Мутизм: виды, причины, признаки, симптомы и лечение

Мутизм – это тяжелая психомоторная патология, при которой заболевший не может ответить на поставленные вопросы и давать понять знаками о своей возможности коммуницировать с окружающими его индивидуамами. В переводе с латинского языка мутизм означает безгласный, немой. В неврологии данная патология характеризуется нарушением речи, а в психиатрии это состояние рассматривается в рамках психических отклонений, при этом способность понимать речь и вести разговор у пациента сохраняется.

Мутизм необходимо отличать от афазии, которая также характеризуется утратой способности говорить и возникает она из-за  повреждения мозга. Если больной способен писа́ть, однако при этом не способен говорить, то скорее всего у него мутизм, а не афазия. Тяжелое психомоторное состояние способно перетекать в логоневроз или логофобию.

Что такое мутизм

Данное состояние является симптомом психомоторного расстройства, которое способно проявляться после ушиба и сотрясения мозга, пожара, тяжёлой психической травмы, гибели близких, как одно из поздних выражений синдромокомплекса «СПИД-деменция» и прочее. Описываемая патология способна развиться также при неврологических заболеваниях, например при параличе голосовых связок, двустороннем поражении кортико-бульбарных трактов и выраженной спастике.

Выделяют следующие виды мутизма:

– кататонический, обусловленный немотивированным расстройством, не имеющий внешних причин, противодействующих к побуждению общаться. Отмечается при кататонической шизофрении по причине негативизма;

– психогенный мутизм (возникновение данного вида возможно в качестве острой реакции на психическую травму, или же в социальных определённых ситуациях, которые вызывают тревогу или страх);

– истерический мутизм (зачастую вызван подавленным и неосознаваемым желанием человека обратить на себя внимание окружающего социума утратой способности говорить), наблюдается при конверсионных (диссоциативных) расстройствах и истерическом расстройстве личности;

– акинетический мутизм или органический возникает при органических поражениях головного мозга, например при гемангиомах мезенцефальной локализации, огнестрельных ранах лобных отделов, опухоли в области III желудочка, тромбозе базилярной артерии;

– выделяют также избирательный (элективный) мутизм, когда пациент вступает в разговор с избранным кругом лиц при определённых ситуациях.

Мутизм у детей

Элективный мутизм у детей отмечается зачастую в возрасте 3-х лет или в начальной школе и проявляется только в общении с избранными индивидами, например, ребёнок контактирует со всеми членами семьи, кроме одного. Данный вид патологии у детей проходит после достижения десятилетнего возраста. Описываемое психомоторное состояние характеризуется пассивным протестом личности. Лечение включает в себя психотерапевтические сеансы успокоения.

Добровольный мутизм у детей отмечается отсутствием инициативы и активности, повышенной чувствительностью, упрямством, инфантилизмом, колебаниями настроения, капризностью. Такие дети противятся новой нагрузке, страшатся новой ситуации, пугаются перемены обстановки.

Пример мутизма у детей – это стрессы, перенесенные в военные годы. Данная патология возникает по причине неспособности детской личности устанавливать нужный контакт. Психомоторное состояние у детей сопровождается впечатлительностью, депрессивным настроением, тормозимостью, робостью. Данное психомоторное состояние относят к проявлению невроза, возникающего после психической травмы.

К признакам патологии у детей относят: тревожность, частые реакции протеста, нерешительность, нарушение сна и аппетита, пугливость, заторможенность.

Мутизм у детей классифицируют по различным признакам. Его подразделяют по интенсивности появления: кратковременный (ситуационный), постоянный (элективный) и тотальный.

По длительности течения выделяют мутизм транзиторный и континуальный. Специалисты психиатрии относят мутизм к острой психогенной реакции шокового, а также субшокового характера.

Провоцирующим фактором данной патологии у детей является психогенное воздействие, которое затрагивает функции речи. Между психогенным мутизмом у малышей и детей старшего возраста существует большая разница. Клиническая картина у детей старшего возраста является гораздо сложнее и разнообразнее. У девочек психомоторное состояние встречается чаще, чем у мальчиков. Оно возникает в семьях, где имеется отягощенность наследственными речевыми расстройствами. Больные психогенным мутизмом имеют задержки речевого развития, а также другие дефекты речевой функции. Такие дети растут в семьях среди отрицательного психологического климата. Многие из детей имеют резидуальную церебральную патологию.

Детский невротический мутизм характеризуется:

–  нарушением речи после определенного периода общения с окружающими, а также нарушениями моторики, мимики, поведения. Ребенок выражает свои желания жестом и взглядом;

– избирательностью характера заболевания, зависящего от определенного лица или ситуации;

– задержкой интеллектуального развития и возникновением дефектов речи.

Дети с проявлениями признаков психотического мутизма с раннего детства молчаливы, а их поведение отмечается изолированностью и оторванностью от всего окружающего мира. Ребенок производит впечатление равнодушного, однако способен проявить агрессию на себя или в адрес матери. Малыш может сильно тревожиться при обращении к нему.

Одной из причин возникновения элективного мутизма являются социо-культурные факторы. При переезде в новую страну дети иммигрантов испытывают большой психический стресс, им присуща тревога, депрессия, враждебность к окружающим.

Диагностика мутизма

Процесс распознавания болезни включает анализ жалоб и анамнез заболевания, а именно:

– как давно пациент перестал говорить, отвечать на вопросы, двигаться;

– какое непосредственно событие повлияло на прекращение речи (сильное эмоциональное потрясение, потеря сознания, черепно-мозговая травма).

Неврологический осмотр включает оценку наличия речи и рефлексов, открывания глаз, оценку дыхательного ритма, измерение артериального (кровяного) давления, а также поиск других признаков неврологической патологии, позволяющих найти причину мутизма (асимметрия лица, нарушение движений глазных яблок, косоглазие).

ЭЭГ (электроэнцефалография). Этот метод оценивает электрическую активность разных участков головного мозга.

МРТ (магнитно-резонансная томография) или КТ (компьютерная томография) головного мозга: данные методы послойно изучают строение головного мозга и выясняют причину нарушений функции головного мозга.

При необходимости назначают консультацию психиатра и логопеда.

Лечение мутизма

Отмечают множество эффективных способов и методов в лечении данного психомоторного состояния. Основной упор осуществляется на такие направления: логопедическое, психиатрическое, психологическое, неврологическое.

При психогенном мутизме применяют массивное психотерапевтическое лечение в сочетании с приемами нейролептиков и транквилизаторов.

Особенности ухода за пациентами, страдающими тяжелым психомоторным состоянием заключаются в том, что необходимо постоянно поддерживать общение, применяя письмо, мимику, жестикуляцию. Показаны беседы, в комплексе со средствами, которые стимулируют деятельность нервной системы, они очень полезны и полностью снимают немоту и глухоту.

Лечение психомоторной патологии по назначению врача включает в себя метод растормаживания. После инъекции 1 мл 10 % раствора кофеина спустя 5 минут пациенту медленно внутривенно (1 мл/мин) вводят раствор Амобарбитала до возникновения состояния лёгкого опьянения. Зачастую достаточно одной процедуры. Медсестра, завершая процедуру, в течение дня должна несколько раз заставлять пациента отвечать на вопросы и вступать с ним в беседу.

Эффективно использовать в лечении травы (валериана, пустырник), они способствуют успокоению нервной системы. Рекомендованы также в терапии соли Брома, Мебриум, Аминазин, Андоксин, Резерпин.

Запущенное состояние лечится гораздо дольше. Если терапия начата не вовремя, болезнь может принять стойкий характер.

Прогноз мутизма зависит напрямую от основного заболевания. Очень многое зависит от личностных качеств пациента, а также от того, насколько долго заболевание деформировало характер больного.

Ещё статьи по этой теме:

  • ДизартрияДизартрия

    Дизартрия

  • НеврозНевроз
  • СтупорСтупор
  • ИнтеллектИнтеллект

    Интеллект

  • ВСДВСД
  • ДеменцияДеменция

    Деменция

Особенности мутизма

Мутизм – это детский недуг. Обычно он возникает в возрасте от 3 до 9 лет. Именно в этот период у детей происходит смена социального статуса: они начинают посещать детский сад и школу, поэтому многие родители воспринимают синдром как особенности адаптации. Расстройству подвержены особо чувствительные, ранимые натуры. Оно может быть результатом воздействия сильного психического потрясения, стресса, связанного с изменением статуса ребенка и актом протеста, когда ребенок осознанно принимает решение не разговаривать.

Часто мутизм у детей путают с серьезным психическим заболеванием (шизофренией, умственной отсталостью). В связи с этим избирается неадекватное ситуации лечение. Типичной ошибкой специалистов является восприятие синдрома как временного явления. В некоторых случаях заболевание воспринимается как детский каприз, который должен пройти самостоятельно со временем без какого-либо лечения. Однако такие виды речевых нарушений требуют своевременной коррекции, так как способны привести к развитию устойчивых изменений характера, негативным образом отражающихся на жизни носителя расстройства. В связи с этим, особое значение приобретает необходимость постановки своевременного и точного диагноза.

Синдром может развиться и в более старшем возрасте. Спровоцировать его способны органические нарушения мозга, серьезные психические потрясения или расстройства. Что касается взрослых людей, то мутизм характерен для представительниц слабого пола. У женщин обычно возникает истерический мутизм. Связано это с особой чувствительностью, мнительностью дам, их предрасположенностью к импульсивным эмоциональным реакциям.

Мутизм у детей и взрослых – это неординарное, трудно отличимое от ряда сходных по клинической картине заболеваний. Определение причины, спровоцировавшей синдром, позволяет адекватно оценить ситуацию, установить точный диагноз и назначить правильное лечение. В психиатрии принято выделять ряд следующих этиологических факторов, способствующих нарушению речи у детей:

  • психопатологические отклонения (аутизм, истерия, шизофрения, депрессивное расстройство, отставание в психическом развитии);
  • индивидуальные особенности характера (чувствительность, обидчивость);
  • стресс;
  • патологии строения речевых органов («волчья пасть, короткая уздечка);
  • наследственная предрасположенность;
  • обстоятельства окружающей среды;
  • внутрисемейная обстановка, неправильные методы воспитания.

Детский возраст не всегда позволяет установить истинную причину немоты. Исключением являются случаи, когда стимулятором служат психические отклонения. Причиной развития патологии может стать глухота. В этом случае говорят о возникновении сурдомутизма.

Детский сурдомутизм поддается коррекции. Своевременное обучение навыкам речи и чтения позволяют научить говорить детей с нарушением слуха. В том случае, если глухоту сопровождают патологии психического развития, обучить навыкам речи невозможно. Иногда мутизм у детей может быть своеобразной формой протеста. У взрослых мутистов причины расстройства речи могут быть следующими:

  • травмы головы;
  • стрессы;
  • кома;
  • последствия психической травмы;
  • нарушения кровообращения головного мозга;
  • психические расстройства (шизофрения, депрессия);
  • соматические заболевания (инсульты, опухоли мозга).

Симптомы мутизма

Синдром имеет достаточно яркие признаки, которые позволяют установить правильный диагноз. Типичные симптомы мутизма проявляются в виде:

  • отказа от речевого общения, немоты;
  • сохранения немоты не менее одного месяца;
  • сохранения сознания;
  • отсутствия патологий речевого аппарата;
  • неспособности говорить в волнительных ситуациях;
  • отсутствия речи только в конкретных ситуациях и при контакте с определенными людьми;
  • сохранения способности пользоваться письменной речью и формулировать свою мысль;
  • активное пользование невербальными методами общения.

В зависимости от вида патологии расстройство могут дополнять симптомы нарушения двигательной активности, как в случаях с акинетическим или апалическим мутизмом.

Виды мутизма

Самым распространенным диагнозом является психогенный мутизм, который может проявляться в рамках психогенного психоза, спровоцированного психической травмой.

В зависимости от силы воздействия психической травмы расстройство может ограничиться невротической формой: истерическим, логофобическим или смешанным мутизмом.

Истерическая форма мутизма провоцируется психической травмой: речь отнимается от сильного шока. Длится состояние от нескольких секунд до нескольких дней, недель. Патология возникает у женщин и особо чувствительных натур. Логофобическая форма возникает из-за страха услышать свою речь и встречается в основном у школьников. Взрослые редко страдают этим видом расстройства. Прогноз при данной форме патологии не всегда благоприятный, зависит от личностных особенностей носителя.

В отдельную группу выделен патохарактерологический вид расстройства, который проявляется в дошкольном и в младшем школьном возрасте при отрыве детей от привычной обстановки. К нему можно отнести избирательную форму элективного синдрома. Проявляется у болезненно-привязанных к дому, родителям, пугливых, робких детей. Эндогенно-психотические формы возникают гораздо реже. Развиваются они под влиянием бредовых идей, галлюцинаторных голосов.

В современной практике имеется еще одна разновидность классификации мутизма, которая выделяет следующие расстройства:

  • Селективный (элективный). Характеризуется отсутствием речи в определенных ситуациях.
  • Акинетический. Проявляется в виде двигательных и речевых нарушений.
  • Апалический синдром. Приравнивается к состоянию комы, полностью отсутствует реакция на внешние раздражители.

Терапия мутизма предусматривает комплексное применение медикаментозных и психотерапевтических процедур. Выбор вектора лечения в каждом отдельном случае индивидуален и учитывает вид синдрома, общее психическое, физическое состояние и личностные особенности больного.

В зависимости от особенностей патологии и причин, спровоцировавших ее возникновение, лечение может быть как амбулаторным, так и стационарным. Стационарное лечение применяется в случаях, предусматривающих применение сложных диагностических процедур и хирургического вмешательства. Лечение мутизма не предусматривает универсального способа избавления от патологии.

В некоторых случаях, это относится к избирательному мутизму, достаточно мер психологической поддержки, в некоторых, как в случаях с акинетическим и апалическим мутизмом, необходимо хирургическое лечение для устранения основной причины, вызвавшей нарушения способности говорить: удаление гематомы или опухоли. В случаях, когда терапия предусматривает применение лекарственных препаратов, больным назначаются:

  • ноотропы;
  • нейролептики;
  • селективные ингибиторы обратного захвата серотонина;
  • бензодиазепины;
  • антидепрессанты;
  • антипсихотические препараты.

Комплексное лечение включает такие дополнительные методы терапии, как:

  • дыхательные упражнения;
  • фототерапию;
  • массаж;
  • арт-терапию;
  • лечебную гимнастику.

Целью терапии является устранение причин возникновения патологии, насколько это возможно, купирование невротических депрессивных расстройств, улучшение межличностных контактов.

Независимо от вида медикаментозной помощи осуществляется психологическая поддержка:

  • обучение навыкам продуктивного общения;
  • работа с тревожностью;
  • помощь в преодолении стрессов;
  • коррекция мимики и пр.

Применяются методы речевой и поведенческой терапии, тренинги социальных навыков. Прогноз в большинстве случаев благоприятный, за исключением случаев, когда расстройство вызвано тяжелыми психическими патологиями и органическими поражениями мозга.

Вам также может быть интересно

Симптомы и способы лечения дыхательного неврозаНеврозыСимптомы и способы лечения дыхательного невроза

Можно ли самостоятельно избавиться от неврозовНеврозыМожно ли самостоятельно избавиться от неврозов

Особенности избирательного (элективного) мутизма у детейНеврозыОсобенности избирательного (элективного) мутизма у детей

Как лечить психастеническую психопатиюНеврозыКак лечить психастеническую психопатию

Причины неврозов

Для развития невроза необходимо наличие двух моментов — конфликта (внутреннего или внешнего) и патологической реакции личности на этот конфликт. Т.е., в результате острого или хронического стресса, личностно значимого для ребёнка, его психика реагирует чрезмерно (по И.П. Павлову — «срывом высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процесса или нарушения подвижности этих процессов»).

Кроме того, существуют провоцирующие факторы:

  • Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).
  • Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).
  • Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).

Симптомы детских неврозов

Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.

К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:

  • нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
  • нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
  • головокружения, головные боли;
  • мутизм;
  • мышечные боли;
  • вялость, слабость, быстрая утомляемость;
  • недержание мочи или кала;
  • нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
  • потливость.

Психологическими проявлениями неврозов могут быть:

  • плаксивость, повышенная эмоциональная ранимость, чувствительность и уязвимость;
  • бурные эмоционально-двигательные реакции («истерики»);
  • раздражительность и резкая смена настроений;
  • страхи, фобии, постоянные ожидания, что случится что-то плохое;
  • сниженный фон настроения и общее угнетенное (подавленное) состояние.

Виды детских детских неврозов

Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.

  • невроз навязчивых состояний;
  • неврастения (астено-невроз);
  • истерический невроз.

Отдельно выделяют формы реактивных состояний:

  • невроз страха;
  • депрессивный невроз;
  • ипохондрический невроз.

Системные:

  • невротический энурез (неосознанное мочеиспускание);
  • невротический энкопрез (недержание кала);
  • невротические расстройства сна;
  • невротические расстройства аппетита (анорексия);
  • невротическое заикание;
  • патологические привычные действия (когда ребенок сосет пальцы, грызет ногти, неосознанно трогает гениталии, выщипывает волосы, качает или кивает головой и т.п.).

Астено-невротические состояния у детей

Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».

Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:

  • капризы, плаксивость;
  • «истерики», упрямство;
  • частые и резкие смены настроений;
  • повышенная раздражительность;
  • вялость;
  • быстрая утомляемость;
  • низкая учебная успеваемость в школе.

Динамика невротических расстройств

Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.

Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.

Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.

Диагностика и лечение неврозов у детей

После диагностической консультации детский врач психотерапевт определит наиболее оптимальное комплексное лечение, с учётом особенностей личности именно для вашего ребёнка — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими символически преодолеть внутренний конфликт, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка, занятия с использованием БОС помогут повысить уровень эмоциональной регуляции, групповые психотерапевтические занятия (психологический театр пантомимы) помогут ребёнку проявить творческий потенциал своей Личности, получить опыт безопасного межличностного общения в группе, и др. мероприятия.

Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

Программы помощи:

  • игровая и песочная терапия,
  • БОС-терапия,
  • групповая психотерапия (психологический МИМ-театр, группы личностного роста для подростков),
  • семейная психотерапия.

Цены

Услуга Длительность Стоимость
Прием врача невролога

Первичный

55 мин 4 000 ₽
Первичный прием врача психотерапевта, психиатра 55 мин 5 000 ₽
Первичный прием врача психотерапевта, психиатра, д.м.н. 55 мин 6 000 ₽
Консилиум

Врач психотерапевт и детский психолог или нейропсихолог

60-90 мин 6 000 ₽

Симптомы

Реактивная депрессия может быть кратковременной (длится не более 1 месяца) и пролонгированной (ее длительность от 1-2 месяцев и до 2 лет).

Кратковременная депрессивная реакция

Кратковременная (острая) реактивная депрессия, как правило, непосредственно связана с каким-то несчастьем. Произошедшая утрата является индивидуально значимой, достигает размеров психической травмы.

Предшествовать появлению симптомов острой депрессии могут преходящие проявления шоковой реакции – тревога, психогенная амнезия, молчание (мутизм), двигательная заторможенность или бесцельные метания. Могут также возникать истерические расстройства.

Ведущими симптомами острой депрессии являются глубокое отчаяние, мысли о самоубийстве, различные страхи (фобии), нарушения сна и аппетита. В большинстве случаев эти симптомы кратковременны и довольно быстро проходят. Однако некоторые пациенты на пике расстройства совершают суицидальные попытки или наносят себе повреждения.

Читайте также:  7 продуктов для улучшения настроения

Пролонгированная депрессивная реакция

Пролонгированные депрессивные расстройства связаны с длительной стрессовой ситуацией. Симптомами пролонгированной реактивной депрессии чаще всего бывают слезливость, подавленность, пессимистическое виденье будущего, ослабление энергетического потенциала больных, астенические и ипохондрические проявления.

При реактивной депрессии суточные колебания настроения не столь выражены, как при эндогенной. В своих мыслях пациенты постоянно возвращаются к событиям случившегося несчастья. Больные неустанно терзают себя, что не сделали всего возможного, чтобы предотвратить несчастье. Даже тогда, когда проявления депрессивного расстройства немного стираются, становятся не столь острыми, малейшее напоминание о несчастье может спровоцировать вспышку отчаяния. И если в дневное время работа помогает отвлечься, то пережитая драма еще долго терзает больного ночью, всплывает в кошмарных ночных сновидениях.

Со временем воздействие стрессовой ситуации уменьшается («время лечит»), и в большинстве случаев депрессивные расстройства полностью проходят, не оставляя патологических изменений. Но встречаются и такие ситуации, когда первично реактивная депрессивная реакция со временем приобретает свойства эндогенной депрессии (психогенно провоцированные меланхолии).

Лечение реактивной депрессии должно сочетать медикаментозную терапию и сеансы психотерапии. Лекарственные препараты способствуют снятию основных проявлений аффективного расстройства, а психотерапия помогает справиться с горем.

Из медикаментозных средств применяют антидепрессанты (флувоксамин, флуоксетин, сертралин) вместе с транквилизаторами (диазепам, лоразепам, альпразолам). Благодаря применению антидепрессантов у больных улучшается настроение, уменьшаются вегетативные и двигательные проявления депрессии. Транквилизаторы снимают эмоциональную напряженность, тревогу, страхи, нарушения сна.

Из психотерапевтических методов для лечения реактивной депрессии чаще всего прибегают к индивидуальной или семейной психотерапии, когнитивной, рациональной психотерапии.

Причины

Кататонический синдром часто наблюдается при различных психических расстройствах. Причиной кататонии являются:

  • аффективные состояния – расстройства эмоциональной сферы с характерным нарушением настроения, в частности, биполярная депрессия;
  • шизофрения кататонического типа;
  • ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство;
  • психические и поведенческие расстройства послеродового периода, послеродовая депрессия;
  • истерический невроз и истерическое расстройство личности;
  • расстройства аутистического спектра;
  • врожденная или приобретенная олигофрения (умственная отсталость);
  • нарушения психического развития в детском возрасте.

Кататонический синдром часто присутствует в симптоматике неврологических заболеваний, в числе которых:

  • генетически обусловленный синдром Жиля де ла Туретта;
  • височная форма эпилепсии;
  • острое нарушение мозгового кровообращения – инсульт;
  • доброкачественные и злокачественные новообразования головного мозга;
  • последствия черепно-мозговых травм;
  • следствие воспаление головного мозга – постэнцефалитный синдром;
  • поражение отдельных структур головного мозга.

Кататонический синдром – спутник разнообразных соматических недугов, таких как:

  • болезнь Верльгофа (идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура);
  • нарушения метаболического обмена, например:гепатоцеребральная дистрофия, ранняя детская амавротическаяидиотия;
  • эндокринологические патологии, например: гипотиреоз и гипертиреоз;
  • тяжелые вирусные инфекции, например: вирус иммунодефицита человека;
  • тяжелые заболевания инфекционного генеза;
  • острые кишечные инфекции, например: брюшной тиф;
  • аутоиммунные состояния, например: васкулит;
  • клинические проявления злокачественной опухоли – паранеопластические синдромы.

Кататонический синдром может быть следствием теплового удара или кислородного голодания. Развитие симптомокомплекса наблюдается вследствие приема или внезапной отмены нейролептиков, антиконвульсантов, транквилизаторов бензодиазепинового ряда, кортикостероидных гормонов и некоторых иных медикаментов. Кататония часто определяется у лиц, употребляющих опиаты, кокаин, метилендиоксиметамфетамин («экстази»). Синдром кататонии может быть следствием острого отравления монооксидом углерода (угарным газом), металлоорганическими соединениями, например: тетраэтилсвинцом.

У отдельной группы больных причины развития кататонического синдрома установить не удается.

Для информации! Существует предположение, что кататонический ступор представляет собой эволюционировавшую реакцию страха, то есть являет собой типичный ответ в случае возникновения угрозы целостности организма.

Виды

Существует несколько различных классификационных систем кататонического синдрома. Согласно одной из них, независимый синдром кататонии разделяют на три вида:

  • незлокачественная форма с типичными признаками аномалии;
  • делириозный вид, включающий манию;
  • злокачественный подвид, включающий гипертоксическую кататонию, злокачественный нейролептический синдром и серотониновую интоксикацию.

Согласно другой систематизации, кататонический синдром включает две группы состояний: незлокачественный вид и злокачественный тип с дополнительным подразделением на формы с повышенной и пониженной психомоторной активностью.

В европейской психиатрической школе выделяют два вида кататонического синдрома: систематический тип и периодическая форма. Первая разновидность кататонии – более распространенная форма.

Осложнения

Кататония единогласно признана тяжелым и опасным расстройством, чреватым развитием сложных осложнений. Нежелательные последствия кататонического синдрома спровоцированы, в первую очередь, следующими факторами. К ним относятся:

  • развитие мутизма – расстройства инициации речи;
  • длительная неподвижность больного;
  • недостаточный уход за пациентами, пребывающими в условиях стационара;
  • дефицит эмоциональных контактов с окружающим миром;
  • чрезмерный пессимизм докторов в аспекте исхода заболевания;
  • врачебная пассивность в избрании подходящих лечебных манипуляций;
  • отсутствие единой схемы профилактических мероприятий.

Больные, страдающие кататоническим синдромом, пребывают в группе высокого риска развития соматических заболеваний. К тяжелым осложнениям кататонии относят аспирационную пневмонию, стартовавшую на фоне аспирации (засасывания) содержимого желудка в дыхательные пути. Пациент с кататонией рискует обрести:

  • острый венозный тромбоз, спровоцированный свертыванием крови в просветах кровеносных сосудов;
  • тромбоэмболию легочной артерии – закупорки тромбом крупных ветвей легочного ствола;
  • пневмоторакс – скопление газов в плевральной полости;
  • бронхиальные свищи – появление аномальных каналов между бронхами и легочной полостью;
  • разнообразные дефекты пищеварительного тракта – диарея, запоры, нарушения продвижения веществ по кишечнику;
  • метаболические проблемы, возникшие из-за проведения питания больного через трубку, такие как: снижение уровня глюкозы, избыточное содержание кислорода в крови;
  • кариозные поражения зубного ряда;
  • бактериальные и грибковые инфекции ротовой полости;
  • некроз мягких тканей (пролежни);
  • нарушение режима мочевыделения – недержание или задержка мочи;
  • гинекологические инфекции;
  • нервный паралич – отсутствие произвольных движений.

Лечение

Основным методом лечения кататонического синдрома, спровоцированного как органическим заболеванием, так и расстройствами психической сферы, выступает использование транквилизаторов бензодиазепинового ряда. Максимальный эффект в терапии кататонии показывает анксиолитиклоразепам(Lorazepam). Достоинство данного препарата – низкая токсичность.

Внимание! В современной психиатрии при кататонии не используют нейролептики, поскольку антипсихотики могут спровоцировать развитие злокачественного нейролептического синдрома (ЗНС) – крайне опасного состояния для жизни пациентов.

Эффективными медикаментами в лечении кататонического синдрома выступают препараты:

  • стабилизаторы настроения – нормотимики, например: карбамазепин (Carbamazepine);
  • антагонисты N-метил-D-аспартатного (NMDA) рецептора, например: амантадин (Amantadine);
  • агонисты (стимуляторы) дофаминовых рецепторов, например: бромкриптин (Bromocriptinum);
  • снотворные средства, например: золпидем (Zolpidem);
  • миорелаксанты, блокирующие рианодиновые рецепторы, например: дантролен (Dantrolene).

В лечении кататонического синдрома целесообразно проведение электросудорожной терапии (ЭСТ).

Несмотря на то, что в медицинских кругах бытует мнение о диагнозе «кататонический синдром» как о безнадежном «пожизненном» приговоре, и утверждается неэффективность любых способов лечения кататонии, клиническая психиатрическая практика показывает обратное. При своевременном диагностировании патологического синдрома и адекватно составленной программе медикаментозного лечения у большинства больных удается добиться стойкой и продолжительной ремиссии.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

Что такое элективный мутизм? Этиология, диагностика и лечение

Элективный мутизм – психологическое отклонение детей, преимущественно от 3 до 9-летнего возраста, которое характеризуется избирательностью вербальной реакции – в одних ситуациях дети сопровождают свою деятельность речью, а в других – теряют этот дар.

В момент проявления расстройства, дети, чаще всего, разговаривают без каких-либо ограничений в домашних условиях, с родными и близкими людьми, друзьями, однако начинают упорно отмалчиваться за пределами дома – в детском саду, в школе, на приеме у врача. Реже встречаются случаи, когда, ребенок теряет дар речи в домашних условиях с родителями.

Отличительной особенностью элективного мутизма от физиологически нормальной молчаливости, обусловленной чертами характера, является временной период, в течение которого наблюдается отклонение – научная литература ставит срок – один месяц, хотя, фактически, родители обращаются за помощью к специалисту не ранее, чем после полугода молчания.

Расстройства, сопутствующие элективному мутизму у детей

  • Психопатологические состояния. Классическому элективному мутизму, как правило, сопутствуют некоторые психиатрические расстройства, как то: депрессивное состояние, повышенная тревожность, повышенная активность, энурез, тики различного характера. Преобладающим по частоте случаев, среди данных расстройств, является тревожное состояние на фоне социофобии, причем некоторая часть психотерапевтов находит элективный мутизм лишь клиническим признаком социального тревожного расстройства, а не отдельным заболеванием;
  • Речевые расстройства. Для детей в возрасте от года возможно некоторое отставание стандартного развития речи, сочетающегося с проблемами артикуляции, что определяется отдельными психологическими тестами, к примеру – ребенку предоставляют графические изображения предметов и просят озвучить название конкретного объекта;
  • Расстройства интеллекта. Генерализованная недостаточная обучаемость может являться одной из основных причин проявления элективного мутизма, сопровождая отклонение на всем протяжении генеза. Диагностика уровня интеллекта проводится адаптированными для детей тестами IQ;
  • Повышенная застенчивость является физиологической нормой для детей подобного возраста, однако может гипертрофироваться в элективный мутизм при обстоятельствах, поддерживающих застенчивость;
  • Проявление характера личности чаще свойственно детям с сильной волей, что проявляется, как упрямство не говорить при некоторых обстоятельствах;
  • Семейные факторы играют не последнюю роль в развитии элективного мутизма у детей. Материнское повышенное опекание, разлад между родителями, их развод, более внимательное отношение к брату или сестре, психическое заболевание одного из родителей и тому подобные обстоятельства, порой, вынуждают ребенка замолчать, демонстрируя свои душевные переживания;
  • В современных реалиях, большую роль в частоте проявлений элективного мутизма играют травмирующие психику ребенка факторы, чаще – сексуального характера, когда, в силу стыдливости и непонимания, дети не могут сообщить о произошедшем с ними несчастье и вынуждены переживать проблему самостоятельно.
  • Дифференцировать элективный мутизм необходимо от физиологически нормальных застенчивости и демонстрации силы воли ребенка, особенно в моменты смены места жительства, детского сада или школы. Приобретенные или врожденные расстройства речи, аутистические наклонности отделяют с помощью психологических тренингов и тестов, которые доказывают, что речь ребенка, в других местах и при других обстоятельствах, проявляется нормально, что не требует никаких терапевтических вмешательств, за исключением психоанализа.

    Феномен истерической немоты характеризуется молчанием ребенка при любых обстоятельствах, постоянно. Хотя данному явлению и способствует врожденная застенчивость, однако в преобладающем количестве эпизодов, основным этиологическим фактором постоянной немоты является серьезная психогенная травма.

Этиология элективного мутизма

Как уже отмечалось, элективный мутизм у детей – явление неординарное и трудно отличимое от большинства сходных по клинике расстройств. Данный факт объясняется особенностями недостаточной развитости и сформированности детских конституциально-эмоциональных качеств, смазывающих границы между физиологически здоровым молчанием, мутизмом и более серьезными психопатологическими расстройствами.

Определение индивидуальной причинности развития элективного мутизма у ребенка, также нельзя отнести к достаточно изученным явлениям. Выделяют несколько этиологических факторов, способствующих возникновению мутизма:

  • сопутствующие психопатологические отклонения;
  • индивидуальные особенности черт характера ребенка;
  • обстоятельства окружающей среды;
  • стрессовые факторы;
  • генетическая предрасположенность;
  • социальная сфера внутри семьи.
  • В большинстве случаев, причину проявления элективного мутизма у конкретного ребенка так и не удается выявить, вплоть до его полного выздоровления, за исключением случаев, где стимулятором немоты послужили психические расстройства.

    Лечение элективного мутизма у детей

    Медикаментозная терапия при детском элективном мутизме применяется в очень узком ряде случаев с использованием ингибиторов обратного захвата серотонина.

    Преобладающим методом лечения при данном расстройстве является поведенческая психотерапия, направленная, прежде, всего на определение причин, благодаря которым, ребенок перестает говорить в какой-то определенной ситуации.

    В поведенческой психотерапии чаще используются методы адаптации ребенка к постепенно увеличивающемуся количеству собеседников внутри группы сверстников, начиная с пары собеседников. При этом положительные попытки ребенка обязательно должны вознаграждаться.

    Если местом проявления признаков мутизма является детский сад или школа – значительную роль в поддержке ребенка играют учителя и сверстники, которые должны действовать по заранее оговоренному плану.

    Кроме социальной адаптации, широко используется метод речевой и семейной терапии, тренинг социальных навыков и артикуляции.

    Прогноз при элективном мутизме – благоприятный при условии, что признаки отклонения исчезнут в течение первого года с момента их первого проявления. Иначе привычка молчать становится неотъемлемой частью психического и психологического развития ребенка, что оказывает прямое влияние на формирование особенностей характера и поведения в старшем подростковом и переходном возрасте.

    onevroze.ru

    Элективный мутизм — это отдельный вид избирательного мутизма, когда человек разговаривает только с определёнными людьми, при определённых обстоятельствах и находясь в определённых условиях. Вопреки распространённому заблуждению, такой вид мутизма встречается и у взрослых и у детей. Только элективный мутизм у детей более заметен, а сами дети не обладают всеми правами взрослых. Взрослый может подобрать под такую особенность определённый вид работы, социальных отношений и получится, что он просто имеет право с теми общаться, а с теми не общаться вербально. Ребёнок же, который отказывается от общения со сверстниками и учителями, сразу признаётся проблематичным, поскольку это имеет непосредственное отношение к его обучению в школе. Поэтому достаточно быстро родителям настоятельно рекомендуют обратиться к специалистам.

    Суть проблемы и немного эпистолярного жанра

    У детей такое состояние обычно проявляется в возрасте ещё 3-5 лет. Это замечают ещё в детском саду, но чаще всего данный факт не влечет за собой никакой коррекции.

    Школьникам диагноз ставится в том случае, если избирательность в общении наблюдается более 6 месяцев, хотя в МКБ-10 указан срок в один месяц. Распространённость в среде детей у этого расстройства что-то около 3-8 на 10000. Иногда наблюдаются странные виды мутизма, которые не являются непосредственной психологической проблемой. К примеру, ребёнок из семьи иммигрантов попадает в школу, где никого не знает, а язык страны проживания понимает плохо. Он опасается, что над ним будут смеяться, что его не поймут и отказывается от общения. Однако это проходит уже через месяц. Достаточно ему увидеть доброжелательное к себе отношение и понять, что многие сверстники не против даже учить его тому, как говорить правильно, как от «молчанки» не остаётся и следа.

    Встречается и временный мутизм у детей, которые воспитывались с родителями и детский садик не посещали. Автор этих строк относится к таким детям. В первый класс я пошёл с багажом знаний на уровне третьего. Когда учительница спрашивала у меня, сколько будет 4+5, то я думал, что она смеётся. Говорил, конечно, но не понимал, зачем это нужно. Мои ответы всегда содержали слова «конечно», «разумеется». Мне было трудно сказать просто «4+10=14», поэтому я добавлял «ну конечно же». Сверстники виделись какими-то странными и непонятными. Я искренне не мог понять, почему они думают над такими простыми вещами. До явного мутизма не дошло, но сознание выработало стойкую «стену». Подошедшего на переменке и что-то говорящего сверстника я мог воспринимать в качестве одного из фоновых элементов среды, а издаваемые им звуки ничем не отличались от любого постороннего шума.

    В результате сознание лишается возможности отождествить речь собеседника с ним самим. Общаться пришлось бы не с другим первоклассником, а с отдельными, издаваемыми им звуками.

    Этот «эпистолярный жанр» приведён не для того, чтобы похвастаться своей детской гениальностью. Никакого подвига в том, чтобы изучить программу начальных классов в шесть лет нет. Объём информации, которая она содержит на самом деле мал. Само начальное школьное образование по большей части направлено на то, чтобы привить ребёнку навыки учиться и общаться. Выучить же таблицу умножения и понять роль скобок в математических формулах, как и значение переменных может и ребёнок шести лет. Правда, такое раннее развитие неизбежно порождает проблемы коммуникаций.

    Если бы автору когда-то пришлось работать с детьми, страдающими элективным мутизмом, то он оказался бы перед выбором. С одной стороны ребёнок имеет право не общаться с кем-то. С другой, как всегда в случае с срабатыванием психической защиты не так, как это нужно, она приносит больше вреда, чем пользы. В чём, собственно, проблема? В том, что ребёнок теряет способность приспосабливаться. А вернее так: он понимает, что приспосабливаться к среде нужно, но считает это слишком трудным или ненужным делом. Последнее из-за того, что мир детства — это жизнь на всём готовом.

    Без сомнения элективный мутизм представляет собой часть социально-тревожного расстройства, является одной из форм попыток построения системы самоидентификации. Чаще всего дети не говорят в школе, но вполне нормально общаются в семье. Только в редких случаях — наоборот. Общаются в школе, но молчат дома, иногда делая исключение только одному или двум родственникам. Всё дело в том, кого ребёнок воспринимает целостно и впускает в свой мир, а кого нет.