Главная » Полезно знать » Умственная отсталость

Умственная отсталость

Умственная отсталость

Начиная разговор об умственно отсталых детях, хочется сделать особый акцент на словах великого дефектолога Льва Выготского, который в свое время предложил «найти то здоровое, нетронутое, сохранное, что есть у каждого умственно отсталого ребенка, и на основе этого осуществлять коррекционно-педагогическую работу». Ведь каждому человеку Богом даны определенные задатки, которые необходимо найти и развить.

Итак, умственная отсталость принадлежит к психическим отклонениям в развитии ребенка. Под этим понятием подразумевается органическое поражение центральной нервной системы, в результате которого идет снижение познавательной деятельности. Умственная отсталость не означает буквально, что у человека мало ума, просто психика развивается по-другому, личностные качества становятся иными. При этом значительные отклонения наблюдаются в интеллекте, физическом развитии, поведении, владении эмоциями и волей.

Особенности детей с умственной отсталостью

Основные признаки умственно отсталого ребенка таковы:

  1. Познавательная активность низкая, поэтому он не желает ничего знать.
  2. Плохо развита моторика.
  3. Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильно произношение слов, невозможность построения предложений, бедный словарный запас и т.д.
  4. Замедленные мыслительные процессы, а зачастую и их полное отсутствие. Как результат, у ребенка не формируется абстрактное мышление, ему не под силу проделать логическую операцию, обобщение проводит только элементарное.
  5. Продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому все игры элементарные. Предпочтение отдает легкому труду, так как волевые усилия могут отсутствовать.
  6. Эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая.
  7. В восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что такие дети не могут выделить главное, не понимают процесса составления целого из частей, которые размещены внутри. Им тяжело представлять. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве.
  8. Концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная.
  9. Память произвольная. Больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.

Олигофрения и деменция – формы заболевания

По времени проявления признаков умственной отсталости определяют две формы болезни:

  • олигофрения;
  • деменция.

Олигофрения – это поражение коры головного мозга в пренатальный, натальный и постнатальный (только до 3-летнего возраста) периоды, в результате которого наступает психическое или умственное недоразвитие.

В отличие от физических дефектов психические отклонения, такие как умственная отсталость, определить у ребенка в раннем возрасте довольно трудно. Признаки Убеждения заболевания начинают проявляться в процессе дальнейшего развития малыша.

Причинами олигофрении считаются:

  • перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности;
  • асфиксия (родовая травма);
  • умственная отсталость родителей или хотя бы одного из них;
  • несовместимость крови по резус-фактору ребенка и матери;
  • употребления родителями алкоголя, наркотиков.

Деменция – органическое поражение головного мозга в результате перенесенного заболевания или травмы после периода нормального развития ЦНС. У ребенка нарушается память, внимание, скудеют эмоции, нарушается поведение.

Причинами деменции являются:

  • травмы мозга;
  • шизофрения;
  • менингит;
  • эпилепсия и др.

Обучение детей с умственной отсталостью

Неосложненная дебильность

Ребенок спокойно овладевает программой вспомогательной школы (общая ему не под силу), работоспособен, социально адаптируется легко.  В комфортной среде всегда добродушен, нервные процессы уравновешены, эмоционально-волевая сфера сохранна.

Дебильность,  осложненная нарушениями разных анализаторов

Развитие ребенка затруднено как в результате умственной отсталости, так и вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация довольно ограничены. Жизненных перспектив мало.

Дебильность с выраженной лобной недостаточностью

Дети, как правило, вялые, беспомощные, неактивные, не любят работать. У них наблюдается нарушение моторики. Речь многословная, но бессодержательная. Развитие познавательных процессов проходит очень медленно.

Дебильность с психопатоподобным поведением

У таких детей эмоционально-волевая сфера не устойчивая. Личностные компоненты недоразвиты. Подвержены постоянным непредсказуемым действиям. Такие дети стремятся куда-то убежать.

Воспитание детей с умственной отсталостью

Воспитание таких детей обусловлено определенными трудностями. Но главным в их жизни является не количество знаний, которыми они должны овладеть. На первый план выходят совсем другие ценности. Им необходимо тепло, любовь и понимание близких им людей. Вырастая в комфортных условиях, они смогут обучиться определенным трудовым навыкам, которые будут выполнять с удовольствием. Это люди, которые на всю жизнь останутся добрыми, неумеющими врать детьми. Они хорошие помощники по хозяйству и дому. Их нетрудно научить рукоделию, которое они будут выполнять с большим удовольствием. Проводя систематически с ними время в разговорах, рассказывая и читая познавательные книги, просматривая телепередачи, они будут постоянно развиваться, а не деградировать.

Конечно, дети, которые имеют глубокую и умеренную степень умственной отсталости, никакому обучению не подлежат. Но они тоже чувствуют любовь близких. Таким детям нравится, когда с ними играют, читают им книги, слушают с ними музыку, занимаются. Они все понимают, но  по-своему.

Однозначно, что самим родителям с воспитанием такого ребенка не справиться. Им требуется помощь дефектолога, который объяснит особенности ребенка, поможет понять родителям процесс развития малыша, сможет наладить непростые семейные взаимоотношения.

Немаловажную роль на начальном этапе играет коррекция психологического состояния матери, которая должна стать для ребенка всем. Именно от нее зависит будущее малыша: спокойное, комфортное, интересное, безмятежное. Специалист поможет и в этом вопросе, а потом продемонстрирует методы и приемы работы с ребенком.

Со временем родители смогут быть не только пассивными наблюдателями, но и активными участниками воспитательного процесса. Они не будут сами придумывать занятия, которые для их ребенка будут познавательны и полезны.

Возвращаясь к словам ученого Л. Выготского, хочется напомнить, что нужно найти в умственно отсталых детях то, что не затронуто, и развить его максимально.

Сохранить статью

Причины умственной отсталости у детей

  • Наследственность и генетические заболевания (например, синдром Дауна);
  • Несовместимость плода и матери по резус-фактору;
  • Травмы младенца во время родов или родовспомогательных манипуляций (асфиксия, гипоксия, родовая травма), недоношенность;
  • Внутриутробные патологии плода различного генеза;
  • Травмы и заболевания ЦНС в раннем возрасте.

Степени умственной отсталости

Традиционно степень УО классифицировалась по выраженности дефекта (от наиболее легкой к тяжелой): дебильность, имбецильность, идиотия. Однако в наши дни привычные в течение многих лет термины исключены из международной классификации болезней из-за того, что эти слова стали употребляться в оскорбительном смысле и накладывают негативный отпечаток на восприятие людей с таким нарушением. 

Современная классификация степеней УО выглядит следующим образом:

Традиционный термин Современная классификация и рубрика в Международной классификации болезней
Дебильность Легкая УО (F70)
Нерезко выраженная имбецильность Умеренная УО (F71)
Выраженная имбецильность Тяжелая УО (F72)
Идиотия Глубокая УО (F73)

Коэффициент интеллекта определяется с помощью стандартных тестов с учетом культуральных особенностей ребенка на специальной комиссии.

Клиническая картина олигофрении

Выделяют три ключевых диагностических критерия УО:

  1. Клинический — повреждение головного мозга;
  2. Психологический — стойкое нарушение в познавательной сфере психики;
  3. Педагогический — сниженная обучаемость.

Ведущий симптом при олигофрении — слабая познавательная деятельность у ребенка. В младенческом возрасте можно наблюдать, что ребенок отстает от нормы в плане моторного, психомоторного развития. Поздно начинает сидеть, ползать, ходить. Интерес к окружающему миру снижен, как и потребность в общении со взрослыми. Малыш не тянется к игрушкам, не хватает их, не пытается ими манипулировать. В более старшем возрасте, как правило, выявляется также задержка речи, непонимание обращенной речи, непонимание инструкций, неустойчивость внимания, отсутствие желания и умения общаться со сверстниками. Развитие игры по-прежнему запаздывает. И если сверстники в 3-4 года уже активно играют, подражая взрослым, у них представлена ролевая игра, то дети с умственной отсталостью в этом возрасте демонстрируют предметную игру, элементарное манипулирование игрушкой, без наличия сюжета. Также характерный признак УО — слабая развитость моторики, моторная неловкость, низкий уровень графических, изобразительных навыков. До школьного возраста часто рисование развито на уровне черкания. Таким детям сложно научиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы и так далее.Нарушено сенсорное развитие, восприятие информации, устойчивость произвольного внимания, мыслительные операции формируются не в полном объеме. Для того, чтобы ребенок усвоил какую-либо информацию, ему нужны более яркие стимулы, более дробное деление информации и большее число повторений, а также наглядная, предметная иллюстрация материала. Необходимо более длительное время на усвоение определенного объема материала (по сравнению с нормой). Даже в школьном возрасте дети с УО не способны оперировать абстрактной информацией и должны для усвоения соотносить полученную информацию с конкретным, предметным примером. Помимо познавательной сферы, отмечают также выраженное своеобразие эмоционально-волевой и поведенческой сферы. Данные симптомы в своем проявлении зависят от социального окружения, степени отсталости, глубины и локализации органического поражения мозга.Поскольку при олигофрении всегда присутствует «органическая почва», то характер поражения головного мозга накладывает свой отпечаток на внешнее проявление нарушения. То есть локализация поражения и его особенности могут «добавить» ребенку определенные качества, например, сложности ориентировки в пространстве и времени, вялость, раздражительность или агрессивность, эмоциональную заторможенность, инертность, или наоборот, частые перемены настроения, истеричность, капризность, возбудимость. Общее в эмоционально-волевой сфере для таких детей: эмоциональная незрелость, зависимость от взрослых, впечатлительность, внушаемость, несамостоятельность, безынициативность, сложность усвоения социальных норм, что приводит к дезадаптации.В некоторых случаях умственная отсталость сочетается с другими заболеваниями и нарушениями, которые утяжеляют общую картину, затрудняют диагностику и прогноз. Например, встречаются дети с нарушениями слуха или зрения. 

Клиническая картина сильно различается в зависимости от степени УО:Глубокая УО — дети не обучаются в детском саду и школе, часто не владеют речью, не способны к самообслуживанию; иногда неходячие. Они проживают в семьях или специальных учреждениях (с согласия родителей). Их мир ограничивается удовлетворением физических потребностей. Они издают нечленораздельные звуки, часто имеют привычку к самоукачиванию (раскачивание из стороны в сторону).Дети с тяжелой УО также не посещают детские садики и школы, могут проживать в специализированных учреждениях. Им необходима помощь дефектолога (олигофренопедагога) в овладении элементарной речью, навыками самообслуживания. Способности к обучению минимальные, но они есть. Могут повторять стереотипные действия по образцу. Умеренная УО — по старой классификации это не резко выраженная имбецильность. Для таких детей также не предусмотрено обучение в школе, но их обучаемость заметно выше. Они могут овладеть простой фразовой речью при наличии дефектологического сопровождения и регулярных занятиях. Способны к простому самообслуживанию, элементарному труду. Легкая УО— это наиболее распространенный вид олигофрении на сегодня (70-90% всех случаев). Такие дети обучаемы, для них предусмотрена специализированная (коррекционная) школа VIII вида. Основная задача обучения — освоить чтение, письмо, счет, получить необходимые для адаптации в окружающем мире знания, трудовые навыки, — все, чтобы человек социально мог адаптироваться во взрослой жизни. По окончании обучения выпускник, к сожалению, не сможет пойти учиться в ВУЗ, этот путь закрыт.

Занятия для детей с умственной отсталостью

При наличии задержки в развитии ребенка крайне важно выявить ее причину и по максимуму устранить ее саму и вытекающие последствия как можно раньше (если это возможно). В начале пути родители ребенка с умственной отсталостью проходят этап диагностики: врачи проводят массу обследований, это УЗИ головного мозга, допплерография, ЭЭГ и другие обследования в зависимости от источника патологии. Иногда картина осложняется другими заболеваниями, например, нарушением слуха или зрения, нарушением обмена веществ. Конечно, чем раньше было выявлено, что малыш отстает в развитии, тем больше шансов на успешную компенсацию дефекта. Итак, крайне важно выявить ведущую причину, после чего лечащий врач (чаще всего это невролог) назначает стратегию коррекции. Она может быть различной с точки зрения медицины (в зависимости от происхождения дефекта), однако все специалисты сходятся во мнении, что ведущую роль в коррекции играют воспитательно-дефектологические методы. В дошкольный период важно по максимуму использовать потенциал ребенка, подключить к занятиям хорошего логопеда и дефектолога для того, чтобы ребенок максимально для своих возможностей приблизился в знаниях и умениях к норме до наступления школьного возраста. 

В центре Ember работа с детьми с диагнозом «умственная отсталость» начинается с консилиума специалистов. Консилиум — это комплексная первичная консультация нескольких профильных специалистов: дефектолога (коррекционного педагога), логопеда, специального психолога (или нейропсихолога). Состав специалистов может быть различным в зависимости от потребностей родителей и ребенка. После комплексной консультации специалисты составляют коррекционный маршрут, дают свои рекомендации и заключение родителям. Часто на такую консультацию в наш Центр приходят родители перед государственной комиссией (ПМПК) для получения предварительной информации и рекомендаций, какой коррекционный путь выбрать (вид садика, специальной школы), понимания прогноза развития ребенка.Как правило, коррекционный маршрут включает занятия для детей с умственной отсталостью с дефектологом, а также с логопедом. Дополнительно по необходимости подключается к работе педагог-психолог, специальный психолог или нейропсихолог.

Программа занятий включает:

  • развитие речи (у детей школьного возраста — также письма и чтения), мышления, общей и мелкой моторики;
  • элементы ЛФК (включаются в занятия с дефектологом);
  • развитие восприятия, улучшение внимания, памяти;
  • коррекцию особенностей поведения, эмоционально-волевой сферы;
  • улучшение коммуникативных навыков;
  • Томатис-терапию;
  • обучение социально-бытовым навыкам, умению обслуживать себя в повседневной жизни.

Также при желании можно приобрести устройства Forbrain и/или Soundsory для самостоятельного использования дома.

Кто проводит занятия для детей с умственной отсталостью в нашем центре?

Королёва Виктория Николаевна — ведущий дефектолог, олигофренопедагог,

стаж более 8 лет. Проводит занятия в офисе на Новочеркасском проспекте, а также выезжает на дом к клиентам в пределах Санкт-Петербурга. 

Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь

Посмотреть цены можно здесь

Берут ли в армию с умственной отсталостью?

Ответом на вопрос о службе людей с диагнозом «умственная отсталость» для родителей или опекунов является оф.документ Расписание болезней. При наличии доказательной базы юношу признают негодным к армии. Узнайте подробности военной экспертизы в этой статье.

Возможно ли симулировать психологическое заболевание?

Консультируя молодых ребят, обращаешь внимание на то, что треть из них считает возможным обмануть врача, добавившись освобождения от армии по психиатрии. Другие, например, уверенно советуют «откосить под дурачка», прикинувшись психически нездоровым парнем. Ни те, ни другие, не знают нормы законодательства и правила проведения военной экспертизы здоровья. Для получения непризывной категории необходимо не просто иметь в амбулаторной карте диагноз, но и фактические доказательства в виде солидной папки с результатами пройденных обследований. И немногие знают, что подтвердить болезнь нужно, в том числе, и в ходе доп.обследование от военкомата. При соответствии условиям присвоения диагноза решение военно-врачебной комиссии может быть вынесено с исключением из обязанности прохождения срочной армейской службы. Да и врачи, участвующие в медицинской экспертизе, опытные, сразу вычисляют симулянтов.

Прохождение медкомиссии в военкомате

Среди психологических расстройств, ограничивающих службу в армии, присутствует умственная отсталость. Этот недуг характеризуется комплексным проявлением, но важной частью которых является отклонение, задержка в умственном развитии ребёнка. Основа такой задержки лежит в органическом поражении тканей центральной нервной системы. Различают формы олигофрения и деменция (как приобретённый во внутриутробном развитии или до трёх лет, и как результат перенесённой болезни или травмы). Болезнь также различают по степени проявлений. Ранее использовавшиеся термины из-за приобретения социального негативного оттенка теперь не используются. Различают степени от лёгкой до глубокой.

С точки зрения прохождения военной подготовки для людей с умственной отсталостью, установлен однозначный официальный ответ. Согласно статье 20 Расписания болезней призывнику не обязательно проходить доп.обследование в стационарных условиях – при условии наличия глубокой, умеренной или тяжелой формы недуга. Призывников с умственной отсталостью не берут в армию, присваивают категорию годности «Д» с исключением из списка военнообязанных страны. Поэтому для исключения ошибок опекунам или родителям, сопровождающим, важно наличие всех документов от врача.

Легко ли откосить с такой формой слабоумия? Невозможно. Да и наличие подобного диагноза в вашей истории болезни совсем не облегчают жизнь. Кроме того подделка документов сурово карается Законом.

С лёгкой степенью умственной отсталости также не забирают в армию. Но так как такие люди могут хорошо быть социально адаптированы, даже самостоятельны, то процесс их освидетельствования проходит несколько иначе. Для врача ВВК весомый вес имеют клинические данные диагностики, результаты экспериментально-психологического исследования мышления и интеллекта. Расписание болезней устанавливает точный диапазон критерия: коэффициент умственного развития в диапазоне 50 — 69 по результатам полного психометрического исследования интеллекта по Д. Векслеру. Если данные у призывника отличаются, то для установления категории годности к армии потребуется прохождение обязательно обследования в стационарных условиях. Подтвердив степень умственной отсталости юноши, военкомат вынесет решение о зачислении в запас, то есть освободят от армии только в мирное время. Выдадут военный билет.

Допустим, кто-то хочет «закосить под дурачка» с лёгкой степени олигофрении. Получится ли? После спектакля в военкомате, вас отправят в стационар для обследования и заключения врача. Это круглосуточное наблюдение за человеком с использованием тестов и особых методов диагностики. Здоровый человек сразу выдаст себя. Так что закосить в этом плане не самый эффективный способ. Доступный вариант избежать службы в армии – это получить военный билет законно на основе прав, которые регламентированы законом. Например, стать депутатом. Или получить учёную степень. Или обратиться к нам, и мы поможем решить вопрос в вашу пользу. Воспользуйтесь бесплатной консультацией, чтобы составить план по освобождению от армии законно и без проблем.

Берут ли в армию с умственной отсталостью?

Ответом на вопрос о службе людей с диагнозом «умственная отсталость» для родителей или опекунов является оф.документ Расписание болезней. При наличии доказательной базы юношу признают негодным к армии. Узнайте подробности военной экспертизы в этой статье.

Возможно ли симулировать психологическое заболевание?

Консультируя молодых ребят, обращаешь внимание на то, что треть из них считает возможным обмануть врача, добавившись освобождения от армии по психиатрии. Другие, например, уверенно советуют «откосить под дурачка», прикинувшись психически нездоровым парнем. Ни те, ни другие, не знают нормы законодательства и правила проведения военной экспертизы здоровья. Для получения непризывной категории необходимо не просто иметь в амбулаторной карте диагноз, но и фактические доказательства в виде солидной папки с результатами пройденных обследований. И немногие знают, что подтвердить болезнь нужно, в том числе, и в ходе доп.обследование от военкомата. При соответствии условиям присвоения диагноза решение военно-врачебной комиссии может быть вынесено с исключением из обязанности прохождения срочной армейской службы. Да и врачи, участвующие в медицинской экспертизе, опытные, сразу вычисляют симулянтов.

Прохождение медкомиссии в военкомате

Среди психологических расстройств, ограничивающих службу в армии, присутствует умственная отсталость. Этот недуг характеризуется комплексным проявлением, но важной частью которых является отклонение, задержка в умственном развитии ребёнка. Основа такой задержки лежит в органическом поражении тканей центральной нервной системы. Различают формы олигофрения и деменция (как приобретённый во внутриутробном развитии или до трёх лет, и как результат перенесённой болезни или травмы). Болезнь также различают по степени проявлений. Ранее использовавшиеся термины из-за приобретения социального негативного оттенка теперь не используются. Различают степени от лёгкой до глубокой.

С точки зрения прохождения военной подготовки для людей с умственной отсталостью, установлен однозначный официальный ответ. Согласно статье 20 Расписания болезней призывнику не обязательно проходить доп.обследование в стационарных условиях – при условии наличия глубокой, умеренной или тяжелой формы недуга. Призывников с умственной отсталостью не берут в армию, присваивают категорию годности «Д» с исключением из списка военнообязанных страны. Поэтому для исключения ошибок опекунам или родителям, сопровождающим, важно наличие всех документов от врача.

Легко ли откосить с такой формой слабоумия? Невозможно. Да и наличие подобного диагноза в вашей истории болезни совсем не облегчают жизнь. Кроме того подделка документов сурово карается Законом.

С лёгкой степенью умственной отсталости также не забирают в армию. Но так как такие люди могут хорошо быть социально адаптированы, даже самостоятельны, то процесс их освидетельствования проходит несколько иначе. Для врача ВВК весомый вес имеют клинические данные диагностики, результаты экспериментально-психологического исследования мышления и интеллекта. Расписание болезней устанавливает точный диапазон критерия: коэффициент умственного развития в диапазоне 50 — 69 по результатам полного психометрического исследования интеллекта по Д. Векслеру. Если данные у призывника отличаются, то для установления категории годности к армии потребуется прохождение обязательно обследования в стационарных условиях. Подтвердив степень умственной отсталости юноши, военкомат вынесет решение о зачислении в запас, то есть освободят от армии только в мирное время. Выдадут военный билет.

Допустим, кто-то хочет «закосить под дурачка» с лёгкой степени олигофрении. Получится ли? После спектакля в военкомате, вас отправят в стационар для обследования и заключения врача. Это круглосуточное наблюдение за человеком с использованием тестов и особых методов диагностики. Здоровый человек сразу выдаст себя. Так что закосить в этом плане не самый эффективный способ. Доступный вариант избежать службы в армии – это получить военный билет законно на основе прав, которые регламентированы законом. Например, стать депутатом. Или получить учёную степень. Или обратиться к нам, и мы поможем решить вопрос в вашу пользу. Воспользуйтесь бесплатной консультацией, чтобы составить план по освобождению от армии законно и без проблем.