Дислексия – причины, симптомы и лечение у детей

Ребёнок, который в школе сталкивается с дислексией, до 7-летнего возраста практически ничем не отличается от ровесников. Однако в первом классе учителя и родители начинают замечать трудности с чтением, выражающиеся в многочисленных ошибках, несовершенном анализе слов, непонимании прочитанного текста.

Заметив подобные проблемы, не следует опускать руки и считать ребёнка неуспешным двоечником. Квалифицированная логопедическая и психологическая помощь позволят частично либо полностью исправить положение.

Содержание:

Что такое дислексия?

Под этим диагнозом понимают парциальное (частичное) нарушение чтения, которое вызвано несформированностью определённых психических механизмов. Главными симптомами расстройства считают стойкие, типичные и повторяющиеся из раза в раз ошибки при чтении текстов. Важное уточнение – обычно у детей сохранены интеллектуальные, зрительные и слуховые функции.

Общими проявлениями дислексии у школьников считают:

  • регулярные ошибки в процессе чтения (неверно произнесённые буквы, замещение слогов и букв близкими по звучанию элементами, непонимание текста);
  • неверное декодирование текста;
  • невозможность или замедленность распознавания слов;
  • сложности с формированием навыков правописания;
  • нарушения тонкой моторики и некоординированность движений рук;
  • проблемы с восприятием новых знаний;
  • нарушения ориентации в пространстве листа.

Дислексия встречается как изолировано, являясь единственной логопедической проблемой ребёнка, так и совместно с другим нарушением – дисграфией, которая характеризуется неспособностью правильно и грамотно писать.

Разновидности дислексии

Тяжесть патологии бывает разной, поэтому в логопедической практике различают дислексию (парциальное нарушение) и алексию (тотальное расстройство навыка чтения). Также по особенностям нарушения психических функций специалисты выделяют несколько разновидностей дислексии.

  • Фонематическая. Данный тип дислексии характеризуется смешиванием схожих звуков (твёрдых и мягких, звонких и глухих; к примеру, в-ф, с-ц). В результате ребёнок читает по буквам, пропускает их и переставляет местами.
  • Семантическая. Такое расстройство ещё именуют механическим чтением. Ребёнок читает сноровисто, однако не понимает значение прочитанного текста. Суть проблемы в том, что слова не связываются в общую картину, воспринимаясь по отдельности.
  • Аграмматическая. Ребёнок не способен согласовать слова в предложении, слышны явные аграмматизмы. К примеру, «ласковый кошка», «зелёный берёза». Кроме того, дети неверно употребляют окончание глагольных конструкций: «сидю», «говору» и пр.
  • Оптическая. Ребёнок путает буквы, состоящие из схожих деталей (чёрточек, кружков), а также может читать справа налево. Причём ошибки возникают как из-за прибавления, так и из-за удаления элементов: с-о, ы-ь, п-н. Проблема связана с трудностями зрительно-пространственной организации чтения.
  • Мнестическая. Ребёнок попросту не способен запомнить буквы, выстроить ассоциативный ряд между их отображениями и звуками, которые они дают. В результате, читая текст, школьник заменяет буквы, смешивает их или пропускает.

Нередко сюда же относят и такой специфический тип дислексии, как тактильное расстройство чтения, характерное для слепых людей. В этом случае ребёнок при прочитывании текста по Брайлю смешивает тактильно символы, состоящие из схожего количества точек.

Причины дислексии

Зарубежные учёные считают именно наследственность основной причиной возникновения дислексии. То есть недостаточная сформированность определённых отделов обусловлена генетически. Однако исследователи не исключают воздействие патогенных факторов, которые вызывают минимальную дисфункцию мозга. К ним относят:

  • гипоксию плода (может быть вызвана фетоплацентарной недостаточностью, отслойкой плодного места, асфиксией, затяжными родами и пр.);
  • поражение нервной системы токсического генеза (алкоголизм матери, желтушка новорождённого);
  • поражение мозга инфекциями (перенесённые будущей мамой такие болезни, как краснуха, корь, ветрянка, грипп);
  • травмы мозга при родах;
  • черепно-мозговые травмы в первые годы жизни;
  • инфекционные болезни в младенческом возрасте;
  • тяжёлые соматические недуги.

Читайте также:  Ребёнок не говорит в 3 года. Причины и способы решения проблемы

Также спровоцировать дислексию могут социально-психологические факторы. К ним относят недостаток речевой коммуникации, двуязычие в семье (билингвизм), социальную депривацию, педагогическую запущенность, преждевременное обучение письму и чтению, чрезмерные интеллектуальные нагрузки на маленького ребёнка.

Как диагностировать дислексию?

Основный специалист при расстройствах чтения – логопед. Он изучает степень сформированности устного и письменного речевых навыков, чтения, неречевых функций. Но прежде всего специалист внимательно изучает анамнез ребёнка, нюансы формирования речевых умений.

Изучение устных речевых навыков состоит из оценивания:

  • качества произношения звуков;
  • уровня развития фонематики;
  • степени формирования слоговой структуры;
  • связности речи;
  • наличия грамматических ошибок;
  • понимания текста.

При подозрении на дислексию проводится также и диагностирование письменных навыков, включающее выполнение следующих заданий:

  • списывание небольшого текста;
  • слуховой диктант;
  • самостоятельное письмо.

Дополнительно дефектологическое обследование включает изучение зрительно-пространственного и слухового восприятия, особенностей слуховой памяти, уровня развития аналитико-синтетических функций.

Также логопед может направить ребёнка-дислексика на неврологическое обследование, которое состоит из выполнения электроэнцефалограммы, эхоэнцефалограммы. При подозрении на проблемы со зрением и слухом возможны консультации офтальмолога и сурдолога.

Коррекция дислексии

Ведущую роль в исправлении данного расстройства играет логопед. Выбор коррекционного направления будет зависеть от тяжести и формы патологии. К примеру, в случае фонематического нарушения чтения специалист исправляет дефекты звукопроизношения, развивает фонематические процессы.

При семантической дислексии особый упор делают на совершенствовании слогового синтеза, расширении словарного запаса, усвоении ребёнком грамматических навыков. Наличие аграмматического расстройства предполагает формирование у детей грамматических норм образования и склонения слов.

В случае мнестического расстройства чтения проводится коррекция слухоречевой и зрительноречевой памяти. Оптическая форма нарушения предполагает работу по коррекции зрительно-пространственного восприятия, зрительных аналитико-синтетических представлений.

Кроме того, в коррекционной работе используют рекомендации американского инженера и скульптора Рональда Дейвиса, который сам страдал от дислексии, но сумел справиться с расстройством в 38-летнем возрасте.

Читайте также:  Что делать, если у вас стеснительный ребенок?

Смысл его метода – помочь ребёнку научиться находить «точку ориентации», которая позволяет при помощи воображения и фантазии видеть окружающую действительность без искажения. Это помогает дислексику выделять и различать печатные слова, получая их образы и устраняя тем самым недостатки восприятия текста.

Предупреждение дислексии

Поскольку расстройство чтения часто переходит по наследству, то полностью исключить его развитие невозможно. Однако родители могут минимизировать негативные проявления этой патологии или предупредить её утяжеление, выполняя ряд рекомендаций специалистов.

Взрослым следует:

  • регулярно читать ребёнку литературные произведения, которые соответствуют его возрасту. Это позволит приучить малыша слушать и слышать прочитанное;
  • отказаться от раннего обучения чтению (особенно если у ребёнка имеются речевые проблемы). В дошкольном возрасте применяют исключительно игровые и наглядные методы обучения;
  • своевременно выявлять симптомы дислексии и обращаться к специалистам. Разумеется, необходимо выполнять все советы дефектолога, чтобы снизить выраженность нарушения.

Невзирая на распространённое мнение о том, что дислексия – это признак гениальности (этим расстройством в своё время страдали Г. Х. Андерсен, Эйнштейн, да Винчи), подобное нарушение необходимо исправлять. От этого будет зависеть обучаемость ребёнка, уровень его самооценки, отношение с ровесниками.

К коррекции следует приступать как можно раньше. Это позволит вернуть ребёнку уверенность в собственных силах, повысить успеваемость и предупредить другие речевые проблемы. Главный «союзник» родителей в этом деле – логопед.

Причины дислексии

К основным причинам, вызывающим дислексию, специалисты относят:

  • генетические — тип мышления с приоритетом правого полушария мозга;
  • перинатальные — нарушение функций головного мозга при отклонениях в нормальном течении беременности и проблемном течении родов;
  • постнатальные — черепно-мозговые травмы, энцефальные нарушения, детские инфекции;
  • социальные — несформированность устной речи вследствие разноязычного окружения, минимального общения, низкого речевого уровня окружающих.

Симптомы дислексии

Чтение — сложный зрительный процесс осмысления знаков письменности и правильного их речевого воспроизведения. Во время чтения активизируются все отделы левого полушария мозга человека, и каждый из них отвечает за восприятие и обработку своей части информации. Насколько ребёнок способен овладеть навыками чтения, чаще всего становится понятным годам к шести, когда это становится необходимостью. Но по некоторым признакам можно диагностировать дислексию в более раннем возрасте.

У детей-дислексиков нередко выражены действия невротического характера, которые, в том числе, относят к симптомам дислексии у детей:

  • срыгивания между приёмами пищи;
  • пугливость, вздрагивания во сне и от резких звуков;
  • плаксивость и беспокойство, не имеющие оснований.

В дальнейшем такие дети начинают поздно ходить, говорить и складывать слова во фразы. Они не самостоятельны и пассивны в преодолении сложных ситуаций. Практически у всех сильно выражен астенический синдром в виде быстрой утомляемости и отсутствия концентрации внимания.

Что такое дислексия

Большинство людей думают, что дислексия является условием, которое включает в себя чтение справа налево и переворачивание слов и букв. В то время как некоторые люди, которые страдают дислексией, действительно имеют эти проблемы, они не являются наиболее распространенными или наиболее важными симптомами дислексии. Эксперты говорят, что дислексия и дисграфия имеют мало общего с признанием визуальной формы слов; скорее, мозг людей, страдающих дислексией, все время по-разному «переваривает» информацию. Такое различие затрудняет сложение букв в слова и даже в отдельные звуки (фонемы), что делает невозможной так называемую фонологическая осведомленность.

Дислексия может произойти на любом уровне интеллектуальных способностей. Иногда дети с дислексией кажутся своим учителям и родителям лентяями, взрослые считают, что им не хватает мотивации или не пытаются приложить достаточное количество усилий. Дислексия у школьников, конечно, может сопровождаться, — но это совершенно не обязательно (!)- отсутствием мотивации, эмоциональными или поведенческими проблемами и сенсорными расстройствами.

Более позитивный взгляд на дислексию в википедии описывает людей с дислексией, как визуальных, многомерных мыслителей, обладающих острой интуитией, очень творческих, и выделяющихся в практическом обучении. Многие люди, которые страдают дислексией, блистают в искусстве, творчестве, дизайне, в области вычислительной техники и латерального мышления.

Причины дислексии

Дислексия имеет тенденцию повторяться в семьях, и ученые определили гены, которые могут быть ответственны за различные виды дислексии.

Исследователи также обнаружили конкретные мозговые различия, связанные с дислексией. Анализ изображений мозга показывает, что болезнь дислексия является результатом некоторых структурных различий в мозге , особенно в левом полушарии.

Мозг людей с дислексией показывает очень низкую активность в областях, ответственных за связь письменной формы слов с их фонетическими компонентами. Таким образом, чтобы читать, школьник с дислексией должен разработать альтернативные неврологические пути, связанные с более широким использованием в передним отделе мозга под названием зона Брока, что традиционно ассоциируется с другими аспектами обработки языка и речи.

Симптомы дислексии

Болезнь дислексия означает, что люди имеют проблемы при чтении, написании и произношении слов.

Вот некоторые ранние признаки дислексии, которые характерны для многих людей с проблемами обучения:

Низкая успеваемость.  Может быть, рано или пОбучение детей с дислексией должно быть индивидуальным и визуальнымоздно, ребенок с дислексией начинает говорить; появляются яркие обороты речи, но не читать, ни писать на уровне класса он не в состоянии; может оцениваться как ленивый школьник; плохо сдает тесты, несмотря на высокий IQ.

Двигательные нарушения. Как ребенок, так и взрослый с дислексией, могут обладать плохим почерком; имеют плохую координацию; отстают в командных видах спорта; имеют трудности с моторно-ориентированными задачами; путают право и лево, а также над и под; учатся лучше через практический опыт.

Слабые языковые и навыки чтения. Если человек страдает дислексией, он нередко испытывает головокружение, головную боль, боль в желудке; быстро устает при чтении; не читает для удовольствия; путает, переставляет местами, добавляет, заменяет, или разворачивает буквы, цифры, слова как при чтении, так и при письме; имеет недостатки в фонетике; испытывает трудности с тем, чтобы передать мысли словами; может заикаться.

Слабые математические навыки. Школьник с дислексией имеет трудности в учебе, сложности с оценкой времени; можно сделать арифметические действия, но не записать или прочитать их; имеет проблемы с алгеброй или высшей математикой, но может успевать хорошо в геометрии; имеет плохую память для последовательностей; считает используя интуицию или изображения, а не слова и числа.

Поведенческие проблемы. Поведение ребенка с дислексией  может быть беспорядочным или разрушительным в классе; легко расстраивается когда речь идет о школе, чтении, письме,  математике; недержание мочи даже за пределами соответствующего возраста; резкое увеличение трудностей под давлением времени или эмоционального стресса.

Зрение. Больной дислексией может жаловаться на проблемы со зрением, которые не появляются в ходе стандартных осмотров; может не воспринимать глубину и иметь недостатки периферического зрения.

Наиболее характерная вещь, которая касается людей с дислексией, это их несоответствие навыков и умения, которые могут меняться изо дня в день. Ребенок с дислексией легко может прочитать и написать какое-нибудь слово сегодня, и также легко не сделать этого завтра.

Основы лечения дислексии

Дислексия является специфическим расстройством обучения, которое включает в себя трудности при чтении. Тестирование и ранняя диагностика дислексии существуют и очень важны. Без правильного диагноза и лечения, дислексия может привести к разочарованию, неуспеваемости и низкой самооценки вашего ребенка в будущем.

Диагностика дислексии включает чтение или письмо, а экзаменатор ищет признаки дислексии, таких как добавление, удаление или изменение слова; построение слова из других частей; перестановка местами слов и букв. В то же время и язык тела может дать ключ: человек с дислексией часто «прочищает» свое горло, щелкает ручкой, грызет карандаш или ерзает во время тестирования из-за беспокойства по поводу выполнения теста.

Дислексии это расстройство, с которым человек рождается и его нельзя предотвратить или вылечить, но им можно управлять с помощью специального обучения и  методов поддержки. Раннее вмешательство для решения проблем чтения важно. Родители должны понимать, что дети с дислексией могут учиться нормально, но, вероятно, им нужно учиться делать это по-другому, чем обычным детям. Обучение должно быть индивидуализированным и может включать моделирование букв и слов в глине (пластилине и т.д) или другие трехмерных методы, способные помочь ребенку научиться складывать буквы и слова.

Дислексия: когда обращаться к врачам

Если вы заметили какие-либо из признаков дислексии, врач вашего ребенка может помочь определить, есть ли у него физические проблемы, такие как со зрением, которые вызывают или способствуют состоянию вашего ребенка, и он направит вас к специалистам, которые могут диагностировать дислексию и назначить лечение расстройства обучения. Такое лечение часто включает в себя услуги специалиста в образовании, психолога и логопеда.

Автор статьи: Марина Дворкович, «Московская медицина»©

Источник

Вам кажется, что дислексия и дисграфия неизлечимы? Обратитесь к специалистам!

Задержка речевого развития, дисграфия, дислексия у детей – диагнозы, которые обязательно должны быть подтверждены специалистами, а не основываться на умозаключениях родителей и окружающих ребенка людей. После подтверждения такого диагноза идет работа над коррекцией речевого развития с помощью таких специалистов, как логопед, невролог и остеопат. Дисграфия и дислексия – это заболевания, определяющиеся двумя видами патологического процесса: общее отставание ребенка в развитии при болезни Дауна, аутизме и других генетически обусловленных синдромах или автономная задержка речевого развития, когда у ребенка сохраняются эмоциональные и интеллектуальные качества.

При развитии ребенка до двух лет родители не всегда обращают внимание на то, как развивается его речь. Тревогу они начинают бить, когда замечают, что ребенок произносит лишь небольшое количество нечленораздельных слов. Такое явление, как правило, можно наблюдать ближе к трем годам. Как помочь ребенку в сложившейся ситуации, если дислексия, дисграфия на лицо, а упускать драгоценные часы лечения чревато еще большим отставанием в развитии?

Возможная дислексия, дисграфия у ребенка пугает Вас? Присмотритесь к нему внимательнее!

В медицинской практике существуют установленные нормы развития речи у детей. Четырехмесячный ребенок при обращении к нему должен активно реагировать на речь взрослых, улыбаться, плакать или произносить какие-нибудь звуки. В период с девяти месяцев и до года детский лепет в виде «ма-ма, па-па» считается нормальным явлением. С полутора лет малыш должен реагировать на свое имя и указывать на знакомые предметы в диалоге с взрослыми. В 2 года малыш должен выговаривать простые фразы и реагировать на просьбы родителей подать предмет. В 3 года ребенок уже должен быть словарный запас с названиями предметов и именами людей, в окружении которых он находится. К четырем годам речь ребенка должна быть на таком уровне, чтобы ребенок без проблем мог говорить предложениями.

Зачастую родители терзают себя вопросом: какова же причина задержки развития речи у ребенка? Травмы при родах, внутриутробное недоразвитие, сбой в развитии речевого аппарата и органов слуха и психическое отставание способствуют тому, что у ребенка развивается дисграфия, дислексия.

Дислексия – это та патология, которая может быть визуальной (бессилие в написании правильного порядка букв и цифр) и аудиальной (нарушено восприятие на слух). Причиной дислексии принято считать дисфункцию долей головного мозга, отвечающих за познание окружающего мира.

Родителям следует понимать, что в нашем черепе находится более 20 костей, каждая из которых подвижна в определенной степени. Череп ребенка при рождении относительно мягкий, поэтому в результате родовой травмы может произойти смещение костей, от чего возникает патологическое давление на лобные части головного мозга, с участием которых дети накапливают и используют опыт.

Коррекция дислексии с помощью остеопатии уникальна в своем роде, потому как вероятность устранения самой причины повреждения головного мозга, полученной при родовой травме достаточно велика.

Не так давно детей с диагнозами СДВГ и дислексия заставляли писать правильно. В наши дни с помощью врача — остеопата исправляется дисграфия любой сложности. Устраняется сама причина заболевания, и восстанавливаются нормальные функции ЦНС.

Обращение к остеопату – это возможность не только предотвратить развитие серьезных последствий, но и проведение осмотра ребенка с целью профилактики.

Что такое дислексия?

Дислексия – это нарушения в развитии навыков чтения, спровоцированные недоразвитыми психическими функциями, которые принимают участие в этом процессе. Характерной чертой дислексии являются повторяющиеся стойкие отступления в процессе чтения:

  • смешивание и замена звуков;
  • побуквенное чтение;
  • переиначивание слогов;
  • трудности при составлении или восприятии сложных предложений;
  • неправильное понимание смысла прочитанного.

Дислексию часто называют проблемой гениев. Этой болезнью страдали такие знаменитости, как Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Джордж Буш, Квентин Тарантино и другие. Но, разумеется, не все имеющие дислексию, становятся гениями. Чтобы диагностировать дислексию, нужно оценить уровень сформированной разговорной речи, грамматических навыков, чтения, внимания, мышления и памяти. Дислексия преодолевается, если развивать все вышеперечисленные навыки. Терапия направлена на:

  • правильное проговаривание звуков;
  • построение предложений;
  • развитие связной речи.

По статистике, количество учеников с развитым интеллектуальным мышлением, имеющие признаки дислексии, составляет 4,8%. Школьники, у которых есть тяжелые проблемы с речью и которые имеют ЗПР, подвержены дислексии в 20-50% случаев. У мальчиков и девочек нарушение случается в соотношении 4,5 к 1.

Виды дислексии

По форме дефектного чтения логопедия выделяет два типа нарушений: 1. Дислексия – навык чтения нарушается частично. 2. Алексия – невозможность овладения чтением либо полная потеря навыков. Эти проблемы возникают отдельно и предшествуют развитию дисграфии. Если не провести детям и младшим школьникам своевременную коррекцию дислексии, у них может развиться низкая самооценка и депрессивное состояние, также для них будет характерно плохое поведение. По внешним признакам различают такие виды дислексии:

  • Литеральная – отличается частичным усвоением некоторых букв.
  • Вербальная – характеризуется проблемой чтения слов.

Учитывая нарушенные психические функции и механизмы, выделяют основные виды дислексии:

  1. Фонематическая – отличается не сформированным фонематическим пониманием, синтезом и анализом.
  2. Семантическая – характеризуется недоразвитостью слоговой целостности, бедным запасом слов, неумением устанавливать связь между словами.
  3. Аграмматическая – появляется из-за недоразвитой письменной речи, отсутствия умений проводить морфологический и функциональный синтез.
  4. Мнестическая  – формируется из-за нарушений памяти, связанной с речью, затруднения соотношения букв и звуков.
  5. Оптическая – возникает при недоразвитости оптических понятий.
  6. Тактильная – проявляется вместе с нечетким осязательным восприятием детей с плохим зрением.

Примеры:

  • пила — липа;
  • ясная день,
  • сидю;
  • ком — том — дом;
  • красивый ваза;
  • корова – ковер.

Исходя из перечисленного списка, недоразвитые речевые функции провоцируют появление фонематической, семантической и аграмматической дислексии; а ЗПР становится причиной мнестической, оптической и тактильной.

Причины дислексии

Общего мнения о причинах дислексии в наше время до сих пор не существует. Зарубежные логопеды в своих трудах описывают теорию генетической наследственности проблем чтения и письма у людей с более активным правым полушарием. Некоторые ученые развивают мысль, что эти проблемы появляются у школьников, пишущих левой рукой. Многие исследователи, тщательно изучающие дислексию у младших школьников, указывают на воздействия патологических нарушений, приведших к небольшой мозговой дисфункции:

  • деформация головного мозга во время родов;
  • порок сердца и анемия матери при беременности;
  • врожденный порок сердца новорожденного;
  • плацентарная недостаточность;
  • нарушенное развитие пуповины;
  • раннее отслоение плаценты;
  • тяжелые роды;
  • удушье новорожденного, обвитого пуповиной.

В процессе развития ребенка может произойти ЗПРР, которая приводит к дислексии при таких повреждениях:

  • инфекционные заболевания ЦНС;
  • травма головы;
  • детские болезни: ветрянка, полиомиелит, краснуха;
  • истощающие инфекции.

При алалии, дизартрии и афазии дислексия провоцируется повреждением некоторых мозговых участков. Дислексии подвержены дети с задержкой психического развития, серьезными дефектами разговорной речи, детским церебральным параличом, задержкой умственного развития. Главные социальные причины дислексии:

  • нехватка общения;
  • уединение ребенка;
  • запущенность со стороны учителей и воспитателей;
  • негативная среда для общения;
  • двуязычие (билингвизм);
  • раннее образование;
  • быстрый темп обучения.

Началом дислексии у школьников служит несформированная разговорная  речь.

Симптомы дислексии

Дети с дислексией в разговорной речи допускают ошибки при произношении фонем, неправильно понимают значение и употребление слов, у них маленький словарный запас. Они не могут правильно составить предложение и связать в нем слова. Фонематическая дислексия характеризуется замещением и смешиванием фонем, похожих по артикуляции или акустике. В иных обстоятельствах происходит замена слов путем смены, прибавления, пропусков фонем и слогов. Семантическая дислексия характеризуется нарушенным осмыслением безошибочно прочитанного текста либо слова. Проблемное изменение случается при послоговом и курсорном чтении. Неправильное чтение окончаний в словах всех частей речи, путаница в правильном построении слов в нужном числе и роде – это аграмматическая дислексия. Аграмматизмы присутствуют в разговорной и письменной речи. Если присутствует нарушенное оптическое восприятие и произношение литеры, это признаки мнестической дислексии. Ученику сложно запоминать буквы, поэтому он их заменяет и смешивает. Исследование слуховой и речевой памяти с такой проблемой у школьников показало, что дети не могут повторить ряд из 4 звуков либо слов, сделать их анализ. Если школьник путает и меняет буквы, похожие по внешнему виду, это симптомы оптической дислексии. Такая аномалия случается, если при чтении текста ребенок перепрыгивает с одной строки на вторую. Иногда это может проявиться чтением зеркального типа – ученик читает справа налево. Незрячие часто ошибаются и заменяют буквы, читая азбуку Брайля. Это признаки тактильной дислексии. Ученики с данными проблемами в момент чтения перемещаются с одного ряда во второй, пропускают буквы и словосочетания, искажают смысловое значение прочитанного, при этом они склонны к хаотическим махам руками.

Механизмы дислексии

Процесс чтения характеризуется задействованными оптическими, слуховыми и двигательными речевыми анализаторами.Чтение заключается в этапах:

  1. Оптическое восприятие, распознавание и разграничение букв.
  2. Соотношение букв с фонемами.
  3. Сложение фонем в слоги.
  4. Соединение слогов в целое слово.
  5. Группирование слов в предложение.
  6. Осмысление прочитанного материала.

Если эти процессы нарушаются, то по психолингвистике – это признаки дислексии. Психологи рассматривают дислексию как следствие задержки развития функций у плода, которые обеспечивают процесс чтения. Дислексические нарушения сопровождаются недоразвитостью оптического зрения, плохой ориентировкой в пространстве, плохим восприятием звука, измененным построением правильной речи, неправильностью зрительной и слуховой координации, плохой концентрацией внимания, слабой волей, бесконтрольностью эмоций.

Диагностика

При появлении симптомов дислексии нужно обращаться к логопеду. Специалист обследует ребенка и составит характеристику, включающую уровень правильного формирования разговорной и письменной речи, чтения, памяти, внимания и мышления. Начальный этап работы логопеда – сбор информации о формировании личности и жизнедеятельности ребенка. Специалист осматривает артикуляционный аппарат ребенка, его речевую и ручную моторику, оценивает успехи школьника по чтению и русскому языку. Диагностика разговорной речи происходит путем оценки произношения фонем, построения слогов, умения строить предложения и тексты. Чтобы диагностировать письменную речь, логопед дает ученику следующие задания:

  • переписать часть текста;
  • написать текст под диктовку;
  • составить индивидуальное письмо.

Проверяя у детей чтение вслух и молча, специалист оценивает скорость, правильность, метод чтения, осмысление прочитанного и учитывает своеобразные дефекты. При исследовании дислексии необходимо выяснить степень развития зрительного восприятия, умения анализировать и синтезировать, оптическое ориентирование в пространстве. При необходимости речевое диагностирование добавляется медицинскими обследованиями, включающими консультирование у докторов: невропатолога и окулиста. Невролог может назначить ЭЭГ, ЭхоЭГ, а окулист  проводит офтальмологические исследования.

Коррекция дислексии

Для того, чтобы ученик успешно обучался в школе и университете, чтобы у ребенка были высокая самооценка, хорошие отношения с детьми и учителями, умение достигать поставленные цели, нужно вовремя провести коррекцию дислексии. Чем раньше начать устранение видимых ошибок в разговорной и письменной речи, тем положительнее будет итог проделанной работы. Занятия с логопедом и детским психологом по коррекции дислексии нацелены на исправление дефектов разговорной речи и развитие мышления, памяти, восприятия. При фонематической дислексии корректируются нарушения фонематического произношения, развиваются звуковые функции, формируются понятия составления слов из звуков и слогов. Семантическая дислексия устраняется путем увеличения словарного запаса, синтеза слогов, уточнения неизвестных ребенку слов, изучения грамматических языковых норм. При аграмматической дислексии логопед формирует у школьника синтаксические понятия образований и изменений слов. Устранение мнестической дислексии строится на формировании всех видов памяти путем игр и разгадывания ребусов. Дефекты при зрительной дислексии исправляются формированием зрительных и пространственных понятий, а также зрительного синтеза и анализа. Тактильная дислексия корректируется путем дифференциации вещей, ощутимых осязательно, и формированием зрительных понятий. Рональд Д. Дейвис в своей книге "Дар дислексии" рекомендует необычный метод коррекции нарушения, строящийся на мысленном оживлении букв, которое убирает пробелы в памяти. Автор книги самостоятельно справился с дислексией в 38 лет. Он утверждает, что такая проблема возникает у детей с уровнем интеллекта выше среднего.

Лечение дислексии

В терапевтическом курсе лечения дислексии у ребенка в центре Ember принимают участие детский психолог и логопед. Занятия проходят с использованием специализированных методов коррекции, подбирающихся лично каждому пациенту. Благодаря таким курсам, ребенок учится правильно читать, у него повышается самооценка. Работа с развитием речевой функции, использование разнообразных техсредств и альтернативных приемов обучения дает возможность пациентам с такими нарушениями преодолеть проблемы с чтением, распознаванием чисел и слов. Правильный подход к обучению школьника с дислексией гарантирует большие шансы на выздоровление. Ребенок учится технически контролировать свою личность так, что признаки дислексии со временем бесследно проходят. Если ребенку поставили диагноз «Дислексия», но нарушение не корректировали, во взрослом возрасте проблема никуда не денется. Человек по-прежнему будет писать с ошибками, что негативно скажется на его деловом имидже.

Прогноз и профилактика

Профилактические меры дислексии должны проводиться в дошкольном заведении. Воспитатели обязаны обращать внимание на развитие у детей процессов запоминания, внимания, мелкой моторики, умения анализировать и синтезировать. Большая роль отводится исправлению звукового произношения, строению предложений. Своевременно начатая работа с проблемными детьми, логопедические занятия, основывающиеся на коррекции фонетико-фонематического недоразвития (ФФН) и общего недоразвития речи (ОНР), подготавливают будущих учеников к освоению грамотной речи и письма.

Что такое дислексия у детей

Как свидетельствует беспристрастная статистика, проблемами с чтением, то есть дислексией, страдают до 5 % детей, причем с нормальным интеллектуальным развитием. Часто она соседствует с другим распространенным заболеванием – дисграфией. Симптомы проявляют себя в следующем:

  • ребенок в своей речи совершает одни и те же ошибки;
  • механическое исправление не дает результатов.

Логопеды, в свою очередь, разделяют заболевание по степени тяжести на 2 вида дислексии: частичная (поддающаяся восстановлению) и полная утрата навыка, вплоть до невозможности научиться нормально говорить (алексия).

По поводу дислексии и причин, вызывающих такую дисфункцию речи, мнения специалистов расходятся: от перинатальных повреждений плода (полученных в утробе матери) до осложненных родов, перенесенных в период беременности интоксикаций, болезней, повлекших неправильное развитие отделов головного мозга. Иногда проводятся параллели между ведущим правым полушарием (леворукостью) и плохим формированием связей между отделами анализа/синтеза. Кроме указанных причин, на дислексию может влиять элементарное отсутствие полноценного вербального общения в семье (социальной группе), а также чрезмерно форсированный темп обучения.

Важно. Какими бы не были причины развития заболевания, основной остается неполноценная сформированность устной речи, при которой ребенок не обладает нужным запасом слов.

Признаки

Дислексия у взрослых и у детей проявляется по-разному. С точки зрения медиков к ней можно отнести любые ошибки в произношении (особенно повторяющиеся при попытке написать что-то). Могут наблюдаться рассеянное внимание, плохая память, неспособность составлять длинные и сложные предложения, с обилием оборотов и разных падежных форм. У больных с дислексией набор часто употребляемых в речи слов весьма ограничен, общение с ними иногда буквально представляет «разговор на пальцах»: нет никакой разницы между глухими/звонкими (д-т, б-п, г-к, в-ф, з-с, ж-ш) или свистящими/шипящими (с-сь, з-зь, ш, ж, ч, щ) – для дислектика они звучат практически одинаково.

Для всех больных, без поправки на их возраст, наиболее часто выделяемыми признаками считают затрудненное правописание (на родном языке), проблемы с обработкой звуковых сигналов (звуков различного характера) и неспособность быстрых переключений в разноплановых, насыщенных ассоциативными связями или зрительными образами вербальных контактах.

Например, работа диспетчером с координацией действий нескольких (удаленных друг от друга) людей, необходимость внесения корректировок в график движения транспорта (без ошибок, за краткий промежуток времени). Поэтому больные с таким недугом испытывают ежедневный стресс, выполняя привычные для обычных людей действия в офисе или рабочей площадке. Ошибочным было бы считать, что взрослый человек-дислектик плохо слышит (не разбирает речь): органы слуха чаще всего абсолютно ни при чем, причины заключены в обработке поступающих данных мозговыми центрами.

Маленькие пациенты с трудом осваивают стандартную школьную программу, проявляя плохую успеваемость по чтению и письму – вот что такое дислексия у детей. Таких людей вообще очень тяжело научить грамоте. Они часто бывают тревожны, погружены в свои собственные проблемы и переживания. Во время разговора отделываются отрывистыми фразами, делают длинные паузы. При чтении вслух (и про себя) пациенты заторможены, они не в состоянии развить требуемую скорость восприятия. Плохо запоминают имена, только что прочитанную новость, положение стрелок на часах (поэтому предпочитают пользоваться цифровыми хронометрами). Посещая какое-то место, дислектик не в состоянии более-менее связно рассказать, где он был, описать все это своими словами.

Важно. По мере взросления больные учатся маскировать свой недуг, искусно адаптируясь и выбирая себе такие сферы деятельности, где он не будет заметен.

Симптоматика

При дислексии симптомы у детей сводятся к характерным дефектам речи (произношению фонем), ограниченности разговорного багажа, недостаточному пониманию смысла отдельных фраз, выражений, слов. Вообще вся устная речь звучит, как бедная на длинные, логически завершенные предложения, косноязычная, маловразумительная. Присутствуют в ней и явные грамматические ошибки, неточности.

У больного дислексией симптомы выражаются в том, что для него звонкие/глухие, свистящие/шипящие звуки звучат практически одинаково (фонематическая дислексия), причем проблема здесь скрывается не в неправильном слуховом восприятии, а в анализе речи, невозможности правильно синтезировать слова. Также встречаются попытки менять местами слоги, фонемы, «проглатывать» окончания или, наоборот, добавлять лишние символы.

Бывает, что больной ведет себя, как чревовещатель, точно воспроизводя все фразы и предложения, но абсолютно не понимая их смысла. Налицо полная рассогласованность между центрами речи, слуха и синтеза: ошибки при чтении составляющих предложения (существительных, сказуемых и прилагательных), выражающиеся в изменении окончаний при склонении по падежам и тому подобные.

Неправильные обороты из устной речи без особых изменений переносятся в письменную. Может возникать разрыв связи со зрительным образом символа, его произношением и акустической моделью (мнестическая разновидность): таким образом, пациент произвольно меняет в словах буквы местами, поскольку у него отсутствует навык запоминания. Более того, ребенок не в состоянии воспроизвести по памяти простейший ряд из нескольких звуков или слов, путает их порядок, сбивается, «глотает» отдельные буквы.

Важно. Однозначного ответа на вопрос: дислексия, что это такое – какие ее виды виды и признаки, не существует: разновидностей болезни достаточно много, правильно диагностировать их могут специалисты. Но выявление первичных симптомов заболевания вполне под силу родителям ребенка.

Виды дислексии

Такой простой, привычный всем процесс, как чтение, на деле представляет собой сложную, точно скоординированную работу органов (глаз) и специальных центров в мозгу человека. Любая буква (или слово) после захвата зрительным анализатором проходит долгий путь: сравнивается с имеющимися образами, распознается (делится на звуки), а уже потом передается для синтеза (опять же, с учетом существующей «базы данных» мозга) и воспроизведения речевому аппарату. Сбой на любом этапе равнозначен катастрофе – в приближенной аналогии это будет напоминать детскую игру «в испорченный телефон» или строки из «Путаницы» Корнея Чуковского: свинки замяукали, кошечки захрюкали.

При обработке слов, фраз, предложений (даже коротких) мозгу необходимо правильно выделить фонемы, произвести анализ, разбить слово на слоги – и при этом не допустить ни малейшей ошибки. По путанной, сбивчивой речи, бедной идиомами и падежами, легко опознать дислексию у взрослых и ее симптомы.

По характеру проявления обобщенно выделяют литеральную и вербальную формы. Первая отличается проблемами в усваивании буквенного ряда, вторая – трудностями в чтении слов. С целью более подробной классификации, в зависимости от степени нарушения синтеза/анализа, используют обозначение по видам:

  1. Фонематическая. Неразвиты аналитический блок, синтез, восприятие фонем.
  2. Семантическая. Скудный словарный запас, проблематичное послоговое восстановление, трудности с общей оценкой синтаксиса (и его роли в создании предложений).
  3. Аграмматическая. Отсутствуют знание (и понимание) морфем, основного грамматического ряда, способность к функциональным обобщениям.
  4. Мнестическая. Не сопоставляются буквы и соответствующие им звуки, речевая память нарушена.
  5. Оптическая. Представления о пространственной ориентации предметов, их зрительная оценка нарушены или не сформированы.
  6. Тактильная (редкая форма). Присуща слабовидящим, незрячим (невозможно сформировать четкое представление о чем-либо из-за нечеткого восприятия).

Важно. Первые 3 вида условно считают обусловленными неполным развитием функций речи, а оставшиеся связывают с неполноценно сформированной психикой. Отсюда мнение о том, что дислексия – это психическое заболевание.

Методы устранения

Подход к коррекции дислексии букв и в других проявлениях традиционно основан на логопедической методике. Это означает углубленную проработку навыков разговорной (устной) речи, восстановление пропущенных, приобретение новых, а также развитие восприятия (зрительного, тактильного, слухового), постановку артикуляции, приобретение необходимых знаний о фонетическом и буквенном составе слов.

Возможно, в ходе занятий придется действовать сразу в нескольких направлениях: обогащать словарный запас, учить запоминать, прививать понимание о расположении предметов (описание его с помощью предлогов), объяснять принципы образования слов (фраз и предложений).

Альтернативным является лечение по методу Роналда Дейвиса: автор на личном примере доказал, что с помощью планомерных усилий и силы воли можно избавиться от дислексии. Основа методики – развитие образного мышления, выработка для каждого символа (буквы) соответствующего уникального аналога.

Профилактика

Отношение к вопросу дислексия, что это за болезнь, может быть неоднозначным: кто-то считает ее даром (Р. Дейвис), кому-то больше нравится причислять ее к недугам одаренных (да Винчи, Андерсена, Эйнштейна). В любом случае, для социальной адаптации пациенту дислектику необходимо пройти курс коррекции. Иначе из ребенка, страдающего проблемами с общением, вырастет угрюмый, замкнутый, погруженный в себя одиночка с заниженной самооценкой.

Успешность лечения главным образом зависит от скорости обращения к специалистам: чем раньше, тем лучше. И ни в коем случае не стоит изолировать ребенка, лишать его общения, подвижных игр: они развивают коммуникабельность, мелкую моторику и координацию движений, позволяют ему чувствовать себя полноценным, таким, как все.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

Похожие публикации:

Коррекция аграмматической дислексииКоррекция аграмматической дислексии

лечения дислексииВиды лечения дислексии

ДисграфияПричины и симптомы дисграфии

семантическая дислексияЧто такое семантическая дислексия

Что это такое?

Заглянув в википедию, мы узнаем

Дислекси́я — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

То есть получается, что школьник способен учиться в принципе, но вот читать и писать ему очень трудно.

Некоторые специалисты считают дислексию болезнью. Другие называют ее особенностью человека. Третьи чуть ли не даром Божьим. И, как ни странно, все они правы.

Если дислексия – болезнь, то очень необычная, она не поддается лечению с помощью таблеток и микстур, ее вообще невозможно вылечить.

Но зато можно принять эту особенность, научиться жить с ней, научиться справляться, провести коррекцию.

Ну а «проблемой гениев» дислексию называют потому, что очень многие великие знаменитые люди ею страдали. Хотя есть также версия, что они и стали гениями потому, что у них была дислексия.

Так что если у ребенка диагностировано это заболевание, родителям не стоит впадать в крайности. А крайностей может быть две:

  1. Думать, что это «конец света», что ребенок чуть ли не психический больной. Это совсем не так! Часто дети-дислектики одаренные создания, но не в чтении и письме, а в музыке, например, или физике.
  2. Думать, что совсем ничего страшного не случилось и не предпринимать никаких действий, надеясь, что со временем все само рассосется. Нет, не рассосется!

Чаще всего дислексия проявляет себя в возрасте 6-7 лет. И последние годы она диагностируется все чаще. Причем, мальчики подвержены ей больше, чем девочки.

И я считаю, что нам, как родителям детей младшего школьного возраста или будущих первоклашек, просто необходимо знать, как можно определить наличие этой проблемы. Так как от того, насколько быстро будут приняты меры, зависит счастье и успех наших детей.

Когда стоит бить тревогу?

Итак, давайте понаблюдаем за детьми. Стоит принимать меры, если ваш школьник:

  1. начинает часто тереть глаза во время чтения;
  2. пытается читать, используя только один глаз, а другой прикрывает;
  3. при чтении держит книгу очень близко к глазам;
  4. во время чтения и после него жалуется на плохое самочувствие (головную, боль, тошноту, головокружение);
  5. быстро устает;
  6. при чтении пропускает буквы, слова, предложения и даже целые абзацы текста;
  7. не понимает смысл того, что прочитал;
  8. некрасиво и неаккуратно пишет, слова наскакивают друг на друга;
  9. не может изобразить круг, квадрат, треугольник и другие геометрические фигуры;
  10. жалуется на буквы, говорит, что они прыгают, плавают и даже переворачиваются;
  11. любыми способами пытается избежать чтения и выполнения домашней работы.

Как быть если вы заметили, что эти симптомы присутствуют у вашего сына или дочурки? Обращаться к специалистам!

Какие специалисты нам нужны? Начать стоит с обследования у окулиста. Так как многие пункты из вышепредставленного списка могут быть признаками не дислексии, а плохого зрения или других проблем с глазами. Нужно их изначально исключить.

Затем не помешают консультации невропатолога и психолога. Ну и, в конце концов, отправляемся к логопеду – дефектологу. Только к грамотному специалисту, который имеет опыт работы с дислексией. Он проведет диагностику. И поможет определиться с коррекцией. Ну а способ коррекции подбирается индивидуально и зависит от вида дислексии. Да, друзья, она многогранна.

Виды дислексии

Оптическая

Она проявляется в том, что ребенку трудно различать символы, которые изображены на бумаге. Он путает буквы, которые похожи друг на друга. Например, Р и Ь, или Ь и Ы, или З и Э. Он перескакивает глазами со строчки на строчку, может перепрыгнуть через целый абзац или наоборот вернуться обратно.

Фонематическая

Ребенок путает близкие по звучанию звуки, например с — ц, б — п, смешивает их. Он читает по буквам, причем может их пропускать, и менять местами.

Аграмматическая

Это невозможность правильно связывать между собой части речи. Существительные, прилагательные, глаголы. Путаются окончания, то есть вместо «красивое платье» получается «красивый платье».

Семантическая

Очень интересный вид дислексии, при котором ученик может великолепно читать, быстро, но совершенно не понимать, о чем он читает. Если задать ему вопросы по прочитанному тексту, то он не сможет ответить. Слова в тексте для него просто отдельные слова, никак не связанные между собой и не несущие никакого смысла.

Мнестическая

Ребенок никак не может связать написанную на бумаге букву и звук, который она обозначает при чтении. То есть ощущения будут таким же, как если вам предложить прочитать текст на каком-нибудь неизвестном языке.

Откуда берется дислексия?

Она может быть врожденной и приобретенной.

Её причинами могут стать:

  • генетическая предрасположенность;
  • внутриутробные инфекции;
  • болезни мамы во время беременности;
  • затяжные роды;
  • родовые травмы;
  • черепно-мозговые травмы;
  • заболевания (полиомиелит, корь, краснуха);
  • дефицит речевого общения;
  • педагогическая запущенность;
  • раннее обучение грамоте и его высокий темп.