Ребенок контактный, поведение соответствует ситуации обследования. Знает имя, фамилию, дату  рождения, собственный возраст. Общителен, к обследованию проявляет интерес, эмоциональный фон приподнят. Работоспособность менялась по ходу выполнения проб, всего обследования, проявлялись признаки утомления, к концу обследования – усталость. Праворукий, но мануальные предпочтения неустойчивы.

Двигательная сфера:

  • Хорошее развитие общей моторики.
  • Праксис позы пальцев – упрощение программы при последующих повторениях, проявления истощаемости. Ошибки в последовательности при выполнении правой рукой. Тонус снижен, поза удерживается с трудом.
  • Оральный праксис: отсутствие кинестетических ошибок, тонические трудности в расслаблении языка.

Слуховая сфера:

  • Восприятие бытовых шумов в норме.
  • Восприятие ритмов – единичные регуляторные ошибки, импульсивность выполнения. После поощрения и установки на внимание выполняет без ошибок.
  • Воспроизведение ритмов – персеверации при смене ритмического рисунка (повторяет предыдущий ритмический рисунок), общее количество ударов различает верно.
  • Слухоречевая память: удерживает в памяти серию из 5 слов, при последнем повторении – из 9 слов. Отсроченная память – 6 слов. Объем памяти в норме. Привносит новое слово на основе слияния двух последовательно произносимых слов. Инертность речевых следов.
  • Дифференцирует близкие фонемы.

Зрительная сфера:

  • Опознание реалистичных изображений – без ошибок.
  • Опознание перечеркнутых изображений – единичная ошибка по типу перцептивно близкой замены (балалайка — гитара).
  • Опознание наложенных изображений – перцептивно близкая замена (фантик).

Зрительно – пространственные  функции:

  • Пробы Хэда: зеркальные ошибки без самокоррекции.
  • Конструктивный праксис: полная зеркальность, путает правое и левое, самокоррекции нет. В раскладывании палочек после «ошибки» обследующего, ребенок ошибки не видит.
  • Хороший словарный запас.
  • Речь чистая, лексико-грамматический строй речи в норме.
  • Автоматизированная, деавтоматизированная, монологическая и диалогическая речь в норме.

Серийная организация действий:

  • Динамический праксис – упрощение программы, путаница в последовательности.
  • Рецепроктная координация движений: выполняется с уподоблением движений обеих рук (делает одновременно одинаково), не поднимает руки от стола. После указания на точное выполнение моторную программу не удерживает. Синкенезии (кивает головой при каждом шаге).
  • Графическая проба: тенденция к микрографии, строчку держит плохо. Трудности переключения (площадки, застревания и остановки). Внешние признаки утомления (почти лег на стол), синкенезии (мимический комплекс оживления, поворот корпуса к ведущей руке, поднимаются плечи).Гипертонус – излишний нажим.

Функции программирования и контроля:

  • Реакция выбора: эхопраксии, трудности переключения при самокоррекции.
  • Съедобное – несъедобное: устойчивые трудности переключения внимания, множественные ошибки.
  • Таблицы Шульте: Общее выполнение 1 мин 27 сек – ниже нормы, дефицит внимания. Присутствуют явления антиципации (речевое забегание вперед), недостаточное распределение внимания (темп выполнения менялся по ходу выполнения).
  • Решение задач: без ошибок.
  • 4-ый лишний: единичная ошибка при отвлечении.

Таким образом, на фоне сохранности мотивации, хорошего развития крупной моторики, зрительного и слухового восприятия, речевой функции, объема памяти, интеллектуальных процессов, выявлены следующие симптомы:

Слабый тонус, истощаемость, утомляемость, синкенезии – что свидетельствует о дефицитарности нейродинамического фактора.

Трудности переключения, персеверации, импульсивность в двигательных и графических пробах, неустойчивость внимания, что свидетельствует о недостаточной зрелости функций программирования и контроля.

Недостаточно сформированы зрительно-пространственные и квазипространственные функции, что проявляется при решении конструктивных задач.

 Рекомендовано:

Нейропсихологическое сопровождение – прохождение курса занятий по сенсомоторной коррекции в течение 6-9 мес.

Укрепление физического здоровья – соблюдение четкого режима труда, сна и отдыха, бассейн.

            Нейропсихологическая даигностика позволила не просто подтвердить имеющийся диагноз, но показала качественную индивидуальную характеристику развития всех корково- и подкорковых структур мозга ребенка. Что, в свою очередь, позволит оказать целенаправленную коррекционную нейропсихологическую помощь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Понимание причин, особенностей проявления СДВГ чрезвычайно важно в настоящее время в связи с распространенностью заболевания. Кроме сложностей, которые испытывают люди, окружающие и воспитывающие такого ребенка, не надо забывать и о том, что и самому ребенку бывает тяжело с подобными трудностями. Отвлекаемость не дает проявить себя на занятиях. Повышенная раздражительностью с повышенной ранимостью, нарушение чувства дистанции в социальных контактах нарушает нормальное общение со сверстниками и взрослыми. Трудности планирования,  гиперактивность и нарушения внимания при обучении в школе могут привести к хронической неуспеваемости и навешиванию негативного «ярлыка» на ребенка при нормальных умственных способностях. Дальнейшее некорректируемое развитие может привести к асоциальному поведению — отсутствие должного самоконтроля, импульсивность и уменьшенное чувство страха могут привести к тотальному социальному неблагополучию. 

            Из всех видов диагностики, нейропсихологический синдромный анализ является на сегодняшний день одним  наиболее полных методов оценки психических процессов при различных функциональных состояниях мозга и особенностей психических процессов. Благодаря квалифицированному описанию не только дефицитарных, но и сильных сторон психического развития, можно наметить эффективную коррекционную помощь детям с СДВГ.  Специально организованная коррекция слабых звеньев психического развития при опоре на сильные звенья поможет скорректировать ход психического онтогенеза. А это в свою очередь позволит адаптировать детей к современному обществу, улучшит их психологическое состояние и даст возможность получить хорошее подходящее образование, к чему и стремятся родители.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Атлас: нервная система человека. Строение и нарушения. Под редакцией Астапова В. М. и Микадзе Ю.В. – М., 2004
  2. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. – М., 2013
  3. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст. Авт. сост.: Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М., 2014
  4. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста – Спб, 2014.
  5. Монина Г., Лютова-Робертс Е., Чутко Л. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая помощь. – Спб, 2007
  6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза – М., 2015

Влияние стресса на женский организм

Длительный хронический стресс сказывается на состоянии беременной женщины следующим образом:

  1. Повышение артериального давления, учащенное сердцебиение, проблемы с дыханием, тахикардия, головокружение. Некоторые женщины жалуются на боль в груди и животе, непрекращающуюся мигрень.
  2. В первом триместре многих женщин преследует токсикоз, а постоянный стресс усиливает его проявления.
  3. Беременная не в состоянии справиться с эмоциями, она может часто плакать, ее преследует апатия и усталость. Стрессовое состояние не дает женщине расслабиться, она напряжена и находится в состоянии беспокойства.
  4. Снижение общего тонуса и сил. Женщина постоянно хочет спать днем, а ночью не может уснуть. Такое поведение будет впоследствии и у малыша.

Воздействие длительного стресса при вынашивании приводит к депрессии, раздражительности, неудовлетворенности своим положением.

Психическое напряжение и течение беременности

Регулярные стрессовые ситуации влияют и на вынашивание плода. Чем опасен фактор стресса?

  1. Травмирующие обстоятельства могут спровоцировать такое нежелательное явление как выкидыш. Доказано, что постоянные переживания увеличивают риск выкидыша в первом триместре.
  2. Из-за затяжных эмоциональных переживаний может раньше времени начаться излитие околоплодных вод, а это неблагоприятное развитие событий для малыша.
  3. В первом триместре к наиболее опасным периодам относят восьмую неделю вынашивания. В это время плод чувствителен к стрессовым обстоятельствам и сильный травмирующий фактор может привести к замершей беременности. В этом случае зародыш перестает развиваться. К дополнительным причинам возникновения замершей беременности относят злоупотребление алкоголем, инфекционные заболевания, гормональный дисбаланс, поднятие тяжестей, предыдущие аборты. Но в некоторых случаях медики не видят иной причины появления замершей беременности, кроме как нервный стресс. Признаки замершей беременности могут появиться и во втором триместре, особенно на 16 и 18 неделях.

Любое отклонение от нормального течения беременности, усугубляет эмоциональное состояние женщины. А некоторые патологии, например, возникновение замершей беременности или выкидыша, сильно сказываются на общем самочувствии.

Последствия стрессового фактора для малыша

Наиболее сильно подвержен влиянию стресса плод матери. Стресс во время беременности отрицательно сказывается на ребенке по следующим причинам:

  1. Медицинские специалисты утверждают, что в период сильного волнения сильно страдает нервная система малыша. Если будущая мать испытывала стресс во время беременности, то после рождения ребенок может страдать гиперактивностью. Такие дети подвержены различным фобиям, у них снижен адаптивный порог.
  2. Стресс у беременных отрицательно сказывается и на здоровье малыша. Плод страдает от внутриутробной гипоксии, а после появления на свет ребенок подвержен аллергическим и астматическим реакциям.
  3. По некоторым данным сильный стресс на ранних сроках беременности, а именно в первом триместре, может спровоцировать развитие у ребенка шизофрении. Исследователи говорят о вероятности в семьдесят процентов.
  4. Ребенок нуждается в спокойных эмоциях мамы. Если женщина подвержена отрицательным мыслям, то последствия негативных переживаний сказываются на психике ребенка. Уравновешенная мама может подарить своему чадо здоровье, как психическое, так и физическое. Часть ученых считают, что искать проявление замершей беременности следует искать в нервной возбудимости матери.
  5. Причина энуреза, диабета, аутизма также кроется в стрессовом состоянии будущей матери. Сильная травма служит фактором многих невзгод у малыша, например, недоношенность, или нежизнеспособность младенца.

Стресс во время беременности влияет не только на женщину, но и на ее будущее чадо. Малыш страдает от тревог и переживаний матери. Причина многих проблем стоит за стрессом беременных. Следует опасаться сильных волнений не только в первом триместре, но и на протяжении всего периода вынашивания ребенка. В этом случае можно избежать многих негативных моментов, например, возникновение замершей беременности или излития околоплодных вод.

Видео: Айвазян Татьяна Альбертовна, профессор, доктор медицинских наук, с темой «Почему возникает депрессия во время беременности?»

Стресс во время беременности

Даже для человека в его обычном состоянии стресс является достаточно непростым испытанием для организма. Не говоря уже о том, как трудно его переносить беременным. В данный период нервная система может выйти из строя как вследствие внешних (физическая активность, голод/жажда, зной/холод), так и вследствие психологических/эмоциональных причин (потеря близких, усталость, перенапряжение, боязнь родов, обиды). Всякий стресс при беременности представляет угрозу для здоровья и беременной, и эмбриона, вынашиваемого ею.

Нередки случаи, когда беременная даже и не догадывается, что пребывает в состоянии перманентного стресса. Она настолько свыклась с этим, что все переживания и боязнь считает своим привычным состоянием. Перманентные стрессы же тем временем разрушают организм беременной изнутри. Следовательно, любая будущая мать должна научиться анализировать собственное состояние, принимая во внимание различные изменения.

Основные признаки стрессов:

  • нарушение сна;
  • вялость, равнодушие к окружению;
  • сниженная работоспособность;
  • ухудшение или отсутствие аппетита;
  • периоды нервозности, непонятного волнения;
  • учащенное биение сердца;
  • повышение давления;
  • головокружение;
  • дрожание ног/рук;
  • ослабленный иммунитет и, как следствие, постоянные простудные болезни.
  • Если присутствуют все вышеуказанные признаки, то с Вашим состоянием серьезные проблемы и требуется немедленное исправление ситуации. Исследования показывают, что в организме беременной в стрессовом состоянии увеличивается концентрация специфических гормонов — глюкокортикоидов, которые воздействуют не только на структуру ДНК, но и тесно связаны с функционированием плаценты. Поэтому последствия могут быть весьма печальными.

Чем опасен стресс во время беременности

Бывает, что женщины рассказывают о перенесенных ими сильных стрессах, которые совсем не оказали влияния на состояние ребенка и процесс родов. Такие случаи довольно спорные, поскольку последствия могут проявиться намного позже. Допустим, осложнения могут проявиться у ребеночка в школьном или подростковом возрасте, когда происходят многочисленные психические преобразования. Врачами уже давно объяснено воздействие стрессов на вынашивание и будущее здоровье ребенка.

Последствия могут быть следующие:

  • дефицит массы новорожденного;
  • преждевременные роды;
  • если стресс имел место на поздней стадии вынашивания, то возможны отклонения в образовании нервной системы малыша;
  • сложности адаптации в коллективе;
  • некоммуникабельность/гиперактивность;
  • боязнь и фобии;
  • если стресс имел место на ранней стадии вынашивания, то возможно сильное кислородное голодание эмбриона;
  • недержание мочи;
  • ужасные родовые отклонения — расщелины неба («волчья пасть», «заячья губа»);
  • аллергия и астма у новорожденного младенца;
  • развитие диабета;
  • болезни сердечно-сосудистой системы.
  • Вывод: стресс является тяжелым испытанием и для беременной, и для ребенка. Поэтому старайтесь избегать его любыми путями. Это должна осознавать не одна лишь беременная, но также и люди, окружающие ее в данный жизненный период.

    Как избежать стрессов при беременности

    В избежании беременной ужасных последствий стресса должны помочь и доктор, присматривающий за ней, и родственники с близкими. Именно от родственников и близких зависит эмоциональное и психическое состояние пациентки. Во время беременности недопустимо ссориться, устраивать истерики и тем более разводиться. Во избежание нервного перенапряжения будущая мама должна знать способы, благодаря которым душевное равновесие восстановится быстро и эффективно.

  • Прежде всего необходимо уметь контролировать собственные мысли. Прекратите думать о нехорошем и ожидать одного лишь негатива. Следует настроиться на позитив, размышляя об удачных родах и о собственном ребенке, которого вы будете вскоре прижимать к своей груди. Если ощущаете, что сами не можете этого сделать, то обязательно следует записаться на специальные психологические тренинги или посетить психолога.
  • Не стоит оставаться со своей боязнью один на один. Найдите человека, которому вы сможете доверить все свои переживания. Старайтесь избавиться от негатива любыми возможными путями.
  • Почаще прогуливайтесь на свежем воздухе, регулярно проветривайте помещения.
  • Следите за своим питанием — оно должно быть полноценным. В ваш рацион должно быть включено достаточное количество фруктов с овощами (обязательно свежих).

    Спать можете столько, сколько посчитаете нужным.

  • Занимайтесь физическими упражнениями для беременных (плавание, специальная гимнастика и даже йога).
  • Старайтесь больше общаться с людьми, с которыми вам приятно находиться. Прекратите общаться с теми, кто часто обижает вас или просто раздражает.
  • Старайтесь побольше отдыхать (в особенности в первой трети). Если вы работаете, то обеденный перерыв является обязательным. По вечерам работать не следует. На ночь необходимо расслабиться, получая удовлетворение от какого-нибудь излюбленного занятия, которое принесет вам положительные эмоции.
  • Способы расслабления самые разнообразные. Это может быть и ароматерапия, и массаж, и акупунктура, и различные техники медитации.
  • Любая женщина, готовящаяся стать матерью, должна иметь очень ясное представление об опасности стрессового состояния в период вынашивания, а также о способах его предотвращения. Для защиты своего ребенка от негативных последствий необходимо уметь сосредотачиваться на основном — на своем положении, игнорируя при этом разные пустяки и неудачи.

    Видео: Стресс во время беременности.

    nedeli-beremennosti.com

    Современный мир с его высокими скоростями, быстрой сменой событий и необходимостью все успевать заставляет человека регулярно испытывать психологический дискомфорт, который в народе принято называть стрессом. В само понятие часто вкладывают совершенно разные и не соответствующие действительности смыслы, а как избавляться от стресса и чем грозит затянувшееся стрессовое состояние для организма человека, не все знают.

    Откуда возникает и как протекает?

    Возникшее сравнительно недавно понятие «стресс» означает либо напряженное состояние человека, возникшее под влиянием сильного внешнего воздействия, либо реакцию человеческого организма на характерные изменения привычной среды. Но при детальном рассмотрении стрессом можно назвать всю жизнь, любое происходящее с человеком событие: от раннего пробуждения по будильнику до вечерней ссоры с родными.

    Каждое стрессовое состояние, независимо от причины, протекает у всех людей по одной схеме:

    тревога > сопротивление > истощение

    Первой реакцией является возникновение тревожного сигнала, призывающего все силы организма на борьбу со стрессом. Затем закономерно наступает фаза сопротивления, обычно характеризующаяся активным противодействием состоянию либо успешной победой. Если же борьба не имеет результата и длится долгое время, то наступает фаза истощения, когда организм исчерпывает все возможные силы и демонстрирует состояние, характеризующееся как «последствия стресса».

    Причиной стресса может выступить любое событие, психологическое или физическое воздействие на организм. Среди особо ярких стрессообразующих факторов выделяют физические:

  • сильную физическую боль;
  • длительное воздействие холода, жары, чрезмерной физической нагрузки, голода;
  • непомерная ответственность;
  • обязанность принятия верного решения в сжатые сроки;
  • конфликты на работе и дома.
  • Испытывая стресс, индивидуум не всегда осознает губительность своего состояния, принимая серьезное состояние за легкое недомогание или временные трудности. Даже организм сильного человека не всегда в состоянии справиться со стрессом самостоятельно, а для ослабленных или уязвимых людей перенесение стресса в течение долгого времени может иметь непоправимые последствия.

    Чем опасно такое состояние для человека?

    Основной реакцией организма на стрессовое состояние является выброс адреналина, который должен активизировать все силы. Кроме этого, происходит выработка еще целого ряда гормонов, которые делают человека сильнее, выносливее и крепче, но выхода эта энергия часто не находит. Житель современного мегаполиса не привык бороться со стрессом с помощью физических усилий, сбрасывая лишнюю энергию. В такой ситуации в организме оказывается ряд веществ, не нашедших логического применения, и они вынуждены расходовать себя на борьбу с самим организмом. Такие «неиспользованные» гормоны во время стресса вызывают серьезные последствия для человека.

    Первой начинает страдать сердечно-сосудистая система, а потом по цепочке подключаются аллергические реакции, снижается иммунитет. Вторичными проявлениями последствий стресса могут быть нарушения работы желудочно-кишечного тракта, вялость и сонливость. А уж отсутствие работоспособности и желания что-то менять являются закономерными и ожидаемыми последствиями стресса.

    Как проявляет себя хроническое состояние стресса?

    Стресс, даже недлительный, оказывает существенное влияние на человека, а хронический грозит ощутимыми проблемами со всеми системами жизнедеятельности организма. В таком состоянии человека ожидает масса проблем: от выпадения волос до нарушения сна и пищеварения. Хронический стресс опасен не только своими типичными проявлениями: апатией и нервозностью. Нередким является отсутствие работоспособности, подверженность простудным и инфекционным заболеваниям, частые проблемы с сердечно-сосудистой системой.

    Специалисты отмечают, что хронический стресс выявляет в организме «слабое» место и атакует его целенаправленно, максимально ослабляя и нарушая работу органа или системы. Чем дольше время поиска и устранения причины хронического стресса, тем серьезнее и плачевнее могут быть его последствия. Сахарный диабет, ишемия, инсульт и опухоли – вот далеко не полный перечень того, к чему может привести даже сильный организм хронический стресс.

    Чем опасны такие состояния для беременных?

    Одним из прописных правил для женщины во время беременности должно стать максимальное стремление избежать или минимизировать стресс. Если для человека в обычном состоянии стресс опасен, то в момент ожидания малыша вред испытывает на себе не только мать, но также и младенец в утробе. Чем крепче мать, тем легче она сможет перенести последствия стресса, но влияния не избежать. Во время беременности любые стрессовые ситуации чреваты возникновением осложнений.

    Для беременной женщины в состоянии стресса, как и для любого другого человека в таком состоянии, характерны следующие признаки:

  • нарушенный сон и аппетит;
  • чрезмерная активность или наоборот — полная апатия;
  • головокружение, обморочные состояния, дрожание рук;
  • состояние постоянного беспокойства и нервозности.
  • Любой из этих признаков может быть предвестником тяжелого состояния стресса, или сигнализировать о проявлении такого состояния, как хронический стресс, который также является частым гостем во время беременности.

    Во время беременности стресс представляет опасность по нескольким причинам:

    • снижение иммунитета и вероятность возникновения сопутствующих заболеваний;
    • нарушение гормонального обмена, что влечет нарушения адекватной работы организма малыша после рождения;
    • вероятность преждевременных родов, рождения нежизнеспособного младенца.
    • Самым важным во время беременности должно быть здоровье малыша, именно поэтому специалисты рекомендуют воздержаться от общения с неприятными людьми, избегать конфликтных ситуаций, заняться медитацией, спортом и посещать сеансы расслабляющего массажа. Достаточно результативными могут быть групповые или индивидуальные тренинги со специалистами по протеканию беременности, ведь для молодой женщины часто само осознание ответственности за жизнь внутри себя может стать причиной стресса. Время беременности должно быть временем безмятежности.

      Ученые спорят об опасности стресса: некоторые склоняются к необходимости максимально устранять их из жизни, другие отмечают несомненное положительное влияние такого состояния на выносливость организма. Но большинство считает, что ничего хорошего хронический стресс организму не даст, поэтому для сохранения сильного тела и здорового духа необходимо своевременно выявлять и устранять причину стресса. Особое внимание возникновению и течению стресса следует уделять женщинам во время беременности, поскольку последствия такого состояния вредны в первую очередь для малыша.

      amazingwoman.ru

      Самая лучшая коляска – для самой лучшей мамы!

      Детям о Чернобыле: что рассказать ребенку

      45-летний самый высокооплачиваемый актер Голливуда стал отцом в третий раз

      ТОП-7 детского плача по ночам: что мешает заснуть твоему малышу

      Чем кормить ребенка, чтобы он был счастлив

      Календарь беременности

    Чем опасен стресс при беременности?

    Don’t Worry, Be Happy, что значит «Не беспокойся, будь счастлив» — слова этой известной песни стоит взять на вооружение каждой будущей маме. Чем опасен стресс при беременности и почему нужно учиться успокаиваться?

    Начнем с того, что полностью избежать стресса при беременности невозможно, да и не стоит к этому стремиться. Конечно, в идеальном мире будущая мама всегда спокойна, как будто только вышла с занятия по йоге, но в реальной жизни ей приходится сталкиваться с гормональной перестройкой, изменениями тела и самочувствия. А если прибавить еще какие-то проблемы, связанные с семейными отношениями и волнениями насчет работы, становится понятно, что переживаний у мамочки всегда хватает.

    Симптомы стресса при беременности

  • Расстройства сна
  • Равнодушие к некогда любимым вещам
  • Проблемы с аппетитом
  • Беспричинные боли, зуд, аллергия
  • Головная боль
  • Плаксивость, усталость, тревога
  • Повышение давление или частое сердцебиение
  • Это тревожные звоночки, которые могут сигнализировать о том, что стресс во время беременности отложится на малыше. Будущая мама находится в зоне риска, если у нее есть родственники с диагнозом «депрессия», а также если ей больше 40 лет.

    Чем опасен стресс при беременности для ребенка и беременной?

    Если волнения незначительные, то это не отразится на здоровье обоих. Но если женщина постоянно переживает или перенесла тяжелое потрясение, последствия сильного стресса скажутся на обоих. У мамы повышается вероятность послеродовой депрессии и страдает сердечно-сосудистая система. Для малыша мамины тревоги еще опаснее. Они могут грозить новорожденному недоношенностью, аллергиями и даже склонностью к астме. Кроме того, есть связь повышения уровня кортизола у беременной и возможным аутизмом у ребенка. Корни диабета, сердечных заболеваний и нарушений со стороны нервной системы крохи также часто являются опасными последствиями стресса во время беременности.

    Как успокоиться во время стресса?

    Для начала нужно перестать себя обвинять: если ты волнуешься, обычно на это есть причины. Постарайся сосредоточиться на малютке: с 23 недель он уже слышит тебя и понимает, какое у тебя настроение! Чтобы стресс во время беременности не отложился на малыше, разговаривай с животом: можешь жаловаться на начальника или петь песни. Главное, чтобы ты помнила, что вы с карапузом теперь одна команда, а это позволит успокоиться.

    Многим помогает наладить режим дня, правильно питаться и дышать свежим воздухом. Да, звучит банально, но это и есть основа здоровья и хорошего самочувствия, не только в период ожидания.

    Массаж, йога или аквааэробика помогут успокоиться: чем больше движения и общения, тем меньше грустных мыслей в голове.

    Говори с близкими и проси их поддержки: рассказать о том, что тебя беспокоит значит немного снизить сильный стресс, последствия которого могут преследовать и после родов.

    Наконец, если эти советы не работают, обратись к гинекологу: он расскажет, как помочь тебе, не навредив малышу.

    tvoymalysh.com.ua

    Стресс во время беременности

    В целом, беременность – очень позитивный период в жизни женщины. Но действительность, к сожалению, бывает суровой, и будущая мама подвергается стрессам.

    Стрессом называют естественную реакцию живого организма на раздражитель. Некоторые стрессы можно отнести к разряду «легких», возникающих в результате незначительных причин и легко проходящих. Например, к ним относят недосыпание, а также часто возникающие волнения по поводу состояния здоровья будущего малыша. Но иногда стрессы могут быть очень тяжелыми, настающими в результате разных событий: смерти близкого человека, супружеской неверности, конфликтных ситуаций на работе или дома.

    Более того, причинами стресса могут стать как физические (холод, голод, жара, жажда, физическая нагрузка), так и психологические (измена, смерть, обман, обида, информационная перегрузка) раздражители. Впрочем, сила стресса зависит не от воздействия самого раздражителя, а как реакция женщины на само событие.

    Во время стресса в крови беременной женщины повышается уровень гормонов глюкокортикоидов. Медики установили, что эти гормоны напрямую влияют на гены, связанные с работой плаценты и печени, а это, в свою очередь, повышает риск развития диабета и проблем с сердцем, возникающих у человека в будущем. Более того, у людей, подвергающихся стрессам во время внутриутробного развития, в последующем рождаются недоношенные дети с малым весом.

    Насколько вреден стресс во время беременности? Как ни странно, существует информация, что умеренные стрессы, наоборот, благотворно влияют на развитие малыша. Они подготавливают организм женщины к предстоящим изменениям. А вот длительные и глубокие стрессы для беременной крайне нежелательны. Кроме того, что они приводят к быстрой утомляемости, плохому сну и неважному самочувствию будущей матери, существует риск возникновения осложнений беременности, в том числе и ее угрозы. Доказано, что воздействие сильного стресса во время беременности способствует усилению токсикоза, увеличению числа различных заболеваний, родовых аномалий, а также патологий новорожденного. Кстати, в одном из номеров журнала Proceedings of the National Academy of Sciences опубликовано сообщение, что во время стресса организм беременной женщины способен самостоятельно производить естественный отбор. То есть слабые и менее жизнеспособные плоды погибают. Как правило, это эмбрионы мужского пола. Получается, плод, который в благоприятных условиях имел бы шанс родиться, в условиях стресса погибает. Эту теорию подтвердили американские ученые. Если же эмбрион выживает и продолжает развитие, в последствии у новорожденного ребенка, мать которого поддавалась частым и сильным стрессам, отмечаются некоторые нарушения психического характера. Например, такие дети в большей степени склонны к страху и тревоге, у них отмечается некая задержка умственного развития.

    Механизм влияния стресса на ребенка до конца так и не установлен, но существует информация, что одну из ведущих ролей здесь играет гормон кортизол, в большом количестве вырабатываемый во время стрессовой ситуации.

    Что же делать, чтобы как можно меньше подвергаться стрессам? Во-первых, нужно как можно чаще думать о хорошем, научиться расслабляться. Во-вторых, общайтесь с близкими и рассказывайте о своих чувствах и переживаниях: чем больше вы будете проговаривать свои проблемы, тем меньше они будут воздействовать на вас. В-третьих, старайтесь правильно питаться, ведь от этого зависят многие биохимические процессы в организме, которые так или иначе влияют и на психическое состояние. В-четвертых, не сдерживайте эмоций: ни позитивных, ни негативных. В-пятых, особое внимание стоит уделить умеренным физическим нагрузкам и, в то же время, полноценному отдыху, как профилактике стрессовых состояний.

    beremennost.net

    Влияние стресса в период беременности на плод и организм матери

    Сильный стресс отрицательно отражается на психическом и физическом состоянии человека. Острое потрясение сказывается на работе иммунной системы, ухудшается самочувствие и работоспособность. Поэтому во время вынашивания ребенка влияние стресса крайне неблагоприятно. Страдает не только материнский организм, но и плод.

    Конечно, в течение девяти месяцев нельзя полностью отгородиться от волнительных ситуаций, но опасен именно острый и затяжной стрессовый фактор. Мощная эмоциональная травма может стать причиной развития различных патологий, например, замершей беременности. Но не все так страшно. Ученые считают, что небольшие тревоги даже полезны для женского организма и нервной системы малыша. Серьезный урон наносит только постоянный стресс и глубокие переживания. Какие последствия, помимо замершей беременности, могут быть при длительном стрессовом факторе?

    Влияние стресса на женский организм

    Длительный хронический стресс сказывается на состоянии беременной женщины следующим образом:

    1. Повышение артериального давления, учащенное сердцебиение, проблемы с дыханием, тахикардия, головокружение. Некоторые женщины жалуются на боль в груди и животе, непрекращающуюся мигрень.
    2. В первом триместре многих женщин преследует токсикоз, а постоянный стресс усиливает его проявления.
    3. Беременная не в состоянии справиться с эмоциями, она может часто плакать, ее преследует апатия и усталость. Стрессовое состояние не дает женщине расслабиться, она напряжена и находится в состоянии беспокойства.
    4. Снижение общего тонуса и сил. Женщина постоянно хочет спать днем, а ночью не может уснуть. Такое поведение будет впоследствии и у малыша.
    5. Воздействие длительного стресса при вынашивании приводит к депрессии, раздражительности, неудовлетворенности своим положением.

      Психическое напряжение и течение беременности

      Регулярные стрессовые ситуации влияют и на вынашивание плода. Чем опасен фактор стресса?

      1. Травмирующие обстоятельства могут спровоцировать такое нежелательное явление как выкидыш. Доказано, что постоянные переживания увеличивают риск выкидыша в первом триместре.
      2. Из-за затяжных эмоциональных переживаний может раньше времени начаться излитие околоплодных вод, а это неблагоприятное развитие событий для малыша.
      3. В первом триместре к наиболее опасным периодам относят восьмую неделю вынашивания. В это время плод чувствителен к стрессовым обстоятельствам и сильный травмирующий фактор может привести к замершей беременности. В этом случае зародыш перестает развиваться. К дополнительным причинам возникновения замершей беременности относят злоупотребление алкоголем, инфекционные заболевания, гормональный дисбаланс, поднятие тяжестей, предыдущие аборты. Но в некоторых случаях медики не видят иной причины появления замершей беременности, кроме как нервный стресс. Признаки замершей беременности могут появиться и во втором триместре, особенно на 16 и 18 неделях.

      Любое отклонение от нормального течения беременности, усугубляет эмоциональное состояние женщины. А некоторые патологии, например, возникновение замершей беременности или выкидыша, сильно сказываются на общем самочувствии.

      Последствия стрессового фактора для малыша

      Наиболее сильно подвержен влиянию стресса плод матери. Стресс во время беременности отрицательно сказывается на ребенке по следующим причинам:

    6. Медицинские специалисты утверждают, что в период сильного волнения сильно страдает нервная система малыша. Если будущая мать испытывала стресс во время беременности, то после рождения ребенок может страдать гиперактивностью. Такие дети подвержены различным фобиям, у них снижен адаптивный порог.
    7. Стресс у беременных отрицательно сказывается и на здоровье малыша. Плод страдает от внутриутробной гипоксии, а после появления на свет ребенок подвержен аллергическим и астматическим реакциям.
    8. По некоторым данным сильный стресс на ранних сроках беременности, а именно в первом триместре, может спровоцировать развитие у ребенка шизофрении. Исследователи говорят о вероятности в семьдесят процентов.
    9. Ребенок нуждается в спокойных эмоциях мамы. Если женщина подвержена отрицательным мыслям, то последствия негативных переживаний сказываются на психике ребенка. Уравновешенная мама может подарить своему чадо здоровье, как психическое, так и физическое. Часть ученых считают, что искать проявление замершей беременности следует искать в нервной возбудимости матери.
    10. Причина энуреза, диабета, аутизма также кроется в стрессовом состоянии будущей матери. Сильная травма служит фактором многих невзгод у малыша, например, недоношенность, или нежизнеспособность младенца.
    11. Стресс во время беременности влияет не только на женщину, но и на ее будущее чадо. Малыш страдает от тревог и переживаний матери. Причина многих проблем стоит за стрессом беременных. Следует опасаться сильных волнений не только в первом триместре, но и на протяжении всего периода вынашивания ребенка. В этом случае можно избежать многих негативных моментов, например, возникновение замершей беременности или излития околоплодных вод.

      Видео: Айвазян Татьяна Альбертовна, профессор, доктор медицинских наук, с темой «Почему возникает депрессия во время беременности?»

      ostresse.ru

    Учите детей трудиться

    Все народы во все времена хотят воспитывать своих детей честными, сильными, трудолюбивыми. Вопрос заключается в том, какой конкретный смысл вкладывается в содержание этих общечеловеческих ценностей и какими средствами и насколько эффективно общество добивается их осуществления.И.Кон

    Нам, взрослым, родителям и педагогам, конечно, хочется, чтобы наши дети стали настоящими людьми, любили труд, были счастливы. Известный педагог нашего времени В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком». Отношение к труду во многом зависит от того, какое значение придаем этому мы, взрослые. Овладение трудовыми навыками оказывает непосредственное влияние на формирование личностных качеств, например самостоятельности. Ребенок становится способным не только сам умыться, раздеться, протереть пыль, убрать игрушки на место и др., но и помочь другим детям. Это позволяет ему не только утвердиться в коллективе в качестве умелого и отзывчивого товарища, но и приобрести уверенность в себе, в своих возможностях. Большую роль играют трудовые навыки при формировании у детей правильного отношения к собственному труду: готовности участвовать в любой работе независимо от ее привлекательности, доводить дело до конца, прилагать трудовые усилия. Все это создает благоприятную основу воспитания таких качеств, как ответственность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность. Овладение трудовыми навыками дает возможность участвовать в общем труде. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать товарищам, трудиться с максимальной отдачей сил. Родители часто произносят: “Мой ребёнок лентяй, ничего не хочет делать.” А может в этом есть и ваша вина? Стремитесь ли вы к тому, чтобы ваш ребёнок не был лентяем? А может ваш ребёнок все делает один? Другое дело, когда в семье все жизненные проблемы решаются сообща, все члены семьи помогают друг другу. А то, что для этого необходимы пример родителей, доброжелательные взаимоотношения, культура семейных отношений, вы и так знаете. Вы задумывались когда – нибудь, что ребёнку неинтересно выполнять работу на основе ваших указаний – приказаний. Интересы ребёнка можно выявить, создав специальные условия. Для этого в один из вечеров можно предложить ему заняться чем — либо по собственному выбору: полить цветы, подмести пол, пришить пуговицу, подклеить книгу. Следует понаблюдать, чему отдает предпочтение ребёнок, задуматься над тем, считались ли вы раньше с этим его увлечением, что делали для того, чтобы развить, углубить интерес? С помощью взрослого интерес у ребёнка становится более устойчивым, он замечает участие мамы и папы в его делах, тянется к общению с ними, чтобы ещё и ещё обогатиться новыми умениями и навыками. Хорошо, если совместный труд займёт не один вечер. Ребёнок начинает понимать, что с помощью взрослого он может реализовать свои устремления. Дети обычно проявляют большой интерес к труду в природе. Если такого интереса нет, его легко пробудить. Можно предложить ребёнку посадить семена каких-либо растений, рассказать, как ухаживать за ними. Ребёнок сам их вырастит, нужно только своевременно давать ему советы по уходу за посаженными растениями. Для того, чтобы поддержать интерес ребёнка к этой деятельности, необходимо нарисовать перед ним перспективу: выращенные цветы он сможет подарить людям, сделать им приятное. Когда будет получен результат, можно посоветовать ему часть цветов срезать и поставить дома в вазу, часть принести в группу. Часть семян можно принести в детский сад и предложить воспитательнице посадить их на следующий год на участке. Желательно, чтобы в такой посадке приняли участие все желающие. Трудно будет после этого не заметить изменений в поведении ребёнка. Он почувствует свою значимость для всей группы, будет давать советы по уходу за растениями, к нему потянутся дети. Взрослым, выполняющим с детьми совместную работу, следует подавать пример трудового поведения. Необходимо чаще рассказывать о пользе, которую они приносят взрослым. Участвуйте с ними в общем труде. Постепенно ребёнок будет осознавать, как важна его помощь для окружающих. Таким образом, совместный труд взрослых и детей является одной из весьма деятельных форм организации трудовой деятельности детей, позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду, людям труда. И ваши дети перестанут лениться!подготовила воспитатель Скворцова Я.А.январь 2019