Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

Дискалькулия – нарушение, выражающееся в неспособности к изучению и пониманию арифметических операций, а также в  неумении оперировать цифрами и числами.

Данный синдром рассматривают как специфическое неврологическое и нейропсихологическое расстройство.

Конечно, данная патология должна быть выявлена нейропсихологом  в дошкольном возрасте ребенка, в противном случае её коррекция становится очень тяжелым и длительным процессом.

Основной причиной развития дискалькулии является недоразвитость внутритеменной борозды теменной доли. Данный участок головного мозга отвечает за обработку оптической информации. Для обучения математике необходимо хорошо визуализировать, т.е. визуально представлять числа и задачи.

Профилактикой здесь могут лишь быть грамотно выстроенные занятия ментальной математикой с самого раннего возраста с 3.5-4 лет.

К поражению теменной доли головного мозга могут приводить факторы:

  • осложнения в перинатальный период (недоношенность, токсикоз, асфиксия при родах);
  • наследственный фактор, генетические заболевания;
  • нарушения питания;
  • травмы головного мозга в раннем возрасте;
  • органические поражения головного мозга;
  • нейроинфекции;
  • новообразования в головном мозге.

Также к причинам развития дискалькулии относят общую задержку умственного развития, и различные психотравмирующие факторы.

Существует несколько различных классификаций нарушения. Выделяют врожденную и приобретенную, первичную и вторичную дискалькулию.

Широкое распространение в психологии и педагогике получила классификация, в которой выделяют 7 видов дискалькулии:

  • графическая – невозможность правильно записать услышанное число, определить математический термин, изобразить геометрическую фигуру;
  • вербальная – невозможность правильно назвать число, символ, обозначить количество предметов;
  • лексическая – отсутствие понимания математических операций, неспособность выполнять задачи по причине непонимания сути операций, нарушение в пространственно-визуальных процессах;
  • операциональная – неспособность к выполнению математических действий;
  • практогностическая – отсутствие способности к абстрактному счету предметов, распределению предметов в зависимости от таких характеристик как количество, форма и т.д;
  • арифмерия – неспособность к обучению вычислению;
  • псевдодискалькулия – сниженные математические способности вследствие нежелания учиться, отставания по учебной программе, неграмотно построенного процесса обучения.

Содержание:

Дискалькулия выражается в таких симптомах:

  • неспособность распознавать количество предметов визуально (больному необходимо пересчитать предметы по одному);
  • затруднения при вычислениях;
  • проблемы с абстрактным счетом времени;
  • невозможность интуитивно определить длину пройденного расстояния;
  • нарушения координации движения;
  • трудности с восприятием понятий «больше» и «меньше»;
  • непонимание сути таких математических операций как вычитание, сложение, деление, умножение;
  • затруднения при написании и назывании чисел;
  • непонимание процесса решения простых математических задач, без использования наглядного материала;
  • непонимание понятия «число», разрядности;
  • отсутствие способности выполнять логико-абстрактные действия.

Первые признаки дискалькулии проявляются в раннем дошкольном возрасте, когда возникает потребность в произведении элементарных подсчетов.

При выявлении симптомов патологии необходимо обратиться к нейропсихологу  для проведения комплексного обследования.

Нейропсихологическая диагностика помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, которые показывают степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. Для подтверждения и уточнения результатов безаппаратной диагностики в нашем центре существует оценка с помощью приборов способности мозга к переработке вестибулярной, зрительной и звуковой информации, оценка качества кровоснабжения мозга, а также энергоснабжение стволовых структур головного мозга.

Признаки дислексии и дисграфии

Проявления этих патологий отличаются специфичностью, стереотипностью и стойкостью. Заподозрить наличие расстройств письменной речи и чтения (а они часто сочетаются) можно, если внимательно отслеживать характерные симптомы этих процессов у детей.

Расстройство чтения

Школьник с дислексией читает обычно медленно, неправильно, часто останавливаясь и запинаясь. Если же прислушиваться к тому, как дети «декламируют» текст, то можно обнаружить некоторые ошибки и помарки. Так, ребёнок при чтении:

  • вставляет в слова лишние звуки;
  • способен пропускать части слова;
  • подменяет сложные для него слова другими, приблизительно похожими по написанию;
  • переставляет буквы и слоги местами;
  • повторяет, добавляет и пропускает целые слова.

Нарушение письменной речи

Характеризуется патология медлительностью, некрасивым почерком, причём чем больше нервничает ребёнок, тем некрасивее у него получаются слова. Кроме того, если посмотреть в тетрадь, то можно отметить отсутствие пунктуации и заглавных букв. Часто встречаемые ошибки у детей с дисграфией:

  • непонимание разницы между фонетически похожими звуками и, как следствие, замена букв (к примеру, Д-Т, Б-П, С-Ш);
  • пропуск букв и слогов («мазин» вместо «магазин»);
  • перестановка букв и целых слогов (к примеру, «фарш», а не «шарф»);
  • «проглатывание» окончаний слов (например, «стрекоз», а не «стрекоза»);
  • вставка ненужных букв («декабарь» вместо «декабрь»);
  • слитное написание предлогов, раздельное – приставок («настуле», «на нести»);
  • несоблюдение принципов склонения слов по родам, числу и падежам («тяжёлая чемодан», «весёлый дни»). Этот признак чаще встречается к 3-му классу, когда происходит активное осваивание правил грамматики;
  • ребёнок путает схожие по написанию буквы (к примеру, самыми трудными для «дисграфика» являются такие прописные буквы, как х-ж, о-а, с-е, м-ш, л-я и т.д.

Читайте также:  Компьютерная зависимость у детей: советы психолога

Ещё одно часто встречаемое расстройство письма – дизорфография. При этой патологии школьник не понимает, как нужно применять на практике знакомые ему правила, не видит ошибки и не исправляет их. В результате буквально вся тетрадь исписана красной учительской ручкой, поскольку на одной страничке можно обнаружить до 50 ошибок.

Таким образом, предположить наличие дисграфии и дислексии у ребёнка может даже неспециалист, поскольку их проявления специфичны и постоянны. Крайне важно незамедлительно обратиться за квалифицированной помощью, чтобы логопед смог обнаружить причины патологии и наметить пути коррекции.

Механизмы дисграфии и дислексии

Прежде чем рассматривать факторы, провоцирующие развитие этих расстройств, необходимо разобраться в механизмах их возникновения. Стоит понимать, что и письмо, и чтение – это сложнейшие многоуровневые психофизические процессы, контролируют и реализуют которые четыре анализатора:

  • зрительный;
  • слухоречевой;
  • двигательный;
  • речедвигательный.

Каждый из них имеет периферический отдел (к примеру, у слухоречевого это уши, воспринимающие звуки), проводниковую часть, состоящую из нервных волокон, и центральный отдел, занимающий определённый участок в коре головного мозга.

Каждый из анализаторов решает конкретную задачу (например, зрительный узнаёт и распознаёт буквы), причём поэтапно и в тесной взаимосвязи с прочими системами. Выпадение или повреждение какого-либо одного звена в силу некоторого фактора и приводит к формированию патологии письма и чтения.

Причины нарушений

Если механизм возникновения расстройств письменной речи и чтения в принципе понятен, то чётко установленных причин этих патологических процессов пока не существует. Учёные выдвигают предположения, что дисграфия и дислексия связаны с анатомическими особенностями мозга и социально-психологическими факторами.

Дислексия

Анатомо-физиологические причины

Развитие дисграфии и дислексии связывают с нарушением функций областей коры больших полушарий, которые ответственны за процесс овладения грамотой. Любопытно, что эти же области мозга отвечают за основные стороны устной речи – восприятие и произношение звуков, словарь и грамматические навыки, связности речи.

Читайте также:  Причины, симптомы, диагностика и коррекция дислексии

Среди причин расстройств письма и чтения выделяют следующие факторы: 1. Наследственная предрасположенность. Ребёнок перенимает от родителей не только цвет глаз и кожи, но и конституциональные особенности мозга, незрелость отдельных его участков. В таком случае при формировании навыков письма или чтения школьник будет испытывать приблизительно те же проблемы, что и его мать (отец) в начальных классах.

2. Задержанное развитие или поражение мозга. Подобные патологии могут возникнуть во время вынашивания малыша, при родовой деятельности или в раннем возрасте (до трёх лет). К этой группе вредных факторов специалисты относят:

    • гипоксия эмбриона, которая возникает из-за экстрагенитальных заболеваний (сердечная недостаточность, болезни почек и печени, ревматизм), патологий плаценты, тяжёлых осложнений в начале и конце беременности;
    • внутриутробные инфекционные болезни, представляющие особенную опасность в первом триместре, когда активно формируются мозговые структуры плода (это может быть краснуха, грипп, герпес, гепатит B, ВИЧ и т.д.);
    • приём будущей матерью психоактивных веществ (к ним относят алкогольные напитки, наркотические средства, никотин) или употребление медикаментов, способных нарушить естественное развитие плода;
    • неблагополучные роды, во время которых травмируется детская головка, происходит обвитие шейки ребёнка пуповиной, вследствие чего нарушается поступление кислорода в мозг и погибают нервные клетки;
    • болезни и патологии, перенесённые в младенческом возрасте, например, черепно-мозговые травмы, энцефалиты, тяжёлые инфекционные заболевания.

3. Проблемы со становлением процессов латерализации. Этот термин обозначает установление доминантной роли правого либо левого полушария. В начальной школе (когда ребёнка начинают активно обучать письму и чтению) у детей уже определяется ведущая рука и ведущее полушарие. Если же процесс задерживается, а также при скрытом левшестве либо переучивании леворукого ребёнка, нарушается формирование навыков письма и чтения.

Причины и признаки дислексии

Социально-психологические факторы

Ещё одна большая группа причин патологий письменной речи и чтения – неблагоприятные средовые и психологические факторы. Стоит отметить, что они редко проявляются изолированно, чаще социальные причины добавляются к уже имеющимся нарушениям физиологической природы. Среди самых частых специалисты отмечают следующие факторы:

  • чрезмерно раннее обучение ребёнка письму и навыкам чтения (нервная система попросту не готова к подобным умениям);
  • завышенные требования по отношению к грамотности, которые предъявляют родители и педагоги;
  • излишне высокий темп обучения или использование дидактических методов, несоответствующих личным особенностям ученика;
  • низкий уровень языковой среды, включающий недостаток речевых контактов, нечёткое либо неверное произношение родителей, невнимательность взрослых к речи ребёнка;
  • несвоевременное обращение за квалифицированной помощью родителей ребёнка, у которого наблюдаются тяжёлые речевые патологии;
  • билингвизм в семье, из-за которого дети не могут в полной мере овладеть грамотой.

Читайте также:  Чем логопед отличается от дефектолога?

Причин для формирования расстройств письма и чтения много, даже специалистам довольно сложно разграничить физиологические и социально-психологические факторы. Вот почему при обнаружении у ребёнка первых же проявлений этих патологических состояний нужно обратиться за логопедической помощью, которая включает диагностику и коррекционную работу.

Акалькулия и дискалькулия

На школьном возрастном этапе приблизительно 5% малышей страдает такой дискалькулией, которая обнаруживается в неспособности производить любые операции по вычислению, не умении различать цифры и непонимании счета.

Синдром акалькулии зарождается при адекватном умственном формировании вследствие какого-либо недуга или травмы. Дискалькулия, прежде всего, характеризуется невозможностью овладеть арифметикой, а акалькулия – расстройством счетных операций.

Акалькулия являет собой приобретенный мозговой дефект, при котором утрачивается умение производить простейшие арифметические операции. Дискалькулия, в свой черед, характеризуется потерей возможности обучить ребенка математическим действиям. Часто этой проблеме сопутствует неспособность распознавать литеры. Нередко, акалькулию сопровождает дисфункция психики, вследствие чего у взрослых лиц повреждаются отдельные сегменты мозга, ответственные за операции счета и числа.

Акалькулия, что это такое и каковы ее причины? Ниже приведены основные виды акалькулии и причины возникновения.

Первичная акалькулия обнаруживается в результате повреждения затылочно-теменно-височных сегментов коры. При данной разновидности недуга индивид испытывает сложности в произведении простейших математических действий, не разумеет строение чисел, нередко путает арифметический знак.

На фоне психической дисфункции может зародиться вторичная акалькулия. При этой вариации недуга субъект может спутывать цифры, вследствие их похожести по написанию. Также могут наблюдаться сбои в операциях счета, совершаемых в уме. Такие субъекты не в состоянии правильно произвести счетное действие. Индивидов, страдающих анализируемым расстройством, нельзя относить к умственно отсталым. Таким индивидам сложно пересчитать деньги или запомнить цифры.

Формирование акалькулии наблюдается вследствие нарушений различных когнитивных процессов.

Виды акалькулии различают в зависимости от пораженной познавательной функции.

Вербальная разновидность недуга обнаруживается в неумении словесно обозначить математические понятия. Больной успешно может производить математические действия, но вербально назвать числа, символы, обозначить численность объектов не может.

Апраксическая вариация недуга выражается в невозможности посчитать предметы. Индивид не может произвести счет предметов и определить количественные характеристики.

Операциональный вид акалькулии заключается в потери умения выполнять математические действия.

Графическая разновидность описываемого нарушения обнаруживается в неумении записывать математические знаки и обозначения, а также правильно рисовать геометрические фигуры.

Дислектиксическая акалькулия состоит в утрате способности прочитать математические символы, сформулировать количественные термины.

Дискалькулия возникает еще на раннем возрастном этапе. Выражается она в неспособности малышей обучиться математическим операциям. Их мозг не воспринимает эту информацию. Данная проблема врожденного генеза и присутствует она всю жизнь. Часто такой дефект наступает вследствие генетической предрасположенности. Результатом становится умственная отсталость, поскольку крохи не в состоянии посчитать, определить правую или левую сторону, время, у них наблюдаются сложности с распознаванием геометрических фигур и букв.

Среди общих признаков дискалькулии выделяют следующие: неспособность совершать некоторые операции по вычислению, проблемы с распознаванием цифр (например, единица схожа с семеркой), сложности в элементарных вычислениях, обусловленные невозможностью определить символ или знак, объяснить математическую операцию.

Акалькулия у детей

Рассматриваемая дисфункция является приобретенным недугом, проявляющимся в сбое при произведении арифметических действий.

Причины акалькулии у детей заключаются в поражении мозговых структур. Способность считать являет собой фундаментальный навык, отсутствие которого значительно осложняет существование, препятствует получению образования и овладению профессией. Главенствующее место в формировании счетных процессов принадлежит теменно-затылочным зонам и теменным сегментам коры.

Причины акалькулии обусловлены поражением перечисленных мозговых участков, вследствие чего возникают сбои в пространственном ориентировании и понимании пространственных отношений.

Лурия определил, что большинство малышей, страдающих описываемым дефектом, владеют порядковым счетом, соотнесением количества предметов, могут пересчитывать, но понять принцип разрядности, оперировать обобщенными множествами они не могут. Кардинальными симптомами данной патологии являются: распад понимания числа, расстройство в уразумении разрядной структуры числа, понимании значения знаков. Умение считать являет собой интеграцию нескольких познавательных навыков. Индивид, страдающий акалькулией, испытывает большие сложности в четырех сферах.

Синдром акалькулии и его проявления обусловлены местом локализации аномального очага. Так, при повреждении затылочно-теменных сегментов либо при наличии двухстороннего поражения, можно предполагать первичную акалькулию. При повреждении затылочного сегмента, исчезает визуальный образ цифры, она перестает для больного являться символом, отражающим определенное количество. Индивид распознает цифры, они смешиваются в восприятии. Это особенно относится к цифрам схожим по начертанию. При повреждении височных зон наблюдаются сбои в устном счете, префронтальных сегментов – расстраивается целенаправленная деятельность, больной не может планировать счетные действия и контролировать их выполнение.

Иногда рассматриваемая дисфункция полностью способностей к вычислительным операциям не лишает малыша. Отдельные маленькие пациенты сберегают навыки сложения, однако вычитание для них становится невыполнимой задачей. Описываемому недугу часто может сопутствовать сенсорная афазия. Степень нарушения произведения арифметических операций варьируется от абсолютной неспособности вычислять до возникновения ошибок в счетных действиях и при манипуляциях с цифрами.

Лечение акалькулии

Вследствие сочетаемости симптоматики акалькулии с иными расстройствами когнитивных функций, часто выявить синдром акалькулии довольно сложно. Его могут просто не заметить на фоне ведущей когнитивной дисфункции. Однако обнаружение описываемого нарушения является важной работой, поскольку система коррекционных мероприятий обусловлена симптоматикой. Дабы подтвердить наличие сбоя в произведении вычислительных операций и причислить к определенной категории проводится нейропсихологическое тестирование для определения расстройства счета, дефектов речи, нарушения написания и чтения, отклонений в пространственном ориентировании.

Акалькулия коррекции поддается. Однако для успешной и полной ликвидации симптоматики необходимо, в первый черед, лечение недуга, спровоцировавшего акалькулию. Первичная форма дисфункции предполагает необходимость возобновления понимания значения цифр и их разрядного строения. К таким пациентам в нынешней медицинской практике для реставрации утраченной функции благополучно применяется визуальный метод, методика операций с числами и восприятия их разрядов.

Дабы победить рассматриваемый недуг нейропсихолог совместно с логопедом осуществляют трудоемкую и продолжительную работу. Терапевт сотрудничает с иными докторами, самим пациентом, а также с родней больного. При вторичной форме описываемого нарушения параллельно следует корректировать и иные утраченные познавательные функции. Следует соблюдать ниже приведенные принципы успешной терапии: комплексность (сочетание педагогического воздействия с медико-психологическими методами коррекции), системность подхода (восстановление навыка вычислительных действий одновременно с этиологической терапией), непрерывность.

Успешность коррекции акалькулии обусловлена временем начала адекватной терапии, прогноз восстановления, определяемый размером поврежденного сегмента – ранним выявлением и своевременным проведением лечебных мероприятий. Помимо того, успешность и продолжительность терапии обусловлена возрастом индивида, степенью речевых расстройств. Лучшую динамику демонстрируют пациенты, находящиеся на более раннем возрастном этапе. При этом если недуг зародился в детстве, то в дальнейшем могут отмечаться грубые нарушения в формировании речи.

Профилактическое воздействие, прежде всего, подразумевает предупреждение получения различных мозговых травм, предотвращение нарушения кровоснабжения мозговых структур. Кроме того, необходимо ежегодно проводить плановое обследование, дабы исключить наличие опухолевых процессов либо патологий иного характера.

Ещё статьи по этой теме:

  • Умственная отсталость у ребенкаУмственная отсталость у ребенка

    Умственная отсталость у ребенка

  • АгнозияАгнозия
  • ИнтеллектИнтеллект

    Интеллект

  • АмнезияАмнезия
  • ВСДВСД
  • Потеря памятиПотеря памяти

    Потеря памяти

Что такое дислексия?

У человека с дислексией мозг по-другому воспринимает написанный материал. Это затрудняет распознавание, произношение и расшифровку слов.

Людям с дислексией трудно понять, что они читают. Дислексия является неврологическим и часто генетическим заболеванием, а не результатом плохого преподавания, обучения или воспитания.

От 5 до 15 процентов людей в Соединенных Штатах страдают дислексией.

диагностирование

Если родители, опекуны или учителя подозревают, что у ребенка может быть дислексия, они должны спросить школу ребенка о профессиональной оценке. Ранняя диагностика с большей вероятностью приведет к эффективному вмешательству.

Результаты тестирования могут также открыть дверь для получения ребенком дополнительной поддержки.

Они могут иметь право на специальные образовательные услуги, программы поддержки и услуги в колледжах и университетах.

Диагностические тесты часто охватывают следующие области:

  • справочная информация
  • интеллект
  • устные языковые навыки
  • распознавание слов
  • расшифровка или умение читать новые слова, используя знание букв.
  • фонологическая обработка
  • навыки автоматизма и беглости речи
  • понимание прочтения
  • знание лексики
  • семейная история и раннее развитие

В процессе оценки эксперт должен быть в состоянии исключить другие состояния или проблемы, которые могут иметь аналогичные симптомы. Примеры включают проблемы со зрением, нарушение слуха, недостаточное обучение, а также социальные и экономические факторы.

Симптомы

Дислексия отличается от замедленного развития чтения, которое может отражать умственную отсталость или культурную отсталость.

Наиболее распространенные признаки и симптомы, связанные с дислексией, могут проявляться в любом возрасте, но обычно они проявляются в детстве.

Детские симптомы дислексии включают в себя:

Трудность в обучении чтению

Многие дети с дислексией обладают нормальным интеллектом и получают надлежащее обучение и родительскую поддержку, но им трудно научиться читать.

Достигнутые позже вехи

Дети с дислексией могут научиться ползать, ходить, говорить и ездить на велосипеде позже, чем большинство других.

Задержка развития речи

Ребенку с дислексией может потребоваться больше времени, чтобы научиться говорить, и он может неправильно произносить слова, найти рифмование сложным и, похоже, не различать звуки разных слов.

Замедление в изучении наборов данных

В школе детям с дислексией может потребоваться больше времени для изучения букв алфавита и того, как они произносятся. Могут возникнуть проблемы с запоминанием дней недели, месяцев года, цветов и некоторых арифметических таблиц.

Координация

Ребенок может показаться более неуклюжим, чем их сверстники. Поймать мяч может быть непросто. Плохая координация глаз-рук может быть симптомом других подобных неврологических состояний, включая диспраксию.

Влево и вправо

Ребенок может спутать слова «влево» и «вправо».

Восстановление

Они могут перевернуть цифры и буквы, не осознавая этого.

Правописание

Некоторые дети с дислексией могут не следовать той модели развития, которая наблюдается у других детей. Они могут научиться произносить слово по буквам и полностью забыть на следующий день.

Проблемы с речью

Если слово содержит более двух слогов, фонологическая обработка становится намного более сложной. Например, со словом «к сожалению» человек с дислексией может обрабатывать звуки «un» и «ly», но не те, которые находятся между ними.

Диапазон концентрации

Дети с дислексией обычно испытывают трудности с концентрацией внимания. Многие взрослые с дислексией говорят, что это потому, что после нескольких минут непрерывной борьбы ребенок психически истощен. Более высокое число детей с дислексией также страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) по сравнению с остальной частью населения.

Идеи секвенирования

Когда человек с дислексией выражает последовательность идей, они могут показаться нелогичными или не связанными между собой.

аутоиммунные заболевания

У людей с дислексией чаще развиваются иммунологические проблемы, такие как сенная лихорадка, астма, экзема и другие аллергии.

Лечение

Компенсационные стратегии могут помочь людям справиться с дислексией в повседневной жизни. Ранняя диагностика и поддержка могут привести к долгосрочным улучшениям.

Могут быть приняты следующие меры:

  • Психологическое тестирование: Это помогает учителям разработать более целенаправленную программу для ребенка. Технологии обычно включают в себя использование чувств ребенка, включая осязание, зрение и слух.
  • Руководство и поддержка: Консультирование может помочь свести к минимуму любое негативное воздействие на самооценку.
  • Проводимая в настоящее время оценка: Взрослые с дислексией могут извлечь пользу из оценки и продолжить разработку своих стратегий преодоления и определить области, в которых необходима дополнительная поддержка.

Австралийский фонд мозга отмечает:

«Хотя перспективы людей с дислексией зависят от тяжести их расстройства, большинство из них живут нормальной, продуктивной жизнью.»

Причины

Врачи-специалисты и исследователи точно не знают, что является причиной дислексии.

Некоторые данные указывают на возможность того, что это заболевание является генетическим, поскольку оно часто протекает в семьях.

Два ключевых фактора, по-видимому:

  • Генетические причины: Команда Йельской медицинской школы обнаружила, что дефекты гена, известного как DCDC2, были связаны с проблемами чтения.
  • Приобретенная дислексия: Незначительное меньшинство людей с дислексией приобретают состояние после рождения, обычно из-за черепно-мозговой травмы, инсульта или какого-либо другого вида травмы.

По данным Мичиганского университета системы здравоохранения, дислексия является наиболее распространенной формой нарушения обучаемости. 80% учащихся с нарушениями обучаемости страдают дислексией.

По оценкам Международной ассоциации по дислексии, от 15 до 20 процентов американского населения страдает от некоторых симптомов дислексии, включая медленное или неточное чтение, плохое написание, плохое письмо или смешивание подобных слов.

Дислексия затрагивает людей любого этнического происхождения, хотя родной язык человека может играть важную роль. Язык, в котором существует четкая связь между тем, как написано слово и как оно звучит, и последовательные грамматические правила, такие как итальянский и испанский, могут быть проще для человека с легкой или умеренной дислексией.

Такие языки, как английский, где зачастую отсутствует четкая связь между письменной формой и звуком, например, такие слова, как «кашель» и «тесто», могут быть более сложными для человека с дислексией.

Взрослые против детей

Симптомы дислексии меняются с возрастом. В этой таблице показано, как это состояние проявляется на разных этапах жизни.

Стадия развития Симптомы дислексии До школы

  • замедленное развитие речи и изучение словарного запаса
  • трудности с формированием слов, например, изменение звучания некоторых слов назад или смешивание слов, звучащих одинаково.
  • проблемы с сохранением информации, такой как цифры, алфавит, цвета и т.д.

School age

  • низкий уровень чтения для возрастной группы
  • трудности обработки информации
  • проблемы с запоминанием последовательности объектов или информации
  • неспособность произнести незнакомое слово в звуки.
  • ненормально долгое время занимаясь чтением и письмом.
  • избегание действий, связанных с чтением

Teenage years and adulthood

  • трудности чтения вслух
  • медленное чтение и письмо, требующее много усилий.
  • орфографические вопросы
  • избегание заданий, требующих чтения
  • неправильное произношение слов или проблем, вызывающих воспоминания о словах для конкретного объекта или темы
  • проблемы с пониманием смысла шуток и идиом.
  • трудности с изучением иностранного языка, запоминанием или решением математических задач
  • трудно резюмировать историю.

Типы

Дислексия может быть разбита на различные подтипы, но официального списка типов дислексии не существует, поскольку они могут быть классифицированы по-разному.

Однако иногда используются следующие категории:

Фонологическая дислексия: Человеку трудно разбить слова на более мелкие части, что затрудняет сопоставление звуков с их письменной формой. Это также известно как дисфонтическая дислексия или слуховая дислексия.

Поверхностная дислексия: Человек не может распознать ни одного слова по зрению, что затрудняет запоминание и запоминание слов. Иногда это называется дислексией диссейдексии или зрительной дислексией.

Быстрый дефицит наименований: Человек не может быстро назвать букву или номер, когда видит их.

Двойная дислексия с дефицитом: Человеку трудно выделить звуки, которые можно было бы также назвать буквами и цифрами.

Визуальная дислексия: Человек имеет необычное зрительное восприятие при рассмотрении слов, хотя это может перекрываться с поверхностной дислексией.

Иногда люди говорят о «направленной дислексии», что означает, что ее трудно отличить слева направо. Это общая черта дислексии, но это не ее тип.

Если человек испытывает трудности с изучением математики, правильный термин для этого — дискалькулия. Это не дислексия.

Детский аутизм, возникший у плода вследствие проблем матери во время беременности

Один из наиболее распространенных видов аутизма – аутизм, возникший вследствие неправильно протекающей беременности. Следующие нарушения беременности могут приводить к раннему аутизму у ребенка:

  • Вирусные и бактериальные заболевания у матери во время беременности могут приводить к недоразвитию или повреждению ЦНС у плода. Наиболее тяжелые поражения ЦНС возникают, если болезнь – в первом триместре беременности. Есть также свидетельства, что тяжелые заболевания матери незадолго перед беременностью также могут приводить к аутизму.
  • Гормональные нарушения у матери во время беременности. Пример – нарушения работы щитовидной железы или поджелудочной железы.
  • Нарушения работы почек у матери. Эклампсия.
  • Нарушения работы других органов, приводящие к интоксикации и поражению ЦНС у плода.
  • Прием некоторых лекарств во время беременности. Судя по всему, влияние конкретного лекарства на плод зависит от особенностей организма матери.
  • Другие вредные воздействия на мать во время беременности. Пример: длительные радио- и электромагнитные облучения, вредная атмосфера на производстве, где работает мать и тому подобное.
  • Тяжелое курение матери до беременности и во время беременности. Вероятно, употребление других веществ также способно быть причиной нарушения работы ЦНС у ребенка (например, употребление матерью алкоголя во время беременности может приводить к так называемомму алкогольному синдрому плода, который диагностируется отдельно).

Прогноз при этом виде аутизма с нашей точки зрения как правило благоприятен (по крайней мере для случаев, когда проверка МРТ не показывает тяжелых физических повреждений мозга). Длительность лечения зависит от степени поражения ЦНС и от сопутствующих осложнений.

Детский аутизм, возникший вследствие родовой травмы

Бывают разные родовые травмы. Мы подразделяем:

  • Гипоксия (кислородное голодание) при родах
  • Сдвиг и/или повреждения костей черепа и шеи

Гипоксия, в зависимости от степени и времени, проведенным плодом при недостатке кислорода, может давать как легкие отклонения в развитии ребенка, так и более тяжелые, иногда уже граничащие с ДЦП (ДЦП обычно диагностируют отдельно). Легкие отклонения обычно диагностируются в более старшем возрасте, как правило уже в школе, когда обнаруживается, что ребенок не способен усваивать какие-то виды материала (например, у ребенка дискалькулия, дисграфия или дислексия) или способен, но только (например) если ему читают вслух учебный материал или наоборот, только если он видит его написанным.

Если у ребенка есть какие-то трудности в учебе, стоит проверить, не было ли у него родовой травмы.

Для этого вида нарушений прогноз (с нашей точки зрения) благоприятный, но лечение может занять больше времени в зависимости от степени поражения тканей ЦНС и других органов (например, ЖКТ) вследствие кислородного голодания.

Нарушение расположения костей черепа и позвоночника также могут вести к отклонениям в развитии, часто гораздо более тяжелым, чем те, которые возникают вследствие гипоксии.

Прогноз при таких повреждениях сильно зависит от того, насколько пострадал скелет. Напимер, если речь идет о сдвинувшихся шейных позвонках, то прогноз, как правило, благоприятен. Если же травма привела к тяжелым анатомическим нарушениям (микроцефалия, заращение венечного шва), то лечение будет долгим, а прогноз сильно зависит от того, в каком возрасте начато лечение и каково состояние ребенка на этот момент.

Паразиты

Если ребенок регулярно контактирует с зеслей, песком или домашними животными, то велика вероятность, что он заражен какими-нибудь паразитами. Заражение некоторыми видами паразитов приводит к усилению гиперактивности, нарушениям сна и аппетита. При сильном заражении ребенок может отставать в физическом развитии.

Помимо стандартных лекарств против паразитов, которые выписывает врач, существуют натуропатические средства, такие как настойка скорлупы черного ореха или коры белого дуба. Чтобы получить эти средства, следует обратиться к опытному натуропату, так как необходимо знать точную дозировку для конкретного ребенка.

Продукты питания

У детей с аутизмом или РАС часто наличествуют нарушения работы ЖКТ, приводящие к неправильной обработке и усвоению некоторых продуктов или даже к банальной аллергии. Такие продукты следует исключать из рациона ребенка. Существует очень длинный список продуктов, проверку на чувствительность к которым следует делать. Здесь мы приводим только наиболее распространенные:

  • Лактоза
  • Казеин
  • Глютен
  • Шоколад
  • Соя
  • Мед

Проявления и симптомы минимальной мозговой дисфункции (ММД) у детей

Педагоги и родители могут отмечать у ребенка с минимальными мозговыми дисфункциями нарушение сна (долго укладывается, беспокойно спит), особенности эмоциональной сферы (частые смены настроения, раздражительность, импульсивность; при этом, сила проявления эмоций высока, ребенок трудно успокаивается). Данные проявления ММД связаны с нарушением регуляции процессов возбуждения-торможения. Может создаваться впечатление, что такие дети плохо слышат: их приходится окрикивать по несколько раз, повышать на них голос. Однако причина таких особенностей в трудностях внимания. Проблема удержания, распределения и переключения внимания лежит также в основе многих сложностей в обучении: невыдерживание общего ритма при групповой работе, частое «выпадение» из учебного процесса, вторичные нарушения запоминания, удержания и воспроизведения информации.

Двигательная сфера детей с ММД (минимальными мозговыми дисфункциями), начиная с раннего возраста, характеризуется повышенной моторной активностью. Как правило, имеют место мышечные дистонии, нередко наблюдаются черты дисплазии. Кроме того, характерны многочисленные двигательные нарушения: такие дети неловки, неуклюжи, испытывают трудности в завязывании шнурков, застегивании пуговиц, в манипулировании ножницами, при освоении велосипеда, играх с мячом и т.п. Нарушение зрительно-моторной координации приводит к трудностям при овладении навыками чтения и письма.

Какие расстройства можно отнести к минимальной мозговой дисфункции у детей?

Разнообразие факторов, которые лежат в основе ММД, неоднородные клинические проявления приводят к тому, что необходимо дифференцировать  целый ряд состояний, объединявшихся ранее в диагноз «Минимальные мозговые дисфункции». Последняя редакция международной классификации болезней МКБ-10 выделяет следующие состояния, обусловленные ММД:

  • Нарушения психологического развития:
    • расстройства развития речи;
    • расстройства развития школьных навыков: дисграфия, дислексия, дискалькулия;
    • расстройства развития двигательных функций: диспраксия.
  • Поведенческие и эмоциональные расстройства детского и подросткового возраста:
    • синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
    • поведенческие нарушения.

Кроме того, в ряде случаев, ММД является причиной различных речевых расстройств (задержки речевого развития, общего недоразвития речи).

С точки зрения нейропсихологии основой различных клинических форм нарушений развития и поведения служат различные сочетания пострадавших зон мозга или минимальных мозговых дисфункций. Клиническая практика показывает, что у детей нередко наблюдаются сочетания симптомов, характерных не для одной, а для нескольких диагностических рубрик по классификации МКБ-10. При этом, с целью выявления рациональной тактики диагностики и лечения, специалисты выделяют ведущий симптомокомплекс.

Диагностика и лечение минимальной мозговой дисфункции у детей

Родителям нужно знать, что дети с ММД нуждаются в комплексном подходе и, кроме медикаментозных препаратов, в процесс лечения следует включать психотерапию, нейропсихологическую коррекцию и модификацию поведения.

Психоневролог назначит необходимые аппаратные объективные исследования и, при необходимости,  медикаментозную терапию.

Нейропсихолог с помощью специальной диагностики выявит, какие именно отделы головного мозга ребёнка недостаточно зрелы, работают дефицитарно или компенсаторно; разработает индивидуальную коррекционную программу для их развития. Психотерапевт поможет наладить отношения в семье, ребенку адаптироваться в социуме, справиться с тревогой, агрессией и т.д.

Рекомендации и советы родителям

В процессе лечения минимальной мозговой дисфункции должны принимать участие не только родители и сам ребенок, но и остальные члены семьи и, безусловно, педагоги. Близкое к ребенку окружение должно понимать, что действия ребенка с ММД часто неосознанные; со многими сложными ситуациями он не может справиться самостоятельно в силу особенностей своей личности. Очень важно с пониманием относится к ребенку, чтобы вокруг него не возникало излишнее напряжение. Спокойное и последовательное отношение к малышу имеет такое же значение, как и специально назначенное лечение. Воспитание ребенка с диагнозом ММД — задача непростая, но вполне выполнимая, если обратиться за помощью к специалистам: в первую очередь, неврологу и нейропсихологу.

Минимальные мозговые дисфункции у детей

(100%) голосов