Синдром дефицита внимания у детей – признаки, терапия препаратами, процедурами и работа с психологом

Современные представления об этиологии, патогенезе, критериях диагноза и подходах к терапии СДВГ (синдрома дефицита внимания/гиперактивности) подчеркивают необходимость четкого соблюдения критериев диагноза синдрома и взвешенного подхода к медикаментозной терапии. В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных проблем нейропедиатрии — синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей.  Однако, для успешного лечения необходимо на ранней стадии заболевания распознать симптомы СДВГ у ребенка и назначить адекватное лечение. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома среди детей и его большой социальной значимостью.

Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания/гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов — педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.

Содержание:

Как распознать симптомы СДВГ у ребенка

Первые признаки заболевания могут наблюдаться у малышей с трехлетнего возраста. Дети становятся неусидчивыми, не слушаются и постоянно стараются привлечь к себе внимание. Если взрослые заставляют их вести себя тише, чувство тревожности еще больше усиливается, и вызывает обратный эффект, малыши начинают бегать, прыгать или громко кричать.

Синдром дефицита внимания/гиперактивности — дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов. Термин «синдром дефицита внимания» был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия «минимальной мозговой дисфункции». История изучения минимальной мозговой дисфункции связана с исследованиями Е. Kahn и соавт. (1934), хотя отдельные исследования проводились и ранее.

Наблюдая детей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность, отвлекаемость, импульсивность поведения, авторы высказали предположение, что причиной данных изменений является повреждение головного мозга неизвестной этиологии, и предложили термин «минимальное мозговое повреждение». В дальнейшем в понятие «минимальное мозговое повреждение» были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель «минимального мозгового повреждения» уступила место более динамичной и более гибкой модели «минимальной мозговой дисфункции».

В 1980 г. Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация — DSM-IV (the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition), — согласно которой случаи, описанные ранее как минимальная мозговая дисфункция, предложено рассматривать как синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности. Основной предпосылкой явился тот факт, что наиболее частые и значимые клинические симптомы минимальной мозговой дисфункции включали нарушение внимания и гиперактивность. В последней классификации DSM-IV данные синдромы объединены под одним названием «синдром дефицита внимания/гиперактивности». В МКБ-10 синдром рассматривается в разделе «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» в подразделе «Нарушение активности и внимания» (F90.0) и «Гиперкинетическое расстройство поведения» (F90.1). Частота синдрома дефицита внимания/гиперактивности, по данным разных авторов, варьирует от 2,2 до 18% у детей школьного возраста. Подобные различия объясняются несоблюдением четких критериев диагноза.

Согласно данным Американской ассоциации психиатров, синдромом дефицита внимания/гиперактивности страдают около 5% детей школьного возраста. Практически в каждом школьном классе есть по крайней мере один ребенок с данным заболеванием. В исследовании Н.Н. Заводенко частота синдрома дефицита внимания у школьников составила 7,6%. Мальчики страдают в 2 раза чаще девочек.

Согласно DSM-IV выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов: — синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность; — синдром дефицита внимания без гиперактивности; — синдром гиперактивности без дефицита внимания. Некоторые исследователи подвергают сомнению объединение синдрома дефицита внимания и синдрома гиперактивности, так как до 40% всех больных страдают только дефицитом внимания без гиперактивности. Дефицит внимания без гиперактивности чаще наблюдается у девочек. Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и возникать в результате других заболеваний, то есть иметь вторичный или симптоматический характер (генетически детерминированные синдромы, психические заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений центральной нервной системы).

Факторы, способствующие СДВГ у детей

Распространено мнение, что синдром сдвг часто развивается из-за того, что родители неправильно воспитывают ребенка. Однако специалисты считают, что эта болезнь связана с дисфункцией нервной системы.

Большинство исследователей предполагают генетическую природу синдрома. В семьях детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения. Для выявления наследственной отягощенности необходим длительный и подробный расспрос, так как трудности обучения в школе взрослыми людьми сознательно или бессознательно «амнезируются». В родословных детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности также часто прослеживается отягощенность по обсессивно-компульсивному синдрому (навязчивые мысли и принудительные ритуалы), тикам и синдрому Жиль де ля Туретта. Вероятно, существует генетически детерминированная взаимосвязь нейромедиаторных нарушений в головном мозге при данных патологических состояниях. Предполагается, что синдром дефицита внимания/гиперактивности детерминируется мутациями 3 генов, регулирующих дофаминовый обмен — гена D4 рецепторов, гена D2 рецепторов и гена, ответственного за транспорт дофамина.

Читать ещё:  Значение современной биологии

Исследователями обсуждается гипотеза, что носителями мутантного гена являются дети с наиболее выраженной гиперактивностью. Наряду с генетическими, выделяют семейные, пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания/гиперактивности. К семейным факторам относят низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжелые разногласия между родителями. Особенно значимыми считаются нейропсихиатрические нарушения, алкоголизация и отклонения в сексуальном поведении у матери.

Пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания включают асфиксию новорожденных, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение. Предполагается, что в основе патогенеза синдрома лежат нарушения активирующей системы ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, обработке поступающей информации и спонтанному поддержанию внимания. Нарушения активирующей функции ретикулярной формации, по всей видимости, связаны с недостаточностью в ней норадреналина.

Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность. Нарушения в функционировании ретикулярной формации предопределяют вторичные нарушения нейромедиаторного обмена головного мозга. Теория о связи гиперактивности с нарушениями обмена дофамина имеет многочисленные подтверждения, в частности, успешность терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности дофаминергическими препаратами. Возможно, что нарушения нейромедиаторного обмена, приводящие к гиперактивности, связаны с мутациями в генах, которые регулируют функции дофаминовых рецепторов. Отдельные биохимические исследования у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности свидетельствуют, что в головном мозге нарушается обмен не только дофамина, но и других нейромедиаторов — серотонина и норадреналина.

Помимо ретикулярной формации, важное значение в патогенезе синдрома дефицита внимания/гиперактивности имеет, вероятно, дисфункция лобных долей (префронтальной коры), подкорковых ядер и соединяющих их проводящих путей. Одним из подтверждений данного предположения является сходство нейропсихологических нарушений у детей с синдромом дефицита внимания и у взрослых при поражении лобных долей мозга. При спектральной томографии головного мозга у 65% детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности обнаружено снижение кровотока в префронтальной коре головного мозга при интеллектуальных нагрузках, тогда как в контрольной группе — лишь у 5%.

Лечение расстройства

Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана недостаточно, что обусловлено неясностью патогенеза заболевания. Выделяются немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции. Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения, психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения — минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин), пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального.

Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали поведение ребенка как «хулиганское» и проявляли больше понимания и терпения в своих воспитательных мероприятиях. Родителям следует следить за соблюдением режима дня «гиперактивного» ребенка (время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. «Гиперактивные» дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток времени. Важен выбор партнеров для игр — друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

Медикаментозная терапия синдрома дефицита внимания/гиперактивности целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции. Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практике эмпирическим путем установлена эффективность двух препаратов — антидепрессанта амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов.

Препаратом первой очереди выбора в терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности является метилфенидат (риталин, центедрин, мередил). Положительный эффект метилфенидата отмечается у 70-80% детей. Препарат назначается однократно утром в дозе 10 мг (1 таблетка), однако суточная доза может достигать 6 мг/кг. Терапевтический эффект наступает быстро — в течение первых дней приема. Несмотря на высокую эффективность метилфенидата, имеются ограничения и противопоказания к его применению, связанные с частыми побочными эффектами. К последним относятся задержка роста, раздражительность, нарушение сна, снижение аппетита и массы тела, провокация тиков, диспепсические нарушения, сухость во рту и головокружение. К препарату может развиться привыкание. Противопоказаниями к приему препарата являются возраст ребенка меньше 6 лет, выраженные состояния тревоги и ажитации, а также наличие семейной отягощенности по тикам и синдрому Туретта. К сожалению, метилфенидат отсутствует на российском фармацевтическом рынке.

В отечественной педиатрической практике шире используется препарат амитриптилин, обладающий меньшим числом побочных эффектов. Амитриптилин назначают детям до 7 лет в дозе 25 мг/сут, детям старше 7 лет — в дозе 25-50 мг/сут. Начальная доза препарата составляет 1/4 таблетки и увеличивается постепенно в течение 7-10 дней. Эффективность амитриптилина при лечении детей с синдромом дефицита внимания составляет 60%. Единичные отечественные исследования доказывают также эффективность применения ноотропных препаратов (ноотропила, пирацетама и инстенона) в терапии детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Н.Н. Заводенко и соавт. наблюдали положительный эффект инстенона у 59% больных. Инстенон назначали в дозе 1,5 таблетки в день детям в возрасте 7-10 лет в течение 1 мес. Отмечалось улучшение характеристик поведения, моторики, внимания и памяти. Наибольший эффект в лечении синдрома дефицита внимания/гиперактивности достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии.

Читать ещё:  Пищевая цепочка в природе — схемы, звенья и примеры цепей

Особенности обучения детей с СДВГ

Принимая во внимание неуклонный рост числа детей и подростков с синдромом дефицита внимания во всем мире и мнение специалистов о том, что учащиеся с данным диагнозом часто страдают от школьной дезадаптации, в настоящее время остро встает вопрос о специфике обучения таких детей, о подготовке психологов и педагогов для работы с ними.

Уникальные характеристики учащихся с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью могут затруднить для них и процесс обучения, и формирование позитивной самооценки, и возможность выражать себя и приобретать определенные учебные навыки. В то же время учет таких особенностей может стать основой для эффективного обучения, и ответственность за поиск методов обучения, способствующих раскрытию потенциала этих учащихся, лежит на взрослых, которые по роду своей деятельности взаимодействуют с гиперактивными детьми. Для этого педагогам желательно либо иметь дополнительное психологическое образование (курсы переподготовки), либо сотрудничать с психологом, который будет направлять работу учителя, поможет выработать приемы взаимодействия в группе детского сада или в классе. Причем психологам также желательно в рамках повышения квалификации (хотя бы один раз в пять лет) пройти не только теоретический курс, включающий информирование о физиологических и психологических особенностях детей с СДВГ, но и методический тренинг, который поможет им в дальнейшем эффективно работать с детьми, педагогами и родителями.

Как успокоить гиперактивного ребенка

Перед родителями в момент сильной перевозбуждённости ребёнка возникает задача успокоить его. В начале, необходимо постараться поменять обстановку. Это может быть просто смена помещения, в котором он находится, или может быть просто достаточно дать ему воды. Физические контакты также играют очень большую роль, простые объятия зачастую дают эффективный результат в лечении.

Для устранения беспокойного сна ребёнку необходимо принимать расслабляющие водные процедуры. В состав таких процедур включён экстракт хвойных растений, предварительно убедитесь, что у вашего малыша нет аллергии на эти препараты. Перед сном можно почитать детские рассказы либо посмотреть иллюстрации к книге. Регулярный массаж и спокойная музыка даст возможность вашему чаду быстро успокоиться и уснуть.

Когда нужно снизить гиперактивность ребёнка максимально быстро, родителям придётся проявить смекалку, придумывая различные игры, которые непременно успокоят ребёнка. Например, одной из самых популярных игр, которые советуют психологи, является «Пульт». Необходимо нарисовать пульт управления и, нажимая на различные «кнопки», говорить: «Выключаю звук» или «Включаю замедление».

Совместные игры – основа для успокоения ребёнка. Можно просто попросить ребёнка сосчитать от 1 до 20 и наоборот. Маленьким детям можно предложить показать, как мычит корова, квакает лягушка и так далее.

Подводя итог, стоит отметить самые необходимые моменты воспитания гиперактивных детей:

  1. Чёткие постановки задачи. Чем короче предложение, тем лучше ребёнок его воспринимает. Избегайте длинных формулировок.
  2. Проявляйте последовательность. Нельзя выдавать детям все домашние дела сразу. Только по мере их выполнения.
  3. Контроль над временными рамками позволит избежать неожиданных проявлений гиперактивности. Предупреждайте своё чадо обо всех своих намерениях как минимум за 5 минут.
  4. Соблюдайте расписание.
  5. «Позитивная модель» воспитания. Хвалите ребёнка за каждые его значительные и малые успехи.
  6. Направьте энергию ребёнка в нужное русло. Необходимо помочь ребёнку в выборе хобби. Оно позволит ему расходовать свою огромную энергию в нужном направлении.

Придерживаясь данных рекомендаций, можно помочь ребёнку быстро и эффективно снять симптомы гиперактивности. Однако стоит помнить, что принятие любых медицинских препаратов должно быть согласовано и рекомендовано лечащим специалистом. СДВГ у детей довольно распространённое явление, главное что требуется от родителей – это сохранение спокойствия и терпение.

Прогноз лечения

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. Факторами неблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическими заболеваниями, наличие психопатологии у матери, а также симптомы импульсивности у самого больного. Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности может быть достигнута только при условии раннего обнаружения симптомов СДВГ у ребенка и заинтересованности в сотрудничестве семьи, школы и общества.

СДВ и СДВГ

Синдром дефицита внимания (СДВ) – это биологическая незрелость мозга. Как правило, такой  диагноз ставится детям. СДВ проявляется в виде повышенной отвлеченности, отсутствием сосредоточения. Например, ребенок сидит спокойно, не двигается, при этом заторможен, когда даешь ему задачки, он начинает что-то делать, но выполнить задание не может.

Также этот диагноз характеризуется высокой импульсивностью и гиперактивностью. Тогда говорят о синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это проявляется в том, что ребенок не удерживает внимание, не может сосредоточиться на чем-то, постоянно перепрыгивает с одного места на другое, не отслеживает задания, у него повышенная двигательная активность.

Некоторые взрослые живут с этим синдромом, только не знают об этом. Считают, что это особенность характера, тем более, что какие-то признаки СДВ/СДВГ проявляются у человека непостоянно, а время от времени.

Определить СДВ/СДВГ можно со 100% точностью лишь в школьном возрасте, так как в этот период оцениваются его поведенческие реакции, а также умственное и физическое развитие.

Причины возникновения

Можно выделить три основные причины возникновения этого синдрома:

  1. наследственность;
  2. родовая травма;
  3. педагогическая запущенность.

Наследственность

Существует некий комплекс генетических компонент, о которых мы не знаем. Гены отвечают за синтез веществ, влияющих на биохимию мозга. В результате наличия патологичных генов возникает нарушение биохимии мозга, которое, в свою очередь, приводит к нарушениям работы мозга и психологическим проблемам.

Это можно продемонстрировать на простом отвлеченном примере – диабет. Гены перестают синтезировать вещество – инсулин, который необходим человеку для нормального функционирования его организма.

В работе мозга принимают участие сотни различных биохимических веществ. И нарушение синтеза хотя бы одного из них приводит к проблемам функционирования мозга. Чаще всего эти проблемы отражаются на динамике определенных мозговых ритмов.

Родовая травма

Чаще всего родовая травма проявляется в различных асфиксиях (мозг очень чувствителен к изменению уровня кислорода в крови). Это приводит к нарушению его нормального функционирования. Формируется некоторая патологическая функциональная система, которая отвечает за внимание. Проявлением патологичности может также быть нарушение ритмов головного мозга.

Педагогическая запущенность

Как видно из названия – этот синдром не является заболеванием, так как в данном случае функция внимания и работа мозга не нарушена. Ребенку разрешали делать то, что хочет, и не приучили себя контролировать. В результате у него была сформирована неадекватная система поведения.

Ритмы головного мозга человека

Чтобы двигаться дальше, остановимся на ритмах головного мозга человека. Итак, ритмы головного мозга — это электрические колебания мозга — центрального отдела нервной системы человека.

Альфа-ритм связан с расслабленным состоянием бодрствования или с состоянием покоя. Депрессия (снижение мощности) альфа-ритма может возникать тогда, когда человек находится в состоянии беспокойства, гнева, страха, тревоги и пр.

Бета-ритм (самые быстрые волны) у нормального человека связан с фокусированием внимания, когда мы с открытыми глазами наблюдаем за происходящими событиями или сосредоточены на решении каких-либо задач. При сильном стрессе бета-ритм повышается.

Гамма-ритм очень хорошо наблюдается при решении задач, которые требуют максимального внимания.

Дельта-ритм (медленные волны) связан с восстановительными процессами, особенно во время сна. При многих нарушениях дельта-волны заметно усилены, что практически гарантирует наличие нарушений внимания.

Тета-волны появляются тогда, когда спокойное, расслабленное состояние бодрствования переходит в сонливость, т.е. человек находится между сном и бодрствованием. Высокий уровень тета-ритма может указывать на сильное эмоциональное напряжение.

Перечисленные ритмы – это далеко не все, что регистрируется в головном мозге человека.

Также существуют и другие ритмы, названные буквами греческого алфавита и не только (каппа-ритм, мю-ритм, тау-ритм, лямбда-ритм, сонные веретена), которые участвую в динамике различных функциональных состояний мозга.

Теперь пойдем дальше – к методам лечения СДВ и СДВГ.

Заключение

И в качестве заключения: учиться никогда не поздно.

Да, со временем мозг теряет свою эластичность. Помню, мне еще во время учебы в институте говорили, что самый лучший возраст для получения знаний – до 22-23 лет (видимо, имели ввиду точные науки – физику и математику). Дальше – сложнее.

На самом деле, человек обладает безграничными возможностями. Если встанет острая необходимость  выучить, скажем, китайский язык или научиться играть в шахматы, думаю, любой сможет это сделать в любом возрасте, если только захочет. Просто у одного на это уйдет меньше времени, у другого – больше.

Вообще, что такое учение? Что такое интеллект? Это не то, что ты что-то прочитал и можешь это пересказать. Есть люди – ходячие энциклопедии. При этом они ничего своего не создали. Высокий у него при этом интеллект или нет?

Все новости на канале в Telegram

и в вашем почтовом ящике

Есть заболевания, которые дают пищу для разговоров и многочисленных анекдотов. Одно из таких заболеваний — синдром Туретта.

Предметом шуток стал тот факт, что больные выкрикивают нецензурные слова. Тем более что заболевание проявляется в детском возрасте, и нецензурная брань, исходящая от ребенка, мало кого оставит равнодушным. На самом деле копролалия — болезненное, иногда непреодолимое импульсивное влечение к выкрикиванию ругательств без всякого повода — развивается не так уж часто, всего в 10% случаев.

Первые симптомы обычно появляются между 4 и 8 годами, однако в редких случаях патология может развиться и позже. Основной симптом – тик, причём как моторный, так и голосовой. Тик – неконтролируемые и повторяющиеся движения конечностей, происходящие, как правило, неожиданно и не проходящие как минимум в течение года. Интенсивность и частота тиков меняется по мере развития патологии. Примерно половина из всех страдающих синдромом Туретта с возрастом избавляются от этой патологии, в то время как оставшаяся половина вынуждена мириться с ней на протяжении всей жизни.

Ранее синдром Туретта считался редким и странным синдромом, ассоциируемым с выкрикиванием нецензурных слов или социально неуместных и оскорбительных высказываний (копролалия). Однако этот симптом присутствует только у меньшего числа людей с синдромом Туретта. Синдром Туретта в настоящее время не считается редкой болезнью, но он не всегда может быть диагностирован верно, потому что большинство случаев протекает в лёгкой форме. От 1 до 10 детей из 1000 имеют синдром Туретта; более, чем 10 на 1000 человек имеют тиковые расстройства. У людей с синдромом Туретта уровень интеллекта и продолжительность жизни в норме. Степень выраженности тиков уменьшается у большинства детей, когда у них завершается подростковый возраст, а тяжёлая степень синдрома Туретта в зрелом возрасте встречается редко. Известные люди с синдромом Туретта встречаются во всех сферах жизни.

Синдром Туретта. Моя Ужасная История

Дети с синдромом Туретта

Загадки медицины. Синдром Туретта

Запреты. Синдром Туретта

Любое общество придерживается правил поведения и моральных норм, которые позволяют людям мирно сосуществовать. Если человек нарушает эти правила, то другие люди начинают сторониться его. В Англии постоянная ругань отца семейства делает его изгоем. В штате Айдахо молодую женщину поносят за членовредительство. В Великобритании человека прозвали ленивым за то, что он постоянно спит. В штате Вермонт двоих друзей считают странными и даже боятся их. Хотя все они ни в чём не повинны, тем не менее, общество наложило на них запрет. Четыре человека откровенно рассказывают о своих психических расстройствах в этом фильме, затрагивающем темы, о которых не принято говорить.

https://www.youtube.com/watch?v=BRS79FjQ2Eo

Перед классом (Худ. фильм)

С шести лет Брэд страдает синдромом Туретта. Его симптомы — частые моторные и вокальные тики, которые невозможно подавить. Тем не менее, Брэд бросает вызов всем барьерам и неприятностям, и даже двадцать четыре отказа подряд не останавливают его на пути к своей мечте — стать учителем.

https://www.youtube.com/watch?v=n9lVcQAvT8s

Что это такое?

Суть синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) состоит в том, что дети не могут сосредоточиться на выполнении задания, допускают досадные ошибки из-за невнимательности, не слушают объяснений. Зачастую такое отсутствие концентрации совмещается с избыточной подвижностью (малыш не может усидеть на месте и нескольких минут), называемой гиперактивностью.

В школе неспособность сидеть неподвижно, многочисленные лишние движения и невнимательность становятся причиной не только плохих отметок, но и негатива со стороны учителей. В итоге ребенок заслуживает репутацию хулигана, самооценка его снижается, поскольку и родители, и педагоги постоянно напоминают ему, что «он не может», «не способен», «все делают, а ты нет». А меж тем ребенок ни в чем не виноват – научно доказано, что причиной СДВГ является нехватка определенных биологически активных веществ (дофамина и норадреналина) в отделах головного мозга.

При этом интеллектуальные способности ребенка могут быть довольно неплохими – малыш может, сосредоточившись на короткое время, решить сложное задание, но затем утрачивает внимание и следующее, уже более легкое, завершить у него не получится.

Нередко специалисты говорят о цикличности умственной деятельности. Сохранять концентрацию внимания таким детям помогает двигательная активность, активирующая центры равновесия.

Симптоматика

Родителям важно ознакомиться с признаками СДВГ и уметь отличать его от избалованности. Симптомы делятся на 3 группы и представлены в следующей таблице.

Невнимательность Гиперактивность Импульсивность
Невозможность сконцентрировать внимание на слушании объяснений или выполнении заданий. Нетерпеливость. Ребенок нетерпелив (выкрикивает ответ еще до того, как прозвучит вопрос)
Забывчивость. Большое количество движений, подвижность. Даже когда малыш сидит, он качает ногой или шевелит кистями. Не могут ждать, хотят, чтобы их желания выполнялись «здесь и сейчас».
Повышенная отвлекаемость. Чрезмерная общительность. Перебивают.
Многочисленные ошибки из-за невнимательности. Эти дети все время в движении.
Такие дети часто теряют и забывают вещи.

Итак, невнимательный ребенок не может сосредоточиться на выполнении задания, постоянно отвлекается на внешние шумы, часто недоделывает дела, неорганизован. Наиболее часто такой тип свойственен девочкам с развитой фантазией.

Гиперактивный ребенок неспокоен, постоянно шумит и кричит, не может полноценно отдыхать, постоянно в движении (ходит, вертится, крутится), не в состоянии сдерживать эмоции.

Импульсивный ребенок разговорчив, нетерпелив, ждать своей очереди для него невозможно, очень часто он мешает другим детям.

Иногда наблюдается и комбинированный тип – наличие, например, невнимательности и импульсивности одновременно. Чаще всего такой вариант встречается у мальчиков. Родители могут обнаружить эти симптомы у своих малышей, но нужно помнить, что диагноз поставит только медицинский специалист.

Симптоматика по возрастам

Различные признаки гиперактивности могут по-разному проявляться в зависимости от возраста малыша. Так, у детей до года следует отметить:

  • крикливость;
  • проблемы со сном;
  • сильную двигательную реакцию;
  • чрезмерную чувствительность к шуму и свету;
  • может наблюдаться задержка речи.

Однако следует помнить, что капризы крохи могут быть обусловлены режущимися зубами, коликами или иными причинами.

В 2-3 года гиперактивность выдает себя такими проявлениями:

  • проблемы с мелкой моторикой;
  • неусидчивость;
  • ребенок совершает много лишних движений.

Для дошкольников постарше тревожными звоночками являются нежелание ложиться спать, капризы, непослушание, неспособность заниматься одним делом.

Отличие от избалованности

Родителям следует помнить, что каждый малыш имеет определенный тип темперамента, который и определяет его подвижность и другие особенности поведения. Поэтому ребенок может быть активным и подвижным при встрече со знакомыми, при покупке игрушек или во время игр с родителями. Это нормально и не говорит о наличии проблем. Но если он постоянно бегает и суетится, то речь может идти о гиперактивности.

Каждый ребенок время от времени может быть невнимательным, чрезмерно возбужденным, но это еще не говорит о наличии у него СДВГ – симптоматика должна наблюдаться минимум полгода. Чаще всего синдром проявляет себя в возрасте до 7 лет, постепенно приводя к конфликтам в семье и сложностям в общении со сверстниками.

На данный момент причина, которая может вызвать СДВГ, не выявлена, однако установлен ряд факторов, влияющих на возникновение заболевания:

  • наследственность;
  • преждевременные роды, недоношенность, угрозы выкидыша, попытки прервать беременность;
  • употребление матерью алкоголя и курения в период вынашивания плода;
  • психологические травмы и стрессы в период беременности;
  • травмы головного мозга;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве.

Отметим, у взрослых синдром не выражается так ярко, но полностью не исчезает, проявляясь в плохой памяти, неумении планировать свое время, отсутствии успеваемости как в учебе, так и в трудовой деятельности. Человек, страдающий дефицитом внимания, едва ли добьется в жизни значительных успехов.

Поэтому родителям не стоит обвинять себя в плохом воспитании или ребенка в непослушании и зачастую невыносимом поведении. Необходимо посетить врача и приступить к лечению. Это поможет улучшить ситуацию с успеваемостью и дисциплиной, а малышу даст возможность чувствовать себя полноценным членом общества.

Диагностика

Поставить диагноз СДВГ может только квалифицированный специалист, который предварительно проведет глубокое исследование. Для постановки диагноза следует посетить невролога, который назначит анализы и подтвердит или опровергнет наличие проблемы. Кроме того, потребуется диагностика и со стороны психолога, позволяющая выявить тип синдрома.

Для сбора информации используются следующие методики:

  • устная беседа с ребенком;
  • заполнение диагностического опросника;
  • нейропсихологическое обследование (проводится ЭЭГ, позволяющее измерить активность мозга при покое или при интенсивной деятельности).

Только на основании полной картины может быть поставлен диагноз.

Методы лечения

Чаще всего для лечения СДВГ применяется комплексная терапия, включающая применение лекарственных препаратов и психологическую коррекцию.

Медикаментозное лечение подразумевает выписывание малышу ноотропных средств (например, «Энцефабол» или «Кортексин»), они хорошо влияют на активность головного мозга и помогают справиться с невнимательностью.

При гиперактивности используются иные лекарственные средства, направленные на торможение процессов в мозге. Это, например, «Фенибут» или «Пантогам». Отметим, что самостоятельно «прописывать» ребенку тот или иной препарат недопустимо, даже если на первый взгляд симптоматика полностью соответствует указанной в инструкции. Только врач после диагностики может это сделать.

Кроме того, могут быть назначены и витамины, кислоты и минералы, необходимые для нормальной работы мозга:

  • кальций, в котором нуждается растущий организм;
  • магний, улучшающий память;
  • омега-3, стимулирующие работу мозга;
  • В4 (холин) и лецитин, которые становятся «строительными материалами» для мозга.

Для получения этих необходимых веществ следует включать в рацион малыша рыбу, яйца, гречку, печень.

Можно использовать и дополнительные методы коррекционной работы:

  • кинезиотерапию – лечебную физкультуру, включающую дыхательные упражнения;
  • работу с глиной, песком, водой. Можно приобрести кинетический песок, из которого ребенок сможет вылепить замок или целый город. Такой современный материал, как правило, вызывает у малышей восторг.

Специалисты рекомендуют организовывать такие игры под присмотром взрослых, однако важно, чтобы родители не диктовали крохе свою волю, а позволили ему придумывать свои правила игры.

Дополнительные методы

Стараться помочь ребенку с дефицитом внимания необходимо всеми доступными средствами. Например, классическая музыка позволит сконцентрироваться. Следует включать крохе такие произведения:

  • Моцарт, симфония № 40 соль минор;
  • Бетховен, концерт для фортепиано с оркестром № 5-6.

Кроме того, есть немало полезных игр, которые и порадуют малыша, и помогут справиться с проблемой. Рассмотрим некоторые из них.

  • «Лови — не лови».

Полезна для гиперактивных малышей. Суть проста: родитель и ребенок договариваются, что когда мама кидает мячик и произносит название животного, малыш должен его поймать. Если же называется все, что угодно, кроме животных, мяч отбрасывается. Важно и то, что задание постоянно меняется. Например, 5 минут играли в «Рыба — не рыба», затем 5 минут играем в «Одежда – не одежда».

  • «Последний из могикан».

Перед игрой родителям лучше рассказать ребенку историю об индейцах или посмотреть фильм, чтобы создать необходимую атмосферу. Далее мама говорит о том, что очень внимательны были индейцы в тот момент, когда откапывали «топор войны» (готовились к войне), они внимательно прислушивались ко всем звукам, которые их окружали. Затем предложить ребенку на время стать индейцем, закрыть глаза и прислушаться, стараясь уловить как можно больше шумов и определить их источники. Для усложнения задания родитель может дополнительно издавать звуки, например, полистать книжные страницы или постучать ложкой о чашку.

  • «Дрессированная муха».

Предварительно нужно расчертить лист бумаги на 16 клеточек (должен получиться квадрат 4х4 клетки), а также подготовить изображение мухи (нарисовать или использовать обычную пуговицу). «Муха» помещается на любую клетку. После этого родитель отдает ей «указание» переместиться на заданное количество позиций (например, две клетки влево, одну вверх), ребенок внимательно слушает и ставит фигурку в конечную точку, становясь «повелителем мух».

  • «Все наоборот».

Эта забава придется по вкусу упрямым детям, которые очень любят делать все назло. Суть проста: родитель показывает движения, ребенок должен повторить их, но наоборот. То есть если мама подняла руку, то задача малыша – опустить, если мама подпрыгнула – ребенок приседает. Также можно вставлять в игру и слова (мама говорит «белый», ребенок должен сказать «черный»).

Советы для родителей

Гиперактивность у детей и синдром дефицита внимания – серьезное испытание для мам и пап, которые очень устают от озорного, на их взгляд, поведения ребенка. Психологи рекомендуют родителям придерживаться следующих несложных правил:

  1. Вместо постоянной критики – позитив. Дети с СДВГ очень чувствительны, тем более что им часто приходится слушать высказывания с частицей «не»: «не кричи», «не бегай». Вместо этого замечания следует делать в позитивном ключе. Не «не бегай», а «давай вместе поиграем в настольную игру».
  2. Похвала – лучшая мотивация. Ребенка можно и нужно хвалить даже за самые незначительные успехи. Или хотя бы за старание.
  3. Общение не менее важно. Необходимо расспрашивать малыша о том, как прошел его день, чем он занимался, что нового узнал. Интерес родителей для ребенка очень важен.
  4. Составление расписания. Дошкольник будет чувствовать себя гораздо спокойнее, если у него будут определенные дела, которые необходимо выполнить в конкретное время. Это в дальнейшем поможет и в школе, грамотный режим труда и отдыха позволит ребенку передохнуть после занятий и только потом приступать к домашним урокам.
  5. Когда малыш нервничает или взволнован, нужно помочь ему успокоиться при помощи спокойных игр, классической музыки, водных процедур.
  6. При гипервозбудимости помогут и успокаивающие ванны с лавандой или ромашкой.

Следует также снизить количество отвлекающих факторов, что поможет сосредоточиться на выполнении заданий. Можно добиться этого так:

  • Разбить задание на серию мелких, между ними обязательно делать перерыв.
  • В течение, например, 5-10 минут ребенок выполняет задание, не отвлекаясь. После – делается перерыв. Для поддержания интереса можно заводить на это время таймер – пока звонок не прозвенит, надо работать. Главное – правильно установить временной отрезок, в течение которого малыш сможет удерживать внимание.
  • Контроль. Родители не должны «стоять над душой» и проверять каждое действие. Но саму работу проверить могут, обязательно похвалив сына или дочь за усердие.

Важно не игнорировать проблему, списывая невнимательность или гиперактивность ребенка на возрастной кризис или простой каприз. Чем раньше приступить к терапии недостатка внимания, тем быстрее удастся добиться результата, а малыш и родители станут более счастливыми.

Лечение СДВГ: куда обратиться за помощью

Лечение СДВГ в Израиле является одним из самых успешных.

Хорошую репутацию имеет медицинский центр «Мигдаль Медикал». Диагностику и лечение расстройства осуществляют высококвалифицированные неврологи, психиатры и логопеды. Находится клиника в Тель –Авиве. Связаться с ней можно заполнив онлайн-заявку на официальном сайте migdalmedical.com или же по указанным на нем номерам телефонов.

Также положительные отзывы собрал медицинский центр «Шиба». Клиника подходит к лечению комплексно. Тут можно провести диагностику и полный курс лечения с составлением индивидуального плана. Для записи на прием можно позвонить по таким номерам телефона:

  • для России — 8-800-100-69-94;
  • для Украины — +380-893-20-25-06;
  • в Израиле — +972-72-395-1999.

Центр находится в Рамат-Гане. Для посещения консультации потребуется предварительная запись.

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности в России

Лечение СДВГ у детей в Москве

В частности, помощь деткам оказывает «Клиника восстановления неврологии». Тут можно:

  • пройти полную диагностику;
  • составить план индивидуальных занятий коррекции СДВГ;
  • пройти курс лечения с использованием новейших технологий и проверенных методик.

Консультация невролога будет стоить около 1990 руб., а психотерапевта начиная с 2900. Стоимость курса определяется индивидуально.

Находится клиника по адресу: г. Москва, ул. Маршала Василевского, дом 13, корпус 3. Запись на консультацию по телефону: +7(495) 201-55-03.

Лечение СДВГ в СПб

В Санкт-Петербурге можно получить помощь в Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева. Тут предоставляют услуги по диагностики и лечению СДВГ.

Адрес центра: 192019, г. Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, 3. Записаться на консультацию можно по телефону: +7 812 670-02-20.

Отзывы родителей о лечении детей

Если действовать решительно и своевременно диагностировать заболевание, можно значительно снизить степень его проявления. Ниже представлены отзывы родителей, применяющие различные методы коррекции СДВГ.

Помогает ли лечение при СДВГ
Положительный опыт Отсутствие результата
Гость

Постоянно выполняем упражнения в домашних условиях и пьем психостимуляторы и антидепрессанты. Не скажу, что прям ребенок пришел в норму, но состояние заметно улучшилось.

Мама

Лечимся и лечимся, а улучшений я не вижу.

Только трата денег.

У меня дочка в первый класс ходит. Ужасное поведение. Постоянно краснею за нее.

Анна

Занимаюсь с малышкой дома, и вожу ее в центр лечения СДВГ. За год вижу приличный прогресс.

Лена

Тоже ничего не помогает. На людях себя ведет кошмарно, меня не слушает.

Екатерина

С сыном раньше посещали медицинский центр у нас в городе, и постоянно выполняли упражнения на концентрацию внимания дома. Плюс, отвела его на йогу. Прозанимались так два года. Сейчас по нему вообще не могу сказать, что какой-то не такой.

Подробнее ознакомиться с отзывами можно на сайте www.u-mama.ru.

Не факт, что применяемые методики станут настоящей панацеей в борьбе с расстройством.  Однако, если планомерно следовать указаниям врача, не бояться бороться с проблемой и поддерживать своего ребенка на каждом этапе лечения, можно добиться заметных результатов.

Дефицит внимания у ребенка — психотерапия (Видео)

Литература:

1. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром у детей. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

2. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Кузовенкова М.П. Астенические расстройства у детей // Неврология и психиатрия. — 2010. — № 11.

3. Шишков В.В. Психотерапия функциональных расстройств: Карманный справочник врача и психолога. — СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2013.

4. Шишков В.В. Если нет сил? Астенические и депрессивные состояния. — СПб.: Речь, 2010.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, декабрь 2014.

В чем причина?

Чаще всего патология возникает на фоне органических и неврологических изменений, связанных с поражением нервной системы и нарушением функций головного мозга.

Развитию ЗПРР способствует ряд провоцирующих факторов:

  • наследственность, генетические аномалии;
  • патологии беременности;
  • гипоксия плода, родовые травмы;
  • тяжелые инфекции с поражением головного мозга в раннем возрасте.

Спровоцировать задержку психоречевого развития могут сосудистые патологии, гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, ДЦП, эпилепсия. В некоторых случаях причиной ЗПРР становится тяжелая психическая травма или жестокое обращение с ребенком в неблагополучных семьях.

Симптомы ЗПРР

При врожденных патологиях симптомы задержки развития проявляются в раннем детском возрасте. Основные проявления:

  • малыш в 4 месяца не реагирует на окружающих, не улыбается;
  • в период с 8 до 9 месяцев практически не издает звуков, в отличие от сверстников не пытается повторять отдельные слоги;
  • в 12 месяцев малыш не отзывается на свое имя, не говорит простые слова («мама», «дай»);
  • в 2 года имеет ограниченный словарный запас, с трудом повторяет и усваивает новые слова;
  • в 2,5 года малыш не способен составить фразу из 2-3 слов, не осознает назначения предметов;
  • в 3 года не понимает несложных рассказов, с трудом составляет предложения, говорит медленно или слишком быстро, «проглатывая» окончания слов.

Кроме трудностей с общением и усвоением новой информации у детей, отстающих в речевом и психическом развитии, отмечается невнимательность, повышенная утомляемость, ограниченность воображения и эмоциональных проявлений, трудности в общении со сверстниками. Такие малыши отличаются гиперактивностью, неусидчивостью, но при этом слабо развиты физически.

В некоторых случаях патология сопровождается признаками аутизма. Ребенок избегает контактов с людьми, проявляет агрессию к себе и окружающим, склонность к стереотипному поведению. Например, может долго раскачиваться или повторять одно и то же действие. Дети с подобным синдромом могут реагировать истериками и громким криком на любые перемены (смену обстановки, режима, питания).

У малышей с ЗПРР отмечаются органические изменения в левом полушарии мозга, отвечающего за речевые функции. Нарушения обычно выявляются в процессе диагностики, при проведении видео ЭЭГ- мониторинга.

Методы лечения

Лечением ЗПРР в многопрофильном центре «Сантерра» занимается команда специалистов – врач-невролог, логопед-дефектолог, физиотерапевт, психолог. При задержке психоречевого развития очень важно начинать реабилитацию ребенка как можно раньше. Своевременная и корректная терапия с применением самых современных методов дает отличный результат, помогает ребенку догнать сверстников в плане физического и психического развития.

Невропатолог подбирает индивидуальную схему лечения на основе препаратов, улучшающих мозговое кровообращение и когнитивные функции, при необходимости назначает медикаменты для снижения уровня возбудимости.

С малышом занимается логопед-дефектолог, исправляющий речевые проблемы и вырабатывающий навыки самостоятельного мышления. Детей учат внимательности, усидчивости, развивают память, навыки общения. Очень важно научить малыша правильно артикулировать звуки. С этой целью применяют инновационные методики логопедического массажа, основанные на стимуляции жевательных и мимических мышц. Помимо всех других методов лечения можно использовать транскраниальную микрополяризацию, которая есть в нашем медицинском центре.

Особая роль в процессе восстановления отведена сеансам психотерапии. Психолог помогает детям с травмированной психикой и проблемами в развитии, связанными с тяжелыми эмоциональными потрясениями. Формирование психических функций – сложный процесс, который напрямую связан с этапами взросления ребенка. На каждом отрезке этого пути специалист вместе с пациентом решает определенные задачи, неразрывно связанные с развитием и формированием личности.

Эффективность лечения повышают сеансы физиотерапии – водные процедуры, массажи, занятия лечебной физкультурой под руководством опытного инструктора.

Транскраниальная микрополяризация

В центре «Сантерра» применяют уникальную методику – микрополяризацию головного мозга. Суть процедуры заключается в воздействии постоянными токами малой величины. Их влияние аналогично собственным процессам, происходящим в структурах головного мозга.

В результате направленного действия улучшаются нейронные связи и взаимодействие между участками головного мозга, исчезают признаки функциональной незрелости. Благодаря прогрессивному методу реабилитация малыша идет ускоренными темпами – улучшается память, способность к обучению и социальной адаптации.

Инновационный метод лечения способствует восстановлению нервной системы, стимулирует речевые функции, нормализует психическое состояние пациента. У детей с проявлениями гиперактивности и синдромом дефицита внимания курс транскраниальной микрополяризации благотворно влияет на психоэмоциональное состояние, способствует усидчивости, обострению внимания, улучшению памяти, развитию речи, восстановлению нарушенных двигательных функций. Процедура хорошо переносится, не вызывает нежелательных побочных реакций или осложнений.

Однако существуют состояния, при которых проводить сеансы нецелесообразно или недопустимо. В этом списке инфекционные и воспалительные заболевания, онкологические процессы, сердечные патологии. Полный список противопоказаний следует уточнить на консультации у лечащего врача.