Атипичный аутизм: формы, причины, симптомы, лечение

Аутизм, что это за болезнь и почему к ней в последнее время такое пристальное внимание? Ответ прост: его стали все чаще и чаще выявлять. Причем данное заболевание диагностируют сегодня не только детям, но и взрослым, так как этот синдром у нас начал устанавливаться недавно. До этого диагноз ставился иной, что не давало реального инструментария для лечения таких людей. Хотя раннее вмешательство имеет довольно позитивную динамику во многих случаях.

В чем же дело, почему люди становятся аутистами, что вызывает это заболевание? На эти вопросы ответить сегодня очень трудно. Ученые и исследователи не имеют пока что единого мнения. Известно только одно: вылечить такого человека невозможно, этот диагноз будет его сопровождать всю жизнь. Но вот приспособиться к нему, помочь ему быть понятным окружающим –  можно и нужно.

Содержание:

С чего начать, когда поставлен диагноз аутизм?

Прежде всего, необходимо точно выставить диагноз. Ни в коем случае нельзя это делать самостоятельно. Только группа специалистов в таком составе: терапевт, психиатр, невролог – могут определить заболевание. Но первыми бить тревогу о наличии особенностей в поведении должны близкие.

Проявления аутизма начинаются у малыша уже до трехлетнего возраста. Как не пропустить болезнь и в то же время не создать лишней паники вокруг ребенка по пустякам? В этом случае поможет только рассудительность родителей, умноженная на их наблюдательность, с добавлением материнской интуиции, что с моим малышом что-то не так, плюс консультация у хорошего специалиста. Понимаем, что при каждом чихе бежать к педиатру глупо. Но есть то, что должно родителей стимулировать к тому, чтобы постоянно обращаться к врачу. Это здоровье малыша. Истина одна: чем раньше начинается лечение, тем лучше его результат.

Да, аутизм не излечим. Лекарств от него нет. Но есть методики, которые учат близких правилам поведения с такими детьми и взрослыми. Ну а благодаря раннему вмешательству есть большие шансы адаптировать ребенка с таким диагнозом к самостоятельной жизни в будущем.

Так что же такое аутизм?

Аутизм, определение которого пока не совсем однозначно, считается психическим расстройством, возникающим в результате нарушения развития мозга. Основные признаки:

  • отклонения в социальном взаимодействии и общении;
  • стереотипность в поведении и интересах.

Указанные особенности появляются у ребенка, как правило,  еще до достижения им трехлетнего возраста. В некоторых случаях специалисты могут наблюдать проявления этого заболевания уже у трехмесячного малыша.

Аутизм – одно из самых загадочных нарушений в психическом развитии человека. Выделять его в отдельное заболевание на мировом уровне начали только 70 лет назад. На просторах СНД это вообще малоисследованный синдром. Поэтому у нас специалистов в этой области  мало. Зачастую детям, страдающим аутизмом, ставят диагноз «олигофрения» либо «шизофрения». Это в корне неправильно, так как методики лечения разные. Хотя, как и при этих заболеваниях, инвалидность от аутизма в тяжелых его проявлениях очевидна.

Статистика по количеству людей, страдающих этим заболеванием, неоднородная. У нас она довольно сомнительная. В США, где диагностикой и лечением заболевания занимаются довольно серьёзно, данные таковы:

  • 1 американский ребенок из 88 имеет проблему аутического спектра за данными CDC (США);
  • среди мальчиков аутизм встречается намного чаще, нежели среди девочек;
  • с 1990 года это заболевание в США и Соединенном Королевстве выросло в разы, причины не известны.

Как видим, проблема аутизма довольно актуальна во всем мире.

Что может вызвать заболевание?

Ученые до сих пор не имеют однозначного ответа на этот вопрос. Но международные диагностические системы (DSM-1Y и МКБ-10) склоняются к тому, что основными факторами все-таки являются биологические нарушения. Поэтому причинами аутизма считают:

  • психодинамические факторы;
  • влияние окружающей среды;
  • органические невролого-биологические нарушения;
  • биохимические патологии;
  • генетический фактор.

Согласно данному перечню можно сделать вывод, что аутизм, причины которого многочисленны, является полиэтиологическим заболеванием, которое возникает в пределах разных патологий.

Итак, в группе риска находятся дети, которые в пренатальном периоде и в раннем постнатальном были поражены:

  • вирусными инфекциями;
  • радиацией;
  • хронической внутриутробной гипоксией;
  • острой асфиксией;
  • интоксикацией.

К этой группе причисляются малыши, отцы которых имеют преклонный возраст на момент их зачатия.

Диагноз «аутизм» присущ также детям с такими генетическими заболеваниями, как:

  • синдром фрагильной Х-хромосомы (25-47%);
  • синдром Дауна (5-10%);
  • туберозный склероз (16-48%);
  • синдром Ангельмана;
  • синдром Жубера;
  • синдром Коэна;
  • эпилептическая энцефалопатия.

Несмотря на то, что дети, имеющие синдром аутизма, иногда производят довольно гнетущее впечатление из-за своей отстраненности и странных занятий, у них все же есть хорошая перспектива развития. Основным условием остается ранняя диагностика и ранняя коррекция.

Аутисты, достигшие мирового признания своими неординарными способностями: Альберт Эйнштейн, Дэниел Таммет, Билл Гейтс.

Течение болезни

Большинство исследователей считают, что аутизм, симптомы которого ярко начинают проявляться, когда малышу  исполняется 1-3 года, наиболее типичен. Предпосылками к нему, согласно исследованиям Н. Семашковой,  являются такие факторы:

  • психогенные у 5% пациентов;
  • соматические у 8 %;
  • аутохтонные ( без явных причин) у 86%.

К психогенным относятся стрессы во время отлучения от материнской груди, отъезда родителей на длительное время (отдых, командировки и т.д.), смены места жительства, кардинального нарушения режима дня; начала посещений детского сада.

К соматическим факторам принадлежат интеркуррентные инфекции, которые тяжело протекают; проведенные вакцинации; оперативное вмешательство и острые травмы.

При этом наблюдаются такие стадии заболевания:

Стадия Продолжительность стадии Характерные проявления
I стадия Стадия психоза 1-6 месяцев Отрешенность, самоизоляция, угасание эмоций, снижение активности; остановка развития
II стадия Стадия регресса 6-12 месяцев Активность продолжает снижаться, наступает потеря речи, утрата навыков самообслуживания, поедание несъедобных объектов, появление двигательных стереотипий:· разжатие и сжатие пальцев в кулаки;·          закладывание пальцев друг за друга;·          поднятие рук на уровень плеч или высоко над головой;· появление примитивных жестов, которые были в раннем периоде развития (например, атетоз пальцев);

· напряжение мышц тела с прижатием к нему согнутых в локтях рук, а потом  взмахивание руками, как крыльями;

III стадия Кататоническая стадия 18-24 месяца Появляются кататонические расстройства, которые сопровождаются двигательной возбудимостью в виде бега по кругу, кружениями, раскачиванием из стороны в сторону, лазанием по мебели; негативизм и стереотипия при этом сохраняется.

К концу последней стадии можно наблюдать у ребенка улучшения. При этом ему присущи такие характерные действия:

  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • психопатоподобные расстройства;
  • неврозоподобные расстройства.

Но у ребенка начинается развитие, которое отмечается в виде появления:

  • реакции на окружающих и их речь;
  • навыков самообслуживания;
  • развитие речи в виде отдельных слогов или звуков во время эмоционального возбуждения.

Как распознать аутизм у ребенка?

Некоторые заболевания, особенно на генетическом уровне, имеют свое «лицо», т.е. общие внешние черты. Таковыми являются синдром Дауна, синдром Ангельмана, синдром Коэна. Аутистам тоже приписывают внешние сходства.  Л. Каннер, первый исследователь этого заболевания, в своих трудах писал, что дети, рожденные с диагнозом «аутизм», имеют утонченные черты лица. Он называл этот признак «лицом принца».

Все остальные симптомы касаются развития и поведения малыша. Мы уже знаем, что очень часто ребенок-аутист развивается соответственно норме, а потом резко в периоде от 1 года до 3 лет у него происходит утрата приобретенных навыков и функций. Это первый и важный сигнал о начале заболевания.

Хотя если внимательно наблюдать за малышом, то уже в раннем периоде его развития можно отметить такие особенности

Возраст Нарушения в развитии
1 месяц Плач плохо интерпретируется; гуление ограниченное, более напоминает крик, ребенок может визжать; имитация звуков отсутствует
2 месяца У ребенка отсутствует оживление в виде двигательных  реакций, когда ему предлагается игрушка или когда появляются взрослые
6 месяцев Отсутствует вокализация разными тембрами и интонацией, т.е. построит «диалог» с ребенком невозможно
8 месяцев Не повторяет слоги «па-па-па», «ма-ма-ма»
9-10 месяцев Не формируются указательные и другие социальные жесты («дай-дай», «на-на»)
18 месяцев Плохо реагирует на обращение, не указывает на предметы, не наследует взрослых, не хочет с ними общаться.

Виды аутизма

Аутизм – психическое расстройство, которое у всех проявляется по-разному. От количества признаков, причин и времени появления существует такая классификация аутизма:

  • детский аутизм;
  • атипичный аутизм;
  • дезинтегративные расстройства раннего возраста;
  • гиперактивность с наличием умственной отсталости и стереотипий;
  • синдром Аспергера;
  • общее отклонение в развитии.

Детский аутизм (синдром Каннера)

Форма аутизма, которой характерны проявления первых нарушений в развитии ребенка до достижения им 3 лет. Ненормальное функционирование наблюдается в коммуникации, поведении, социальном взаимодействии. Также у ребенка возможны безосновательные страхи, нарушение сна, сбои в работе кишечника, непонятные вспышки гнева, агрессивность по отношению к окружающим и к себе.

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм — форма аутизма, которая отличается от аутизма детского временем проявления первых симптомов или полным отсутствием определенных критериев. Итак, проявляется, как правило, после 3 лет. Атипичный аутизм часто встречается у детей, которые имеют умственную отсталость или речевые нарушения. Сначала ребенок развивается соответственно нормы, а потом у него наступает потеря приобретенных навыков. Развитие притормаживается.  Ребенок, который имеет атипичный аутизм, приобретает тяжелую форму умственной отсталости.

Дезинтегративные расстройства раннего возраста

Форма аутизма, когда ребенок развивается соответственно возрасту, но в течение нескольких месяцев вдруг все меняется: у него идет потеря интереса к окружающему миру, появляются стереотипии, возникают отклонения в общении. Диагноз устанавливается только на фоне поведенческих симптомов.

Гиперактивность с наличием умственной отсталости и стереотипий

Основными характеристиками считаются: тяжелая умственная отсталость, гиперактивность, нарушение внимания, стереотипное поведение. Со временем (наиболее часто в подростковом возрасте) гиперактивность меняется на пониженную активность. Детям с таким аутизмом помочь очень тяжело. Нарушения поведения обусловлены не только низким интеллектом, но и в результате органического поражения мозга.

Синдром Аспергера

При этом аутизме (его еще называют высокофункциональным аутизмом) нарушены социальные взаимодействия, присутствуют стереотипии, присуще увлечение только одним занятием. В отличие от типичного аутизма отсутствуют задержки в развитии речи. Познавательные функции развиваются соответственно нормы и даже выше. Характерна неуклюжесть. Те нарушения, которые появились в подростковом или в более позднем возрасте, сохраняются на всю жизнь.

Общие отклонения в развитии

Формы аутизма, расстройства которых не подходят ни для одного из перечисленных видов либо данные о появлении заболевания и его протекании отсутствуют, что не позволяет установить более точный диагноз.

Стереотипия при аутизме

Аутизму практически во всех его видах сопутствует стереотипное поведение. Оно сопровождается определенными движениями тела, проявлениями эмоций, заинтересованностью одним предметом и т.д.

Типичной стереотипией считается поведенческая. Она характеризуется тем, что страдающие аутизмом довольно консервативны к своему окружающему миру. Они не терпят никаких изменений в своей жизни.

Аутистам, особенно взрослым, присуща неофобия. Это значит, что ничего нового в их жизни не должно появляться, иначе оно может вызвать у них непонятную агрессию или наоборот страх. Для поддержания их спокойствия вокруг должна царить стабильность.

Дети-аутисты в свою очередь  очень негативно относятся к новым вещам, еде, игрушкам. Это вызывает у них панику. Элементарная перестановка мебели или изменения в маршруте следования вызывает у них тревогу, которая может привести к вспышке гнева.

Двигательные стереотипии — это довольно распространенное среди аутистов явление. Оно состоит в том, что больной в течение дня часто и ритмично повторяет одно и то же движение. Оно ребенка возбуждает и приносит заметное удовольствие. Это могут быть покачивания, махание головой, движения пальцами перед глазами, махи руками, бег по кругу, постукивания и т. д. Иногда наблюдается целый комплекс стереотипных движений.

Иногда у аутистов можно наблюдать речевую стереотипию.  Её особенностью считается то, что ребенок самопроизвольно повторяет по многу раз одни и те же слова, фразы.

Игровая деятельность тоже не лишена стереотипий. Ребенок может часами созерцать яркие предметы, как они двигаются. Происходит длительная задержка на этапе однотипной манипулятивной игры неигровыми предметами: крышками от кастрюль, обувью, предметами быта. Особая страсть проявляется  во время таких занятий, как переливание воды, пересыпание песка. Такие дети могут часами ставить книги, кубики и другие игрушки в один ряд, распределяя их по цвету и размеру. Они с удовольствием собирают и разбирают башни, пазлы. Но если что-то не получается, то очень сильно нервничают, возбуждаются и пытаются все восстановить. Им нравятся наблюдать за крутящейся юлой или обычной крышкой. В игрушках их могут заинтересовать такие элементы, как запах, цвет, звук, поверхность. Очень часто у таких детей есть любимые вещи, с которыми они никогда не разлучаются, держат их всегда в руках, крутят или теребят.

Стереотипии могут быть постоянными, а могут проявляться только во время волнения или возбуждения.

Лечение  детей с  аутизмом

Аутизм, лечение которого как самостоятельного заболевания не проводят, все-таки подлежит медикаментозному влиянию, так как он может вызывать сопутствующие болезни. Поэтому кроме наблюдения у психиатра таких детей должны периодически консультировать педиатр, невролог, гастроэнтеролог и другие специалисты.

Обязательно с такими детьми проводят занятия логопед и психолог. Если вы хотите пройти комплексное обследование, то можно обратиться в ПМПК (психолого-медико-педагогическую консультацию), которая действует в каждом областном центре. Именно здесь о состоянии здоровья ребенка и возможной помощи выскажут свое мнение и психологи, и врачи, и педагоги. Их рекомендации будут носить более практический характер, что значительно поможет родителям в дальнейших их действиях.

У детей с аутизмом могут начаться эпилептические приступы. Поэтому рекомендуется периодически делать им ЭЭГ-мониторинг. Кроме того, у них часто бывает нарушение сна, что потребует медикаментозного  вмешательства под строгим контролем врача. Ни в коем случае не давайте лекарства сами.

Проблематичным у таких детей является кишечник, так как зачастую аутисты не желают принимать предлагаемую пищу, а только ту еду, к которой они привыкли. К тому же у них часто бывает отсутствие аппетита вообще. Это существенно влияет на ЖКТ. Поэтому консультации гастроэнтеролога должны быть постоянными.

Обращать внимание следует и на физическое развитие больных аутизмом. Они подвержены таким болезням, как соединительнотканная дисплазия, что приводит к нарушениям у них осанки, плоскостопию. Поэтому лечебная физкультура для них важна. Кроме того, физические упражнения будут у них развивать координацию и моторику.

Стоить помнить, что дети с аутизмом не могут выразить свои жалобы словами. К тому же у них чувствительность к боли намного ниже. Поэтому нужно быть внимательным во время того, как они начинают заболевать вирусными инфекциями, так как они могут дать значительные осложнения.

Симптомы аутизма разнообразны. Поэтому лечится не сам синдром, а эти проявления. Наиболее часто медикаментозному лечению поддают агрессию, аутоагрессию, тревожность, стереотипии, нарушение сна и т. д.

Замечено многими врачами, что результативность лечения у детей выше, нежели у взрослых. Побочных эффектов у них к тому же намного меньше. Так как симптомы разные, то и препараты подбираются только в индивидуальном порядке.

Альтернативные методики лечения аутизма тоже существует. Но стоит помнить, что они могут быть опасными для пациента. Многие из методик даже не учитывают патогенез аутизма. А их разработчики не имеют никакого медицинского образования, что вызывает сомнение в эффективности лечения.

Поэтому перед тем как согласиться на курс лечения ознакомьтесь с практикой более подробно. Ведь могут начаться необратимые процессы, которые назад уже не повернуть. Доверьтесь лучше профессионалам. Предлагаем Вашему вниманию подробную статью про детский аутизм.

Сохранить статью

Атипичный аутизм у детей

Несмотря на то, что признаки аутизма у детей всегда проявляются в первые годы жизни, некоторые родители могут в течение длительного периода времени даже не подозревать, что их ребенок чем-то отличается от других. Если малыш страдает лишь незначительными нарушениями психики и социального взаимодействия, он может совершенно нормально развиваться и не давать маме и папе поводов для беспокойства, однако, через некоторое время признаки заболевания все же проявятся.

При таком положении вещей, когда симптомы аутизма обнаруживаются у детей старше 3 лет, говорят об атипичном проявлении данного недуга.

Атипичный аутизм у детей

В данной статье мы расскажем вам, в чем состоит различие между атипичным аутизмом и ранним детским аутизмом, признаки которого могут быть заметны практически с самого рождения малыша.

Симптомы атипичного аутизма

Основной признак такого недуга как аутизм, в любой его форме – это нарушение социального взаимодействия. Между тем, если аутичный ребенок, страдающий этим заболеванием с самого рождения, вообще не пытается взаимодействовать с окружающими его людьми и не видит в этом потребности для себя, то малыш с атипичным аутизмом пытается общаться с другими людьми, но не понимает, как правильно построить процесс коммуникации с окружающими.

В большинстве случаев атипичный аутизм протекает без умственной отсталости. У таких малышей активно развиваются интеллектуальные способности, но применить их на практике им может быть крайне затруднительно. В том числе, это может быть связано и с другими симптомами заболевания, а именно:

  • недостаточный словарный запас для своего возраста;
  • неспособность понимать мысли и чувства других людей;
  • неумение выражать собственные эмоции;
  • чрезмерная раздражительность, неподатливость и негибкость мышления.

К сожалению, иногда атипичный аутизм также протекает с умственной отсталостью, как и основная форма данного заболевания, но это бывает достаточно редко.

Прогнозы развития при атипичном аутизме

Как правило, атипичное расстройство аутичного спектра не мешает ребенку полноценно развиваться. Конечно, в чем-то этот малыш будет отличаться от своих сверстников, но, несмотря на это, он так же, как и все, сможет посещать обыкновенные детские учреждения.

Каких-либо способов лечения данного заболевания в настоящее время не существует. Между тем, больному ребенку придется наблюдаться у невропатолога в течение всей жизни, чтобы не пропустить симптомы недуга и своевременно применить необходимые методы симптоматической терапии.

Эпидемиология

Распространённость — 2 случая на 10 000 населения. Преобладают лица мужского пола (2 — 5:1).

Этиология

В большинстве случаев в анамнезе имеются сведения о медицинских осложнениях при беременности и родах. У половины больных наблюдаются выраженные неврологические симптомы.

Диагностические критерии

Для диагностики атипичного аутизма состояние должно соответствовать следующим критериям:

  • Аномальное или нарушенное развитие проявляется в возрасте 3 лет или старше (критерии аутизма за исключением возраста манифестации).
  • Качественные нарушения социального взаимодействия или качественные нарушения общения, или ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведения, интересы и активность (критерии аутизма, хотя минимальное количество областей, в которых отмечается нарушение, должно выдерживаться не обязательно).
  • Диагностические критерии аутизма (F84.0) не выполняются.

Оригинальный текст (англ.)  

  • A.

Что такое атипичная умственная отсталость

Presence of abnormal or impaired development at or after age three years (criteria as for autism except for age of manifestation).

  • B. Qualitative abnormalities in reciprocal social interaction or in communication, or restricted, repetitive and stereotyped patterns of behaviour, interests and activities (criteria as for autism except that it is not necessary to meet the criteria in terms of number of areas of abnormality).
  • C. The disorder does not meet the diagnostic criteria for autism (F84.0).
  • — Международная классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-10)

    Умственная отсталость кодируется следующим образом:

    • F84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью (включается умственная отсталость с аутистическими чертами.)
    • F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости (включается атипичный детский психоз)

    Дифференциальная диагностика

    В отличие от атипичного аутизма при синдроме Аспергера не наблюдается задержки речевого и когнитивного развития. Дифференциальная диагностика с шизофренией проводится как и при детском аутизме.

    Принципы лечения сходны с таковыми при детском аутизме.

    Атипичный аутизм. Причины развития у детей

    Атипичный аутизм – это диагноз, данный детям, у которых есть некоторые аутистические симптомы, но не отображает все черты, необходимые для диагностики аутизма. Эти типы случаев, особенно мягкие формы, как правило, диагностируются в более позднем возрасте, чем аутизм. Кроме того, хотя эти люди обычно испытывают некоторую форму ухудшения, их общие жизненные навыки часто более развиты, чем люди, которые полностью соответствуют диагностическим критериям для аутизма.

    Нет установленной причины аутизма и нетипичного аутизма.

    Люди, которые тесно связаны с пораженными людьми, имеют более высокую, чем ожидалось, заболеваемость этими расстройствами. Это предполагает генетическую основу, но есть и другие факторы. Хотя существует множество теорий об экологических причинах аутизма, таких как детские вакцины и токсины, такие как пестициды, для любого из этих факторов мало научных доказательств.

    Диагноз атипичного аутизма – другое название для распространенного расстройства развития, которое не указано иначе (PDD-NOS). Из-за сильного перекрытия симптомов этого расстройства с аутизмом, однако, его обычно называют атипичным аутизмом, а не ПТД-НОС. Хотя симптомы и тяжесть атипичного аутизма могут широко варьироваться от человека к человеку, обычно существуют некоторые общие черты.

    Общей чертой является нарушенная способность взаимодействовать с другими людьми в обществе. Некоторые люди с этим расстройством могут мало интересоваться или вообще не участвовать в общении и даже не могут пытаться общаться с другими людьми. Другие могут желать социального взаимодействия, но не знают, как эффективно общаться.

    Люди с этим расстройством часто испытывают трудности с пониманием невербальных сигналов или языка, которые не должны восприниматься буквально. Они часто не знают, как реагировать соответствующим образом на эмоции других людей. Эти факторы часто приводят к дискомфортным социальным взаимодействиям, поэтому снова усиливают тенденцию людей с нетипичным аутизмом предпочитать одиночество.

    Еще одна общая черта людей с атипичным аутизмом – проблема развития языка. Обычно они показывают ограниченную речь и могут иметь гораздо меньший лексикон, чем другие дети в той же возрастной группе. Иногда ребенок начинает показывать нормальное развитие языка, которое внезапно начнет ухудшаться.

    Другими возможными симптомами этого расстройства являются необходимость придерживаться строгого графика и возможных всплесков, если это расписание не сохраняется. Люди с этим расстройством могут иметь необычные реакции на определенные цвета, звуки или запахи из-за трудностей с сенсорной информацией. Они могут иметь сильное предпочтение конкретному типу цвета или пищи и часто имеют трудное время иметь дело с любым изменением от этого.

    Некоторые люди с этим расстройством имеют мягкие симптомы и могут вести относительно нормальную жизнь. Эти люди обычно называются «высокоэффективными». Другие могут быть совершенно ослаблены и испытывают трудности с повседневными функциями и могут нуждаться в жизни либо с членами семьи, либо в учреждении по уходу. Хотя нет известного лечения аутизма или атипичного аутизма, индивидуальная или групповая поведенческая терапия часто оказывает положительное влияние на симптомы.

    1. Международная классификация болезней. Формы аутизма.

    Код F84.0 — детский аутизм, в том числе:

    F84.01 — обусловленный органическим заболеванием головного мозга;

    F84.02 — в следствии других причин.

    Включает в себя аутистическое расстройство, инфантильный психоз, инфантильный аутизм, синдром Каннера.

    Код F84.1 — атипичный аутизм, в том числе:

    F84.11- с умственной отсталостью;

    F84.12- без умственной отсталости.

    Включает в себя такие диагнозы как атипичный детский психоз, умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами.

    Код F84.2 — синдром Ретта.

    Код F84.5 — синдром Аспергера.

    Код F84.8 — другие общие расстройства развития.

    Код F84.9 — общее расстройство развития неуточненное.

    При наличии умственной отсталости дополнительно ставится диагноз F70.хх — F79.хх.

    В подростковом возрасте в 27% случаев на ЭЭГ выявляется эпилептиформная активность, появляются симптомы эпилепсии.

    В постановке диагноза должны принимать участие различные специалисты. Первые признаки аутизма опытный врач может определить, когда вашему малышу еще только 14 месяцев.

    В диагностике и лечении вам помогут:

    Педиатр, детский невролог, невропатолог и психиатр, психотерапевт и рефлексотерапевт, детский нейропсихолог и психолог, отоларинголог и логопед, дефектолог и специалист по расстройствам аутистического спектра, поведенческий терапевт.

    Методы клинической генетики позволяют в 57% случаев выявить изменения в хромосомах.

    Проводится психодиагностика.

    Своевременно проведенные диагностика, реабилитация, терапия и коррекция позволяют значительно улучшить социальные навыки, активизировать речь и умственное развитие.

    2. Инструментальные методы исследования аутизма

    1. МРТ (магнитно-резонансная томография).
    2. ЭЭГ (электроэнцефалография).
    3. КТ (компьютерная томография).
    4. БРД (биорезонансная диагностика).
    5. ЭхоЭГ (эхоэнцефалография).
    6. РЭГ (рэоэнцефалография).
    7. УЗИ (ультразвуковое исследование).

    3. Развитие речи при аутизме. Принципы речевого развития

    Самостоятельно помочь ребенку в развитии речи можно и нужно!

    • Старайтесь произносить слоги и слова, которые произносит ваш малыш. Это его порадует и простимулирует на дальнейшее освоение новых слов.
    • Сделайте примитивной свою речь. Ребенку легче понимать короткие слова и предложения.
    • Стимулируйте освоение новых игр ребенком. Во время игр малыш овладевает новыми навыками, что способствует улучшению его умственного, речевого и психического развития.
    • После задавания вопроса всегда делайте паузу, а не отвечайте за ребенка на поставленный вопрос. Пусть ребенок думает, а потом отвечает.
    • Произносимые слова нужно усиливать зрительными образами. Для этого можно использовать картинки в книгах, специальные карточки, планшет, компьютер и т. п.

    Принципы речевого развития:

    1. Поощряйте любые попытки ребенка установить контакт и социализироваться.
    2. Стимулируйте инициативные действия.
    3. Опуститесь до уровня ребенка.
    4. Давайте время ребенку для ответа на вопросы.
    5. В играх придерживайтесь стереотипных действий, новые действия вводите постепенно.

    Примеры речевых тренингов:

    • Артикуляционная терапия. Заключается в дороге от малого к большому. Сначала произносится звук отдельно, затем звук в слогах, потом звук в словах. Эффективность метода 50%.
    • Манд тренинг, тренинг запроса. Характеризуется поощрением ребенка вкусным предметом за конкретное произнесенное слово. Так стимулируется ребенок к развитию коммуникативных навыков. Эффективность метода 75%.
    • Эхо тренинг. За основы берется эхолалия. Повторение за родителями слогов, слов, фраз. Эффективность метода 80%.

    4. АУТИЗМ программы

    В мире разработано большое количество программ, которые помогают аутистам лучше общаться со сверстниками, проходить обучение, улучшить коммуникацию.

    • Игра «4 формы».
    • Игра «ABA Find It».
    • Слон Стэнли.
    • ABA Flashcards.
    • Autism Emotion.
    • ABA Therapy Images.
    • AAC Speech Buddy.
    • Able AAC.
    • AAC Speech Communicator.

    6. Традиционные методы лечения аутизма

    • Адаптивная физкультура.
    • Мозжечковая стимуляция.
    • Нейропсихологическая коррекция.
    • Слуховая терапия.
    • Детская патопситхокоррекция.
    • Логопедия.
    • Дефектология.
    • Логоритмика.
    • Мануальная терапия.
    • Электростимуляция.
    • Остеопатия.
    • Микрополяризация и поляризация.
    • Индивидуальная педагогика.
    • Сказкотерапия.
    • Холдинг терапия (терапия принудительного удержания, объятий).
    • Образовательные программы.
    • Трудотерапия.
    • Физиотерапия.

    Распространенность

    Аутизм в последнее время не считается редким заболеванием, в США увеличилось количество больных в 3 раза. В настоящее время еще до конца не ясно, этот факт связан с улучшением диагностики заболевания, или увеличилась фактическая распространенность расстройств.

    Генеральная Ассамблея ООН, желая привлечь интерес общества к этой проблеме и обозначить ее актуальность, объявила 2 апреля — Днем распространения информации о проблеме аутизма.

    По статистике, это сложное нейрофизиологическое расстройство наблюдается у каждого 88-ого ребенка в мире. У девочек это заболевание проявляется в 4 раза реже, чем у мальчиков.

    Родители ребенка с аутизмом понимают, что их малыш «не такой как все» примерно в первые 2 года жизни. На современном уровне развития науки, врачи не могут полностью излечить это заболевание. Проявления этой болезни очень разнообразны. В мире существуют единичные случаи, когда люди с аутизмом достигали совершеннолетия и жили самостоятельно, им не требовалась помощь родственников и близких людей, добивались определенного профессионального успеха в жизни.

    В настоящее время сформировалась определенная культура аустичных людей. Одни активные представители этой культуры заняты поиском лекарства от аутизма, а другие не считают это болезнью, а говорят лишь о таком «особом», альтернативном состоянии психики человека. Современная культура (кино и литература) постоянно затрагивает тему аустичных людей в своих произведениях и работах, например «Человек дождя», «Шестое чувство», «Антон тут рядом». Эта болезнь приобрела ореол загадочности.

    • Генная теория. Развитие аутизма обусловлено различными взаимодействиями большого количества генов, а также внешней среды и эпигенетических факторов. Они сами по себе не оказывают влияние на структуру ДНК, однако передаются по наследству и изменяют экспрессию генов. У абсолютно здоровых родителей может родиться ребенок с аутизмом, по мнению ученых, это связано со спонтанными делециями и дубликациями участка гена в процессе мейотического деления клеток. Аутизм передается по наследству. В Америке существуют семьи, в которых два и более ребенка больны аутизмом. Учеными найден «вероятный кандидат» передачи этого заболевания — ген неурексин –1, который находится в 11 хромосоме. Он участвует в синтезе нейромедиатора глутамата;
    • Воздействие внешних факторов. На развитие этого заболевания могут повлиять ряд внешних факторов: различные инфекционные заболевания, отравление солями тяжелых металлов, вдыхание органических растворителей, угарных газов, формалина и фенолов, вредное воздействие материалов из пластика, пестицидных удобрений, хроническая алкогольная и никотиновая интоксикация, наркомания, вакцинопрофилактика и перенесенный перинатальный стресс;
    • Последствия вакцинации. В мире не существует научных доказательств прямого влияния вакцин на возникновение первых симптомов аутизма у ребенка. Однако предположение о влиянии прививок на развитие этого расстройства у детей, вызвало шквал отказа от вакцинопрофилактики среди родителей всего мира. У детей с аутизмом находят повышенное содержание ртути в волосах, в тканях и в эритроцитах крови. Вся клиника этой болезни похожа на проявление отравления солями тяжелых металлов, в том числе и ртути. Ртуть давно используется в качестве консерванта в большинстве вакцин. Ребенок в течение первого года жизни получает много прививок, а значит и общая доза ртути в них высокая. Хелирование — это один из современных методов лечения аутизма, который основан на выведении солей тяжелых металлов из организма человека. Это очень спорный метод терапии и не нашел научного доказательства в мире.

    Анализ поведения больного

    Для того, чтобы поставить диагноз «аутизм» необходимо провести анализ поведения больного. Необходимо выявить хотя бы 6 основных симптомов из нижеперечисленных:

    • отсутствие у больного социальной или эмоциональной взаимности ( больной не понимает мимику и речь других людей) ;
    • повторяющийся или стереотипный характер речи (монотонная, не эмоциональная);
    • у больного возникает постоянный интерес к определенным деталям или предметам;
    • обычно болезнь проявляется до 3 лет;
    • у человека отмечается умственная отсталость и отсутствие желания общаться с другими людьми (нельзя путать с интровертами);
    • больной не использует речь и мимику для общения с окружающими;
    • больной не может проявлять фантазию и мечтать;
    • необходимо исключить синдромом Ретта и детское дезинтегративное расстройство ( имеют схожие симптомы с аутизмом).

    Как обследовать больного?

    Диагностика аутизма очень сложна. Собрать анамнез у больного или протестировать его практически невозможно. В основном диагноз ставится на основании опроса родителей аутиста или опекунов. Для того, чтобы выявить признаки болезни необходимо длительное наблюдение за пациентом в условиях клиники. Врач проводит дифференциальную диагностику между аутизмом, умственной отсталостью. Атипичный аутизм нужно отличать от шизофрении. Больному необходима консультация невролога, психолога, специалиста по расстройствам аустического спектра, отоларинголога.

    Аутизм: основные признаки синдрома, виды, диагностика

    Аутизм, считается психическим расстройством, возникающим в результате нарушения развития мозга.

    Аутизм, что это за болезнь и почему к ней в последнее время такое пристальное внимание? Ответ прост: его стали все чаще и чаще выявлять. Причем данное заболевание диагностируют сегодня не только детям, но и взрослым, так как этот синдром у нас начал устанавливаться недавно. До этого диагноз ставился иной, что не давало реального инструментария для лечения таких людей. Хотя раннее вмешательство имеет довольно позитивную динамику во многих случаях.

    В чем же дело, почему люди становятся аутистами, что вызывает это заболевание? На эти вопросы ответить сегодня очень трудно. Ученые и исследователи не имеют пока что единого мнения. Известно только одно: вылечить такого человека невозможно, этот диагноз будет его сопровождать всю жизнь. Но вот приспособиться к нему, помочь ему быть понятным окружающим – можно и нужно.

    С чего начать, когда поставлен диагноз аутизм?

    Прежде всего, необходимо точно выставить диагноз. Ни в коем случае нельзя это делать самостоятельно. Только группа специалистов в таком составе: терапевт, психиатр, невролог – могут определить заболевание. Но первыми бить тревогу о наличии особенностей в поведении должны близкие.

    Проявления аутизма начинаются у малыша уже до трехлетнего возраста. Как не пропустить болезнь и в то же время не создать лишней паники вокруг ребенка по пустякам? В этом случае поможет только рассудительность родителей, умноженная на их наблюдательность, с добавлением материнской интуиции, что с моим малышом что-то не так, плюс консультация у хорошего специалиста. Понимаем, что при каждом чихе бежать к педиатру глупо. Но есть то, что должно родителей стимулировать к тому, чтобы постоянно обращаться к врачу. Это здоровье малыша. Истина одна: чем раньше начинается лечение, тем лучше его результат.

    Да, аутизм не излечим. Лекарств от него нет. Но есть методики, которые учат близких правилам поведения с такими детьми и взрослыми. Ну а благодаря раннему вмешательству есть большие шансы адаптировать ребенка с таким диагнозом к самостоятельной жизни в будущем.

    Так что же такое аутизм?

    Аутизм, определение которого пока не совсем однозначно, считается психическим расстройством, возникающим в результате нарушения развития мозга. Основные признаки:

    • отклонения в социальном взаимодействии и общении;
    • стереотипность в поведении и интересах.
    • Указанные особенности появляются у ребенка, как правило, еще до достижения им трехлетнего возраста. В некоторых случаях специалисты могут наблюдать проявления этого заболевания уже у трехмесячного малыша.

      Аутизм – одно из самых загадочных нарушений в психическом развитии человека. Выделять его в отдельное заболевание на мировом уровне начали только 70 лет назад. На просторах СНД это вообще малоисследованный синдром. Поэтому у нас специалистов в этой области мало. Зачастую детям, страдающим аутизмом, ставят диагноз «олигофрения» либо «шизофрения». Это в корне неправильно, так как методики лечения разные. Хотя, как и при этих заболеваниях, инвалидность от аутизма в тяжелых его проявлениях очевидна.

      Статистика по количеству людей, страдающих этим заболеванием, неоднородная. У нас она довольно сомнительная. В США, где диагностикой и лечением заболевания занимаются довольно серьёзно, данные таковы:

    • 1 американский ребенок из 88 имеет проблему аутического спектра за данными CDC (США);
    • среди мальчиков аутизм встречается намного чаще, нежели среди девочек;
    • с 1990 года это заболевание в США и Соединенном Королевстве выросло в разы, причины не известны.
    • Как видим, проблема аутизма довольно актуальна во всем мире.

    Что может вызвать заболевание?

    Ученые до сих пор не имеют однозначного ответа на этот вопрос. Но международные диагностические системы (DSM-1Y и МКБ-10) склоняются к тому, что основными факторами все-таки являются биологические нарушения. Поэтому причинами аутизма считают:

  • психодинамические факторы;
  • влияние окружающей среды;
  • органические невролого-биологические нарушения;
  • биохимические патологии;
  • генетический фактор.
  • Согласно данному перечню можно сделать вывод, что аутизм, причины которого многочисленны, является полиэтиологическим заболеванием, которое возникает в пределах разных патологий.

    Итак, в группе риска находятся дети, которые в пренатальном периоде и в раннем постнатальном были поражены:

  • вирусными инфекциями;
  • радиацией;
  • хронической внутриутробной гипоксией;
  • острой асфиксией;
  • интоксикацией.
  • К этой группе причисляются малыши, отцы которых имеют преклонный возраст на момент их зачатия.

    Диагноз «аутизм» присущ также детям с такими генетическими заболеваниями, как:

  • синдром фрагильной Х-хромосомы (25-47%);
  • синдром Дауна (5-10%);
  • туберозный склероз (16-48%);
  • синдром Ангельмана;
  • синдром Жубера;
  • синдром Коэна;
  • эпилептическая энцефалопатия.
  • Несмотря на то, что дети, имеющие синдром аутизма, иногда производят довольно гнетущее впечатление из-за своей отстраненности и странных занятий, у них все же есть хорошая перспектива развития. Основным условием остается ранняя диагностика и ранняя коррекция.

    Аутисты, достигшие мирового признания своими неординарными способностями: Альберт Эйнштейн, Дэниел Таммет, Билл Гейтс.

    Большинство исследователей считают, что аутизм, симптомы которого ярко начинают проявляться, когда малышу исполняется 1-3 года, наиболее типичен. Предпосылками к нему, согласно исследованиям Н. Семашковой, являются такие факторы:

  • психогенные у 5% пациентов;
  • соматические у 8 %;
  • аутохтонные ( без явных причин) у 86%.
  • К психогенным относятся стрессы во время отлучения от материнской груди, отъезда родителей на длительное время (отдых, командировки и т.д.), смены места жительства, кардинального нарушения режима дня; начала посещений детского сада.

    К соматическим факторам принадлежат интеркуррентные инфекции, которые тяжело протекают; проведенные вакцинации; оперативное вмешательство и острые травмы.

    При этом наблюдаются такие стадии заболевания:

    · напряжение мышц тела с прижатием к нему согнутых в локтях рук, а потом взмахивание руками, как крыльями;

    К концу последней стадии можно наблюдать у ребенка улучшения. При этом ему присущи такие характерные действия:

  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • психопатоподобные расстройства;
  • неврозоподобные расстройства.
  • Но у ребенка начинается развитие, которое отмечается в виде появления:

  • реакции на окружающих и их речь;
  • навыков самообслуживания;
  • развитие речи в виде отдельных слогов или звуков во время эмоционального возбуждения.
  • Стереотипия при аутизме

    Аутизму практически во всех его видах сопутствует стереотипное поведение. Оно сопровождается определенными движениями тела, проявлениями эмоций, заинтересованностью одним предметом и т.д.

    Типичной стереотипией считается поведенческая. Она характеризуется тем, что страдающие аутизмом довольно консервативны к своему окружающему миру. Они не терпят никаких изменений в своей жизни.

    Аутистам, особенно взрослым, присуща неофобия. Это значит, что ничего нового в их жизни не должно появляться, иначе оно может вызвать у них непонятную агрессию или наоборот страх. Для поддержания их спокойствия вокруг должна царить стабильность.

    Дети-аутисты в свою очередь очень негативно относятся к новым вещам, еде, игрушкам. Это вызывает у них панику. Элементарная перестановка мебели или изменения в маршруте следования вызывает у них тревогу, которая может привести к вспышке гнева.

    Двигательные стереотипии — это довольно распространенное среди аутистов явление. Оно состоит в том, что больной в течение дня часто и ритмично повторяет одно и то же движение. Оно ребенка возбуждает и приносит заметное удовольствие. Это могут быть покачивания, махание головой, движения пальцами перед глазами, махи руками, бег по кругу, постукивания и т. д. Иногда наблюдается целый комплекс стереотипных движений.

    Иногда у аутистов можно наблюдать речевую стереотипию. Её особенностью считается то, что ребенок самопроизвольно повторяет по многу раз одни и те же слова, фразы.

    Игровая деятельность тоже не лишена стереотипий. Ребенок может часами созерцать яркие предметы, как они двигаются. Происходит длительная задержка на этапе однотипной манипулятивной игры неигровыми предметами: крышками от кастрюль, обувью, предметами быта. Особая страсть проявляется во время таких занятий, как переливание воды, пересыпание песка. Такие дети могут часами ставить книги, кубики и другие игрушки в один ряд, распределяя их по цвету и размеру. Они с удовольствием собирают и разбирают башни, пазлы. Но если что-то не получается, то очень сильно нервничают, возбуждаются и пытаются все восстановить. Им нравятся наблюдать за крутящейся юлой или обычной крышкой. В игрушках их могут заинтересовать такие элементы, как запах, цвет, звук, поверхность. Очень часто у таких детей есть любимые вещи, с которыми они никогда не разлучаются, держат их всегда в руках, крутят или теребят.

    Стереотипии могут быть постоянными, а могут проявляться только во время волнения или возбуждения.

    Лечение детей с аутизмом

    Аутизм, лечение которого как самостоятельного заболевания не проводят, все-таки подлежит медикаментозному влиянию, так как он может вызывать сопутствующие болезни. Поэтому кроме наблюдения у психиатра таких детей должны периодически консультировать педиатр, невролог, гастроэнтеролог и другие специалисты.

    Обязательно с такими детьми проводят занятия логопед и психолог. Если вы хотите пройти комплексное обследование, то можно обратиться в ПМПК (психолого-медико-педагогическую консультацию), которая действует в каждом областном центре. Именно здесь о состоянии здоровья ребенка и возможной помощи выскажут свое мнение и психологи, и врачи, и педагоги. Их рекомендации будут носить более практический характер, что значительно поможет родителям в дальнейших их действиях.

    У детей с аутизмом могут начаться эпилептические приступы. Поэтому рекомендуется периодически делать им ЭЭГ-мониторинг. Кроме того, у них часто бывает нарушение сна, что потребует медикаментозного вмешательства под строгим контролем врача. Ни в коем случае не давайте лекарства сами.

    Проблематичным у таких детей является кишечник, так как зачастую аутисты не желают принимать предлагаемую пищу, а только ту еду, к которой они привыкли. К тому же у них часто бывает отсутствие аппетита вообще. Это существенно влияет на ЖКТ. Поэтому консультации гастроэнтеролога должны быть постоянными.

    Обращать внимание следует и на физическое развитие больных аутизмом. Они подвержены таким болезням, как соединительнотканная дисплазия, что приводит к нарушениям у них осанки, плоскостопию. Поэтому лечебная физкультура для них важна. Кроме того, физические упражнения будут у них развивать координацию и моторику.

    Стоить помнить, что дети с аутизмом не могут выразить свои жалобы словами. К тому же у них чувствительность к боли намного ниже. Поэтому нужно быть внимательным во время того, как они начинают заболевать вирусными инфекциями, так как они могут дать значительные осложнения.

    Симптомы аутизма разнообразны. Поэтому лечится не сам синдром, а эти проявления. Наиболее часто медикаментозному лечению поддают агрессию, аутоагрессию, тревожность, стереотипии, нарушение сна и т. д.

    Замечено многими врачами, что результативность лечения у детей выше, нежели у взрослых. Побочных эффектов у них к тому же намного меньше. Так как симптомы разные, то и препараты подбираются только в индивидуальном порядке.

    Альтернативные методики лечения аутизма тоже существует. Но стоит помнить, что они могут быть опасными для пациента. Многие из методик даже не учитывают патогенез аутизма. А их разработчики не имеют никакого медицинского образования, что вызывает сомнение в эффективности лечения.

    Поэтому перед тем как согласиться на курс лечения ознакомьтесь с практикой более подробно. Ведь могут начаться необратимые процессы, которые назад уже не повернуть. Доверьтесь лучше профессионалам. Предлагаем Вашему вниманию подробную статью про детский аутизм.

    psyh.info

    Причины и симптомы развития детского аутизма. Методы терапии

    Синдром раннего детского аутизма (РДА) (синоним: синдром Лео Каннера) – комплекс клинических признаков психологического расстройства детей, характеризующийся отклонениями в проявлении эмоций и развития личностной сферы в возрасте до 3 лет. Детский аутизм не принято считать заболеванием, это – отклонение, отражающееся на течении интеллектуального развития ребенка и его вербальных функциях. Легкие формы аутизма легко корректируются психотерапией при грамотном и своевременном подходе специалистов в области детской психологии. Однако признаки расстройства будут сопровождать человека на всем протяжении его жизни, затрудняя реализацию личностного потенциала.