Дизартрия – причины, симптомы и лечение у детей

В последнее время диагноз дизартрия у детей встречается все чаще, но он является недостаточно понятным для родителей.

При дизартрии страдает вся произносительная система речи, а не произношение отдельных звуков. У детей — дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь у такого ребенка нечеткая, произношение звуков речи искаженно, голос зачастую тихий, слабый, а иногда наоборот резкий. Ритм дыхания нарушен, речь прерывистая, теряется ее плавность. Темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным.

Причины дизартрии могут быть различны. Полная характеристика детей с дизартрией составляется специалистами, но ряд симптомов родители могут увидеть самостоятельно и предпринять необходимые меры для лечения заболевания (пройти обследование и начать лечение ребенка).

Выделяют различные формы дизартрии: стертая форма дизартрии, корковая дизартрия, псевдобульбарная дизартрия и т. д.Разные формы дизартрии проявляют себя по — разному и требуют индивидуального подхода в каждом конкретном случае и конкретного лечения.

Помимо неправильного звукопроизношения у ребенка отмечается сбивчивый голос, неправильное речевое дыхание, темп и ритм речи.

Признаки дизартрии:— звуки в словах искажаются, заменяются на другие, пропускается не только один звук в слове, а несколько.— у ребенка наблюдается слабость артикуляционных мышц: например, при открытом рте язык ребенка вываливается наружу, губы либо слишком сжаты, либо слишком вялые и не смыкаются полностью, наблюдается повышенное слюноотделение.-нарушается речевое дыхание, ребенок говорит на вдохе, либо вообще его не делает, поэтому в середине фразы ребенку не хватает воздуха и ребенок начинает часто дышать.— наблюдаются проблемы с мелодичностью речи: ребенок не в состоянии изменить высоту голоса, речь монотонная, поток слов слишком быстрый или наоборот замедленный, но в обоих случаях не понятный для окружающих.Полная характеристика детей с дизартрией составляется специалистами, но ряд симптомов родители могут увидеть самостоятельно и предпринять необходимые меры для лечения заболевания (пройти обследование и начать лечение ребенка). Чем раньше родители заметят у своего ребенка нарушение речи, тем успешнее и эффективнее будет проходить коррекционная работа.

На логопедических занятиях с детьми — дизартриками работа проводиться по разным направлениям: развитие моторики, словаря, фонетического слуха, грамматического строя речи, исправление звукопроизношения, формирование ритмико — мелодической стороны речи и формирование четкой дикции. Необходим логопедический массаж. Цель логопедического воздействия – это формирование у ребенка — правильной, понятной речи для окружающих и которая не будет мешать усвоению навыков чтения и письма и обеспечит успешное обучение ребенка в школе.

Дизартрия требует комплексного лечебно — педагогического воздействия на ребенка. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводится всеми специалистами совместно.

Дизартрия причины

Основной причиной возникновения данного речевого расстройства считается недостаточная иннервация аппарата речи, которая появляется вследствие поражения определенных отделов мозга. У таких пациентов отмечается ограничение в подвижности органов, участвующих в воспроизведении речи – язык, небо и губы, тем самым усложняя артикуляцию.

У взрослых заболевание может проявляться без сопутствующего распада речевой системы. Т.е. не сопровождается расстройством восприятия речи посредством слуха или нарушением письменной речи. Тогда как у детей дизартрия нередко является причиной расстройств, приводящих к нарушениям чтения и письменной речи. При этом сама речь характеризуется отсутствием плавности, сбитым ритмом дыхания, изменением темпа речи в сторону то замедления, то ускорения. В зависимости от степени дизартрии и разновидности форм проявления существует классификация дизартрии. Классификация дизартрии включает в себя стертую форму дизартрии, выраженную и анартрию.

Симптоматика стертой формы заболевания имеет стертый вид, вследствие чего дизартрию путают с таким расстройством как дислалия. Дизартрия от дислалии отличается наличием очаговой формы неврологических симптомов.

При выраженной форме дизартрии речь характеризуется как нечленораздельная и практически непонятная, нарушено звукопроизношение, расстройства также проявляются и в выразительности интонаций, голосе, дыхании.

Анартрия сопровождается полным отсутствием возможностей для воспроизведения речи.

К причинам возникновения заболевания можно отнести: несовместимость по резус-фактору, токсикоз беременных, различные патологии формирования плаценты, вирусные инфекции матери во время беременности, длительные или, наоборот, стремительные роды, которые могут вызвать кровоизлияния в мозг, инфекционные заболевания мозга и его оболочек у новорожденных.

Различают тяжелые и легкие степени дизартрии. Тяжелая степень дизартрии неразрывно взаимосвязана с детскими церебральными параличами. Легкая степень дизартрии проявляется нарушением мелкой моторики, произношения звуков и движений органов артикуляционного аппарата. При такой степени речь будет понятной, но нечеткой.

Причинами возникновения дизартрии у взрослых может быть: перенесенные инсульт, сосудистая недостаточность, воспаление или опухоль головного мозга, дегенеративные, прогрессирующие и генетические заболевания нервной системы (болезнь Альцгеймера, Хантингтона), астенический бульбарный паралич и рассеянный склероз.

Еще одними причинами возникновения заболевания, гораздо менее распространенными, являются травмы головы, отравление угарным газом, передозировка лекарственными препаратами, интоксикация в связи с чрезмерным употреблением алкогольных напитков и наркотических средств.

Дизартрия у детей

При данном заболевании у детей проявляются трудности с артикуляцией речи в целом, а не с произношением отдельных звуков. Также у них возникают и другие нарушения, связанные с расстройством мелкой и крупной моторики, трудности с глотанием и жеванием. Детям, больным дизартрией, довольно сложно, а под час и совсем невозможно, совершать прыжки на одной ноге, вырезать из бумаги при помощи ножниц, застегивать пуговицы, им довольно сложно овладеть письменной речью. Часто они пропускают звуки или их коверкают, при этом искажая слова. Больные дети в большинстве своем ошибаются при употреблении предлогов, пользуются неправильными синтаксическими связками слов в предложении. Дети с такими нарушениями должны обучаться в специализированных учреждениях.

Основные проявления дизартрии у детей лежат в нарушении артикуляции звуков, расстройстве голосообразования, изменениях ритма, интонации и темпа речи.

Перечисленные нарушения у малышей различаются степенью выраженности и различными комбинациями. Это зависит от места расположения очагового поражения в нервной системе, от времени возникновения такого поражения и тяжести нарушения.

Частично затрудняют или иногда полностью препятствуют членораздельной звуковой речи расстройства фонации и артикуляции, что является так называемым первичным дефектом, приводящим к появлению вторичных признаков, которые осложняют его структуру.

Проведенные исследования и изучения детей с таким заболеванием показывают, что данная категория детей довольно неоднородна с позиции речевых, двигательных и психических расстройств.

Классификация дизартрии и ее клинических форм основана на выделении различных очагов локализации мозгового поражения. Малыши, страдающие различными формами заболевания, отличаются друг от друга определенными дефектами в звукопроизношении, голоса, артикуляции, их расстройства разной степени могут поддаваться коррекции. Именно поэтому для профессиональной коррекции необходимо использовать различные методики и способы логопедического воздействия.

Формы дизартрии

Выделяют такие формы дизартрии речи у детей: бульбарную, подкорковую, мозжечковую, корковую, стертую или легкую, псевдобульбарную.

Бульбарная дизартрия речи проявляется атрофией или параличом мышц глотки и языка, снижением мышечного тонуса. При такой форме речь становится нечеткой, замедленной, невнятной. Люди с бульбарной формой дизартрии характеризуются слабой мимической деятельностью. Она появляется при опухолях или воспалительных процессах в продолговатом мозге. В результате таких процессов происходит разрушение, находящихся там ядер двигательных нервов: блуждающего, языкоглоточного, тройничного, лицевого и подъязычного.

Подкорковая форма дизартрии заключается в нарушении тонуса мышц и непроизвольных движениях (гиперкинез), которыми малыш не способен управлять. Возникает при очаговом поражении подкорковых узлов мозга. Иногда ребенок не может верно произносить отдельные слова, звуки или фразы. Это становится особенно актуальным, если ребенок находится в состоянии спокойствия в кругу родных, которым он доверяет. Однако ситуация может в корне изменится за считанные секунды и малыш становится неспособным воспроизвести ни слога. При данной форме заболевания страдает темп, ритм и интонация речи. Такой малыш может очень быстро или, наоборот, очень медленно  произносить целые фразы, при этом делая значительные паузы между словами. В результате расстройства артикуляции в соединении с неправильностью голосообразования и нарушения речевого дыхания появляются характерные дефекты звукообразующей стороны речи. Они могут проявляться в зависимости от состояния малыша и отражаться, в основном, на коммуникативных речевых функциях. Редко при такой форме заболевания могут наблюдаться и нарушения со стороны слухового аппарата человека, которые являются осложнением речевого дефекта.

Мозжечковая дизартрия речи в чистом виде встречается довольно редко. Дети, подверженные этой форме заболевания, произносят слова, скандируя их, а иногда просто выкрикивают отдельные звуки.

Ребенку с корковой дизартрией сложно воспроизводить звуки вместе, когда речь течет одним потоком. Однако, в то же самое время, произношение отдельных слов не составляет никакого труда. А интенсивный темп речи приводит к видоизменению звуков, создает паузы между слогами и словами. Быстрый темп речи похож на воспроизведение слов при заикании.

Стертая форма заболевания характеризуется легкими проявлениями. При ней расстройства речи выявляются не сразу, только после всестороннего специализированного обследования. Ее причинами часто бывают различные инфекционные заболевания в период беременности, гипоксия плода, токсикоз беременных, родовые травмы, инфекционные заболевания младенцев.

Псевдобульбарная форма дизартрии встречается наиболее часто у детей. Причиной ее развития может быть перенесенное в младенчестве мозговое поражение, вследствие родовых травм, энцефалита, интоксикации и т.д. При псевдобульбарной дизартрии легкой степени речь характеризуется замедленностью и затруднением произношения отдельных звуков из-за нарушений движений языка (движения недостаточно точные), губ. Псевдобульбарная дизартрия средней степени характеризуется отсутствием движений мышц лица, ограниченной подвижностью языка, назальным оттенком голоса, обильным слюнотечением. Тяжелая степень псевдобульбарной формы заболевания выражается в полной обездвиженности речевого аппарата, открытом рте, ограниченном движении губ, амимичности.

Стертая дизартрия

Стертая форма довольно часто встречается в медицине. Основные симптомы этой формы заболевания заключаются в невнятности и невыразительности речи, плохой дикции, искаженности звуков, замене звуков в сложных словах.

Впервые термин «стертая» форма дизартрии был введен О. Токаревой. Она описывает симптомы этой формы как легкие проявления псевдобульбарной формы, которые довольно труднопреодолимы. Токарева считает, что больные дети данной формой заболевания множество изолированных звуков могут произносить так как нужно, однако в речи они недостаточно дифференцируют звуки и слабо их автоматизируют. Недостатки произношения могут носить совершенно разный характер. Однако их объединяют несколько общих признаков, таких как размытость, смазанность и нечеткость артикуляции, проявляющиеся особо резко в речевом потоке.

Стертая форма дизартрии – это патология речи, которая проявляется расстройством просодического и фонетического компонентов системы, возникающая вследствие микроочагового поражения мозга.

Сегодня диагностика и способы коррекционного воздействия проработаны довольно слабо. Данная форма заболевания чаще диагностируется только после достижения ребенком возраста пяти лет. Всех детей с подозрением на стертую форму дизартрии направляют к невропатологу для подтверждения или не подтверждения диагноза. Терапия при стертой форме дизартрии должна быть комплексной, объединяющей в себе медикаментозное лечение, психолого-педагогическую помощь и логопедическую помощь.

Симптомы стертой дизартрии: моторная неловкость, ограниченное количество активных движений, быстрая утомляемость мышц при нагрузках функционального характера. Больные дети не очень устойчиво стоят на одной ноге и не могут совершать прыжки на одной ноге. Такие дети гораздо позднее других и с трудом усваивают навыки самообслуживания, такие как застегивание пуговиц, развязывания шарфа. Они характеризуются скудной мимикой, невозможностью держать рот закрытым, так как нижняя челюсть не может зафиксироваться в приподнятом состоянии. При пальпации лицевые мышцы вялые. В связи с тем, что губы тоже вялые, не происходит необходимая лабиализация звуков, поэтому ухудшается просодическая сторона речи. Звукопроизношение характеризуется смешением, искажением звуков, их заменой или полным отсутствием.

Речь таких детей довольно трудно понять, она не обладает выразительностью и внятностью. В основном наблюдается дефект воспроизведения шипящих и свистящих звуков. Дети могут смешивать не только близкие по способу образования и сложные звуки, но и противоположные по звучанию. В речи может появляться назальный оттенок, темп чаще бывает ускорен. Голос у детей тихий, они не могут менять высоту голоса, подражая каких-нибудь животных. Речь характеризуется монотонностью.

Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия – это наиболее распространенная форма заболевания. Она является следствием органического поражения мозга, перенесенного в раннем детском возрасте. В результате энцефалита, интоксикации, опухолевых процессов, родовых травм у детей возникает псевдобульбарный парез или паралич, который обуславливается поражением проводящих нейронов, которые идут от коры мозга к языкоглоточному, блуждающему и подъязычному нервам. По клинической симптоматике в области мимики и артикуляции данная форма заболевания сходна с бульбарной формой, но вероятность полноценного усвоения звукопроизношения при псевдобульбарной форме существенно выше.

Вследствие псевдобульбарного пареза у детей происходит расстройство общей и речевой моторики, нарушается сосательный рефлекс, глотание. Мускулатура лица вялая, изо рта наблюдается слюнотечение.

Выделяют три степени выраженности данной формы дизартрии.

Легкая степень дизартрии проявляется трудностью артикуляции, которая заключаются в не очень точных и замедленных движениях губ и языка. При этой степени также происходят легкие, невыраженные нарушения глотания и жевания. Из-за не очень четкой артикуляции нарушается произношение. Речь характеризуется замедленностью, смазанностью при произношении звуков. Такие дети, чаще всего, испытывают трудности с произношением таких букв, как: р, ч, ж, ц, ш, а звонкие звуки воспроизводятся без надлежащего участия голоса.

Также трудны для детей и мягкие звуки, которые требуют подъема языка к твердому небу. Вследствие неправильного произношения страдает и фонематическое развитие, нарушается письменная речь. А вот нарушения структуры слова, лексики, грамматического строя при данной форме практически не наблюдаются. При легкой степени проявлений данной формы заболевания главным симптомом является нарушение фонетики речи.

Средняя степень псевдобульбарной формы характеризуется амимичностью, отсутствием движений мышц лица. Дети не могут надуть щеки или вытянуть губы. Также ограничены и движения языка. Дети не могут вверх поднять кончик языка, повернуть его влево или вправо и удерживать его в таком положении. Представляет огромную трудность переключение одного движения на другое. Мягкое небо также бывает малоподвижным, а голос обладает назальным оттенком.

Также характерными признаками являются: обильное слюнотечение, затруднение жевания и глотания. В результате нарушений функций артикуляции проявляются довольно тяжелые дефекты произношения. Для речи характерна невнятность, смазанность, тихость. Данная степень выраженности заболевания проявляется нечеткостью артикуляции гласных звуков. Звуки ы, и часто смешиваются, а звуки у и а характеризуются недостаточной четкостью. Из согласных звуков чаще правильно произносятся т, м, п, н, х, к. Такие звуки, как: ч, л, р, ц воспроизводятся приближенно. Звонкие согласные чаще заменяются глухими. В результате перечисленных нарушений речь у детей становится совсем неразборчивой, поэтому такие дети предпочитают молчать, что приводит к потерям опыта речевого общения.

Тяжелая степень данной формы дизартрии называется анартрия и проявляется глубоким мышечным поражением и полным обездвиживанием речевого аппарата. Лицо у больных детей маскобразное, рот постоянно открыт, а нижняя челюсть отвисает. Тяжелая степень характеризуется затруднением жевания и глотания, полным отсутствием речи, иногда бывает нечленораздельное произношение звуков.

Диагностика дизартрии

При диагностике наибольшую трудность вызывает разграничение дислалии от псевдобульбарной или корковой формы дизартрии.

Стертая форма дизартрии является пограничной патологией, которая находится на рубеже между дислалией и дизартрией. В основе всех форм дизартрии лежат всегда очаговые поражения мозга с неврологической микросимптоматикой. Вследствие этого для постановки правильного диагноза нужно проводить специальное неврологическое обследование.

Также следует разграничивать дизартрию от афазии. При дизартрии нарушена техника речи, а не праксические функции. Т.е. при дизартрии больной ребенок понимает написанное и услышанное, может логично выражать свои мысли, несмотря на дефекты.

Постановка дифференциального диагноза происходит на основании общего системного обследования, разработанного отечественными логопедами, с учетом специфики перечисленных неречевых и речевых нарушений, возраста, психоневрологического состояния ребенка. Чем младше ребенок и чем меньше его уровень речевого развития, тем более значим в диагностике анализ неречевых расстройств. Поэтому сегодня, основываясь на оценке неречевых расстройств, разработаны способы раннего выявления дизартрии.

Наличие псевдобульбарных симптомов – это наиболее частое проявление дизартрии. Его первые признаки можно выявить даже у новорожденного. Такая симптоматика характеризуется слабостью крика или вообще его отсутствием, нарушением сосательного рефлекса, глотания или их полное отсутствие. Крик у больных детей на продолжении длительного времени остается тихим, часто с носовым оттенком, плохо модулированным.

Дети при сосании груди могут захлебываться, синеть, иногда молоко может вытекать из носа. В более тяжелых случаях ребенок в первое время вообще может не брать грудь. Кормление таких детей происходит через зонд. Дыхание может быть поверхностным, часто аритмичным и учащенным. Такие нарушения сочетаются с подтеканием молока изо рта, с лицевой асимметричностью, отвисанием нижней губы. Вследствие этих расстройств ребенок не может захватить соску или сосок груди.

По мере взросления ребенка все больше проявляется недостаточность интонационной выразительности крика и голосовых реакций. Все звуки, издаваемые ребенком, отличаются однообразностью и появлением позже нормы. Ребенок, страдающий на дизартрию, на протяжении длительного времени не может кусать, жевать, может давиться твердой пищей.

С взрослением ребенка постановка диагноза происходит на основании следующих речевых симптомов: устойчивых дефектов произношения, недостаточности произвольной артикуляции, голосовых реакций, неправильности расположения языка в ротовой полости, расстройства голосообразования, речевого дыхания и задержки развития речи.

К основным признакам, по которым проводят дифференциальную диагностику, относят:

— наличие слабовыраженной артикуляции (недостаточное загибание кончика языка вверх, тремор языка и др.);

— наличие просодических расстройств;

— наличие синкинезии (например, движения пальцев рук, которые возникают при движениях языком);

— замедленность темпа артикуляций;

— трудность удержания артикуляции;

— трудность в переключении артикуляций;

— устойчивость нарушений произношения звуков и затруднение автоматизации поставленных звуков.

Также правильный диагноз помогают установить функциональные пробы. Например, логопед просит ребенка открыть рот и высунуть язык, который следует удерживать неподвижно посередине. Одновременно с этим ребенку показывают передвигаемый в боковом направлении предмет, за которыми ему нужно следить. О наличии дизартрии при этой пробе свидетельствует движение языка в сторону, в которую двигаются глаза.

При обследовании ребенка на наличие дизартрии необходимо особое внимание уделять состоянию артикуляции в покое, при движениях мимики и общих движениях, в основном артикуляционных. Необходимо обратить внимание на объем движений, их темп и плавность переключения, соразмерность и точность, наличие оральных синкинезий и др.

Дизартрия лечение

Основная направленность лечения дизартрии – это развитие у ребенка нормальной речи, которая будет понятна окружающим, не будет препятствовать общению и дальнейшему обучению элементарным навыкам письма и чтения.

Коррекция и терапия при дизартрии должны быть комплексными. Кроме постоянной логопедической работы требуется также и медикаментозное лечение, назначенное невропатологом, и ЛФК. Терапевтическая работа должна быть направлена на лечение трех основных синдромов: расстройства артикуляции и речевого дыхания, нарушения голоса.

Медикаментозная терапия дизартрии подразумевает под собой назначение ноотропов (например, Глицин, Энцефабол). Их положительный эффект основан на том, что они специфически воздействуют на высшие функции мозга, стимулируют умственную деятельность, улучшают процессы обучения, интеллектуальную деятельность и память детей.

Лечебная физкультура заключается в проведении регулярной специальной гимнастики, действие которой направлено на укрепление мышц лица.

Хорошо зарекомендовал себя массаж при дизартрии, который обязательно нужно делать регулярно и ежедневно. В принципе массаж – это первое с чего начинается лечение дизартрии. Он заключается в поглаживании и легком пощипывании мышц щек, губ и нижней челюсти, сближении пальцами губ в горизонтально и вертикальном направлении, массировании подушечками указательного и среднего пальцев мягкого неба, не более двух минут, при этом движения должны быть вперед и назад. Массаж при дизартрии нужен для нормализации тонуса мышц, которые принимают участие в артикуляции, снижения проявления парезов и гиперкинезов, активирования плохо работающих мышц, стимулирования формирования зон головного мозга, отвечающих за речь. Первый массаж должен занимать по времени не более двух минут, затем постепенно следует увеличивать время массажа, пока он не достигнет 15 минут.

Также для лечения дизартрии необходимо натренировать дыхательную систему ребенка. С этой целью достаточно часто применяют упражнения, разработанные А. Стрельниковой. Они заключаются в резких вдохах при наклонах и выдохах при выпрямлении.

Хороший эффект наблюдается при самостоятельных занятиях. Они заключаются в том, что ребенок стоит перед зеркалом и тренируется воспроизводить такие движения языка и губ, какие он видел при разговоре с другими. Приемы гимнастики для улучшения речи: открыть и закрыть рот, вытянуть губы как бы «хоботком», удержать рот в открытом положении, затем в полуоткрытом. Нужно попросить ребенка зажать в зубах марлевую повязку и попытаться выдернуть эту повязку у него изо рта. Также можно использовать леденец на полочке, который ребенок должен удерживать во рту, а взрослому нужно его достать. Чем меньшим размером будет леденец, тем труднее будет ребенку его удерживать.

Робота логопеда при дизартрии заключается в автоматизации и постановке произношения звуков. Начинать нужно с простых звуков, постепенно переходя к трудным для артикуляции звукам.

Также немаловажным в лечебно-коррекционной работе дизартрии является развитие мелкой и крупной моторики рук, тесно связанной с функциями речи. С этой целью обычно используют пальчиковую гимнастику, собирание различных пазлов и конструкторов, сортировку небольших предметов и их перебирание.

Исход дизартрии всегда неоднозначен вследствие того, что заболевание вызвано необратимыми нарушениями в работе центральной нервной системы и головного мозга.

Коррекция дизартрии

Коррекционную работу для преодоления дизартрии необходимо проводить регулярно наряду с приемом медикаментозного лечения и реабилитационной терапии (например, лечено-профилактическими упражнениями, лечебными ваннами, гирудотерапией, иглоукалыванием и др.), которая назначается невропатологом. Хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные методы коррекции, такие как: дельфинотерапия, изотерапия, сенсорная терапия, пескотерапия и др.

Коррекционные занятия, проводимые логопедом, подразумевают под собой: развитие моторики речевого аппарата и мелкой моторики, голоса, формирование речевого и физиологического дыхания, коррекция неверного звукопроизношения и закрепление поставленных звуков, работу над формированием речевой коммуникации и выразительностью речи.

Содержание и способы коррекционной работы различаются в зависимости от тяжести и формы дизартрии, степени речевого развития.

Выделяют основные этапы коррекционной работы. Первый этап занятия – это массаж, при помощи которого развивается мышечный тонус речевого аппарата. Следующим этапом является проведение упражнения для формирования правильной артикуляции, с целью последующего правильного произношения звуков ребенком, для постановки звуков. Затем проводится работа по автоматизации при звукопроизношении. Последним этапом является обучение правильному произношению слов с использованием уже поставленных звуков.

Немаловажным для положительного исхода дизартрии является психологическая поддержка ребенка близкими людьми. Для родителей очень важно научиться хвалить детей при любых его, даже самых крохотных достижениях. У ребенка необходимо сформировать положительный стимул для самостоятельных занятий и уверенность в том, что он все сможет. Если у ребенка не наблюдается совсем никаких достижений, то следует выбрать несколько вещей, которые у него лучше всего получаются и хвалить его за них. Ребенок должен чувствовать, что его любят всегда, вне зависимости от его побед или проигрышей, со всеми его недостатками.

Ещё статьи по этой теме:

  • Болезнь АльцгеймераБолезнь Альцгеймера

    Болезнь Альцгеймера

  • АлалияАлалия
  • ЭпилепсияЭпилепсия

    Эпилепсия

  • Астенический синдромАстенический синдром

    Астенический синдром

  • ВСДВСД
  • Болезнь ПаркинсонаБолезнь Паркинсона

    Болезнь Паркинсона

Симптомы анартрии

При анартрии нарушена работа артикуляционного аппарата в результате бульбарного или псевдобульбарного паралича (паралич или парез мышц языка, голосовых связок, мышц рта, неба, губ, глотки и гортани). Больной лишен не только способности говорить: затруднение вызывает произношение отдельных слов, слогов и даже звуков.

Фонематическое восприятие при этом у детей остается относительно сохранным: они способны понимать обращенную речь. Однако, для полноценного понимания смысла высказываний необходима длительная коррекционная работа. Детей обучают общению с помощью мимики, жестов, а так же использованию своих голосовых и звукопроизносительных возможностей.

Так как умственное развитие ребенка с анартрией чаще всего не нарушено, он способен учиться по общеобразовательной программе и получить навыки письма в коррекционном учреждении V вида.

Для заболевания характерены нечленораздельная речь, гнусавый и хриплый голос; паралич отдельных мышц вызывает трудности во время принятия пищи из-за нарушения глотания.

Вероятные причины расстройства:

  • различные формы нарушений мозгового кровообращения;
  • внутримозговое кровоизлияние;
  • абсцесс или новообразования в головном мозге;
  • болезнь моторных нейронов;
  • отравление вредными веществами (тяжелыми металлами, промышленным ядом);
  • перенесенный ботулизм;
  • формирование патологических полостей внутри мозгового ствола при сирингобульбии;
  • болезнь Фацио-Лонде (генетическое заболевание);
  • черепно-мозговые травмы (в том числе родовые);
  • внутриутробные пороки развития;
  • болезнь Альцгеймера (у взрослых).

А так же заболевания, вследствие которых происходит разрушение миелиновой оболочки нейронов, что негативно сказывается на передаче нервных импульсов.

Диагностика

Для установки точного диагноза проводится сбор личного и семейного анамнеза, выясняются наличие сопутствующих заболеваний.

Проводятся консультации нескольких специалистов: невролога, отоларинголога.

При анартрии любого происхождения необходимо постоянное наблюдение у специалиста в логопедии.

Компьютерная или магнитно-резонансная томограмма проводится с целью выяснения причин патологии: наличия опухоли головного мозга и других патологий нервно-мышечного аппарата.

Невролог оценивает глоточный и небный рефлексы, симметрии лица, состояние мимических мышц и мышц языка.

Отоларинголог проводит обследование ЛОР-органов, выявляет нарушения, которые влияют на произносительную сторону речи;

Логопедический осмотр выявляет степень нарушений темпа, артикуляции, тембра и возможность произносить слова, слоги и звуки.

При выявлении новообразований может потребоваться консультация врача-онколога; при отягощенном семейном анамнезе назначают консультацию врача-генетика.

Лечение анартрии

Лечение тяжелой формы дизартрии направлено на устранение ее основной причины и возможное восстановление речевой функции.

Способы хирургического лечения

  • Устранение кровоизлияния в головном мозге
  • Удаление новообразования
  • Устранение абсцесса головного мозга

Консервативное лечение

Медикаментозная терапия направлена на:

  • прием препаратов для усиления кровообращения головного мозга;
  • нормализацию обмена веществ;
  • устранение инфекционного процесса с помощью приема антибактериальных лекарств;
  • снижение уровня стресса седативными препаратами при выраженном нарушении психического состояния.

В комплексном лечении применятся методы физиотерапии, а так же проводится работа с дефектологом с целью коррекции речевого расстройства и восстановления мышечного тонуса путем выполнения логопедических мероприятий (массажа, упражнений, гимнастики и т.п.).

Осложнения и последствия

Отсутствие речевой коммуникации ведет к проблемам адаптации в социуме. Без лечения и коррекционной работы анартрия прогрессирует, лишая человека полностью какой-либо речевой активности, что ведет к значительному снижению качества жизни.

Профилактика анартрии

При отягощенном семейном анамнезе будущим родителям необходимо получить консультацию врача-генетика для оценки риска рождения ребенка с заболеванием нервной системы.

Для того, чтобы снизить вероятность возникновения заболевания, необходимо соблюдать следующие меры профилактики:

  • снижение влияния вредных факторов на плод в период внутриутробного развития;
  • своевременное выявление отклонений в развитии мышечного аппарата и формировании речи;
  • сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни: регулярные прогулки, занятия физической культурой, правильный режим сна и отдыха;
  • здоровое питание;
  • профилактические медицинские осмотры.

При своевременном выявлении поражения мышц или нервов и как следствие — речевых нарушений, совместная работа врачей и дефектологов позволит снизить проявления патологии, по возможности сформировать членораздельную речь и повысить уровень нервно-психического развития ребенка.

С ребенком, рожденным в семье, где повышен риск речевых расстройств (наследственная предрасположенность), коррекционная работа ведется с раннего возраста. Систематические осмотры невролога помогут своевременно выявить и компенсировать органические поражения головного мозга.

Коррекционная работа логопеда заключается и в консультировании родителей о поведении с ребенком, имеющего отклонения в речевом развитии. Общаясь с ребенком, родители должны как можно больше разговаривать с ним, не используя жесты для облегчения понимания. Накопленный таким образом словарный запас поможет спонтанному овладению грамотой и снизит риск вторичных психических отклонений.

Формирование навыков членораздельного произношения слов и отдельных букв зависит от причин и тяжести проявления двигательных нарушений. При бульбарном параличе сосудистого происхождения прогноз относительно благоприятный.

Медикаментозное лечение, коррекционная работа логопеда и невролога должны быть начаты как можно раньше — как только выявлены нарушения в работе центральной нервной системы.

Симптомы и причины, вызывающие заболевание

Симптоматика у данной патологии изначально может напоминать простудное заболевание, но, по мере развития, ситуация будет ухудшаться:

  • появление гнусавости, как при насморке;
  • нечеткая речь;
  • слабый голос;
  • отсутствие интонации в речи;
  • сбитое дыхание;
  • полуоткрытый рот;
  • необычный ритм речи.

Осложненная дизартрия может вызвать тяжелое состояние – анартрию, при которой ребенок престает произносить членораздельные звуки. Дизартрия – это тяжелое мозговое нарушение, чтобы решить, как его лечить, в первую очередь, при появлении первых симптомов нужно обратиться к неврологу.

Причинами возникновения таких проявлений могут быть следующие заболевания:

  1. сильные интоксикации организма;
  2. родовая травма;
  3. инфекции головного мозга;
  4. ДЦП;
  5. нарушения в ЦНС;
  6. ранее перенесенный менингит, энцефалит и пр.

ВНИМАНИЕ! Лечение дизартрии у детей отмечается своей длительностью и трудностью, преодолеть этот вид заболевания крайне сложно, требуется много времени и терпения.

Лечение

Для того чтобы врач смог назначить действенный курс терапии, нужно обязательно диагностировать заболевание всеми возможными способами, выяснить вид, степень и скорость развития нарушений. Эффективная терапия включает в себя: несколько методик разработки мышц лица, терапию медикаментами и упражнения, выполняемые в домашних условиях, работу коррекционного педагога с ребенком в индивидуальном порядке, массаж, гимнастику, реже методы народной медицины.

Самые распространенные методики лечения заболевания, которые должны входить в назначения врачей:

  • логопедическая коррекция;
  • прием лекарственных средств;
  • лечебная физкультура.

Детей с сильными дефектами речи и развития рекомендуется отдать в специальные коррекционные детские сады для того, чтобы не изолировать малыша от сверстников.

Коррекция

Логопедическая коррекция включает в себя:

  1. массаж мышц лица;
  2. артикуляционная гимнастика;
  3. личная работа логопеда с ребенком.

Логопедические занятия могут проводиться в индивидуальном порядке, можно приводить ребенка в группы коррекции, где с ним будут прорабатывать улучшение звукопроизношения, артикуляции, дикции, развивать мелкую моторику. Такие занятия дают действенные результаты, но занимают большое количество времени.

Дизартрия у детей может повлечь за собой нарушение развития, лечение в 5 лет частично дается специализированным детским садом в группах коррекции. Хороший результат с благоприятным прогнозом терапии дает работа с животными: плавание с дельфинами, общение с лошадьми, посещение контактных зоопарков, хорошо бы завести домашнего питомца. Проявление заботы и тепла, исключение тревожности у ребенка, стрессовых ситуаций и негативных эмоций скажутся на процессе лечения положительно.

ВАЖНО! Для улучшения состояния в комплексную терапию должна входить работа логопеда, педагога и психоневролога.

Профилактика мозговых нарушений должна начинаться с рождения малыша, она включает в себя предупреждение инфекционных заболеваний мозга, травм головы, интоксикаций.

Медикаментозное лечение

От мозговых нарушений такого типа, как дизартрия, определенного медикаментозного средства не существует. Прописываемые лекарства созданы для снятия симптомов, нормализации тонуса мышц лица, улучшения кровообращения.

Обычно лечение дизартрии у детей включает в себя прием следующих препаратов:

  • ноотропы – стимулируют кровообращение в головном мозге. Врачи выписывают Пирацетам, Энцефабол, Луцетам, Пикамелон;
  • сосудистые препараты – Кавитон, Стругерон, Глиатилин;
  • успокаивающие седативные средства – Пустырник форте, Тенотен, Персен;
  • для уменьшения слюноотделения – Атропин;
  • метаболитические препараты – Церебролизат, Актовегин.

ВАЖНО! При дизартрии нельзя выбирать только медикаменты или педагогическую коррекцию, все методы должны быть использованы в комплексе и направлены на терпеливое и усердное лечение.

Для улучшения состояния организма в целом, облегчения симптоматики, врач может назначить дополнительный прием Магния или Пантогама. На частичное устранение дефектов речи требуется много времени, иногда это растягивается до года. Начинать прием препаратов самостоятельно категорически запрещено, все лекарства должны быть выписаны врачом в строгой дозировке.

Лечебная физкультура

Лечебная физкультура включает в себя мимический массаж, гимнастику лица, для укрепления артикуляционных мышц. Результат лечения дизартрии у детей 5-6 лет и более раннего возраста всегда остается в подвешенном состоянии, никто не сможет составить прогноз, так как данное заболевание коварно и может повлечь за собой разрушение ЦНС.

Нетрадиционные методы лечения

Многие родители подключают к традиционной медицине следующие народные методы:

  1. гирудотерапию;
  2. игротерапию;
  3. фитолечение.

Нет доказательств эффективности данных методик, поэтому такие отклонения от традиционного лечения должны обговариваться с лечащим врачом.

Вспомогательные упражнения

Важно помнить, что положительный результат зависит не только от врачей и педагогов, но, в большей части, и от родителей, которые должны действовать в симбиозе с профессионалами и заниматься с чадом в домашних условиях.

Список упражнений, которые помогут снизить симптоматику заболевания:

  • надувание обеих щек и их втягивание без использования глотка воздуха, это упражнение нужно выполнять с закрытым ртом;
  • перемещать орех или кусок рафинада языком во рту, медленно перекатывая его из стороны в сторону;
  • закинуть голову назад и делать глотательные движения с закрытым ртом;
  • открыть максимально широко рот, язык в спокойном положении, продержаться так 10 секунд;
  • держать между губ различные предметы, разного диаметра и веса, например, ручку, бутылочки и т. д.

Все упражнения выполняются по мере уставания, они не должны переутомлять. Полезно вслух разучивать с детьми скороговорки и потешки. Важно начать вовремя лечение дизартрии у малыша, заметив первые симптомы, скорее обратиться к врачу и начать действовать.

Итоги и прогнозирование

Детская дизартрия не поддается прогнозированию, многие врачи могут лишь разводить руками.

Лечение дизартрии у детей – тяжелое испытание для родителей, важно подойти к проблеме комплексно и серьезно, результаты от корректировки будут не сразу. Отчаиваться не стоит, многие дети с данным заболеванием живут нормальной жизнью, посещают обычные учебные заведения и без проблем общаются со сверстниками.

В случае если у ребенка имеются перинатальные поражения головного мозга, коррекционные мероприятия нужно начинать с самого рождения.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

Похожие публикации:

Стертая форма дизартрии у детейСтертая форма дизартрии у детей

Причина подкорковой дизартрияПричины появления подкорковой дизартрии

Упражнения при дизартрииУпражнения при дизартрии у детей

псевдобульбарная дизартрияХарактеристика псевдобульбарной дизартрии

Основные симптомы дизартрии:

  1. Ограниченная подвижность и слабость речевой, жевательной и мимической мускулатуры (например, ребенку сложно «надуть» щёки, есть твёрдую пищу);
  2. Смазанная, нечёткая речь, «каша во рту» (нарушено произношение всех групп звуков, часто присутствует «говорение в нос»);
  3. Тихий и слабый, или, наоборот, резкий голос;
  4. Нарушенное речевое дыхание, отсутствие плавности речи, нарушение темпа речи (он может быть замедлен или ускорен);
  5. Нарушена интонация в речи: речь невыразительная, часто монотонная, отсутствует логическое ударение в предложении;
  6. Нарушено распознавание звуков на слух вследствие дефектов произношения;
  7. Общая двигательная «неуклюжесть», неловкость;
  8. Низкий уровень развития мелкой моторики (это проявляется в неумении завязывать шнурки, рисовать и т.д.)

Нарушения речи и моторики при дизартрии дополняются нарушением ряда психических функций (память, внимание, мышление) и эмоционально-волевой сферы, что обуславливает задержку развития и своеобразное формирование личности.

Дизартрия может быть компонентом более сложного расстройства, чаще всего при детском церебральном параличе.

Причины дизартрии

Дизартрия развивается вследствие органического поражения зон мозга, связанных с речью и моторикой (специалисты выделяют бульбарную, подкорковую, корковую, мозжечковую, экстрапирамидную, псевдобульбарную виды дизартрий). Чаще всего такое поражение происходит в перинатальном и младенческом периоде вследствие инфекций, травм, кровоизлияний, в том числе во время родов. Также возможны врождённые пороки и наследственные болезни нервной системы.

Чем опасна дизартрия?

Нарушения звукопроизношения при дизартрии в процессе развития приводят к нарушению восприятия и различения звуков, так как из-за дефекта не формируется слуховой образ звука. Из-за этого может развиться общее недоразвитие речи (ОНР), а позже – нарушение чтения и письма, что влияет на познавательные процессы и может привести к отставанию от образовательной программы. Кроме того, многочисленные проявления дизартрии и сопутствующие ей нарушения часто приводят к негармоничному формированию личности ребёнка, эмоциональной неуравновешенности, неуверенности в себе, заниженной самооценке, общему восприятию себя как неуспешного.

Лечение (коррекция) дизартрии

Коррекция дизартрии должна быть комплексной и включать:

  1. Обязательные занятия с логопедом-дефектологом, который в зависимости от вида и тяжести дизартрии будет проводить занятия по коррекции звукопроизношения, развитию мелкой моторики, логоритмике, а также артикуляционную гимнастику, логопедический массаж и другие необходимые мероприятия.
  2. Медикаментозное лечение, которое назначает врач-невролог.
  3. Физиотерапию и лечебную физкультуру

При выраженной дизартрии рекомендован логопедический детский садик и коррекционная школа. Однако, чем раньше была выявлена дизартрия и были предприняты соответствующие меры по её коррекции, тем больше вероятность, что психика ребёнка успеет компенсировать нарушение, а значит – ребёнок пойдет по общеобразовательному маршруту.

Стёртая дизартрия

Из всех форм наиболее часто в логопедической практике встречается так называемая «стёртая дизартрия». Это дизартрия, которая вызвана микропоражением головного мозга. Диагноз обычно ставится в возрасте 5 лет. Для нее характерны все перечисленные выше симптомы, но степень их выраженности может различаться (иногда внешне такие дети почти не отличаются от остальных). Дети со стертой дизартрией нуждаются в обязательном «речевом» сопровождении логопеда-дефектолога. Это необходимо, чтобы предотвратить недоразвитие речи и проблемы с чтением и письмом в школьном периоде.

Дизартрия.

Это нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью  иннервации мышц речевого аппарата.    Основным симптомом  при дизартрии является нарушение произношения  звуков. Причём для этого речевого нарушения  больше характерно

именно искажение звуков (боковое, носовое произношение и т.д.) также часто страдает выразительность, модуляция речи.   Очень часто дизартрия встречается при детском церебральном параличе и является его симптомом.

Степень выраженности дизартрии

Дизартрия может быть выражена в разной степени. Самая тяжёлая форма носит название анартрия.  В этом случае речь становится просто невозможной из-за паралича  мышц речевого аппарата.   При ДЦП дизартрия обычно выражена достаточно явно и проявляются все её симптомы, как речевые, так и неречевые, которые так же обычно сопровождают дизартрию.  Самая лёгкая и ,наверное, самая  распространённая форма, это стёртая форма дизартрии, которую легко перепутать с дислалией, т.к. все симптомы выражены не явно,  и обращать на себя внимание может только нарушение произношения звуков.

Речевые симптомы дизартрии

1.Нарушение звукопроизношения.   В зависимости от степени выраженности может страдать нарушение некоторых или всех согласных,  а  также может страдать  произношение гласных звуков, которые произносятся нечётко, нередко с носовым оттенком.

2. Нарушение просодических компонентов речи:

- темп (может быть ускоренным, а может быть наоборот замедленным);

-  нарушение пауз в потоке речи, ритма;

- нарушение интонационного  оформления речи (часто встречается монотон);

-нарушение расстановки словесно-фразового и логического ударения.

Следующие речевые симптомы при дизартрии  уже вытекают из  вышеперечисленных  и являются необязательными

3.  Нарушения фонематического восприятия и дифференциации звуков. Возникают вследствие того, что  нечленораздельная речь детей не даёт возможности для чёткого слухового восприятия и контроля, что в свою очередь ещё больше усугубляет произносительный дефект.

4. Нарушения фонематического анализа и синтеза.

5.  Нарушения лексико-грамматической стороны речи (дизартрия при ОНР).

6. Нарушения чтения и письма  (у школьников).

Ещё раз повторюсь, что ведущими и обязательными  для дизартрии являются первые два симптома.

Неречевые симптомы дизартрии.

Проявляются при выраженных степенях тяжести дизартрии, при стёртой форме могут  не проявляться или быть выражены незначительно.

1.Нарушения двигательной сферы.  Наиболее ярко выражены у детей с ДЦП.

2. Нарушения эмоционально-волевой сферы.  Могут проявляться в виде повышенной возбудимости, плаксивости, обидчивости либо в  заторможенности, вялости, безразличии ко всему окружающему.

3. Нарушение целого ряда  психических процессов  (нарушения внимания, памяти, задержка мыслительных процессов).

4. Нарушения познавательной деятельности.

5. Своеобразное формирование личности (часто отсутствие уверенности в себе, самостоятельности, повышенная внушаемость).