Имбецильность – причины, признаки, симптомы, лечение

Имбецильность — это слабоумие, которое является средней степенью олигофрении, выражающееся в интеллектуальном недоразвитии. Заболевание вызывается задержкой в развитии мозга плода или младенца в первые годы жизни.

Имбецильность внешне заметна в виде отклонений физических, а также психических. Способность к обучению у имбецилов ограничивается чтением по слогам, счету предметов и денег. Эмоции и мышление у больных инертны, а также тугоподвижны. Имбецилы путем постоянных тренировок и подражаний приучаются к простейшему труду. Перемена обстановки для страдающих на имбецильность дается тяжело. Слепое подражание и повышенная внушаемость может послужить причиной асоциальных поступков.

Имбецильность составляет до 20% от общего количества случаев олигофрении, а распространённость заболевания достигает 4-е случая на 10000.

Содержание:

Имбецильность причины и симптомы

Причины имбецильности кроются в наследственных факторах (микроцефалия, синдром Дауна, внутриутробное поражение плода, перенесенные инфекционные заболевания матерью, краснуха, токсоплазмоз, сифилис), иммунологической несовместимости крови плода и матери, разных вредных воздействиях на плод, родовых травмах.

У страдающих на имбецильность моторика плохо неразвита, движения угловаты и не координированы. Для них недоступны мелкие, точные, ручные двигательные акты. Их походка зачастую скованная, неуклюжая, сгорбленная.

Лицо имбецилов не имеет мимическуой игры, оно застывшее, тупое, мигание глаз очень редкое. Многие больные имеют выраженные врожденные стигмы (оттопыренные уши, приросшие мочки, дефектный прикус, грубое строение лицевого черепа, микроцефальный или гидроцефальный череп). Страдающие на имбецильность имеют очаговые неврологические симптомы. Таким больным сложно овладеть навыками опрятности, однако они с удовольствием принимаются за посильную работу, гордятся успехами и выражают неудовольствие, гнев, если кто сорит в убранном ими месте. При этом больные выявляют плохую переключаемость и крайнюю несамостоятельность.

Характеристика имбецильности

Коэффициент интеллекта (IQ) определяется у имбецилов в пределах 20-50. Международная классификация заболеваний выделяет имбецильность, как резко выраженную, при которой (IQ равен 20-35), а также умеренно выраженную, при которой (IQ равен 35-50).

Страдающие на имбецильность хорошо понимают обращенную к ним речь, способны произнести короткие фразы, однако их речь бедна, а также имеет неточности. Активный словарь состоит из 200-300 слов. Мышление у больных последовательно, конкретно, примитивно, отвлечения для них недоступны, запас сведений имеется крайне узкий. Для таких людей характерно резкое недоразвитие памяти, внимания, воли.

Характеристика имбецильности включает следующие признаки: отсутствие инициативы, инертность, внушаемость, потерянность в новой обстановке. Страдающим имбецильностью возможно привить простейшие трудовые навыки, обучить счету, чтению, письму. Отдельные лица способны обучиться производить простые счетные операции, а также усваивать не сложные трудовые навыки и самостоятельно себя обслуживать. Они способны перематывать нитки, производить уборку двора или помещения, выполнять одну операцию (например, клейку коробок, мытье посуды).

Эмоции у больных более разнообразнее, чем у идиотов. Они реагируют адекватно на порицание и похвалу, имеют сильную привязанность к родным. Страдающие имбецильностью лишены всякой инициативы, инертны, внушаемые, с легкостью теряются в измененной обстановке. Такие люди постоянно нуждаются в надзоре и уходе, а неблагоприятное окружение способно сделать имбецилов асоциальными. У страдающих имбецильностью нет способности к обобщениям, абстрактному мышлению.

Степени имбецильности

При этом заболевании отмечают три степени имбецильности: тяжелая, средняя, а также легкая. Все они выражаются в различных уровнях  психического недоразвития. Усвоение нового материала дается больным с большими трудностями. Это происходит в рамках конкретных представлений и без всякого обобщения. Самостоятельно мыслить имбецилы неспособны. Адаптация к окружающему миру у них осуществляется только в привычной и хорошо знакомой обстановке. Незначительное изменение ситуации приводит больного к затруднительным моментам, и он нуждается постоянно в руководстве.

Страдающие на имбецильность являются очень внушаемыми. Их личные интересы очень примитивны и сводятся в основном к осуществлению физиологических потребностей. Зачастую они проявляют прожорливость и неряшливость в еде. Их половое поведение характеризуется перепадами с повышением полового влечения и распущенностью.

По своему поведению олигофрения в степени имбецильности подразделяется на две группы. В первую относятся живые, активные, подвижные, а во вторую попадают вялые и апатичные, равнодушные, не реагирующие ни на что люди. По чертам характера выделяют среди имбецилов приветливых, добродушных, покладистых, общительных и агрессивных, злобных. Страдающие на имбецильность самостоятельно жить не могут, им необходим постоянный квалифицированный надзор. Для этого их определяют в специальные школы, в учреждения типа лечебно трудовых мастерских.

Имбецильность лечение

Лечение сфокусировано на правильном воспитании, а также руководстве действиями больных. Врачи назначают ноотропные препараты, нейролептики, транквилизаторы; рекомендуются занятия в системе с логопедом, психоневрологом, показано обучение на дому.

Обычная школьная среда таким пациентам не под силу. У детей возможны дефекты речи (заикание, шепелявость, косноязычие), что требует коррекции. Имбецилов возможно обучить считать, читать, писать, однако сложные арифметические действия им не под силу.

Асоциальное окружение плохо влияет на имбецилов, по этой причине больные представляют угрозу для общества. При развитии патологических неконтролируемых ситуаций, больные госпитализируются в психиатрическую больницу.

Лечение имбецильности условно разделяют на специфическое (каузальное) и симптоматическое. Специфическая терапия осуществляется при фенилкетонурии, а также других энзимопатиях. Гипотиреоз лечится компенсирующей гормональной терапией (Тиреоидином); врожденный сифилис, токсоплазмоз лечится антибиотиками, препаратами Мышьяка, Хлоридином; мозговые инфекции у детей лечатся антибиотиками, сульфаниламидными препаратами.

Эффективность от лечения тем успешнее, чем раньше оно начато. Велико значение коррекционных лечебно-педагогических мероприятий.

Прогноз напрямую зависит от глубины умственной отсталости. Первичная профилактика включает в себя медико-генетическое консультирование. Такое консультирование проводиться на территории медико-генетических учреждений.

Симптоматическая терапия использует лекарственные препараты, стимулирующие мозговой метаболизм, к ним относят (Церебролизин, Ноотропил, Аминалон); витамины группы В; психостимуляторы (Фенамин, Сиднокарб); дегидратирующие средства (Лазикс, Сульфат магния, Диакарб); препараты рассасывающего эффекта (Йодид Калия, Бийохинол); биогенные стимуляторы. Судорожный синдром снимается систематическим приемом противоэпилептических средств.

Ещё статьи по этой теме:

  • ИнтеллектИнтеллект

    Интеллект

  • Умственная отсталость у ребенкаУмственная отсталость у ребенка

    Умственная отсталость у ребенка

  • ОлигофренияОлигофрения

    Олигофрения

  • АутизмАутизм
  • ДизартрияДизартрия

    Дизартрия

  • ИдиотияИдиотия

Основные причины возникновения

Имбецильность у детей – это в подавляющем большинстве случаев результат воздействия внешних агрессивных факторов на формирующийся внутриутробно плод. Появление на свет малыша с подобными отклонениями в развитии – неприятный «сюрприз», о котором женщина даже не подозревает во время беременности.

Содержание

  1. Основные причины возникновения
  2. Симптоматика
  3. Степени выраженности заболевания
  4. Диагностика
  5. Тактика лечения
  6. Прогноз и меры профилактики

Более того, сразу после рождения патология может быть не диагностированной, а ее признаки станут заметными только после того, как ребенок начнет расти, должен будет развиваться в психоэмоциональном плане, но начнет заметно отставать в своем развитии от ровесников.

Специалистами выделяются следующие основные причины имбецильности:

Пренатальные – деструктивное воздействие на малыша, находящегося в животике у мамы:

  • нескорректированное питание;
  • радиация;
  • индивидуальные негативные привычки;
  • эндокринные патологии;
  • проникновение химических веществ – трудовая деятельность на вредных производствах;
  • прием отдельных подгрупп медикаментов.

Перинатальные – травмирование ребенка непосредственно в момент прохождения по родовым путям:

  • аноксия и гипоксия (когда ребенок столкнется с длительной нехваткой кислорода);
  • мозговые кровоизлияния;
  • травмы черепа.

Постнатальные – различные инфекционные заболевания, перенесенные малышом после его появления на свет в первые месяцы и годы жизни:

  • менингиты;
  • энцефалиты.

Олигофрения в стадии имбецильности может формироваться у детей и по иным причинам. К примеру, отдельными специалистами провоцирующими факторами рассматривается резус-конфликт матери и плода, хромосомные и генные аномалии. Установить истинную первопричину – это задача педиатра, невропатолога, а иногда и генетика.

Симптоматика

В прямой зависимости от выраженности снижения коэффициента интеллектуального недоразвития принято дифференцировать умеренное отставание в развитии – IQ 35–50, выраженная имбецильность – IQ 25–34, а также глубокое интеллектуальное недоразвитие – с IQ 20–25. Еще более глубокое интеллектуальное недоразвитие именуется идиотией

Больные могут быть не только добродушными и застенчивыми, но и агрессивными, и даже злобными. Их поведенческие реакции также отличаются двоякостью – одни дети апатичны или равнодушны, иные же чрезвычайно подвижны.

Основные симптомы имбецильности, позволяющие заподозрить патологию:

  • малыш поздно начинает говорить, говорит плохо, словарный запас очень маленький а чтение и вовсе не в состоянии освоить;
  • способность к счету ограничивается пальцами одной руки, ребенок не в состоянии освоить простейшие математические действия;
  • отстает и физическое развитие – ребенок долго ползает, поздно начинает ходить, движения отличаются нескоординированностью, неуклюжестью;
  • существенные трудности в самообслуживании – дети способны выполнять самые элементарные действия, к примеру, держать кружку, ложку, но в дальнейшем не овладевают навыками приготовления пищи, приобретения продуктов, застегиванием сложных вещей гардероба (не стоит путать с инфантильностью, когда ребенок может все выполнять самостоятельно, но не желает этого делать);
  • наблюдается существенное недоразвитие речи – построение исключительно простых коротких фраз, понимание сложных предложений им недоступно;
  • умственная отсталость в степени имбецильности предполагает, что процессы памяти и мышления у человека остаются на уровне шестилетнего ребенка – абстрактность и творчество им недоступны;
  • высокая подчиняемость, внушаемость – этим зачастую пользуются асоциальные личности, привлекая имбецилов в криминальные группировки.

Читайте также:  Как предотвратить сосудистую деменцию?

Распознать признаки имбецильности и провести дифференциальную диагностику с симптомами дебильности порою бывает затруднительно. Именно для этих целей необходимо, чтобы ребенок был консультировать психиатром и психологом.

Степени выраженности заболевания

Олигофрения в степени имбецильности имеет свою градацию – согласно проведенной оценке интеллектуального развития человека по специальным шкалам. Это помогает понять, насколько ребенок сможет адаптироваться к социуму, определиться с группой инвалидности, потребностью в постоянной посторонней помощи.

Так, тяжелая имбецильность предполагает глубокие нарушения интеллектуального развития. У некоторых пациентов интеллектуальный дефект сочетается с проявлениями кретинизма. Малыш не в состоянии выполнять даже простейшие манипуляции по уходу за собой – не умывается, самостоятельно не причесывается, практически не говорит и не ходит. Его невозможно научить каким-либо социальным навыкам, чтению, счету. Это глубокий инвалид, которому требуется постоянный контроль и посторонний уход.

Характеристика имбецильности средней степени предполагает, что ребенок в состоянии понимать обращенную к нему речь, но доступно выражать свои собственные желания и мысли не может. Память, внимание, волевые качества остаются на уровне двух – трехлетнего малыша. Мышление крайне медленное, конкретное. Однако, эмоции у них выражены намного лучше – они реагируют на похвалу и порицание. Но крайне внушаемы и инертны. Поэтому также нуждаются в постоянном уходе и наблюдении.

Имбецильность легкой степени характеризуется более высокой интеллектуальной развитостью – примерно, как у 7–8-летнего ребенка. Больные в состоянии отвечать связными простыми предложениями. Общее мышление последовательное, но не терпит отвлечений, требует высокой концентрации внимания, конкретно-ситуационный характер мышления сохраняется. Абстрактное мышление для таких детей и взрослых не доступно. Запас познаний узкий, что не мешает им обучиться простой подсобной профессии, где действия выполняются по шаблону.

Умственная отсталость более тяжелой степени, чем имбецильность — идиотия, более подробно о ее проявлениях, диагностике и лечении вы можете прочитать в этой статье.

Диагностика

Диагноз имбецильность – это результат большой работы, проделанной специалистом с целью дифференциального разграничения множества заболеваний, симптоматика которых укладывается в понятие «интеллектуальное недоразвитие».

Для подтверждения либо опровержения диагноза олигофрения необходимо проведение следующих обследований:

  • тщательный сбор анамнеза у матери ребенка – течение беременности, присутствие повреждающих внешних, внутренних факторов;
  • оценка умственных способностей малыша с опорой на специальные тесты и шкалы;
  • скрининговое исследование – для определения генетической предрасположенности к имбецильности;
  • КТ, МРТ головного мозга – топографическое исключение его повреждения;
  • ангиография – диагностика сосудистых заболеваний мозга;
  • ЭЭГ – выявляет функциональные сбои в деятельности мозговых структур.

Читайте также:  Старческая деменция - приговор?

Только после получения информации от всех вышеописанных лабораторных, а также инструментальных исследований, специалист получает возможность выставить адекватный и полноценный диагноз, определиться с лечебными, реабилитационными мероприятиями.

Тактика лечения

Эффективных методик и способов медикаментозного либо инструментального воздействия – лечение имбецильности, на сегодняшний момент не разработано. Условно тактика ведения больных подразделяется на специфическую и симптоматическую.

Первая подгруппа мероприятий группа подразумевает коррекцию тех заболеваний, которые могли послужить первопричиной сбоя в деятельности мозговых структур ребенка. К примеру, фенилкетонурии, гипотиреоза, врожденного сифилиса либо токсоплазмоза. Эффективность лечебной тактики тем успешней, чем ранее выставлен правильный диагноз и начато медикаментозное специфическое лечение.

Симптоматическая фармакотерапия олигофрении умеренной степени подразумевает использование препаратов, корректирующих деятельность головного мозга, а это:

  • психостимуляторы;
  • нейролептики;
  • транквилизаторы;
  • седативные;
  • противосудорожные;
  • ноотропные;
  • витамины.

Оптимальные схемы симптоматической терапии имбецильности подбираются специалистом исключительно в индивидуальном порядке – исходя из степени выраженности интеллектуального недоразвития человека, а также иных сопутствующих симптомов.

Только при условии интенсивного психолого-педагогического сопровождения возможны частичная коррекция интеллектуальных дефектов, а также привитие элементарных навыков самообслуживания и обучение простейшим трудовым манипуляциям. Благоприятная обстановка на протяжении жизни помогает им ощущать себя максимально комфортно.

Чаще всего люди с имбецильностью социально не адаптируются. Они нуждаются в постоянном постороннем уходе и сопровождении. При ухудшении самочувствия, усугублении агрессивности, возможно их помещение в специальные учреждения с круглосуточной психиатрической помощью.

Прогноз и меры профилактики

При легкой степени умственного недоразвития прогноз вполне благоприятный. Обучение по специальной программе и постоянное психолого-педагогическое сопровождение ребенка позволяет ему адаптироваться в обществе. Тогда как глубокая имбецильность не позволяет говорить о возможности положительной динамики в состоянии человека. В этом случае постоянный уход и специализированная медицинская помощь требуются на протяжении всей жизни людей.

Профилактические мероприятия по предупреждению формирования олигофрении в стадии имбецильности сводятся к охране плода и беременной женщины:

  • ведение всех этапов формирования ребенка согласно существующим стандартам оказания медицинской помощи;
  • раннее скрининговое исследование;
  • своевременное выявление и лечение заболеваний, способных отразиться на формировании головного мозга;
  • организация адаптационных и реабилитационных мероприятий после появления малыша на свет.

Только всесторонние совместные усиления, как со стороны самой будущей матери – ее стремление к здоровому образу жизни, так и со стороны медицинских сотрудников – акушеров, терапевтов, невропатологов, помогают снизить риск появления ребенка с интеллектуальным недоразвитием. Ведь профилактика – это наилучший метод лечения любого заболевания.

Причины олигофрении

К причинам заболевания приводят генетические изменения; внутриутробное поражение плода ионизирующим излучением, инфекционное или химическое поражение; недоношенность ребенка, нарушения во время родов (родовая травма, асфиксия).

Причины олигофрении могут быть вызваны травмой головы, инфекциями центральной нервной системы, гипоксией головного мозга. Не последнюю роль играет педагогическая запущенность в неблагополучных семьях. Иногда умственная отсталость остается невыясненной этиологии.

Генетические изменения могут спровоцировать олигофрению, и по статистике до половины случаев преподает на эту причину.

Основные типы генных нарушений, ведущих к олигофрении, включают хромосомные аномалии (делеция, анеуплоидия, дупликация). К хромосомным аномалиям также относится синдром Дауна (трисомия хромосомы 21), синдром Прадера-Вилли, синдром Ангельмана, а также синдром Вильямса.

Причины умственной отсталости могут быть спровоцированы дисфункцией отдельных генов, а также числом мутаций генов в которых степень превышает 1000.

Характеристика олигофрении

Заболевание относят к обширной группе болезней, связанных с нарушением в развитии. Олигофрению считают аномалией недоразвития психики, личности, а также всего организма больного. Показатель олигофрении в индустриально развитых странах достигает до 1 % от всего населения, из этого процента 85 % с легкой умственной отсталостью. Соотношение заболевших мужчин к женщинам составляет 2:1. Более точная оценка распространения заболевания затрудняется по причине различных диагностических подходов, а также зависит от степени терпимости социума к психическим аномалиям и степени доступности оказания медицинской помощи.

Олигофрения не является прогрессирующим процессом, однако развивается как следствие перенесённой болезни. Саму степень умственной отсталости оценивают количественно интеллектуальным коэффициентом после применения стандартных психологических тестов. Редко олигофрена считают индивидом, неспособным к социальной независимой адаптации.

Классификация олигофрении

Существует несколько классификаций олигофрении. Традиционно заболевание классифицируется по степени выраженности, однако существует классификация по М.С.Певзнер, а также альтернативная классификация.

Традиционная по степени выраженности подразделяется на следующие: дебильность (слабо выраженная), имбецильность (средне выраженная), идиотия (сильно выраженная).

Классификация по МКБ-10 содержит 4 степени тяжести: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.

Классификация олигофрении по М.С.Певзнер

Результаты работ М. С. Певзнер позволили понять, какова структура дефекта при олигофрении, на которую приходится 75 % от всех видов детских аномалий, и создать классификацию, учитывая этиопатогенез, а также своеобразие аномального развития.

В 1959 году М. С. Певзнер предложила классификацию — типологию состояний, в которой отметила три формы дефекта:

— олигофрения неосложненная;

— осложненная нарушениями нейродинамики, которые проявляются в трех вариантах дефекта: в превалировании возбуждения над торможением; в выраженной слабости основных нервных процессов; в превалировании торможения над возбуждением;

— дети-олигофрены с явной недостаточностью лобных долей.

С 1973 по 1979 года М.С.Певзнер усовершенствует свою классификацию. Она выделяет пять основных форм:

— неосложненная;

— осложненная нарушениями нейродинамики (тормозные и возбудимые);

— олигофрения в комплексе с нарушениями различных анализаторов;

— умственная отсталость с психопатоподобными формами в поведении;

— олигофрения с явной лобной недостаточностью.

Диагностика олигофрении

Выделяют диагностические критерии по МКБ-10, для которых характерны следующие проявления:

А. Умственная отсталость, проявляющаяся в состоянии задержанного, а также неполного развития психики, для которого характерно нарушение способностей, не развивающихся в период созревания и не дотягивающих до общего уровня интеллекта, включающих речевые, когнитивные, моторные, а также специальные способности.

В. Умственная отсталость, развивающаяся в комплексе с любыми другими психическими, а также соматическими расстройствами или возникающая самостоятельно.

С. Нарушенное адаптивное поведение, однако при благоприятных социальных условиях, когда обеспечивается поддержка, все эти нарушения при лёгкой степени умственной отсталости вовсе не имеют явного течения.

D. Измерение IQ осуществляется с учётом непосредственно кросс-культуральных особенностей.

E. Определение выраженности поведенческих нарушений при условии, если нет сопутствующих (психических) расстройств.

Классификация по Е. И. Богдановой

1 — снижение интеллекта

2 — общее системное недоразвитие речи

3 — нарушение внимания (трудность распределения, неустойчивость, переключаемость)

4 — нарушение восприятия (фрагментарность, замедленность, снижение объёма восприятия)

5 — некритичность мышления, конкретность

6 — малопродуктивность памяти

7 — недоразвитие познавательных интересов

8 — нарушения в эмоционально-волевой сфере (неустойчивость эмоций, малодифференцированность, их неадекватность)

Трудности в диагностике олигофрении возникают при необходимости отграничений от рано начавшихся проявлений шизофрении. Больные шизофренией, в отличие от олигофренов, имеют частичную задержку в развитии, поэтому в клинической картине фиксируются проявления, свойственные эндогенному процессу — аутизм, кататонические симптомы, патологическое фантазирование.

Степени олигофрении

Одна и та же причина может вызвать у людей различную степень олигофрении. В настоящее время по МКБ-10 отмечают 4 степени олигофрении.

Глубокая — идиотия. IQ < 20

Тяжёлая — имбецильность, тяжёлая умственная. IQ 20—34.

Умеренная — имбецильность. IQ 35—49.

Лёгкая — дебильность. IQ 50—69.

Формы олигофрении

Выделяют формы олигофрении по признаку этиологии.

Первая группа олигофрений, вызывается наследственными факторами, и включает истинную микроцефалию, синдром Крузона, синдром Апера, синдром Рада, фенилкетонурия, гаргоилизм, галактоземия, синдром Марфана, синдром Шерешевского – Тернера, болезнь Барде -Бидля, Лоуренса — Муна, болезнь Дауна, синдром Клайнфелтера.

Вторая группа олигофрений, вызывается внутриутробным поражением плода, вирусными инфекциями (краснуха беременных), врожденным сифилисом, токсоплазмозом, листериозом, а также токсическими факторами и гормональными нарушениями.

Третья группа олигофрений, вызывается факторами в период развития плода (конфликт по резус-фактору), послеродового периода (асфиксия плода, родовая травма), а также первых 3 лет жизни (перенесенные инфекции, черепно-мозговые травмы, недоразвитие систем головного мозга, врожденная гидроцефалия).

К отдельным формам олигофрении относятся истинная (первичная), а также ложная (вторичная).

Лечение олигофрении

Данное заболевание предполагает специфическую терапию, которая зависит от причины олигофрении. При врожденном сифилисе, токсоплазмозе лечение направлено на устранение симптоматики этих заболеваний.

При нарушении метаболизма (фенилкетонурия) рекомендуют диетотерапию, а при эндокринопатии, микседеме назначают гормональное лечение.

Лекарственные препараты (Феназепам, Неулептил, Сонапакс) назначают для подавления извращённых влечений и коррекции аффективной лабильности. В качестве компенсации большое значение оказывают лечебно-воспитательные мероприятия, а также профессиональное приспособление и трудовое обучение.

Для успешной реабилитации, а также социальной адаптации олигофренов имеют не последнюю роль школы-интернаты, вспомогательные школы, специализированные ПТУ.

Дебильность: причины, симптомы, признаки, степени, лечение

Дебильность — это легкая степень умственной отсталости (легкое психическое недоразвитие).

В международной классификации болезней данное заболевание кодируется как F70.

Для оценки прогноза заболевания, тяжести психического расстройства, наиболее значимы поведенческие нарушения.

Статистика

Сама по себе олигофрения широко распространена, она встречается у 1-3% населения. Легкая степень олигофрении, то есть дебильность, является наиболее распространенной и встречается приблизительно у 3/4 лиц.

Некоторые исследователи считают такую статистику заниженной, например, H. Harbauer, он утверждает что сама по себе легкая умственная отсталость встречается у 3-4% населения.

Среди мужчин патология встречается в 1,5-2 раза чаще, чем среди женщин.

Причины

Причины дебильности, как и остальных олигофрений, подразделяют на экзогенные и эндогенно-наследственные:

  1. эндогенно-наследственные факторы — всевозможные генные и хромосомные мутации;
  2. экзогенные — факторы, не связанные с наследственным аппаратом ребенка, они могу воздействовать как во время беременности, так и во время родов, в первые несколько лет после рождения.

Большинство случаев олигофрении обусловлено поражением головного мозга во внутриутробном периоде.

Значимые экзогенные факторы:

  • внутриутробные инфекции — цитомегаловирусная инфекция, грипп, краснуха, сифилис, инфекционный гепатит;
  • употребление матерью алкоголя или психоактивных веществ;
  • кислородное голодание во внутриутробном периоде (гипоксия);
  • употребление матерью во время беременности лекарственных препаратов — антибиотиков, нейролептиков, сульфаниламидов;
  • тяжелые родовые травмы.

Наиболее важные факторы, воздействующих после рождения ребенка — черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, заболевания, протекающие с тяжелым обезвоживанием, интоксикацией, эндокринные патологии, которые с ранних лет могут способствовать формированию врожденного слабоумия, например, кретинизм.

К экзогенным факторам относят также воздействие социальных факторов. Бедность, хронические соматические заболевания, педагогическая запущенность, недостаточное медицинское обслуживание могут способствовать тому, что легкая степень умственной отсталости будет передаваться из поколения в поколение.

Классификация

Формы умственной отсталости:

  • атоническая — данную форму отличает неспособность к мотивированным поступкам;
  • астеническая — пациенты склонны быстро уставать, истощаться (более подробно про другие проявления астении вы можете прочитать здесь);
  • стеническая — свойственно добродушие, активность, деятельность;
  • дисфорическая — отличает чрезмерная раздражительность, патологически сниженное настроение, выраженная неприязнь к окружающим.

В зависимости от темпа психического развития, симптомов психического отставания выделяют следующие степени дебильности:

  1. легкая (коэффициент интеллекта в пределах 65-69);
  2. умеренная степень дебильности (IQ 60-64);
  3. глубокая дебильность (IQ в диапазоне 50-59).

Чем тяжелее степень легкой умственной отсталости, тем ниже будет коэффициент интеллекта, и более выраженной будет конкретность мышления. Легкая дебильность практически неотличима от нижней границы нормального интеллекта.

Клиника

Диагноз дебильность выставляется психиатром на основании характерной симптоматики, а также коэффициента интеллекта (IQ) в диапазоне 50-69. По своему развитию взрослые пациенты с дебильностью соответствуют нормальному ребенку 9-12 лет.

Источник:

Умственная отсталость: симптомы и методы лечения

Многие заболевания психологического характера дают о себе знать в младенческом возрасте. Умственная отсталость, как одна из форм олигофрении, наблюдается у детей до трех лет. Иногда она может проявиться и в более взрослом возрасте – до восьми лет.

Умственная отсталость – это задержка развития психики у ребенка. Очень часто носит непрогридиентный характер и проявляется в разных формах. Оно наступает в результате органических повреждений центральной нервной системы. При этом наступает недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы.

Причины, провоцирующие умственную отсталость

Умственную отсталость как патологию психического развития активно изучают. Существует множество споров по поводу факторов, которые могут спровоцировать заболевание. Одни ученые считают, что на психическое здоровье малыша действуют факторы во внутриутробный период. Другие считают, что для правильного развития очень важны первые месяцы жизни, до одного года.

В целом, все факторы медики разделяют на два типа:

После длительных исследованный и наблюдений медики определили ряд причин, провоцирующих умственную отсталость:

  • Интоксикация во время беременности. Она наступает в результате воздействия на плод ядовитых веществ. Такое наблюдается при чрезмерном употреблении лекарственных препаратов, алкоголя, никотина, наркотических веществ во время беременности.
  • Перенесенные инфекционные болезни во время беременности. Например, краснуха, корь, ветрянка, грипп и другие.
  • Травма плода. Сюда можно отнести повреждения или удары по животу беременной женщины и родовые травмы.
  • Дистрофия тяжелой формы у женщин. При беременности она обостряется, и обмен веществ в тканях и органах наблюдается также у плода.

    Эти факторы провоцируют заболевания, связанные с психическим развитием ребенка, включая и умственную отсталость.

    Кроме того, к умственной отсталости приводят редкие, но очень тяжелые заболевания:

    Эти заболевание вызванные неправильным обменом веществ матери и ребенка. Они очень тяжело диагностируются, и имеют длительный курс лечения. Некоторые не поддаются лечению.

  • Стадии развития заболевания

    В зависимости от поражений ЦНС и состояния психического здоровья, различают четыре формы умственной отсталости:

  • Дебильность – это легкая форма отсталости, неспособность абстрактно мыслить;
  • Имбецильность – умеренная форма отсталости, имеет более тяжелые проявления, больше всего страдает речь и память;
  • Субнормальноть – тяжелая форма, поражающая все сферы жизнедеятельности ребенка;
  • Идиотия – глубокая отсталость, не подвергающаяся лечению.
  • В зависимости от тяжести заболевания проявляются определенные симптомы

    Симптомы и признаки заболевания

    Легкая форма характеризуется такими признаками:

  • Слабое логическое мышление;
  • Неспособность мыслить абстрактно;
  • Нестойкость памяти;
  • Сложность в изъяснении суждений;
  • Чрезмерная медлительность или наоборот повышенная суетливость;
  • Нарушение речи в виде заикания.
  • Имбецильность имеет похожие признаки, но при ней наблюдаются также:

  • Только конкретно-действенные формы мышления;
  • Бедный словарный запас;
  • Физическая отсталость;
  • Подавленность и безразличие;
  • Плохая память и воображение.
  • При тяжелой форме, кроме перечисленных выше, наблюдаются следующие признаки:

    • В большинстве случаев, дети плохо разговаривают или не разговаривают вообще;
    • Нарушение моторики.
    • Глубокая форма – идиотия, характеризуется:

    • Отсутствием мышления;
    • Отсутствием речи;
    • Малоподвижностью;
    • Недержанием кала и мочи.

    Диагностика умственной отсталости

    Диагностика этого заболевания требует особого подхода. Очень часто умственную отсталость определяют еще на внутриутробном уровне. Это возможно если причиной заболевания становится генетический фактор. По результатам специальных анализов крови матери можно выявить заболевание у будущего ребенка.

    Если же на внутриутробном этапе не выявлено патологий, первые признаки появляются на первых месяцах жизни. Нужно обращать внимание на моторику ребенку, его реакции на звук, свет, голос матери. Очень важным является тот факт, когда и как ребенок начинает говорить.

    Если обнаружились подозрительные признаки, для детей младшего возраста используют диагностические меры в форме анализов крови, мочи и энцефалограмму. Старшим детям проводят тестирование на уровень IQ, в зависимости от возраста. Кроме того, может быть назначен анализ ДНК. Диагностику и лечение умственной отсталости проводят невропатолог, психиатр и психолог.

    Лечение такого заболевания просто необходимо, причем, чем раньше его начать, тем лучшим будет результат. Терапевтические меры направлены на сохранение и развитие интеллекта. В особо тяжелых случаях лечение направлено на установление коммуникации с пациентом и его минимальную социализацию.

    Курс и длительность терапии назначается исключительно врачом после диагностики. Существует множество средств и методов, которые используют для лечения умственной отсталости:

  • Лекарственная терапия. Она зависит от причины, провоцирующей заболевание. Иногда назначаются гормоны, ноотропы. Также незаменимыми считаются препараты, содержащие йод, аминокислоты, витамины группы В.
  • Специальный режим питания.
  • При неадекватном и перевозбужденном состоянии назначаются транквилизаторы.
  • Занятия с логопедом для улучшения речи.
  • Занятия с психологом для адаптации в социуме.
  • Социальная адаптация, занятия по специальной программе в специальных учреждениях.
  • Трудовая терапия.
  • Важно запомнить, что умственная отсталость на ранних стадиях лечится, для этого нужно приложить много усилий. Но при правильном подходе, ребенку можно вернуть полноценную жизнь.

    medportal.su

    Умственная отсталость у детей — симптомы

    Для того, чтобы как можно раньше выявить умственную отсталость у детей и начать ее лечение, мама должна знать симптомы данной патологии. При этом причины данного явления еще окончательно не изучены.

    Из-за чего возникает умственная отсталость у малышей?

    Условно все факторы, приводящие к развитию умственной отсталости у детей, можно поделить на эндогенные и экзогенные. При этом, они могут воздействовать на ребенка как на этапе внутриутробного развития, так и в течении первых месяцев, и даже лет с момента рождения малыша.

    Наиболее распространенными причинами, вызывающими умственную отсталость у детей являются:

  • Различные интоксикации, к которым относят, прежде всего, все болезненные состояния, испытываемые женщиной в период вынашивания ребенка. Как правило, возникают они под влиянием ядовитых веществ, образование которых происходит в результате нарушения процесса обмена. Довольно часто интоксикация может являться следствием чрезмерного и длительного применения лекарств во время беременности.
  • Тяжелые инфекционные процессы.
  • Травмы плода при беременности
  • Родовые травмы.
  • Из внутренних причин, наиболее главной является наследственный фактор.

    Как самостоятельно определить умственную отсталость у малыша?

    Из-за того, что в большинстве случаев признаки умственной отсталости у детей скрыты, патология выявляется довольно поздно. При этом, в зависимости от вида патологии, симптомы ее различны, т.е. каждый из видов умственной отсталости у детей имеет собственные симптомы.

    Так, при легкой форме, по внешним признакам дети ничем не отличаются от других. Как правило, они имеют небольшую сложность в процессе обучения, однако обладают достаточно хорошей и точной памятью. Отличительным признаком является привязанность, зависимость от взрослых и воспитателей.

    При средней форме (имбицильность) дети очень привязаны к взрослым, и способны лишь различать наказание и похвалу. Их можно обучить элементарным навыкам обслуживания. Как правило, такие дети обучаются письму, чтению и простому счету.

    При тяжелой форме (идиотия) ребенок практически нечему не обучается. Речь при этом отсутствует, а движения являются нецеленаправленными, довольно неуклюжи. Все эмоции проявляются в примитивном выражении недовольства или же радости.

    Как проводят лечение умственной отсталости?

    Из-за того, что признаки умственной отсталости у грудничков слабо выражены, лечение патологии у детей такого возраста практически не проводится.

    При постановке подобного диагноза старшим детям, назначают различные препараты, в зависимости от того, что стало причиной развития болезни. При этом могут применяться гормоны, препараты йода и другие, назначенные врачом лекарства.

    womanadvice.ru

    Как определить симптомы умственной отсталости у детей?

    Умственная отсталость, также называемая олигофренией, сопровождает ряд генетических заболеваний, таких как синдромы Дауна, Ретта, Прадера-Вилли, Вильямса, Ангельмана.

    Также она может наблюдаться у детей из неблагополучных семей, которые в первые годы жизни не получали внимание и знания.

    Первые симптомы умственной отсталости у детей проявляются в раннем возрасте: ребенок отстает в умственном развитии от сверстников, с ним сложно наладить контакт, он медленно приобретает навыки либо не приобретает их совсем.

    Как проявляется синдром Денди Уокера у детей? Узнайте об этом из нашей статьи.

    Какие бывают признаки умственной отсталости у детей?

    Добрый день! У нас в гостях — Елена, которая знает про умственную отсталость не понаслышке. Что это такое? Какие признаки бывают? Передаю слово Елене.

    Здравствуйте, дорогие читатели! Диагноз «умственная отсталость» звучит как страшный приговор. У родителей сразу куда-то вниз ухает сердце, опускаются руки… В первые мгновения даже кажется, что все это не более, чем страшный сон, от которого вот-вот они очнутся. Через некоторое время, когда паника немного отступает, многие начинают искать признаки умственной отсталости у детей, по которым врачи поставили диагноз. О том, каковы они, мы сегодня поговорим.

    Признаки умственной отсталости у ребенка

    Около 1% семей сталкиваются с проблемой интеллектуального развития ребенка. Умственная отсталость у детей, симптомы и причины появления подобного состояния подробно изложены в этом материале. Умственная отсталость, или олигофрения, — диагноз весьма неутешительный как для детей, так и для родителей. Признаки слабоумия: значительное отставание интеллектуального развития и низкий уровень социальной адаптации у детей. Дети, страдающие олигофренией, испытывают трудности социального характера, в том числе проблемы с обучением, конфликты со сверстниками. Внутренние факторы возникновения умственного дефекта разнообразны: от хромосомных аномалий до травматических повреждений плода. Особую опасность еще не созревшему плоду представляют чрезмерное употребление некоторых лекарственных препаратов, которые нарушают обменный процесс в организме беременной женщины, тяжелые инфекционные болезни, которые мать перенесла во время беременности, различного рода повреждения плода и его заражение паразитами.

    Признаки умственной отсталости у детей

    Говоря об умственной отсталости как о заболевании, можно выделить следующие степени ее развития:

  • Степень 1 — легкая умственная отсталость. Данная стадия характеризуется органическим поражением мозга ребенка и задержкой развития.
  • Степень 2 — средняя умственная отсталость. Характерные черты — задержка в физическом развитии, внешние отклонения развития.
  • Степень 3 — тяжелая умственная отсталость. Тяжелая умственная отсталость обусловлена более очевидными физическими отклонениями — отсутствием речи и целесообразного мышления.
  • Выделяют стадию глубокой отсталости. Дети с олигофренией последней степени развития теряют способность к членораздельной речи и полноценному мышлению. Уровень интеллекта больных глубокой отсталостью не превышает 20 пунктов.

    Причины появления слабоумия

    Все факторы возникновения и развития умственной отсталости можно условно разделить на две группы:

    К внешним причинам появления слабоумия принято относить вредное влияние окружающей среды на организм беременной женщины, ее проживание в радиационной зоне, употребление наркотических средств одним из родителей, психическая и эмоциональная нестабильность матери, материальная необеспеченность и так далее. Немалую роль играет наследственный фактор. Во время оплодотворения в яйцеклетку поступает 46 хромосом, однако при нарушении процесса деления последней пары хромосом ребенок появляется на свет с синдромом Дауна — геномной патологией, характеризующейся умственной и физической отсталостью ребенка. Количество рожденных с синдромом Дауна уменьшилось до 1:1100 благодаря передовым технологиям медицины, позволяющим выявить отклонения еще в утробе матери, возможности прибегнуть к хирургическому вмешательству.

    Лечение отсталости, ее профилактика

    При диагностировании у плода отсутствия одной хромосомы многие беременные женщины отказываются от неродившегося ребенка посредством аборта. В случае вынашивания и рождения малыша с врожденным синдромом Дауна необходимо пристальное наблюдение за ним со стороны специалиста и близких, а также добросовестный уход. Все это требует ответственности, решительности и осознания происходящего в семье. Дети, подверженные влиянию синдрома Дауна, отличаются неполноценностью интеллекта и физическими пороками.

    У умственно отсталых больных различного возраста эти симптомы выражаются по-разному:

  • У детей дошкольного возраста симптоматика неполноценного интеллектуального развития выражена наиболее ярко. У больных в возрасте от 1 года до 6 лет наблюдаются наличие низкого уровня IQ, ограниченной способности к социальной адаптации, возможности развития такого двигательного нарушения, как детского церебрального паралича и других нарушений в деятельности опорно-двигательной системы.
  • У детей школьного возраста наблюдаются симптомы дошкольного возраста, которые могут согласовываться с другими отклонениями на психической и эмоциональной почве. Чувство отрешенности от мира, частые депрессии, нестабильность психического состояния — все это сопровождает ребенка в процессе социализации.
  • rebenokzabolel.ru

    Понятие умственной отсталости

    Умственная отсталость (на западе ее теперь называют «интеллектуальная инвалидность») характеризуется уровнем интеллекта или умственных способностей ниже среднего уровня, а также отсутствием навыков, ежедневно необходимых для жизни. Люди с умственной отсталостью или вовсе не способны получать новые навыки или обучаются им более медленно. Есть разные степени умственной отсталости: тяжелая умственная отсталость, средняя и легкая.

    Признаки умственной отсталости у детей и взрослых

    Люди с умственной отсталостью (интеллектуальной инвалидностью) имеют ограничения в двух областях. Этими областями являются:

  • Интеллектуальная деятельность. Это относится к способности человека обучаться, рассуждать, принимать решения и решать проблемы. Основная характеристика – уровень IQ, интеллектуального развития.
  • Навыки адаптивного поведения. Это навыки, необходимые ежедневно. К ним относятся способность эффективно общаться, взаимодействовать с другими людьми и заботиться о себе. Коэффициент IQ (коэффициент интеллекта) измеряется с помощью специального теста на IQ. За базовый уровень принят IQ с показателем 100. Лицо считается умственно отсталым, если его IQ не превышает 70 единиц.
  • Для измерения адаптивного поведения ребенка специалист будет наблюдать развитие его навыков и сравнивать их с навыками других детей того же возраста. Также выясняется, насколько хорошо ребенок может самостоятельно употреблять пищу, одевать одежду, общаться с другими людьми и понимать их, как ребенок взаимодействует с членами своей семьи и с другими детьми того же возраста.

    Считается, что умственной отсталостью страдает около 1% населения Земли. Из них 85% имеют легкую степень умственной отсталости. Это означает, что эти люди немного медленнее, чем другие осваивают новые навыки и узнают новую информацию. Став взрослыми, большинство людей с легкой степенью умственной отсталости смогут жить самостоятельно.

    Признаки умственной отсталости у детей

    Существует множество различных признаков умственной отсталости у детей. Такие признаки могут появиться уже в период младенчества или же быть незаметными, пока ребенок не достигнет школьного возраста. Часто признаки детской умственной отсталости зависят от степени состояния интеллектуальной инвалидности. Наиболее распространенными признаками умственной отсталости у детей являются:

  • Ребенок стал слишком поздно сидеть, ползать или ходить
  • Начал поздно говорить или имеет проблемы с речью
  • Медленно осваивает такие вещи, как незначительное обучение, одевание и самостоятельный прием пищи
  • Испытывает трудности с запоминанием
  • Не в состоянии проследить логическую связь между действиями и последствиями
  • Имеет поведенческие проблемы, такие как взрывоопасные истерики
  • Есть трудности с решением проблем или логическим мышлением
  • У детей с тяжелой умственной отсталостью могут быть и другие проблемы со здоровьем. Могут наблюдаться судороги, психические расстройства, проблемы с двигательной активностью, зрением или слухом.