Главная » Полезно знать » Переутомление у школьников: признаки и профилактика, как помочь школьнику

Переутомление у школьников: признаки и профилактика, как помочь школьнику

Ощущение постоянной усталости, сонливость, апатия — признаки психического и физического переутомления у ребенка. С ним сталкиваются не только взрослые, но и школьники и даже груднички. В чем причина переутомления у детей, как выявить патологию и чем можно помочь ребенку, расскажем в нашей статье.

Содержание:

Причины переутомления у детей

Переутомление не наступает моментально. Это длительно развивающийся процесс. Состояние утомленности у грудничков провоцируется дискомфортом, мышечным напряжением, неправильным режимом дня (некорректное распределение времени на сон и активность), частыми болезнями, снижением уровня гемоглобина в крови.

У школьников и подростков причинами переутомления могут быть следующие распространенные жизненные ситуации:

  • Перегруженность в школе, на дополнительных занятиях;
  • Отсутствие мотивации к деятельности. Ребенок не понимает, зачем ему нужно играть на скрипке по 2 часа в день, если этого просто хочет мама;
  • Эмоциональная нестабильность дома. Строгость родителей, излишняя придирчивость к поведению и результатам учебы;
  • Несоблюдение режима дня;
  • Плохое питание. Дефицит витаминов, жиров, углеводов;
  • Минимальное количество прогулок;
  • Отсутствие физической нагрузки;
  • Гормональные сбои в подростковом возрасте.

Таким образом, на ухудшение физического, психологического состояния ребенка в любом возрасте влияют внешние и внутренние причины. Если выявить их точно, устранить, справиться с переутомлением получится более эффективно и быстро.

Симптомы переутомления у ребенка

Выявить переутомление помогают наблюдения за ребенком и клинические анализы. Сдавать кровь, записываться на прием к неврологу нужно при высоком уровне утомленности. Если картина не критична, помощь врачей не понадобится.

Если грудничок отказывается от еды, постоянно капризничает, зевает, но не может уснуть, у него беспричинно повышается температура до 37-37,5°С, родителям нужно задуматься о режиме дня малыша, качестве питания и психологическом комфорте новорожденного.

Обращаться к врачу нужно, если родители заметили у ребенка следующие признаки переутомления:

  • Снижено артериальное давление;
  • Бессонница стала хронической;
  • Школьник явно агрессивен, напряжен эмоционально;
  • Ребенок плохо кушает или ест слишком много;
  • Температура снижается или повышается стабильно;
  • У ребенка появляются нетипичные телодвижения, тремор конечностей;
  • Малыш меняет позу во сне каждые 20-30 минут и чаще;
  • Снижена концентрация внимания, потерян интерес к общению, играм, занятиям;
  • Малыш заторможен, скорость реакции на прикосновение, вопросы снижена;
  • Ребенок часто болеет ОРВИ, простудами, ринитом;
  • Кожа лица бледная, под глазами синяки;
  • Снижается вес;
  • Малыши жалуются на тошноту, головную боль.

Распознать переутомление помогают и клинические анализы крови. У ослабленного ребенка снижены гемоглобин и количество тромбоцитов, а уровень лейкоцитов, эритроцитов повышен.

Лечение переутомления у детей

Переутомление лечится комплексно. Ребенку необходимо оказать педагогическую, медикаментозную и психологическую помощь.

В первую очередь, нужно снизить любые нагрузки на тело и центральную нервную систему, то есть дать малышу отдохнуть. По рекомендации педиатра покажите ребенка невропатологу, сходите на прием к семейному психологу. При необходимости узкие специалисты назначат медикаментозное лечение.

Терапия для переутомленных детей чаще оказывается в домашних условиях. Родителям нужно соблюдать следующие простые правила при оказании помощи ребенку:

  • Организуйте режим дня.

Очень важно не отходить от назначенного на сон и занятия времени более чем на 30 минут. Запишите план на плакат, повесьте его в детской.

  • Придерживайтесь режима дня не менее 4 недель.
  • Уделяйте сну не меньше 8 часов ночью для школьника, грудничок должен спать от 10 до 14 часов в сутки.
  • Исключите из жизни ребенка стрессы. Оградите его от общения с незнакомыми людьми или неприятными ему личностями на 3-4 недели.
  • Увеличивайте нагрузки постепенно.
  • Много гуляйте.
  • Запишитесь на расслабляющий и общеукрепляющий массаж.
  • От компьютерных игр, просмотра телевизора на время лечения лучше отказаться полностью.
  • Принимайте расслабляющие ванны с травами.

Добавляйте в горячую воду хвойный экстракт, настои валерианы.

  • Заваривайте ребенку зеленый чай.
  • Давайте пить гранатовый, свекольный и морковный сок.

Пейте чаще свежевыжатые напитки, они богаты витаминами.

  • Добавляйте в травяные чаи мед, ешьте пчелиную сладость на ночь, запивая молоком.
  • Следите за питанием ребенка. Оно должно быть богато углеводами и жирами. Увеличьте количество ягод, фруктов, орехов.

В качестве медикаментозной помощи детям можно использовать «Глицин», «Афобазол», «Тенотен» по инструкции и возрасту ребенка, при нервном напряжении, бессоннице давать валериану. Обязательно поите больного витаминными комплексами.Переутомление у мальчика

 

Профилактика переутомления у ребенка

Чаще всего главными виновниками хронической усталости у детей дошкольного и школьного возраста становятся родители. Взрослые не учитывают способности малыша переносить нагрузки, быстро адаптироваться к изменениям в режиме дня. Плюс к этому родители зачастую предъявляют завышенные требования к учебе, забывая о здоровье и интересах ребенка.

Чтобы избежать переутомления у детей раннего возраста и школьника, обратите внимание на следующие рекомендации психологов.

Детям хорошо то, что приносит им радость

Не заставляйте любимое чадо заниматься спортом или играет на музыкальном инструменте часами, если это хобби не приносит ребеночку удовольствие. Насилие травмирует психику.

Меняйте род деятельности часто детей

Игра в одну забаву с грудничком более 20 минут не нужно, это быстро утомляет ребенка. Так же и школьнику не нужно писать и читать часами, чередуйте отдых с учебой каждые 30-45 минут.

Уделяйте больше времени физической активности ребенка

Без прогулки и активных игр на улице, в спортивном зале ребенок быстро станет ослабленным и болезненным. Не обязательно профессионально заниматься спортом, достаточно ежедневно гулять не меньше часа в любую погоду.

По мнению врачей и детских психологов, огромную роль в профилактике стрессов и переутомления у детей разных возрастов играет внутренний настрой семьи, атмосфера в доме. Дети, растущие в мире заботы и внимание без фанатичной слежки и прессинга со стороны родителей, более работоспособны и здоровы, в них нет страха перед неудачами, тревоги за неуспехи в учебе, жизни.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Избегаем стрессов

Стресс далеко не всегда возникает из-за физического переутомления. Довольно часто его причиной становится психологическое давление. Родителям первоклашки следует исходить из принципа: «Лучше похвалить, чем отругать». Если ребенок отстает от одноклассников, у него нет явных успехов или его не хвалит учитель, не нужно демонстрировать разочарование.

Детей надо поддерживать, говорить, что они обязательно со всем справятся. День, проведенный в школе, — это не только задания и уроки, но и новые друзья, игры, разговоры. Обо всем этом нужно говорить с ребенком, чтобы первоклассник чувствовал: маме больше интересен он сам, чем его успехи.

Соблюдаем режим сна

Любой опытный педагог скажет, что по поведению школьника можно легко определить семью с правильным режимом дня и наоборот. Чтобы ребенок 6 лет имел крепкий иммунитет, был собранным, внимательным и активным на уроке, он должен приходить в школу отдохнувшим и выспавшимся. Для этого необходимо ложиться спать и вставать в одно и тоже время, а примерно за час до сна исключать компьютер и телевизор.

Несмотря на занятость, родителям нужно стараться перед сном уделять ребенку хотя бы немного времени. Можно поиграть в настольную игру, почитать книгу, подышать свежим воздухом. Это поможет расслабиться и крепко уснуть, оставить позади тревоги прошедшего дня.

Заботимся о правильном питании и витаминах

Простуда у ребенка 6 лет не возникнет, если у него крепкий иммунитет. Повысить защитные силы организма помогут натуральные витамины. Яблоки, виноград, груши, сливы намного полезнее и доступнее любых аптечных витаминных комплексов. Рацион первоклашки должен включать разные продукты:

  • красные и желтые овощи содержат бета-каротин, который преобразуется в витамин А, отвечающий за силу иммунной реакции;
  • источник витамина С, отвечающего за выработку иммунных клеток, — все кислое: черная смородина, шиповник, цитрусовые;
  • антиоксидант-витамин Е, повышающий способности иммунной системы, содержится в орехах, пророщенных злаках, нерафинированном растительном масле;
  • хорошее усвоение витаминов A, D и E обеспечивают жиры, например, в салат из моркови или помидоров можно добавить ложку сметаны или масла.

Для профилактики простуды как можно чаще в рацион ребенка 6 лет следует включать брокколи, кабачки, лосось, мясо индейки, клубнику, киви. Польза этих продуктов для здоровья неоценима.

Следим за нагрузками

Многие современные родители радикально подходят к вопросам образования: гимнастика с пеленок, английский с детсада, в школе обязательны секции и дополнительные занятия. Зачастую у детей просто не остается времени на отдых, игры и хобби. Первоклассники 6 лет, стремящиеся соответствовать ожиданиям родителей, не всегда могут сказать, что занятия им не нравятся или приходятся в тягость. От усталости интерес к учебе снижается, а иммунитет падает.

Чтобы избежать переутомления, мамам необходимо постоянно присматриваться к ребенку. Если заметна сильная усталость, нужна передышка. Лучше пропустить пару занятий и в дальнейшем возобновить их с удовольствием, чем довести школьника до хронического переутомления или болезни.

Используем природные и аптечные средства

Избежать простуды у ребенка 6 лет помогут природные средства, повышающие защитные силы организма: эхинацея, солодка, женьшень, лимонник. Полезно пить яблочные, лимонные и апельсиновые чаи, отвары из плодов шиповника, ягодные морсы. В любые теплые напитки для усиления эффекта можно добавлять мед.

В сезон гриппа и простуд одних природных средств недостаточно. Защитить ребенка от недуга, когда все вокруг болеют, помогут иммуномодулирующие препараты. Врачи часто рекомендуют родителям школьников современный препарат Деринат. Он является эффективным иммуномодулятором с противовирусной активностью и дополнительным репаративным действием. Средство укрепляет самый первый и наиболее важный защитный барьер — слизистую оболочку носоглотки. В результате болезнетворные бактерии не могут проникнуть в организм. Деринат широко используется как для профилактики, так и для лечения ОРВИ у детей и взрослых.

Даже если профилактические меры не были приняты вовремя, и простуда у ребенка 6 лет все же началась, отчаиваться не стоит. Берегите детей и будьте здоровы!

Причины усталости

Понять, почему ребёнок быстро теряет силы, сложно, так как учебная деятельность включает много параметров, влияющих на школьников в комплексе и по отдельности.

Учебный план

Он перегружен уроками. Установленное министерством образования количество часов не вмещается в пять дней, и дети посещают школу в субботу. Учебные дисциплины чередуются друг с другом в хаотичном порядке: химия сменяет русский, а литература – физику. При составлении расписания не учитывается сочетаемость предметов гуманитарного и естественно-научного цикла, вызывая трудности с переключением внимания

Бывает, что первым уроком ставят физкультуру, которая перевозбуждает нервную систему ребёнка, после чего следует закономерный спад: тело расслабляется, внимание ослабевает.

Необходимость быть сосредоточенным на протяжении нескольких часов

фото к статье: почему ребенок устает в школеПеремены между уроками нужны, чтобы дать отдых мозгу, глазам, спине. В перерыве ученики должны выйти из класса, прогуляться по коридору, полностью отвлечься от занятий, расслабляя мышцы шеи. Зажимы в верхнем плечевом поясе способствуют утомлению, и если оставаться в одной позе долгое время, появляются неприятные ощущения в шее, висках и головная боль.

Но не все дети меняют обстановку. Большинство продолжает сидеть на стуле, склонившись к планшету или смартфону.

Слишком много шума во время перемен

На этаже, отведённом для начальных классов, невозможно расслышать собеседника из-за непрерывных криков, громкого смеха, звуковой какофонии мобильных телефонов. Немного тише в других частях школы, но и там шум достигает значительных величин. Громкие звуки, непрекращающиеся на протяжении некоторого периода времени, раздражают и вызывают утомление.

Ребёнок в школе не может расслабиться и почувствовать себя в безопасности из-за требований, предъявляемых ему учителями, одноклассниками и т. п. При возникновении конфликтной ситуации обстановка усугубляется. Гормон кортизол, вырабатываемый во время стресса, действует вместе с адреналином. Эта взрывоопасная смесь угнетает мелатонин, отвечающий за спокойное расположение духа, и истощает нервную систему.

В школах предусмотрен платный горячий обед, но для многих родителей это дорого. Поэтому ребёнок покупает выпечку, вредную для желудка и для нервной системы из-за быстрых углеводов, влияющих на энергетический обмен и приводящих к усталости.

Медлительные дети, получающие горячее, не успевают его съедать за перемену и до возвращения домой испытывают голод, что также способствует утомляемости.

Нарушение санитарно-гигиенических норм в плане параметров окружающего воздуха

В классе может быть очень жарко (солнечная сторона и высокая температура воды в радиаторах отопления) или слишком холодно. В обоих состояниях организм испытывает стресс, направляя энергию на охлаждение или обогрев, но не на усвоение новой информации.

Если классы и коридоры не проветриваются согласно нормам СанПиН, дети страдают от недостатка кислорода, а преизбыток углекислого газа вызывает снижение работоспособности.

Распорядок дня

фото к разделу: какие симптомы переутомления школьникаПомимо школы ребёнок посещает множество кружков и секций, и у него не остаётся время на прогулку и на отдых. Усталость накапливается, и к концу четверти ребёнок уже не в силах учиться. Успеваемость падает, интерес к любимым ранее занятиям ослабевает.

Симптомы переутомления

Внимательные родители быстро понимают, что ребёнок перегружен, по следующим признакам:

  • капризность, раздражительность, вспышки гнева, истерики,
  • вялость, апатия, сонливость или бессонница,
  • конфликтное поведение со взрослыми и сверстниками,
  • головные боли, боли в животе, тошнота,
  • частые простудные заболевания,
  • невнимательность,
  • перевозбуждение, смех без причины, приподнятое настроение даже к концу дня,
  • резкое ухудшение успеваемости,
  • нежелание заниматься хобби.

Факторы, снижающие утомляемость

Если ребёнок устаёт после школы, необходимо откорректировать режим, питание и физические нагрузки.

Правильный распорядок дня

плакат с правильным распорядком дня ребенкаРежим предусматривает чередование видов активности оптимальным способом в соответствии с возрастными особенностями ребёнка. Уже через неделю организм привыкает к ритмичности, и ему не требуется время входить в тот или иной вид деятельности. Например, если ребёнок делает домашнее задания каждый день с 14. 00 до 16. 00, к этому моменту происходит мобилизация ресурсов для умственной работы.

Режим дня привносит в жизнь стабильность, что очень важно для детей. Они более уверены в себе, спокойны. Также следует увеличить продолжительность сна, укладывая ребёнка не позже 21. 30.

Составить режим дня с учетом всех занятий школьника нетрудно. Сложнее отказаться от кружков или секций в пользу двух часов прогулки и времени на безделье. И ещё труднее приучить ребёнка следовать распорядку без принуждения и напоминания. Лучше сделать это в начальной школе и далее корректировать режим в соответствии с возрастными изменениями. Не допускать появления зависимости от гаджетов и компьютера.

Сбалансированное питание

сбалансированное питание снижает утомляемость детейПолезная пища – залог здоровья органов желудочно-кишечного тракта, профилактика ожирения и диабета второго типа. Чем раньше ребёнок приучится к рациональному питанию, тем меньше риск подвергнуться вирусной инфекции.

Полноценное сбалансированное питание напрямую влияет на работу головного мозга, который регулирует обменные процессы. Избыток углеводов (выпечка, конфеты) отрицательно влияет на мозг, вызывая инсулиновый скачок и предоставляя клеткам слишком много сахара. После употребления быстрых углеводов человек ощущает кратковременный прилив энергии, а затем спад.

Недостаток белков отрицательно влияет на мышечную массу, ребёнок становится слабым и вялым, что напрямую сказывается на осанке.

В рационе должны быть фрукты, овощи, снабжающие организм клетчаткой и улучшающие пищеварение, и витаминные комплексы. Рекомендуем вам нашу статью о пользе каши для детей.

Физические нагрузки

Три часа в неделю физкультуры недостаточно для полноценного развития ребёнка, поэтому при выборе кружков предпочтение следует отдавать спортивным секциям. Танцы, командные виды спорта, фитнес укрепляют костно-мышечную ткань, формируют правильную осанку. Физическая активность вносит разнообразие в жизнь ребёнка, повышает тонус.

Советы родителям школьников:

  1. фото к советам родителям школьниковВнимательно относитесь к жалобам, связанным со школой.
  2. Прочитайте нашу статью о том как определить готовность ребенка к школе.
  3. Если ребёнок стал неуравновешенным и агрессивным, обратитесь к психологу.
  4. Составьте распорядок дня так, чтобы хватало времени на сон, многоразовое питание, отдых и прогулки.
  5. Не стремитесь определить его во все кружки, клубы и секции сразу.
  6. Следите за питанием. Не храните дома сладости и вредные продукты. Придерживайтесь здорового образа жизни сами, подавая пример детям.
  7. Не позволяйте им проводить за компьютером и другими устройствами дольше получаса в день. Ограничьте просмотр телевизора.
  8. Больше общайтесь с ребёнком.
  9. В выходные старайтесь организовать семейное мероприятие.
  10. Обратитесь к врачу, если предпринятые меры не помогли, и ребёнок сильно утомляется.

Усталость свидетельствует о перегрузке организма, которая приводит к серьёзным заболеваниям. Отдых необходим, и от родителей зависит, как он будет организован.

Проблемы со сном у детей 7–12 лет

Более позднее укладывание

Школьники с возрастом спят все меньше и меньше по мере того, как начинают ложиться все позже и позже. Большинство 12-летних подростков ложатся около 21:00 – это время может варьировать от 19:30 до 22:00. Продолжительность сна у них составляет примерно 9–12 часов. Эти данные, которые я собирал среди семей среднего класса, согласуются с данными еще продолжающегося исследования, проводимого Стэнфордским университетом. В ходе него ученым удалось показать, что до начала пубертатного периода подросткам для поддержания оптимального уровня деятельности в течение дня требуется 9,5–10 часов сна.

Если не поддерживать здоровый режим сна, результатом будет усугубляющаяся дневная сонливость.

Трудности с засыпанием

При исследовании примерно 1000 детей, средний возраст которых составлял семь-восемь лет, было обнаружено, что около 30 % из них сопротивлялись укладыванию не менее трех раз в неделю. На это чаще всего жалуются родители. Около 10 % детей испытывают трудности с засыпанием после того, как ложатся в постель. У многих на то, чтобы заснуть, более трех раз в неделю уходит до часа. Некоторые дети отказываются ложиться, а когда ложатся, испытывают трудности с засыпанием; у них возникает и целый набор прочих проблем: страхи, тревожность, ночные пробуждения, необходимость в успокаивании и близости родителей, жалобы на утомление, а также наличие трудностей с самостоятельным успокаиванием в прошлом.

Кое-что из практики

С возрастом вашему ребенку для поддержания оптимального уровня внимания и активности будет требоваться больше, а не меньше сна.

Если ваш ребенок отказывается ложиться спать, но у него нет трудностей с засыпанием, скорее всего, ему поможет более раннее или более регулярное укладывание и другие методы, описанные далее в этой статье. Но если у ребенка также имеются трудности с засыпанием, он никогда не спал хорошо и проявляет признаки легкой хронической тревожности, возможно, вам понадобится помощь детского психолога или другого специалиста в области психического здоровья.

Это исследование также подтвердило другие наблюдения, согласно которым в младшем школьном возрасте ночные пробуждения имеют тенденцию сохраняться, если они уже наблюдались в прошлом. Устойчивость нарушений сна является темой многих научных статей, и только невежеством некоторых специалистов может объясняться совет: «Не переживайте, ребенок это перерастет».

В двух других исследованиях примерно 1000 подростков, проведенных в Бельгии и на Тайване, было обнаружено еще кое-что. У тех, кто спал плохо, гораздо чаще наблюдались трудности с обучением. Среди тех учеников, которые собирались поступать в колледж, меньше спали те, кто более усердно занимался. Итак, мы видим здесь глобальную проблему: маленькие дети, испытывающие проблемы со сном, вырастают в школьников, имеющих проблемы с успеваемостью. Однако те из них, которые добиваются успехов в обучении, рискуют недополучить необходимый им сон!

Периодические жалобы

Многие дети в этом возрасте жалуются на различные боли в животе, конечностях, голове и грудной клетке, которым не находится никакого медицинского объяснения. У детей, страдающих такими болями, часто оказывается серьезно нарушен сон. Принято считать, что к таким жалобам приводят эмоционально напряженные ситуации, такие как реальное или вымышленное отдаление родителей от детей или детей от родителей; боязнь выразить недовольство, которое может повлечь за собой наказание или обиду; давление со стороны сообщества или школы; страх не оправдать надежды родителей.

Эти боли у детей реальны, точно так же как реальны мигрени у взрослых, которые слишком много работают или слишком мало спят. Все лабораторные анализы и исследования людей, испытывающих такие головные боли, показывают, что у них все в порядке. Точно так же все анализы, проводимые у детей с подобными соматическими жалобами, дают нормальные результаты. За исключением тех случаев, когда имеются серьезные основания подозревать наличие какого-либо органического заболевания, лучше отказаться от проведения лабораторных обследований и анализов, потому что боль при взятии крови, риск облучения, стоимость процедур и в первую очередь – возможный результат создают в сознании ребенка убежденность в том, что он действительно болен. К тому же слегка отклоняющиеся от нормы результаты обследования могут привести к новым и новым процедурам, которые в конечном итоге покажут, что в основном все в порядке.

Учите детей трудиться

Все народы во все времена хотят воспитывать своих детей честными, сильными, трудолюбивыми. Вопрос заключается в том, какой конкретный смысл вкладывается в содержание этих общечеловеческих ценностей и какими средствами и насколько эффективно общество добивается их осуществления.И.Кон

Нам, взрослым, родителям и педагогам, конечно, хочется, чтобы наши дети стали настоящими людьми, любили труд, были счастливы. Известный педагог нашего времени В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком». Отношение к труду во многом зависит от того, какое значение придаем этому мы, взрослые. Овладение трудовыми навыками оказывает непосредственное влияние на формирование личностных качеств, например самостоятельности. Ребенок становится способным не только сам умыться, раздеться, протереть пыль, убрать игрушки на место и др., но и помочь другим детям. Это позволяет ему не только утвердиться в коллективе в качестве умелого и отзывчивого товарища, но и приобрести уверенность в себе, в своих возможностях. Большую роль играют трудовые навыки при формировании у детей правильного отношения к собственному труду: готовности участвовать в любой работе независимо от ее привлекательности, доводить дело до конца, прилагать трудовые усилия. Все это создает благоприятную основу воспитания таких качеств, как ответственность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность. Овладение трудовыми навыками дает возможность участвовать в общем труде. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать товарищам, трудиться с максимальной отдачей сил. Родители часто произносят: “Мой ребёнок лентяй, ничего не хочет делать.” А может в этом есть и ваша вина? Стремитесь ли вы к тому, чтобы ваш ребёнок не был лентяем? А может ваш ребёнок все делает один? Другое дело, когда в семье все жизненные проблемы решаются сообща, все члены семьи помогают друг другу. А то, что для этого необходимы пример родителей, доброжелательные взаимоотношения, культура семейных отношений, вы и так знаете. Вы задумывались когда – нибудь, что ребёнку неинтересно выполнять работу на основе ваших указаний – приказаний. Интересы ребёнка можно выявить, создав специальные условия. Для этого в один из вечеров можно предложить ему заняться чем — либо по собственному выбору: полить цветы, подмести пол, пришить пуговицу, подклеить книгу. Следует понаблюдать, чему отдает предпочтение ребёнок, задуматься над тем, считались ли вы раньше с этим его увлечением, что делали для того, чтобы развить, углубить интерес? С помощью взрослого интерес у ребёнка становится более устойчивым, он замечает участие мамы и папы в его делах, тянется к общению с ними, чтобы ещё и ещё обогатиться новыми умениями и навыками. Хорошо, если совместный труд займёт не один вечер. Ребёнок начинает понимать, что с помощью взрослого он может реализовать свои устремления. Дети обычно проявляют большой интерес к труду в природе. Если такого интереса нет, его легко пробудить. Можно предложить ребёнку посадить семена каких-либо растений, рассказать, как ухаживать за ними. Ребёнок сам их вырастит, нужно только своевременно давать ему советы по уходу за посаженными растениями. Для того, чтобы поддержать интерес ребёнка к этой деятельности, необходимо нарисовать перед ним перспективу: выращенные цветы он сможет подарить людям, сделать им приятное. Когда будет получен результат, можно посоветовать ему часть цветов срезать и поставить дома в вазу, часть принести в группу. Часть семян можно принести в детский сад и предложить воспитательнице посадить их на следующий год на участке. Желательно, чтобы в такой посадке приняли участие все желающие. Трудно будет после этого не заметить изменений в поведении ребёнка. Он почувствует свою значимость для всей группы, будет давать советы по уходу за растениями, к нему потянутся дети. Взрослым, выполняющим с детьми совместную работу, следует подавать пример трудового поведения. Необходимо чаще рассказывать о пользе, которую они приносят взрослым. Участвуйте с ними в общем труде. Постепенно ребёнок будет осознавать, как важна его помощь для окружающих. Таким образом, совместный труд взрослых и детей является одной из весьма деятельных форм организации трудовой деятельности детей, позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду, людям труда. И ваши дети перестанут лениться!подготовила воспитатель Скворцова Я.А.январь 2019

Adblock
detector
32 queries in 0,753 seconds.