Логопедия – симптомы заболеваний, связанными с нарушением речи

Логопед для лечения логоневроза

Одно из наиболее распространенных заболеваний в логопедии — логоневроз или невротическая форма заикания. Проявляется логоневроз разного рода речевыми нарушениями, связанными с темпом, ритмом, плавностью речи.

Основной причиной подобного состояния детские логопеды считают стрессовый фактор, который носит кратковременный (испуг от резкого звука или нападения собаки) или долговременный (постоянное ожидание наказания, неприятие детского коллектива) характер.

Развиться невротическая форма заикания может как у детей, так и у подростков или взрослых, но самым опасным периодом считается возраст от 3 до 6 лет, когда происходит активное формирование речевого аппарата. К сожалению, родители, заметив нарушения ритма и темпа речи у малыша, не всегда вовремя обращаются к специалистам, рассчитывая на то, что легкое заикание пройдет само с развитием навыков общения.

Действительно, проявления невротической формы заикания могут с течением времени уменьшиться, но происходит это далеко не всегда. А вот грамотное логопедическое лечение логоневроза приводит к положительному результату в подавляющем большинстве случаев. И чем раньше такое лечение начато, тем больше шансов на полное восстановление речевых функций.

Подбор логопеда при логоневрозе

Избавиться от нарушений речи, которые имеют невротическую природу, можно в любом возрасте, своевременно обратившись за помощью к профессионалам. Как правило, логопеды при лечени логоневроза отдают предпочтение следующим методам:

  • назначение медикаментозных препаратов, обладающих противосудорожным, успокаивающим, ноотропным воздействием на организм;
  • физиотерапевтические процедуры и рефлексотерапия;
  • выполнение речевых упражнений;
  • комплексные авторские методики.

Для достижения лучшего результата лечения логоневроза, логопеды для дошкольников или подростков рекомендуют родителям принимать активное участие в избавлении ребенка от недуга. Необходимо создать дома комфортную психологическую обстановку, снизить уровень ожиданий от ребенка, проводить с ним больше времени, общаться, выполнять рекомендации специалиста. Помимо посещения уроков логопеда, при логоневрозе может потребоваться консультация невропатолога и/или психолога.

Выбирая клинику или центр по лечению заикания, необходимо, в первую очередь, обращать внимание на профессиональную квалификацию работающих там логопедов и их опыт успешной работы с пациентами. Желательно, чтобы заявления о большом количестве излеченных детей и взрослых были чем-то подтверждены: видео- и аудиосюжетами, мнениями независимых специалистов, отзывами пациентов или их близких.

Логопедическое лечение логоневроза в речевом центре «Арлилия»

Специалисты центра коррекции заикания «Арлилия» работают по авторской методике, разработанной профессором Л. З. Арутюнян — научным руководителем и идейным вдохновителем Центра. Методика создана для работы со взрослыми, страдающими от невротического заикания, а впоследствии адаптирована для использования логопедами при детском логоневрозе.

Команда профессионалов, которую собрала вокруг себя Лилия Зиновьевна Арутюнян, — это настоящие специалисты, чья квалификация подтверждена авторскими лицензиями создателя методики. В Центре работают логопеды для взрослых, детей и подростков, используя особый подход к каждой возрастной группе.

Среди сотрудников «Арлилии» — не только одни из лучших логопедов по логоневрозу в Москве, но еще и психотерапевт, который помогает снять напряжение и выразить свои эмоции в движении, а также специалист по риторике, обучающая пациентов говорить красиво, убедительно и интересно.

Комплексный подход к проблеме заикания, который практикуется в речевом центре «Арлилия», приводит к отличным результатам при работе с подростками, взрослыми и дошкольниками. Грамотные, искренне влюбленные в свою работу логопеды от заикания в Москве ежедневно помогают десяткам клиентов любого возраста избавиться от нарушений речи, вернуть ей плавность, ритм и выразительность.

Логопеды центра Арлилия

Лилия Зиновьевна Арутюнян

Лилия Зиновьевна Арутюнян

Логопед для взрослых и подростков

Лилия Зиновьевна Арутюнян — автор методики «Устойчивой нормализации речи заикающихся», профессор кафедры логопедии МГОПУ им. М.А.Шолохова, ведущий специалист и консультант нашего Центра.

Образование: МГПИ им.Ленина, факультет дефектологии, отделение логопедии.

Проведение занятий: центр коррекции заикания «Арлилия», город Москва, улица Грекова, дом 11 (5-ть минут от метро Медведково).

Мигран Арутюнович Арутюнян

Мигран Арутюнович Арутюнян

Логопед для взрослых и подростков

Мигран Арутюнович Арутюнян — кандидат физико-математических наук, с 1975г является помощником Л.З.Арутюнян в её научных исследованиях и соавтором ряда статей по проблеме заикания, бывший заикающийся. В 2000г закончил дефектологический факультетет Ереванского педагогического института им.Х.Абовяна. В качестве соавтора доклада участвовал в 2000г в международном конгрессе, посвященном проблемам заикания в Дании. Является постоянным ассистентом в практической работе Л.З.Арутюнян.

Образование: Ереванский государственный университет, факультет физики; Армянский педагогический университет им.Х.Абовяна, факультет дефектологии, отделение логопедии.

Проведение занятий: центр коррекции заикания «Арлилия», город Москва, улица Грекова, дом 11 (5-ть минут от метро Медведково).

Марина Борисовна Соколова

Марина Борисовна Соколова

Логопед для взрослых и подростков

Марина Борисовна Соколова — директор РЦ «Арлилия», ведущий логопед для взрослых, профессиональный врач с большим опытом работы по устранению заикания у взрослых, подростков и детей, мама вылеченного по этой методике заикающегося ребенка. Неоднократно повышала квалификацию под руководством профессора Л.З. Арутюнян. 15 лет успешно подтверждает авторскую лицензию использования методики высокими результатами полного устойчивого восстановления речи.

Образование: МГОПУ по специальности логопед-дефектолог, курсы у автора методики профессора Л.З.Арутюнян.

Проведение занятий: центр коррекции заикания «Арлилия», город Москва, улица Грекова, дом 11 (5-ть минут от метро Медведково).

Анна Эдуардовна Ракитина

Анна Эдуардовна Ракитина

Логопед для детей школьного возраста и подростков, высшая категории

Анна Эдуардовна Ракитина — ведущий специалист Центра по работе с детьми. Уже 20 лет работает по методике Л.З. Арутюнян с детьми школьного возраста. Адаптировала (в соавторстве с Л.А. Белик) методику Л.З. Арутюнян для занятий с малышами дошкольного и школьного возраста.

Образование: МГПИ им.Ленина, факультет дефектологии, отделение логопедии.

Проведение занятий: центр коррекции заикания «Арлилия», город Москва, улица Грекова, дом 11 (5-ть минут от метро Медведково).

Лилия Александровна Белик

Лилия Александровна Белик

Логопед для детей школьного возраста, высшая категория

Лилия Александровна Белик — ведущий специалист Центра по работе с детьми. Более 20 лет успешно работает по методике Арутюнян Л. З. с детьми школьного возраста.Совместно с Ракитиной А. Э. создала программу «Устойчивой нормализации речи заикающихся дошкольников».

Проведение занятий: центр коррекции заикания «Арлилия», город Москва, улица Грекова, дом 11 (5-ть минут от метро Медведково).

Наталья Александровна Никишина

Наталья Александровна Никишина

Детский учитель-логопед

Наталья Александровна Никишина — специалист высшей квалификационной категории, стаж работы 25 лет.

Проведение занятий: центр коррекции заикания «Арлилия», город Москва, улица Грекова, дом 11 (5-ть минут от метро Медведково).

Евгения Анатольевна Алимова

Евгения Анатольевна Алимова

Детский учитель-логопед

Евгения Анатольевна Алимова — Учитель-логопед для детей дошкольного и младшего школьного возраста, мама вылеченного по этой методике ребенка.

Проведение занятий: центр коррекции заикания «Арлилия», город Москва, улица Грекова, дом 11 (5-ть минут от метро Медведково).

Людмила Алексеевна Бехтольд

Людмила Алексеевна Бехтольд

Логопед для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Людмила Алексеевна Бехтольд — логопед для детей дошкольного и школьного возраста в г.Уфа Республики Башкортостан.

Образование: Башкирский Педагогический Университет отделение логопедии, курсы по методике Л.З. Арутюнян.

Проведение занятий: г. Уфа, ул. Коммунистическая, 46, офис 10.

Это может быть вам интересно

  • Дифференциальная диагностика заикания
  • как вылечить заикание у взрослого
  • Центр по лечению заикания у детей
  • 1 декабря в нашем Центре прошел речевой экзамен на тему: «Самопредставление»
  • Причины появления заикания

Бульбарная дизартрия

Бульбарная дизартрия — форма дизартрии, для которой характерны речедвигательные расстройства. Развитие данных расстройств обусловлено поражениями языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер. Для бульбарной дизартрии актуальна следующая характеристика:

  • смазанность речи;
  • замедленный темп речи;
  • монотонность;
  • скудность речевой продукции.

Все перечисленные дефекты сопровождаются расстройствами глотания. При бульбарной дизартрии нарушается как произвольные речевые движения, так и непроизвольные.

По внешним клиническим проявлениям бульбарная дизартрия похожа на псевдобульбарную. Псевдобульбарная дизартрия — форма дизартрии, возникающая при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Данная форма дизартрии способна повлечь за собой центральный паралич мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами.

Мозжечковая дизартрия

Мозжечковая дизартрия характеризуется нарушениями, связанными с произносительной стороной речи. Данные нарушения вызваны поражением мозжечка. Для данной формы дизартрии характерны следующие проявления:

  • потеря плавности речи;
  • нарушение ритмичности речи;
  • потеря экспрессивности;
  • замедленность и прерывистость речи.

Данное речевое расстройство наблюдается на фоне нарушение координации движений различных мышц, которое вызвано патологией мозжечка. Коррекция мозжечковой дизартрии предполагает этиопатогенетическое лечениепричинной патологии, медикаментозную поддержку, а также общие реабилитационные мероприятия: лечебная физкультура, массаж, работа с психологом, занятия с логопедом).

Экстрапирамидная дизартрия

Экстрапирамидная дизартрия (или подкорковая) — форма речевого нарушения, возникающая в следствии поражения подкорковых узлов и их нервных связей. Для данной патологии характерны непроизвольные движения лицевой и дыхательной мускулатуре, а также непроизвольные движения языка. Такие движения могут не проявляться какое-то время и усиливаться при попытке ребенка совершить произвольное движение. При этом, может быть сохранено произношение отдельных звуков.

Общая разборчивость речи зависит от управления речевым дыханием и голосом, и зависит от силы голоса. При хорошем звучании голоса речь может быть достаточно понятной. Звонкость голоса непостоянна. Как правило при экстрапирамидной дизартрии характерно затухание голоса к концу фразы. Голос ребенка может быть глухим, напряженным. Отсутствует плавности речи.

Подкорковая дизартрия характеризуется дискоординацией движений дыхательных и артикуляционных мышц. Часто повышен тонус мышц шеи и плечевого пояса. Отсутствует стабильность в построении фразы. При резких спазмах речь невозможна. Кроме того, данная форма дизартрии может сочетаться с нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости.

Стертая дизартрия у детей

Стертая дизартрия, как говорилось ранее, - первая степень тяжести дизартрии. При данном нарушении наблюдаются легкие расстройства фонетического и просодического (сила голоса, темп, ритм, интонация) компонентов речи. Данные расстройства обусловлены недостаточной обеспеченностью (иннервацией) артикуляторных органов нервными клетками.

Отмечаются следующие характеристики данного речевого дефекта:

  • нечеткая артикуляция;
  • искажение звуков нескольких фонетических групп;
  • сложность автоматизации;
  • маловыразительная речь.

Коррекция стертой дизартрии речи предполагает использование артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, а также логопедического массажа. Особый упор делается на автоматизацию вызванных звуков и нормализацию просодики. Занятия с логопедом проводятся параллельно с лечением у невролога. При лечении необходимо учитывать особенности дизартрии — форму тяжести патологии, ее вид, а также уровень речевого развития ребенка.

Лечение дизартрии

Коррекция дизартрии должна носить комплексный характер и включать в себя логопедические занятия, медикаментозную терапию, а также реабилитационные мероприятия, назначаемые неврологом. Методология и порядок коррекционных работ определяется строго индивидуально для каждого пациента.

Логопедические занятия при дизартрия направлены на:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие моторики речевого аппарата (широко применяется логопедический массаж при дизартрии, а также артикуляционная гимнастика);
  • развитие физиологического и речевого дыхания, голоса;
  • коррекцию нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения;
  • работу над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Методы лечения дизартрии у детей подбираются в зависимости от степени тяжести патологии, а также уровня речевого развития ребенка.

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

Поделиться в соцсетях:

Первый детский медицинский центр
Здоровье детей – спокойствие родителей!

Поделиться в соцсетях:

Дизартрия причины

Основной причиной возникновения данного речевого расстройства считается недостаточная иннервация аппарата речи, которая появляется вследствие поражения определенных отделов мозга. У таких пациентов отмечается ограничение в подвижности органов, участвующих в воспроизведении речи – язык, небо и губы, тем самым усложняя артикуляцию.

У взрослых заболевание может проявляться без сопутствующего распада речевой системы. Т.е. не сопровождается расстройством восприятия речи посредством слуха или нарушением письменной речи. Тогда как у детей дизартрия нередко является причиной расстройств, приводящих к нарушениям чтения и письменной речи. При этом сама речь характеризуется отсутствием плавности, сбитым ритмом дыхания, изменением темпа речи в сторону то замедления, то ускорения. В зависимости от степени дизартрии и разновидности форм проявления существует классификация дизартрии. Классификация дизартрии включает в себя стертую форму дизартрии, выраженную и анартрию.

Симптоматика стертой формы заболевания имеет стертый вид, вследствие чего дизартрию путают с таким расстройством как дислалия. Дизартрия от дислалии отличается наличием очаговой формы неврологических симптомов.

При выраженной форме дизартрии речь характеризуется как нечленораздельная и практически непонятная, нарушено звукопроизношение, расстройства также проявляются и в выразительности интонаций, голосе, дыхании.

Анартрия сопровождается полным отсутствием возможностей для воспроизведения речи.

К причинам возникновения заболевания можно отнести: несовместимость по резус-фактору, токсикоз беременных, различные патологии формирования плаценты, вирусные инфекции матери во время беременности, длительные или, наоборот, стремительные роды, которые могут вызвать кровоизлияния в мозг, инфекционные заболевания мозга и его оболочек у новорожденных.

Различают тяжелые и легкие степени дизартрии. Тяжелая степень дизартрии неразрывно взаимосвязана с детскими церебральными параличами. Легкая степень дизартрии проявляется нарушением мелкой моторики, произношения звуков и движений органов артикуляционного аппарата. При такой степени речь будет понятной, но нечеткой.

Причинами возникновения дизартрии у взрослых может быть: перенесенные инсульт, сосудистая недостаточность, воспаление или опухоль головного мозга, дегенеративные, прогрессирующие и генетические заболевания нервной системы (болезнь Альцгеймера, Хантингтона), астенический бульбарный паралич и рассеянный склероз.

Еще одними причинами возникновения заболевания, гораздо менее распространенными, являются травмы головы, отравление угарным газом, передозировка лекарственными препаратами, интоксикация в связи с чрезмерным употреблением алкогольных напитков и наркотических средств.

Дизартрия у детей

При данном заболевании у детей проявляются трудности с артикуляцией речи в целом, а не с произношением отдельных звуков. Также у них возникают и другие нарушения, связанные с расстройством мелкой и крупной моторики, трудности с глотанием и жеванием. Детям, больным дизартрией, довольно сложно, а под час и совсем невозможно, совершать прыжки на одной ноге, вырезать из бумаги при помощи ножниц, застегивать пуговицы, им довольно сложно овладеть письменной речью. Часто они пропускают звуки или их коверкают, при этом искажая слова. Больные дети в большинстве своем ошибаются при употреблении предлогов, пользуются неправильными синтаксическими связками слов в предложении. Дети с такими нарушениями должны обучаться в специализированных учреждениях.

Основные проявления дизартрии у детей лежат в нарушении артикуляции звуков, расстройстве голосообразования, изменениях ритма, интонации и темпа речи.

Перечисленные нарушения у малышей различаются степенью выраженности и различными комбинациями. Это зависит от места расположения очагового поражения в нервной системе, от времени возникновения такого поражения и тяжести нарушения.

Частично затрудняют или иногда полностью препятствуют членораздельной звуковой речи расстройства фонации и артикуляции, что является так называемым первичным дефектом, приводящим к появлению вторичных признаков, которые осложняют его структуру.

Проведенные исследования и изучения детей с таким заболеванием показывают, что данная категория детей довольно неоднородна с позиции речевых, двигательных и психических расстройств.

Классификация дизартрии и ее клинических форм основана на выделении различных очагов локализации мозгового поражения. Малыши, страдающие различными формами заболевания, отличаются друг от друга определенными дефектами в звукопроизношении, голоса, артикуляции, их расстройства разной степени могут поддаваться коррекции. Именно поэтому для профессиональной коррекции необходимо использовать различные методики и способы логопедического воздействия.

Формы дизартрии

Выделяют такие формы дизартрии речи у детей: бульбарную, подкорковую, мозжечковую, корковую, стертую или легкую, псевдобульбарную.

Бульбарная дизартрия речи проявляется атрофией или параличом мышц глотки и языка, снижением мышечного тонуса. При такой форме речь становится нечеткой, замедленной, невнятной. Люди с бульбарной формой дизартрии характеризуются слабой мимической деятельностью. Она появляется при опухолях или воспалительных процессах в продолговатом мозге. В результате таких процессов происходит разрушение, находящихся там ядер двигательных нервов: блуждающего, языкоглоточного, тройничного, лицевого и подъязычного.

Подкорковая форма дизартрии заключается в нарушении тонуса мышц и непроизвольных движениях (гиперкинез), которыми малыш не способен управлять. Возникает при очаговом поражении подкорковых узлов мозга. Иногда ребенок не может верно произносить отдельные слова, звуки или фразы. Это становится особенно актуальным, если ребенок находится в состоянии спокойствия в кругу родных, которым он доверяет. Однако ситуация может в корне изменится за считанные секунды и малыш становится неспособным воспроизвести ни слога. При данной форме заболевания страдает темп, ритм и интонация речи. Такой малыш может очень быстро или, наоборот, очень медленно  произносить целые фразы, при этом делая значительные паузы между словами. В результате расстройства артикуляции в соединении с неправильностью голосообразования и нарушения речевого дыхания появляются характерные дефекты звукообразующей стороны речи. Они могут проявляться в зависимости от состояния малыша и отражаться, в основном, на коммуникативных речевых функциях. Редко при такой форме заболевания могут наблюдаться и нарушения со стороны слухового аппарата человека, которые являются осложнением речевого дефекта.

Мозжечковая дизартрия речи в чистом виде встречается довольно редко. Дети, подверженные этой форме заболевания, произносят слова, скандируя их, а иногда просто выкрикивают отдельные звуки.

Ребенку с корковой дизартрией сложно воспроизводить звуки вместе, когда речь течет одним потоком. Однако, в то же самое время, произношение отдельных слов не составляет никакого труда. А интенсивный темп речи приводит к видоизменению звуков, создает паузы между слогами и словами. Быстрый темп речи похож на воспроизведение слов при заикании.

Стертая форма заболевания характеризуется легкими проявлениями. При ней расстройства речи выявляются не сразу, только после всестороннего специализированного обследования. Ее причинами часто бывают различные инфекционные заболевания в период беременности, гипоксия плода, токсикоз беременных, родовые травмы, инфекционные заболевания младенцев.

Псевдобульбарная форма дизартрии встречается наиболее часто у детей. Причиной ее развития может быть перенесенное в младенчестве мозговое поражение, вследствие родовых травм, энцефалита, интоксикации и т.д. При псевдобульбарной дизартрии легкой степени речь характеризуется замедленностью и затруднением произношения отдельных звуков из-за нарушений движений языка (движения недостаточно точные), губ. Псевдобульбарная дизартрия средней степени характеризуется отсутствием движений мышц лица, ограниченной подвижностью языка, назальным оттенком голоса, обильным слюнотечением. Тяжелая степень псевдобульбарной формы заболевания выражается в полной обездвиженности речевого аппарата, открытом рте, ограниченном движении губ, амимичности.

Стертая дизартрия

Стертая форма довольно часто встречается в медицине. Основные симптомы этой формы заболевания заключаются в невнятности и невыразительности речи, плохой дикции, искаженности звуков, замене звуков в сложных словах.

Впервые термин «стертая» форма дизартрии был введен О. Токаревой. Она описывает симптомы этой формы как легкие проявления псевдобульбарной формы, которые довольно труднопреодолимы. Токарева считает, что больные дети данной формой заболевания множество изолированных звуков могут произносить так как нужно, однако в речи они недостаточно дифференцируют звуки и слабо их автоматизируют. Недостатки произношения могут носить совершенно разный характер. Однако их объединяют несколько общих признаков, таких как размытость, смазанность и нечеткость артикуляции, проявляющиеся особо резко в речевом потоке.

Стертая форма дизартрии – это патология речи, которая проявляется расстройством просодического и фонетического компонентов системы, возникающая вследствие микроочагового поражения мозга.

Сегодня диагностика и способы коррекционного воздействия проработаны довольно слабо. Данная форма заболевания чаще диагностируется только после достижения ребенком возраста пяти лет. Всех детей с подозрением на стертую форму дизартрии направляют к невропатологу для подтверждения или не подтверждения диагноза. Терапия при стертой форме дизартрии должна быть комплексной, объединяющей в себе медикаментозное лечение, психолого-педагогическую помощь и логопедическую помощь.

Симптомы стертой дизартрии: моторная неловкость, ограниченное количество активных движений, быстрая утомляемость мышц при нагрузках функционального характера. Больные дети не очень устойчиво стоят на одной ноге и не могут совершать прыжки на одной ноге. Такие дети гораздо позднее других и с трудом усваивают навыки самообслуживания, такие как застегивание пуговиц, развязывания шарфа. Они характеризуются скудной мимикой, невозможностью держать рот закрытым, так как нижняя челюсть не может зафиксироваться в приподнятом состоянии. При пальпации лицевые мышцы вялые. В связи с тем, что губы тоже вялые, не происходит необходимая лабиализация звуков, поэтому ухудшается просодическая сторона речи. Звукопроизношение характеризуется смешением, искажением звуков, их заменой или полным отсутствием.

Речь таких детей довольно трудно понять, она не обладает выразительностью и внятностью. В основном наблюдается дефект воспроизведения шипящих и свистящих звуков. Дети могут смешивать не только близкие по способу образования и сложные звуки, но и противоположные по звучанию. В речи может появляться назальный оттенок, темп чаще бывает ускорен. Голос у детей тихий, они не могут менять высоту голоса, подражая каких-нибудь животных. Речь характеризуется монотонностью.

Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия – это наиболее распространенная форма заболевания. Она является следствием органического поражения мозга, перенесенного в раннем детском возрасте. В результате энцефалита, интоксикации, опухолевых процессов, родовых травм у детей возникает псевдобульбарный парез или паралич, который обуславливается поражением проводящих нейронов, которые идут от коры мозга к языкоглоточному, блуждающему и подъязычному нервам. По клинической симптоматике в области мимики и артикуляции данная форма заболевания сходна с бульбарной формой, но вероятность полноценного усвоения звукопроизношения при псевдобульбарной форме существенно выше.

Вследствие псевдобульбарного пареза у детей происходит расстройство общей и речевой моторики, нарушается сосательный рефлекс, глотание. Мускулатура лица вялая, изо рта наблюдается слюнотечение.

Выделяют три степени выраженности данной формы дизартрии.

Легкая степень дизартрии проявляется трудностью артикуляции, которая заключаются в не очень точных и замедленных движениях губ и языка. При этой степени также происходят легкие, невыраженные нарушения глотания и жевания. Из-за не очень четкой артикуляции нарушается произношение. Речь характеризуется замедленностью, смазанностью при произношении звуков. Такие дети, чаще всего, испытывают трудности с произношением таких букв, как: р, ч, ж, ц, ш, а звонкие звуки воспроизводятся без надлежащего участия голоса.

Также трудны для детей и мягкие звуки, которые требуют подъема языка к твердому небу. Вследствие неправильного произношения страдает и фонематическое развитие, нарушается письменная речь. А вот нарушения структуры слова, лексики, грамматического строя при данной форме практически не наблюдаются. При легкой степени проявлений данной формы заболевания главным симптомом является нарушение фонетики речи.

Средняя степень псевдобульбарной формы характеризуется амимичностью, отсутствием движений мышц лица. Дети не могут надуть щеки или вытянуть губы. Также ограничены и движения языка. Дети не могут вверх поднять кончик языка, повернуть его влево или вправо и удерживать его в таком положении. Представляет огромную трудность переключение одного движения на другое. Мягкое небо также бывает малоподвижным, а голос обладает назальным оттенком.

Также характерными признаками являются: обильное слюнотечение, затруднение жевания и глотания. В результате нарушений функций артикуляции проявляются довольно тяжелые дефекты произношения. Для речи характерна невнятность, смазанность, тихость. Данная степень выраженности заболевания проявляется нечеткостью артикуляции гласных звуков. Звуки ы, и часто смешиваются, а звуки у и а характеризуются недостаточной четкостью. Из согласных звуков чаще правильно произносятся т, м, п, н, х, к. Такие звуки, как: ч, л, р, ц воспроизводятся приближенно. Звонкие согласные чаще заменяются глухими. В результате перечисленных нарушений речь у детей становится совсем неразборчивой, поэтому такие дети предпочитают молчать, что приводит к потерям опыта речевого общения.

Тяжелая степень данной формы дизартрии называется анартрия и проявляется глубоким мышечным поражением и полным обездвиживанием речевого аппарата. Лицо у больных детей маскобразное, рот постоянно открыт, а нижняя челюсть отвисает. Тяжелая степень характеризуется затруднением жевания и глотания, полным отсутствием речи, иногда бывает нечленораздельное произношение звуков.

Диагностика дизартрии

При диагностике наибольшую трудность вызывает разграничение дислалии от псевдобульбарной или корковой формы дизартрии.

Стертая форма дизартрии является пограничной патологией, которая находится на рубеже между дислалией и дизартрией. В основе всех форм дизартрии лежат всегда очаговые поражения мозга с неврологической микросимптоматикой. Вследствие этого для постановки правильного диагноза нужно проводить специальное неврологическое обследование.

Также следует разграничивать дизартрию от афазии. При дизартрии нарушена техника речи, а не праксические функции. Т.е. при дизартрии больной ребенок понимает написанное и услышанное, может логично выражать свои мысли, несмотря на дефекты.

Постановка дифференциального диагноза происходит на основании общего системного обследования, разработанного отечественными логопедами, с учетом специфики перечисленных неречевых и речевых нарушений, возраста, психоневрологического состояния ребенка. Чем младше ребенок и чем меньше его уровень речевого развития, тем более значим в диагностике анализ неречевых расстройств. Поэтому сегодня, основываясь на оценке неречевых расстройств, разработаны способы раннего выявления дизартрии.

Наличие псевдобульбарных симптомов – это наиболее частое проявление дизартрии. Его первые признаки можно выявить даже у новорожденного. Такая симптоматика характеризуется слабостью крика или вообще его отсутствием, нарушением сосательного рефлекса, глотания или их полное отсутствие. Крик у больных детей на продолжении длительного времени остается тихим, часто с носовым оттенком, плохо модулированным.

Дети при сосании груди могут захлебываться, синеть, иногда молоко может вытекать из носа. В более тяжелых случаях ребенок в первое время вообще может не брать грудь. Кормление таких детей происходит через зонд. Дыхание может быть поверхностным, часто аритмичным и учащенным. Такие нарушения сочетаются с подтеканием молока изо рта, с лицевой асимметричностью, отвисанием нижней губы. Вследствие этих расстройств ребенок не может захватить соску или сосок груди.

По мере взросления ребенка все больше проявляется недостаточность интонационной выразительности крика и голосовых реакций. Все звуки, издаваемые ребенком, отличаются однообразностью и появлением позже нормы. Ребенок, страдающий на дизартрию, на протяжении длительного времени не может кусать, жевать, может давиться твердой пищей.

С взрослением ребенка постановка диагноза происходит на основании следующих речевых симптомов: устойчивых дефектов произношения, недостаточности произвольной артикуляции, голосовых реакций, неправильности расположения языка в ротовой полости, расстройства голосообразования, речевого дыхания и задержки развития речи.

К основным признакам, по которым проводят дифференциальную диагностику, относят:

— наличие слабовыраженной артикуляции (недостаточное загибание кончика языка вверх, тремор языка и др.);

— наличие просодических расстройств;

— наличие синкинезии (например, движения пальцев рук, которые возникают при движениях языком);

— замедленность темпа артикуляций;

— трудность удержания артикуляции;

— трудность в переключении артикуляций;

— устойчивость нарушений произношения звуков и затруднение автоматизации поставленных звуков.

Также правильный диагноз помогают установить функциональные пробы. Например, логопед просит ребенка открыть рот и высунуть язык, который следует удерживать неподвижно посередине. Одновременно с этим ребенку показывают передвигаемый в боковом направлении предмет, за которыми ему нужно следить. О наличии дизартрии при этой пробе свидетельствует движение языка в сторону, в которую двигаются глаза.

При обследовании ребенка на наличие дизартрии необходимо особое внимание уделять состоянию артикуляции в покое, при движениях мимики и общих движениях, в основном артикуляционных. Необходимо обратить внимание на объем движений, их темп и плавность переключения, соразмерность и точность, наличие оральных синкинезий и др.

Дизартрия лечение

Основная направленность лечения дизартрии – это развитие у ребенка нормальной речи, которая будет понятна окружающим, не будет препятствовать общению и дальнейшему обучению элементарным навыкам письма и чтения.

Коррекция и терапия при дизартрии должны быть комплексными. Кроме постоянной логопедической работы требуется также и медикаментозное лечение, назначенное невропатологом, и ЛФК. Терапевтическая работа должна быть направлена на лечение трех основных синдромов: расстройства артикуляции и речевого дыхания, нарушения голоса.

Медикаментозная терапия дизартрии подразумевает под собой назначение ноотропов (например, Глицин, Энцефабол). Их положительный эффект основан на том, что они специфически воздействуют на высшие функции мозга, стимулируют умственную деятельность, улучшают процессы обучения, интеллектуальную деятельность и память детей.

Лечебная физкультура заключается в проведении регулярной специальной гимнастики, действие которой направлено на укрепление мышц лица.

Хорошо зарекомендовал себя массаж при дизартрии, который обязательно нужно делать регулярно и ежедневно. В принципе массаж – это первое с чего начинается лечение дизартрии. Он заключается в поглаживании и легком пощипывании мышц щек, губ и нижней челюсти, сближении пальцами губ в горизонтально и вертикальном направлении, массировании подушечками указательного и среднего пальцев мягкого неба, не более двух минут, при этом движения должны быть вперед и назад. Массаж при дизартрии нужен для нормализации тонуса мышц, которые принимают участие в артикуляции, снижения проявления парезов и гиперкинезов, активирования плохо работающих мышц, стимулирования формирования зон головного мозга, отвечающих за речь. Первый массаж должен занимать по времени не более двух минут, затем постепенно следует увеличивать время массажа, пока он не достигнет 15 минут.

Также для лечения дизартрии необходимо натренировать дыхательную систему ребенка. С этой целью достаточно часто применяют упражнения, разработанные А. Стрельниковой. Они заключаются в резких вдохах при наклонах и выдохах при выпрямлении.

Хороший эффект наблюдается при самостоятельных занятиях. Они заключаются в том, что ребенок стоит перед зеркалом и тренируется воспроизводить такие движения языка и губ, какие он видел при разговоре с другими. Приемы гимнастики для улучшения речи: открыть и закрыть рот, вытянуть губы как бы «хоботком», удержать рот в открытом положении, затем в полуоткрытом. Нужно попросить ребенка зажать в зубах марлевую повязку и попытаться выдернуть эту повязку у него изо рта. Также можно использовать леденец на полочке, который ребенок должен удерживать во рту, а взрослому нужно его достать. Чем меньшим размером будет леденец, тем труднее будет ребенку его удерживать.

Робота логопеда при дизартрии заключается в автоматизации и постановке произношения звуков. Начинать нужно с простых звуков, постепенно переходя к трудным для артикуляции звукам.

Также немаловажным в лечебно-коррекционной работе дизартрии является развитие мелкой и крупной моторики рук, тесно связанной с функциями речи. С этой целью обычно используют пальчиковую гимнастику, собирание различных пазлов и конструкторов, сортировку небольших предметов и их перебирание.

Исход дизартрии всегда неоднозначен вследствие того, что заболевание вызвано необратимыми нарушениями в работе центральной нервной системы и головного мозга.

Коррекция дизартрии

Коррекционную работу для преодоления дизартрии необходимо проводить регулярно наряду с приемом медикаментозного лечения и реабилитационной терапии (например, лечено-профилактическими упражнениями, лечебными ваннами, гирудотерапией, иглоукалыванием и др.), которая назначается невропатологом. Хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные методы коррекции, такие как: дельфинотерапия, изотерапия, сенсорная терапия, пескотерапия и др.

Коррекционные занятия, проводимые логопедом, подразумевают под собой: развитие моторики речевого аппарата и мелкой моторики, голоса, формирование речевого и физиологического дыхания, коррекция неверного звукопроизношения и закрепление поставленных звуков, работу над формированием речевой коммуникации и выразительностью речи.

Содержание и способы коррекционной работы различаются в зависимости от тяжести и формы дизартрии, степени речевого развития.

Выделяют основные этапы коррекционной работы. Первый этап занятия – это массаж, при помощи которого развивается мышечный тонус речевого аппарата. Следующим этапом является проведение упражнения для формирования правильной артикуляции, с целью последующего правильного произношения звуков ребенком, для постановки звуков. Затем проводится работа по автоматизации при звукопроизношении. Последним этапом является обучение правильному произношению слов с использованием уже поставленных звуков.

Немаловажным для положительного исхода дизартрии является психологическая поддержка ребенка близкими людьми. Для родителей очень важно научиться хвалить детей при любых его, даже самых крохотных достижениях. У ребенка необходимо сформировать положительный стимул для самостоятельных занятий и уверенность в том, что он все сможет. Если у ребенка не наблюдается совсем никаких достижений, то следует выбрать несколько вещей, которые у него лучше всего получаются и хвалить его за них. Ребенок должен чувствовать, что его любят всегда, вне зависимости от его побед или проигрышей, со всеми его недостатками.

Ещё статьи по этой теме:

  • Болезнь АльцгеймераБолезнь Альцгеймера

    Болезнь Альцгеймера

  • АлалияАлалия
  • ЭпилепсияЭпилепсия

    Эпилепсия

  • Астенический синдромАстенический синдром

    Астенический синдром

  • ВСДВСД
  • Болезнь ПаркинсонаБолезнь Паркинсона

    Болезнь Паркинсона

Признаки и симптомы заболевания

Моторная алалия диагностируется в 10 раз чаще остальных видов, но лучше поддается коррекции и лечению. Больной владеет ограниченным запасом слов, но пассивный словарь его достаточно большой.

Неврологические расстройства выражаются:

  1. моторными нарушениями – частыми падениями, плохой координацией;
  2. неразвитой мелкой моторикой;
  3. трудностями в самообслуживании;
  4. повышенным или вялым тонусом мимических мышц лица;
  5. бегающими зрачками (горизонтальный нистагм), подвисанием глазного века (птоз);
  6. неспособностью определить лево-право, различать цифры;
  7. леворукостью;
  8. нераспознаванием предмета наощупь (астереогноз).

Психологические признаки:

  • обидчивость, раздражительность, агрессия;
  • нарушение восприятия, памяти, мышления;
  • расстройство внимания;
  • незрелость эмоций, инфантилизм;
  • малоподвижность или гиперактивность;
  • конкретность мышления, примитивизм;
  • отказ решать трудные задачи;
  • нежелание разговаривать, замкнутость;
  • быстрая утомляемость, низкая работоспособность.

Речевые нарушения:

  1. невнятное произношение звуков, слогов;
  2. неправильная интонация;
  3. замедленная речь;
  4. пропуск окончаний, путаница в слогах;
  5. скудный лексический запас, преобладают существительные;
  6. отсутствует последовательность в предложениях, передаче событий;
  7. не разделяется важное и второстепенное;
  8. затруднения в чтении, письме.

Важно. При общении с окружающими ребенок чаще использует жесты и мимику, чем речь.

Заболевание сочетается с физической слабостью, соматической болезненностью организма. Возможно появление заикания, грубого нарушения звукопроизношения.

Причины моторной алалии у ребенка

Заболевание, по зоне повреждения, классифицируют на:

  • Афферентную – задета постцентральная зона коры левого полушария, управляющая артикуляцией. Пациент неправильно совершает движения губами и языком, пропускает сложные звуки или заменяет их другими.
  • Эфферентная – поражен центр Брока премоторной зоны коры мозга. Ребенок воспроизводит отдельные звуки, но не произносит слова и фразы. Затруднен переход из одного артикуляционного положения в другое.

Поражения мозга наступают в перинатальном и интранатальном периоде при:

  1. внутриутробных инфекциях;
  2. резус-конфликте плода и матери;
  3. преждевременных родах;
  4. хронических сердечно-сосудистых и легочных болезнях будущей матери;
  5. гестозе, преэклампсии, токсикозе при беременности;
  6. гипертензии, гипотонии;
  7. плацентарной маточной недостаточности;
  8. стремительных или долгих родах;
  9. родовых травмах головы;
  10. падении беременной, приведших к травме плода;
  11. инструментальном родовспоможении;асфиксии и гипоксии;
  12. вредных привычках, наркомании у беременной.

Головной мозг ребенка может пострадать в младенчестве от:

  • менингита;
  • краснухи;
  • энцефалита;
  • черепно-мозговой травмы;
  • истощения ЦНС;
  • операций под общим наркозом.

Дополнительные факторы, усиливающие проявления алалии:

  1. наследственная расположенность;
  2. рахит;
  3. пневмония;
  4. нарушение работы эндокринной системы;
  5. частые ОРВИ;
  6. неблагоприятный климат в семье, недостаток общения.

Органическое поражение мозга приводит к медленному созреванию нервных клеток, функциональному истощению ЦНС, проявлению синдрома минимальной мозговой дисфункции.

Диагностика

Обследование при алалии проводят врачи:

  • отоларинголог;
  • невролог;
  • психолог;
  • логопед-дефектолог.

Исследуют характер и степень поражения мозга методами:

  1. электроэнцефалограммы – получают графическое изображение электрической деятельности мозга;
  2. магнито-резонансной томографии – сканирования мозгового вещества магнитными полями и радиоволнами;
  3. рентгенографии – определения патологий костей черепа и сосудов с помощью рентгеновских лучей;
  4. эхоэнцефалографии – диагностикой объемных образований черепной коробки ультразвуковыми волнами.

Тугоухость исключают с помощью:

  • отоскопии – исследования слухового канала и барабанной перепонки специальным инструментом с источником света и камерой;
  • аудиометрии – получение аудиограммы для определения нарушений остроты слуха.

Детям-алаликам проводят нейропсихологическое обследование, при котором определяют восприятие пациентом речи на слух. Используют тесты с картинками и звуковыми последовательностями. Нужно найти названный предмет, повторить слово или звуки.

Логопед-дефектолог исследует:

  1. степень развития устной речи;
  2. звуковую составляющую.

Моторную алалию у ребенка старше 3 лет дифференцируют от других заболеваний:

  • тугоухости;
  • дизартрии;
  • аутизма;
  • задержки речевого развития;
  • олигофрении.

Лечение заболевания

Алалия оказывает негативный эффект на воспитание, получение образования и социализацию ребенка. Лечение направлено на терапию комплекса языковых и неязыковых расстройств, препятствующих развитию познавательной деятельности, интеллекта.

Оно включает:

  1. прием медикаментов – ноотропных препаратов для улучшения работы мозга, витаминов;
  2. методы физиотерапии – транскраниальной электростимуляции, водолечения, лазерной и магнитной терапии, электрофореза, ДМВ-терапии, иглорефлексотерапии, электропунктуры, остеопатии;
  3. логопедическую работу с детьми с моторной алалией.

Упражнения направлены на развитие речевых навыков:

  • правильное произношение звуков;
  • поощрение языковой деятельности;
  • расширение активного и пассивного словарного запаса;
  • обучение построению фраз;
  • практика связной последовательной речи.

Проводят:

  1. логоритмические занятия – чередования слов, музыки и движений;
  2. логопедический массаж – стимулирует различные мышцы, участвующие в артикуляции и произнесении звуков.

Важно. Применение нескольких методик дает максимальный эффект в лечении моторной алалии. Процедуры проходят курсами, а логопедические занятия – регулярно.

Обучение чтению и письму помогает усвоить и закрепить навыки речи, тренирует память.

Моторная алалия – прогноз на выздоровление

Раннее начало лечения, комплексный подход и систематическая работа родителей – залог победы над заболеванием. С раннего возраста нужно стимулировать ребенка к общению. Особенно важен зрительный контакт, при котором видна работа артикуляционного аппарата собеседника.

Моторная форма алалии лучше поддается лечению, чем сенсорная и смешанная. Поражение мозга здесь значительно легче корректируются соответствующей терапией.

Психологический настрой на выздоровление, систематические логопедические занятия, укрепление общего здоровья помогут ребенку справиться с заболеванием, получить образование и найти свое место в жизни.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

Похожие публикации:

Что такое сенсомоторная алалияКакие симптомы сенсомоторной алалии

Что такое сенсорная алалияПризнаки сенсорной алалии у детей

моторная афазияФормы моторной афазии

Дизартрия ее симптомыСимптомы заболевания Дизартрия