После первых месяцев школьной учёбы вдруг обнаруживается, что прежде достаточно успешный ребёнок начинает совершать нелепые ошибки при письме и чтении? Педагоги уверены, что он просто невнимательный, родители же убеждены в лености, поэтому ученик вынужден подолгу корпеть за уроками, зубрить правила, а грамотность не улучшается.
Подобные «симптомы» характерны для расстройств письма и чтения, называемых в логопедической литературе дисграфией и дислексией. Если не обнаружить причины подобных патологий, то проблема только будет усугубляться – к общей неуспеваемости добавится низкая самооценка и нежелание ходить в школу.
Содержание:
- 1 Признаки дислексии и дисграфии
- 2 Механизмы дисграфии и дислексии
- 3 Причины нарушений
- 4 Что такое дислексия
- 5 Причины дислексии
- 6 Симптомы дислексии
- 7 Основы лечения дислексии
- 8 Дислексия: когда обращаться к врачам
- 9 Основные симптомы дисграфии
- 10 Диагностика
- 11 Последствия дисграфии
- 12 Виды лечения заболевания
- 13 Профилактические меры
- 14 Классификация
- 15 Возможные причины
- 16 Характерные признаки
- 17 Диагностика
- 18 Методы лечения
- 19 Меры предосторожности
- 20 Дисграфия: учить или лечить?
- 21 Какие факторы способствуют появлению детской дисграфии
- 22 По каким признакам определяется дисграфия
- 23 Заболевание одно, а виды у него разные
- 24 Устраняем дисграфию с помощью упражнений
- 25 Как родители могут помочь детям, страдающим дисграфией
- 26 Как помочь ребенку с дисграфией: 8 советов родителям
- 27 Диагностика дисграфии. Примеры дисграфических ошибок
- 28 Коррекция и профилактика дисграфии
Признаки дислексии и дисграфии
Проявления этих патологий отличаются специфичностью, стереотипностью и стойкостью. Заподозрить наличие расстройств письменной речи и чтения (а они часто сочетаются) можно, если внимательно отслеживать характерные симптомы этих процессов у детей.
Расстройство чтения
Школьник с дислексией читает обычно медленно, неправильно, часто останавливаясь и запинаясь. Если же прислушиваться к тому, как дети «декламируют» текст, то можно обнаружить некоторые ошибки и помарки. Так, ребёнок при чтении:
- вставляет в слова лишние звуки;
- способен пропускать части слова;
- подменяет сложные для него слова другими, приблизительно похожими по написанию;
- переставляет буквы и слоги местами;
- повторяет, добавляет и пропускает целые слова.
Нарушение письменной речи
Характеризуется патология медлительностью, некрасивым почерком, причём чем больше нервничает ребёнок, тем некрасивее у него получаются слова. Кроме того, если посмотреть в тетрадь, то можно отметить отсутствие пунктуации и заглавных букв. Часто встречаемые ошибки у детей с дисграфией:
- непонимание разницы между фонетически похожими звуками и, как следствие, замена букв (к примеру, Д-Т, Б-П, С-Ш);
- пропуск букв и слогов («мазин» вместо «магазин»);
- перестановка букв и целых слогов (к примеру, «фарш», а не «шарф»);
- «проглатывание» окончаний слов (например, «стрекоз», а не «стрекоза»);
- вставка ненужных букв («декабарь» вместо «декабрь»);
- слитное написание предлогов, раздельное – приставок («настуле», «на нести»);
- несоблюдение принципов склонения слов по родам, числу и падежам («тяжёлая чемодан», «весёлый дни»). Этот признак чаще встречается к 3-му классу, когда происходит активное осваивание правил грамматики;
- ребёнок путает схожие по написанию буквы (к примеру, самыми трудными для «дисграфика» являются такие прописные буквы, как х-ж, о-а, с-е, м-ш, л-я и т.д.
Читайте также: Компьютерная зависимость у детей: советы психолога
Ещё одно часто встречаемое расстройство письма – дизорфография. При этой патологии школьник не понимает, как нужно применять на практике знакомые ему правила, не видит ошибки и не исправляет их. В результате буквально вся тетрадь исписана красной учительской ручкой, поскольку на одной страничке можно обнаружить до 50 ошибок.
Таким образом, предположить наличие дисграфии и дислексии у ребёнка может даже неспециалист, поскольку их проявления специфичны и постоянны. Крайне важно незамедлительно обратиться за квалифицированной помощью, чтобы логопед смог обнаружить причины патологии и наметить пути коррекции.
Механизмы дисграфии и дислексии
Прежде чем рассматривать факторы, провоцирующие развитие этих расстройств, необходимо разобраться в механизмах их возникновения. Стоит понимать, что и письмо, и чтение – это сложнейшие многоуровневые психофизические процессы, контролируют и реализуют которые четыре анализатора:
- зрительный;
- слухоречевой;
- двигательный;
- речедвигательный.
Каждый из них имеет периферический отдел (к примеру, у слухоречевого это уши, воспринимающие звуки), проводниковую часть, состоящую из нервных волокон, и центральный отдел, занимающий определённый участок в коре головного мозга.
Каждый из анализаторов решает конкретную задачу (например, зрительный узнаёт и распознаёт буквы), причём поэтапно и в тесной взаимосвязи с прочими системами. Выпадение или повреждение какого-либо одного звена в силу некоторого фактора и приводит к формированию патологии письма и чтения.
Причины нарушений
Если механизм возникновения расстройств письменной речи и чтения в принципе понятен, то чётко установленных причин этих патологических процессов пока не существует. Учёные выдвигают предположения, что дисграфия и дислексия связаны с анатомическими особенностями мозга и социально-психологическими факторами.
Анатомо-физиологические причины
Развитие дисграфии и дислексии связывают с нарушением функций областей коры больших полушарий, которые ответственны за процесс овладения грамотой. Любопытно, что эти же области мозга отвечают за основные стороны устной речи – восприятие и произношение звуков, словарь и грамматические навыки, связности речи.
Читайте также: Причины, симптомы, диагностика и коррекция дислексии
Среди причин расстройств письма и чтения выделяют следующие факторы: 1. Наследственная предрасположенность. Ребёнок перенимает от родителей не только цвет глаз и кожи, но и конституциональные особенности мозга, незрелость отдельных его участков. В таком случае при формировании навыков письма или чтения школьник будет испытывать приблизительно те же проблемы, что и его мать (отец) в начальных классах.
2. Задержанное развитие или поражение мозга. Подобные патологии могут возникнуть во время вынашивания малыша, при родовой деятельности или в раннем возрасте (до трёх лет). К этой группе вредных факторов специалисты относят:
-
- гипоксия эмбриона, которая возникает из-за экстрагенитальных заболеваний (сердечная недостаточность, болезни почек и печени, ревматизм), патологий плаценты, тяжёлых осложнений в начале и конце беременности;
- внутриутробные инфекционные болезни, представляющие особенную опасность в первом триместре, когда активно формируются мозговые структуры плода (это может быть краснуха, грипп, герпес, гепатит B, ВИЧ и т.д.);
- приём будущей матерью психоактивных веществ (к ним относят алкогольные напитки, наркотические средства, никотин) или употребление медикаментов, способных нарушить естественное развитие плода;
- неблагополучные роды, во время которых травмируется детская головка, происходит обвитие шейки ребёнка пуповиной, вследствие чего нарушается поступление кислорода в мозг и погибают нервные клетки;
- болезни и патологии, перенесённые в младенческом возрасте, например, черепно-мозговые травмы, энцефалиты, тяжёлые инфекционные заболевания.
3. Проблемы со становлением процессов латерализации. Этот термин обозначает установление доминантной роли правого либо левого полушария. В начальной школе (когда ребёнка начинают активно обучать письму и чтению) у детей уже определяется ведущая рука и ведущее полушарие. Если же процесс задерживается, а также при скрытом левшестве либо переучивании леворукого ребёнка, нарушается формирование навыков письма и чтения.
Социально-психологические факторы
Ещё одна большая группа причин патологий письменной речи и чтения – неблагоприятные средовые и психологические факторы. Стоит отметить, что они редко проявляются изолированно, чаще социальные причины добавляются к уже имеющимся нарушениям физиологической природы. Среди самых частых специалисты отмечают следующие факторы:
- чрезмерно раннее обучение ребёнка письму и навыкам чтения (нервная система попросту не готова к подобным умениям);
- завышенные требования по отношению к грамотности, которые предъявляют родители и педагоги;
- излишне высокий темп обучения или использование дидактических методов, несоответствующих личным особенностям ученика;
- низкий уровень языковой среды, включающий недостаток речевых контактов, нечёткое либо неверное произношение родителей, невнимательность взрослых к речи ребёнка;
- несвоевременное обращение за квалифицированной помощью родителей ребёнка, у которого наблюдаются тяжёлые речевые патологии;
- билингвизм в семье, из-за которого дети не могут в полной мере овладеть грамотой.
Читайте также: Чем логопед отличается от дефектолога?
Причин для формирования расстройств письма и чтения много, даже специалистам довольно сложно разграничить физиологические и социально-психологические факторы. Вот почему при обнаружении у ребёнка первых же проявлений этих патологических состояний нужно обратиться за логопедической помощью, которая включает диагностику и коррекционную работу.
Что такое дислексия
Большинство людей думают, что дислексия является условием, которое включает в себя чтение справа налево и переворачивание слов и букв. В то время как некоторые люди, которые страдают дислексией, действительно имеют эти проблемы, они не являются наиболее распространенными или наиболее важными симптомами дислексии. Эксперты говорят, что дислексия и дисграфия имеют мало общего с признанием визуальной формы слов; скорее, мозг людей, страдающих дислексией, все время по-разному «переваривает» информацию. Такое различие затрудняет сложение букв в слова и даже в отдельные звуки (фонемы), что делает невозможной так называемую фонологическая осведомленность.
Дислексия может произойти на любом уровне интеллектуальных способностей. Иногда дети с дислексией кажутся своим учителям и родителям лентяями, взрослые считают, что им не хватает мотивации или не пытаются приложить достаточное количество усилий. Дислексия у школьников, конечно, может сопровождаться, — но это совершенно не обязательно (!)- отсутствием мотивации, эмоциональными или поведенческими проблемами и сенсорными расстройствами.
Более позитивный взгляд на дислексию в википедии описывает людей с дислексией, как визуальных, многомерных мыслителей, обладающих острой интуитией, очень творческих, и выделяющихся в практическом обучении. Многие люди, которые страдают дислексией, блистают в искусстве, творчестве, дизайне, в области вычислительной техники и латерального мышления.
Причины дислексии
Дислексия имеет тенденцию повторяться в семьях, и ученые определили гены, которые могут быть ответственны за различные виды дислексии.
Исследователи также обнаружили конкретные мозговые различия, связанные с дислексией. Анализ изображений мозга показывает, что болезнь дислексия является результатом некоторых структурных различий в мозге , особенно в левом полушарии.
Мозг людей с дислексией показывает очень низкую активность в областях, ответственных за связь письменной формы слов с их фонетическими компонентами. Таким образом, чтобы читать, школьник с дислексией должен разработать альтернативные неврологические пути, связанные с более широким использованием в передним отделе мозга под названием зона Брока, что традиционно ассоциируется с другими аспектами обработки языка и речи.
Симптомы дислексии
Болезнь дислексия означает, что люди имеют проблемы при чтении, написании и произношении слов.
Вот некоторые ранние признаки дислексии, которые характерны для многих людей с проблемами обучения:
Низкая успеваемость. Может быть, рано или поздно, ребенок с дислексией начинает говорить; появляются яркие обороты речи, но не читать, ни писать на уровне класса он не в состоянии; может оцениваться как ленивый школьник; плохо сдает тесты, несмотря на высокий IQ.
Двигательные нарушения. Как ребенок, так и взрослый с дислексией, могут обладать плохим почерком; имеют плохую координацию; отстают в командных видах спорта; имеют трудности с моторно-ориентированными задачами; путают право и лево, а также над и под; учатся лучше через практический опыт.
Слабые языковые и навыки чтения. Если человек страдает дислексией, он нередко испытывает головокружение, головную боль, боль в желудке; быстро устает при чтении; не читает для удовольствия; путает, переставляет местами, добавляет, заменяет, или разворачивает буквы, цифры, слова как при чтении, так и при письме; имеет недостатки в фонетике; испытывает трудности с тем, чтобы передать мысли словами; может заикаться.
Слабые математические навыки. Школьник с дислексией имеет трудности в учебе, сложности с оценкой времени; можно сделать арифметические действия, но не записать или прочитать их; имеет проблемы с алгеброй или высшей математикой, но может успевать хорошо в геометрии; имеет плохую память для последовательностей; считает используя интуицию или изображения, а не слова и числа.
Поведенческие проблемы. Поведение ребенка с дислексией может быть беспорядочным или разрушительным в классе; легко расстраивается когда речь идет о школе, чтении, письме, математике; недержание мочи даже за пределами соответствующего возраста; резкое увеличение трудностей под давлением времени или эмоционального стресса.
Зрение. Больной дислексией может жаловаться на проблемы со зрением, которые не появляются в ходе стандартных осмотров; может не воспринимать глубину и иметь недостатки периферического зрения.
Наиболее характерная вещь, которая касается людей с дислексией, это их несоответствие навыков и умения, которые могут меняться изо дня в день. Ребенок с дислексией легко может прочитать и написать какое-нибудь слово сегодня, и также легко не сделать этого завтра.
Основы лечения дислексии
Дислексия является специфическим расстройством обучения, которое включает в себя трудности при чтении. Тестирование и ранняя диагностика дислексии существуют и очень важны. Без правильного диагноза и лечения, дислексия может привести к разочарованию, неуспеваемости и низкой самооценки вашего ребенка в будущем.
Диагностика дислексии включает чтение или письмо, а экзаменатор ищет признаки дислексии, таких как добавление, удаление или изменение слова; построение слова из других частей; перестановка местами слов и букв. В то же время и язык тела может дать ключ: человек с дислексией часто «прочищает» свое горло, щелкает ручкой, грызет карандаш или ерзает во время тестирования из-за беспокойства по поводу выполнения теста.
Дислексии это расстройство, с которым человек рождается и его нельзя предотвратить или вылечить, но им можно управлять с помощью специального обучения и методов поддержки. Раннее вмешательство для решения проблем чтения важно. Родители должны понимать, что дети с дислексией могут учиться нормально, но, вероятно, им нужно учиться делать это по-другому, чем обычным детям. Обучение должно быть индивидуализированным и может включать моделирование букв и слов в глине (пластилине и т.д) или другие трехмерных методы, способные помочь ребенку научиться складывать буквы и слова.
Дислексия: когда обращаться к врачам
Если вы заметили какие-либо из признаков дислексии, врач вашего ребенка может помочь определить, есть ли у него физические проблемы, такие как со зрением, которые вызывают или способствуют состоянию вашего ребенка, и он направит вас к специалистам, которые могут диагностировать дислексию и назначить лечение расстройства обучения. Такое лечение часто включает в себя услуги специалиста в образовании, психолога и логопеда.
Автор статьи: Марина Дворкович, «Московская медицина»©
Источник
Основные симптомы дисграфии
Симтоматика устанавливается в ходе тестирования по следующим признакам:
- проблемы с восприятием речи на слух;
- любые трудности при письме;
- специфичные ошибки в словах, коротких предложениях;
- невозможность распознать разницу между похожими буквами, зеркально расположенными символами, слабая ориентация в цветах и пространственном расположении предметов (при попытке объяснить все это вслух).
Важно. Одним из основных видов проверки остается диктант: он позволяет выявить и распознать типичные ошибки, характерные для дисграфии.
Диагностика
Чаще всего обследование на предмет выявления возможного заболевания проводит комиссия в составе невролога (невропатолога), офтальмолога (окулиста), ЛОРа, а также логопеда. Признаками болезни являются специфичные перестановки, замены, обрывы или дописывания букв, слогов, практически никоим образом не зависящие от уровня грамотности. Речь идет об искаженном восприятии фонем и сбое на уровне их анализа в мозговых центрах.
При этом единичные ошибки не могут быть классифицированы, как критерии оценки заболевания. Изменение наклона букв, их разная высота, подмена заглавных символов строчными (и наоборот) относятся к характерным проявлениям отклонений, но окончательный диагноз можно будет поставить только после того, как ребенок в достаточной степени выучится писать. Это примерно возраст 8-9 лет.
Вообще пациенты с синдромом дисграфии пишут очень медленно, почерк у них трудно определить визуально. При смешанной форме (нарушение артикуляции и плохое слуховое восприятие) ситуация буквально выглядит так: что говорю (слышу), то и пишу, то есть огрехи устной речи автоматически переносятся в письменную.
Случаются и другие проявления: замены схожих на слух фонем (свистящих, шипящих, твердых, мягких, глухих и звонких) или путаница с падежами, окончаниями, приставками и суффиксами. Педагоги утверждают, что нарушенный языковый анализ с неправильным синтезом (неспособность правильно различить слоги в слове и слова в предложениях) – типичная проблема большинства школьников.
Кроме указанных, в диагностике дисграфии могут проявляться абсолютно несвязанные с речью симптомы: плохая память, забывчивость, легкая отвлекаемость, неспособность сосредоточиться, вялость при выполнении заданий либо же повышенная активность и возбудимость.
Последствия дисграфии
Невыявленное вовремя заболевание, в силу своей нейрологической природы, грозит развитием серьезных проблем со здоровьем: ребенок не сможет нормально читать, писать, адекватно воспринимать информацию, ему будет крайне сложно освоить школьную программу по родному языку, литературе и чтению.
Любая деятельность, связанная с письмом, восприятием символов и текстов, будет вгонять пациента в ступор. Далее, неспособность к нормальной реакции на порядок символов приведет к ошибкам в математике, где особенно важна точность расположения цифр, правильность вычисления.
Такому ребенку почти невозможно объяснить разницу в терминологии «больше на…» и «больше в…», довольно часто используемой в арифметических примерах. Это, в свою очередь, повлечет за собой отставание в усвоении предметов, информационный голод, неуспеваемость.
Усугубляют ситуацию нестабильная психика таких больных: мнительность, быстрая возбудимость, тревожность, высокая утомляемость, занижение своих способностей. По статистике, до 80 % будущих хулиганов и правонарушителей страдали дисграфией той или иной степени тяжести.
Виды лечения заболевания
Пациенты с проявлениями недуга однозначно должны пройти курс реабилитации, коррекции дисграфии, направленный на формирование правильного восприятия и выработку навыков письма. Механическое исправление допущенных ошибок ни к чему не приведет: проблема никуда не исчезнет, поскольку мозг будет все так же искаженно анализировать и синтезировать символы, слоги, части речи. Кроме распространенных логопедических методов существуют более современные, комплексные циклы для реабилитации больных дисграфией.
Конкретные упражнения выбираются с учетом специфики проявлений заболевания. В общем, логопедическая коррекция должна быть направлена на формирование правильного произношения, восприятия фонем, а также знаний о существовании отдельных звуков с разными характеристиками (гласных, согласных, твердых, мягких, звонких, глухих, мягких, твердых, шипящих, свистящих).
Немаловажно пополнить словарный запас ребенка, научить его произношению, грамматике, падежам и правильному построению предложений. Устная речь должна сопровождаться практикой с письмом, рисованием, что способствует развитию мелкой моторики, закреплению навыков в мускулатуре и управляющих центрах. Возможно также применение медикаментов для восстановления мозгового кровообращения, его стимуляции. Иногда для лечения дисграфии назначаются лечебный массаж и физиопроцедуры.
Профилактические меры
Природа заболевания не позволяет выработать однозначные рецепты для предотвращения его последствий. Сложный характер деятельности мозговых центров, тонкая организация связей между ними делают их весьма чувствительными к последствиям травм головы, ушибам, сотрясениям.
Дисграфия у взрослых (особенно развившаяся на почве кровоизлияний) чаще всего имеет необратимый характер, для детей диагноз более благоприятный: в большинстве случаев маленьких пациентов удается успешно реабилитировать и вернуть к полноценной жизни.
Обязательно следует продолжать общение, не заменять его суррогатами – телевизором или чтением прессы. Для больного дисграфией очень важно чувствовать свою полноценность, социальную значимость в обществе.
Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора
Похожие публикации:
Что такое коррекция аграмматической дисграфии
упражнения для лечения акустической дисграфии
Профилактика дисграфии у детей
Дидактические упражнения для коррекции дисграфии
Классификация


- Акустическая. Данная форма развивается при нарушениях с фонематическим слухом:
- малыш не способен дифференцировать близкие по произношению звуки,
- так со временем, при письме, в словах будут заменяться буквы, похожие акустически или артикуляционно,
- карапуз может путать, например, «б» с «п», «ш» с «с», «о» и «у», «р» и «л»,
- может не смягчать буквы на письме, например, слово «любит» напишет – «лубит».
- Моторная. Проявляется в проблемах с работой кисти при написании текстов. Также характерны проблемы с взаимосвязью моторных образов и зрительных. Может развиваться писчий спазм.
- Оптическая дисграфия у детей характеризуется несформированными зрительнопространственными функциями. К основным признакам данного состояния относят:
- малыш неправильно пишет буквы, в частности имеет место зеркальное изображение,
- ребенок путает визуально схожие буквы,
- может не дописывать части литер или добавлять к ним лишние кусочки.
Нужно знать, что написание текста слева направо наблюдается при повреждении мозга органического характера у левшей.
Оптическая форма разделяется на:
- вербальную — трудности при воспроизведении отдельных звуков,
- литеральную — буквы при написании искажаются, происходит замена визуально похожих, при этом сохраняется нормальное воспроизведение отдельных букв,
Возможные причины
Патологические процессы в организме будущей матери могут влиять на развитие дисграфии у ребенка
- Наследственный фактор, который влияет на задержку в развитии определенных функций.
- Присутствие функциональных причин, влияющих на дислексию и задержку психоречевого развития, в частности длительное соматическое заболевание.
- Недоразвитость или поражение головного мозга, которое могло возникнуть в пренатальном, натальном или постнатальном периоде. Факторы, которые к этому приводят:
- асфиксия,
- менингит,
- патологии при вынашивании ребенка,
- травмы во время родовой деятельности,
- инфицирование,
- серьезное соматическое заболевание, влияющее на истощение нервной системы.
- Социально-психологические факторы, а именно:
- дефицит разговорной речи,
- неправильная речь окружающих, нечеткая,
- наличие двух языков в семье,
- невнимательность взрослых к развитию малыша,
- преждевременное обучение грамоте, когда еще отсутствует психологическая подготовленность.
Характерные признаки
Если ребенок на письме совершает большое количество ошибок — повод задуматься о дисграфии
О том, что у малыша имеет место дисграфия можно судить при наличии следующих симптомов:
- неразборчивый почерк,
- много ошибок при письме,
- неспособность различать «мягкий знак» и «р»,
- замена букв, находящихся в сильной фонетической позиции, например, малыш напишет слово «корофкий» вместо «короткий»,
- под диктовку малыш пишет крайне медленно,
- теряется одна буква в слове, например, вместо «окно» ребенок напишет «окн».
Данное состояние часто может сопровождаться патологией зрения, отклонениями в речевом развитии и слухе, неврологическими дисфункциями.
Диагностика
Специалист проведет необходимые тесты для подтверждения диагноза
Если вы подозреваете у малыша наличие дисграфии, то необходимо посетить невролога, окулиста, лора и логопеда.
У ребенка проверяют:
- слух,
- письменное написание букв,
- развитие устной речи,
- остроту зрения,
- проверяют структуру артикуляционного аппарата,
- состояние моторики, центральной нервной системы,
- определяют умение фонематически анализировать речи.
Для подтверждения диагноза будут проводиться следующие тесты:
- выделение заданного звука в слове,
- придумывание новых слов,
- распределение картинок по начальному звуку,
- особенности разделения слова на слоги,
- сравнивание по звуковому составу,
- возможность выявить неправильное произношение, воспроизводимое другим человеком,
- умение выделять заданный звук из ряда других.
Если проверка необходима дошкольнику, то обращают внимание на качество рисунков ребенка и его отношение к этому процессу. Если малыш не любит это занятие и при анализе рисунка можно обнаружить рваные, прерывистые, дрожащие линии, слабый или сильный нажим карандаша, то, скорее всего, имеет место дисграфия.
Методы лечения


Дисграфия у детей, коррекция включает в себя следующие моменты:
- при оптической форме письменно выполняются специальные упражнения, главная задача научиться узнавать и различать схожие предметы, элементы,
- упражнения для развития памяти, восприятия, мышления,
- используют речевые игры для развития языкового синтеза и анализа, например, речевую арифметику или наборщик, ребенку предлагают придумать или отгадать ребус или загадку,
- работа, направленная на развитие лексико-грамматической структуры речи,
- при акустической форме дают задания, основанные на формировании распознавания фонем на уровне слогов, словосочетаний,
- если нарушено звукопроизношение, выполняется задание на автоматизацию, постановку звуков речи и обучение различия со схожими по произношению,
- если имеют место органические факторы появления дисграфии, то может возникнуть необходимость в медикаментозной терапии, лечебной физкультуре, массаже и физиотерапии.
Занимаемся дома


Если выявлена дисграфия у детей дошкольного возраста, то лучше сразу обратиться за помощью к специалистам, не запускать состояние ребенка. Иногда родители хотят обойтись своими силами.
- Развивать моторику можно при помощи лабиринта. Важно, чтобы малыш проводил линию без отрыва, движение совершал исключительно рукой, листок не перемещал. Благоприятное воздействие окажет штриховка, рисование графических диктантов, нахождение букв и предметов в сюжетных картинках.
- Чтоб развить внимание, если имеют место оптикопространственные нарушения, дают задания на:
- буквенное конструирование из отдельных элементов,
- превращение одних букв в другие,
- расшифровку символов, которыми изображают буквы,
- задают искать литеры в предметах,
- вставлять пропущенные слова в предложение или буквы в слова,
- чтоб малыш смог зрительно запомнить то, как выглядит буква, ему поможет упражнение, при котором нужно будет обводить в тексте или вычеркивать заданную букву.
- Если имеет место нечеткое или неправильное произношение звуков, то необходимо в предложенных словах пытаться найти загаданный звук, придумывать новые слова с ним. Эффективным является изучение скороговорок и стихов.
- Если есть необходимость в развитии лексико-грамматического построения речи, то можно заняться игрой «скажи наоборот». Задача малыша — к услышанному слову подобрать вариант с противоположным значением.
- Если отсутствует фонематическая система, нужно выполнять упражнения на определение расположения звуков в длинном слове. Для этого необходимо слово разрезать на три части, чтобы имелось начало, середина и конец. Задача ребенка – определять, из какой части заданный звук. Также можно играть, создавая новые слова из последнего слога.
Меры предосторожности
Занятия для развития моторики — один из способов профилактики дисграфии
Профилактика дисграфии у детей включает в себя следующие мероприятия:
- развитие психических функций еще до начала освоения письма,
- занятия для развития крупной и мелкой моторики,
- обучающие игры,
- упражнения на развитие памяти и внимания, мышления,
- занятия на музыкальном инструменте.
Если у ребенка отсутствует серьезное нарушение, то дисграфию может сделать обратимой. Важно заниматься со своим малышом, начиная с раннего возраста, развивать его навыки. При малейшем подозрении на дисграфию, нужно своевременно обращаться к узким специалистам для подтверждения диагноза и начала коррекции состояния.
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Дисграфия: учить или лечить?
Она охватывает как общие проблемы организации высших психических функций, так и практические
Т. Г. Визель Основы нейропсихологии (2)
Документ
Нейропсихология — это самостоятельная научная дисциплина, хотя и находится на стыке двух наук, теоретической психологии и клинической неврологии. Она охватывает как общие проблемы организации высших психических функций, так и практические
Т. Г. Визель Основы нейропсихологии (3)
Документ
Нейропсихология — это самостоятельная научная дисциплина, хотя и находится на стыке двух наук, теоретической психологии и клинической неврологии. Она охватывает как общие проблемы организации высших психических функций, так и практические
Рабочая программа по курсу «Нарушение письменной речи» Для студентов, обучающихся по специальности
Рабочая программа
Настоящая рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики филиала НОУ ВПО «МПСУ» в г.
Другие похожие документы..
Дисграфия — это заболевание, о котором родители очень часто узнают, когда отдают ребенка в школу. Заболевание выражается в невозможности освоить письменную речь.
В первую очередь такое положение обусловлено несформированными психическими функциями. Проявляется дисграфия у детей в наличии постоянных, стойких, повторяющихся изо дня в день, ошибок при письме. Ребенок может прекрасно знать орфографические правила, но ошибок, когда он выполняет письменные упражнения, не становится меньше. Специалисты будоражат общественность статистикой о том, что дисграфия, в той или иной степени, встречается у каждого третьего школьника. Родители склонны обвинять в проблеме новые образовательные программы, которые, по их мнению, перегружают мозг ребенка. Это мнение не соответствует действительности. Также неправильно думать, что заболевание — признак умственной отсталости. Все проще. И вместе с тем, сложнее — как в жизни.
Какие факторы способствуют появлению детской дисграфии
Причин у заболевания очень много. Выделим основные:
- малыш дошкольного возраста воспитывается в двуязычной или в многоязычной семье;
- с раннего детства у ребенка ощущается постоянный дефицит общения, на фоне отсутствия постоянного речевого контакта;
- развитие детей происходит на фоне постоянной неправильной речи людей, которые их окружают;
- взрослые имеют привычку говорить с малышом, нечетко произнося большинство слов;
- родители совершают ошибку, пытаясь учить грамоте свое чадо тогда, когда он умственно и, что самое главное, в психологическом плане никак не готов к этой деятельности.
Нередко заболевание появляется у детей, если они пережили серьезную родовую травму, асфиксию, например, во время родов или перенесли энцефалит.
По каким признакам определяется дисграфия
Какая-то ранняя диагностика заболевания отсутствует. Пока не начнешь учить ребенка письму, дисграфию не выявишь. Различные тесты, проверочные упражнения на ранних этапах мало что дадут. Проблема проявляется чаще всего во 1-2-м классе. Вот признаки, по которым можно определить склонность к заболеванию:
- малыш записывает речь с постоянными фонетическими ляпами. Вместо "б" он постоянно пишет "п", а "д" у него превращается обязательно в "т";
- слоги формируются неправильно;
- в словах все время присутствуют лишние буквы;
- нужные слова регулярно пропускаются;
- слова пишутся слитно;
- почерк ребенка неровный и неразборчивый;
- школьник старается, пыхтит, а пишет все равно крайне медленно;
- малыш молчалив, а если говорит, то, боясь ошибок, делает это кратко и односложно;
- "дисграфик", понимая, что он не такой, как все, старается уйти от общения с детьми своего возраста.
Заболевание одно, а виды у него разные
Узнав, какие бывают признаки дисграфии, самое время рассмотреть ее виды. Рассмотрим 5 видов, из числа основных:
- артикулярно-акустический. Это когда у ребенка нарушен сам процесс правильного произношения звука. Естественно, что и слова он начинает писать неправильно. Получается, что свое произношение он пытается передать в письме: "Что слышу, то и пишу". Понятно, что коррекция дисграфии данной формы будет заключаться в том, что врач подберет специальные упражнения, чтобы исправить звукопроизношение;
- акустический. Малыш школьного возраста старается заменить правильные буквы на те, что близки по звучанию — Ж-Ш, В-Ф, Ш-С. Интересно, что произношение слов у ребенка будет правильным, неправильно он их будет записывать;
- аграмматический. Дисграфия вызвана тем, что недоразвитым является сам грамматический строй речи. Дети совершают постоянные ошибки, не обращая внимание на то, что существуют грамматические правила. В этом случае диагностика формы возможна только у тех, кто ходит в 3-й класс. Раньше заболевание не проявляется;
- оптический. У ребенка нарушен пространственный и зрительный анализ. Он не в состоянии уловить различия, между всеми этими палочками и крючочками, из которых состоят буквы. При таком виде дисграфии, сколько бы школьник не пытался правильно списывать упражнения из учебника, у него ничего не выходит;
- моторный. Нарушена гармония между движением руки и зрительным образом звука.
Есть еще виды дисграфии, но они на практике встречаются редко.
Устраняем дисграфию с помощью упражнений
Конечно, ребенка, страдающего дисграфией, необходимо показать специалисту. Нужна правильная диагностика заболевания, которая позволит подобрать необходимые упражнения. Родители также могут помочь своему малышу, занимаясь с ним дополнительно. Вот некоторые упражнения для таких занятий:
- исправь текст. Берем текст и размещаем в нем лишние буквы. Ребенок должен найти их и вычеркнуть;
- вставь пропущенную букву. Готовим текс с пропущенными буквами в словах. Вначале это может быть всего несколько слов. Потом текст можно увеличить, когда навык поиска пропущенных букв будет у ребенка развит хорошо. Такая игра — великолепная профилактика дисграфии;
- лабиринт. Задача данного упражнения научиться проводить линию достаточной длины, не отрывая ручку от бумаги. Великолепно тренируется крупная моторика у детей разного возраста;
- напишем диктант. Начинайте диктовать текст, состоящий из самых простых слов. Постепенно усложняйте задание. Важно работать систематически и регулярно. Тогда у ребенка навык правильного письма будет постоянно совершенствоваться;
- поиграем в буквы. Готовим магнитные буквы. Составляем их них слова. Потом можно эти слова записать в тетрадь.
Как родители могут помочь детям, страдающим дисграфией
С самого рождения ребенка старайтесь следить за тем, как вы с ним общаетесь. Ваша речь должна быть четкой и ясной. Читайте малышу сказки и просите его их пересказывать. Не уставайте поправлять свое чадо, когда он коверкает слова. Это все хорошая профилактика дисграфии.
Когда диагностика показала, что ваш ребенок болен, не торопитесь его быстрее вылечить. Запаситесь терпением. Одним детям достаточно нескольких месяцев упорных занятий со специалистом логопедом, а другим могут понадобиться годы. Внимательно изучите виды заболевания. Определите, какой у вас и начинайте целенаправленно действовать.
Визит к логопеду обязателен. Заболевание может быть запущено и тогда корректировать его станет неимоверно трудно. Будет замечательно, если вместе с логопедом вы привлечете к работе психоневролога. Он даст практические рекомендации по вопросам стимуляции внимания и памяти. Если нужно, то подберет необходимые препараты.
Никогда не ругайте малыша за ошибки, старайтесь даже не шутить и не иронизировать. В семье желательно установить режим полного благоприятствования. Настройте вашего школьника на серьезный лад. Борьба с таким заболеванием, как дисграфия — это, в первую очередь, труд.
Как помочь ребенку с дисграфией: 8 советов родителям
Кропотливый и нелегкий.
Создайте атмосферу успеха. Ребенок в школе не может быть успешным. Дисграфия уничтожает его радость к учебе. Формула простая: любая неудача переживается, но не является катастрофой, любой успех, даже небольшой, поощряется и становится предметом общей радости.
Поговорите с учителем. Вы должны быть союзниками. Попросите не проверять у вашего "дисграфика" скорость чтения. Некоторые учителя, с подачи администрации школы, делают это регулярно. Очень сомнительный тест для детей, страдающих дисграфией. Он ничего нового вам не выявит. А процедура его проведения может больно ранить малыша. Напомним, что ученика вызывают по списку в класс и там он, при включенном секундомере, пытается за 60 секунд проговорить (прочитать) максимальное количество слов текста, который выбрал учитель. Это, конечно, не ЕГЭ, но обстановочка еще та. Особенно, когда на технику чтения приходит завуч или даже директор. Есть еще один нюанс в этом испытании. Если ваш школьник по списку первый, то он будет читать текст только учителю. А если он в середине списка, то те, кто уже "отбыл" свой номер, будут сидеть в классе и слушать. Это повод для насмешек одноклассников в дальнейшем. Для некоторых детей подобные испытания заканчиваются не просто моральным унижением, а настоящим неврозом.
Статьи по теме:
Вадим покровский СПИД
Дети с синдромом дауна
Проблемы в школе
Дети после эко
Диагностика дисграфии. Примеры дисграфических ошибок
А дисграфия ли это вообще? Может быть, дело всё-таки в недостаточном знании правил грамматики или в недостаточном усердии?
Дисграфические ошибки несложно отличить от орфографических. При обычной неграмотности ошибки связаны с типовым "как слышим, так и пишем", когда в тексте появляются неправильные, но вполне понятные "карова" или "медветь".
У людей с дисграфией ошибки будут "неестественные", когда при прочтении текста вслух мы услышим в нём какие-то странные и незнакомые слова, в которых трудно распознать реально существующие. Здесь могут быть следующие варианты:
- пропущенные буквы и слоги ("лса" вместо "лиса"), иногда - наоборот, лишние ("вететер" вместо "ветер"), недописанные слова ("мног" вместо "много"),
- переставленные местами буквы и слоги ("доврик" вместо "дворик"),
- замена букв, которые означают звуки, фонетически и артикуляционно схожие между собой ("шкавы" вместо "шкафы", "лубить" вместо "любить"), отсутствующие или лишние мягкие знаки ("писмо" вместо "письмо", "лесьной" вместо "лесной"),
- замена букв, которые похожи по написанию ("бомик" вместо "домик"),
- пропущенные и лишние кусочки букв ("икаф" вместо "шкаф"; на письме "и" состоит из двух одинаковых палочек, а "ш" из трёх таких же палочек),
- неверное согласование родов и падежей - аграмматические написания словосочетаний ("большая рюкзак", "зелёных листьям") - проявляется в более старшем возрасте.
В отличие от проблем с орфографией, когда неверное написание слова кочует из текста в текст, в дисграфических ошибках одно и то же слово в разных случаях может быть написано по-разному, в том числе и правильно.
Общий механизм письма под диктовку у школьника с дисграфией не отличается от механизма обычного школьника. Услышал - написал. Но в каком-то месте происходит сбой, поэтому "как слышим, так и пишем" дисграфика оказывается не похожим на наше "как слышим, так и пишем". В одних случаях человек слышит верно, а на письме выводит не ту букву, в других - наоборот, сбой происходит на стадии "слышим" (а точнее, на стадии распознавания в слове отдельных звуков).
Выявить дисграфию помогают диктанты и списывания текстов - особенно списывания. Дети, у которых всё в порядке, здесь ошибаются крайне редко, а вот у дисграфиков начинают выплывать те самые недописанные слова, пропуски букв и так далее.
Из самого характера ошибок можно уже делать некоторые выводы об источнике осложнений.
Примеры:
- если слова искажаются в сторону созвучий ("карасный", "високий", "клуч"), то дело в фонематике;
- если наиболее частые ошибки связаны с внешним видом букв ("З" вместо "Е", "б" вместо "д", неверное написание букв - зеркальные "р" или "с"...), логично предположить, что дело в каких-то ошибках зрительного восприятия, и с большой вероятностью будет диагностирована оптическая дисграфия;
- моторную дисграфию следует поискать там, где сбоят двигательные рефлексы - например, когда путают письменные буквы "ш", "т", "и";
- если ребёнок часто не дописывает слова, такой факт с большой вероятностью указывает на дисграфию. Но чтобы диагностировать её разновидность, нужно смотреть на конкретные слова; дело может быть в неверном зрительном запоминании, может говорить о проблемах с моторикой и повышенной утомляемостью мышц, может быть комбинацией нескольких вариантов, а может вообще объясняться общей физической и психологической усталостью (т.к. дисграфикам вообще тяжело даётся письмо).
Расстройства редко бывают "чистыми", чаще всего имеет место сочетание разновидностей в той или иной степени. В одном диктанте девочка с дисграфией допустила ошибку, написав "в доле" вместо "в поле". Такая необычная ошибка была диагностирована как двойная с промежуточным шагом, который от нас скрыт: "п" вначале превратилась в "б", а уже затем в "д". Здесь произошла комбинация акустической ошибки, связанной с фонетически-артикуляционной похожестью парных звуков "б" и "п", и оптической ошибки (похожие на письме "б" и "д", одна петелька, но направленные в разные стороны хвосты).
Коррекция и профилактика дисграфии
При коррекции дисграфии без вмешательства логопеда не обойтись. Но без помощи родителей, учителей и сверстников двигаться сложно.
Нет смысла заниматься правками сделанных ошибок. Независимо от того, какой вид дисграфии у вашего ребёнка, причина, как мы уже знаем, кроется не в незнании правил, и правки ошибок не помогут. Разобравшись в чём причина, к вопросу коррекции нужно подходить поэтапно.
Детям, у которых сложности с различием на слух похожих букв - скажем, шипящих и свистящих, постепенно объясняем разницу между ними. Например, чтобы объяснить ребёнку, что у кошки на полу - миска, а Мишка - это он сам, но никак не наоборот, фиксируем движения губ и языка в момент произнесения одного звука (и слова, в котором засела проблемная фонема). Чтобы запомнить связь между зрительным образом буквы Ш и движениями мыщц в момент произнесения слова "Мишка", можно поучиться рисовать эти буквы пальцем в воздухе вслепую.
Некоторые простейшие упражнения для разных видов дисграфии доступны и в домашних условиях. Скорее всего, вам уже пришли в голову хорошо знакомые игры с составлением слов из кубиков и магнитов с буквами.
При моторной дисграфии полезно упражнение на прорисовку выхода из лабиринта: хотя здесь нет никакой работы со словами, рисование сложной непрерывной линии тренирует мышечные рефлексы руки. При зрительных проблемах даём упражнения на внимание и на узнавание внешнего облика букв: поиск в тексте заданной буквы (найти и подчеркнуть).
Кстати, мелочи могут играть существенную роль - как негативную так и позитивную. Например, для ребёнка с отклонениями в моторике обращаем внимание на выбор ручек. Ручки с рельефными поверхностями и выпуклостями или карандаши треугольной формы массируют пальцы и увеличивают количество сигналов, поступающих к мозгу. Поэтому такие "неудобные" пишущие принадлежности будут лучше закреплять рефлексы.
Если в раннем возрасте у ребёнка всплыли признаки потенциального развития дисграфии, обратите внимание, не способствуете ли этому косвенно вы сами. Окружение - важная составляющая. Если ребёнок регулярно слышит от кого-то в близком кругу неграмотную речь, он и слова будет запоминать неправильно. А если вас умиляет детский лепет и "меткие" оговорки, это не значит, что следует повторять вслед за ребёнком: "Я тозе покусяль" - или: "Держи свой кусарик", - закрепляя таким образом неверное произношение.