Главная » Полезно знать » Конфликты подростков со сверстниками, родителями, учителями в школе: как разрешить

Конфликты подростков со сверстниками, родителями, учителями в школе: как разрешить

Изображение для публикации не задано

Конфликт – ситуация, которая переполнена эмоциями и отдает негативным привкусом, сопровождает нас всю жизнь. Отношение к конфликту с возрастом меняется. Школьный возраст конфликтами изобилует, а вот правильная реакция на подобные раздражители у детей еще не сформирована. Задача взрослых — помочь детям в выработке навыков бесконфликтного общения и правильного отношения к конфликту. Для этого нужно четко представлять, с чем Вы можете столкнуться. Конфликты в подростковом возрасте можно разделить на четыре категории.

Конфликт неподчинения. Ребенок отказывается выполнять требования старших. Причем это относится и к тому, что раньше ребенок делал без всяких нареканий. Связано это с взрослением, с общением со сверстниками, с изменившимися критериями «крутизны». Подростковый нигилизм – это нормально. Отрицание опыта старших – это нормально. Все проходит, просто некоторые дети могут учиться ТОЛЬКО на своих ошибках…

Конфликт единства. Подросток не чувствует разницы между понятием «стадный инстинкт» и «нормы социума». И социум, и стадо для него сужены до своей группы (в классе, во дворе, на тренировке). Принимая с минимальной критикой ценности своей группы, все свое поведение он начинает оценивать через призму внутригрупповых критериев: хорошо/плохо… И то, как к нему относятся члены ЕГО группы, для ребенка важнее/ценнее/значимее, чем отношение «окружающего мира».

Конфликт лидерства. Ребенок борется за свой статус с любым раздражителем: учителем, родителем, взрослыми, — со всеми, кто, по только ему ведомым критериям, может пошатнуть его «авторитет» в глазах значимого для ребенка окружения.

Конфликт нелюбви. Происходит тогда, когда дети целенаправленно третируют учителя. Всемерно демонстрируя свое пренебрежение и нелюбовь.

Учителя знают, как могут вести себя подростки в возрасте 13-18 лет. Однако ждать, что они найдут верное решение, не всегда правильно. Но учителя всегда могут обратиться к школьному психологу или соответствующей методической литературе.

С уровнем подготовки родителей ситуация значительно хуже. Но, если родители узнали о конфликте между учителем и их чадом, нужно:

1. СПОКОЙНО, не ругая ребенка, узнать в чем дело?

2. Никогда при ребенке, да и с ребенком, не обсуждать профессиональных или личностных недостатков учителя.

3. Общаясь с ребенком, положительно отзываться о нелегком учительском труде…

4. Переговорить с учителем о возникшей ситуации. Однозначно у учителя будет свое видение сложившейся ситуации. Сложив два взгляда, буде проще разрешить конфликт.

5. Не надейтесь, что конфликт учителя и ученика утихнет сам собой. Запуская ситуацию, Вы демонстрируете свою низкую заинтересованность в школьной жизни ребенка. Чем активнее (в разумных пределах) Ваша жизненная позиция, тем более защищенным чувствует себя ребенок.

6. Озвученный конфликт решайте сразу!

Всех школьных конфликтов избежать нельзя, но держать руку на пульсе нужно. Главное — помнить, что учитель такой же человек, как и Вы и решать проблемы, возникшие с учителем, нужно так, как Вы бы хотели, чтобы эти проблемы решали с Вами.

Советы психолога

Родителям

Советы психолога

  • Советы психолога при подготовке к ГИА и ЕГЭ

Советы психолога при подготовке к ГИА и ЕГЭ

Советы родителям

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки

Поведение родителей

В экзаменационную пору основная задача родителей — создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное — спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) — самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы лучше растут».

Организация занятий

Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса — ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе «Советы выпускникам»).

Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

Питание и режим дня

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!»

Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.

С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку… разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!

как сделать, чтобы этого не повторилось.

При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.

 НА ВСТРЕЧЕ   ВЫПОЛНЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА

1)  Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.

2)  На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.

3)  Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.

4)  Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.