Общее недоразвитие речи: уровни ОНР, причины и симптомы

Всё чаще трёхлетним малышам ставится диагноз «общее недоразвитие речи» (ОНР). Звучит заключение внушительно и достаточно неприятно, однако логопеды советуют не впадать в панику.

Если коррекция начнётся в оптимальные сроки, а родители будут соблюдать все предписанные рекомендации, высока вероятность того, что к школьному детству многие симптомы нарушения исчезнут без следа.

Содержание:

Основная информация

Итак, что такое ОНР? ОНР – комбинированная патология, возникающая у детей с сохранной слуховой системой и характеризующаяся несформированностью (либо недостаточной сформированностью) всех составляющих речи, а именно:

  • фонетики;
  • лексического компонента;
  • грамматической стороны;
  • связной речи.

Многокомпонентность – главное условие для постановки диагноза ОНР. Допустим, ребёнок нечётко выговаривает некоторые звуки, однако, его словарный запас соответствует возрастным нормам, а фразы выстроены правильно. Эта проблема не относится к ОНР.

Рассмотрим следующую ситуацию: малыш говорит вполне отчётливо, плохо выговаривает лишь 2-3 звука, однако его словарь минимален, слова во фразах не согласованы, предлоги употребляются неверно. В этом случае постановка диагноза ОНР вполне оправдана.

Довольно-таки часто родители интересуются, почему в поликлинике доктор ставит диагноз «дизартрия», а детсадовский логопед говорит об общем недоразвитии. Никаких противоречий здесь не наблюдается. ОНР – это «вердикт» педагога, описывающий неразвитость конкретных составляющих речи, доктор же ставит диагноз в соответствии с клинической типологией.

К примеру, итоговое заключение в логокарте трёхлетки может выглядеть следующим образом: ОНР (в скобках ставится степень расстройства), смешанная алалия (отсутствие речи).

Степени нарушения

Малыши с ОНР – неоднородный «коллектив». Этот диагноз ставится как практически неговорящим трёхлеткам, использующим в разговоре лишь лепетные слова, так и ребятишкам с нарушением произношения звуков и неразвитостью активного и пассивного словарей.

Читайте также:  Что делать, если ваш ребенок врет, и как отучить его лгать?

Чтобы более точно и конкретно представить языковые трудности малыша и уточнить специфику помощи, специалисты выделяют несколько степеней ОНР. Без конкретизации подобный дефектологический диагноз попросту теряет всякий смысл.

Первый уровень

Это самый серьёзный уровень языкового развития. О таких малышах говорят – «безречевые». Их языковой «репертуар» ограничивается лепетом или двуслоговыми словами. Фраз нет, вместо них дети могут одним словом описывать широкий круг явлений. К примеру, «пи» может означать мышь, голубя или желание попить воды.

Остальные симптомы ОНР I степени:

  • дети активно применяют мимику и жесты, но их смысл понятен лишь близким родственникам;
  • словарный запас, активный и пассивный, крайне ограничен (хотя мамочки обычно утверждают, что малыш понимает всё, но не разговаривает);
  • малыш не всегда осознаёт смысл сказанного другим человеком, поскольку нарушено фонематическое восприятие;
  • артикуляция затруднена, произносимые ребёнком звуки трудно различить.

Помимо этого, ребятишки не в полном объёме воспринимают сведения об окружающем мире, что существенно притормаживает языковое и общее психическое развитие.

obshhee-nedorazvitie-rechi-u-detej

Второй уровень

У ребёнка с подобным диагнозом речь немного усложняется – появляются фразы. Безусловно, они крайне примитивны, ошибочны, зато малыш объединяет 2-3 слова по смыслу в простые конструкции.

Грамматика не сформирована, поэтому ребятишки неверно используют падежи, не способны согласовывать части речи, заменяют практически все предлоги на общий обезличенный. Например, «а тое» означает «на столе», «а ицу» нужно понимать, как «на улицу».

Кроме того, у малышей со II уровнем ОНР обнаруживаются и такие особенности, как:

  • частые замены звуков (менее грубые и не столь «тотальные», как в предыдущем случае);
  • нарушение организации слогов (сокращение их количества, перестановка, «потеря» звуков в стечениях);
  • ограниченный словарь, поэтому ребёнок не называет цвета, детёнышей птиц и зверей.

Читайте также:  Нарушения письменной речи и чтения. Причины и признаки

Третий уровень

Дети пользуются довольно развёрнутыми фразами, однако предпочитают применять максимально простые конструкции. В целом же понимание и «пользование» речью приближается к нормативным показателям. Остаются следующие проблемы:

  • ребёнку трудно понимать и усваивать усложнённые грамматические конструкции (фразы с причастиями и деепричастиями);
  • имеются проблемы с установлением причинно-следственных связей;
  • невзирая на увеличение словаря, малыш предпочитает употреблять больше существительных и глаголов;
  • малыши нередко ошибаются при употреблении предлогов (поднять со стола = поднять из стола);
  • «страдает» согласование слов во фразах, процесс образования и изменения слов (пять стулов, волчиный хвост и пр.);
  • звукопроизнесение нарушено, но не столь критично, главная ошибка – недостаточное различение шипящих и свистящих звуков.

chto-takoe-obshhee-nedorazvitie-rechi

Четвёртый уровень

Эта степень недоразвития отличается менее выраженными проблемами во всех компонентах речи. Малыш не всегда способен провести звуковой анализ слова, затруднено произнесение многосложных слов, имеются ошибки при образовании и изменении словесных конструкций.

Словарный запас у ребёнка приближается к оптимальным показателям, но нередко малыш употребляет слова, не понимая их значения. Также не всегда доступен смысл поговорок и шуток. При пересказе малыш испытывает проблемы с логикой сюжета, может пропускать важные моменты и останавливаться на несущественных деталях.

Прогнозы и последствия

ОНР препятствует естественному развитию детей и усвоению ими программы образовательного учреждения. В случае несвоевременной коррекции вероятно возникновение дислексии и дисграфии, в особо тяжёлых ситуациях ученик вообще не способен усвоить школьный курс.

Детсадовцам с общим речевым недоразвитием (I-III степени) показано посещение логопедических групп и занятия со специалистом. Ребёнок с четвёртой степенью ОНР может заниматься и в логопункте, однако, занятия с дефектологом также обязательны.

Дети с невыраженными речевыми патологиями обычно проходят обучение в массовых школах, дополнительно посещая логопеда. В случае тяжёлого недоразвития речи консилиум может принять решение о переводе ученика в учреждение V вида («речевая» школа).

Успешность коррекции ОНР зависит от ряда факторов: причины и степени расстройства, наличия других патологий, возраста, в котором было диагностировано нарушение и начата восстановительная работа. Вот почему специалисты настоятельно рекомендуют прислушиваться к собственному ребёнку и при малейших сомнениях обращаться за консультацией к логопеду.

Причины и признаки патологии

Общее недоразвитие речи 3 уровня встречается у многих детей дошкольного возраста, ведь на его проявление влияет сразу несколько факторов. Не во всех случаях возникновение этой патологии даже зависит каким-либо образом от родителей, иногда она приобретается уже в детском возрасте или формируются еще в материнской утробе без влияния каких-либо внешних факторов.

Самые распространенные причины ОНР 3 уровня:

  1. резус-фактор ребенка противоположен материнскому – патологи в развитии будут развиваться еще в утробе;
  2. недостаточное поступление кислорода плоду в период его формирования;
  3. травмы, полученные младенцем во время родов;
  4. хронические заболевания;
  5. частые поражения вирусными инфекциями в младенческом возрасте;
  6. черепно-мозговые травмы, полученные в детстве;
  7. стрессы, шоковые состояния, пережитые ребенком уже в сознательном возрасте;
  8. недостаток социального развития и общения у ребенка со сверстниками.

Симптомы именно этой стадии патологии выражаются в следующей характеристике детей с ОНР 3 уровня:

  • когда ребенок старается самостоятельно выразить свою мысль с помощью речи, у него плохо получаются отдельные звуки – он их «глотает» и произносит недостаточно внятно, в то время как изолированно эта же фонетика дается малышу хорошо;
  • вставляя определенные слова в контекст, ребенок не до конца понимает их смысловое значение, и, соответственно, неправильно их применяет;
  • в речи не используются синонимы, антонимы, обобщения;
  • большое количество слогов в слове ребенок сокращает, тем самым сильно искажая произношение.

Диагностика

Выяснив, что такое дизартрия при ОНР 3 уровня и сопоставив симптомы, родители думают, что могут и сами верно определить диагноз для своего малыша. На самом деле такой подход совсем не правильный – нельзя самостоятельно определять заболевание у ребенка и, тем более, начинать лечение!

Важно! Поставить диагноз ОНР 3 (или другого) уровня у ребенка может только квалифицированный врач, специализирующийся в данной области детского здоровья! Верно определив симптомы и выяснив причину недоразвития, специалист назначит эффективное лечение и даст рекомендации к самостоятельным занятиям. Выполнять какие-либо упражнения и, тем более, принимать медикаментозные препараты без направления от врача категорически нельзя!

Коррекция и особенности лечения ОНР 3 уровня

Когда логопед подбирает эффективные методы лечения для конкретного ребенка, он обращает внимание на следующие факторы:

  1. то, как долго длится состояние недоразвития у ребенка;
  2. когда именно начались отклонения;
  3. какие симптомы чаще всего проявляются;
  4. насколько сильно выражена патология;
  5. какие заболевания ребенок переносил ранее.

На основании общей объективной оценки всех этих показателей составляется индивидуальный курс лечения. Коррекционная работа при ОНР 3 уровня имеет следующие цели:

  • установление правильного звукопроизношения и верного построения слов в предложении (упражнения на звук С);
  • развитие навыков грамматического построения речи;
  • усложнение речевого выражения мыслей, развитие навыка выражаться более глубоко и детально;
  • установление постоянного использования в речи сложных предложений.

Рекомендации логопедов

Основной процесс коррекции ОНР 3 уровня проходит под контролем квалифицированных врачей. После того, как логопед выдал заключение с подтверждением наличия патологии и установлением ее формы, он назначает ряд лечебных мер, упражнений способных восстановить развитие ребенка в нужном темпе.

Помимо работы, которая проводится на лечебных занятиях, логопеды настоятельно рекомендуют родителям как можно больше времени уделять самостоятельной работе с малышом. Одной из самых эффективных мер, применяемых родителями, считается игра «Поймай слог» или «Поймай слово». Ее смысл в том, чтобы диктовать ребенку несколько готовых слов, в которых будет присутствовать один и тот же слог (или предложения со словами – в другой версии игры). Малыш должен услышать этот слог (слово) и уже сам назвать другие элементы речи, в которых он присутствует.

Такая игра интересна и ребенку, т. к. он проводит время с родителями, и полезна для родителей, ведь с ее помощью они точно могут определить, на какой стадии сейчас прорабатывается ОНР у малыша.

Профилактика

Лучшая профилактика для любого ребенка – это, конечно, внимание родителей. Поскольку ОНР 3 уровня гораздо проще в лечении, восстановиться после этой стадии отклонения не очень тяжело, но лучше все же его совсем не допустить. Для того чтобы исключить риски, родители могут принять следующие меры:

  1. в младшем возрасте как можно лучше оградить ребенка от вирусных и инфекционных заболеваний;
  2. уделять большое количество времени развитию навыков коммуникации – общаться с малышом и поддерживать его желание общения со сверстниками, помогать в разрешении любых недопониманий;
  3. не допускать возможных травм головного мозга;
  4. как можно сильнее стимулировать речевую активность у ребенка с самого раннего возраста.

В заключение

Конечно же, малыш должен развиваться и самостоятельно – родители не должны быть рядом при каждом его шаге. Однако никогда не нужно забывать, что любые патологии развиваются только из-за того, что не были замечены взрослыми вовремя.

Поэтому, если есть подозрения на любые отклонения в развитии, – лучше перестраховаться и обратиться к врачу за консультацией, а когда опасения подтвердятся, немедленно принимать меры.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

Похожие публикации:

Характеристика ОНР 2 уровняХарактеристика ОНР 2 уровня

ОНР 4 уровняОНР 4 уровня — коррекционная работа

ОНР 1 уровняКоррекционно педагогическая помощь при онр 1 уровня

Определение ОНР

Общее недоразвитие речи — это нарушение всех языковых компонентов: произношения, словарного состава, грамматической системы и связности речи, при нормальном уровне слуха и интеллекта.

Отличительные признаки детей с ОНР — это не только нарушенная речь, но и такие особенности психики, как агрессивное поведение, заниженная самооценка, тревожность, беспокойство, трудности в общении.

ОНР сопутствует таким патологическим состояниям, как

Классификация ОНР

Общее недоразвитие речи бывает трех видов:

Кроме разграничения по клиническим проявлениям это заболевание дифференцируется по степени выраженности и делится на уровни.

Различают 4 степени, или уровня, недоразвития речи:

1. ОНР 1 степени — это отсутствие связной речи;

2. ОНР 2 степени — начало фразовой речи, ответы на вопросы;

3. ОНР 3 степени — формирование связной речи;

4. ОНР 4 степени — связная речь с недочетами в произношении и грамматике.

ОНР — это всегда поздние, в 3-4 года, первые слова и бессвязная речь, а также, как следствие, невнимательность, плохая память, незаинтересованность в познании нового и даже нарушенная координация движений.

Не стоит волноваться, если в два года ваш малыш только пытается связывать понятные, но не очень отчетливо звучащие, слова в предложения. Он с удовольствием слушает, как вы с ним разговариваете, и отвечает вам. Это не ОНР.

Речь дошкольников с ОНР выглядит по-разному — это зависит от степени недуга.

Чтобы успешно провести коррекцию дефектов и обрести способность говорить внятно и грамотно, необходимо определить уровни речевого развития.

Характеристика уровней ОНР

Так выглядит речевая функция по уровням.

Читайте также:  Речевые нарушения артикуляции речи: виды, коррекция, профилактика

1 уровень ОНР

Для первого уровня характерны:

  • активный словарь состоит из лепетных слов и звукоподражаний;
  • из них строятся фразы («ись ди» — киса сидит);
  • выговаривание невнятное и искаженное;
  • звуки трудноразличимы, составление слов из них затруднено или невозможно;
  • смысл фраз малопонятен;
  • многозначность, когда одним словом обозначаются несколько («па» — спать, подушка, кровать);
  • активная жестикуляция и мимика.

2 уровень ОНР

Второй уровень характеризуется следующими проявлениями:

  • построение простейших предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов;
  • произнесение звуков нечеткое, замена одних другими, неумение их объединять в целое слово;
  • ошибки в грамматике — неправильные окончания, неуместные предлоги, несогласованность частей фразы между собой («дай оська» — дай ложку);
  • малопонятные по звучанию слова («итоти» — цветочки, «атика» — картинка);
  • увеличение активного и пассивного словаря;
  • улучшение произношения.

3 уровень ОНР

Характеристики третьего уровня:

  • активное построение фраз и несложных предложений;
  • лексикон заметно расширен, использование глаголов и существительных преобладает над другими частями речи, неточное по смыслу обозначение предметов («стул» — табуретка, кресло, скамейка, стул);
  • первые навыки в словообразовании (мяч — мячик), однако, построение прилагательных от существительных затруднено (яблоко — яблочный) также, как и употребление приставочных глаголов (сел — присел);
  • звукопроизношение с меньшим количеством дефектов;
  • грамматика все еще «хромает» — неверное применение окончаний, несвязность слов (два ложки, белый цветы);
  • замена и перестановка отдельных звуков («конвета» — конфета, «кобалса» — колбаса).

4 уровень ОНР

Описание речи, характерной для этого уровня ОНР:

  • обширный словарь;
  • сложности с воспроизведением труднопроизносимых слов;
  • распознавание звуков недостаточно отчетливое;
  • негрубые ошибки в словообразовании в виде перестановки и замены слогов;
  • наличие лексических ошибок, когда используются близкие по значению слова («девочка чистит посуду» — девочка моет посуду), путаница в признаках («большой забор» — высокий забор);
  • грамматически неправильное употребление падежных окончаний («рисую желтым краском», «услышали лай собаков»);
  • трудности в изложении мыслей — повторение уже сказанного, излишнее внимание к деталям, основная мысль уходит на второй план.

Лечение ОНР предусматривает не только определение уровня, к которому по своему речевому развитию относится ребенок, но и выявление причин появления заболевания.

Читайте также:  Дефекты и нарушения речи человека: виды, причины и способы исправления

Причины ОНР

Провоцирующие ОНР причины, в основном, относятся к периоду беременности и родов, и первых лет жизни ребенка. Именно они вызывают тяжелые формы недуга.

Социальные причины не менее важны. Это и дефицит общения, и проживание с глухими членами семьи, и недостаток внимания к ребенку в семье, и неблагоприятные условия, в которых он живет и воспитывается.

Как лечить это заболевание, какие меры предпринимать для восстановления речевой функции?

Лечение ОНР

Коррекция звукопроизношения при ОНР начинается с посещения логопеда, который изучает данные обследования маленького пациента у педиатра, психолога, невролога и других специалистов, обстоятельно беседует с родителями о том, как развивается речь дошкольника.

В ходе последующей диагностики выявляется способность ребенка к связной речи, ее грамматическое состояние, звучание и лексический запас. И что важно — у детей с ОНР обязательным является диагностирование всех психических процессов, например, слухоречевой памяти.

Далее врач составляет логопедическую характеристику, где подробно описывает состояние речевых функций ребенка, выносит заключение о степени ОНР и его клинической форме.

Логопедическая характеристика ребенка 5 лет с ОНР 3 уровня выглядит примерно так:

Степень выраженности речевого недоразвития определяет, какая коррекционная работа должна быть проведена.

Ее задачами являются:

При 1 уровне ОНР с детьми занимаются индивидуально или в небольших подгруппах из-за особенностей их психики. В силу того, что они могут не понимать речь в полном объеме, уроки проходят в игровой форме с участием сказочных персонажей.

Эти занятия расширяют кругозор, развивают самостоятельную речь на основе подражания, а также внимание, память, мышление. Звукопроизношение на этой стадии не столь важно, как правильное выстраивание словоформ, употребление предлогов и окончаний.

Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение.

Дети овладевают навыками правильного употребления существительных в уменьшительно-ласкательной форме, координации различных частей речи между собой (зеленое яблоко, много яблок, два яблока; я стою, он стоит, они стоят). Работа над произношением исправляет ошибки при замене одних звуков другими, пропуске их и перестановке, а также улучшает звучание.

Читайте также:  Задержка психоречевого развития детей с элементами аутизма

В коррекционной работе с детьми 3 уровня делается акцент на развитие навыка связной речи. Совершенствуются лексика, фонетика и грамматика.

Дети учатся определять оттенки основных цветов, образовывать прилагательные от существительных (хлебный, деревянный, лимонный), использовать в своей речи приставочные глаголы (пришел, зашел, ушел), обращать внимание на окончания в словосочетаниях. Словарный запас пополняется тематически, например, «одежда», «продукты питания», «игрушки» и т.д. Продолжается работа по улучшению звукопроизношения.

4 уровень является заключительным этапом реабилитационных мер по восстановлению речевой функции, после которого речь ребенка уже соответствует норме, и он готов к обучению в школе. Все привитые навыки развиваются. Правила грамматики, лексики и фонетики активно используются при построении фраз и предложений.

Особое внимание уделяется употреблению синонимов (радостный — счастливый — веселый — задорный) и слов с переносным значением (золотые руки, каменное сердце, волчий аппетит), которые придают богатство речи. Дети переходят к освоению чтения и письма.

Обучение детей с различной степенью ОНР успешно осуществляется в специальных учебных заведениях для школьников и дошколят. Конечно, начинать лечение заболевания следует как можно раньше, с 3-4 лет.

Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша.

Что можно сделать еще

Если в вашей жизни есть ребенок с диагнозом ОНР, особенно в тяжелой его форме, — не отчаивайтесь. Это тот случай, когда «терпение и труд все перетрут».

Да, надо много времени, много сил физических и душевных, но результат обязательно будет. Это заболевание поддается лечению, пусть даже ценой не одной тысячи маленьких шажков.

Ваше внутреннее состояние спокойствия, твердой уверенности в благоприятном исходе и неиссякаемое душевное тепло — это то, чем вы можете поделиться с маленьким человеком, и что придаст ему силы справиться со своим недугом.

Кто ведет прием в центре Ember для детей с задержками речи?

Третьякова Елена Александровна — ведущий логопед-дефектолог центра, стаж более 10 лет. Ведет прием в офисе на Новочеркасском проспекте. Работает в нашем центре с 2013 года. Огромное число положительных отзывов. Использует Дэнас-терапию и специализированные наушники Forbrain в своей работе.
Королёва Виктория Николаевна — ведущий педагог-дефектолог, стаж более 8 лет. Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга и проводит занятия в офисе. Использует Дэнас-терапию.

Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь

Посмотреть цены на занятия можно здесь

Запишитесь на консилиум (комплексную диагностику развития ребёнка) или на консультацию к конкретному специалисту по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Классификация

С учетом тяжести заболевания общее недоразвитие делится на 4 уровня.

ОНР 1 уровня

Дети с ОНР 1 уровня либо не разговаривают совсем, либо используют слоги, подкрепляя их жестами. Ребенок не может правильно воспроизвести слоги в словах, произношение нечеткое и неустойчивое, многие звуки не произносятся из-за слабого развития артикуляционного аппарата. Словарный запас таких детей очень мал. Связано это, в первую очередь с тем, что помимо проблем с произношением у детей страдает и восприятие речи (импрессивная речь), а значит, они тяжело обучаются новым словам.

ОНР 2 уровня

В отличие от первого уровня, пациенты используют короткие предложения. Этому способствует больший словарный запас, однако он все еще значительно отстает от нормы. Присутствуют серьезные проблемы в построении грамотных фраз: искажаются падежи, неправильно употребляются предлоги, союзы, формы слов и так далее. Существенно отставание в развитии артикуляционного аппарата, фонематического слуха: звуки сильно искажаются, ребенок не может фонематически анализировать слова.

ОНР 3 уровня

Для данных детей характерно использование грамматически правильных простых предложений. При построении сложных появляются сложности и ошибки. Словарный запас приближается к норме, чаще используются существительные и глаголы, реже прилагательные и наречия. Импрессивная речь также доходит до нормальных значений. При 3 уровне ОНР все еще остаются проблемы с употреблением предлогов, ударений, страдает произношение звуков, но в меньшей форме.

ОНР 4 уровня

Данная классификация ОНР появилась недавно. Данный уровень ближе всех подходит к норме.  В данном случае проблемы с произношением и построением фраз происходит только в сложных предложениях. Имеются небольшие сложности с фонематическим восприятием звуков, пониманием редких слов, поговорок и пословиц, пересказом событий и так далее. В остальном развитие соответствует норме.

Причины и диагностика

Общее недоразвитие речи появляется у детей по множеству причин. К таким относят в первую очередь:

  • Неблагоприятные факторы, воздействующие на плод во время беременности (алкоголь, курение, отравление вредными веществами и так далее).
  • Резус-конфликт матери и плода.
  • Недостаток кислорода при беременности и родах.
  • Травмы во время родов и младенчестве.
  • Слабый иммунитет, вызванный систематическими болезнями.
  • Недостаточное либо неправильное развитие речи ребенка близкими.

Данные факторы оказывают влияние на развитие нервной системы, что приводит к появлению целого ряда болезней, в том числе и ОНР.

Также общее недоразвитие бывает симптомом других заболеваний (дизартрия, афония, алалия и других).

Для точной диагностики болезни и определения формы ОНР логопед составляет анамнез пациента, проводит консультации с другими специалистами (неврологом, педиатром и т. д.).

При проверке устной речи логопед определяет развитие речевого аппарата, правильность звукопроизношения, порядок произнесения слогов и фраз, умение составлять рассказ. Далее проверяется полнота словарного запаса и развитие грамматики, умение подобрать правильные окончания и предлоги. Кроме того проверяется неречевая симптоматика.

На основании данных исследований врач определяет степень тяжести болезни и сопутствующие заболевания.

Коррекция

При коррекции общего недоразвития речи многое зависит от степени тяжести болезни.  Для ОНР 1 уровня главная задача – научить малыша понимать обращенную к нему речь, помочь самому произносить фразы, предложения, понятные окружающим людям. Для них не так важна звуковая составляющая, как умение построить грамотную речь.

С улучшением диагноза увеличиваются требования к звукопроизношению и правильному построению речи, улучшению фонематического восприятия. Дальнейшее закрепления полученных результатов, при должном усердии приводит к переходу на более легкие формы заболевания и полному выздоровлению.

Прогноз и профилактика

Коррекция ОНР – это тяжелый и длительный процесс, требующий упорства и системного подхода, как со стороны ребенка, так и родителей. Важно начать бороться с болезнью как можно раньше. Диагноз ставится врачами с 3-4 лет, однако предпосылки к нему появляются уже в первый год жизни. Многое в прогнозе заболевания зависит от причин возникновения и сопутствующих заболеваний. Однако в случае упорной работы можно получить хорошие результаты, вплоть до полного выздоровления.

Для  детей с тяжелыми формами (1-2 уровня) обучение должно проходить в специальных школах для детей со сложными нарушениями речи. При ОНР 3 уровня возможно обучение в коррекционных классах обычной школы, а с ОНР 4 уровня в обычном классе.

Профилактика болезни сводится к предупреждению причин её возникновения. Для этого матери необходимо бережно относиться к своему здоровью во время родов, избегать травм и нервных потрясений. А после родов следить за безопасностью и правильным развитием речи, нервной системы ребенка, заниматься развитием речи и неречевых психических процессов.

Симптоматика

Симптомы ОНР отличаются большим разнообразием. Все дети развиваются в их собственном, индивидуальном темпе. И является ОНР нормой или патологией, в большинстве случаев, в силах определить только специалист.

Если у ребенка обнаружились следующие проявления – не откладывая, проконсультируйтесь с квалифицированным логопедом:

  • речь ребенка неразборчива, непонятна никому из взрослых;

  • ребенок все понимает, но не может правильно выразить и передать свои мысли;

  • речь не сформировалась к 4-5 годам;

  • несогласованность речи, ребенок не правильно употребляет и согласовывает словоформы, даже хорошо известные и самые простые слова.

Классификация

Проявление ОНР принято классифицировать в зависимости от степени тяжести имеющегося недуга:

Уровень 1 – связная речь отсутствует полностью. Для общения ребенок использует отдельные звуки или звукоподражания, активно применяя жесты, мимику;

Уровень 2 – присутствуют фразы и словосочетания из 2-3 слов, однако речь слабая, словарный запас беден;

Уровень 3 – речь состоит из односложных предложений, грамматический строй речи не устойчив. Сохраняются проблемы со звуковой, а также смысловой стороной речи.

Уровень 4 – речь достаточно развита, словарный запас не плохо сформирован. Однако навык связной речи все еще развит слабо. Ребенку трудно усвоить новый материал, познавательная сторона и логическое мышление не достаточно развиты.

Причины

Причин, способных негативно повлиять на развития речи малыша, довольно много. Однако большинство из них является следствием неблагоприятного течения беременности или родов:

  • инфекционные заболевания матери;

  • токсикоз;

  • стрессовые нагрузки во время беременности;

  • злоупотребление алкоголем и курением;

  • родовые травмы;

  • применение матерью опасных лекарств;

  • патологии нервной системы;

  • гипоксия плода;

  • резус-конфликт матери и плода. 

Дополнительными усугубляющими факторами, способными спровоцировать ОНР у ребенка могут послужить частые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, а также неблагоприятная окружающая обстановка, недостаток внимания и общения, грубое обращение.

Родители должны понимать, что детям с ОНР без профессиональной помощи не обойтись. Полномасштабная коррекционная программа, систематические занятия с логопедом, а также совместная работа дефектологов, психологов, детских неврологов и, конечно же, родителей помогут ребенку скорректировать имеющиеся нарушения, максимально полно овладеть навыками речи, улучшить общее психическое и физическое здоровье.

Что указывает на речевые нарушения у детей?

Специалисты утверждают, что речевые нарушения можно определить чуть ли не с первых дней жизни ребенка. В первую очередь на это указывает монотонный слабый крик малыша.

Какие же признаки еще свидетельствуют о возможных проблемах с речью?

Возраст ребенка, месяцы Что не удается делать ребенку?
К концу  1 месяца Криком не выражает свое неудовольствие при желании кушать или другом дискомфорте.
К концу  4 месяца Не улыбается, когда с ним разговаривают.
К концу  5 Не произносит отдельных звуков или слогов, не стремится отыскать взглядом те предметы, на которые указывают взрослые («Где свет?»).
К концу  7 Не стремится обратить на себя внимание, издавая определенные звуки.
К концу 9 Не появились слова, которые состоят из одинаковых слогов («ма-ма», «па-па», «дай-дай» и т.п.).
К концу 10 Малыш не владеет восьмью слогами или звукосочетаниями, не машет отрицательно головой, не отвечает движениями руки на прощание.
К концу 12 Не произносит осмысленно ни одного слова, не прислушивается, когда звучит музыка, не выполняет простых требований («Дай мишку!» и т.д.).
К концу 15 Не употребляет осмысленно слова «мама»,  «папа».
К концу 19 Не произносит осмысленных слов, не показывает части тела, которые называют взрослые.
К концу 29 Не понимает значения слов «большой — маленький».

Если у ребенка возникают данные проблемы, то у него возможны нарушения речевого развития. Для того чтобы узнать причину их появления и установить точный диагноз, необходимо проконсультироваться у таких специалистов:

  • отоларинголога (проверит слух ребенка);
  • невропатолога (определить, есть ли у малыша органическое поражение ЦНС, в т.ч. речевых центров коры головного мозга);
  • детского психолога, дефектолога или психиатра (для определения состояния невербального интеллекта);
  • учителя-логопеда (для окончательного диагностирования).

Причины нарушения речи

Многих интересуют причины нарушения речи у детей. Факторов немало. Они могут быть как внешние, так и внутренние. Иногда они сочетаются между собой. Основными являются следующие:

  1. Внутриутробные патологии.
  2. Наследственность.
  3. Родовые патологии.
  4. Заболевания первых лет жизни ребенка.
  5. Неблагоприятные социально-бытовые условия.

Внутриутробные патологии

Очень важен первый триместр беременности, так как у плода развивается центральная нервная система, в том числе и речевые зоны коры головного мозга. Наиболее негативными факторами в этот период стают:

  • внутриутробная гипоксия;
  • инфекционные заболевания матери во время беременности (герпес, краснуха, сифилис, токсоплазмоз, грипп, скарлатина, полиомиелит, ВИЧ-инфекция, корь);
  • травмы матери во время вынашивания малыша;
  • несовместимость крови у мамы и будущего ребенка, что приводит к выработке антител в материнском организме, и, как результат, у плода выделяется токсическое вещество, которое повреждает участки мозга, что впоследствии отображается на его речи и слухе;
  • недоношенность и переношенность плода;
  • курение и употребление алкоголя и наркотиков матерью;
  • бесконтрольный прием матерью лекарств;
  • попытка прерывания беременности;
  • пребывание матери на вредном производстве, особенно в первые месяцы беременности;
  • стрессы.

Наследственность

Если кто-то из родителей начал поздно говорить, большая вероятность того, что ребенок будет иметь те же проблемы. Также к генетическим аномалиям относится нестандартное строение артикуляционного аппарата (неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом, дефекты строения нёба), заикание и проблемы в развитии речевых зон в коре головного мозга.

 Родовые патологии

Роды не всегда благоприятно проходят для малыша. Наиболее опасными для него являются асфиксия (нарушение дыхания, что приводит к  кислородному голоданию головного мозга), родовые травмы (узкий таз у матери, применение щипцов для появления ребенка).

Особого внимания в развитии будет требовать также тот ребенок, который родился с массой тела менее 1500 г и прошедший ряд  реанимационных мероприятий, среди которых и вентиляция легких.

Все перечисленные выше факторы могут стать причиной нарушения речи у ребенка.

Заболевания первых лет жизни

Первые годы очень значимы в жизни и развитии малыша. Поэтому нужно опасаться:

  • инфекционных заболеваний, особенно менингита, менингоэнцефалита, воспалений среднего и внутреннего уха (приводит к снижению и потере слуха, а значит, страдает речь);
  • травм головного мозга;
  • повреждения неба.

Неблагоприятные социально-бытовые условия

Нарушения речи очень часто наблюдаются у тех детей, у которых отсутствует эмоциональное и речевое общение с близкими людьми. Необязательно это происходит в семьях, где родители пьют или ведут аморальный образ жизни. В благополучной, на первый взгляд, семье дети могут тоже быть обделены вниманием со стороны родителей. Недостаточное количество общения, особенно с мамой, может стать основным фактором нарушения речи у ребенка.

Эмоциональную связь с матерью ребенку заменить чем-то другим очень тяжело. Будьте, родители, внимательны! Никакая игрушка им не заменит вас!

Итак, можно подвести  первый итог, чтобы понять, что необходимо для профилактики нарушений речи у детей. Самое главное, нужно знать, что речь – это сложный психический процесс. Ребенок начинает говорить тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат достигают определенного уровня развития. Это зависит очень часто от окружающей среды. Если ребенок не будет получать ярких впечатлений, ему не будут созданы условия для передвижения и общения, то в скором времени у него будут проявляться задержки как в физическом, так и психическом развитии.

Помните, что малыш очень нуждается в заботе и любви. Если его лишить полноценного общения с взрослыми или ограничить только однообразными бытовыми ситуациями, вполне вероятно, что у ребенка в скором времени будут наблюдаться речевые нарушения.

Упражнения для языка

Сразу подчеркиваем: перед тем как начать выполнять упражнения, попробуйте их сделать сначала сами, потом с ребенком, а затем научите его делать это самостоятельно. Все упражнения выполняются перед зеркалом. Они должны делаться плавно, переходя от простого к сложному.

Чтобы ребенок хорошо произносил шипящие звуки, хорошо выполнять упражнение «Заборчик»: зубки сомкнуты, губки вытянуть вперед. Удерживать такое положение около 10с.

Для произношения свистящих звуков полезно упражнение «Горка»: рот немного приоткрыть; боковые края языка упереть в верхние коренные зубы; кончик языка – в нижние передние. Удерживать нужно 10-15 с.

Для произношения [р] рекомендуется упражнение «Дятел»: рот широко открыть, язык поднять к верхним зубам, произносим [д], выстукивая по верхним альвеолам.

Логопед может предложить вам много других комплексов для разных звуков. Главное, это постоянно заниматься с ребенком. Только в этом случае возможен положительный результат в скором времени.

Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание – это немаловажный аспект во время произношения звуков. Оно необходимо для отработки умения плавно и правильно говорить. Для этого существуют упражнения, которые позволяют увеличить время ротового выдоха от 2 с до 8 с. Кроме этого, ребенка необходимо научить дышать и через рот, и через нос; делать выдох со звуком, складом и т.д.

Для этого можно выполнять упражнение «Буря». Будут  необходимы стакан с водой и трубочка для коктейля. А теперь перейдем к упражнению: рот немного открыт, язык упирается в нижние зубы,  трубочку берем в рот и опускаем в стакан. Дуем так, чтобы вода булькала. При этом щеки не должны надуваться, а губы остаются недвижимы. Поток воздуха после таких упражнений будет более целеустремленным и длительным.

Полезными будут и надувание воздушных шаров и мыльных пузырей, игры со свистульками и детскими музыкальными инструментами: губной гармошкой, дудочкой и т.д.

Очень часто дети выдумывают свои детские слова с теми звуками, что им удобно произносить. Повторение такой лексики взрослыми мы называем «сюсюканьем». Так вот, его нужно избегать. Если взрослые начнут в своей речи использовать такие слова, то они закрепятся в памяти ребенка на длительный период, что может создать проблемы в дальнейшем развитии его речи. Все слова должны поправляться после неправильного произношения. При этом ваше лицо должно быть на уровне глаз ребенка, чтобы он видел, как вы произносите все звуки.

Речь ребенка наиболее интенсивно формируется в дошкольный период. Это период от 3 до 6 лет. Образцом для подражания малышу в этом случае служат его родители.

Поэтому они с ребенком должны разговаривать:

  • правильно, без «сюсюканья»:
  • разборчиво, четко, с правильной расстановкой ударения;
  • просто (предложения состоят из 2-4 слов);
  • с повторяющимися словами на определенном отрезке времени (ребенок должен их запомнить и научиться оперировать ими в своей речи);
  • разнообразно по интонации, тембру голоса, темпу;
  • «живо», так как эмоции и жесты должны стать частью общения.

Если ребенку 4 года и вы наблюдаете стойкие нарушения в его произношении, то нужно обязательно обратиться к логопеду. Ведь к началу школы ребенок должен:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • уметь делать частичный звуковой анализ;
  • иметь богатый лексический запас, который состоит из слов, что принадлежат к различным частям речи;
  • согласовывать слова в роде, падеже и числе;
  • составлять сложные синтаксические конструкции в виде диалога или монолога.

Если  вашему ребенку поставлен диагноз, согласно с которым у вашего малыша есть нарушения речи, то занятия с логопедом ему просто необходимы. Если вы не начнете проводить полноценную коррекцию его речевых патологий, то со временем начнутся проявляться вторичные дефекты, что приведут к значительным отклонениям в развитии малыша.

Если у малыша дизартрия, дислалия или  моторная алалия

При этих заболеваниях у ребенка страдает произносительная речь. В этом «виновны» артикуляционные органы, которыми он не научился управлять. Ведь производить звуки человек может только после нескольких лет упорного труда по развитию речи. В это включены мозговые системы и периферия, управляет которыми центральная нервная система. Для того чтобы ребенок  начал правильно произносить звуки нужно объединить эти процессы в единое целое, и только в этом случае язык вместе с остальными речевыми органами при правильном дыхании и слаженной работе мозга под контролем ЦНС начнет говорить то, что необходимо.

Исправления дефектов звукопроизношения происходит, как правило, в 4 этапа. Каждый этап имеет свою цель, задачи и направление работы:

  1. Подготовительный. Целью этого этапа является подготовка к постановке звука и его автоматизации. Для этого необходимо в ребенке развивать слуховое восприятие и внимание. Этого удается достичь за счет развития слухового внимания, восприятия речи, формирования интереса к ведущему разговору. На этом этапе важно научить ребенка правильно дышать, развить у него голос. Немаловажны упражнения для губ, языка, а также всего лица. Особое место принадлежит мелкой моторике.
  2. Постановка звука. Второй этап нацелен на обучение правильно произносить звук в изолированном звучании. Для этого выполняются артикуляционные упражнения на развитие необходимых мышц.
  3. Его автоматизация. Третий этап состоит из выработки автоматически произносить звук правильно. Он вводится в слог, слова и т.д.
  4. Дифференциация. На последнем этапе ребенок учится дифференцировать звуки на слух – слуховое восприятие; закрепляет умение произносить его правильно.

Сохранить статью