Госпитализм: причины, признаки, симптомы и лечение

Осложнения зрения у детей Дети с ФАС – фетоалкогольным синдромом Госпитализм у детей из сиротских учреждений Дисплазия тазобедренных суставов Что надо знать о гепатите Недоношенные дети: особенности развития, адаптации и прогноз на будущее Врожденный сифилис ВИЧ-инфекция у ребенка Бронхиальная астма Тень казенного детства (проблемы ЗПР и нарушения привязанности) Медицинская генетика: чем она может помочь приемным родителям и детям Наиболее часто встречающиеся генетические заболевания и диагностика их у приемных детей Реальные и вымышленные медицинские проблемы усыновленных детей Фоновые состояния Особенности состояния здоровья детей в домах ребёнка Дети, рождённые от инфицированных матерей

Содержание:

Врожденный сифилис

Сифилис – это инфекция, которая передается чаще всего половым путем, но возможно и заражение в быту, а также передача инфекции через плаценту от больной матери еще не рожденному ребенку. Именно такая форма инфекции и называется врожденной.

Врожденный сифилис у детей обязательно означает, что они рождены от больной матери.

Врожденный сифилис у детей бывает ранним и поздним:

  • К раннему врожденному заболеванию специалисты относят болезнь собственно плода, сифилис грудного возраста и заболевание раннего детского возраста.
  • К позднему врожденному сифилису относят все проявления врожденного заболевания, которые впервые проявляются после третьего года жизни, чаще симптомы заболевания в этом случае возникают в возрасте полового созревания, после 14-16 лет.

В большинстве случаев сифилис приводит к выкидышу или рождению ребенка с тяжелыми пороками развития, которые видны невооруженным глазом

Однако если в целом ребенок здоров, то бояться материнского сифилиса в анамнезе не стоит. Современные методики лечения позволяют вылечить ребенка от всех проявлений врожденного сифилиса: как от тех, которые есть в данный конкретный период, так и от тех, которые могут развиться в дальнейшем, пока в организме не возникают необратимые изменения.

Если у Вашего ребенка в анамнезе врожденный сифилис, то он уже получил необходимую терапию, для элиминации (т.е. избавлению) от бледной трепонемы (микроб, вызывающий данную болезнь). Бледная трепонема чувствительна к антибиотикам и процесс лечения непродолжителен.

Примерно тактика лечения выглядит так:

При поступлении в родильный дом мать сдает анализ на сифилис. Если анализ положительный, то понять, заражен ли ребенок без видимых проявлений болезни, невозможно. Но поскольку сифилис современными лекарствами излечим, то ребенка начинают лечить антибиотиками уже в родильном доме превентивно, не дожидаясь появления антител к вирусу в его крови. Как правило, уже в дом ребенка малыш поступает здоровым, однако его все равно на всякий случай проверяют, делая повторные анализы. Затем ставят на учет в КВД до полного излечения.

Если биологическая мать болела сифилисом в начальной стадии, сам ребенок родился без пороков развития, а в роддоме ему провели медикаментозную терапию, значит, он здоров и не представляет опасности для окружающих, а также его здоровью ничто не угрожает. Иммунитета к сифилису не существует, поэтому он может заразиться в дальнейшем, как и все взрослые люди, но к его предыстории это не имеет никакого отношения.

Ребенок безопасен для семьи, и заразиться от него нельзя. Его умственное и физическое развитие не зависит от наличия в анамнезе перенесенного врожденного сифилиса и определяется сопутствующими заболеваниями и состояниями в послеродовом периоде.

Лечение раннего врожденного сифилиса. Детям, больным ранним врожденным сифилисом, назначают 6 курсов специфического лечения. Дети в возрасте до 1 года лечатся пенициллином без применения препаратов висмута. Перерывы между курсами лечения — 2 недели.

Лечение детей, больных поздним врожденным сифилисом (в возрасте от 5 до 15 лет). Назначают не менее 8 курсов лечения. При положительной клинической и серологической динамике заболевания лечение можно проводить только пенициллином (или его дюрантными препаратами) в сочетании с общеукрепляющей терапией. Если же у ребенка имеется специфическая патология внутренних органов, нервной системы, глаз, назначают лечение пенициллином в сочетании с препаратами висмута (последние вводят на 2-м, 4-м, 6-м и 8-м курсах).

В настоящее время на основании многочисленных и многолетних наблюдений можно считать, что сифилис излечим у большинства больных при условии начала полноценного лечения в ранние сроки заболевания.

Дети, получившие лечение по поводу врожденного сифилиса (все формы), наблюдаются врачом в течение 5 лет, затем полностью снимаются с учета.

ВАЖНО!

Обычно в медицинских документах умалчивают о факте врожденного сифилиса, если ребенок снят с учета в КВД. О том, что у ребенка был врожденный сифилис, никто не узнает на основании статьи о сохранении врачебной тайны.

Многих состояний в анамнезе пугаться не стоит: часто страшные врожденные диагнозы не так опасны, как кажется на первый взгляд. Врачи вам обязательно помогут при обнаружении у ребенка симптомов и признаков любых заболеваний.

Материал подготовлен при поддержке компании «Петербургская неотложка».Автор – врач Варпунова Татьяна Анатольевна.Вы всегда можете связаться со специалистами «Петербуржской неотложки»по телефону (812) 740-1-911 или электронной почте er@doctor911.ru.Дополнительную информацию о компании можно найти на сайте www.doctor911.ru

Проявления у взрослых

В психологии известно немало случаев, когда госпитализм проявляется и у взрослого человека. Причины остаются те же, что и при детском синдроме:

  • длительная госпитализация и изоляция от общения с близкими людьми;
  • недостаток внимания со стороны родственников.
  • Госпитализм часто возникает у людей пожилого возраста, особенно у одиноких. Когда такой человек заболел или просто стал слабым под гнетом прожитых лет, ему необходима помощь со стороны:

    • оказание медицинской помощи;
    • гигиенический уход;
    • эмоциональная поддержка.
    • И если с первыми двумя аспектами могут справиться хорошо оснащенные специализированные заведения (дома престарелых, оздоровительные пансионаты и т.п.), то дефицит любви и внимания восполнить трудно.

      В случаях недостаточного ухода и внимания возникает синдром госпитализма: теряется аппетит, развивается апатия, снижается иммунитет, проявляются патологии в вестибулярном аппарате, происходит личностный регресс.

      prosindrom.com

    Явление госпитализма в нашей жизни — современное видение

    Среди расстройств психического и соматического характера особое место занимает госпитализм. Указанное явление подразумевает расстройство, возникающее из-за недостатка общения и дефицита воспитания (характерно для детей), а также при длительном пребывании взрослого человека вдали от близких в условиях больничного стационара.

    Продолжительное психологическое угнетение может стать причиной смерти человека.

    Феномен госпитализма предполагает наличие ряда психических и соматических расстройств, которые возникают у детей и взрослых по разным причинам. В первом случае отклонение обусловлено недостатком общения, внимания и воспитания, у младенцев – разлукой с матерью.

    Синдром госпитализма у детей выражается в психической и физической малоразвитости и нередко приводит к необратимым последствиям, а при отсутствии лечения – к смерти.

    У взрослых расстройство развивается при продолжительном пребывании в больнице, в условиях дефицита общения и проявляется в уклонении от существования в социуме, утрате интереса к труду и активности, потере трудовых навыков, заинтересованности в пребывании в условиях стационара как можно дольше. Чем более длительный срок пребывания больного в стационаре, тем меньше шансов на его сохранение в качестве единицы социальной среды.

    Идеальные условия для деградации

    Госпитализм у детей и взрослых возникает по следующим причинам:

    1. Продолжительная госпитализация, условия которой изолируют человека от общения с родными людьми и друзьями, при этом круг общения ограничивается медицинским персоналом. Фактором риска в данном случае выступают хронические заболевания, требующие частого прохождения долгих лечебных курсов в условиях стационара.
    2. Разлука ребенка с матерью.
    3. Отсутствие внимания со стороны матери и близких к маленькому ребеночку, незаинтересованность в нем, его жизни и становлении его как личности.
    4. Возраст. В младенческом и детском возрасте дети, воспитывающиеся в приютах, интернатах и иных местах подобного характера, не получают необходимого внимания и заботы. Это затрудняет социальную адаптацию. Пожилой возраст также способствует развитию госпитализма, особенно, если старики пребывают в специализированных учреждениях – домах престарелых, интернатах. Отсутствие внимания и недостаток любви не могут не повлиять на психоэмоциональное состояние человека в годах.
    5. Продолжительное пребывание как детей, так и взрослых, в оздоровительных центрах, где обстановка и распорядок дня схожи с условиями стационара.

    К факторам, провоцирующим развитие синдрома, также следует отнести бедность психологического окружения, недостаток эмоционального контакта.

    Основные идеи теории Спитса и современный взгляд

    Американский психолог Рене Спитс (Шпиц), изучая особенности поведения воспитанников учреждений интернатного типа, объяснил явление госпитализма следующим образом: даже в благоприятной санитарно-гигиенической обстановке, при условиях удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных возможности общаться с родителями, наблюдается отставание в развитии – замедление развития мышления и речи.

    При этом ранее психолог считал, что важным условием развития синдрома госпитализма является недостаток витаминов в рационе и малочисленность персонала, призванного обеспечивать уход за детьми.

    Последователи Спица, далее изучая феномен, несколько расширили понятие термина «госпитализм». С точки зрения современных исследователей, подобный синдром возникает не только при разлуке ребенка с матерью, но и в том случае, если близкие люди, находясь рядом с ребенком, не проявляют заинтересованности к нему и не принимают участия в процессе его развития, становления.

    Госпитализм особенно опасен для детей, так как существенно тормозит их развитие. Некоторые психические и физические отклонения могут сохраниться на всю жизнь.

    Феномен госпитализма в младенчестве

    В младенческом возрасте общее состояние детишек, брошенных своими матерями, либо страдающих от недостатка их заботы и внимания, отличается следующими показателями:

  • отказ от еды, быстрая потеря веса;
  • ребенок постоянно пребывает в сонном состоянии, не подает никаких признаков активности;
  • мышцы лишены тонуса, конечности безвольные и вялые;
  • отсутствует обратная реакция на контакты.
  • Младенцы с таким синдромом позже начинают держать голову, ползать, самостоятельно садиться и ходить. Их движения менее координированы, неустойчивые и неуверенные.

    У детей в ответ на разлуку с матерью или при отсутствии внимания и любви развивается госпитализм, который проявляется в глубокой умственной отсталости, дефиците массы тела и роста, отклонениях в психическом развитии.

    Младенцы не реагируют на звук или движение предмета, на протяжении долгого времени беспричинно плачут. Дети более старшего возраста намеренно бьются головой о стену, поздно овладевают навыками опрятности – обычно только после 3-5 лет.

    У них нередко наблюдается недержание мочи – как ночное, так и дневное, каломазание. Сон у таких детей поверхностный. У них недостаточно положительных эмоций, они отказываются от контактов, не тянутся к людям. Процесс формирования личности у них нарушен.

    Все эти явления приводят к тяжелым психическим расстройствам, например, — к аутизму, умственной отсталости.

    Как это выглядит во взрослом возрасте?

    У взрослых подобный синдром возникает обычно в пожилом возрасте, особенно, если человек одинок и ему не хватает заботы, внимания и любви со стороны близких людей.

    Характерными симптомами в данном случае являются:

  • потеря аппетита;
  • развитие апатии;
  • личностный регресс;
  • ухудшение памяти;
  • потеря возможности адекватно мыслить и осознавать происходящее;
  • эмоциональное обеднение;
  • снижение общительности;
  • ухудшение отношений с окружающими людьми;
  • утрата интереса к трудовой деятельности.
  • У взрослых подобный феномен может стать причиной личностного опустошения, утраты интереса к жизни.

    Феномен госпитализма в психиатрии

    Отдельно необходимо отметить, что условия пребывания в психиатрическом стационаре создают риск фармакогенного регресса личности, что является тяжелейшей формой госпитализма.

    Это явление развивается очень быстро, при этом ситуация усугубляется тем, что пациенты за короткое время привыкают к психотропным препаратам. У таких людей пропадает желание учиться или работать, существовать вообще вне больничной жизни.

    После снижения дозировки психотропных препаратов у больного частично восстанавливается интерес к окружающему.

    Лечение госпитализма у детей и взрослых отличается. Для детей этот синдром особенно опасен, поэтому и терапия занимает гораздо больше времени, чем при восстановлении взрослых.

    Чтобы вернуть ребенка в социальную среду и возвратить ему интерес к жизни, необходимы:

  • работа с психологом;
  • педагогическая коррекция;
  • расширение круга общения;
  • интенсификация общения ребенка со сверстниками.
  • Если синдром возник при помещении ребенка в условия стационара, необходимо как можно быстрее вернуть его в семью, а в то время, пока он находится в больничном учреждении, регулярно навещать его и выказывать заинтересованность в нем, оптимальным же вариантом станет организация круглосуточного нахождения мамы рядом с ребенком.

    При лечении взрослых пациентов на проблему воздействуют следующим образом:

  • по возможности устраняют симптомы заболевания, из-за которого пациент вынужден находиться на стационарном лечении, а также его первопричину;
  • проводят реабилитацию с психотерапевтом;
  • обеспечивают больному внимание и заботу со стороны близких.
  • Профилактика возникновения синдрома

    Профилактика опасного синдрома госпитализма у детей заключается в том, чтобы максимально наполнить день ребенка интересными занятиями, игрой, возможно – трудом. По возможности следует обеспечить достаточное внимание и заботу со стороны близких, говорить с малышом, обсуждать все, что его интересует.

    У взрослых пациентов не допустить развитие данного феномена можно, обеспечив им круг общения, позволив разместить в палате фотографии родных людей или предметы, напоминающие о доме.

    Необходимо сохранить социальную активность пациента – если позволяет состояние, привлекать его к простой помощи по уходу за другими пациентами, обеспечить независимость и самостоятельность в удовлетворении потребностей.

    neurodoc.ru

    Социальная дезадаптация (десоциализация): причины, признаки, коррекция

    Здоровье, самочувствие и успешность человека во многом определяется его умением адаптироваться к окружающим условиям и налаживать связи с людьми. Кому-то это удается очень легко, кто-то учится в течение жизни, а для некоторых это превращается в настоящую проблему. Психологическая дезадаптация не только ухудшает качество жизни человека, но и может стать причиной развития множество психологических и социальных проблем – от отсутствия круга общения до невозможности работать и содержать себя.

    Что такое десоциализация

    Десоциализация или социальная дезадаптация – это полная или частичная неспособность человека адаптироваться к существующим вокруг него условиям среды и обществу.

    Адаптационный механизм является одним из важнейших условий успешного существования человека, благодаря ему он с детства приучается соблюдать определенные нормы, общаться согласно существующим в конкретном обществе правилам и вести себя соответственно возникающим ситуациям. Нарушение этого адаптационного механизма приводит к «срыву» или отсутствию появления налаженных связей между индивидуумом и социумом, человек «не вписывается» в существующие рамки и не может полноценно взаимодействовать с окружающими.

    Причины социальной дезадаптации могут быть разными, только часть людей, страдающих от подобного расстройства, имеют различные психопатологии, у остальных это состояние возникает в результате неправильного воспитания, стрессов или депривации.

    Дезадаптация у детей

    Особое значение приобретает дезадаптация детей в современном обществе. Все больше детей в развитых и развивающих странах страдают разнообразными нарушениями поведения и психики. Большинство из них не могут нормально адаптироваться к социуму и, по мере их роста и взросления, количество проблем только увеличивается. Причем, по мнению специалистов, только чуть больше половины таких детей страдает от неврологических заболеваний и психопатологий, у других нарушение социальной адаптации возникает из-за условий их жизнедеятельности, неправильного воспитания или его отсутствия, а также влияния родителей и окружающей среды.

    Социальная дезадаптация детей и подростков может крайне отрицательно отразится на их развитии – такие дети не могут нормально устанавливать контакты со сверстниками, а затем – с окружающими их людьми, у них возникают деформации личности, асоциальные наклонности, может развиться неврологическое заболевание или они не смогут достичь каких-либо успехов в будущем.

    Своевременная коррекция таких нарушений у детей и подростков помогает им достаточно быстро преодолеть состояние дезадаптации и усвоить все необходимые навыки. Во взрослом возрасте и у старших подростков на это требуется гораздо больше времени и усилий – это связано, как с меньшей пластичностью психики, так и с количеством «навыков», которые необходимо восполнить.

    Это неоднократно подтверждалось многочисленными исследованиями и практической деятельностью – дети в раннем возрасте находившиеся в состоянии социальной дезадаптации, легко и быстро догоняют и даже опережают своих сверстников в развитии при помещении их в благоприятные условия. А вот взрослым, выросшим в состоянии дезадаптации, гораздо сложнее усвоить необходимую информацию и «влиться» в более сложный социум.

    Причины дезадаптации

    Десоциализация или психическая дезадаптация может возникнуть из-за психологических, физических или социальных причин. Самыми значимыми, на сегодняшний день, считаются социальные и социально-экономические причины, так и нарушения в работе нервной системы и особенности психики могут быть скорректированы правильным воспитанием и развитием, а вот не соблюдение правил воспитания в социуме может привести к проблемам с социальной адаптацией даже при полном физическом и психическом здоровье.

    Социально психологическая дезадаптация возникает при:

  • Физических или биологических нарушениях – травмах головного мозга, заболеваниях нервной системы, инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой и интоксикацией.
  • Психологических нарушениях – особенности нервной системы (слабость, излишнее возбуждение, нарушение волевых процессов), акцентуации характера и так далее.
  • Социальных нарушениях – особенно значим этот фактор в детском и подростковом возрасте. Неправильное воспитание, отвержение ребенка или подростка семьей или коллективом может привести к дезадаптации и развитии серьезных нарушений психики. Взрослые также могут страдать от социально-психологической дезадаптации оказавшись в непривычной и враждебной для них обстановке, ситуации всеобщего неприятия или травмы (например, психически здоровый, полностью адаптированный взрослый человек при помещении в места лишения свободы или асоциальное сообщество).
  • Десоциализация в детском и подростковом возрасте может быть вызвана и некоторыми другими факторами, например, длительным содержанием ребенка без родителей или нарушением общения в школе.

    Госпитализм у детей – это патологический синдром, который развивается у детей, длительное время находящихся в условиях больницы или интерната, насильно оторванных от родителей и привычного круга общения. Дефицит общения приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, формированию эмоциональных нарушений и социальной дезадаптации. Такие нарушения возникают из-за отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, а также недостатка положительных и отрицательных раздражителей со стороны социума. Ребенок в таких условиях предоставлен самому себе и не может полноценно развиваться.

    Синдром госпитализма у детей развивается не только при помещении в больницу, но и при длительном пребывании в интернате, детском доме и других местах, где ребенок лишается привычного круга общения.

    У подростков чаще возникает школьная дезадаптация. Десоциализация развивается в случае «непохожести» ученика на других сверстников, причем причиной «изгнания из общества» может быть любая отличительная черта: низкая или высокая успеваемость, внешние данные, индивидуальные черты или что-то другое. Школьная дезадаптация часто возникает при смене привычной среды для ребенка, резком изменении его внешности или социального фактора, иногда – без видимых причин. Отторжение, насмешки со стороны сверстников и отсутствие поддержки со стороны учителей и взрослых приводят к нарушению установления социальных связей и утраты своего места в социуме.

    Кроме вышеперечисленных причин десоциализация может возникать из-за нервных и психических расстройств у детей и взрослых:

  • Аутизма
  • Шизофрении
  • Биполярном – расстройстве личности
  • Обсессивно-компульсивное расстройстве и так далее.
  • Симптомы десоциализации

    Социальная дезадаптация проявляется в невозможности человека полноценно приспособиться к окружающим его условиям. Выделяют полную и частичную социальную дезадаптацию. При частичной дезадаптации человек перестает контактировать или соприкасаться с определенными сферами жизни: не ходит на работу, не посещает мероприятия, отказывается от общения с друзьями. При полной – нарушения возникают во всех сферах жизни, человек замыкается в себе, перестает общаться даже с самыми близкими и постепенно теряет связь с окружающей его действительностью.

    Признаки социальной дезадаптации:

  • Агрессивность – один из самых характерных признаков. Дезадаптированные дети становятся агрессивными, так как они просто не понимают как себя вести и заранее занимают защитную позицию. Подростки и взрослые также используют вербальную и невербальную агрессию, манипуляции и ложь для наиболее быстрого достижения целей. В таком состоянии они не делают попыток наладить взаимодействие с окружающими и не пытаются понять, какие в этом обществе существуют нормы и правила.
  • Замкнутость – еще один характерный признак. Человек перестает общаться с окружающими, он полностью уходит в себя, прячется от людей, препятствует попыткам завязать с ним отношения.
  • Социофобия – постепенно развивается страх перед общением, большим количеством людей, необходимостью разговаривать с кем-то и так далее. Человеку становится все сложнее сделать что-то, выходящее за рамки его ежедневных дел, он начинает бояться посетить незнакомое место, сходить куда-то, завести разговор с незнакомым человеком или даже, выйти из дома.
  • Отклоняющееся поведение – отсутствие социальных контактов приводит к игнорированию существующих в обществе норм и правил. Результатом этого часто становится отклоняющееся или асоциальное поведение.
  • Социальная дезадаптация характеризуется утратой связей с обществом и окружающим миром и если вовремя не будет проведена коррекция этого состояния, то возможно полное разрушение личности или ее недоразвитие.

    Коррекция социальной дезадаптации начинается с установления причин ее развития и зависит от возраста пациента.

    Людям, у которых синдром десоциализации, возник во взрослом возрасте, рекомендована помощь психотерапевта или психолога, посещение тренингов, обязательное налаживание социальных контактов, работа с собственным поведением, страхами и так далее.

    Дезадаптированные дети нуждаются в длительной совместной работе родителей или воспитателей, педагогов и психологов. Необходимо оценить степень отставания в развитии, понять, что в психике ребенка изменилось из-за социальной дезадаптации и скорректировать эти нарушения.

    Профилактика школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности у детей и подростков на сегодняшний день является важнейшей задачей современного общества.

    opsihoze.ru

    Госпитализм — это целый ряд психологическо-соматических расстройств, которые провоцируются продолжительным нахождением человека в условиях лечебного учреждения вдали от близких людей и собственного дома. Это понятие наиболее определяет госпитализм у взрослых, а у детей явление госпитализма проявляется как психопатическая и физическая малоразвитость, которая зарождается еще начиная с самого младенчества и продолжается по мере взросления ребенка, при определенных возникших обстоятельствах — в результате недостачи адекватного общения ребенка с матерью и нехваткой элементов воспитания.

    Синдром госпитализма проявляется замедлением развития, трудностью у детей в овладении элементарными навыками самообслуживания и управления собственным телом, недоразвитостью речевого аппарата, уменьшенным уровнем адаптации к окружающей среде и социуму, утратой интереса трудовой деятельности и трудовых навыков в целом, низкой сопротивляемости инфекционным агентам и склонностью к хронизации патологических процессов в организме. Именно в детском возрасте явления госпитализма являются продолжительными и нередко необратимыми. При самых тяжелых случаях, при нелечении и продолжительного психологического угнетения, синдром госпитализма приводит к смерти индивида.

    Госпитализм это в психологии явление отставания, введен термин впервые австро-американским психологом Рене Спитсем. Именно он в течении длительного временного диапазона проводил исследования — наблюдал детей в условиях больницы, без нахождения рядом матери. Благодаря происхождению исследований и возникло само название – госпитализм. Намного позже понятие обрело расширение и начало включать не только расставание по показателям здоровья, но и в общем отсутствии заинтересованности матери к своему чаду, при чем это может происходить, даже если они непрестанно находятся в прямой близости друг к другу.

    Госпитализм: это что такое?

    Госпитализм у взрослых возникает при нахождении человека длительно на больничной койке, психологически формируется синдром «хронического заболевшего», его пребывание практически превращается в норму жизненного уклада и человек не мыслит себя в иной среде – искажается мировосприятие, особенно ярко проявляется в пожилом возрасте. Отвыкая от существования вне больничных стен, человек совершает всеми правдами и неправдами действия и поступки для скорейшего возвращения в лечебный стационар.

    Такое длительное пребывание больных, с уже развитыми психическими изменениями, в стационарных учреждениях, в дальнейшем неблаготворно влияет на прогнозирование соматического заболевания, с которым изначально поступает пациент. Даже стойкий клинический период ремиссий не всегда сопровождается возобновлением социально-трудового приспособления, и адаптационные возможности снижаются прямо пропорционально длительности нахождения пациента в стационаре. В частности продолжительное ежедневное пребывание именно в психиатрическом лечебном заведении увеличивает риск инвалидизации таких больных, влияние намного пагубнее и деструктивное, нежели само психическое заболевание. При сроке пребывания, не достигающем отметки 5 — 10 месяцев свойственны лишь единичные проявления госпитализма; при длительности 10 — 15 месяцев — проявления доходят до фазы сформированного заболевания, именуемого — синдром госпитализма; самая тяжелая ситуация и выраженность симптомокомплекса при временном диапазоне пребывания в лечебном учреждении свыше 15 месяцев и более. Вывод – чем меньшее количество времени проведено в стационаре, тем больше шансов на сохранение осознания пациентом себя в социальном плане.

    Существует несколько вариаций отклонения психики при болезни синдром госпитализма:

    — Синдром деприватизационной десоциализации (формируется довольно медленно и постадийно, при длительной изоляция пациентов в психиатрических лечебницах).

    — Синдром патерналистической подвластности или навязчивой мысли быть пациентом (отражение симптомокомплекса и результат систематического опекания и чрезмерного покровительства медицинским персоналом).

    — Синдром фармакогенного психолого-эмоционального и социального личностного регресса (наблюдается наиболее молниеносное развитие, в отличие от других подвидов госпитализма, зачастую на фоне интенсификации терапевтического влияния при помощи нейролептических средств и при непомерных дозах психотропных лекарств).

    — Смешанный объединенный вариант.

    Причины госпитализма одинаковы в любом возрасте, включают следующий перечень:

    — продолжительная госпитализация и изолированность конкретного человека от общения с близкими и родными людьми, друзьями, общение только лишь с медицинским персоналом;

    — недостаток заинтересованности в их жизни и делах со стороны ближайших родственников;

    — фактором риска является наличие хронических болезней, что заставляет подолгу проходить курс лечебных процедур;

    — провоцирующий фактор — пожилой возраст, особенно у одиноких стариков (при заболевании такой человек остается один на один со своими жизненными тяжбами, без поддержки из внешней окружающей среды и от близких, особенно эмоциональная поддержка важна). В специализированных учреждениях (домах для престарелых и закрытых пансионатах), несомненно, обеспечиваются надлежащие мероприятия по уходу за такой когортой людей, но недостаток любви и внимания восполнить трудно со стороны, чужими людьми.

    — младенческий и юный детский возраст. В детских приютах, интернатах различного типа, домах малютки, особенно выражен синдром госпитализма, поскольку недостача персонала для полноценного обслуживания детей, проявления должного полного объема внимания и заботливости сотрудников, развития у них определенных навыков адаптации в социуме в целом по жизни. Не только в случае отлучении от матери, но и при нежелании, незаинтересованности матери, пи совместном проживании и пребывании постоянно вместе.

    — пребывание детей и взрослых в оздоровительных центрах, поскольку создается принцип по типу стационара, обстановка и дискомфорт соотносимы с больничными заведениями, давление психологическое под влиянием медицинских процедур и вызывают боязнь и подсознательную психологическую блокаду.

    Госпитальный синдром: когда хорошими намерениями устлана дорога в ад

    На протяжении большей части истории трудно было зафиксировать, что уход в больнице улучшает результаты лечения. Фактически, термин госпитализм придуман для описания различных ятрогенных заболеваний, которые приобретаются госпитализированными пациентами и которые часто более смертельны, чем заболевание при поступлении в больницу.

    В современную эпоху предполагаемые преимущества госпитализации достигаются за счет значительных ресурсов, но даже эти высокие затраты не устраняют ятрогенных осложнений. Специализированная группа врачей, ухаживающая за стационарными пациентами, особенно в медицинских и педиатрических службах, сократила расходы, улучшила качество медицинской помощи.

    История возникновения

    Впервые ввел термин «госпитализм» в своей работе Ренe Шпиц. Он определяет расстройства у младенцев, которые долгое время были институционализированы, находились в больнице, детском доме и лишены матери или ее замены. Позже понятие было расширено, в общем плане относится к тяжелой и продолжительной материнской депривации.

    С Зигмундом Фрейдом связано понятие «материнская помощь» в соответствии с этим, госпитализм относится к самым радикальным последствиям ее отсутствия. Исследование этого феномена Шпицем касалось маленьких детей, которые были отстранены от матерей примерно три месяца и прожили в течение пяти-шести месяцев в детской больнице.

    Не страдали от недостатка ухода, но были изолированы и лишены человеческого общения. Анализ патологии показал следующее: общее ухудшение состояния; стагнация, задержка роста; ухудшение показателей развития; реляционное или аффективное выражение уменьшено до молчания; моторные и поведенческие отклонения; увеличение заболеваемости, смертности. Многие из этих форм патологий считались необратимыми. Шпиц классифицировал госпитализм как «общий аффективный дефицит».

    Шпиц описал эти две патологические формы в паре публикаций (госпитализм в 1945 году, анаклитическая депрессия 1946 году). Так же в книге «Психиатрические состояния раннего детства». Его работа подчеркивает жизненную важность объектных отношений и серьезные последствия их отсутствия. Кроме того, актуально прямое наблюдение, тактильный уход, общение с новорожденными. Концепция, возвращает нас к истокам детской психиатрии.

    Как модель депривации в условиях стационара, госпитализм занимает историческое место при исследовании детских приютов и детских учреждений. Понятие получило международное значение благодаря монографии Всемирной организации здравоохранения (№ 2, 1951), озаглавленную «Материнская помощь и психическое здоровье».

    Концепция госпитализма Шпица имела ряд критических замечаний, некоторые — по конкретным вопросам: неточность самого термина, отсутствие точности в педиатрических, отсутствие исследований повторного разделения с матерью, неспособность рассмотреть роль отца. Критические замечания привели к серьезным переоценкам монографии Всемирной организации здравоохранения, опубликованной в 1962 году, основными авторами которой были Серж Лебович и Мэри Д. Эйнсворт.

    Изучение краткосрочных и долгосрочных последствий для младенца, отделенного от матери, оставалось одним из основных направлений детской психиатрии (Michel Soule), постоянно пересматриваемого в свете новых открытий и подходов. Например, развитии младенцев, открытии реляционных патологий, успехов в познаниях психического функционирования, психосоматических последствиях как высших психопатологических выражений разочарования в раннем детстве.

    Термин госпитализм хорошо описывает очень определенное и тяжелое состояние. Даже для больниц общего профиля, длительное пребывание обычно не приносит выздоровления. Чем моложе пациент, тем более заметным это становится. До одного года смертность во всех детских больницах чрезмерна.

    Причины этого многочисленны. Некоторые из них очевидны и могут быть легко устранены; другие неясны. В последние годы наблюдается значительное увеличение числа больниц для младенцев и детей. Желание обеспечить приют и уход за больными младенцами является самым достойным. Но радость омрачена результатами коэффициент смертности.

    Многим трудно понять, почему младенцы, помещенные в удобное, красивое место, через какое-то время погибают. Дело в том, что надо как можно быстрее отправлять детей из удобной больничной палаты в неудобный и, возможно, негигиеничный дом. Часто, это необходимо, чтобы спасти от госпитализма, болезни, более смертельной, чем пневмония или дифтерия. Условие не является новым, оно было описано много лет назад Якоби.

    Одним из первых условий, которые следует отметить, является постепенная потеря веса, которая не зависит от первоначального заболевания, часто происходит после выздоровления. Последующая атрофия имеет обратное отношение к возрасту, особенно заметна до шести месяцев.

    Начало потери веса, не зависящее от заболевания, признак немедленной выписки из больницы. Если человек пройдет за определенную точку, никакая смена окружающей среды или пищи его не спасет.

    По мере развития состояния появляется прогрессирующая анемия, дети часто умирают, не имея органического заболевания.

    Нередки пневмония, диарея или другие острые состояния, которые организ полностью не может преодолеть. Они могут быть спасены путем своевременного ухода из больницы, несмотря на кажущееся противоречие.

    Условия, необходимые для успешного развития младенцев

    Изучение госпитализма и странная тенденция, проявляемая младенцами, приводит к формированию условий, необходимых для успешного воспитания детей.

    Здоровый младенец, когда бодрствует, находится в постоянном движении. Качание на руках, ласки, которые младенец получает от разумной матери или медсестры, явно приносит пользу. Несомненно, природа никогда не планировала, чтобы кто-то лежал спокойно в кроватке с утра до вечера.

    Если младенец требует чего-то большего, то это воздух — много свежего, чистого воздуха. Поскольку человек маленький, считается, что требуется лишь небольшое воздушное пространство. Одежда, гигиена, пища могут быть идеальными, но, если ограничен в маленькой, плохо вентилируемой комнате, не будет хорошо развиваться.

    Эти условия выполняются в больницах для новорожденных?

    На этот вопрос нельзя ответить одним предложением. Однако личная забота часто неадекватна из-за недостаточного количества медсестер.

    Личная забота включает много; это не ограничивается ванной с утра, сменой подгузников и кормлением с установленными интервалами. Каждый младенец должен быть взят на руки, его следует держать до завершения кормления. Все дети должны получать адекватную возможность для упражнений на конечности. Все это требует постоянного внимания.

    Неправильный уход за новорожденными гораздо менее распространен в больницах, чем неадекватный уход. Отсутствие эффективной сестринской помощи является одной из важных причин госпитализма. Когда медсестры некомпетентны или безразличны.

    Вентиляция пространства является еще одним фактором при больничном уходе за больными детьми. Гигиена и уход могут быть идеальными, кормление лучшим, но, если детей в палате слишком много, госпитализм почти наверняка появится.

    Однако большого пространства недостаточно; оно бесполезно, если нет вентиляции. Дети в больницах будут продолжать погибать, пока не получат щедрое количество каждого из трех великих условий развития — ухода, контакта и воздуха.

    Всякий раз, когда люди говорят, что дорога в Ад проложена добрыми намерениями, напомните им, что, даже если это правда, именно те, у кого есть злые намерения, путешествуют точно по этой дороге. Поговорка служит лишь одной полезной цели, как предупреждение излишнего энтузиазма.

    Когда был изобретен микроскоп, Джонас Сальк обнаружил пенициллин, врачи знали, что истинной причиной большинства болезней являются микробы, но у них не было эффективных лекарств. Лучшее, что могли сделать, это изолировать людей, которые болели. Чтобы микробы не распространялись, изолировали пациентов, хорошо кормили и надеялись, что естественная иммунная система спасет их. Но был неожиданный побочный эффект.

    Детей держали в палате на протяжении нескольких дней. Их единственным человеческим контактом были медсестры, которые приносили еду. Детям даже не разрешалось иметь игрушки, опасаясь, что те содержат скрытые микробы. Через несколько дней многие дети перестали есть и медленно угасли. Врачи не имели понятия, что с этим делать, так как это произошло в больницах, назвали причину смертей «госпитализмом».

    Сегодня трудно поверить, что специалисты могут пропустить что-то настолько очевидное. Люди не просто хотят внимания. Это настоящие биологическая потребность, чем моложе человек, тем больше урона госпитальный синдром причиняет мозгу, когда потребность не удовлетворена.

    Психолог Гарри Харлоу на примере приматов, убедил многих — людям нужна любовь, чтобы жить. Ожидание того, что дети будут успешно развиваться, когда лишены человеческого контакта, имеют трагически фатальные последствия. Так же вредно для взрослых игнорирование эмоций из-за страха выглядеть «слабыми».

    У современных людей был миф о «суровом индивидуализме», который, возможно, стал косвенной причиной госпитализма. В те дни «эксперты» по воспитанию детей советовали родителям никогда не забирать детей из сада раньше, никогда не позволять им спать в одной комнате, или они вырастут слабыми, заикающимися, зависимыми.

    Сегодня это отношение, влияет на нынешний кризис психического здоровья. 20% всех взрослых должны быть госпитализированы и получать лекарства от стрессовых расстройств настроения. Людям нужен человеческий контакт

    Синдром госпитализма в новом тысячелетии так же связан с пребыванием в больницах, но чаще со сложностью социальных проблем, внутрисемейными отношениями, недостатком прикосновений, общения и любви матери.

    Что такое дислексия? Дислексия у детей: симптомы и лечение

    Многие люди понятия не имеют о том, что такое дислексия. Но есть и те, кто не понаслышке знаком с этим специфическим нарушением, которое выражается в неспособности овладеть навыком чтения. Дислексия у детей проявляется в стойких ошибках, обусловленных расстройством или несформированностью психологических функций, которые отвечают за процесс чтения. Нарушение может быть приобретенным или врожденным, наблюдаться у ребятишек с интеллектуальной недостаточностью и у детей с совершенно нормальным интеллектом. О том, что такое дислексия, о ее причинах, симптомах, разновидностях и методах устранения расскажем в статье.

    Зачастую нарушение является врожденным, то есть изначально навык чтения формируется искаженно. Дислексия у детей в этом случае обусловлена биологическими причинами. При внутриутробном развитии ребенка могут произойти повреждения головного мозга, влекущие истощение нервной системы. Вследствие этого отделы мозга, отвечающие за психологические функции, участвующие в формировании навыка чтения, страдают.

    Потеря или расстройство изначально правильно сформированного навыка возникает в результате воздействия социально-психологических факторов, к которым можно отнести педагогическую запущенность, недостаточность речевых контактов, синдром госпитализма и тому подобное. Дислексия у школьников может развиться, если предъявлять к ним завышенные требования относительно грамотности, проводить обучение слишком быстрыми темпами. В таком случае у ребенка возникает состояние психологической дезадаптации. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это влечет появление таких нарушений, как дислексия и дисграфия. У детей данные расстройства в последние годы выявляются все чаще.

    Ошибки при чтении – это еще далеко не все проявления расстройства. Специалисты, рассматривающие проблему более широко, говорят также о клинических признаках, которыми зачастую сопровождается дислексия. Симптомы, к примеру, включают церебрастению, психический инфантилизм. Непосредственно нарушение навыка чтения проявляется в замедленном темпе данной речевой деятельности и большом числе разнообразных ошибок. Среди них можно выделить несколько групп:

    • смешение и замена букв, которые обозначают фонетически близкие звуки;
    • замена сходных графически букв;
    • перестановка, пропуски/добавления слогов и букв, то есть искажение звуко-слоговой структуры;
    • проблемы с пониманием прочитанного слова, предложения, текста в условиях отсутствия нарушений в технике чтения;
    • аграмматизмы, зеркальное чтение.

    Клинико-психологический подход

    Чтобы понять, что такое дислексия, необходимо рассмотреть ее в разных аспектах. Так, зачастую данное расстройство встречается у детей с системными нарушениями ЦНС (диффузными, функциональными, локальными, органическими). Такие ребятишки страдают парциальной недостаточностью высших психических функций, имеют проблемы с устойчивостью и регуляцией подвижности психических процессов. Также у детей наблюдаются патологические особенности эмоциональной сферы: слабость вербально-логического мышления при хорошем образно-наглядном, нормальная адаптация в житейских условиях наряду со школьной дезадаптацией и так далее. Ребятишки имеют недостаточный объем слухоречевой памяти, дефицит графических и изобразительных способностей.

    Многие исследователи связывают расстройство с недостаточным развитием устной речи и среди факторов затруднения чтения называют недоразвитие звукобуквенных ассоциаций, а также нарушение фонетического декодирования. Дети испытывают сложности с установлением кодовых соответствий (буква-звук) и не могут автоматизировать этот процесс. В результате у них снижается познавательная активность.

    Воспроизведение звуковой формы слова, основываясь на его графическом изображении, — это и есть чтение. Этот процесс по психолого-физиологической структуре противоположен письму. Когда мы пишем, то выражаем смысл в буквенных знаках, а когда читаем, понимаем смысл через восприятие букв.

    В процессе чтения задействованы речеслуховой, речезрительный, речедвигательный анализаторы. Чтобы читать, нужно двигать глазами, забегать вперед (антипация) и возвращаться назад (регрессия). Если свобода движения по тексту глаз ограничена, то процесс чтения нарушается, ведь восприятие слов происходит непосредственно в момент фиксации, то есть тогда, когда глаза останавливаются на строке. Количество фиксаций зависит от того, насколько знакомы слова, их структуры и т. п. Буквы в слове играют роль ориентиров. Когда мы читаем, то воспринимаем не все буквы, а только доминирующие.

    На основании учета операций, нарушенных в ходе чтения, были выделены разные виды патологии. Рассмотрим каждый из них подробнее.

    1. Оптическая дислексия

    Симптомы такой формы заключаются в том, что дети не могут с точностью воспринять графическое изображение и воспроизвести зрительный ряд, вследствие чего у них возникают сложности с усвоением букв. Ребятишки путают буквы, имеющие графическое сходство, и не могут различить их по оптическим признакам. Такие дети оказываются неспособными к зрительному синтезу и анализу.

    2. Фонематическая дислексия

    Расстройство связано с недоразвитостью функций фонематической системы, в число которых входят:

  • смыслоразличительная – способность соотносить определенные сочетания фонем со смыслом, когда изменение одной фонемы или последовательности единиц звукового строя влечет изменение смысла;
  • слухопроизносительная дифференциация – способность различать фонемы артикуляторно и акустически;
  • фонематический анализ – способность раскладывать слова на составляющие их фонемы.
  • Дети обычно испытывают трудности со слухопроизносительной дифференциацией и фонематическим анализом. В первом случае это проявляется путанием акустико-артикуляторно схожих звуков, чтением по буквам, пропусками согласных при их стечении, перестановкой звуков и слогов. Во втором случае дети испытывают трудности с определением:

  • наличия или отсутствия звука;
  • места звука в слове (в начале, середине, конце);
  • первого/последнего звука;
  • последовательности звуков;
  • общего количества звуков;
  • места того или иного звука в слове относительно других (соседних) звуков.
  • 3. Аграмматическая дислексия

    Зачастую эта форма встречается у ребятишек с общими нарушениями речи. Она обусловлена недоразвитостью синтаксических и морфологических обобщений, грамматического речевого строя. Дети с таким расстройством в процессе чтения изменяют падежные окончания и числа существительных, неправильно согласовывают прилагательные и существительные в роде, падеже, числе, изменяют родовые окончания местоимений, формы, виды и времена глаголов.

    4. Семантическая дислексия

    Коррекция такого нарушения требует несколько иных подходов, чем в других случаях, поскольку этот вид расстройства характеризуется проблемами с пониманием фактического содержания и смысла текста, хотя технически школьник текст читает правильно. Варианты нарушения:

  • чтение по слогам, когда ребенок последовательно произносит слоги, но не может объединить их в значимое целое, а следовательно, не может воспринять информацию во время чтения, то есть имеют место сложности звукослогового синтеза;
  • чтение полными словами, когда ребенок не может четко представить синтаксическую связь внутри предложения, то есть каждое слово он воспринимает не в совокупности с соседними словами, а изолированно;
  • совмещение первых двух вариантов, когда чтение по слогам с непониманием смысла сопровождается нечеткостью представлений о синтаксических связях в предложениях.
  • 5. Мнестическая дислексия

    Это нарушение обусловлено проблемами со слухоречевой памятью, в результате которых ребенок испытывает трудности с образованием связи между зрительным образом буквы и звуком. Школьник не может запомнить буквы, заменяет их при чтении на другие, путает.

    6. Тактильная дислексия

    Расстройство данного вида характерно для слепых. При чтении такие люди применяют не зрительное восприятие, а сенсомоторную систему (читают за счет тактильных ощущений). Однако исследования демонстрируют, что у слепых ребятишек дислексия по своим механизмам нисколько не отличается от речевых нарушений, возникающих у зрячих детей. При тактильном расстройстве основная проблема – нарушение узнавания букв письма по Брайлю (этот французский ученый придумал для незрячих людей тактильный шрифт). Слепые дети при наличии дислексии при чтении теряют слова, путают буквы, зачастую не дочитывают слово до конца, а стараются угадать его. При этом нарушения при движении пальцев у таких ребятишек соответствуют нарушениям при движении глаз, возникающим у зрячих детей, страдающих аналогичным расстройством (у них наблюдаются хаотичные вращения глазами, частые регрессии).

    Нарушение может стать пожизненной проблемой, хотя некоторым людям все-таки удается развить функциональные навыки чтения. И все же подавляющая часть дислектиков требуемого уровня грамотности никогда не достигает. Чтобы улучшить ситуацию, необходимо откорректировать полностью весь учебный процесс. Дети с таким расстройством нуждаются в применении прямых и непрямых методов обучения распознаванию слов и формирования навыков, позволяющих выделять компоненты в словах. При прямом обучении используются специальные фонетические техники, не связанные с овладением чтением. Непрямое обучение предусматривает применение особой программы, которая посредством определенных фонетических методик позволяет научиться читать

    Устранение дислексии производится разными способами. К лечению каждого ребенка следует подходить индивидуально. Так, для кого-то предпочтительным будет подход, подразумевающий обучение чтению сразу же целыми словами и выражениями, а для кого-то лучше подойдет методика, использующая иерархическую систему по приобретению навыков чтения, когда ребенка сначала обучают восприятию звуковых единиц, а затем уже слов и предложений. Также рекомендуется применять варианты терапии, при которых воздействие осуществляется сразу на разные виды органов чувств. Что касается медикаментозного лечения патологии или использования таких способов терапии, как оптометрические тренинги и тому подобное, эффективность их на сегодняшний день не доказана.

    Многие родители пугаются, когда у их детей диагностируют дислексию. Почему-то большинство людей считает данную патологию психическим заболеванием. Однако это совсем не так. Ребятишки, имеющие такое расстройство, зачастую проявляют феноменальные способности в иных областях, например, физике, математике, музыке, живописи. Так что такое дислексия? Проблема или. дар? Хорошенько подумайте, прежде чем ответить.