Главная » Полезные советы » Лечение болезней » Дислалия: виды, причины, признаки, симптомы и лечение

Дислалия: виды, причины, признаки, симптомы и лечение

Дислалия: виды, причины, признаки, симптомы и лечение

Медикаментозное лечение дислалии у детей

Лечение дислалии у детей — это лекарственная поддержка коррекционной логопедической работы по приобретению и закреплению речевых навыков.

Лечение дислалии у детей — это лекарственная поддержка коррекционной логопедической работы по приобретению и закреплению речевых навыков. Данный вид терапии назначает невропатолог после проведения комплексного осмотра и подтверждения диагноза.

Содержание:

Общая информация

В отличие от других нарушений речи, для дислалии не характерны органические повреждения иннервации артикуляционного аппарата. Данный вид патологии встречается у 25 % детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диагностика дислалии у ребенка является поводом для срочного начала лечения: при условии оказания целевой медицинской помощи в течение короткого времени удается полностью устранить клинические проявления недуга.

Дислалия возникает на фоне механических или функциональных нарушений. Если в ходе обследования выявляют аномалии развития или дефекты строения артикуляционного аппарата — короткую уздечку языка, верхней губы — целесообразно говорить о механической форме прогрессирования патологии, при которой показана хирургия с последующей логопедической коррекцией.

Функциональная дислалия более многообразна, она проявляется в следующих клинических формах:

  • сенсорной, вызванной функциональными изменениями в слуховом анализаторе;
  • моторной, которая формируется вследствие динамических нарушений в двигательном аппарате;
  • смешанной, когда присутствуют оба вида нарушений.

У детей с дислалией выделяют фонетические и фонематические нарушения произношения с различным уровнем проявления — простые и сложные (когда ребенок не в состоянии проговорить более 4 звуков), мономорфные (наблюдается дисфункция при произношении одной группы звуков) и полиморфные (фиксируются множественные артикуляционные ошибки). Чаще всего встречаются комбинированные дефекты речи, которые требуют тщательного изучения и комплексного подхода к лечению.

Причины

Согласно отзывам родителей, при условии раннего выявления признаков дислалии у детей и оперативного обращения за квалифицированной помощью можно добится высокой результативности лечения. С целью разработки эффективной терапевтической схемы пациента осматривают невролог, логопед, отоларинголог, чтобы исключить другие виды нарушения речи. К причинам развития дислалии относят:

  • анатомические дефекты органов артикуляционного аппарата;
  • патологии строения скелета (челюсти), неправильный прикус, травматические повреждения;
  • социологические факторы (например, неправильную речь одного из родителей, сюсюканье при общении с ребенком);
  • общее нездоровое состояние, замедленное физическое и психическое развитие на фоне недоедания, недостатка витаминов;
  • частые стрессовые ситуации в семье;
  • многоязычное окружение, смешанные браки (билингвизм).

Обнаружение и устранение причины дислалии облегчает работу логопеда и повышает результативность медикаментозной терапии.

Диагностика и методы лечения

Своевременное выявление логопедических нарушений любого уровня сложности позволяет скорректировать произношение и создать предпосылки для активного речевого развития. Для дифференциальной диагностики проводят логопедический анализ, нейромиографию, по показаниям — ЭЭГ и МРТ.

Устранение признаков дислалии у детей после преодоления первичных причин развития недуга заключается в последовательном и системном выполнении логопедических упражнений. В сложных случаях показана медикаментозная терапия, которая направлена на улучшение работы головного мозга, памяти, мышления. Чтобы гарантировать положительный лечебный эффект, назначают:

  • ноотропы;
  • производные ГАМК,
  • глутаматергические препараты;
  • холинергические средства;
  • нейропептиды;
  • вещества, улучшающие мозговой кровоток и микроциркуляцию;
  • антиоксиданты и витамины.

Дозировка и тип лекарственного средства подбирается индивидуально. Прием препаратов помогает ребенку быстро приобрести необходимые артикуляционные навыки и исправить произношение.

Цены и клиники Москвы

Эффективное лечение дислалии у детей проводят в Междисциплинарном центре детской реабилитации «МЦР Дети», где практикуют опытные специалисты и применяются передовые терапевтические методики. Узнать стоимость лечебно-диагностических услуг, показанных для преодоления дислалии, можно в ходе прохождения первичной консультации.

Дислалия

Логопеды называют дислалией неправильное употребление речевых звуков. Иногда отклонение сопровождается полиморфными нарушениями, характеризующимися трудностями с изучением письменной речи. Особенность детей с дислалией – неразборчивая речь. При отсутствии своевременного лечения патология приводит к дислексии и дисграфии. Именно поэтому важно вовремя отвести малыша к логопеду. В противном случае, в будущем будет сложно исправить ситуацию.

Звукообразование – это сложный процесс, в котором участвуют несколько участков речевого аппарата. В результате двигательной активности органов артикуляции формируется преграда на пути струи воздуха из легких. Так возникает определенный звук. Для каждого из них необходимо особое положение голосовых связок и органов артикуляции. Если ребенок неправильно смыкает связки или изменяет положение языка, чистого звукообразования не происходит. Задача логопеда заключается в формировании правильного произношения звуков.

Классификация дислалии

Дислалию классифицируют в зависимости от факторов, провоцирующих её появление. Чаще всего причина заключается в неправильном построении речевого аппарата. Тип дислалии выявляется в целях подбора наиболее подходящего способа коррекции. Выделяют следующие виды отклонения:

  1. Сенсорная дислалия вызвана нейродинамическими патологиями в центральных участках речевой системы. Проблема обусловлена невозможностью разделять схожие друг с другом акустические звуки.
  2. Моторная дислалия – это патология, при которой ребенок не может достоверно произносить звуки из-за неправильного положения артикуляционных органов.
  3. Физиологическая дислалия не требует корректировки со стороны специалистов. Она считается возрастной особенностью, которая исчезает самостоятельно.

Функциональная разновидность дислалии, в свою очередь, разделяется на следующие подвиды:

    • акустико-фонематический;
    • артикулярно-фонетический;
    • артикулярно-фонематический.

Причины дислалии

Чтобы определить причину дислалии, следует посетить логопеда. Он проведет осмотр и диалог с ребенком. В некоторых случаях обнаруженное отклонение лечить не нужно. Существуют такие понятия, как звуки позднего, раннего и среднего патогенеза. Для каждой возрастной категории характерны определенные навыки звукопроизношения. Например, неспособность воспроизводить звук «Р» в возрасте 2 лет обусловлена анатомическими особенностями. Но аналогичная проблема в 5 лет требует помощи специалистов. К возможным причинам дислалии относятся:

  • атипичная высота нёба;
  • неправильный прикус;
  • укороченная уздечка языка;
  • недостаточно активная подвижность губ;
  • неправильное строение челюсти или зубов.

Немаловажное значение в постановке речи имеет воспитание. Если родители «сюсюкаются» с малышом, преднамеренно коверкая слова, риск развития дислалии достаточно высок. Также могут возникнуть сложности, если родители говорят на разных языках. В редких случаях проблема обусловлена умственными отклонениями в развитии ребенка.

Симптомы дислалии

Диагностировать дислалию достаточно просто. При грамматически правильном построении речи ребенок не может воспроизводить отдельные звуки. При этом его лексический запас соответствует возрасту. К основным признакам отклонения относят замены, искажения и смешения трудно произносимых звуков. Нередко ребенок просто пропускает их, вне зависимости от того, в какой части слова они расположены.

Диагностика дислалии

Правильная постановка диагноза обеспечивается сбором анамнеза. Логопед проводит с ребенком беседу, которая позволяет определить пробелы в звукопроизношении. Дополнительно задаются вопросы родителям относительно разговорных навыков ребенка. Информация собирается вплоть до характера протекания беременности. Выявляются факторы, которые могли повлиять на процесс развития малыша. Крайне важно определить, нет ли у ребенка болевых ощущений в области шеи или ротовой области. Конечным этапом диагностического исследования считается тщательный осмотр органов артикуляции.

Лечебные мероприятия подбираются с учетом этиологии патологического процесса. Первоначально выявляется разновидность отклонения. В дальнейшем выбирается один из возможных способов исправления звукопроизношения:

  1. При функциональной дислалии проводятся специальные тренировки, направленные на улучшение памяти и повышение концентрации внимания. Ребенку подбирают комплекс упражнений, развивающий способность различать звуки.
  2. Хирургический способ лечения практикуют при механической дислалии, например, в случае укороченной уздечки языка. Операцию рекомендуется проводить в возрасте 5 лет.
  3. Моторную разновидность отклонения устраняют с помощью логопедического массажа или артикуляционной гимнастики.

Логопед подводит ребенка к самостоятельному обнаружению ошибок в произношении. В такой ситуации важно его понимание механизма воспроизведения звука. Врач акцентирует внимание на произношении изолированных звуков. Он проводит специальные упражнения. С помощью игр производится укрепление мышц речевого аппарата. В некоторых случаях используют стерильные зонды. Они принудительным образом располагают язык в нужном положении, что облегчает задачу ребенку.

Методы коррекции дислалии

Нарушение произношения требует незамедлительной помощи специалистов. Чем раньше родители обратятся к логопеду, тем успешней будет коррекция. Оптимальная периодичность занятий составляет 3-4 раза в неделю. Общий срок посещения логопеда – от 1 до 3 месяцев. В сложных ситуациях продолжительность лечения может достигать полугода. Коррекционная работа включает в себя четыре этапа:

  • подготовка;
  • этап создания первичных навыков звукопроизношения;
  • работа в отношении навыков общения;
  • дифференциация.

Подготовительный этап

На стадии подготовки устраняются анатомические недостатки артикуляционного аппарата. Оценивается, а затем исправляется длина уздечки языка, корректируется прикус. Принимаются меры по тренировке мелкой моторики. Также производится отработка опорных звуков.

Постановка

Следующий коррекционный этап подразумевает формирование навыков звукопроизношения. Практикуют три способа постановки изолированного звука: с применением логопедических зондов, путем подражания или смешанным способом. Проводятся упражнения с детьми, позволяющие запомнить правильное расположение артикуляционных органов во время произношения отдельных звуков.

На этом этапе нередко применяют логопедическую ритмику. Она представляет собой сочетание музыки, движений и воспроизведения звуков или слогов. Метод направлен на устранение речевых и неречевых функций. В результате занятий ребенок не только правильно произносит звуки, но и ритмично двигается.

Автоматизация

Под автоматизацией подразумевают доведение процесса воспроизведения звуков до автоматизма. Постановка речевого аппарата осуществляется постепенно. Большое значение в процессе автоматизации имеет то, насколько правильно и грамотно говорят родители. На данном этапе коррекции у ребенка хорошо развит навык подражания.

Дифференциация

Со временем малыш начинает беспроблемно распознавать звуки. Он чисто произносит отдельные слоги и фразы. Задача родителей и логопеда заключается в сохранении и улучшении навыков говорения. Немаловажную роль играет психологическая составляющая заключительного этапа коррекции. Принимаются меры, способствующие развитию коммуникабельности ребенка.

Упражнения для устранения механической дислалии

Коррекция сложной дислалии у детей дошкольного возраста включает в себя регулярные тренировки. Комплекс упражнения подбирается индивидуально, в зависимости от того, с произношением каких звуков у ребенка возникают трудности. К наиболее действенным из них относят:

  1. Для постановки свистящих звуков практикуют упражнение «забор». Исходное состояние – широкая улыбка с зубами. Затем ребенок чередует улыбку без зубов и с ними. Необходимо следить, чтобы он не морщил нос и не кусал губы.
  2. Разработать круговые мышцы рта поможет упражнение «трубочка». Широко улыбнувшись, следует плотно сомкнуть губы и вытянуть их в трубочку. Важно следить за тем, чтобы челюсть не опускалась.
  3. Упражнение, подразумевающее пощелкивание языком, называют «лошадь цокает». Оно помогает выработать дифференцированную активность языка в области альвеол. Во время выполнения язык не должен показываться между зубами.
  4. «Молоток» способствует укреплению кончика языка и появлению вибрации у альвеол. Ребенку необходимо произносить звук «д». Если имеются сложности с воспроизведением звука «р», работать нужно над произношением звука «т». Это необходимо для снятия напряжения с голосовых связок.
  5. Качественному произношению шипящих звуков способствует упражнение «чашечка». Язык размещается на нижней губе. Из этого положения его следует поднять и задержать в таком состоянии. Важно, чтобы ребенок не помещал его вглубь рта.
  6. Упражнение «фокус» помогает сформировать воздушный поток во время воспроизведения шипящих звуков. Язык вытягивается максимально вперед, а затем «приклеивается» широкой частью к верхней губе. На кончик языка помещается небольшой кусочек ватки. Ребенок должен с силой выдохнуть, чтобы ватка слетела на пол.
  7. Упражнение «пароход» помогает воспроизводить звук «л». Сначала ребенку предлагается произнести «ы». Корень языка в этот момент необходимо поднимать как можно выше. В результате этого у малыша автоматически должен получиться нужный звук.

Артикуляционные упражнения для губ

Артикуляционная гимнастика – один из лучших способов развития дикции. Она способствует укреплению мышц языка и губ. При регулярном проведении гимнастика помогает справиться с особенностями звукопроизношения у детей с дислалией. Каждое упражнение следует повторять не менее 8 раз. К самым эффективным из них относят:

  1. Губы вытягиваются в трубочку. В таком положении совершаются вращательные движения по часовой стрелке. Двигаться должны только губы.
  2. Начальное положение – максимальное вытягивание губ вперед. По счету они растягиваются в улыбке так, чтобы было видно верхний ряд зубов. Челюсти при этом должны разомкнуться.
  3. Свернутые в трубочку губы (как для поцелуя) направляются вправо, а затем – налево. После небольшого перерыва упражнение повторяется.
  4. Нижними зубами необходимо помассировать верхние губы. Следующим шагом верхними зубами нужно «почесать» нижние губы. Упражнение выполняется интенсивно, с быстрой сменой позиций.
  5. Губы собираются в трубочку, не вытягиваясь вперед. Из такого положения их нужно тянуть к носу, а затем – опустить к подбородку.
  6. Упражнение называется «шторки». Верхняя губа поднимается вверх, обнажая зубы. Затем она возвращается в исходное положение. Аналогичное действие совершается с нижней губой.
  7. Губы формируются в короткую трубочку. Их следует поднимать вверх, затем – вниз, влево и вправо.

Прогноз и профилактика дислалии

Скорость развития речевых навыков зависит от того, насколько правильно были подобраны методика обследования и способы коррекции. В большинстве случаев отклонение с успехом поддается корректировке. При своевременном обращении к логопеду к 6-7 годам у малыша полностью формируется речевой аппарат. Эффективность упражнений и других способов постановки звуков зависит от сложности дефекта, особенностей строения органов артикуляции и соблюдения рекомендаций специалиста.

Главной профилактической мерой дислалии считается своевременное обнаружение анатомических отклонений в органах речевого аппарата. Поэтому необходимо регулярно проходить профилактические осмотры у детских врачей. Не менее важно следить за собственным произношением звуков, поскольку ребенок повторяет их в таком виде, в каком слышит.

Советы родителям

В дошкольном возрасте ответственность за произношение звуков и отдельных слов полностью ложится на плечи родителей. Они должны вовремя обратить внимание на нарушения и сразу обратиться к логопеду. Это позволит определить причину и подобрать схему обследования. Важно много разговаривать с детьми, личным примером обучая их правильному произношению. Если ребенок ошибается, следует его поправлять.

Следует помнить, что процесс формирования речевых навыков достаточно трудоемкий как для малыша, так и для его родителей. Профилактика является оптимальным способом предотвращения осложнений. Не рекомендуется чрезмерно давить на ребенка. Он должен чувствовать поддержку со стороны близких для него людей.

Формы функциональной дислалии

В зависимости от причин возникновения нарушения, дислалию разделяют на механическую и функциональную. Первая обусловлена следующими дефектами анатомии:

  1. Короткая уздечка под языком.
  2. Язык выходящего за нормы размера.
  3. Наличие патологии прикуса.
  4. Нарушенное строение неба и губ.
  5. Отсутствие некоторых или всех зубов.

Вторая форма заболевания возникает в силу нейродинамических нарушений мозга или по причине различных социальных факторов:

  • Отсутствие условий для развития ребёнка.
  • Эмоциональные срывы.
  • Слабое физическое здоровье.
  • Позднее начало речевого развития.
  • Отсутствие образцов правильной речи.

Такой вид дислалии, как органическая, или функциональная, принято разделять на:

  1. моторную форму;
  2. сенсорную форму.

При моторной дислалии искажаются движения речевых органов, что находит выражение в дефектах фонетической основы речи. При сенсорной форме заболевания отсутствует дифференциация пары фонем по звуку, что приводит к заменам и смешениям.

Если в речи человека присутствуют оба вида недостатков, то данный речевой дефект называют сенсомоторным нарушением.

Функциональная дислалия разделяется по видам. По степени несформированности тех или иных звуковых признаков и исходя из характера дефекта, принято разделять нарушение на:

  • фонематическую дислалию;
  • артикуляторно-фонематическую;
  • артикулятоно-фонетическую.

Диагностика дислалии

Дислалию сопровождают нарушения в виде отсутствия звука, его искаженности или замены. Словарный запас и интеллект у таких пациентов соответствует норме, структура речи без нарушений.

Неправильное воспроизведение может происходить в отношении любого согласного. Замечено, что звуки, не требующие особого сложного артикулирования, нарушаются гораздо реже.

Важно! Для успешного освоения дошкольником будущей учебной программы требуется своевременное лечение дислалии и профилактика ее проявлений в дальнейшем.

Когда у ребенка нарушены несколько звуков, то дислалия называется простой, а при множественном дефектном воспроизведении – сложной.

Если нарушение касается одной звуковой группы, то оно мономорфное, а если затрагивает несколько, то полиморфное.

Дефекты звукопроизношения

Так, дефекты в пределах различных групп имеют свои названия:

  • ротацизм – выражается в неверном произнесении звуков [р] и [р’];
  • ламбдацизм – искажение в воспроизведении [л] и [л’];
  • сигматизм – искаженное воспроизведение шипящих и свистящих;
  • йотацизм – выражен в недостатке произнесения [й];
  • гаммацизм – ошибки в воспроизведении небных [г] и [г’];
  • каппацизм – ошибки в проговаривании небных [к] и [к’];
  • хитизм – искаженное воспроизведение небных [х] и [х’].

Дислалия также проявляется в виде:

  1. Дефектного озвончения и глухости – проявляются в виде замен звонких согласных на парные глухие и наоборот.
  2. Дефектного смягчения и твердости – проявляются в виде замен мягких согласных на парные твердые звуки и наоборот.

Исключение относится только к звукам [ш], [ж], [ц], не имеющим смягченных пар, и к звукам [ч], [щ],[ й], звучащих смягченно и не обеспеченных парой по твердости.

Диагностика нарушения

При диагностике данного нарушения логопедом проводится определение уровня звукопроизношения, оценивается строение и функциональность речевого аппарата.

Логопед ведет обследование при помощи тематических картинок с изображением предметов, групп предметов. В процессе диагностической работы отмечаются все выявленные недочеты произношения. С помощью картинок обследуется знание и понимание слоговой структуры.

Изучаются возможности фонематического слуха, уровень восприятия.

Ускорить развитие данного нарушения может факт использования двух языков в одной семье, отсутствие педагогического подхода к воспитанию и развитию, сниженный фонематический слух, дефектный физический слух, малая активность органов артикуляции. Слабое умственное развитие также может стать причиной тяжелой дислалии.

Виды лечения заболевания

Внимание! При лечении дислалии трудности проявляются не с тем, как исправить большое количество звуков, а с тем, чтобы взрослый или маленький пациент стал их правильно слышать. Восстановить речь возможно только при систематических занятиях с логопедом при поддержке родителей.

Методика коррекции состоит из определенных этапов.

Принято делить мероприятия по лечению дислалии, как у детей, так и у взрослых, на:

  1. Этап подготовки
  2. Этап формирования произношения.

В течение подготовительного этапа, у детей или взрослых, тренируют слуховую память, развивают внимание, оттачивают фонематическое восприятие, а также устраняют недостатки моторной функции речи.

На произносительном этапе логопед работает над устранением дефектного произношения звуков, развивает навыки дифференциации среди фонем, схожих по звучанию.

В эту систему включаются навыки:

  • распознавание звуков неречевой природы;
  • умение различать и менять основные параметры голоса;
  • распознавание слов близких по звучанию и составу;
  • отделение слогов и фонем;
  • умение определить простой состав слова.

При наличии диагноза дислалии, у детей и взрослых, существуют традиционные способы, как избавиться от нарушения.

Первый из них основан на обычном подражании. При помощи слухового и зрительного анализатора, а также тактильно – вибрационного и мышечного ощущения, обучаемый взрослый или маленький пациент воспринимает звуковое оформление и артикуляцию фонем и осознанно произносит требуемый звук, контролируя речевой аппарат. При механическом воздействии на артикуляционные органы с помощью инструментов верное положение органа создается в них самим логопедом, при помощи пассивного воздействия.

Смешанный способ позволяет сочетать применение инструментов и подражание с использованием показа артикуляционных поз и устных пояснений специалиста.

Красивая ровная речь является залогом успешной учебы ребенка, а взрослому помогает устанавливать эффективные контакты с людьми. Это подчеркивает важность устранения нарушения еще в раннем возрасте, когда идет наиболее интенсивное становление речи.

Важно! Профилактическими мероприятиями по предупреждению дислалии считается рациональное вынашивание беременности, своевременные обследования, формирование здорового речевого окружения, забота о здоровье малыша, всестороннее развитие, наблюдение педиатра.

Непринятие своевременных мер может создать серьезные осложнения и спровоцировать появление других дефектов речи. Как устранить нарушения и исправить дислалию, подскажет грамотный логопед.

В заключение

Дислалия является нарушением, которое чаще всего успешно корректируется и лечится. Продолжительность лечения зависит от возрастной категории, сложности нарушения и индивидуальных особенностей человека.

Важно! Рекомендуется комплексное лечение, при активном участии логопеда психолога и родителей. Каждому пациенту должна быть подобрана индивидуально сформированная программа для коррекции речи.

При правильном выборе методики речь станет четкой, грамотной, богатой и благозвучной, что непременно украсит ваше общение и поднимет настроение.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

Похожие публикации:

Что такое механическая дислалияЛогопедическая характеристика ребенка при механической дислалии

Причины дислалии у детейИз-за чего возникает дислалия у детей

Что такое функциональная дислалияФункциональная дислалия у детей

Какие существуют виды дислалииЧто такое дислалия и какие есть виды

Классификация дислалии

В связи с большим количеством причин возникновения дислалия классифицируется множеством видов и категорий. По причине появления дефекта болезнь делят на две категории: функциональную и механическую (органическую).

В том случае, когда у ребенка нет физических нарушений в строении речевого аппарата говорят о функциональной дисфонии. А если причиной болезни являются дефекты зубов, челюстей, языка или нёба говорят о механической (органической) дислалии.

Функциональная дисфония появляется в детском возрасте в процессе обучения ребенком речи, а органическая — в любом возрасте из-за механического повреждения речевого аппарата.

В зависимости от того какие психофизиологические механизмы нарушены функциональную дисфонию делят на моторную (нарушена работа речедвигательного анализатора) и сенсорную (нарушена работа речеслухового анализатора). В первом случае движение речевого аппарата становятся неточными и искажают произнесенные слова. При сенсорной дислалии пациент не может различить произношения сложных звуков, что приводит к смешению и замене звуков.

С учетом того каким является дефект фонетическим и фонематическим дислалия делится на три формы: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая и артикуляторно-фонетическая.

Для обозначения дефектов произношения каждой буквы  существуют следующие категории:

  • Ротацизм – дефект произношения [р] и [р’]
  • Ламбдацизм —  [л] и [л’]
  • Сигматизм — шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’]
  • Йотацизм –  [й]
  • Гаммацизм – [г] и [г’]
  • Каппацизм – [к] и [к’]
  • Хитизм — [х] и [х’]

В тех случаях когда происходит замещение звука, к данной категории дефекта добавляют приставку пара-: параротацизм, параламбацизм и так далее. Часто данные дефекты комбинируются (хитизм + гаммацизм, йотацизм + ротацизм и так далее).

В зависимости от количества дефектов дислалию делят на простую и сложную (в некоторых источниках её называют полиморфной). При простой (мономорфной) неправильно произносится один звук либо однородные по артикуляции. В случае сложной дислалии  дефектно произносятся звучание из разных групп.

При функциональной дислалии может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Причины дислалии

Как было указано выше по причине возникновения дислалия делится на функциональную и механическую (органическую).

Функциональная дислалия чаще всего возникает по биологическим и социальным причинам. Это могут быть: задержка психического развития (ЗПР), общая физическая ослабленность, вызванная болезнью ребенка, подражание людям, имеющих проблемы с произношением звуков, недостаточное общение и так далее.

Основными причинами механической дислалии чаще всего называют:

  1. Аномалии зубо-челюстной системы
  2. Отсутствие резцов или их аномалии
  3. Непоправимое положение верхних или нижних резцов или соотношения между верхней или нижней челюстью (дефекты прикуса)
  4. Аномальное строение твердого нёба (высокий свод)
  5. Слишком большой или маленький язык, укороченная подъязычная связка

Симптомы и диагностика

Для дислалии характерны четыре основных симптома:

  • Пропуск
  • Замена
  • Смешение
  • Искажение

При этом при функциональной форме чаще всего нарушен один или несколько звуков, а при органической – группа сходных по артикуляции.

В некоторых случаях неправильное произношение вызвано процессом освоения ребенком речи. Не нужно ждать от трехлетнего идеального произношения всех букв. В таком случае лечение не проводится, проблема исчезает с возрастом (обычно к 6-7 годам).

Диагностика заболевания начинается с составления анамнеза. Следом логопед приступает к исследованию строения речевого аппарата, проверке устной речи пациента. Таким образом, выявив характер нарушения, логопед  определяет форму заболевания.

В случае диагностирования механической дислалии может также потребоваться консультация хирурга, стоматолога. При функциональной дислалии – невролога и психолога.

Виды дефектов речи

Здесь мы приведем только перечисление, конкретнее о каждом виды вы узнаете далее. Выделяют следующие типы:

  • проблема скорости воспроизведения (быстро или медленно);
  • патология речевого аппарата;
  • заикание;
  • дефекты произношения различных звуков;
  • неправильная работа речевого аппарата, ЦНС (центральной нервной системы), головного мозга.

Не стоит самостоятельно бороться с проблемой. Если вы заметили какое-либо нарушение речи у своих домочадцев или у себя, отправляйтесь за консультацией к логопеду.

Читайте также:  Лучший детский офтальмолог в Москве: рейтинг, отзывы пациентов

Дислалия

Начнем мы с такого дефекта речи, как дислалия. Эта проблема является самой распространенной. У человека наблюдается довольно большой словарный запас, он способен правильно выстраивать и согласовывать предложения, но неправильно произносит один или несколько звуков.

Этот дефект является фонетическим, то есть нарушено звукопроизношение. У людей, страдающих от данного недуга, не наблюдается плохого слуха.

Дизартрия

Следующий дефект речи, на который мы хотим обратить внимание — дизартрия. При данной проблеме мы наблюдаем неправильное произношение всех групп звуков. Какова же причина проблемы? Все дело в работе нервов, которые связывают наш речевой аппарат и ЦНС. При дизартрии наблюдается недостаточная работа этих нервов.

У болезни есть ряд особенностей:

  • невнятная речь;
  • нарушение голосообразования;
  • неправильный ритм, темп и интонация.

Ринолалия

Дефект речи, имеющий название ринолалия, проявляется нарушением тембра голоса. Все мы когда-нибудь пробовали пародировать слона, то есть говорить «в нос». Но встречаются случаи, когда это у человека происходит само собой. Так называемое носовое звучание появляется в результате анатомического дефекта речевого аппарата.

Заикание

Сейчас рассмотрим еще один дефект речи — заикание. Характеристики его представляют совокупность нарушений нескольких составляющих:

  • темп;
  • ритм;
  • плавность речи.

Проблема данного рода возникает из-за судорог мышц лица. Заикание появляется у детей с двух лет. Особенностями заболевания являются:

  • вынужденная остановка речи;
  • повторение звуков или слогов;
  • возможно добавление ненужных звуков («а» или «и»).

Профилактика заикания

Сейчас очень коротко об исправлении дефекта речи под названием заикание. В этом разделе коротко перечислим все, что нужно строго соблюдать родителям ребенка, который страдает от данного недуга.

  • Начнем с речи окружающих малыша людей. Все должны говорить четко, правильно и неторопливо.
  • По возможности избегайте контакта с заикающимися людьми.
  • Не стоит кричать и скандалить при ребенке.
  • Любыми силами избегайте травм (как психологических, так и физических), особенно это касается головы.
  • Не стоит перегружать малыша различными впечатлениями и большим количеством информации.
  • Не торопите развитие ребенка, не стоит стараться сделать из него вундеркинда.
  • Избегайте испуга (страшные истории, фильмы и так далее).
  • Не бейте малыша и не отправляйте одного в темное помещение в качестве наказания.
  • Читайте также:  Диагностический центр Иркутска: услуги, адрес, отзывы пациентов

    Данным термином принято называть отсутствие речи у детей возраста от 3 до 5 лет. Отсутствие может быть как полное, так и частичное. Чем вызван недуг? Недоразвитием или поражением речевой области левого полушария коры головного мозга. Это поражение может наступить во внутриутробном периоде развития или на ранней стадии.

    Помимо этого, различают два вида алалии:

    • моторная (случаи, когда малыш все понимает, но воспроизвести не может);
    • сенсорная (отсутствие понимания речи, часто замечаются повторения чужих фраз, если задать ребенку вопрос).

    Данное заболевание может развиться из-за сильной психической травмы. Малыши с таким диагнозом просто перестают говорить (речевое развитие останавливается). Как и в предыдущем случае, различают две разновидности мутизма:

    • общий (полное отсутствие речи);
    • избирательный (выражается в виде протеста на какие-либо действия или обстоятельства).

    Детский аутизм

    При данном заболевании дети не только полностью перестают разговаривать (хотя раньше их речевое развитие никак не отличалось от сверстников), но и погружаются в переживания, отстраняясь от окружающего их мира.

    При детском аутизме наблюдается отсутствие элементарных бытовых навыков и речи. К особенностям болезни относятся:

    • возбудимость и даже агрессивность;
    • зацикленность на чем-то (предпочтение одного продукта, отказ от всего остального, при этом основной показатель — внешний вид, а не вкусовые качества; пример — малыш отказывается пить сок из бутылки, так как всегда его употребляет из картонной коробки);
    • отсутствие желания контактировать со взрослыми людьми, минимальный контакт с матерью;
    • у малышей развито чувство страха, только есть одна особенность — ребенок может не бояться темноты или высоты, а вот чайник или ложка его могут сильно напугать (эти предметы были взяты в качестве примера).

    Существует и такой дефект речи у ребенка, как ОНР (общее недоразвитие речи). Такой диагноз могут поставить, если постановка конкретного диагноза затруднена.

    Читайте также:  107 поликлиника, Отрадное: специалисты, режим работы, адрес, как добраться, отзывы пациентов

    Под ОНР понимают различные расстройства речи, которые могут касаться фонетики, лексики или грамматики. Отличительные особенности заболевания:

    • нарушение произношения;
    • затрудненность в различении звуков;
    • скудный словарный запас;
    • трудности со словообразованием и изменением слов;
    • несвязная речь;
    • малыш начинает говорить поздно (3-5 лет);
    • неоформленная с точки зрения грамматики и фонетики речь;
    • невозможность оформления своих мыслей.

    Куда обратиться за помощью?

    Если вы столкнулись с логопедическими дефектами речи, то вам необходима консультация врача-логопеда. Помимо этого, причина может крыться и в другом. Возможно, нарушение речи вызвано более серьезными проблемами. Иногда при дефектах речи, характеристики которых были представлены выше, необходима консультация следующих специалистов:

    • психолог;
    • дефектолог;
    • отоларинголог;
    • стоматолог;
    • невролог;
    • ортодонт и так далее.

    Не стоит пытаться самостоятельно поставить диагноз и заниматься самолечением. Говорить красиво вам поможет только опытный специалист, способный выявить точную проблему.

    Избавление

    Лечение дефектов речи происходит по индивидуальному плану. Сначала специалисту необходимо выявить причину, которая влияет на произношение, только после этого — составить индивидуальный план занятий.

    Если у вашего ребенка выявили какой-либо дефект речи, то родителям стоит запастись терпением. Ведь хороший результат зависит от нескольких факторов:

    • регулярность;
    • усердие;
    • настойчивость.

    Так как дефектов речи существует большое множество, методов избавления от них также наличествует большое количество. Если после излечения основной проблемы речь пациента не улучшается, то логопеды советуют дыхательную гимнастику или речевую терапию. Эти два метода очень часто применяют после инсульта.

    Источник

    Дизартрия причины

    Основной причиной возникновения данного речевого расстройства считается недостаточная иннервация аппарата речи, которая появляется вследствие поражения определенных отделов мозга. У таких пациентов отмечается ограничение в подвижности органов, участвующих в воспроизведении речи – язык, небо и губы, тем самым усложняя артикуляцию.

    У взрослых заболевание может проявляться без сопутствующего распада речевой системы. Т.е. не сопровождается расстройством восприятия речи посредством слуха или нарушением письменной речи. Тогда как у детей дизартрия нередко является причиной расстройств, приводящих к нарушениям чтения и письменной речи. При этом сама речь характеризуется отсутствием плавности, сбитым ритмом дыхания, изменением темпа речи в сторону то замедления, то ускорения. В зависимости от степени дизартрии и разновидности форм проявления существует классификация дизартрии. Классификация дизартрии включает в себя стертую форму дизартрии, выраженную и анартрию.

    Симптоматика стертой формы заболевания имеет стертый вид, вследствие чего дизартрию путают с таким расстройством как дислалия. Дизартрия от дислалии отличается наличием очаговой формы неврологических симптомов.

    При выраженной форме дизартрии речь характеризуется как нечленораздельная и практически непонятная, нарушено звукопроизношение, расстройства также проявляются и в выразительности интонаций, голосе, дыхании.

    Анартрия сопровождается полным отсутствием возможностей для воспроизведения речи.

    К причинам возникновения заболевания можно отнести: несовместимость по резус-фактору, токсикоз беременных, различные патологии формирования плаценты, вирусные инфекции матери во время беременности, длительные или, наоборот, стремительные роды, которые могут вызвать кровоизлияния в мозг, инфекционные заболевания мозга и его оболочек у новорожденных.

    Различают тяжелые и легкие степени дизартрии. Тяжелая степень дизартрии неразрывно взаимосвязана с детскими церебральными параличами. Легкая степень дизартрии проявляется нарушением мелкой моторики, произношения звуков и движений органов артикуляционного аппарата. При такой степени речь будет понятной, но нечеткой.

    Причинами возникновения дизартрии у взрослых может быть: перенесенные инсульт, сосудистая недостаточность, воспаление или опухоль головного мозга, дегенеративные, прогрессирующие и генетические заболевания нервной системы (болезнь Альцгеймера, Хантингтона), астенический бульбарный паралич и рассеянный склероз.

    Еще одними причинами возникновения заболевания, гораздо менее распространенными, являются травмы головы, отравление угарным газом, передозировка лекарственными препаратами, интоксикация в связи с чрезмерным употреблением алкогольных напитков и наркотических средств.

    Дизартрия у детей

    При данном заболевании у детей проявляются трудности с артикуляцией речи в целом, а не с произношением отдельных звуков. Также у них возникают и другие нарушения, связанные с расстройством мелкой и крупной моторики, трудности с глотанием и жеванием. Детям, больным дизартрией, довольно сложно, а под час и совсем невозможно, совершать прыжки на одной ноге, вырезать из бумаги при помощи ножниц, застегивать пуговицы, им довольно сложно овладеть письменной речью. Часто они пропускают звуки или их коверкают, при этом искажая слова. Больные дети в большинстве своем ошибаются при употреблении предлогов, пользуются неправильными синтаксическими связками слов в предложении. Дети с такими нарушениями должны обучаться в специализированных учреждениях.

    Основные проявления дизартрии у детей лежат в нарушении артикуляции звуков, расстройстве голосообразования, изменениях ритма, интонации и темпа речи.

    Перечисленные нарушения у малышей различаются степенью выраженности и различными комбинациями. Это зависит от места расположения очагового поражения в нервной системе, от времени возникновения такого поражения и тяжести нарушения.

    Частично затрудняют или иногда полностью препятствуют членораздельной звуковой речи расстройства фонации и артикуляции, что является так называемым первичным дефектом, приводящим к появлению вторичных признаков, которые осложняют его структуру.

    Проведенные исследования и изучения детей с таким заболеванием показывают, что данная категория детей довольно неоднородна с позиции речевых, двигательных и психических расстройств.

    Классификация дизартрии и ее клинических форм основана на выделении различных очагов локализации мозгового поражения. Малыши, страдающие различными формами заболевания, отличаются друг от друга определенными дефектами в звукопроизношении, голоса, артикуляции, их расстройства разной степени могут поддаваться коррекции. Именно поэтому для профессиональной коррекции необходимо использовать различные методики и способы логопедического воздействия.

    Формы дизартрии

    Выделяют такие формы дизартрии речи у детей: бульбарную, подкорковую, мозжечковую, корковую, стертую или легкую, псевдобульбарную.

    Бульбарная дизартрия речи проявляется атрофией или параличом мышц глотки и языка, снижением мышечного тонуса. При такой форме речь становится нечеткой, замедленной, невнятной. Люди с бульбарной формой дизартрии характеризуются слабой мимической деятельностью. Она появляется при опухолях или воспалительных процессах в продолговатом мозге. В результате таких процессов происходит разрушение, находящихся там ядер двигательных нервов: блуждающего, языкоглоточного, тройничного, лицевого и подъязычного.

    Подкорковая форма дизартрии заключается в нарушении тонуса мышц и непроизвольных движениях (гиперкинез), которыми малыш не способен управлять. Возникает при очаговом поражении подкорковых узлов мозга. Иногда ребенок не может верно произносить отдельные слова, звуки или фразы. Это становится особенно актуальным, если ребенок находится в состоянии спокойствия в кругу родных, которым он доверяет. Однако ситуация может в корне изменится за считанные секунды и малыш становится неспособным воспроизвести ни слога. При данной форме заболевания страдает темп, ритм и интонация речи. Такой малыш может очень быстро или, наоборот, очень медленно  произносить целые фразы, при этом делая значительные паузы между словами. В результате расстройства артикуляции в соединении с неправильностью голосообразования и нарушения речевого дыхания появляются характерные дефекты звукообразующей стороны речи. Они могут проявляться в зависимости от состояния малыша и отражаться, в основном, на коммуникативных речевых функциях. Редко при такой форме заболевания могут наблюдаться и нарушения со стороны слухового аппарата человека, которые являются осложнением речевого дефекта.

    Мозжечковая дизартрия речи в чистом виде встречается довольно редко. Дети, подверженные этой форме заболевания, произносят слова, скандируя их, а иногда просто выкрикивают отдельные звуки.

    Ребенку с корковой дизартрией сложно воспроизводить звуки вместе, когда речь течет одним потоком. Однако, в то же самое время, произношение отдельных слов не составляет никакого труда. А интенсивный темп речи приводит к видоизменению звуков, создает паузы между слогами и словами. Быстрый темп речи похож на воспроизведение слов при заикании.

    Стертая форма заболевания характеризуется легкими проявлениями. При ней расстройства речи выявляются не сразу, только после всестороннего специализированного обследования. Ее причинами часто бывают различные инфекционные заболевания в период беременности, гипоксия плода, токсикоз беременных, родовые травмы, инфекционные заболевания младенцев.

    Псевдобульбарная форма дизартрии встречается наиболее часто у детей. Причиной ее развития может быть перенесенное в младенчестве мозговое поражение, вследствие родовых травм, энцефалита, интоксикации и т.д. При псевдобульбарной дизартрии легкой степени речь характеризуется замедленностью и затруднением произношения отдельных звуков из-за нарушений движений языка (движения недостаточно точные), губ. Псевдобульбарная дизартрия средней степени характеризуется отсутствием движений мышц лица, ограниченной подвижностью языка, назальным оттенком голоса, обильным слюнотечением. Тяжелая степень псевдобульбарной формы заболевания выражается в полной обездвиженности речевого аппарата, открытом рте, ограниченном движении губ, амимичности.

    Стертая дизартрия

    Стертая форма довольно часто встречается в медицине. Основные симптомы этой формы заболевания заключаются в невнятности и невыразительности речи, плохой дикции, искаженности звуков, замене звуков в сложных словах.

    Впервые термин «стертая» форма дизартрии был введен О. Токаревой. Она описывает симптомы этой формы как легкие проявления псевдобульбарной формы, которые довольно труднопреодолимы. Токарева считает, что больные дети данной формой заболевания множество изолированных звуков могут произносить так как нужно, однако в речи они недостаточно дифференцируют звуки и слабо их автоматизируют. Недостатки произношения могут носить совершенно разный характер. Однако их объединяют несколько общих признаков, таких как размытость, смазанность и нечеткость артикуляции, проявляющиеся особо резко в речевом потоке.

    Стертая форма дизартрии – это патология речи, которая проявляется расстройством просодического и фонетического компонентов системы, возникающая вследствие микроочагового поражения мозга.

    Сегодня диагностика и способы коррекционного воздействия проработаны довольно слабо. Данная форма заболевания чаще диагностируется только после достижения ребенком возраста пяти лет. Всех детей с подозрением на стертую форму дизартрии направляют к невропатологу для подтверждения или не подтверждения диагноза. Терапия при стертой форме дизартрии должна быть комплексной, объединяющей в себе медикаментозное лечение, психолого-педагогическую помощь и логопедическую помощь.

    Симптомы стертой дизартрии: моторная неловкость, ограниченное количество активных движений, быстрая утомляемость мышц при нагрузках функционального характера. Больные дети не очень устойчиво стоят на одной ноге и не могут совершать прыжки на одной ноге. Такие дети гораздо позднее других и с трудом усваивают навыки самообслуживания, такие как застегивание пуговиц, развязывания шарфа. Они характеризуются скудной мимикой, невозможностью держать рот закрытым, так как нижняя челюсть не может зафиксироваться в приподнятом состоянии. При пальпации лицевые мышцы вялые. В связи с тем, что губы тоже вялые, не происходит необходимая лабиализация звуков, поэтому ухудшается просодическая сторона речи. Звукопроизношение характеризуется смешением, искажением звуков, их заменой или полным отсутствием.

    Речь таких детей довольно трудно понять, она не обладает выразительностью и внятностью. В основном наблюдается дефект воспроизведения шипящих и свистящих звуков. Дети могут смешивать не только близкие по способу образования и сложные звуки, но и противоположные по звучанию. В речи может появляться назальный оттенок, темп чаще бывает ускорен. Голос у детей тихий, они не могут менять высоту голоса, подражая каких-нибудь животных. Речь характеризуется монотонностью.