Главная » Полезные советы » Лечение болезней » Алалия - виды, причины, признаки, симптомы и лечение

Алалия — виды, причины, признаки, симптомы и лечение

Алалия — виды, причины, признаки, симптомы и лечение

Коррекция сенсорной и моторной алалии

У детей младшего дошкольного возраста нередко отмечаются проблемы и недоразвитием речи. Родители не всегда придают этому значение, так как считают, что со временем это расстройство и недостаток пройдут. И действительно, большинство детей вскоре начинает говорить нормально, но у некоторых проблемы остаются. Врачи по ошибке ставят им диагнозы аутизма или слабоумия, хотя причиной задержек речевого развития является алалия. Выясняется это чуть позже, когда ребенок, которого признали слабоумным, отлично воспринимает информацию, хорошо запоминает стихи и вообще действует понятно и рационально для своего возраста. Такие экспрессивные проблемы с речью при сохранении нормального интеллектуального развития отмечаются при диагнозе сенсорной а так же моторной алалии.

В то же время, моторная алалия означает наличие тяжелого нервно-психического заболевания. На первых порах  болезнь проявляется незначительно, но при отсутствии коррекции она сильно влияет на социальную адаптацию ребенка и останавливает его интеллектуальное развитие. Помимо этого заболевания, существуют два «самостоятельных» вида этой болезни. Все они характеризуются различными проблемами при передаче нервных импульсов от речевых центров головного мозга к речевым органам и обратно. При этом сами речевые органы физически развиваются нормально, равно как и органы слуха. Однако при тяжелой форме алалии ребенок с трудом воспроизводит чужую речь и не может формировать зрительные образы для слов, которые обозначают различные предметы.

Содержание:

Причины развития

Причины развития заболевания у детей достоверно не установлены. Обнаруживается заболевание обычно в 1-1,5 года, то есть в тот возраст, когда у детей начинает формироваться речь. В последнее время наблюдается тенденция, согласно которой «возраст» дефекта увеличивается, однако среди школьников доля этого дефекта по-прежнему очень мала. Поскольку алалия является поражением отдельных участков головного мозга, существует теория, согласно которой алалия формируется еще во время внутриутробного развития плода (среди всех органов мозг появляется одним из первых). В свою очередь, головной мозг и нервная система в целом могут поражаться при инфицировании матери ребенка некоторыми вирусами во время беременности. Другими факторами риска, увеличивающими вероятность развитие алалии, считаются:

  • Преждевременные или стремительные роды;
  • Гипертонус матки в период беременности;
  • Угроза невынашивания беременности;
  • Случаи выкидышей в анамнезе матери;
  • Нарушения в работе эндокринной системы;
  • Применение лекарств без согласования с врачом в период беременности;
  • Стрессы и другие нервные ситуации в период беременности.

Когда появляются первые признаки и симптомы

Алалия может появиться и вскоре после рождения ребенка. Причины здесь те же самые, что и при беременности матери: вирусные заболевания (энцефалит и другие) и стрессовые ситуации. К ним относятся, к примеру, внезапное разлучение матери и ребенка или постоянные громкие крики в его адрес. Заболевание также нередко развивается на фоне тяжелых соматических заболеваний. Кроме того, отставание в речевом развитии иногда вызывается высокой настойчивостью со стороны взрослых, которые желают, чтобы их ребенок заговорил как можно быстрее. Маленькие дети не сразу учатся произносить звуки и слова правильно, но если насильно исправлять их речь, у них срабатывает защитный механизм, в результате которого они полностью замыкаются в себе.

Алалия характеризуется тем, что ребенок плохо воспринимает речь окружающих, но при этом безостановочно говорит сам. Его речь бессмысленна, но, по крайне мере, он внятно произносит звуки.При моторной и сенсорной алалии, наоборот, дети большей частью молчат или испытывают сильные проблемы с извлечением простых звуков. Чужую речь такие дети понимают хорошо и воспроизводят ее жестами, но повторить словами не могут. Заболевание, как следует из названия, сочетает в себе признаки двух описанных патологий. Такой ребенок не понимает речь окружающих, не может ее воспроизвести и не может выразить свои мысли сам. Доля таких детей, не превышает 4%.

Коррекция сенсорной и моторной алалии

При коррекции  алалии родителям следует помнить, что это, в первую очередь, нервно-психическое заболевание. Очень важно обеспечить ребенку психологический комфорт, чтобы он не почувствовал себя неполноценным – в противном случае, это может привести к развитию еще более тяжелых патологий.

Курс коррекции включает в себя наблюдение у нескольких врачей. Если алалия вызвана инфекциями, то нужно избавиться от них. Восстановлением нервных связей между мозгом и речевыми органами занимается врач-невролог. А восстановлением речи занимается логопед с помощью специальных упражнений, причем большую роль в этом должны играть родители, которым нужно заниматься с ребенком дома.

Заболеванием называют дефект развития нервной системы и речевых центров мозга у детей. Ее диагностика затруднена тем, что в раннем возрасте алалия имеет почти те же симптомы, что и различные формы слабоумия. К счастью для родителей, алалия не связана с нарушениями интеллекта. Такие дети имеют все способности к обучению, хорошо запоминают информацию и обладают развитым умом. При отсутствии лечения интеллектуальное развитие и социальная адаптация ребенка начинают тормозиться.

Специалисты выделяют три формы алалии: сенсорную, моторную и сенсорно-моторную. Наиболее тяжело переносится алалия, так как она затрагивает сразу несколько участков головного мозга. Причинами всех видов является нарушения в передаче нервных импульсов от речевого центра мозга к органам речевого аппарата и обратно. При самых тяжелых формах алалии ребенок не в состоянии воспринимать речь окружающих. Слух, рефлексы и речевые органы при этом остаются в норме, а вот  область функции зрительного восприятия образов нарушается.

Причины появления зболевания

Полностью причины по которой возникает сенсорная алалия не установлены до сих пор. Она является следствием целого ряда нарушений в работе нервной системы, а в ее диагностике принимает участие не только логопед (родители, видя проблемы с речью у ребенка, обращаются именно к нему), но других специалистов. Ранее было принято считать, что алалия появляется у ребенка в возрасте одного-полутора лет. Однако в последние десятилетия специалисты отмечают тенденцию к более позднему появлению симптомов болезни. Если раньше алалия диагностировалась и сразу же корректировалась до того момента, как ребенок пойдет в первый класс, то сейчас доля школьников с этим диагнозом составляет 1-1,5%.

С другой стороны, находит подтверждения теория об алалии как о последствиях негативных факторов, имевших место во время внутриутробного развития ребенка. Объясняется этот тем, что при алалии серьезно повреждаются структуры головного мозга и симптоматической нервной системы. В частности, есть предположения о том, что это заболевание вызывается поражением организма некоторыми видами вирусов. Факторами, увеличивающими риск развития этой патологии, являются:

  • Преждевременные и (или) стремительные роды;
  • Гипертонус матки в течение всего времени вынашивания плода;
  • Угроза невынашивания беременности;
  • Привычные выкидыши;
  • Нарушения в работе эндокринной системы;
  • Перенесенные вирусные и инфекционные заболевания во время беременности;
  • Стрессовые ситуации не нервное перенапряжение во время беременности;
  • Прием лекарственных препаратов без согласования с врачом.

Даже если беременность протекала без осложнений, и ребенок родился здоровым, это не гарантирует отсутствие проблем с речевым развитием в дальнейшем. У новорожденных заболевание алалии может развиться на фоне соматических заболеваний или нервных потрясений, связанных с постоянными криками матери на него. Помимо этого, свою роль играет и слишком настойчивое обучение ребенка речи. Многими родителями, и окружением ребенка в целом, небольшие задержки речевого развития воспринимаются неправильно. Вместо того, чтобы выждать время, взрослые начинают кричать на ребенка и насильно заставляют его учить новые слова. Это запускает механизм психологической защиты, и ребенок полностью замыкается в себе.

Коррекция алалии

Поскольку навык речи формируется на основе повторения за взрослыми, такой ребенок учится говорить с трудом. При моторной алалии ребенок, наоборот, отлично понимает, что ему говорят родители и другие взрослые. Он даже знает, что им ответить, но не может этого сделать из-за плохих связей между центрами головного мозга и органами речевого аппарата. Алалия – наиболее тяжелая разновидность болезни, которая сочетает в себе обе описанные проблемы. Доля таких детей от общего количества больных алалией составляет менее 5%.

Что такое алалия

Мало кто из родителей, не столкнувшихся лично с недугом, знают, что такое алалия у детей, каковы ее симптомы и способы лечения заболевания. Тем не менее, от этой проблемы не застрахована ни одна семья.

Алалия – это неврологическая болезнь, характеризующаяся отставанием в развитии речи или ее полным отсутствием. При этом проблема не в нежелании ребенка общаться из-за характера, темперамента или психологических блоков, а в поражении мозговых центров.

Виды алалии

Врачи выделяют два вида болезни, отличающихся по своей сути и симптоматике.

Моторная алалия

это недостаток экспрессивной речи из-за нарушения работы той части мозга, что отвечает за речедвигательную функцию. То есть ребенок все понимает, но не может правильно произнести слова и даже слоги, заменяя некоторые слова или их элементы более простыми или нечленораздельными звуками.

Сенсорная алалия

Второй тип – это сенсорная алалия. Ее определение проще – это невозможность ребенка понимать речь при отсутствии аномалий в строении слухового аппарата.

Характеристика данного заболевания давно разработана врачами-неврологами: при этом виде алалии поражены участки головного мозга, призванные анализировать слуховые импульсы. Простыми словами, ребенок вроде бы слышит речь окружающих, но не может разобрать, что именно говорят, для него это просто набор звуков.

Врачи выделяют три степени болезни:

  • 1-я – невозможность понимать и воспроизводить речь;
  • 2-я – явные проблемы речи;
  • 3-я – отдельные ошибки в произношении.

Причины алалии у детей

Причинами возникновения алалии у детей могут быть разные факторы.

При внутриутробном развитии это:

  • инфекции;
  • стрессы матери;
  • падения;
  • вредные привычки (спиртное, курение);
  • гормональные сбои;
  • отслоение плаценты;
  • гипертонус матки.

В родах негативно на речевом развитии могут сказаться:

  • использование щипцов;
  • долгое нахождение плода в тазу роженицы;
  • плохая родовая деятельность;
  • отсутствие дыхания после рождения;
  • обвитие шеи ребенка пуповиной.

В возрасте до трех лет проблемы с речевым развитием могут спровоцировать:

  • менингит;
  • энцефалит;
  • краснуха;
  • черепно-мозговые травмы;
  • соматические заболевания.

Как диагностировать алалию

Диагностика проводится сразу несколькими специалистами – психологом, неврологом, логопедом. Все они устанавливают наличие проблем с мозгом и уровень поражения. Эти же специалисты в будущем и будут заниматься лечением болезни.

Но заподозрить неладное и отвести ребенка на раннюю диагностику помогут симптомы болезни.

Алалия у детей — симптомы

Симптоматика болезни может быть ярко выраженной или стертой, последняя усложняет диагностику. В целом же симптомы напрямую зависят от типа алалии.

Моторная алалия

Моторная алалия характеризуется:

  • нарушением координации движений;
  • в младенчестве кроха не произносит звуков, даже самых простых типа «агу»;
  • сложностью в самообслуживании, к примеру, малыш не может застегнуть пуговицы, завязать шнурки;
  • заторможенностью или наоборот гиперактивностью ребенка;
  • задержкой умственного развития;
  • привычкой общаться не словами, а жестами;
  • проблемами артикуляции;
  • часто наблюдается заикание;
  • использованием простых, примитивных слов, словарный запас очень маленький;
  • ребенок вполне понимает, что ему говорят окружающие, может выполнить действия, не связанные с речью (принести предмет, подать игрушку).

Сенсорная алалия

Сенсорному типу болезни присущи:

  • недостаточное понимание речи окружающих;
  • ребенок путает слова, падежи, переставляет слоги, складывает части разных слов в одно, говорит только начало слова или же его окончание;
  • повторяет отдельные слова, не замечая их связи, ведь для него это просто звуки;
  • малышу сложно общаться с другими, он плохо социализируется;
  • для детей школьного возраста характерна низкая успеваемость.

Сенсомоторная алалия

Сенсомоторной называют комбинированную алалию, при которой нарушена как импрессивная, так и экспрессивная речь, то есть ребенку сложно как понять, что говорят, так и самому что-то произнести.

В этом случае симптомы двух типов соединяются воедино.

Коррекция и лечение алалии

Своевременная и регулярная коррекция речи помогает в большинстве случаев исправить дефект и если не сделать из ребенка оратора, то, по крайней мере, почти сравнять его со сверстниками. К сожалению, тяжелые формы порой бывают неизлечимы, и малыш даже в более взрослом возрасте будет значительно отставать в умственном развитии.

Как правило, лечение является комплексным:

  • физиотерапия (использование лазера, электромагнитного излучения, водолечения, акупунктуры, ДМВ для стимуляции работы мозга);
  • логопедические тренировки со специалистом для разработки артикуляции и четкого выговора звуков, букв и слов;
  • прием витаминных комплексов для активизации мозговых процессов;
  • консультации у психолога для устранения возможных отклонений;
  • рекомендуется раннее посещение детского сада или групп развития детей для социализации малыша.

При сильных отклонениях в развитии детей бывает проще отправить на обучение в специализированный интернат, где с ними круглосуточно занимаются специалисты. Но далеко не каждый родитель согласиться на такое, правда?

Как заниматься дома самостоятельно

Существуют домашние методы лечения алалии, то есть заниматься проблемой должны не только специалисты, но и сами родители. К примеру, рекомендуется:

  • использовать пальчиковые игры дома для стимуляции биологически активных точек на кончиках пальцев ребенка;
  • при сенсорной алалии стоит помочь крохе ассоциировать слова с их изображениями, картинками, для этого важно читать книги с картинками, называть предметы, указывая на них;
  • часто разговаривать с ребенком, используя простые, понятные слова, делая паузы между фразами;
  • поскорее обучить грамоте, это помогает «подтянуться» и быстрее развиваться в умственном плане, не отставать с учебой в школе;
  • постоянно работать над правильным произношением слов, исправлять кроху и просить его повторить так, как положено.

Также можно использовать простые логопедические игры, разминки, упражнения. Главное – превратить обучение в игру, а не обязанность, не перенапрягать малыша.

Профилактика

Чтобы предотвратить возникновение болезни у ребенка, нужно:

  • тщательно планировать беременность, заранее пройти проверку на инфекции и при необходимости вылечить их, сделать прививки от опасных вирусных болезней;
  • при вынашивании малыша избегать стрессов, падений;
  • постараться сделать роды максимально успешными – выбрать хороший роддом и нормального врача, своевременно обратиться за помощью, прислушиваться к советам акушера;
  • оберегать малыша от болезней, инфекций;
  • регулярно показывать его педиатру, а при наличии подозрений на нервные расстройства – невропатологу или психиатру.

Зная, что такое алалия у детей, ее симптомы и способы устранения, в большинстве случаев удается полностью избавиться от проблемы или существенно улучшить ситуацию. Главное – не сдавайтесь и верьте в свои силы и вашего малыша. Желаю успехов, не забывайте о нас, подписавшись на обновления блога!

Что такое сенсомоторная алалия

В головном мозге человека расположены три речевых зоны – моторная, или центр Брока, сенсорная, или центр Вернике, и центр ассоциаций. Поражения трех центров вызывают расстройство осмысления, переработки и передачи устной и письменной речи:

  1. при разрушении центра Брока нарушается воспроизводство речи, управление речевой мускулатурой;
  2. патологии в центре Вернике ухудшают распознание своей и чужой речи;
  3. при расстройстве ассоциативного центра ребенок теряет способность строить фразы и предложения.

Важно. При неповрежденном иммунитете возникает его вторичное недоразвитие, связанное с отсутствием коммуникативного общения.

Причины сенсомоторной алалии

Причины, в результате которых речевые центры получили повреждения в ранние периоды развития мозга ребенка:

  • внутриутробные инфекции;
  • недоношенность;
  • хронические болезни сердца и легких у матери;
  • резус-конфликт;
  • гестоз, токсикоз;
  • гипертензия, гипотония будущей мамы;
  • плацентарная недостаточность;
  • быстротечные или затяжные роды;
  • родовые травмы черепа;
  • падения беременной, которые привели к травме плода;
  • инструментальное родовспоможение;
  • преэкламсия во время беременности;
  • асфиксия ребенка при родах;
  • длительная внутриутробная гипоксия;
  • курение, алкоголизм беременной.

К возникновению алалии в детском возрасте могут привести:

  1. менингит;
  2. краснуха;
  3. энцефалит;
  4. черепно-мозговая травма;
  5. гипотрофия центральной нервной системы;
  6. наследственность;
  7. операции под общей анестезией.

Усугубляют первопричины болезни:

  • рахит;
  • пневмония;
  • эндокринопатия;
  • частые ОРВИ;
  • педагогическая запущенность, недостаток общения.

При органических повреждениях головного мозга замедляется созревание нервных клеток. Снижается возбудимость нейронов, замедляются нервные процессы. Клетки мозга истощены, компенсаторные возможности для развития речи ограничены.

Симптомы заболевания

Признаки сенсорно-моторной алалии выявляют у ребенка при достижении им двухлетнего возраста, когда попытки произнести слова заканчиваются неудачей. Если вовремя не начать корректировку и лечение, в подростковом возрасте болезнь усугубится.

У маленьких детей проявляются следующие неврологические симптомы:

  1. неловкие, нескоординированные движения;
  2. нарушение осанки;
  3. леворукость;
  4. бегающие зрачки;
  5. подвисание века одного глаза;
  6. неузнавание предметов наощупь;
  7. неразвитость мелкой моторики;
  8. отсутствие элементарных навыков самообслуживания.

Психологические признаки алалии:

  • нарушены память, мышление, внимание;
  • нервная возбудимость;
  • гиперактивность или, наоборот, малоподвижность;
  • неумение обобщать и абстрагироваться;
  • инфантилизм, нежелание говорить, излишняя доверчивость, немотивированная агрессия;
  • быстрая утомляемость.

Возникают речевые проблемы:

  1. непонимание чужой речи;
  2. активная реакция на звуки вследствие непонимания слов;
  3. плохое произношение звуков.

Важно. При смешанной форме алалии малыш не говорит и не понимает речь взрослых. Для общения использует жесты и мимику, понимает взрослых по движению губ. Часто патологии сопутствуют физическая неразвитость, ослабленность здоровья.

Диагностировать сенсорно-моторную алалию сложно. Ее можно спутать с глухотой, аутизмом или умственной отсталостью.

Диагностика заболевания

Исследования направлены на выявление и оценку степени поражения мозга:

  • электроэнцефалография – определяют электрическую активность мозга и реакцию на раздражители;
  • эхо-энцефалография – выявляют объемные аномалии в черепе с помощью УЗИ;
  • рентгенография головы – помогает обнаружить травмы, опухоли и другие патологии мозга и костей черепа;
  • МРТ – получают детальное изображение черепной коробки в 3-хмерном формате.

Чтобы исключить тугоухость, проводят:

  1. отоскопию слуховых проходов, барабанных перепонок;
  2. аудиометрию для оценки остроты слуха.

Для точной установки диагноза проходят консультации:

  • логопеда;
  • психолога;
  • отоларинголога.

Лечение сенсомоторной алалии у детей

Терапия заболевания проводится индивидуально и включает:

  1. психиатрическую помощь;
  2. прием медикаментов;
  3. логопедические упражнения;
  4. физиотерапию.

Раннее начало лечения поможет избежать вторичной умственной отсталости, трудностей с адаптацией в обществе. Самый подходящий возраст – четыре года. В этот период у ребенка просыпается наибольший интерес к происходящему в окружающем мире.

Логопедические методы направлены на:

  • тренировку речи;
  • правильное произношение звуков и слов;
  • обучение построению фраз;
  • расширение словарного запаса.

Врач-логопед обучает родителей логопедическому массажу в домашних условиях. Он помогает расслабить лицо, язык, губы, щеки, улучшает гибкость мышц, размягчает ткани. Корректируется произношение звуков, вырабатывается правильная аритикуляция.

Медикаментозное лечение разрабатывают для каждого пациента с учетом возраста, состояния здоровья и тяжести заболевания. Оно включает в себя:

  1. витамины группы В, особенно, В12 и В15;
  2. ноотропные препараты для улучшения кровообращения мозга;
  3. антиоксиданты, антигипоксанты;
  4. тонизирующие средства;
  5. нейропептиды;
  6. седативные, при повышенной нервной возбудимости.

Физиотерапевтические процедуры, применяемые при лечении алалии:

  • электрофонофорез;
  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • водолечение;
  • ДМВ – воздействие дециметровыми волнами;
  • микротоковая рефлексотерапия.

Сенсомоторная алалия – прогноз на будущее

Цель лечения – помочь пациенту справиться с недугом, научиться контролировать его симптомы. При грамотно подобранной и вовремя начатой терапии у пациента существует реальная возможность получить образование, адаптироваться в обществе и найти свое место в жизни.

Рекомендация психологов родителям – ребенку необходимы постоянная поддержка, положительный настрой и мотивация на выздоровление.

При тяжелой форме алалии можно оформить на ребенка инвалидность. Для этого проходят медико-социальную экспертизу по направлению лечащих врачей. Детям до пяти лет необходимо заключение психиатра или психоневролога.

Профилактика алалии состоит в соблюдении беременной здорового образа жизни, обязательном наблюдении в женской консультации. Ребенка с признаками задержки речи нужно показать врачу, чтобы как можно раньше начать лечение. Это предупредит развитие умственной недостаточности в будущем.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

Похожие публикации:

Что такое моторная алалияСимптомы и лечение моторной алалии

Что такое сенсорная алалияПризнаки сенсорной алалии у детей

Виды заболеванийКакие бывают виды нарушений речи

Дизартрия ее симптомыСимптомы заболевания Дизартрия

Что такое алалия

В доминантном полушарии головного мозга расположены зоны Вернике (сенсорная зона речи) и Брока (моторная зона). В норме они тесно взаимодействуют между собой, и отвечают за понимание информации и воспроизведение речи. При поражении одной или обеих областей нарушается их взаимодействие, ребенок страдает отсутствием или недоразвитием речи.

Алалия у детей — это сложный системный дефект речевой функции, который затрагивает все ее компоненты:

  • речевые реакции появляются со значительным запозданием или отсутствуют;
  • словарный запас ребенка не соответствует возрастной норме;
  • присутствуют экспрессивные и импрессивные аграмматизмы;
  • отмечаются нарушения звукопроизношения;
  • фонематические процессы не сформированы.

Кроме речевых проявлений у детей с алалией часто наблюдаются неречевые расстройства: нарушения координации, мелкой и крупной моторики, а так же задержка сенсорного развития и расстройства психики.

Эмоционально-волевая сфера детей с алалией так же имеет характерные особенности.

Детям с алалией присущи следующие черты:

  • инфантильность;
  • отсутствие самокритичности;
  • простодушие;
  • неустойчивость настроения;
  • аффективные вспышки;
  • отказ от начатых действий при возникновении трудностей.

Причины алалии

Нарушение функционирования клеток головного мозга, отвечающих за речевое развитие, возникают при таких обстоятельствах, как:

  • асфиксия плода во время рождения (происходит гибель или повреждение клеток головного мозга в результате кислородного голодания);
  • травмы в процессе родов;
  • внутриутробные интоксикации (вредные привычки матери, пассивное курение, работа на вредном производстве, длительный или частый контакт с бытовой химией и другими ядовитыми веществами);
  • внутриутробные инфекции (TORCH-синдром);
  • внутриутробные травмы (падения матери и т.п.);
  • ранние роды;
  • черепно-мозговые травмы, возникшие в детстве до становления речи.
  • перенесенный в раннем возрасте общий наркоз.

Патогенез алалии может быть следствием инфекционного заболевания, возбудитель которого локализуется преимущественно в речевых отделах нервной системы.

Классификация

Существуют две основные формы алалии: моторная (трудности с воспроизведением речи) и сенсорная (трудности с восприятием речи и звуков); а так же встречается сочетание этих двух видов алалии — смешанная (сенсомоторная) алалия. При сочетании обеих форм ребенку сложно не только понять, но и воспроизвести речевое высказывание. В зависимости от преобладающего дефекта нарушение может иметь названия мотосенсорной или сенсомоторной алалии.

Симптомы моторной (экспрессивной) алалии

Моторная алалия у ребенка проявляется неспособностью произнести звук, слог или слово. Он понимает значение сказанного, объясняется с помощью жестов и мимики. Причина заключается в том, что экспрессивная алалия возникает при поражении участков головного мозга, отвечающих за речедвигательные функции. Ребенок понимает высказывание, но не в состоянии произнести ответ из-за отсутствия связи мозговых речевых центров с органами артикуляции. Данное состояние носит название «апраксия». У ребенка страдает четкость, темп и ритм речи, возможна скандированность. При нормальном воспроизведении слогов, возможны трудности в произношении слова целиком из-за сложностей переключения артикуляционных поз. Звуки заменяются или смешиваются.

Помимо артикуляционной моторики страдает и общее моторное развитие ребенка. Двигательная функция нарушена, отмечаются расстройства координации и последовательности движений. Условно детей с экспрессивной алалией можно разделить на две группы: гиперактивные и заторможенные. Первым присуща расторможенность, во втором случае дети малоподвижны.

В зависимости от тяжести поражения нервной системы, симптомы алалии могут быть слабовыраженными или ярко выраженными. Пассивный словарь таких детей намного богаче активного, в некоторой степени присутствует снижение интеллектуального развития, которое является следствием речевого нарушения. При грамотной коррекционной работе возможна компенсация отставания. Для алалии характерны вторичные нарушения: возможны отклонения в эмоционально-волевой сфере, расстройства памяти и внимания.

Основной метод коррекции моторной алалии — логопедический массаж.

Симптомы сенсорной (импрессивной) алалии

При сенсорной алалии страдают мозговые отделы, отвечающие за восприятие речи. У ребенка отсутствует связь между словом и объектом при полностью сохранном слухе — слуховой агнозии. В тяжелых случаях ребенок абсолютно не способен понимать речь, при этом сам активно воспроизводит бессмысленный речевой поток. При попытке объясниться используются жестикуляция. При легкой степени сенсорной алалии дети частично понимают речь. От эмоционального состояния ребенка его способность воспринимать информацию может варьироваться. Лучше ребенок с импрессивной алалией воспринимает спокойный тихий голос.

Речь ребенка с импрессивной алалией непонятна для окружающих, излишне громкая, присутствует склонность к эхолалии. Неправильная расстановка ударений, замена или пропуск звуков и слогов и неспособность повторить сказанное — основные признаки сенсорной формы алалии.

Ребенок не в состоянии контролировать свою речь и эмоции. Для него свойственна импульсивность, резкие смены настроения и отсутствие стремления к общению как со взрослыми, так и с детьми.

Диагностика

При диагностике важно дифференцировать нарушение речи от схожих по проявлениям расстройств и аутизма. Обследование детей с алалией проводят такие специалисты, как невропатолог, дефектолог-логопед и детский психолог. При постановке диагноза так же участвуют сурдолог и оториноларинголог для исключения патологии слуха. После сбора анамнеза проводят дополнительные исследования:

  • С помощью инструментальных методов (ультразвуковой диагностики, магнитно-резонансной томограммы, электроэнцефалограммы) возможно определение степени и локализации поражения нервной системы, а так же исключение сходных по симптоматике заболеваний.
  • Логопед проводит сбор семейного анамнеза (наличие нарушений речи у родственников ребенка, генетической предрасположенности к речевым нарушениям), оценивает степень понимания обращенной речи, уровень словарного запаса ребенка; речевые возможности; наличие аграмматизмов и нарушений слоговой структуры слов. Работа логопеда проводится в комфортной для ребенка обстановке и в присутствии родителей.
  • При участии психолога оценивается состояние эмоционально-волевой сферы. А так же степень расстройства внимания, памяти и уровень восприятия ребенка.

Во время диагностики психолог выявляет причину нарушения взаимодействия: отсутствие речевого контакта возможно при схожем по проявлениям заболевании — детском аутизме.

На основании проведенных обследований строится предположение — можно ли вылечить алалию или частично скомпенсировать ее проявления.

Коррекция

Алалия — самое тяжелое и трудоемкое в коррекции речевое нарушение, имеющее полиморфный характер. Дети-алалики нуждаются в комплексной коррекции и медико-психолого-педагогической поддержке. Во время занятий проводится работа по коррекции:

  • речевого дыхания;
  • силы голоса;
  • интонирования.

А так же на усвоение слоговой структуры слова, обогащение речевого запаса и формирование связной речи. Овладение грамотой детям с алалией показано как можно раньше. Умение читать и писать способствует ускорению процесса овладения устной речью.

Для стимуляции двигательных и сенсорных зон головного мозга проводят массаж с использованием логопедических зондов. Так же проводится массаж лицевых мышц и рук. В домашней обстановке обученные родители так же регулярно проводят сеансы лечебного массажа. Руки проводящего массаж должны быть чистыми и теплыми, окружающая обстановка комфортная.

Массажные приемы и техника выполнения

Подготовительные действия: поглаживания лобной и височной зоны, а так же глаз. Осуществляются движения по часовой стрелке вручную или при помощи округлой части ложки. Затем круговыми движениями осуществляются поглаживания щек и межбровья; растирающими движениями массируют нос. После чего специалист переходит к массажу артикуляционных зон.

Стимуляция мелкой моторики так же возможна с помощью массажа. Выполняется стимуляция рук и пальцев ребенка вручную или с помощью специальных массажеров.

Правильно организованный режим тишины повысит восприятие ребенком различных звуков. Детям с алалией необходимо представлять возможность отдохнуть от речи и других слуховых раздражителей (звуковых игрушек, радио, телевизора и иного шума). Такие часы отдыха организуются один раз в день, или выделяется целый день один раз в неделю.

С двух-трех лет на логопедических занятиях специалист старается вызвать у ребенка заинтересованность к окружающим звукам, побуждает ребенка к подражанию. Происходит обучение различению звуков с помощью различных предметов.

Для успешной коррекционной работы между дефектологом и ребенком важен тесный эмоциональный контакт.

Медикаментозное лечение направлено на стимуляцию созревания мозговых структур. Неврологом обычно назначается прием витаминов группы B, а так же общетонизирующих и стимулирующих лекарств, действующие вещества которых нормализуют процессы нервной регуляции. Прием ноотропов так же способствует улучшению функционирования поврежденной ЦНС.

Помимо логопедического сопровождения и неврологического лечения ребенку назначают курсы физиотерапии и иглоукалывания.

Возможные осложнения и последствия

Отсутствие коррекционной работы и медицинского сопровождения чреваты формированием вторичной умственной отсталости и усугублением речевого дефекта. У ребенка с диагнозом «алалия» повышен риск проблем с овладением письменной речью (дисграфии) и чтением (дислексии). При запоздалой работе по коррекции речевого дефекта ребенок вынужден обучаться в специализированной школе с невозможностью в дальнейшем полностью преодолеть первичное и вторичные нарушения.

Прогноз и профилактика

Профилактики алалии начинается еще до зачатия ребенка, особенно в семьях, где встречались случаи речевых расстройств. Будущим родителем необходимо обследоваться на инфекции, а так же во время беременности беречься от заболеваний, исключить неблагоприятные факторы, влияющие на плод, исключить риск травмирования. В доречевой период стараться не допускать травм головы и инфекций, поражающих центральную нервную систему.

Прогноз чаще всего благоприятный, однако спонтанная речь не сформируется без систематических занятий с логопедом, а так же активного участия родителей. В редких случаях возможно самоустранение алалии, но происходит это в достаточно взрослом возрасте, когда задержка в интеллектуальном развитии уже не может быть устранена.

С ребенком необходимо много разговаривать, вовлекать его зрительный анализатор (наблюдение за артикуляцией, чтение), чтобы скомпенсировать недостаточность фонетико-фонематического восприятия.

Важно своевременно начать работу по коррекции речевого дефекта чтобы избежать формирования у ребенка психоэмоциональных проблем и формирования вторичной умственной недостаточности. По достижению ребенком пятилетнего возраста отсутствие полноценной коммуникации вызывает у него речевой негативизм (отказ от речевого общения), стеснительность и раздражительность: попытки разговорить ребенка будут вызывать у него протест.

Лечится ли алалия у детей во многом зависит от соблюдения предписаний невролога, а так же от его квалификации. Грамотное медикаментозное лечение невротических проявлений позволит ускорить созревание мозговых структур.

Совместные усилия медико-психолого-педагогических работников, а так же благоприятная социальная среда сгладят речевое несовершенство и устранят вторичные признаки неврологического расстройства в течение нескольких (от 1 до 4) лет коррекции.

Моторная алалия

Моторная речевая алалия возникает вследствие поражения центра Брока, то есть лобно–теменной области мозга. Подобная патология чаще возникает у малышей, подверженных гиперопеки со стороны близкого окружения. Гиперопека может иметь под собой основания. Так, например, кроха, будучи новорожденным или младенцем, перенес серьезное заболевание либо получил травму в связи с тяжелыми родами. В таких семьях малыши характеризуется излишним упрямством, повышенной раздражительностью и капризностью.

Характеристика моторной алалии.

Моторная алалия проявляется отставанием в развитии моторики артикуляционного аппарата. Детям довольно сложно произвести артикулярные движения: поднять вверх язык и удерживать его в такой позиции, облизать губы и др. Кроме этого, у ребенка, страдающего моторной алалией, отмечается отсутствие умений самообслуживания: завязывание шнурков, самостоятельное застегивание пуговиц. Также наблюдается расстройство движений. Больные дети не в состоянии совершать прыжки на одной ноге, не могут пройти по бревну, чаще спотыкаются и падают, под музыку двигаться ритмично не способны. Речь детей, страдающих моторной алалией, характеризуется несколькими стадиями речевого развития: от абсолютного отсутствия речи, до развернутой речи с наличием небольших отклонений.

Речь малышей с алалией первой стадии для рядового слушателя полностью непонятна, так например, «тя бах» означает, что чашка упала. Для понимания высказываний ребенка необходимо учитывать конкретную ситуацию, его жестикуляцию и мимику. Зачастую малыши с данной патологией не способны выразить при помощи слов собственные чувства, указать на то, что ему необходимо.

Для второй стадии речевого развития характерно появление умения выражать в более ясной для окружения форме некоторые наблюдения, например, «тятя кутил сяик», что означает: «папа купил шарик».

Малыши с третьей стадией развития речи употребляют более развернутые фразы, содержащие ошибки лексической и грамматической направленности.

Особенностью этой формы алалии является понимание детишками речи, обращенной к ним. Они в состоянии выбрать нужную картинку с предметом либо живым существом, которую родитель просит показать. Больные малыши понимают лишь лексический смысл слова и не способны воспринимать их окончания, предлоги и приставки.

В связи с адекватным реагированием малышей на обращения взрослых, выполнением ими простых поручений, существует опасность пропустить и запустить недуг. Ведь родители считают, что раз их чадо все понимает, но не говорит, следовательно, он просто ленится.

Диагностика алалии моторной формы основывается на работе с дитем, когда выявляются его речевой потенциал. С целью уточнения и дополнения диагноза применяют электроэнцефалограмму. Также проводится проверка слуховых возможностей ребенка и интеллектуальное развитие.

Коррекция алалии направлена, в первый черед, на выработку механизмов речевой деятельности, создание у малыша речевой базы, которая в дальнейшем позволит речи развиваться спонтанно и сформироваться в систему. На всех этапах коррекции значительное внимание следует уделять формированию знаний у ребенка об окружающей среде соответственно его возрастной норме.

Моторная алалия прогноз ее зависит от своевременности диагностирования, тяжести основной патологии, степени нарушения речи, наличия грамотной коррекционной и лечебно-восстановительной работы.

Сенсорная алалия

Малыши, страдающие сенсорной алалией, имеют способность к формированию активной речи и неповрежденный слух. Однако при этом такие дети характеризуются наличием разрыва между смыслом и звучанием слов, вследствие чего понимание речи страдает. Малыши не понимают речь, поэтому и не используют ее, что провоцирует возникновение сопутствующих нарушений: затрудненность установления контактов с окружением, искаженность зрительного восприятия, замедление в умственном развитии.

Зачастую больным деткам ставится неверный диагноз, например, могут диагностироватьаутизм или олигофрению. Вследствие ошибочного диагноза проводимая коррекционная работа будет неадекватной.

Ребенок с сенсорной формой алалии невнимателен к звукам, он может слышать негромкие звуки, а может совершенно не реагировать на акустические раздражители. Такие малыши с большой сложностью заучивают отдельные слова. Им трудно сберегать их в памяти. Пассивный словарь детей с данной патологией обогащается очень медленно, наблюдается диссоциация между обозначаемым предметом и пониманием значения слова, которое его обозначает.

Зачастую дети способны лучше воспринимать окружающую речь утром, поскольку непосредственно после сна способность к рабочему функционированию коры мозга значительно выше. По мере усиления утомления понимание речи малышами значительно ухудшается. Реже встречаются случаи, когда ребенок лучше воспринимает вечером речь, так как после ночного отдыха может действовать тормозной фон.

Понимание речи детьми не улучшается при увеличении ее громкости, что позволяет отличить детей с сенсорной формой алалии от слабослышащих малышей. Сильные раздражители провоцируют появление в головном мозге запредельно охранительного торможения, вследствие чего недоразвитые клетки исключаются из деятельности. Спокойная негромкая речь воспринимается больным крохой значительно лучше, нежели громкая речь либо окрик. Применение слуховых аппаратов у детей-алаликов также не способствует улучшению речевого восприятия.

Часто у малышей с данной патологией отмечается гиперакузия, выражаемая в увеличенной восприимчивости к звукам, которые окружению безразличны, например, звук сминаемой бумаги или капающей воды. Обычно у здоровых индивидов, слышащих подобные звуки, не отмечается реагирования на них. Исключением служит утомленность человека либо раздраженное состояние.

Дети, страдающие алалией с сенсорной формы, воспринимают подобные звуки обостренно, вследствие этого болезненно реагируют на них: выражают беспокойство и жалобы на ушную либо головную боль, плачут.

Дети-алалики характеризуются высокой речевой активностью, проявляемой логорреей, при которой кроха бессвязно повторяет все слова, известные ему. Малыш, не понимая значения, проговаривает слова и словосочетания, ранее или в данную минуту услышанные им, а произнесенные подобным образом слова и фразы не осознаются детьми и не закрепляются.

Кроха с алалией сенсорной формы может с восторгом слушать собственную речь и голосовые интонации. Речи алалика сопутствует живая мимика и жестикуляция. Сама речь характеризуется выразительной интонацией.

Сенсорные алалики не способны управлять собственной речью. Высказывания их ошибочны по содержанию и не точны по форме. Довольно часто вызывает затруднение понимание их «пламенной» речи. Парафразия (замена) присутствует в большом количестве. Также речь наполнена пропусками, соединением частей разных слов друг с другом. Речь сенсорного алалика, в целом, характеризуется повышенной речевой активностью, которая происходит на фоне сниженного внимания к произносимому окружающими и отсутствия контроля над своей речью. Речь сенсорных алаликов невозможно использовать в качестве средства общения.

Кроме перечисленных симптомов малышей с сенсорной формой алалии наблюдаются расстройства личности; различные трудности поведения, вторичное отставание в умственном развитии. Речевые навыки не могут служить ни регулятором, ни саморегулятором поведенческих действий и деятельности больного ребенка.

Коррекционная работа при алалии, в первый черед, должна учитывать, что у сенсорных алаликов возможности развития речи не страдают, у них затронута возможность речевому обучению на основе слуха. В этом и заключается основная специфика коррекционной работы.

Сенсорная алалия прогноз ее имеет непосредственную зависимость от тяжести недуга и своевременности начала коррекционной работы. При грамотном и адекватном вмешательстве врачей, регулярных логопедических занятиях, а также соответственных действиях близкого окружения, дети овладевают речевыми навыками на бытовом уровне, что подарит возможность для коммуникативного взаимодействия, обучения и познания мира.

Алалия у детей

Первичные проявления алалии вне зависимости от ее формы становятся явными у малышей в двухлетнем возрасте, когда области мозга до некоторой степени развиты, а малыши пытаются произносить слова. Если своевременно не начать лечение, то данный недуг будет продолжать развиваться у подростков.

К существенным признакам алалии у малышей относят:

— нарушение движения;

— повышенную раздражительность;

— непонимание речи взрослых;

— отсутствие элементарных навыков самообслуживания;

— ошибки в падежах и склонениях, неразборчивость в числах;

— замедление умственного развития;

— коммуникативное взаимодействие с взрослыми лицами на уровне жестов.

Алалия коварный недуг. Зачастую дети, не понимая, о чем говорит окружение, начинают отдаляться от них, дистанцируются и становятся необщительными, что может стать причиной для неверной постановки диагноза. Нередко таким детям приписывают аутизм либо умственную или психическую отсталость. Кроме этого, порой не удается выявить уровень слуха.

Поэтому, в первый черед, именно на родительские плечи ложится задача своевременного выявления проблемы. А для этого необходимо усвоить этапы речевого развития малышей.

Также существенным признаком дефекта речевого развития является чересчур медленное освоение речевыми навыками, замедленный прогресс или его полное отсутствие на протяжении длительного времени.

Дифференциальная диагностика алалии основывается на нескольких критериях сравнения, представленных ниже:

— при моторной форме алалии на перцептивном уровне восприятие речи сохранно, а при сенсорной форме алалии глубоко нарушено;

— у моторных детей-алаликов понимание речи соответствует их возрастной норме, а у сенсорных алаликов понимание речи нарушено, но может немного улучшатся при визуальном восприятии артикуляции говорящего субъекта;

— слух у малышей с моторной формой алалии сохранен, а с сенсорной – нарушен;

— моторная алалия характеризуется отсутствием эхолалии, при сенсорной алалии, наоборот, эхолалия присутствует;

— моторные алалики испытывают трудности в повторении слова либо фразы, сенсорные алалики повторяют без труда, но не осознают значения проговоренного слова;

— дети с моторной формой алалии стремятся к невербальной и речевой коммуникации, малыши с сенсорной формой алалии либо не желают, либо просто не могут вступать в общение.

Работа с детьми с алалией, особенно речевые упражнения, должны проводиться в форме игры. Лишь в такой форме коррекция будет ощутимой, и не будет излишне утомлять малыша. Занятия с логопедом должны быть сосредоточены на развитии памяти и внимания, умений отличать одни предметы от других, способности соотнесения и обобщения предметов.

Также для формирования речевых навыков незаменимы физические нагрузки и любые упражнения, способствующие выработке мелкой моторики.

Лечение алалии

В ряде случаев алалия может пройти без лечения по мере взросления крохи. Но зачастую невозможно обойтись без медицинского и логопедического вмешательства. Если коррекция алалии проводится грамотно и на достаточном уровне, если начата своевременно, то речевые навыки формируются полностью, также улучшаются умственные способности малыша, он лучше адаптируется в реальном мире. Своевременная коррекция позволяет крохам в дальнейшем налаживать контакты со сверстниками и адекватно взаимодействовать с взрослыми.

Обследование должно проводиться комплексно, при непосредственном взаимодействии педиатра, невропатолога и логопеда. Наиболее важным является выявление степени мозгового поражения, поскольку от этого зависит степень тяжести патологии.

Легкая степень алалии ограничивается логопедическими занятиями и домашними упражнениями, позволяющими довольно быстро обучить кроху словам и грамматике. Логопедическая коррекция различных форм алалий способствует расширению словарного запаса и делает речь крохи более грамотной. Однако подобный вид лечения эффективен исключительно при систематических занятиях.

В тяжелых случаях, когда существуют грубые поражения речевых центров, терапия может быть малоэффективной.

Для достижения максимальной эффективности для лечения алалии применяют комплексную терапию, которая включает три компонента:

— логопедические занятия;

— логопедический массаж (воздействие на артикуляционную мускулатуру для нормализации тонуса речевых мышц, что облегчает произношения звуков);

— микротоковая рефлексотерапия, целью которой является активизация зон коры мозга, отвечающих за желание говорить, дикцию, словарный запас и т.п.

Эффективность медикаментозного лечения научно не доказана, но работа над формированием речевых навыков ведется на фоне лекарственной терапии, обращенной на активизацию созревания мозговых компонентов. Также используют физиотерапию лазеротерапию, водолечение. При алалии любой формы важно начинать работу с развития общей и мелкой моторики, формирование когнитивных психических функций, таких как память, мыслительная деятельность, внимание. Большим значением в терапии алалии обладает занятия и работа с детьми с алалией в домашних условиях с применением наглядных материалов.

Ещё статьи по этой теме:

  • Дизартрия Дизартрия

    Дизартрия

  • Агнозия Агнозия
  • Интеллект Интеллект

    Интеллект

  • Апраксия Апраксия

    Апраксия

  • ВСД ВСД
  • Аграфия Аграфия