Гиперактивность довольно широко распространена среди детей дошкольного возраста. Такие дети имеют повышенную энергетику и выделяются среди остальных детей. В 20-ом веке гиперактивностью сначала считали расстройства некоторых функций мозга.
Позже ее стали называть синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это заболевание характерно для детей именно дошкольного, садиковского возраста.
На каждом этапе оно имеет разные проявления. И если к лечению его не подойти серьезно, то эти нарушения в поведении и эмоциональные сдвиги могут негативно сказаться на учебе детей и их дальнейшей жизни.
Содержание:
Причины гиперактивности
Как таковых причин достаточно много, но прежде родителям нужно понять, истинная ли гиперактивность у их ребенка, поскольку настоящая патология – это врожденное состояние.
Теоретически явление объясняется так: развитие ребенка не соответствует его календарному росту и проявляется повышенной активностью. Хотя умственные способности ребенка не отстают от способностей его сверстников.
В ученом мире считают, что в мозгу гиперактивных детей не хватает физиологически активных веществ (нейромедиаторов), которые передают сигналы от нерва к нерву.
Этот недостаток может провоцировать психическое и физическое состояние женщины, готовящейся стать матерью, а также осложнения или травмы, возникшие во время родов, которые могли вызвать гипоксию.
Генетические исследования показали, что гиперактивность передается по наследству. Еще одной причиной заболевания у детей в дошкольном возрасте может быть их реакция на вредные для организма вещества, например, свинец, пищевые добавки и пр.
Симптомы гиперактивности
Поставить диагноз гиперактивность может только специалист, потому не старайтесь сделать это самостоятельно. Даже диагностика у детей достаточно сложна в дошкольном возрасте, и вы можете только высказать врачу свои подозрения.
Для выявления гиперактивного ребенка потребуется длительное время наблюдений за ним в детском саду или в классе. И все же, родители должны знать основные критерии его характера и поведения.
Все проявления заболевания подразделяют на три группы:
- Недостаточно активного внимания: ребенок не слушает, что ему говорят, он рассеян, с удовольствием берется за дело, но никогда его не завершает. Он не организован, часто теряет свои вещи, забывчив. Уклоняется от сложных умственных заданий.
- Двигательная расторможенность: не может усидеть на месте, ерзает на стуле, крутит ступнями или барабанит пальцами, постоянно куда-то бежит, забирается. Обычно очень разговорчив. Спит мало с рождения.
- Импульсивность: не дослушав вопрос, начинает отвечать, вмешивается в чужой разговор и перебивает говорящего, не умеет себя контролировать, плохо поддается правилам, не может дождаться похвалы. Выполняет задания по-разному (одни хорошо, другие плохо), на одних занятиях он спокоен и успешно все выполняет, на других нервничает и показывает отрицательные результаты. Настроение очень часто меняется внезапно.
Наиболее выраженными эти проявления становятся, когда начинаются занятия в детском саду или в подготовительных классах.
Ко всем описанным симптомам могут добавиться головные боли, страх темноты, нервные тики. Если не начать серьезное лечение и не найти правильный подход к таким детям, то даже высокие умственные способности не помогут им добиться в жизни успехов.
Диагностика заболевания
Сначала врач проводит анамнез: расспрашивает об особенностях беременности и о том, как прошли роды, о том, какие болезни перенес ребенок.
Далее проводит специальные тесты для оценки внимания ребенка. Изменения в головном мозге выявляют с помощью электроэнцефалографии и МРТ. Объединив все результаты обследования, доктор назначит адекватное лечение гиперактивности.
Как проводится лечение заболевания
Врач должен подобрать подходящие лекарства и дозы для конкретного ребенка. Хотим предупредить, что эти препараты – это не лечение гиперактивности!
Они контролируют ее симптомы только в день приема. Они способны снижать импульсивность ребенка, улучшать координацию движений и способность к труду и учебе.
Гиперактивность – важнейшая проблема нашей современности, что доказывают следующие факты: детям с таким диагнозом тяжело дается школьная программа, они часто становятся преступниками (в криминальном мире более 80% лиц с синдромом гиперактивности).
Гиперактивные дети чаще становятся участниками дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев, они чаще обычных детей становятся алкоголиками и наркоманами. Проблема эта очень распространена: в каждом обычном классе есть 2-3 человека с таким заболеванием.
Потому сейчас очень важно оказывать психологическую помощь семьям и проводить медицинское лечение детей дошкольного возраста. И особой частью этой работы является коррекция гиперактивности. Вот ее основные правила:
- работать с ребенком следует утром, нагрузки должны быть небольшие, с перерывами и проведением физкультминуток;
- давать четкие и конкретные указания;
- поручения давать в логической последовательности;
- у ребенка должен быть выбор;
- применять и поощрения и наказания;
- если ребенок заслужил поощрение, не откладывайте это в долгий ящик;
- в общении с таким ребенком не использовать любые отрицания;
- всегда быть спокойным и хладнокровным.
Ребенок должен всегда ощущать поддержку родителей и их безграничную любовь.
https://www.youtube.com/watch?v=sH3y3eXPWGY