Апраксия: что это, формы, причины, симптомы и лечение

апраксия фотоапраксия фотоАпраксия – это нейропсихологический недуг, связанный с отклонением в произведении сложных произвольных целенаправленных манипуляций и двигательных актов на фоне сохранения точности, координации, силы и возможности воспроизведения элементарных действий. Данное заболевание возникает вследствие очаговых мозговых поражений. При данном расстройстве страдают действия субъекта: человек в состоянии поднять верхнюю конечность, но расчесать себя, снять шляпу либо выполнить иные произвольные целенаправленные манипуляции не может.

Причины апраксии

Считается, что рассматриваемый недуг, чаще всего порождают различные повреждения мозга, среди которых можно выделить: опухолевые процессы, очаговые поражения и иные разновидности патологий. Также апраксия возникает в результате дегенеративных явлений, очаги, которых локализованы в теменных сегментах или зонах, непосредственно связанных с ними. Именно эти сегменты мозга сохраняют стратегии действий, применяемых в течение жизнедеятельности. Таким образом, основополагающим фактором, провоцирующим развитие описываемого отклонения, является повреждение мозговых структур, в частности с преимущественными повреждениями теменных участков. Реже нейропсихологический недуг является следствием разрушения мозолистого тела, поражения лобных участков и премоторного сегмента коры. Собственно в этих структурах производится кодирование движений, необходимых для совершения сложных манипуляций. Повреждение мозговых структур может происходить вследствие нарушения кровоснабжения мозга, инфекционных, опухолевых и дегенеративных процессов, различных травм.

Апраксия может возникнуть также вследствие таких патологических явлений, как воспалительные процессы, проистекающие в мозговых структурах (энцефалит), расстройство мозгового кровоснабжения, переходящее в деменцию, мозговые травмы, заболевание Паркинсона или болезнь Альцгеймера. Описываемое отклонение может нести ограниченный характер, проще говоря, нарушения действий проявляются на лицевой мускулатуре (оральная апраксия), одной половине туловища, одной конечности. При разрушении мозолистого тела развивается левосторонняя апраксия.

Среди факторов, провоцирующих формирование апраксии, острый разлад мозгового кровоснабжения с поражением мозговой ткани (ишемический инсульт) занимает первую позицию. Данное нарушение вызывает дисфункцию мозговых структур из-за недостаточности объема крови, снабжающей его ткани, что приводит, в основном, к возникновению такой разновидности описываемого отклонения, как кинестетическая апраксия. У лиц, имеющих обширные церебральные поражения, особенно лобных сегментов, чаще встречается апраксия ходьбы, напоминающая паркинсоническую походку.

Симптомы апраксии

Прошлое столетие ознаменовано открытием моторных областей мозговой коры. Это привнесло в неврологию совершенно новое понятие – апраксия. Хотя считается первое упоминание о ней датировано 1871 годом. Сегодня большинству человеческих субъектов неизвестно понятие апраксия, что это такое. Среднестатистический индивид не ведает, что собой представляет описываемая хворь и как именно она проявляется. Описываемое отклонение нельзя относить к самостоятельному недугу. Оно скорее является вторичным проявлением иных патологий.

Основными признаками рассматриваемого нарушения считается неспособность регулировать двигательные акты лицевой мускулатуры, выполнять точные движения, невозможность скопировать, иногда нарисовать элементарные фигуры, использовать инструменты надлежащим образом, неспособность надеть элементы гардероба.

Апраксия ходьбы часто определяется следующими специфическими признаками: чрезмерной сутулостью, шаркающей походкой, внезапной остановкой, невозможностью перешагнуть препятствие. При этом индивиды нередко не осознают собственное нездоровое состояние. Иногда признаки рассматриваемого отклонения могут не беспокоить субъектов, обнаруживаясь лишь при проведении специфических неврологических исследований.

Итак, симптомы апраксии проявляются в следующем:

— сложностями в воспроизведении последовательных манипуляций по команде, больные зачастую не помнят последовательность некоторых действий;

— трудностями при совершении двигательных операций, требующих пространственного ориентирования, у больных изменяется соотношение пространства с собственными действиями (пространственная апраксия);

— ходьбой маленькими шажками, скованной поступью;

— затруднением процесса одевания;

— двигательными персеверациями, выражающимися в устойчивом воспроизведении отдельных элементов двигательной операции и заклиниванием на нем (кинестетическая апраксия);

— затруднением при открытии глаз.

Виды апраксий

Обычно различают ограниченную апраксию и двустороннюю. Для первой присущи нарушения движений, появляющиеся лишь на половине туловища либо лица, для второй – двустороннее повреждение лобного сегмента либо диффузная двухстороння патология коры головного мозга.

Кроме того разновидность патологии обусловлена местом локализации очагов патологии в мозговых структурах.

Выделяют следующие виды апраксий: регуляторную, моторную, динамическую, кортикальную, билатеральную апраксию.

Кортикальная апраксия зарождается при повреждении коры превалирующего полушария мозга. Вследствие этого наблюдается преобразование моторной зоны коры на поврежденном сегменте.

Моторная апраксия выражается невозможностью воспроизведения операций по подражанию и спонтанных двигательных актов. Чаще рассматриваемая разновидность недуга бывает ограниченной. Она подразделяется в свой черед на идеокинетическую и мелокинетическую. При первой – больной выполнять осознанно элементарные действия не способен, но случайно совершить их он может. Простые двигательные операции не по заданию пациент правильно воспроизводит, но обычно путает действия (дотрагивается до глаз, вместо рта).

Мелокинетическая моторная апраксия обнаруживается в нарушении структуры манипуляции, составляющей определенное движение и замене ее операциями по типу раздвигания пальцев взамен сжатия в кулак пальцев.

Регуляторная апраксия проявляется расстройством сложных, последовательных двигательных операций, нарушением регуляции действий и подчинения манипуляций заданной программе, сложносоставными системными персеверациями. Данная разновидность отклонения характеризуется не доведением до завершения двигательной операции, нарушением целеполагания, расстройством контроля и программирования. Возникает она по причине поражения префронтального сегмента коры мозга.

Динамическая апраксия обнаруживается в невозможности совершения серии последовательных манипуляций, являющихся основой разнообразных двигательных операций, двигательными персеверациями. Это состояние определяется расстройством автоматизации двигательных актов, а также патологической инертностью. Для него характерны отклонения в навыках, используемых для трансформации действий в сложные. Чаще отмечается при поражениях премоторного сегмента коры и вторичной моторной зоны (дополнительная моторная кора).

Билатеральная апраксия являет собой двустороннюю патологию. Зарождается при расположении очагов патологии в нижнем теменном сегменте главенствующего полушария мозга. Данная разновидность опасна возникновением расстройства взаимодействия двух мозговых полушарий.

При повреждении лобного сегмента может возникать оральная апраксия, выражающаяся отклонениями в сложных движениях, производимых языком и губами. Другими словами, пациент по инструкции осуществить действия с участием мускулатуры речевого аппарата не способен (например, произвести определенные звуки или облизать губы).

Пространственная апраксия возникает при повреждении теменных зон и затылочных сегментов коры. При совершении сложносоставных двигательных операций проявляется расстройством пространственных соотношений.

Лечение и профилактика апраксии

Лечебные мероприятия при описываемом отклонении в первый черед направлены на ликвидацию этиологического фактора. Сегодня, к сожалению, специальной терапевтической методики для эффективного избавления от этого недуга не существует. Среди наиболее результативных лечебных мероприятий, способствующих достижению стойкого положительного эффекта выделяют такие:

— назначение фармакопейных препаратов, нормализирующих кровоснабжение структур мозга, улучшающих доставку жизненно важных питательных веществ в мозг;

— постоянный контроль над давлением, проведение мероприятий для его нормализации;назначение антихолинэстеразных препаратов с целью увеличения эффективности нейропсихологического функционирования;

— реабилитация пораженных сегментов мозга и органов;

— хирургическое вмешательство (например, удаление опухоли).

К сожалению, лекарства, направленные на замедление прогрессирования симптоматики, являются практически не эффективными в отношении рассматриваемого недуга. Терапевтические мероприятия также зависят и от разновидности расстройства. Современные врачи отдают предпочтение разработке индивидуальных методик под каждого пациента. Такие методики могут включать: трудотерапию, физиотерапевтические мероприятия, логопедию, реабилитацию когнитивных процессов, устранение этиологического фактора.

Несколько десятилетий назад диагностические методы обнаружения апраксии были не разработаны. Собственно поэтому все диагностические методики сводились к просьбам воспроизвести определенные двигательные операции, выполнить элементарные действия и сложные задачи, такие как в чашке размешать сахар, развернуть конфету, продеть в игольное ушко нить, наполнить водой из графина стакан. Все обследование включало лишь выполнение задания на манипуляцию с определенным предметом.

Современные специалисты используют иную методику диагностирования данного расстройства, которая включает не только сложные и элементарные двигательные операции с предметами. Диагностика 21 века включает подражание манипуляциям врача-экзаменатора, воспроизведение приказных действий (встать, присесть), действия с частями и представляемыми предметами. В ходе диагностирования больному, например, предлагают продемонстрировать, как он кушает бульон, не имея ни ложки, ни глубокой тарелки под рукой.

Вышеприведенные методы и оценка мимики позволяют определить разновидность апраксии, но не помогают установить этиологические факторы, лежащие у истоков недуга, поэтому предоставить достаточные основания считать симптоматику порождением мозговой патологии они не могут. Таким образом, дабы наметить адекватный курс лечения, необходимо установить форму описываемого недуга, определить область нахождения патологического очага и определить причину, повлиявшую на формирование этого отклонения. Этим должны заниматься специалисты по неврологии и психиатрии.

Результативных профилактических мероприятий, устремленных на предупреждение формирование апраксии, сегодня тоже не существует. Но можно выделить несколько действенных рекомендаций, которые уменьшат риск развития описываемого недуга:

— отказ от потребления спиртосодержащих жидкостей в неограниченны объемах и курения;

— регулярные занятия спортом и ежевечерние променады;

— нормализация режима питания (кушать нужно часто, но незначительными порциями);

— сбалансирование питания (пища должна состоять большей частью из зелени, овощей и фруктов, потребления консервированной провизии, жареной, острой пищи должно быть незначительным);

— проведение регулярных медицинских осмотров;

— контроль над давлением.

Итак, апраксия это разновидность отклонения, характеризующаяся невозможностью воспроизведения человеком последовательности нужной ему двигательной операции. Поэтому нужно понимать, что индивиды с данным расстройством, довольно зависимы от помощи близких или другого окружения, так как самостоятельно выполнить некоторые необходимые повседневные действия они не могут.

Ещё статьи по этой теме:

  • Болезнь ПаркинсонаБолезнь Паркинсона

    Болезнь Паркинсона

  • АтаксияАтаксия
  • АгнозияАгнозия
  • ИнтеллектИнтеллект

    Интеллект

  • Болезнь АльцгеймераБолезнь Альцгеймера

    Болезнь Альцгеймера

  • ВСДВСД

Причины развития

  • Доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга;
  • Сосудистая патология в лобных долях головного мозга;
  • Инсульт в анамнезе больного;
  • Различные травмы головного мозга;
  • Последствия нейроинфекций;
  • Инволюционные изменения головного мозга (болезнь Альцгеймера)

Выделяют следующие виды апраксии: лобную, моторную, премоторную, кортикальную и билатеральную апраксию.

Классификация заболевания

Специалисты различаются несколько видов заболевания в зависимости от степени прогрессирования:

поражение мозга при оральной апраксия

  • односторонняя апраксия, которая характеризуется нарушениями двигательной системы лишь с одной стороны;
  • двухсторонняя апраксия, характеризующаяся диффузным поражением коры или лобной доли.

Клинические проявления заболевания всецело зависят от того, как продолжает функционировать пораженный мозговой участок. Кроме того, апраксия различается также по месту локализации нарушений, таким образом, выделяют следующие виды заболевания:

  1. Лобная или регуляторная обуславливается нарушениями регуляции выполняемых движений. При этом поражается кора префронтальной области мозговых полушарий. Как результат возникают нарушения сложных двигательных актов, имеющих последовательное течение. Таким образом, выполняемые движения не доводятся до конца.
  2. Идеомоторная или моторная подразумевает собой невозможность выполнения действий, которые были запланированы.
  3. Премоторная или динамическая форма заболевания характеризуется дезавтоматизацией и патологической инертностью движений. При этом нарушаются навыки, отвечающие за перевод движений в систему более сложных. Зачастую встречается этот вид апраксии в том случае, если была поражена премоторная зона коры головного мозга или цитоархитектоническое поле Бодмана.
  4. Кортикальная форма возникает в результате поражения коры доминирующего полушария головного мозга. При этом происходит преобразование моторной области коры мозга на той стороне, которая была повреждена.
  5. Билатеральная форма представляет собой форму заболевания, которая поражает с двух сторон и возникает при очагах патологии локализующихся в нижней теменной доле доминирующего полушария головного мозга. В результате развития этой формы могут возникнуть нарушения взаимодействия двух полушарий.

По типам когнитивных расстройств и навыков апраксия классифицируется следующим образом:

  1. Акинетическая или психомоторная апраксия – расстройство, при котором отсутствуют побуждения к выполнению тех или иных движений.
  2. Амнестическая форма нарушения подразумевает отклонения в системе произвольных движений, но при этом остаются подражательные. При этом у пациента теряются воспоминания о том, каким должно быть следующее движение.
  3. При идеаторной форме у пациента возникают проблемы с составлением плана последовательных движений, которые требуются для того, чтобы иметь возможность осуществлять сложные действия.
  4. При идеокинетической форме теряются навыки выполнения целенаправленных элементарных движений, хотя остаются способности к выполнению случайных действий.
  5. Кинестическая или афферентная апраксия характеризуется расстройствами кинестетической афферентации, а вследствие этого нарушениями при выполнении произвольных движений и их поиске. Таким образом, человек, страдающий от патологии, не может придать конечности желанную форму и невозможно выполнять такие движения, как расчесывание, поглаживание и прочее.
  6. При конструктивной апраксии теряется навык составления из частей целого предмета.
  7. При апраксии одевания возникают проблемы при надевании наряда, в частности из-за того, что человек путает, как должна сидеть одежда, и на какую ногу обувать левый и правый ботинок. Такая патология возникает при поражении правого полушария головного мозга.
  8. При оральной апраксии теряются навыки выполнения сложных движений губами и языком, а вследствие этого появляются проблемы с речью.
  9. И наконец, стоит отметить, что афферентная форма нарушения может привести к проблемам с речью.

Выделяются следующие типы кинестической моторной афазии:

  • пространственная форма, при которой у человека появляются проблемы с ориентацией в пространстве, а также появляются трудности при желании принять определенную позу;
  • апраксия ходьбы характеризуется нарушением при выполнении передвижений, хотя отсутствуют двигательные, вестибулярные и прочие нарушения.

Причины заболевания

Апраксия развивается в том случае, если была поражена теменная доля коры большого мозга, лобная доля или мозолистое тело. Происходит это, если наблюдается:

  • нарушения кровообращения происходящего в головном мозге, имеющие хроническую форму, вследствие этого наблюдается поражение мозгаслабоумие, характеризующееся плаксивостью, потерей памяти и прочим;
  • черепно-мозговые травмы;
  • процессы, которые являются следствием воспаления головного мозга;
  • заболевание Альцгеймера, которому характерно нарушение памяти;
  • рак мозга;
  • заболевание Паркинсона, при котором отмечается мышечная скованность, которая быстро прогрессирует, нейропсихологические расстройства и тремор.

Как это выглядит?

Признаки апраксии:

  • отсутствие навыков контроля мимических мышц лица;
  • затруднения при одевании (проблемы с завязыванием шнурков и застегивания молнии);
  • отсутствие навыков координации пальцев рук и кисти (возникают проблемы при рисовании элементарных элементов);
  • затруднения при соотношении использования предметов и рода деятельности, где они должны задействоваться;
  • нарушения при ходьбе;
  • человек не может перешагнуть или обойти препятствие;
  • отмечается ранее отсутствовавшая сутулость.

Диагностика и оказание помощи

Для того чтобы диагностировать заболевание проводится ряд мероприятий:

  • анализ анамнеза и жалоб патологии;
  • осмотр неврологом;
  • осмотр нейропсихологом;
  • проводится магнитно-резонансная и компьютерная томография;
  • нередко пациент посещает кабинет нейрохирурга и психолога.

Медикаментозное лечение в этом случае отсутствует, а препараты не способны даже замедлить развитие заболевания. Кроме того, чтобы бороться с патологией и ее последствиями осуществляются следующие действия:

  • контролируется кровяное давление, и назначаются препараты, которые способны улучшить питание и кровоток в головном мозгу;
  • хирургическое вмешательство (удаляется опухоль).

Специалист, который наблюдает пациента, составляет индивидуальный план терапевтической программы, которая подразумевает такие процедуры:

  • физиотерапия;
  • трудотерапия;
  • когнитивный метод реабилитации;
  • занятия с логопедом.

когнитивная реабилитацияМетоды помощи при заболевании во многом зависят от деталей. Например, очень важен возраст пациента, степень поражения и характер патологии.

Несмотря на то, что как такового лечения не существует на сегодняшний день, вышеперечисленные процедуры позволяют хотя бы частично восстановить функционирование. Физиотерапия является наиболее эффективным методом, так как со временем наблюдаются улучшения функций организма.

Лечение, а точнее поддерживающая терапия – это довольно трудный и длительный процесс, который требует настойчивости и терпения.восстановление когнитивных функций

Поэтому, не стоит затягивать с походом к врачу, если появились подозрения на заболевание. В зависимости от причин будет осуществлено направление к психиатру или неврологу.

Помимо того, что для пациента разрабатывается индивидуальный комплекс восстановительных и поддерживающих процедур, следует окружить его заботой. Потребуется дополнительно психолог, сиделка, ведь не всегда родные и социальный работник смогут находиться рядом с пациентом.

Прогноз специалистов и вероятные последствия

В зависимости от характера патологии, которая стала возбудителем апраксии, выстраиваются прогнозы. Поэтому специалисты проводят мероприятия по устранению причин заболевания и совершенствованию движений, выполняемых произвольно.

В связи с тем, что как такового лечения заболевания нет, а есть лишь поддерживающие методы, наблюдается ряд последствий:

  • качество жизни пациента резко снижается, ввиду невозможности испытания неких тактильных ощущений и телодвижений;
  • самообслуживание для людей, страдающих от заболевания, невозможно, поэтому требуется постоянный уход;
  • и конечно о занятии каким-либо видом работ речи быть не может.

Апраксия – это тот тип заболеваний, которые развивают инвалидность пациента.

Лечение и восстановление.

Апраксия как утрата способности к профессиональной деятельности.

При том или ином виде АС наблюдаются нарушения в профессиональной деятельности, что приводит к частичной или полной утрате трудоспособности; в инструментальных бытовых навыках; в навыках самообслуживания, что приводит к постоянному оказанию помощи в уходе извне (даже при выполнений гигиенических процедур); конструктивных способностей (вплоть до невозможности писать); выполнении символических действий (непонимание того, когда машут рукой при прощании).

Все это усложняет нормальную жизнь человека и его окружения, поэтому требует лечения в виде когнитивной реабилитации (направлена на улучшение внимания, памяти, восприятия, мышления), физиотерапии (лечебный массаж, лечебная физкультура), помощи логопеда (при речевой АС), трудотерапии по индивидуальным схемам.

Основная роль отводится лечению основного заболевания, вызвавшего апраксию (хирургическое – при опухолях и гидроцефалии, улучшение мозгового кровообращения и нейропсихологических функций с помощью нейропротекторов, ноотропов и вазоактивных препаратов – после инсультов

, болезни Паркинсона и т.д.).

При нейродегенеративных заболеваниях, когда состояние пациента прогрессирует, обязательно проведение динамического ухода за больным обученными родственниками, или специальным медицинским персоналом, в особенности мероприятий по предотвращению образования повреждений и рациональному питанию.

Автор статьи: врач-субординатор Белявская Алина Александровна.

  • Нравится

Выявление апраксии речи

Так что же может указывать на то, что у вашего ребенка есть апраксия речи? Детям с апраксией трудно координировать движения языка, губ, рта и челюсти, чтобы произносить отчетливые и последовательные звуки речи. Так что каждый раз, когда такой ребенок произносит какое-то слово, оно может звучать по-новому. Из-за этой непоследовательности в произношении даже родителям, которые знают все особенности речи ребенка, бывает трудно его понять.

Не всегда специалисты могут определить, почему ребенку трудно говорить. Такое нарушение развития как аутизм еще больше осложняет эту задачу, так как оно включает проблемы с коммуникацией.Так что, если у вас есть подобные подозрения, мы рекомендуем вам обратиться за обследованием к профессиональному логопеду. Именно логопеды должны обладать подготовкой для дифференциации различных нарушений речи, которые могут быть очень схожи. Они также могут разработать индивидуальный план по преодолению этой проблемы.

Чего ожидать от диагностики

Вот несколько проявлений, по которым логопеды отличают апраксию речи от других нарушений:

— Систематические ошибки в согласных и гласных звуках во время произнесения слогов и слов. Например, ребенок каждый раз немного по-разному произносит одно и то же слова. Может быть особенно заметно в случае новых слов и более длинных и сложных слов.

— Трудности с переходом от звука к звуку и от слога к слогу. Это часто приводит к довольно продолжительным паузам между звуками и слогами. В связи с этим ребенок также может испытывать сложности при повторении последовательности слов или слогов.

— Необычное ударение. Например, ребенок может произносить все слоги в слове с одинаковым ударением. Вместо обычной «мелодии» речи, кажется, что ребенок говорит странно. Этот симптом апраксии особенно сложно распознать при аутизме, так как у детей с аутизмом часто встречается «плоская» интонация.

Во время обследования логопед также оценит орально-моторные движения и их силу. Такая оценка включает движения челюсти, губ и языка. Логопед может попросить ребенка сглотнуть, пошевелить языком, улыбнуться, лизнуть леденец и так далее, чтобы проверить мышечную координацию.

Тщательное обследование также включает проверку слуха, уровня вербальных и невербальных коммуникативных навыков, способности к имитации и реакции на устные инструкции. Результаты такого обследования предоставят необходимые данные для разработки плана терапии ребенка.

Диагностика апраксии у детей с аутизмом

Помните о том, что диагностика апраксии речи у ребенка с аутизмом может быть особенно затруднительной. Такая диагностика потребует нескольких занятий, в противном случае, ребенок может слишком сильно устать. Обычно мы очень осторожны при диагностике детей слишком маленького возраста и имеющих серьезные нарушения развития, так как они могут отказываться от сотрудничества при выполнении множества задач во время обследования. Как правило, нам нужно, чтобы у ребенка была хоть какая-то речь, чтобы мы смогли услышать и увидеть симптомы апраксии.

Для нас также важно оценить, как ребенок будет реагировать на разные методики. Например, ребенок сможет имитировать движения по просьбе? Нас особенно интересует, будет ли ребенок внимательно слушать, пока терапевт будет моделировать движения ртом? Ответы на эти вопросы очень важны для составления программы терапии для ребенка с апраксией и аутизмом.

Лечение апраксии

После того как логопед диагностировал апраксию и разработал индивидуальный план лечения, различные специалисты, в том числе логопеды и эрготерапевты, могут помочь с различными областями программы. Как родители, вы, скорее всего, будете играть в этом плане очень активную роль.

Визуальная поддержка и устройства для генерации речи

Логопед может порекомендовать вам использовать вспомогательный метод коммуникации, например, визуальную поддержку (картинки-подсказки) или планшет с программой генерации голоса.По опыту мы знаем, что такой подход кажется многим родителям неправильным. Они могут волноваться, что поддержка с помощью изображений или устройства, генерирующего речь, начнет заменять речь ребенка и остановит ее развитие. Хорошие новости в том, что исследования доказывают как раз обратное.

Альтернативные методы коммуникации поощряют развитие устной речи. Возможно, это происходит потому, что они предоставляют ребенку возможность общаться с окружающими, пока он работает над своими речевыми навыками. В нашей практике мы часто наблюдаем, как связь между изображением и словом помогает невербальным и минимально вербальным детям лучше понимать и использовать слова.

Жестовые подсказки

Другой подход состоит в использовании визуальной жестовой подсказки. Родители или терапевт прикасаются к своему рту, когда они произносят определенный звук. Например, мы можем поднести указательный палец к губам и отодвинуть его, когда мы говорим звук «п». Подсказка привлекает внимание ребенка к тому, как губы формируют определенный звук.

Мы будем использовать более одной подсказки, когда мы говорим целое слово, чтобы показать разницу между звуками в слове. Комбинация визуальной и вербальной подсказки помогает ребенку сосредоточиться, лучше понять и произнести слово.

Такая подсказка может быть особенно полезной для детей с аутизмом, которые часто склонны к обучению через зрительное восприятие. Тем не менее, для этого метода необходимо, чтобы ребенок мог уделять внимание подсказкам и подражать им.

Построение основного словаря

С этим и другими подходами очень важно всегда начинать с основного словаря. Так называют 10-20 слов, которые выбирают родители и специалист. В основной словарь должны войти те слова, которые чаще всего употребляются в повседневной речи (например, «мама» и «папа»), имеют особое значение для ребенка (например, «поезд», если ребенок очень любит поезда), обозначают самые распространенные действия (например, «есть», «идти» и так далее), и которые проще всего имитировать (в зависимости от навыков ребенка).

Вместе со специалистом ребенок будет тренироваться в произнесении этих слов в рамках структурированных занятий. Дома же вы будете тренироваться говорить эти слова в естественных ситуациях, когда ребенок сталкивается с этими людьми, предметами или действиями в течении дня.

Как и с каждым новым навыком, постоянное повторение и практика — это лучший способ улучшить результаты и помочь ребенку стать независимее. Поначалу ребенку может понадобиться помощь в произнесении слова. Затем постепенно она научиться говорить его самостоятельно без ваших подсказок. После этого мы можем ввести новое слово для формирования фразы и так далее.

Как правило, терапия апраксии представляет собой комбинацию всех этих подходов.

Что вы можете делать дома

Если у вашего ребенка диагностировали апраксию, то есть множество стратегий, которые вы можете самостоятельно использовать дома.

— Возьмите предмет, который хочет ребенок. Держите его у своего рта и четко назовите его. Например: «Паровоз. Ты хочешь паровоз?» Снова повторите название, а затем дайте его ребенку. Такая стратегия поощряет ребенка наблюдать за движениями рта и связывает их с тем, что она хочет.

— Предложите ребенку выбор из двух предметов, опять держите их рядом со своим ртом, чтобы ребенок ясно видел их. Это будет поощрять ее использовать правильное слово или хотя бы показать на то, что она хочет. Например: «Ты хочешь яблоко или апельсин?» Если она называет или указывает на яблоко, то вы повторяете: «Ты хочешь яблоко».

— Вы можете использовать различные предметы, чтобы усилить или изменить свой голос и, таким образом, привлечь внимание ребенка. Например, скажите ребенку что-нибудь через пустой картонный цилиндр от туалетной бумаги или через приложение для изменения голоса. Посмотрите, будет ли ребенок отвечать или издавать какие-то звуки в ответ. Хвалите ее за любые усилия. Ваша цель — взаимная коммуникация.

— Сделайте слова интереснее! Акцентируйте звуки в начале и конце слов. Опять же, ваша цель привлечь внимание ребенка и побудить ее к имитации.

— Добавляйте звуковые эффекты к чтению книг и играм с игрушками. Все могут мычать как корова или шуметь как самолет! Меняйте громкость и тон звуков.

— Как можно чаще повторяйте слова из основного словаря в простых предложениях или описаниях занятий. Делайте это, когда вы занимаете ребенка чем-то веселым и интересным. Например, когда вы дуете мыльные пузыри, говорите и подчеркивайте основные слова «пузыри» и «дуй». Сосредоточьтесь на том, чтобы сопровождать одни и те же действия каждый день одними и теми же словами. Пусть эти слова будут совсем простыми. Используйте только короткие предложения. Делайте паузу прежде чем сделать какое-то действие или дать ребенку желанный предмет, чтобы побудить ребенка повторить за вами слово.

— Поощряйте имитацию через песни. Многие песенки сопровождаются движениями. Например, «Если нравится тебе в ладоши хлоп» и так далее. Музыка часто увлекает детей и побуждает их больше копировать ваши слова и движения, чем обычно.

Для детей более старшего возраста используйте телефон или планшет для записи слов из основного словаря. Можно сопровождать их видеоклипом, на котором вы показываете на свой рот и медленно говорите слово дважды. Мы рекомендуем завести на телефоне или планшете специальную папку, чтобы ребенок мог просматривать эти видео с вами или самостоятельно.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Виды апраксии

По локализации очага поражения в головном мозге определяют несколько видов апраксии:

  1. При моторной апраксии пациент не может произвести последовательные действия двигательного акта, несмотря на желание их последовательного выполнения.
  2. Премоторная апраксия характеризуется нарушением приобретенных навыков в части их последовательной координации, т.е. больной не может выполнять сложные движения.
  3. Лобная апраксия выражается невозможностью пациента программировать и координировать последовательные движения.
  4. Кортикальная апраксия появляется на основе стойкого патологического преобразования моторной коры мозга на поврежденной стороне.
  5. Апраксия билатеральная, возникает при повреждении мозолистого тела. Носит двусторонний характер и приводит к нарушению процессов взаимодействия двух полушарий.

По типам снижения памяти, умственной деятельности и др. когнитивных расстройств различают – пространственную, оральную, конструктивную, афферентную, артикуляционную, идеокинетическую, кинестетическую, идеаторную, амнестическую и акинестическую виды апраксии.

Артикуляционная апраксия считается наиболее сложным видом болезни. В отсутствии таких причин как паралич и парезы артикуляционных органов, больной не в состоянии членораздельно разговаривать.

Амнестическая апраксия характерна сохранением подражательных действий, но расстройством произвольных.

Акинестической апраксии присуще отсутствие достаточных побуждений к движению.

Возможность случайного выполнения действий, с отсутствием способности целенаправленных движений относится к идеокинетической апраксии.

Отсутствие возможности запланировать последовательность действий для сложного движения называется идеаторной апраксией.

Кинестетическая апраксия обусловлена поиском необходимых движений при нарушении их произвольных действий.

Конструктивная апраксия наблюдается при невозможности составить из частей одно целое.

Афферентная апраксия определяется при возможности больного выполнить знакомые действия, но невозможностью повторить какую-либо позу.

Оральная апраксия характеризуется сложностям произношения, т.е. утратой реализации речи.

Моторная апраксия

Данная форма апраксии обычно наблюдается в одностороннем проявлении. При возникновении моторной апраксии выражены нарушения подражательных и спонтанных действий. В этом случае, отмечается нарушение координации всего тела или отдельных конечностей.      Моторная апраксия подразделяется на идеокинетическую и мелокинетическую формы.

Возможность случайного выполнения действий, с отсутствием способности целенаправленных движений относится к идеокинетической апраксии.

Мелокинетическая апраксия выражается в изменении структуры движения. Происходит искажение действия.

Пространственная апраксия

При поражении теменно-затылочных отделов коры головного мозга левого полушария или двусторонних поражениях возникают нарушения движений пространственного типа.

Такие нарушения называются пространственной апраксией. Больной ощущает отличные от реальности пространственные соотношения. При этом нарушаются пространственная ориентированность двигательных актов. Попытки организовать зрение не удаются. Не ощущается разницы в выполнении движений при открытых или закрытых глазах. Пространственная апраксия дольно часто встречающееся заболевание.

Конструктивная апраксия

Данный вид болезни характерен снижением конструктивных возможностей мозга. Особенно наглядно эти нарушения можно увидеть при попытках больного что-либо изобразить на бумаге. При конструктивной апраксии пациент выполняет рисунок с четко обозначенными нарушениями. Теряются некоторые детали предмета, искажаются его контуры, нет четкого выбора места для изображения. Конструктивная апраксия развивается в случаях поражения теменной доли того или другого полушария.

Лечение апраксии

Диагностика заболевания проводится путем опроса близких и родственников больного, а также с использованием магниторезонансной и компьютерной томографии, ангиографии для уточнения расположения поврежденного участка мозга.

Характерного лечения апраксии нет, так как любой случай апраксии рассматривается индивидуально с учетом возраста, вида заболевания, тяжести процесса и прочих факторов.

Такие пациенты нуждаются в постоянном уходе и присмотре. Наблюдения ведутся психиатрами и невропатологами. Для некоторого облегчения состояния больного используются логопедические упражнения, когнитивная реабилитация и трудовая терапия.