Афазия: что это, виды, причины, симптомы и лечение

Афазия - это полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями коры больших полушарий головного мозга, чаще всего возникает после перенесенного инсульта, опухолях мозга или черепно-мозговой травмы. Ее развитие зависит от локализации мозгового поражения. Афазия бывает различных форм и степени тяжести — от незначительных затруднений в артикуляции или названии предметов до полной потери понимания речи или речевого выражения мысли.

Формы афазии

В первые дни после нарушения мозгового кровообращения речевые расстройства у больных могут проявляться в форме афазии тотальной: больной не говорит и не понимает обращенной к нему речи. Тотальная афазия через несколько дней или недель может смениться сенсорной или моторной афазией: больной начинает понимать обращенную к нему речь, но общается с окружающими при помощи речевого «эмбола» — стереотипно повторяющегося звукосочетания, слога или слова, иногда хорошо интонируемого.

Существует несколько форм афазии, однако можно выделить две основных формы афазии:

  • сенсорную
  • моторную

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия Вернике - это нарушение понимания речи, как чужой, так и собственной при сохранении способности говорить. Возникает при повреждении левой височной доли головного мозга. Как правило больной говорит довольно охотно и много, однако в связи с утратой понимания того, что он слышит, он не понимает ни себя, ни окружающих. Форма сенсорной афазии характеризуется двумя основными чертами:

  • речь больного непонятная окружающим ввиду отсутствия в ней смысла (непонимание собственной речи приводит к потерю контроля над ней, больной изобретает новые слова, заменяет буквы или слоги в существующих, меняет слова местами, произносит несвязные между собой вереницы слов и предложений)
  • речь окружающих и собственная непонятна больному (в связи с нарушением восприятия звука, потерей различия звукового состава слов, больной не понимает смысла в том, что он слышит) 

Моторная афазия

Моторная афазия Брока - это нарушение способности говорить при сохранении способности понимать речь. Возникает при повреждении лобной доли головного мозга (двигательного речевого центра Брока). Больной с трудом произносит или не произносит слова, в основном произносит простые слова или по слогам. Основными чертами формы моторной афазии являются:

  • речь больного плохо различима, однако чаще понятна и имеет смысл, сопровождается красноречивыми жестами (больному с трудом дается произношение и переход от одного слова к другому)
  • речь окружающих для больного понятна хорошо

Лечение афазии

Лечение афазии в большинстве случаев проходит успешно. Существуют специальные программы восстановления речи при разных формах афазии, которые носят дифференцированный характер. Логопед в процессе индивидуальной работы с больными афазией модифицирует имеющиеся в арсенале дефектологии приемы и методы коррекционно - педагогической работы, привнося свой индивидуальный опыт.

Лечение афазии заключается отнюдь не только в восстановлении способности, но и в восстановлении пораженной части головного мозга, являющейся причиной расстройства речи.

Если у Вас или Ваших близких существуют проблемы с речью, запишитесь на консультацию к логопеду. В клинике «Ваше здоровье» прием ведет высококвалифицированный специалист, имеющий многолетний опыт работы по специальности «Логопедия» Ротберт Элла Борисовна, которая поможет подобрать оптимальную методику коррекции речи.

Выделяют несколько форм афазии, которые характеризуются нарушением либо понимания речи, либо ее воспроизведения. При тяжелых случаях афазии у человека нарушается способность как понимать  окружающих, так и говорить. Это речевое расстройство чаще возникает у лиц пожилого возраста как следствие тяжелых мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга. 

У детей афазию диагностируют, когда органическое повреждение мозга произошло после овладения ребенком речью. При этом афазия приводит к нарушению дальнейшего ее развития, иногда к распаду сформированной речи. Афазия часто приводит к глубокой инвалидизации. 

Возможности компенсации речевых и психических нарушений у детей и взрослых резко ограничены. Взрослые с афазией, как правило, теряют профессию, с трудом адаптируются в быту. Непонимание  окружающих, невозможность выразить свои желания вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность.

Причины появления афазии

Гораздо чаще данное заболевание появляется у мальчиков. Причины афазии могут быть самыми разными. К ней нередко приводят травмы головы, опухолевые процессы, перенесенные инфекции.

Виды афазии у детей

Существует много видов афазии, но именно у детей она бывает обычно двух видов: моторная и сенсорная. При сенсорной афазии ребенку сложно воспринимать чужую речь, а при моторной – воспроизводить ее.

Признаки развития афазии

При любой форме данного заболевания у ребенка возникает нарушение речи в целом. Детям с афазией сложно подобрать нужные слова, поэтому бывает, что они обрывают предложения.

Дети с афазией становятся молчаливыми, нередко отвечают кратко, используя слова «да»/«нет». Но бывают и исключения, когда малыши наоборот пытаются сказать как можно больше, в результате получаются длинные наборы предложений, не имеющих смысла.

Возникают проблемы с артикуляцией: ребенок произносит слова слишком быстро или медленно.

Первым делом выявляются причины появления заболевания и поврежденные области головного мозга, после назначается план по восстановлению речи.

Лечение должно проходить комплексно: нужны регулярные занятия с детским логопедом, консультации у невролога и психолога. Также необходима активная домашняя работа родителей с ребенком.

Для детей с афазией проводятся групповые занятия по обучению чтению и письму. На индивидуальных уроках с логопедом и родителями малыши учатся говорить.

При лечении афазии у детей, у которых повреждены обширные участки мозга, вероятность высокой эффективности мала. Положительная динамика достигается путем образования новых нейронных связей в центральной системе и восстановлении структур мозга.

Причины аграфии

Сложносоставным процессом психики считается письмо, поскольку имеет прямое отношение к процессам психики и восприятию, а помимо этого, задействует двигательную сферу.

Аграфия что это такое? Рассматриваемое отклонение подразумевает дефект письма, обусловленный речевыми отклонениями при сохранности двигательной функции верхних конечностей. Часто встречаемыми факторами, провоцирующими рассматриваемый недуг, считаются дефекты в графической символизации и аномалии в фонематическом восприятии. Как правило, аграфия зарождается у малышей, страдающих несформированностью устной речи, которая часто бывает не явной. Они не могут осознать целостно звуковой ряд слова. Дети воспринимают слово только со стороны смысла. Фонема слова с речевым смыслом у них не соотносится, поэтому, установление буквенно-звуковой ассоциации затруднено.

Главным фактором зарождения рассматриваемого отклонения считается поражение коры, которое вызывают ниже приведенные причины: различные опухолевые процессы, травмирование головы, мозговое кровоизлияние или ишемический инсульт, инфекционно-воспалительные процессы, токсическое отравление.

Кроме перечисленных факторов, признаки аграфии у самых маленьких обитателей планеты могут появиться вследствие родовой травмы. Различают такие вариации травмы, при которых кроха научиться говорить не может, следовательно, и писать он не способен. Другими словами, алалии сопутствует отклонение в письме.

Аграфия у взрослых лиц сопровождается афазией, характеризующейся утратой способности выражать собственные мысли посредством устной речевой функции. При этом более часто описываемый недуг является симптомом иной патологии, а не протекает как отдельное заболевание.

Симптомы аграфии довольно однообразны. Прежде всего, рассматриваемый недуг проявляется отклонениями в письме, выражаемой либо в полной утрате умения, либо в нарушении строения слова, пропуске литер или слогов, неспособности соединять отдельные литеры в слоги или слова. Наряду с этим интеллектуальная функция сохранена, навыки письма сформированы.

Виды аграфий

Можно выделить такие разновидности аграфий, как сенсорная и оптическая, афферентная и эфферентная моторные отклонения.

Расстройство буквенно-звукового анализа возникает вследствие пороков фонематического слуха, что приводит к сенсорной форме недуга. Ее стержневым механизмом является аномалия акустического понимания речи, нарушение различения звуков. Главный дефект представлен распадом всех вариаций письма, но в первый черед написания на слух.

Симптомы аграфии, рассматриваемой разновидности, заключаются в абсолютной потере умения писать либо в серьезных, литеральных параграфиях, которые выражаются в замене восприятия звуков, разнящихся по акустико-артикуляционным признакам.

При сенсорной разновидности аграфии нарушается слуховое написание и самостоятельное написание, меньше отклонений наблюдается при списывании. Больной либо списывает побуквенно, либо копирует написанное.

Афферентная моторная форма зарождается вследствие поражения нижних сегментов постцентральной извилины. При операции написания всегда принимают участие скрытые артикуляции. По причине наличия дефектов в речевых кинестезиях при этой разновидности аграфии больные утрачивают артикуляционные грани между звуками, схожими по генезису. Центральным проявлением является расстройство написания звуков, схожих по месту и способу их формирования.

Признаки аграфии этой разновидности представлены литеральными параграфиями, выражающимися в подмене звуков иными, при слиянии согласных возникают их пропуски, также отмечаются пропуски в середине слова целых слогов. При рассматриваемой форме недуга расстраиваются все вариации письма, кроме списывания.

Эфферентная моторная форма зарождается вследствие поражения либо отклонения в функционировании задних сегментов лобных извилин. Здесь трудности не представляет написание отдельных литер. Сложности возникают при стремлении написать целое слово или слог. Основой этих нарушений является сбой в механизме переключения, иными словами возникает расстройство денервационных механизмов. Клиническая картина проявляется в оплошностях при письме вплоть до исчезновения навыка, персеверациях, перестановках или пропусках букв, недописании слов. Наблюдаются сложности при формировании из отдельных литер слов.

Оптическая форма недуга возникает вследствие повреждения нижних сегментов теменных и затылочных зон коры, которые интегрируют зрительный опыт. Это вызывает нарушение восприятия образов букв. Проявляется рассматриваемая форма недуга, прежде всего, буквенно-пространственными параграфиями.

Помимо перечисленных вариаций недуга, аграфию также классифицируют на:

— афатическую, появляющуюся при афазии по причине повреждения левого сегмента височной коры, проявляется дефектом в слухоречевой памяти и аномалиями в фонематическом слухе;

— чистую, то есть не обусловленную иными синдромами, возникающую вследствие повреждения задних сегментов лобной извилин главного полушария;

— конструктивную, зарождающуюся вследствие конструктивной афазии;

— апрактическую, зарождающуюся на фоне идеаторной афазии.

Специфическую разновидность аграфии составляют расстройства написания, вызванные повреждением лобных сегментов, когда страдает письмо одновременно с иными видами целенаправленных произвольных психических процессов. Здесь в большей мере наблюдаются дефекты самостоятельного активного написания из-за расстройства замысла, кодирования процесса написания и контроля над написанием букв.

Диагностика и лечение аграфии

Поскольку нарушения функции написания характеризуются яркими клиническими признаками, часто наблюдаются в совмещении с иной симптоматикой, то диагностировать рассматриваемую патологию довольно просто. Диагноз можно определить непосредственно после проведения тщательного осмотра невропатологом. Гораздо сложнее определить этиологический фактор недуга. Прежде всего, медикам необходимо определить локализацию в мозге аномального очага. После определения места расположения источника патологии специалисты переходят к этапу установления причины.

Процедура диагностирования начинается с подробного опроса взрослой родни больного. Затем проводятся разнообразные неврологические исследования при помощи специфических диагностических методов, таких как: ЭХО-энцефалография (исследование структурных единиц мозга), рентгенография черепа, реовазография (исследование циркуляции крови), компьютерная (послойное изучение структуры органа) и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография.

Лечение аграфии характеризуется длительностью. Основой коррекционного воздействия считается этиологическая терапия, обусловленная генезом недуга. Кроме того, особое место в успешной терапии занимает психотерапия, тренировки с логопедом (логоритмика), лечебная гимнастика, музыкальная терапия. Фундаментом успеха при нарушениях написания являются: своевременность начала в лечении, его многоэтапность и комплексность.

Лечение аграфии также предполагает регулярные тренировки навыка написания, включающие списывание текста, диктанты. Медикаментозная терапия базируется на назначении фармакопейных средств, воздействующих на улучшение питания мозга, активизации его процессов.

Профилактика аграфии на этапе дошкольного возраста включает разнообразные речевые упражнения, используемые с максимальной частотой.

Ещё статьи по этой теме:

  • АлалияАлалия
  • ДизартрияДизартрия

    Дизартрия

  • АтаксияАтаксия
  • ЭпилепсияЭпилепсия

    Эпилепсия

  • АгнозияАгнозия
  • Болезнь ПаркинсонаБолезнь Паркинсона

    Болезнь Паркинсона

Причины афазии

Главной причиной возникновения афазии являются  поражения речевых центров головного мозга  в период, когда речь уже сформирована.  В основном поражения локализуются в затылочной, теменной, лобной и височных областях левого полушария (если человек правша) или в правом полушарии (если человек левша).

К поражениям головного мозга, вызывающих афазию, относится:

  • Опухоли головного мозга.
  • Инсульты.
  • Эпилепсия.
  • Воспалительные заболевания головного мозга (энцефалит, менингит, абсцесс).
  • Дегенеративные заболевания (болезнь Пика, Альцгеймер, рассеянный склероз и др.).
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Отравления (например, промышленными химикатами).

Также существуют факторы риска возникновения афазии. К ним относится:

  • Пожилой возраст.
  • Наличие подобных расстройств у ближайших родственников.
  • Атеросклероз.
  • Гипертония.
  • Пороки сердца.

Чтобы понять, какие формы афазии существует, в первую очередь нужно разобраться – что же такое речь? Какие формы речи существуют?

Речь – это сложный психический процесс, с помощью которого мы осуществляем коммуникацию. Речь подразделяется на виды в зависимости от многих факторов. Например:

  • По психологическому строению: экспрессивная (внешняя, когда мы выражаем свои мысли) и импрессивная (воспринимаемая).
  • Письменная речь. Способность к формированию мысли и символичному её выражению на бумаге. А также понимание подобной речи.
  • Внутренняя речь. Или внутренний диалог. Такая речь характерна, например, при мыслительной деятельности. Человек думает «про себя».
  • Автоматизированная речь. Воспроизведение ранее заученных данных, например, Ф.И.О., дата рождение, детская считалка, любимая песенка, стихотворение, название месяцев.

Виды афазии

Существует несколько видов афазии в зависимости от нарушенного звена речевой системы:

  • Афферентная моторная афазия.
  • Эфферентная моторная афазия.
  • Сенсорная афазия.
  • Семантическая афазия.
  • Акустико-мнестическая афазия.
  • Динамическая афазия.

Основная симптоматика

При различных видах афазии наблюдаются различные симптомы, но есть и общие нарушения:

  • В первую очередь данное расстройство сказывается на остальных психических процессах. Невозможность выразить себя посредством слов длительное время влияет на снижение интеллектуальной активности. А также сказывается и на эмоциональной сфере – у больного может развиться депрессия.
  • На личности. Человек, страдающий афазией во многом социально изолирован и дезадаптирован, т.е. не может полноценно функционировать в обществе, что приводит к определённым изменения в его личности – он становится замкнутым, необщительным, раздражительным, заостряются некоторые черты характера.

При афазии могут наблюдаться следующие нарушения речи:

  • Нарушение письма: дисграфия.
  • Нарушение чтения: дислексия.
  • Персеверации: человек может многократно повторять одно и тоже слово.
  • Брадилалия: или «скандированная» речь. Чёткое разделение слов на слоги при произношении.
  • Эксплозивная речь: нарушение ритмики произношения. Больной либо растягивает звуки и слова, либо наоборот, произносит их слишком быстро.
  • Парафразия: замена отдельных звуков или букв. Например, больной вместо «кот» может произнести «гот» и т.д.
  • Контаминации: слитное произношение слогов разных слов. Например: «стена» и «мышка» больной может произнести, как «стешка» и т.д.
  • Эхолалия: повторение фраз за своим собеседником.
  • Акалькулия: нарушение способности к счёту.

Сенсорная афазия (или акустико-гностическая афазия)

Расстройство, при котором нарушается фонематический слух – способность различать звуки в словах. Происходит это при поражении задней трети височной извилины левого полушария – так называемый речевой центр Вернике. Физически слуховой аппарат в норме – нарушения наблюдаются именно в коре головного мозга.Афазия

Человеку трудно понимать обращённую к нему речь, писать под диктовку, появляется логорея – многоречивость.  Из-за непонимания обращеной к нему речи, человек пытается компенсировать это многословием со своей стороны. Но даже такая речь носит характер расстройства, т.к. в ней много вербальных ошибок и аграмматизмов (грамматические ошибки в активной речи).

Моторная афазия

Различаются два вида моторной афазии:

  1. Эфферентная или афазия Брока: поражаются нижние отделы премоторной коры (расположены сразу после лобных долей). Данный вид афазии в некотором роде напоминает заикание – человеку сложно переключится с одного звука/слога в слове на другой. Он будто «застревает» при произношении того или иного слова, часто повторяется, допускает грамматические ошибки. Часто звуки могут быть расположены в другом порядке, например, «курица» — «рукица». Очень многие слова заменяются синонимами, что приводит к вычурности и бессмысленности некоторых предложений;
  2. Афферентная афазия: поражён нижний отдел теменных долей. Нарушается звукопроизношения по типу замены одних звуков другими – слон-слот, дом-том и т.д. Речь очень беглая и неразборчивая;

Амнестическая афазия

При данном расстройстве поражаются задние отделы теменной и височных извилин. Здесь нарушается способность человека к называнию предметов и конкретных слов. Если человека, страдающему амнестической афазией, попросить назвать тот или иной предмет, например находящийся в комнате – он не сможет этого сделать. Мысленно он знает, как называется этот предмет, но озвучить не может.

Сенсомоторная или тотальная афазия

По симптомам очень похожа на сенсорную афазию, но в данном случае нарушение будет тяжелее. Кроме симптомов сенсорной афазии будет наблюдаться неспособность  больного к пониманию собственной речи и невозможность говорить самому.

Похожие записи

  • Что такое искусственная кома и ее последствияЧто такое искусственная кома и ее последствия
  • Немеет щека: причины и что делатьНемеет щека: причины и что делать
  • Гипоксия мозга: симптомы и лечениеГипоксия мозга: симптомы и лечение
  • Трепанация черепа: что это такое, последствияТрепанация черепа: что это такое, последствия
  • Как быстро снять головную больКак быстро снять головную боль
  • Пароксизмальная активность головного мозга  —  что этоПароксизмальная активность головного мозга — что это
  • Церебральная атрофия головного мозга — что этоЦеребральная атрофия головного мозга — что это
  • Боли в шее и затылке: причины и лечениеБоли в шее и затылке: причины и лечение