Главная » Полезно знать » Последствия менингита - причины возникновения нарушений

Последствия менингита — причины возникновения нарушений

Изображение для публикации не задано

Понятие «органическое поражение мозга у детей» не имеет четкого и однозначного определения.Но принято считать, что это – целый комплекс нарушений, связанных со структурными патологическими изменениями в тканях головного мозга.

Они могут быть как диффузными (например, появиться вследствие энцефалопатии) так и локализованными (возникнуть в результате опухоли или травмы головного мозга)

У таких детей нарушены функции многих тканей в мозгу и не только, нужно немало времени, чтобы они поменялись на другие или здоровые, которые будут выполнять свои функции правильно.

ВАЖНО помнить , что у детей уникальный иммунитет и регенерация, поэтому при любом диагнозе можно рассчитывать на значительные улучшения, если давать организму методики, которые помогают обновиться тканям.

В современной педиатрии такое явление, к сожалению, это не редкость.Головной мозг детей подвержен целому ряду негативных воздействийБолее того, невропатологи утверждают, что диагноз «органическое повреждение головного мозга» сегодня можно ставить 9 из 10 пациентов любого возраста.

Просто большая часть таких поражений не дает о себе знать.Симптомы ОПМ ярко проявляются тогда, когда изменением подверглись от 20 до 50% органа!!!Если же повреждение охватило больше половины мозга, тогда стоит говорить о серьезных признаках болезни, носящих стойкий патологический характер.

Но есть и другая сторона медали: часто не слишком квалифицированные специалисты просто злоупотребляют данным диагнозом, не желая глубоко анализировать характер неврологической патологии у ребенка.

В медицине существует классификация недугов, которые можно объединить под термином ОПМ (органическое поражение мозга).

Заболевания, относящиеся к органическим поражениям головного мозга:

ГидроцефалииВрожденные аномалии развития головного мозгаДетский церебральный паралич ДЦПНарушения, вызванные внутриутробными инфекциямиГруппа заболеваний, вызванных поражением центральной нервной системы (ЦНС)

Каждый недуг, входящий в эту группу, характеризуется множеством нюансов – имеет свою природу и развивается особым образомОт причины развития болезни во многом зависит и характер его лечения

Существует несколько основных причин возникновения органического поражения головного мозга у детей

  1. В первую очередь, необходимо тщательно проанализировать перинатальный период, в ходе которого формировался головной мозг ребенка.Именно в это время могут возникать серьезные патологии.
  2. То, как проходили роды, также имеет большое значение для здоровья малыша.Были ли они стремительными или затяжными, протекали ли с гипоксией, с обвитием, получил ли ребенок родовую травму.
  3. Причиной ОПМ может стать гемолитическая болезнь новорожденных (ГБН), то есть, несовместимость крови матери и ребенка, если она сопровождается ядерной желтухой.Такая форма желтухи характеризуется повышенным содержанием в крови малыша непрямого билирубина, а это, в свою очередь, провоцирует нарушения функций головного мозга.
  4. Механические черепно-мозговые травмы также влекут за собой серьезные повреждения тканей мозга.
  5. Нередко органическое повреждение мозга вызывают инфекционные заболевания (менингит, абсцесс, энцефалит и др.), в том числе и внутриутробные инфекции, провоцирующие поражение центральной нервной системы – краснуха, герпес, энтеро- и респираторные вирусы, вирус иммунодефицита.
  6. ОПМ может возникнуть и вследствие сосудистых заболеваний мозга – энцефалопатии, геморрагического инсульта.
  7. Такого рода патологии могут развиться из доброкачественной опухоли.
  8. Эпилепсия также способна спровоцировать органическое поражение головного мозга у ребенка.
  9. Существует и еще одна причина развития тяжелых поражений мозга у детей, о которой умалчивает традиционная медицина.Речь идет о поствакцинальных осложнениях, в результате которых головной мозг детей перестает формироваться должным образом.

Немного истории

Происхождение отклонений в речевом развитии интересовало людей ещё в античные времена. Древнегреческий учёный Гиппократ считал, что многие нарушения речи связаны с поражением головного мозга. Ещё один великий античный философ Аристотель видел причины языковых патологий в особенностях строения речевого аппарата.

Получается, что уже античные исследователи выделили два главных направления в установлении патологических факторов, приводящих к речевым нарушениям:

  1. Последователи Гиппократа отдавали «первенство» поражениям коры больших полушарий.
  2. Сторонники теории Аристотеля брали за основу анатомические особенности строения речевого аппарата.

Как показали дальнейшие психофизические исследования, обе точки зрения имеют право на существование. Выдающимся французским анатомом Полем Брока было обнаружено особое поле, расположенное в лобной части головного мозга и отвечающее непосредственно за воспроизведение речи. Затем немецкий невропатолог Карл Вернике обнаружил в височной доле область, которая отвечает за раскодирование и понимание произнесённых слов. При их повреждении и возникают различные речевые нарушения.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных учёных также подтвердили, что аномальное строение периферического речевого аппарата (расщепление нёба, толстый язык, глухота), приводит к выраженным патологиям речи.

Внутриутробные патологии

Особенную опасность вредоносные факторы представляют в первый триместр беременности, когда происходит закладка основных органов и систем, в том числе и нервной. Различные неблагоприятные воздействия приводят к недостаточному развитию или повреждению речевых областей головного мозга, аномальному строению речевого аппарата.

  1. Гипоксия плода

Читайте также:  Системы воспитания детей в разных странах

Гипоксией называют нарушение жизнедеятельности эмбриона, развивающееся из-за дефицита кислорода в тканях. Факторами возникновения подобной патологии являются следующие состояния:

  • гестоз (тяжёлое осложнение беременности, возникающее на поздних сроках);
  • угроза самопроизвольного аборта;
  • нарушение плаценты;
  • хроническая гипертония;
  • тяжёлые соматические болезни (диабет, заболевания почек, печени или сердца).
  1. Инфекционные болезни

К повреждению речевых зон и периферического артикуляционного аппарата приводят следующие опасные инфекции, возникающие на ранних сроках вынашивания ребёнка:

  • краснуха;
  • грипп (в том числе птичий и свиной);
  • туберкулёз;
  • полиомиелит;
  • герпетические инфекции;
  • сифилис;
  • корь;
  • скарлатина.

Самой опасной инфекцией медики считают краснуху – вирусное заболевание, способное привести к серьёзным отклонениям у плода в первом триместре беременности (патологии органов зрения и слуха, заболевания сердца, умственная неполноценность).

  1. Несовместимость крови женщины и ребёнка

И дело здесь не только в пресловутом резус-факторе, но и в патологическом несовпадении групп крови. В этом случае материнские антитела через кровеносные плацентарные сосуды попадают к ребёнку и вызывают гибель эритроцитов. В итоге начинает выделяться опасный токсин – билирубин, который способен повредить определённые области мозга, что и приводит к врождённым слуховым и речевым нарушениям.

  1. Нарушение сроков внутриутробного развития

Опасность возникает при недоношенности (когда плоду меньше 38 недель) или переношенности (беременность длится более 40 недель). В первом случае возможно кровоизлияние в мозг при родовой деятельности из-за истончённых стенок сосудов. При переношенной беременности детская головка слишком крупная, поэтому повышается риск повреждения мозга по мере движения через родовые пути.

  1. Вредные привычки

Об опасности вредных привычек в период вынашивания ребёнка сказано немало, однако многие будущие мамочки по-прежнему балуются сигаретами и алкоголем. А тем временем никотин крайне негативно влияет на кровоснабжение плода. В результате обнаруживается дефицит массы тела у ребёнка и повреждение головного мозга.

Алкогольные напитки и наркотики вызывают ещё более тяжёлые последствия – вплоть до умственной отсталости. В подобных ситуациях речевые патологии будут меньшим из зол, поскольку наблюдается тотальное повреждение мозга, резкое снижение интеллекта и опасные психические отклонения.

  1. Приём медикаментов

Читайте также:  Ты можешь больше, чем ты думаешь

Существуют лекарственные препараты, категорические противопоказанные при беременности. Именно поэтому медики выступают против самостоятельного лечения будущими мамочками. К проблемам с речью могут привести:

  • некоторые антибиотики, предназначенные для лечения раковых заболеваний;
  • лекарства, приводящие к глухоте (которая «паровозом» тянет и речевые нарушения). Это Стрептомицин, Фуросемид, медикаменты, содержащие ацетилсалициловую кислоту и хинин;
  • противотромботические средства, становящиеся причиной мозгового кровоизлияния у плода (Дикумарин, Пелентан);
  • некоторые антидепрессанты и транквилизаторы.
  1. Вредная работа

Недаром законом установлен перевод беременной женщины с вредного производства на более лёгкие условия труда. Высокие физически нагрузки, химические реагенты, радиоактивное или ионизирующее излучение – всё это может сказаться на развитии плода, в том числе и на центральной нервной системе.

Наследственная предрасположенность

Помните поговорку про яблоню и яблоко? Она, как нельзя кстати, подходит и к нашему случаю. Из поколения в поколение передаются следующие особенности артикуляционного аппарата и нарушения речи:

  • недостаточное количество зубов;
  • неправильный прикус;
  • нёбные расщелины;
  • заикание;
  • недостатки в развитии речевых долей мозга.

Кроме того, наследственность влияет и на сроки возникновения речи. Если мать или отец заговорили позже ровесников, такая же проблема может появиться и у ребёнка.

Последствия неблагоприятной родовой деятельности

Ещё одним серьёзным фактором риска возникновения речевых патологий у ребёнка считаются тяжёлые роды. Недаром все узкие специалисты при обращении по поводу задержки речи интересуются у матерей, как проходил родовой процесс.

Итак, к причинам речевых нарушений относят:

  • травмы при родах, которые вызывают кровоизлияние, повреждают речевые доли (узкий материнский таз, «щипцовый» способ родовспоможения);
  • обвитие пуповиной, при котором возникает дефицит кислорода в мозге, что чревато минимальными мозговыми дисфункциями у малыша;
  • критически маленькая масса тела ребёнка (меньше 1,5 кг), часто сопровождающаяся недоразвитием определённых мозговых структур.

Судить о возможных проблемах с психофизическим развитием малыша можно по тому, какой балл был поставлен акушерами после рождения – это так называемая шкала Апгар.

Болезни, перенесённые малышом в начале жизни

Головной мозг новорождённого и младенца – чрезвычайно уязвимая система, которая может пострадать от любого неблагоприятного воздействия. Кроме того, не защищен от негативных факторов и речевой аппарат. К нарушениям речи у ребёнка могут привести:

  • вирусные и бактериальные инфекции, переходящие на головной мозг (менингиты и менингоэнцефалиты);
  • черепно-мозговые травмы, приводящие к кровоизлияниям;
  • повреждения челюстного аппарата (травмы нёбных костей, зубов);
  • продолжительные простудные болезни, невылеченные отиты и аденоидиты, которые приводят к понижению остроты слуха и, соответственно, замедляют или нарушают речевое развитие;
  • приём опасных для слуха антибактериальных препаратов.

Читайте также:  Как объяснить ребенку, откуда берутся дети?

Психосоциальные причины

Если предыдущие вредоносные факторы можно условно отнести к большой группе внутренних (эндогенных) причин появления речевых патологий, то к внешним причинам относят условия проживания маленького человечка. Среди них выделяют:

  • неблагоприятные бытовые и социальные условия, когда малыш с рождения лишён нормального эмоционального и языкового общения с матерью или прочими близкими людьми;
  • подражание значимым взрослым (нечёткость произношения, заикание, шепелявость);
  • сильнейший испуг или длительное стрессовое состояние, вследствие чего возникают психогенные речевые нарушения – логоневроз, мутизм (отказ от речи);
  • дефицит витаминов (рахит), общая физическая ослабленность, вызванная плохим питанием.

Таким образом, причины речевых нарушений многообразны, а выраженность патологического процесса зависит от того, в каком возрасте ребёнок столкнулся с этим вредоносным фактором. Естественно, чем младше дети, тем тяжелее последствия осложнения, но в то же время сильнее компенсаторные возможности детского организма. Уважаемые родители, помните, что практические любое физическое или психогенное заболевание малыша в раннем возрасте может привести к нарушению речевого развития!

Возрастная потеря слуха

Медицинский термин для возрастной потери слуха — пресбиакузис. Обычно, это сенсоневральная потеря слуха на оба уха, которая ухудшается вследствие повреждения или смерти сенсорных клеток внутреннего уха.

Воздействие громкого шума и дополнительные осложнения, возникающие с возрастом, такие как высокое давление или диабет, и последствия лечения с использованием некоторых лекарств могут ухудшить проблему.Изначально, возрастная потеря слуха начинается со звуков высокой частоты, что затрудняет понимание разговоров в шумной обстановке, например, в ресторанах. С годами слух каждого ухудшается. Так как это происходит медленно и постепенно, большинство людей не замечают это сразу. В среднем, люди не обращаются за помощью в течение 10 лет.