Главная » Полезно знать » Невроз - симптомы и лечение у ребенка или взрослого

Невроз — симптомы и лечение у ребенка или взрослого

Невроз — симптомы и лечение у ребенка или взрослого

Отдельную нишу среди психогенных заболеваний занимают неврозы, также именуемые невротическими расстройствами. Невроз – собирательный термин, обозначающий отдельные виды расстройств невротического характера, которые имеют обратимый характер и отличаются упорным затяжным течением болезни.

Невроз может возникнуть у мужчин и женщин разных возрастов независимо от их социального статуса, уровня образования, материального обеспечения, семейного положения. В особой группе риска развития невротических расстройств – лица, пребывающие на естественных биологических стадиях жизни – в период полового созревания и в фазе увядания функций организма.

Нередко невроз фиксируется у детей в пубертатный период, когда резкие изменения в гормональном фоне делают подростка особо восприимчивым к различным жизненным явлениям. Однако у детей чаще всего невроз проходит самостоятельно и не влечет за собой развития опасных и затяжных психических расстройств. В то же время невроз, возникший у взрослых в период приближения старости, чреват развитием психических нарушений и нередко становится причиной заболеваний внутренних органов.

Невроз подразумевает проявление у больного разнообразных болезненных явлений, которые возникли вследствие продолжительного по времени воздействия негативных стрессовых факторов либо развились в результате острых психологических травм. Ведущим фактором, инициирующим формирования невроза, выступает наличие у субъекта неразрешенных внутренних конфликтов либо внешнее давление негативных обстоятельств.

При этом вышеуказанные аспекты не обязательно должны обладать высокой интенсивностью действия: невроз может являться результатом значительного умственного перенапряжения или длительных волнений. Клинические симптомы отдельных видов неврозов – многочисленны и разнообразны, однако доминирующие позиции среди признаков невротических расстройств занимает астенический статус больного, наличие навязчивых мыслей или иррациональных страхов, либо демонстрация субъектом реакций истерического содержания.

К чему может привести невроз? Невроз в подавляющем большинстве случаев является причиной снижения умственной активности человека, уменьшения физической выносливости и производительности работы, ухудшения качества труда. Помимо этого прогрессирование невроза приводит к тому, что у человека ярко выражаются негативные черты характера – конфликтность, раздражительность, агрессивность, что в итоге является причиной ограничения контактов в обществе и ухудшения взаимоотношений в социальных группах.  При несвоевременном или неверно проведенном лечении невроз может трансформироваться в расстройства психотического уровня, для которых характерно изменение структуры личности больного.

Причины невроза

С точки зрения физиологических учений невроз представляет собой патологическое состояние организма, вызванное продолжительными сбоями в высшей нервной деятельности человека. Данное явление является следствием чрезмерной активности психики при избыточном количестве одновременно текущих нервных процессов, происходящих в коре больших полушарий головного мозга. В рамках физиологической теории невроз – результат перенапряжения нервной системы из-за длительного или краткосрочного воздействия раздражителей, чрезмерных для возможностей психики субъекта.

Ученые выдвигают и иные гипотезы, согласно которым причина невроза – сочетание двух факторов: наличия чрезмерного по силе раздражителя и специфические особенности личностного портрета человека. При этом значимость действующего раздражителя зависит в большей мере не от его интенсивности, спонтанности и существующей угрозы. Причина невроза – именно то, как человек воспринимает и интерпретирует этот стрессор. Как показывают исследования, отношение к переживаемой ситуации и, соответственно, возникновение аффективных эмоций зависит от индивидуальных особенностей личности, а именно: существующего у человека способа реагирования на любой сигнал опасности и скорость ответа на предъявленный стимул.

Немалую роль среди причин, способствующих зарождению невроза, имеет и реальное функциональное состояние организма. В высокой группе риска возникновения невротических расстройств – люди, которые ведут неправильный образ жизни, не соблюдают режим труда и отдыха, испытывают колоссальные умственные перегрузки и психически переутомляются. Развитие невроза также зависит от вида деятельности, которую проводит субъект и его отношения к выполняемым обязанностям. Среди причин невроза – реалии нашей бурной современности с обилием негативной информации и избыточными требованиями к «успешному» человеку.

Следует подчеркнуть, что невроз не является наследственным, генетически обусловленным расстройством. Его появление практически всегда связано с условиями, в каких рос и воспитывался субъект. Основной причиной невроза у детей выступает взросление в неблагополучной семье. Проживание с пьющими родственниками, частые скандалы между родителями, чрезмерно экспрессивное выражение чувств предками закладывает почву для формирования невротических реакций у ребенка.

Невроз может возникнуть не только из-за длительного переживания отрицательных чувств. Очень яркие и интенсивные положительные эмоции также могут стать причиной невроза. Поэтому воспитание по типу «кнут-пряник» часто приводит к невротическим расстройствам.

Также дети очень часто подражают манере поведения своих родителей. Если в семье принято с помощью истерик добиваться желаемого или доказывать свою правоту полным игнорированием своих домочадцев, то у малыша с неокрепшей психикой наверняка со временем появится астеническое состояние, депрессивные настроения или истерические повадки. В дальнейшем такая персона станет настоящим деспотом в семье или будет талантливым «истериком», дабы совершать недозволенные поступки и не быть наказанным. Поскольку привычка формируется у человека очень быстро, а для отказа от пагубной модели поведения у невротика просто не хватает внутреннего стержня, большинство детей, выросших в неблагополучной среде, имеет различные виды неврозов.

С точки зрения психоаналитических теорий невроз являет собой продукт, возникший из-за существования в глубинах психики человека неразрешенного конфликта. Такой психологический конфликт нередко возникает по причине отсутствия удовлетворения существующих базовых потребностей личности. Фундаментом для невроза является и существование реальной или вымышленной угрозы для будущего, которую персона интерпретирует как не разрешаемую проблему.

Среди иных причин невроза:

  • социальная изоляция человека;
  • противоречия между инстинктивными влечениями и нормами морали;
  • тотальный контроль со стороны окружающих;
  • чрезмерная потребность в признании и защите;
  • неудовлетворенная жажда власти и славы;
  • нереализованная потребность в личной свободе;
  • стремление выполнить все действия идеально;
  • трудоголизм и неумение качественно отдыхать;
  • отсутствие навыков грамотного реагирования на стресс.

Биологической причиной невроза выступает недостаточное производство определенных нейротрансмиттеров и сбой в функционировании нейромедиаторных систем. Такие дефекты делают человека чрезмерно восприимчивым к действию различных раздражителей, награждают эмоциональной лабильностью и лишают возможности функционального разрешения трудных ситуаций.

В числе причин, предрасполагающих к зарождению невроза, ученые называют острые вирусные и инфекционные заболевания, которые ухудшают общую сопротивляемость организма негативным факторам. Особое значение в развитии невротических расстройств отведено пагубным привычкам человека. Хронический алкоголизм, употребление психоактивных веществ в первую очередь «бьют» по нервной системе, награждая персону болезненными невротическими реакциями.

Виды невротических расстройств

Врачи выделяют несколько самостоятельных видов неврозов, для которых характерно доминирование определенных клинических признаков. Наиболее распространенными видами невротических расстройств являются:

  • неврастения;
  • невроз навязчивых состояний;
  • истерический невроз;
  • тревожное расстройство.

Неврастения

Неврастения имеет и иное название: астено-невротический синдром. Среди рядовых обывателей данный вид невроза часто называют синдромом хронической усталости. Неврастения характеризуется следующими симптомами:

  • повышенной раздражительностью;
  • высокой возбудимостью;
  • быстрой утомляемостью;
  • потерей способности к самоконтролю и самообладанию;
  • слезливостью и обидчивостью;
  • рассеянностью, неспособностью сосредоточиться;
  • снижением способностей к продолжительным умственным нагрузкам;
  • утратой привычной физической выносливости;
  • выраженными нарушениями сна;
  • ухудшением аппетита;
  • апатичностью и безразличием к происходящему.

У больного этим видом невроза появляется изжогаи ощущение тяжести в эпигастральной области. Субъект жалуется на интенсивную головную боль, ощущения замирания сердца, ухудшение возможностей в интимном аспекте. При данном виде невротического расстройства у человека преобладают депрессивные настроения циклотимического уровня.

Невроз навязчивых состояний

Невроз навязчивых состояний – пограничный статус, чреватый быстрой трансформацией в психический вид – обессивно-компульсивное расстройство. Больные данным видом невроза – ранимые, мнительные, чувствительные особы. Основной симптом невроза навязчивых состояний – наличие неконтролируемых тягостных размышлений, обессивных мыслей, возникающих бессмысленно образов.

Распространенный симптом этого вида невроза – переживание чувства тревоги и предвкушение неминуемых неприятностей. Стереотипные размышления, характерные для этого вида невроза, одолевают человека постоянно и вынуждают прибегать к своеобразным ритуальным действиям. Персона регулярно предпринимает абсурдные, с объективной точки зрения, решения, стараясь предохранить себя от придуманных им грядущих катастрофичных событий.

Истерический невроз

Истерический невроз, также именуемый истерия – распространенная патология, чаще фиксируемая у женщин, чем у мужчин. Данный вид невротического расстройства проявляется наигранным демонстративным поведением человека с целью привлечь к себе внимание окружающих. Персона закатывает театрализованные представления: бурно рыдает, громко кричит, бьется в конвульсиях, дабы на нее обратили внимания и удовлетворили желания.

Истерия – своеобразное бегство в болезнь, когда человек может имитировать симптомы различных заболеваний и свято верить в свою неизлечимую болезненность. Установлено, что истерик может внушить себе абсолютно любое заболевание и с успехом имитировать характерные для болезни симптомы.

Основной признак истерического невроза – частые припадки с судорогами тонического характера. Во время такого криза лицо больного принимает красноватый или бледный оттенок. Глаза человека при приступе закрыты, однако зрачки сохраняют реакцию на свет. Истерическому припадку предшествует или его сопровождает дикий смех или неуместные рыдания.

Еще один важный симптом истерического невроза – отсутствие у больного чувствительности. Если истерик задался определенной целью, то для ее достижения он может, в прямом смысле, ходить по углям и не ощущать боли. Могут развиться истерическая глухота или слепота, разнообразные речевые нарушения, например: заикание.

Лечение данной формы невроза – длительный и кропотливый процесс, требующий грамотного подбора медикаментозных препаратов. При неадекватном лечении истерического невроза у больного могут развиться существенные психические дефекты, которые полностью изменяют характерологический портрет личности.

Тревожный невроз

Данный вид неврозов – предшественник тревожно-фобических или генерализованных тревожных расстройств. Для данного заболевания характерно наличие у человека навязчивых иррациональных страхов и устойчивой тревоги. При этом боязнь больного тревожным неврозом не имеет никаких реальных оснований. Субъект чрезмерно беспокоится о собственном будущем, предвкушает неудачи и проблемы, постоянно ощущает волнение и беспокойство.

При данном виде невроза наблюдается чрезмерное моторное напряжение, проявляющееся в суетливости и хаотичности действий больного. Персона ощущает, что его нервы натянуты, как струна, и он не может расслабиться. Наблюдаются симптомы вегетативной активности: сухость во рту, непреодолимая жажда, усиление частоты сердечных сокращений, усиление потоотделения.

Лечение невроза

Как избавиться от невротических расстройств? Сегодня разработано и с успехом применяется множество методик лечения неврозов. Однако нельзя дать общих рекомендаций, поскольку схема лечения должна избираться исключительно в индивидуальном порядке после тщательного обследования пациента и определения верного диагноза. Основная задача врача – определить происхождение невроза, установив истинную причину расстройства.

Медикаментозное лечение невротических расстройств, как правило, включает антидепрессанты, транквилизаторы бензодиазепинового ряда, анксиолитики, седативные средства растительного происхождения, витамины группы В и минералы. В случаях, если невроз вызван какими-то нарушениями в кровоснабжении головного мозга, целесообразно применение ноотропных препаратов и средств, улучшающих функционирование нервной системы.

Необходимо помнить, что фармакологическое лечение помогает лишь устранить симптомы расстройства и улучшает самочувствие больного. Однако медикаменты неспособны воздействовать на причину заболевания, поэтому с их помощью полностью избавиться от невроза невозможно.

В настоящее время основными методиками лечения всех видов неврозов являются психотерапевтические техники и гипнотерапия. Для полного избавления от невротических расстройств целесообразно проведение лечения с помощью психодинамической, интерперсональной, когнитивно-поведенческой и гештальт терапии. В лечении неврозов нередко задействуют и психоанализ. Во время сеансов психотерапии человек получает возможность выстроить цельную картину своей личности, установить причинно-следственные связи, давшие толчок зарождению невротических реакций.

В лечении невроза важное место отведено нормализации режима труда и отдыха и построению верного графика питания с правильно составленным меню. Огромное значение в лечении невротических расстройств также имеет обучение больного техникам релаксации и выполнение им аутогенной тренировки.

Невроз, независимо от его вида и тяжести симптомов, подлежит полному излечению. Однако для достижения стойкого и продолжительного результата человеку необходимо пересмотреть существующий образ мышления и «очистить» свою жизненную программу от деструктивных звеньев, препятствующих свободе от страхов и тревог.

Подпишись на группу ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам, ВСД (вегетативная дистония), невроз.

Причины и симптомы

Нарушения речи при логоневрозе обусловлены судорогами (непроизвольными сокращениями) мышц речевого аппарата, которые возникают при попытках начать разговор. В зависимости от характера судорожных сокращений выделяют три типа заикания, каждый из которых имеет свою симптоматику:

  • Тоническое — речь становится замедленной, в ней четко прослеживаются паузы, остановки, протягивание звуков и звукосочетаний.
  • Клоническое — часто повторяются отдельные звуки, слоги, слова.
  • Смешанное — проявляются признаки и тонического, и клонического заикания.

Дополнительно могут наблюдаться такие симптомы, как напряжение мимических мышц, быстрое моргание, дрожание губ и другие сопровождающие движения лица.

Формирование речевой патологии чаще всего происходит в возрасте от 2 до 5 лет (реже до 7-8), когда речевая система ребенка интенсивно развивается и становится максимально чувствительной к негативному воздействию. В это время испуг или стресс на фоне предрасполагающих факторов могут привести к появлению первых симптомов логоневроза (заикания) и, при отсутствии своевременного лечения, способствовать формированию устойчивой речевой патологии.

К фоновым (предрасполагающим) причинам развития заикания относят следующие:

  • Тяжелое течение беременности у мамы, осложнения во время родов, родовые травмы.
  • Генетическая предрасположенность
  • Частые инфекционные заболевания, ослабляющие организм малыша.
  • Перегрузка нервной системы ребенка, которая может быть вызвана большим количеством развивающих занятий, началом школьной жизни и т.д.
  • Психологические особенности ребенка — повышенная возбудимость, восприимчивость.
  • Длительное пребывание в условия стресса, нервного перенапряжения.
  • Особенности воспитания, отсутствие четкой стратегии и наличие противоречивых требований к ребенку со стороны окружающих взрослых.

Любые симптомы нарушения речи у ребенка или взрослого сразу должны стать поводом для визита к специалисту. Своевременные действия по коррекции заикания помогают избавиться от него максимально быстро и эффективно.

Цены

В Москве курс лечения логоневроза и неврозоподобного заикания можно пройти в Речевом центре «Арлилия». Специалисты центра гарантируют: полное избавление от заикания возможно на любой стадии заболевания. Ключ к успеху — последовательное выполнение рекомендаций специалистов центра, которые осуществляют лечение по авторской методике профессора Л.З.Арутюнян. Цель методики заключается не только в сглаживании симптомов заикания, но и в формировании нового устойчивого состояния, при котором речь становится спокойной, плавной, речевые судороги отсутствуют, а эмоциональное напряжение при разговоре не появляется.

Стоимость занятий складывается из стоимости основного курса и стоимости последующих микрокурсов. Основной курс у детей — 2 подготовительных занятия + 15 занятий (по 1, 5 часа каждое занятие) — стоимость 50 000 руб., каждое последующее занятие — 1 раз в 2-3 недели по 1,5 часа в течение года — 3000 руб.

Стоимость лечения логоневроза у детейСтоимость лечения логоневроза у взрослых

Лечение логоневроза у детей

Специально для детей методика Л.З.Арутюнян была адаптирована логопедами центра А.Э.Ракитиной и Л.А.Белик. С школьниками и малышами занимаются высококвалифицированные специалисты, которые учитывают особенности каждой возрастной группы. В центре знают, как лечить логоневроз на любой стадии развития заболевания и умеют найти решение даже самых нестандартных задач.

Для малышей в возрасте 2-3 лет, у которых наблюдаются первые симптомы логоневроза, а осознание собственного дефекта еще не сформировано, в «Арлилии» разработана программа «Скорая помощь ». Цель программы — скорректировать речь малыша и предотвратить переход заикания в устойчивое патологическое состояние, а также научить родителей взаимодействовать с заикающимся ребенком. Программа начинается с консультации, на которой должны присутствовать все взрослые члены семьи.

Работа с дошкольниками и младшими школьниками проводится индивидуально или в мини-группах из 2-х человек. Дети учатся говорить медленно, плавно, без запинок и повторения звуков или слогов. На первом этапе они сопровождают речь движениями пальцев правой (для левшей — левой) руки, а на втором — отказываются от поддерживающих движений и постепенно переходят к естественной интонированной речи. В процесс вовлечены родители и все взрослые члены семьи, которые должны придерживаться определенных правил поведения с заикающимся ребенком.

Лечение логоневроза у подростков осуществляется в небольшой группе в присутствии одного из родителей или членов семьи. Длительность полного курса — 1 год, а занятия начинаются после консультации. Во время основного курса подростки приобретают навыки плавной речи, которая синхронизируется с движениями пальцев ведущей руки. Поддерживающие курсы обучают говорить свободно, отказаться от сопровождающих движений руки. По окончанию занятий подростки легко общаются в естественном темпе, избавляются от чувства тревоги и страха перед устной речью.

Лечение логоневроза у взрослых

Методика лечения заикания у взрослых состоит из 2 этапов. На первом этапе, который длится 5-6 месяцев, происходит интенсивная работа с логопедом, направленная на получение навыков плавной, спокойной, медленной речи. Длительность второго этапа — 1 год, на протяжении которого пациенты занимаются самостоятельно, при необходимости получая дистанционную поддержку специалистов центра «Арлилия».

Лечение логоневроза у взрослых включает занятия с логопедом, направленные на восстановление речевых навыков, а также курсы эффективного общения и телесно-двигательной терапии. Посещение всех запланированных занятий и планомерное выполнение рекомендаций специалистов центра позволяют пациентам любого возраста навсегда избавиться от заикания и связанной с ним тревоги, волнения.

Наши специалисты

Специалисты Центра «Арлилия» – это команда профессионалов, объединенных общей идеей помощи заикающимся людям. Их многолетний опыт использования методики Л.З. Арутюнян имеет большую научно-методическую значимость и реализован в речевых успехах сотен пациентов.

Права и квалификация логопедов подтверждены авторскими лицензиями изобретателя методики.

Причины неврозов у детей

Факторы, провоцирующие зарождение неврозов у маленьких представителей человечества, бывают разнообразными. К ним относят причины наследственного характера или социально-психологические факторы. Кроме этого, также можно выделить определенную категорию ребят, которые наиболее подвержены риску приобретения неврозов.

Особенности неврозов у детей обусловлены развитием формирующейся личности. Детская личность в существенной мере определяется типом воспитания в семье. Различные типы неправильного воспитания (неприятие, гиперопека, потворствующая гиперопека, жесткое, авторитарное воспитание, гиперсоциализирующее контрастное воспитание) искажают зачастую биологические особенности детской личности и ее темперамент.

В первый черед, психологи рекомендуют родителям обратить внимание на существование определенных возрастных этапов у детей, на которых они наиболее восприимчивы в окружающей среде и негативу в ней, вследствие чего являются более психически уязвимыми.

Невроз у детей, преимущественно, начинает развиваться в возрастном периоде между двумя и тремя годами и между пятью и семью лет.

Данные периоды характеризуются специфическими особенностями. Первый период отличается устойчивым психологическим противостоянием малышей и их родителей. На этом этапе ребята вначале пытаются осознать, а впоследствии отстоять собственное место в мире.

Невроз у ребенка 3 лет считается довольно серьезным состоянием, так как на данном этапе малыш наиболее уязвим.

Невроз у ребенка 7 лет проявляется в остроте детского реагирования на различные травмирующие обстоятельства и невозможности надлежащим образом контролировать собственные реакции на такие обстоятельства и свое состояние.

Профилактика неврозов у детей, находящихся в кризисных периодах развития, заключается в их оберегании от провоцирующих и травмирующих факторов, обеспечении им комфортной жизнедеятельности.

Неврозы у детей и подростков могут возникать вследствие предрасположенности или наличия определенных черт характера либо физических особенностей. Таким образом, развитие неврозов у детей в следующих случаях будет наиболее вероятным при перенесении во время беременности невротических расстройств и если малыш неуверен в себе, чрезмерно стеснителен, возбудим, зависим от суждений окружающих, тревожен, внушаем, гиперактивен, раздражителен.

Неврозы у детей и подростков появятся, прежде всего, у тех, кто стремится быть лучше окружения и хочет всегда быть номером один.

Можно выделить ряд факторов социального характера, провоцирующих развитие неврозов у детей:

— избыток или дефицит эмоционального вербального взаимодействия с малышом;

— нежелание взрослых лиц находить точки психологического соприкосновения с детьми;

— болезни нервной системы у взрослого окружения или наличие в семейных связях ситуаций, травмирующих психику малыша, например, алкоголизм родителей;

— перегибы в модели воспитания, например, чрезмерная забота или, наоборот, дефицит опеки, навязывание взрослым окружением собственных взглядов и видений жизни, непомерные требования и т.д.;

— разногласия во взглядах на манеру воспитания среди взрослого окружения;

— запугивание малыша наказаниями или несуществующими объектами, такими как бабайка или баба Яга.

К факторам социально-культурной направленности можно отнести:

— проживание в мегаполисе;

— нехватку полноценного отдыха;

— плохие жилищные условия;

Социально-экономические факторы это:

— постоянная профессиональная занятость родителей;

— неполная семья;

— привлечение к заботе о маленьком ребенке посторонних лиц.

К биологическим причинам неврозов относят наследственные факторы, особенности характера, физическое состояние организма, различные перегрузки (умственные или физические), травмы и недосыпание.

Неврозы у детей дошкольного возраста зачастую возникают при преуменьшении родителями значений совместных игр, следования семейным традициям или соблюдение ритуалов.

Симптомы неврозов у детей

Специфические симптомы невротических расстройств обнаруживаются в выраженных приступах различных страхов, которые зачастую начинаются вечером перед отходом ко сну. Длительность их может составлять до 30 минут. Реже в тяжелых случаях таким приступам сопутствуют галлюцинации.

Невроз у ребенка 3 лет может проявляться в боязни темноты и чудовищ, которые в ней скрываются. Появление таких страхов должно служить для родителей серьезной причиной для беспокойства и поводом для обращения к квалифицированным специалистам. Также нередко у дошкольников наблюдается невротическое заикание, которое может спровоцировать внезапный приступ сильного страха.

У школьников невротические состояния обнаруживаются в ступоре, в который они впадают, сопровождающийся слезливостью, ухудшением аппетита, изменением мимики и заторможенностью. У них также могут наблюдаться депрессивные состояния, вследствие перегруженности связанной с учебой. Школьницы женского пола характеризуются озабоченностью собственным здоровьем и опасаются различных заболеваний.

Если родители начали замечать, что любимое чадо стало более раздражительным, чрезмерно плаксивым, отмечается расстройства сна, то необходимо обязательно показать его специалистам, так как подобное состояние свидетельствует о наличии серьезных проблем со здоровьем малыша.

Для того чтобы перечислить все возможные симптомы, следует выделить главные виды неврозов у детей.

Неврозы навязчивых движений, которые содержат в себе различной направленности фобии и заключаются в обсессивных движениях, нервном тике. Тики при неврозах бывают различными, начиная от мигания и заканчивая подергиванием плечами.

Истерическому неврозу сопутствуют рыдания, падения на пол, сопровождающиеся криками и даже воплями.

Множество вариаций имеют неврозы страха – от боязни темноты и до страхов умереть.

Для подростков характерен депрессивный невроз, проявляющийся в подавленном состоянии и желании одиночества.

Нередко детская неврастения сопровождается вегето-сосудистой дистонией и проявляется в непереносимости даже незначительного психического напряжения. Дети с таким синдромом имеют невротические нарушения сна.

Для пожилых людей более типична ипохондрия, однако подростки также нередко подвержены ей. Она проявляется в виде нездорового страха за собственное здоровье.

Если рассматривать упрощенную типологию неврозов, можно выделить 3 наиболее серьезные виды неврозов у детей, связанные с неврологическими проявлениями: навязчивое состояние, астенический и истерический неврозы.

Как проявляется невроз у детей? Самыми распространенными формами неврозов у детей являются истерические неврозы.

Истерическому неврозу у ребенка зачастую сопутствуют нарушения вегетативных и сенсорных процессов, двигательных функций. Кроха, подверженная данным проявлениям во время приступов не в состоянии полностью осуществить контроль над собственным телом и производит самопроизвольные телодвижения. Подобные движения истерического характера создают существенный психический дискомфорт.

Нередко истерика у ребенка сопровождается систематической головной болью, которая нередко локализуется в височной области. К другим симптомам следует отнести тремор, то есть дрожание конечностей или их подергивание, частичное понижение чувствительности различных участков тела. Большинство врачей полагает, что данный недуг непосредственно связан с последующим появлением таких заболеваний как энурез, заикание или анорексия. Также следует отметить, что признаки невроза истерического характера у ребенка зачастую проявляются в следующих систематических действиях: кривляние губами, постоянные кивания головой, растирание своей кожи и подергивания волос.

Астенический невроз или неврастения проявляется повышенной утомляемостью, неспособностью концентрироваться, апатичностью и безразличностью. Одновременно с этим наблюдается слабая физическая подвижность, чрезмерные и кратковременные эмоциональные всплески. Малыши, страдающие неврастенией, характеризуются вспыльчивостью, находясь в повышенном напряжении. Бурную реакцию эмоционального характера у них могут вызвать малозаметные внешние раздражители. Другими типичными признаками неврастении считается расстройство сна, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта, головные боли, сбои в работе сердечно-сосудистой системы.

Обсессивный невроз также имеет название навязчивое нервозное состояние и проявляется неконтролируемым желанием крохи постоянно выполнять повторяющиеся действия. Подобные повторяющиеся действия объясняются во многом возникновением необъяснимого страха вследствие схожих жизненных ситуаций. Ребенок нередко осознает анормальность или нелогичность собственных поступков, что впоследствии может существенно повлиять на критическое отношение его к собственной личности и переживание им чувства отчуждения.

Признаки невроза у индивида, испытывающего состояния навязчивого характера, могут быть различны. Так, например, у некоторых малышей проявляется в неконтролируемой привычке считать ступеньки.

Невроз навязчивых движений у детей

Расстройство, нередко встречающееся у детей и проявляющееся сериями движений навязчивого характера, нервным тиком и симптомом общего нарушения развития, называется неврозом навязчивых движений. При таком расстройстве движения могут быть разнообразными. Наиболее часто у малышей встречаются следующие проявления невроза: сосание пальцев, покачивание головой или ее наклон в одну сторону, кручение волос, скрежет зубами, мелкие движения руками, пощипывание кожи и др.

Развитие неврозов у детей часто наступает вследствие сильного потрясения или психической травмы. Если у ребенка отмечается появление части перечисленных симптомов, то это еще не повод говорить о диагнозе невроза навязчивых состояний. Часто такие симптомы являются всего лишь свидетельством процесса взросления, и по прошествии некоторого количества времени они проходят. В тех случаях, когда тики и движения навязчивого характера ярко выражены, мешают крохе нормально функционировать, и проявляются на протяжении довольно продолжительного времени, следует безотлагательно обратиться к врачу.

Навязчивые состояния у детей невозможно диагностировать при помощи тестов или других приемов. Они могут являться частью других, более серьезных заболеваний. Нередко навязчивые движения путают с тиками, но если знать природу подобных явлений, то отличить их не представляется сложным. Тиком называют подергивания, непроизвольное сокращение мышц, которые невозможно контролировать. Тики далеко не всегда определяются причинами психологического характера.

Навязчивые движения при помощи силы воли можно удержать. Они всегда будут являться результатом психологического дискомфорта, переживаемого ребенком.

Итак, о невротических состояниях навязчивых движений свидетельствуют такие симптомы: малыш грызет ногти, резко вращает головой, щелкает пальцами, дергает губой, обходит предметы либо только справа, либо слева, причмокивает, кусает губы, крутит пуговицы, дует на ладони. Невозможно перечислить все движения навязчивого характера, так как они являются индивидуальными проявлениями. Главным признаком неврозов навязчивых состояний считается раздражающее повторение одинаковых движений. При этом такие повторения нередко могут сопровождаться истерическими вспышками, бессонницей, нарушением аппетита, снижением работоспособности и чрезмерной плаксивостью.

Таким образом, навязчивые неврозы у детей дошкольного возраста отличаются превалированием разнообразных явлений навязчивого характера, то есть действий, страхов, представлений, появляющихся обязательно вопреки желанию.

Причины заболевания

Перед разработкой тактики лечения панического невроза медик должен точно установить факторы, способствующие ее развитию. Обычно эмоциональная неуравновешенность является следствием нарушения нормального режима работы и отдыха.

Лечение невроза навязчивых состояний нередко требуется лицам, не способным эффективно расслабляться и восстанавливать силы после интенсивной психоэмоциональной и физической нагрузки. Поводом для начала расстройства могут послужить конфликты в семьи и на работе, переоценка собственных возможностей, излишняя требовательность к себе и окружающим.

Дополнительным фактором, усугубляющим состояние пациента, является какое-либо заболевание внутренних органов и систем, например, грипп.

После комплексной диагностики врач сможет приступить к проведению психотерапии при неврозах. Отсутствие надлежащей помощи влечет за собой опасные последствия.

Последствия болезни

Если пациент не предпринимает своевременных мер для лечения сильного невроза, возникает резкое снижение трудоспособности. В тяжелых случаях больной утрачивает способность к выполнению порученной работы.

Появляется беспричинная раздражительность и нетерпимость, повышается конфликтность и агрессивность человека. Пациент с расстройством психики может легко вступить в словесный конфликт с незнакомым человеком и пострадать в результате затеянной драки.

Отсутствие адекватного лечения детских неврозов провоцирует депрессию и бурные истерики. У больных могут развиваться судорожные приступы.

Симптомы и лечение невроза сердца

Психологические признаки заболевания

Перед началом лечения неврозов у взрослых и детей медики обычно наблюдают следующие психогенные симптомы:

  • эмоциональная чувствительность;
  • тревожность;
  • ухудшение концентрации внимания;
  • повышенная утомляемость;
  • ранимость, плаксивость;
  • сонливость и бессонница из-за перевозбуждения;
  • низкая стрессоустойчивость;
  • зацикленность на психотравмирующей ситуации;
  • нервозность.

Физиологические признаки патологии

Нарушение проявляется в форме таких вегетативных изменений как:

  • ускоренное сердцебиение;
  • потливость;
  • желудочно-кишечные расстройства;
  • снижение либидо и ухудшение потенции;
  • нарушения артериального давления.

Способы помощи больным

Оздоравливающий курс включает в себя совокупность психотерапевтических, медикаментозных и физиотерапевтических мер.

Положительное действие оказывает лечение невроза гипнозом. Грамотное применение психотерапии позволяет восстановить здоровый сон, снизить тревожность и стабилизировать состояние ЦНС.

Невроз и навязчивые движения у детей

Все больше малышей даже дошкольного возраста страдают навязчивыми движениями и неврозами. Это серьезная проблема, с которой обязательно нужно обращаться к специалистам и начинать лечение.

Симптомы неврозов 

Иногда родители или не обращают внимание на симптомы. Ребенок начинает странно подпрыгивать, совершать движения, которые похожи на ритуальные. Кто-то, наоборот, ругает малыша за то, что он постоянно прикусывает губу или «жует воротник», грызет ручку или дергает себя за волосы. Другие жалуются, что ребенок боится заснуть. Однако зачастую в основе всех описанных проявлений лежит заболевание – невроз навязчивых состояний. Причем невроз – не безобидный недуг. Он становится серьезной помехой и в учебе, и в дальнейшей жизни человека. А получается, что когда у малыша поднимается температура или появляется насморк, мы бежим в клинику. Когда же проявляется яркое свидетельство того, что ребенок или испытал серьезный стресс, или же имеет органическое поражение головного мозга, на фоне которого развиваются симптомы невроза, родители не только тянут с обращением к специалисту, но еще и ругают детей, усугубляя их состояние.

Нервные тики, как и навязчивые движения сопровождаются глубокими переживаниями у ребенка. Малыш при этом находится в состоянии эмоционального напряжения. А все это не проходит бесследно для психики.

Как возникают неврозы и навязчивые движения у детей?

Простой пример. Ребенка отучают от груди. Он начинает сосать палец. Это превращается в навязчивое движение, поскольку для взрослого человека процесс «отлучения от груди» двух-двух с половиной летнего ребенка является естественным, а малыш испытывает небывалый стресс. Палец он может заменить подушкой, игрушкой, рукавом пижамы, но суть останется одна – ребенок приобретает навязчивое движение, свидетельствующее о наличии психологической травмы. В итоге, если обращать внимания на тревожные симптомы, рано или поздно придется начинать лечение от невроза.

Зачастую невротические состояния появляются в случае семейных разводов, скандалов, противоречий между родителями, бабушками и дедушками, иногда диктат в семье тоже оборачивается стрессом и нервным тиком. Дети со слабым типом нервной системы, оказываясь в школьном коллективе, также неврозами реагируют на перемены в жизни.

Однако особое внимание необходимо уделять тем малышам, которые получили черепно-мозговые травмы, страдают аллергическими заболеваниями. Или же страдают хроническими заболеваниями, которые приводят к истощению нервной системы.

С чего начать лечение неврозов? 

Идти к специалистам, которые в комплексе исследуют организм ребенка. Кстати, из вышесказанного следует, что дети с хроническими заболеваниями (в том числе, страдающие аллергическими реакциями), склонны к неврозам. Ранняя диагностика симптомов и профилактика, наблюдение у сомнологов, неврологов и психологов помогут адаптироваться в социуме, избежать невротических проявлений, укрепить нервную систему.

Подобные комплексные обследования проводятся в клинике «ЛИНГВАБОНА». Специалисты говорят, что начиная решать проблему на ранней стадии, можно добиться прекрасных результатов. Поняв зерно проблемы, они начинают подбирать методы лечения, реабилитации, подбирают необходимые препараты.

Введение

В настоящее время в связи с повышенной стрессовой нагрузкой в обществе происходит неуклон­ный рост частоты нервно-психических заболева­ний, относящихся к пограничным состояниям и пси­хогенным расстройствам [1]. По официальным данным ВОЗ, число психогенных нарушений (социально обусловленных нервно-психических расстройств) в развитых странах за последние 65 лет выросло в 24 раза, в то время как число психических заболеваний (биологически обусловленных расстройств) – только в 1,6 раза [2].

Наиболее распространенным видом психогенных расстройств как у взрослых, так и у детей являются неврозы [2]. Неврозами страдают, по официальным данным, не менее 14% от общего числа детей и подростков [4]. Но при анализе частоты встречаемости невротических расстройств следует учесть огромное количество неучтенных случаев неврозов, соотношение которых с учтенными случаями предположительно составляет 5:1 [1].

Дети и подростки являются наиболее уязвимой к воздействию стрессовых факторов возрастной группой. Именно дети и подростки более всего страдают от растущего числа разводов, конфликтов в семьях, хронической занятости родителей, формирования новых социально-экономи­ческих отношений в обществе. В современном обществе «растет число … сирот при живых родителях» [1], что приводит к огромным темпам увеличения неврозов у детей и подростков.

Неврозы в детском и подростковом возрасте выступают как расстройства формирующейся личности: они навсегда оставляют неизгладимый след в психике ребенка, приводят к возникновению стойких нарушений личности, оказывая крайне неблагоприятное воздействие на всю дальнейшую жизнь ребенка. Таким образом, современное состояние проблемы требует немедленных действий по исследованию, профилактике и лечению неврозов у детей и подростков. Изучению особенностей неврозов у детей и подростков посвящена данная работа.

1. Понятие невроза в современной науке

Неврозы являются пограничными состояниями, т.е. состояниями, находящимися на границе между нормой и патологией. Неврозы не считаются ни нормой психологического здоровья, ни патологией [6].

По этиологии неврозы относятся к группе реактивных (психореактивных, психогенных) состояний, т.е. заболеваний, возникающих под влиянием психической травмы или в психотравмирующей ситуации [1; 5].

Существуют определенные характерные особенности реактивных состояний, позволяющие отграничить их от других заболеваний. Наиболее распространенной точкой зрения на отличительные особенности реактивных состояний является «триада Ясперса» [1]:

  1. Психогенные заболевания вызываются психи­ческой травмой;
  2. Психическая травма находит отражение в содер­жании симптомов этих заболеваний;
  3. Реактивные состояния заканчиваются при пре­кращении действия вызвавшей их причины.

Таким образом, реактивные состояния, и в том числе неврозы, носят обратимый характер и, соответственно, в каждом случае существует определенная вероятность выздоровления.

В научной литературе различные авторы по-разному определяют понятие невроза. Перечислим основные определения неврозов:

  • По мнению В.Н. Мясищева (1939), «невроз – это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности» [2].
  • С точки зрения Б.Д. Карвасарского (1980), «неврозы – это психо­генные заболевания личности, возникающие в ре­зультате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфи­ческих клинических феноменах при отсутствии психотических явлений» [1].
  • По мнению В.Я. Сямке (1988), «неврозы – это функциональные болезненные со­стояния, возникающие и развивающиеся в услови­ях незавершившейся психотравмирующей ситуации, вызвавшей резкое эмоциональное перенапряжение (с иррадиацией в соматические процессы) и непре­одолимую личностную потребность в ликвидации создавшегося положения» [1].
  • По мнению группы отечественных ученых, «неврозы – обратимые пограничные психические расстройст­ва, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов, протекающие с осознанием больным факта своей болезни, без нарушений отражения реального мира и проявляющиеся в основ­ном психогенно обусловленными эмоциональными и соматовегетативными расстройствами» [5].

Таким образом, в предложенных определениях акцентируются различные характеристики неврозов, прежде всего, их приобретенный характер и психогенное происхождение. Однако реактивное происхождение невроза не всегда рассматривается как воздействие психологических травм.

Отличительные признаки неврозов обычно рассматриваются в рамках отличий неврозов от психопатий, которые так же относятся к пограничным состояниям: «неврозы – формы преимущественно приобретенные, возникающие у до того практически здоровых лиц, тогда как психопатические состояния в большей степени конституционально обусловлены … Первые отличаются парциальностью личностных расстройств, в результате чего возмож­на их компенсация. Для психопатий же типична тотальность этих расстройств … В формировании неврозов определяющее значение принадлежит внешним обстоятельствам, значение которых ока­зывается всегда большим, чем при психопатиях» [6]. Кроме того, отмечают такие отличительные особенности неврозов, как отсутствие нарушений интеллекта, сохранность критики (невротики относятся к своему состоянию как к болезни, в то время как психопаты боль­ными себя не считают), отсутствие проявлений, характерных для других психических заболеваний (шизофрении, маниакально-депрессив-ного психоза и т.д.) [1].

Таким образом, неврозы являются обратимыми психореактивными состояниями, характеризующимися частичностью (парциальностью) личностных расстройств.

2. Формы неврозов

Традиционно выделяют следующие три формы неврозов[5; 6]:

  1. Неврастения (невроз истощения) – проявляется повышенной возбудимостью и раз­дражительностью в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. И.П. Павлов считал «раздражительную слабость» основным признаком неврастении [5]. Неврастения сопровождается вегетативными расстройствами, головными болями, сенсомоторными расстройствами (повышением чувствительности к различным раздражителям), эмоциональной неустойчивостью, нарушениями психических процессов (трудностями сосредоточения, нарушениями памяти). Самочувствие неврастеников постоянно характеризуется чувством разбитости. Возникновение неврастении связано с чрезмерными интеллектуальными, эмоциональными или физическими нагрузками, приводящими к истощению нервной системы.
  2. Истерический невроз – проявляется самыми разнообразными функциональными психическими, со­матическими и неврологическими расстройствами и характери­зующийся большой внушаемостью и самовнушаемостью боль­ных, стремлением любой ценой привлечь к себе внимание ок­ружающих. Симп­томы истерии обычно напоминают проявления самых различ­ных болезней, поэтому Ж.М.Шарко назвал ее «великой симу­лянткой» [5]. При истерических расстройствах всегда чувствуется желание болезни, есть что-то искусственное, утрированное, показное изображение страдания. Аффективные нарушения характеризуются лабильностью эмо­ции, быстрой сменой настроения, склонностью к бурным аффек­тивным реакциям со слезами, часто переходящими в рыдания.
  3. Невроз навязчивых состояний – проявляется навязчивыми страхами (фобиями), навязчивыми мыслями (обсессиями) или навязчивыми влечениями и действиями (компульсиями). Обычно навязчивые состояния с течением времени прогрессируют, т.е., например, увеличивается число фобических страхов. Обычно содержание навязчивых страхов, мыслей и т.д. связано с травмирующей ситуацией, вследствие которой возник невроз.

Общими особенностями всех форм неврозов являются нарушения эмоциональной сферы (эмоциональное напряжение, тревожность, постоянно сниженное, подавленное настроение и т.д.), часто проявляющиеся соматовегетативными расстройствами (дрожь, потливость, сердцебиение, бледность, затруднения дыхания и т.д.) [1].

В детском и подростковом возрасте для перечисленных форм неврозов характерны следующие особенности:

  1. Для неврастении – нарушения сна и аппетита, капризность, плаксивость. «Внутренний конфликт в этих случаях проявля­ется в непреодолимом противоречии «надо» и «не могу», «хочу» и «не могу». Он связан с тем, что желания у астеника такие же, как и у любого нормального ребенка, а энергетический психофи­зический потенциал значительно ослаблен. Поэто­му такой ребенок обычно защищается попытками избавиться от любых нагрузок, являющихся для него перегрузками. Ему легче, если его будут счи­тать больным. Поэтому он склонен искать помощи, сочувствия, лишь бы его оставили в покое» [1].
  2. Для истерического невроза – приступы удушья, нервная рвота, тики, энурез, заикания и т.д. «Основным двигателем такого реагирования является желание ребенка при­влечь к себе внимание родителей, утраченное в результате вынужденной разлуки или других психо­генных детских переживаний. Если ситуация не разрешается, невротические симптомы и трудности поведения нарастают» [1]. В детском и подростковом возрасте, особенно в периоды возрастных кризисов, истерия возникает значительно чаще, чем у взрослых.
  3. Для невроза навязчивых состояний – повторяющиеся патологические действия – сосание пальцев, обкусывание ногтей, навязчивое выдергивание волос или накручивание их на пальцы и др. [5]. В детском возрасте наиболее часто возникают навязчивые страхи, тесно связанные с переживаниями детей, конфликтами в семье, неудачами в учебе и общении [1]. В подростковом возрасте неврозы навязчивых состояний нередко принимают форму одного из двух часто встречающихся синдромов [1]:
    • Дисморфофобия – навязчивая убежденность либо в наличии у себя какого-либо физического недостат­ка (уродливые черты лица, строение тела), либо в распространении неприятных запахов. При этом больные опасаются, что окружающие замечают эти недостатки, обсуждают их и смеются.
    • Нервная анорексия – прогрессирующее са­моограничение в еде при снижении аппетита с целью похудения в связи с навязчивым страхом располнеть и убежденностью в чрезмерном весе.

Таким образом, в детском и подростковом возрасте наблюдаются те же формы неврозов, что и у взрослых, но характеризующиеся определенными возрастными особенностями.

4. Возрастные особенности неврозов

Неврозы являются наиболее часто встречающейся формой нервно-психической патологии как у взрослых, так и у детей [2]. Но вероятность развития неврозов различна в разных возрастных группах. Детский и подростковый возраст являются предрасполагающими факторами возникновения и развития неврозов [1], поскольку дети и подростки психологически наиболее уязвимы: во-первых, у детей и подростков система психологической защиты является еще недостаточно развитой, а во-вторых, они в силу ограниченности жизненного опыта еще не владеют способами разрешения внешних и внутренних конфликтов [2].

Наибольшая вероятность возникновения неврозов характерна для возраста 2-3, 5, 7 лет и в подростковом возрасте [2]. Развитие неврозов в 2-3 и 7 лет связано с трудностями адаптации детей к дошкольным учреждениям и школе, а в возрасте 5 лет – с развитием мышления: в этом возрасте дети еще чрезвычайно эмоциональны, и в то же время они уже тонко понимают травмирующие жизненные обстоятельства, что приводит к глубоким переживаниям. Подростковый возраст по своей сути является переходным, кризисным, чем и обусловлена его уязвимость к различным нервно-психическим расстройствам, включая неврозы. Однако неврозы у подростков – это зачастую «динамика тех невротических расстройств, которые возникли в детском возрасте» [1].

Подробно изучив неврозы детей и подростков, В.Д. Менделевич [4] выделил 118 типичных клинических феноменов, характеризующих неврозы в детском и подростковом возрасте (перечень представлен в приложении).

Неврозы у детей и подростков, как правило, проявляются, в первую очередь, эмоциональными нарушениями в одной какой-либо сфере (связанной с внутренним конфликтом), сочетающимися с генерализованной тревогой и вегетативными нарушениями [4]. Для всех случаев характерен низкий уровень адаптивности ребенка или подростка к отношениям в обществе, накладывающий отпечаток на развитие личности: «Детям с неврозами не только трудно быть собой, но и устанавливать ровные, непосредственные отношения, когда они становятся или излишне зависимыми, подчиняемыми, внушаемыми, или пытаются играть ведущие роли, что вступает в противоречие с их уже во многом измененными возможностями и способностями. Трудным является начало любой, особенно ответственной деятельности, устойчивость и последовательность в ее реализации, как и усидчивость, терпеливость, внимательность. Большое количество компенсаторно или реактивно обусловленных желаний вступает в противоречие с все более ухудшающейся приспособляемостью к требованиям жизни, ее трудностям и проблемам, что создает феномен невротического идеализма. В свою очередь, трудность адаптации, неумение дружить, эгоцентрическая фиксация на переживаниях формируют феномен невротического «ухода в себя» или индивидуализма. Все это позволяет говорить об увеличивающемся разрыве между высокими идеалами, жизненными целями и неспособностью претворить их в жизнь, как и защитить себя, отстоять свое мнение, особенно при наличии какой-либо угрозы извне. Отражением невротических изменений личности будет постоянное чувство неудовлетворенности и недовольства собой, своего рода кризис самосознания, трансформирующийся в подростковом возрасте в ощущение своей никчемности и потери смысла жизни, краха ее ценностей» [2].

А.И. Захаров [2] выделил семь основных направлений изменений личности у детей и подростков вследствие невроза:

  1. Снижение общей продуктивности и активности за счет нарастания астенических расстройств и пораженческих настроений;
  2. Увеличение беспокойства и тревожности, появление аффективной настороженности и защитно-избегающего эгоцентрического типа поведения;
  3. Эмоционально-депримированный фон настроения;
  4. Развитие неуверенности в себе и затруднений в прогнозировании событий;
  5. Зависимость от других в общении вследствие аффективно-заостренного ожидания повышенного внимания к себе, сочувствия и поддержки;
  6. Субъективизм в оценках при реактивно обусловленной негибкости мышления и его иррациональной переработке;
  7. Непоследовательность и противоречивость в поступках.

Невротические изменения личности еще более осложняют процессы адаптации детей к жизнедеятельности в обществе, что, в свою очередь, становится источником еще больших переживаний и затруднений адаптации. Ребенок попадает в «замкнутый круг», и изменения личности и симптомы невроза становятся тем более выраженными, чем длительнее течение невроза и тяжесть неблагоприятно сложившейся жизненной ситуации в целом.

Таким образом,  в детском и подростковом возрасте, когда происходит становление психологических особенностей человека,  неврозы накладывают отпечаток на формирование личности и нередко приводят к невротическому развитию личности – симптомы неврозов прогрессируют и усложняются и приводят к формированию психологически нездоровой личности [5].