Ринолалия: виды, причины, признаки, симптомы, лечение

Содержание:

Обратите внимание, что ни у одного человека с БАС не встречаются все перечисленные в данном разделе симптомы и не обязательно в указанном порядке, поскольку заболевание развивается у всех индивидуально. Кроме того, важно понимать, что не каждый из приведенных симптомов обязательно является следствием БАС. Возможно, у вас или вашего близкого имеется другая проблема, которая требует медицинского внимания. Точно также у кого-то может быть симптом, относящийся к БАС, но не описанный в данной статье. Поэтому настоятельно рекомендуем посоветоваться с врачом.
  • Подергивания мышц (фасцикуляции)
  • Мышечная слабость и скованность в суставах
  • Мышечные судороги и спазмы
  • Утомляемость
  • Боль
  • Проблемы с глотанием
  • Слюна и мокрота
  • Кашель и чувство удушья
  • Проблемы с дыханием
  • Проблемы с речью и общением
  • Эмоциональная лабильность (псевдо-бульбарный эффект)
  • Эмоциональные реакции
  • Нарушение высших психических функций
  • Что не затрагивает БАС?
  • Как справляться с симптомами?

Подергивания мышц (фасцикуляции)

Что происходит? Подергивания и ощущения сокращений мышц под кожей (фасцикуляции) часто являются первыми и самыми раздражающими из симптомов БАС. У некоторых людей они локализованы в отдельных мышцах, однако со временем могут распространяться.

Что можно сделать? По вопросам медикаментозного облегчения данных симптомов нужно обращаться к лечащему врачу. Во многих случаях подергивания со временем исчезают сами по себе.

Мышечная слабость и скованность в суставах

Что происходит? Когда количество сигналов от двигательных нейронов к мышцам снижается, последние используются все меньше и со временем теряют массу. Это приводит к ощущению слабости и может стать причиной нарушения равновесия и походки, что увеличивает риск падения.

Что можно сделать? Снижение мышечной массы невозможно остановить физическими упражнениями, т.к. заболевание прогрессирует необратимо. Однако упражнения позволяют сохранить гибкости и подвижности суставов, что способствует поддержанию функции мышц, чувства равновесия и положения тела. Чтобы получить направление к физическому терапевту, который сможет составить подходящую программу упражнений, необходимо обратиться к лечащему врачу. Также помочь может диетолог, который проконсультирует, как правильно питаться для поддержания массы тела и дальнейшего замедления темпов снижения мышечной массы.

Узнайте больше о способах борьбы с мышечной слабостью и утомляемостью

Мышечные судороги и спазмы

Что происходит? Из-за ухудшения проведения сигнала от двигательных нейронов развивается мышечное напряжение или спазмы. Это приводит к нарушению двигательной активности и координации движений, а также повышению риска падений. Внезапные мышечные спазмы могут быть крайне болезненны.

Что можно сделать? Чтобы устранить данный симптом, как правило, достаточно изменить положение тела во время отдыха в кровати или кресле. Частично проблему решают физические упражнения. Кроме того, лечащий врач может выписать лекарственные препараты для расслабления мышц.

Узнайте больше в материале «Боль при БАС»

Утомляемость

Что происходит? Снижение физической функциональности мышц требует больших энергетических затрат на поддержание ежедневной активности. К другим причинам утомляемости относят проблемы с дыханием, одышку, уменьшение поступления пищи и обезвоживание.

Что можно сделать? Составляйте план выполнения дел на день. Это поможет поддерживать баланс между активностью и адекватным отдыхом. Более подробные методики решения проблемы утомляемости может предложить физический терапевт. Важно также проконсультироваться с диетологом по поводу увеличения калорийности пищи и объемов потребляемой жидкости.

Узнайте больше о способах борьбы с утомляемостью

Узнайте больше о поддержании веса

Боль

Что происходит? Непосредственно БАС не вызывает боль и дискомфорт. Но они могут быть следствием ряда других причин. Например, боль появляется в результате спазмов мышц, общей спастичности, напряжения мышц, сдавливания кожи или запора. Поэтому важно выяснить причину симптома.

Что можно сделать? Существуют рекомендации по принятию оптимальных положений тела, поддержке, профилактике локального сдавливания и лекарственной терапии. В случае продолжительной боли необходимо обратиться в лечебное учреждение. Врач может подобрать подходящее обезболивающее.

Узнайте больше о способах устранения боли

Проблемы с глотанием

Что происходит? При поражении мышц лица, ротовой полости и гортани происходит затруднение глотания. Нарушение нормального процесса приема пищи и глотания называется дисфагия. В результате человек получает меньше питательных веществ и жидкости, что может привести к снижению массы тела.

Что можно сделать? Необходимо обратиться к логопеду и диетологу, которые проведут оценку степени нарушения глотания и изменения массы тела, а также расскажут о возможных решениях проблемы. В том числе, чтобы повысить поступление с пищей белков и углеводов, нужно скорректировать диету. Существуют также альтернативные методы, которые могут служить поддержкой или полной заменой питания.

Узнайте больше о проблемах с глотанием и питании при БАС

Слюна и мокрота

Что происходит? При нарушении глотания в ротовой полости скапливается избыточное количество слюны, что приводит к слюнотечению и связанному с ним ощущению дискомфорта. Консистенция секрета может быть как водянистой, так и густой. Повышенная вязкость связана с уменьшением количества жидкости, поступающей в организм. В этом случае слюна удаляется с большим трудном. Также из-за приема лекарств, обезвоживания, дыхания через рот или кандидоза слизистой оболочки может развиться сухость во рту.

Что можно сделать? Среди вариантов решения данной проблемы — корректировка питания, лекарственная терапия и использование аспирационных аппаратов для очистки полости рта (отсосов).

Узнайте больше о том, как контролировать слюноотделение

Кашель и чувство удушья

Что происходит? Эти явления могут возникнуть в результате попадания еды или слюны в дыхательные пути.

Что можно сделать? В настоящий момент есть действенные приемы, которые помогают бороться с данными проблемами. Об это расскажет лечащий врач.

Узнайте больше о кашле и мокроте при при БАС

Проблемы с дыханием

Что происходит? При БАС рано или поздно поражаются дыхательные мышцы. По мере прогрессирования заболевания — особенно на последних стадиях — развиваются проблемы с дыханием. Когда это произойдет, больному понадобятся дыхательные приспособления и консультация специалиста.

Что можно сделать? Если человек испытывает одышку, слабость, нарушения сна, утренние головные боли или сонливость в течение дня, лечащий врач может направить его к пульмонологу. Методы коррекции проблемы могут включать дыхательные и физические упражнения, рекомендации по созданию удобного положения тела, техники эффективного кашля, лекарственную терапию и специальное оборудование для вентиляции легких.

Узнайте больше о нарушениях дыхания при БАС

Проблемы с речью и общением

Что происходит? По мере ослабления мышц лица и гортани, а также дальнейшего снижения вентиляции легких человеку становится все сложнее говорить. Такое затруднение речи называется дизартрия.

Что можно сделать? Оценить проблему и подобрать техники ее решения поможет лечащий врач. Также рекомендуем проконсультироваться с физиотерапевтом, который посоветует оборудование или вспомогательные средства в зависимости от того, на какие манипуляции способен человек с БАС. Средства для речи и общения (их еще называют «средствами альтернативной и вспомогательной коммуникации») включают как простые методики (жестикуляция, письмо, алфавитные таблицы и пр.), так и технически более сложные (с использованием компьютера).

Узнайте больше об альтернативных и вспомогательных средствах общения

Эмоциональная лабильность (псевдо-бульбарный эффект)

Что происходит? У некоторых людей, страдающих БАС, бывают приступы неконтролируемого смеха и/или плача, которые трудно сдержать. Данные реакции бывают не у всех болеющих, и они непроизвольны.

Что можно сделать? Для облегчения симптомов можно обратиться к лекарственной терапии. Подобные реакции могут вызывать некоторое беспокойство у окружающих, однако если они будут знать, что данные проявления являются частью симптоматики БАС, им будет легче с этим справиться.

Узнайте больше об эмоциональной лабильности при БАС

Эмоциональные реакции

Что происходит? Часть больных БАС переживают целый спектр эмоциональных состояний, включая беспокойство, страх, гнев, печаль, депрессию и отрицание. Эти реакции нормальны.

Что можно сделать? Осознание своих эмоциональных состояний является первым шагом к решению проблем, связанных с переживаниями. Если данные состояния слишком ярко выражены и сохраняются достаточно долго, настоятельно рекомендуем обратиться за помощью к врачу. В отдельных случаях эффективна лекарственная терапия и/или психотерапия.

Узнайте больше об эмоциональных нарушениях при БАС

Нарушение высших психических функций

Что делать? Проблемы с памятью, обучением, подбором слов или снижением концентрации внимания известны как нарушение высших психических функций. По некоторым данным эти состояния встречаются у 35% пациентов с БАС, но протекают довольно незаметно. Лишь у единиц они крайне выражены. В этом случае говорят о лобно-височной деменции, которая сопровождается выраженным нарушением когнитивных функций.

Что можно сделать? Необходимо участие многопрофильной команды специалистов, в том числе психологов и психиатров.

Узнайте больше о нарушениях высших психических функций при БАС

Хотите обсудить свои симптомы или узнать больше о БАС?

Вы можете позвонить в Службу помощи больным БАС

по телефонам: +7 (968) 064-06-41 или +7 (968) 064-06-42.E-mail: alsmoscow@als-info.ru (для жителей Москвы и МО)alsrussia@als-info.ru (для жителей других регионов)Служба помощи людям с БАС в Санкт-ПетербургеТел.: +7 931 971 56 21E-mail: als.gaoordi@gmail.com

Что не затрагивает БАС?

Как правило, при БАС не происходит заметных изменений в перечисленных ниже системах и органах чувств. Однако течение болезни у каждого человека индивидуальны. При наличии подозрений обязательно проконсультируйтесь со своим лечащим врачом.

Вкус, зрение, осязание, тактильные ощущения и слух

В большинстве случаев упомянутые органы чувств не страдают при БАС, тем не менее, у некоторых болеющих встречаются изменения вкуса, гиперчувствительность кожи или проблемы с терморегуляцией.

Нарушений функций кишечника и недержание

Нарушения функций кишечника и мочевого пузыря обычно не встречаются при БАС, однако нарушения двигательной активности способствуют созданию дополнительных сложностей в пользовании туалетом. На фоне изменений питания, обезвоживания, беспокойства, лекарственной терапии или снижения подвижности может появиться запор. Стойкий запор может смениться диареей. Любые изменения функций мочевого пузыря и кишечника следует проверить, поскольку они могут быть симптомами других заболеваний.

Узнайте больше о проблемах с кишечником при БАС

Сексуальная функция

БАС, как правило, не влияет на сексуальную функцию, однако у больного может измениться восприятие собственной сексуальности. Физические изменения могут наложить отпечаток на все этапы интимного процесса. Открытое обсуждение возникающих проблем с партнером и врачами поможет поддержанию интимных отношений.

Узнайте больше об интимной жизни при БАС

Мышцы глаз

Движения глазных яблок у большинства людей с БАС сохранены. При поражении мышц шеи поможет использование соответствующей поддержки.

Сердечная мышца

БАС не затрагивает сердце напрямую.

Как справляться симптомами БАС?

Существует ряд способов облегчения симптомов заболевания, которые помогают поддерживать максимальную независимость человека с БАС и решать эмоциональные проблемы при БАС. Консультации специалистов и лекарственная терапия направлены в первую очередь на сохранение высокого уровня качества жизни больного в течение как можно более длительного периода.

В зависимости от симптомов и степени прогрессирования заболевания лечение может включать:

Рилузол

На данный момент методов терапии, позволяющих замедлить прогрессирование заболевания, не существует. Тем не менее, рилузол продемонстрировал определенную эффективность у людей с БАС. Ученые продолжают исследования других препаратов в лабораторных условиях и в рамках клинических исследований.

Рилузол не является лекарственным средством, однако продемонстрировал эффективность в виде незначительного увеличения продолжительности жизни больных БАС (на несколько месяцев). Данный препарат не зарегистрирован в нашей стране, поэтому его невозможно купить в России. Однако рилузол можно приобрести, например, в Европе или США.

Узнайте больше о рилузоле

Терапия нарушений дыхания

Для болеющих с проблемами дыхания существует ряд методов терапии и лекарственных препаратов. За рекомендациями по этому поводу следует обратиться к пульмонологу.

Как правило, существует два варианта действий:

  • неинвазивная вентиляция легких (НИВЛ), при которой специальный аппарат нагнетает воздух в лицевую маску, которая помогаем больному дышать самостоятельно;
  • инвазивная вентиляция легких (трахеостомия, ИВЛ), при которой производится установка воздуховода через трахеостомическую канюлю.

Узнайте больше о НИВЛ и ИВЛ в разделе «Проблемы при БАС»

Гастростомия

Узнайте о питании и уходе за гастростомой

Комплементарная терапия

Методы комплементарной терапии облегчают симптомы и снижают уровень стресса у некоторых людей с БАС. Но следует помнить, что данные методы не являются лечением заболевания.

Комплементарная терапия не входит в понятие традиционной медицины, однако способствует повышению эффективности стандартного лечения.

К методам комплементарной терапии при БАС относятся массаж, иглоукалывание, ароматерапия и рефлексотерапия.

Узнайте больше о комплементарной терапии

Важные замечания

  • Не все медицинские работники знакомы с БАС, поскольку заболевание является редким. Многие врачи могут быть не до конца осведомлены обо всех признаках, поэтому в случае обнаружения у себя или близких указанных симптомов не бойтесь задавать вопросы или просить направление к соответствующим специалистам.
  • Не у всех больных одни и те же симптомы развиваются в одно и то же время и в одном и том же порядке. Перед планированием приобретения оборудования или вспомогательных средств попросите лечащего врача оценить потребности человека с БАС, чтобы избежать лишних расходов.
  • Перед выбором метода комплементарной терапии проконсультируйтесь с лечащим врачом с целью удостовериться, что данные методы не противоречат назначенному лечению.

Введение

В настоящее время в трудах отечественных и зарубежных ученых распространено объективное мнение, что ринолалия — это наиболее сложная клиническая форма речевой патологии. И это неудевительно, так как ринолалия — это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленная некоторыми анатомическими и физологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии возникает назализованный тембр голоса, а артикуляция и фонация значительно отличаются от нормальных значений.

Так, при нормальной фонации во время произнесения различных звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.

Теоретическими аспектами возникновения ринолалии занимались такие видные ученые как Ипполитова А. Г., Нелюбова З. Г., Вансовская Л. И., Соломатина Г. Н., Соболева Е. А., Пятница Т. В. и другие.

При коррекционной работе необходимо обладать специфическими знаниями при логопедическом воздействии на ребенка. Так, Ипполитова А. Г. предложила начинать занятия при открытой форме ринолалии еще до операционного периода.

Статистические исследования показывают, то в среднем на 1000 детей рождается один с врожденной расщелиной неба и губы. Однако в целом по России цифры значительно выше. Так, по состоянию на 2012 год число нарушений на 1000 родившихся детей в России было зафиксировано в среднем 11 случаев появления детей с данным видом внутриутробного развития.

Неблагоприятная тенденция к росту рождаемости детей с данным видом патологии сохраняется.

Диагноз «ринолалия» для ребенка означает появление как функциональных нарушений, заметно влияющих на физической состояние ребенка, так и на его психологическое состояние. Поэтому в настоящее время необходим комплексный подход к коррекционно-педагогической работе с такими детьми. А это требует слаженной работы целого персонала специалистов.

Именно поэтому тема курсовой работы «Психолого-педагогическая характеристика детей при ринолалии» является актуальной, так как мы можем систематизировать все знания о данной проблеме и помочь в поиске наиболее эффективных коррекционно-педагогических форм работы.

Целью курсовой работы является рассмотрение психолого-педагогических особенностей детей при закрытой и открытой ринолалии.

Предметом курсовой работы является педагогическая методика воздействия на устранение недостатков речи у детей с врожденными нарушениями речевого аппарата.

Объектом курсовой работы является нарушение речи у детей, вызванное ринолалией.

Задачами курсовой работы является:

— рассмотрение общей характеристики ринолалии;

— изучение различных форм ринолалии;

— анализ психолого-педагогической характеристики детей с открытой и закрытой формой ринолалии;

— анализ психического и речевого развития детей с ринолалией;

— исследование основных причин и факторов возникновения ринолалии у детей;

— исследование коррекционной работы при ринолалии.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1.1 Сущность ринолалии как речевого заболевания

Ринолалия — это речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи. Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи.

Хватцев М.Е. [22] считаем, что ринолалия — это самостоятельно нарушение, в то время как Правдина О. В. и Олтушевский В. Рассматривают ее как форму механической дислалии.

Иногда ринолалия описывается под названием ринофония. С нашей точки зрения, последний термин неоднозначен с понятием ринолалия, так как он указывает лишь на специфически назальный оттенок голоса, в то время как термин ринолалия говорит о нарушении артикуляционной и акустической характеристики звука.

Мы считаем, что ринолалия является самостоятельным речевым нарушением, характеризующимся своеобразным сочетанием расстройств голоса и неправильной артикуляции звуков. В отличие от механических дислалии при ринолалии страдает произношение не только согласных, но и гласных звуков. В отличие от нарушений голоса при ринолалии страдает произношение и звонких и глухих согласных звуков.

Специалисты-логопеды более детализируют как варианты гнусавости, так и содержание самого определения термина «ринолалия», в частности, в отечественной логопедии принято различать ринолалию и ринофонию как отдельные нозологические единицы и выделять внутри этих синдромов отдельные формы. Это необходимо при определении направления и при планировании объёма логопедической работы[10].

Логопедическая наука относит к ринолалии такой дефект речевого аппарата, как врожденные расщелины нёба.

В настоящее время принята следующая классификация:

Врожденные расщелины верхней губы: скрытая расщелина, неполная расщелина: а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа; б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа.

Врожденные расщелины нёба:

1) расщелина мягкого нёба: скрытые (субмукозные); неполные; полные;

2) расщелины мягкого и твердого нёба: скрытая; неполная; полная;

3) полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба: односторонняя; двусторонняя;

4) полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого нёба: односторонняя; двусторонняя.

Расщелины бывают сквозными, полными и неполными, двусторонними и односторонними (как правосторонними, так и левосторонними).

Сквозными расщелинами считаются такие, которые, начинаясь от верхней губы, проходят через верхнюю челюсть, твердое и мягкое нёбо вплоть до маленького язычка, который также оказывается раздвоенным или же может совсем отсутствовать. Неполные расщелины могут ограничиваться только укорочением мягкого нёба, отсутствием маленького язычка или раздвоением его. Наблюдаются и незначительные дефекты костного остова твердого нёба, притом скрытые под слизистой оболочкой — так называемые субмукозные (подслизистые) щели; такая щель прощупывается при легком нажиме на задний край твердого нёба и обнаруживается при громком отрывистом произнесении звука, а в виде втягивающегося внутрь треугольника в том же месте, причем величина его будет соответствовать костной расщелине.

Заключение

Таким образом, в ходе рассмотрения курсовой работы мы пришли к выводу, что ринолалия — это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами нёба). Данные дефекты являются следствием разнообразных внешних и внутренних воздействий на раннем этапе внутриутробного развития. Отмечается также наследственный характер этой аномалии. Отрицательное влияние оказывают также заболевания матери краснухой, малярией, алкоголь, курение.

Проявляется ринолалия в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная.

В настоящее время выделяют 3 основных формы ринолалии: открытая, закрытая, смешанная. Общий признак открытой ринолалии: проход в носовую полость по тем или иным причинам остается открытым, вследствие чего все звуки произносятся с носовым оттенком. Общий признак закрытой ринолалии: проход в носовую полость всегда оказывается закрыт, в том числе и для носовых звуков, голос имеет глуховатый оттенок, как при насморке. При смешанной ринолалии наблюдается комбинация проявлений, характерных для открытой и закрытой ринолалии.

Дети с ринолалией нуждаются в комплексном воздействии логопеда, медиков и психологов. Работа по коррекции ринолалии направлена на исправление нарушений звукопроизношения и тембра голоса. Логопедическая работа при ринолалии делится на дооперационную и послеоперационную. На дооперационном этапе проводится подготовка активности мягкого нёба, нормализация положения языка, усилении мышечной деятельности губ. Послеоперационная коррекция ринолалии включает постановку правильного звуко- и голосообразования путем активизации артикуляционной моторики, голосовой терапии, стимуляции небно-глоточных мышц, массажа рубцов нёба, развития фонационного дыхания и т. д.

Список литературы

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. — М: Айрис-пресс, 2005. — 151 с.

2. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова. — М.:АСТ: Астрель, 2007. — 222 с.

3. Борозинец Н. М. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. — Ставрополь: СГПИ, 2009. — 224 с.

4. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л. С. Вакуленко. — СПб.: Детство-пресс, 2002. — 128 с.

5. Дикман К. Д. Логопедическая работа по развитию голоса у детей с риноланией / К. Д. Дикман // Логопедия сегодня. — 2008. — № 2. — С. 46−52.

6. Егорова О. А. Проблемы речевого развития дошкольников / О. А. Егорова // Дети с проблемами в развитии. — 2004 -. № 8. — С. 25−29.

7. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса при ринолалии у детей и подростков: Книга для логопеда / И. И. Ермакова. — М. Просвещение, 1996. — 143 с.

8. Зайцева Л. А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб. пособие / Л. А. Зайцева и др. — Мн.: БГПУ, 2006. — 74 с.

9. Ипполитова А. Г. Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде / А. Г. Ипполитова // Логопедия. — 2003. — С. 32−35.

10. Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие / А. Г. Ипполитова; под ред. О. Н. Усановой. — М.: Просвещение, 1983. — 95 с.

11. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Владос, 2004. — 704 с.

12. Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада / Н. В. Нищева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 120 с.

13. Орлова О. С. Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. пособие / О. С. Орлова. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. — 125 с.

14. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: Академия, 2002. — 200 с.

15. Поваляева М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. — М.: Феникс, 2003. — 448 с.

16. Понятийно-терминологический словарь логопеда: Учеб. пособие. / Ред. В. И. Селиверстов. — М.: Академический Проект, 2004. — 480 с.

17. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / авт.-сост. Г. В. Чиркина М.: Просвещение, 2008. — 33 с.

18. Пятница Т. В. Логопедия в таблицах и схемах / Т. В. Пятница. — Минск: Аверсэв, 2009. — 173 с.

19. Ринолалия: Учебное пособие / авт.-сост. Е. Е. Васильева. — Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2007. — 63 с.

20. Соболева Е. А. Ринолалия: общие сведения о ринолалии; классификация врожденных расщелин губы и неба; причины, механизмы, формы ринолалии и др. / Е. А. Соболева. — М: Высшая школа, 2006. — 128 с.

21. Соломатина Г. Н. Устранение открытой ринолалии у детей: методы обследования и коррекции. Примерные конспекты индивидуальных занятий / Г. Н. Соломатина, В. М. Водолацкий. — М.: Сфера, 2005. — 160 c.

22. Хватцев М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. — М.: Изд-во АСТ, 2002. — 258 с.

23. Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов. / Под ред. Г. В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2008. — 240 с.

Виды дефектов речи

Здесь мы приведем только перечисление, конкретнее о каждом виды вы узнаете далее. Выделяют следующие типы:

  • проблема скорости воспроизведения (быстро или медленно);
  • патология речевого аппарата;
  • заикание;
  • дефекты произношения различных звуков;
  • неправильная работа речевого аппарата, ЦНС (центральной нервной системы), головного мозга.

Не стоит самостоятельно бороться с проблемой. Если вы заметили какое-либо нарушение речи у своих домочадцев или у себя, отправляйтесь за консультацией к логопеду.

Читайте также:  Роддом № 17, Москва: условия пребывания, адрес и отзывы

Дислалия

Начнем мы с такого дефекта речи, как дислалия. Эта проблема является самой распространенной. У человека наблюдается довольно большой словарный запас, он способен правильно выстраивать и согласовывать предложения, но неправильно произносит один или несколько звуков.

Этот дефект является фонетическим, то есть нарушено звукопроизношение. У людей, страдающих от данного недуга, не наблюдается плохого слуха.

Дизартрия

Следующий дефект речи, на который мы хотим обратить внимание — дизартрия. При данной проблеме мы наблюдаем неправильное произношение всех групп звуков. Какова же причина проблемы? Все дело в работе нервов, которые связывают наш речевой аппарат и ЦНС. При дизартрии наблюдается недостаточная работа этих нервов.

У болезни есть ряд особенностей:

  • невнятная речь;
  • нарушение голосообразования;
  • неправильный ритм, темп и интонация.

Ринолалия

Дефект речи, имеющий название ринолалия, проявляется нарушением тембра голоса. Все мы когда-нибудь пробовали пародировать слона, то есть говорить «в нос». Но встречаются случаи, когда это у человека происходит само собой. Так называемое носовое звучание появляется в результате анатомического дефекта речевого аппарата.

Заикание

Сейчас рассмотрим еще один дефект речи — заикание. Характеристики его представляют совокупность нарушений нескольких составляющих:

  • темп;
  • ритм;
  • плавность речи.

Проблема данного рода возникает из-за судорог мышц лица. Заикание появляется у детей с двух лет. Особенностями заболевания являются:

  • вынужденная остановка речи;
  • повторение звуков или слогов;
  • возможно добавление ненужных звуков («а» или «и»).

Профилактика заикания

Сейчас очень коротко об исправлении дефекта речи под названием заикание. В этом разделе коротко перечислим все, что нужно строго соблюдать родителям ребенка, который страдает от данного недуга.

  • Начнем с речи окружающих малыша людей. Все должны говорить четко, правильно и неторопливо.
  • По возможности избегайте контакта с заикающимися людьми.
  • Не стоит кричать и скандалить при ребенке.
  • Любыми силами избегайте травм (как психологических, так и физических), особенно это касается головы.
  • Не стоит перегружать малыша различными впечатлениями и большим количеством информации.
  • Не торопите развитие ребенка, не стоит стараться сделать из него вундеркинда.
  • Избегайте испуга (страшные истории, фильмы и так далее).
  • Не бейте малыша и не отправляйте одного в темное помещение в качестве наказания.
  • Читайте также:  Костыли подмышечные взрослые и детские: как подобрать

    Данным термином принято называть отсутствие речи у детей возраста от 3 до 5 лет. Отсутствие может быть как полное, так и частичное. Чем вызван недуг? Недоразвитием или поражением речевой области левого полушария коры головного мозга. Это поражение может наступить во внутриутробном периоде развития или на ранней стадии.

    Помимо этого, различают два вида алалии:

    • моторная (случаи, когда малыш все понимает, но воспроизвести не может);
    • сенсорная (отсутствие понимания речи, часто замечаются повторения чужих фраз, если задать ребенку вопрос).

    Данное заболевание может развиться из-за сильной психической травмы. Малыши с таким диагнозом просто перестают говорить (речевое развитие останавливается). Как и в предыдущем случае, различают две разновидности мутизма:

    • общий (полное отсутствие речи);
    • избирательный (выражается в виде протеста на какие-либо действия или обстоятельства).

    Детский аутизм

    При данном заболевании дети не только полностью перестают разговаривать (хотя раньше их речевое развитие никак не отличалось от сверстников), но и погружаются в переживания, отстраняясь от окружающего их мира.

    При детском аутизме наблюдается отсутствие элементарных бытовых навыков и речи. К особенностям болезни относятся:

    • возбудимость и даже агрессивность;
    • зацикленность на чем-то (предпочтение одного продукта, отказ от всего остального, при этом основной показатель — внешний вид, а не вкусовые качества; пример — малыш отказывается пить сок из бутылки, так как всегда его употребляет из картонной коробки);
    • отсутствие желания контактировать со взрослыми людьми, минимальный контакт с матерью;
    • у малышей развито чувство страха, только есть одна особенность — ребенок может не бояться темноты или высоты, а вот чайник или ложка его могут сильно напугать (эти предметы были взяты в качестве примера).

    Существует и такой дефект речи у ребенка, как ОНР (общее недоразвитие речи). Такой диагноз могут поставить, если постановка конкретного диагноза затруднена.

    Читайте также:  Больно ли снимать швы? Особенности процедуры, рекомендации врачей

    Под ОНР понимают различные расстройства речи, которые могут касаться фонетики, лексики или грамматики. Отличительные особенности заболевания:

    • нарушение произношения;
    • затрудненность в различении звуков;
    • скудный словарный запас;
    • трудности со словообразованием и изменением слов;
    • несвязная речь;
    • малыш начинает говорить поздно (3-5 лет);
    • неоформленная с точки зрения грамматики и фонетики речь;
    • невозможность оформления своих мыслей.

    Куда обратиться за помощью?

    Если вы столкнулись с логопедическими дефектами речи, то вам необходима консультация врача-логопеда. Помимо этого, причина может крыться и в другом. Возможно, нарушение речи вызвано более серьезными проблемами. Иногда при дефектах речи, характеристики которых были представлены выше, необходима консультация следующих специалистов:

    • психолог;
    • дефектолог;
    • отоларинголог;
    • стоматолог;
    • невролог;
    • ортодонт и так далее.

    Не стоит пытаться самостоятельно поставить диагноз и заниматься самолечением. Говорить красиво вам поможет только опытный специалист, способный выявить точную проблему.

    Избавление

    Лечение дефектов речи происходит по индивидуальному плану. Сначала специалисту необходимо выявить причину, которая влияет на произношение, только после этого — составить индивидуальный план занятий.

    Если у вашего ребенка выявили какой-либо дефект речи, то родителям стоит запастись терпением. Ведь хороший результат зависит от нескольких факторов:

    • регулярность;
    • усердие;
    • настойчивость.

    Так как дефектов речи существует большое множество, методов избавления от них также наличествует большое количество. Если после излечения основной проблемы речь пациента не улучшается, то логопеды советуют дыхательную гимнастику или речевую терапию. Эти два метода очень часто применяют после инсульта.

    Источник

    Причины патологии

    Дизартрия у детей встречается в 5% случаев. Ее возникновению способствуют такие факторы:

    • Гипоксия. Легкая или тяжелая нехватка кислорода плоду в процессе беременности и во время родов.
    • При резус-конфликтной беременности.
    • Недоношенность. Появление на свет ребеночка раньше срока.
    • Асфиксия.
    • Травмы при родах.
    • Длительная желтуха новорожденных. Гемолитическая болезнь, в которой может развиться также ядерная желтуха.
    • Заболевания головного мозга (менингит, энцефалит, опухоли, черепно-мозговые травмы).
    • Гнойный отит.
    • Токсикоз при вынашивании.
    • Физиологические заболевания мамы. Часто малышам передаются токсические вещества, вырабатывающиеся в результате заболеваний мамы во время беременности. Особенно это опасно в первый триместр.

    Это основные причины внутриутробного поражения нервной системы плода. Но также дизартрия может развиться в результате сложностей в раннем возрасте. К причинам возникновения такой болезни в раннем возрасте относят:

    • Нейроинфекции. Перенесенные инфекции головного мозга (менингит и энцефалит) в младенчестве.
    • Гидроцефалия. Воспаление оболочек или перенесенные травмы головного мозга.
    • Тяжелые интоксикации. Они возникают в результате внутренних процессов в организме (инфекционные заболевания), а также внешних воздействий.
    • ЧМТ. Черепно-мозговая травма в возрасте до 3-х лет.

     Медиками доказано, что у детей развитие этой патологии связано и с наличием ДЦП. Важно приводить малыша на плановые осмотры специалистов, чтобы не пропустить заболевание.

    Вся подробная информация по задержке речевого развития детей — поможет справиться не только с отставанием в развитии, но и победить дизартрию.

    Симптомы

    Родители детей дошкольного возраста сразу замечают, что с речью ребенка что-то не в порядке. Она полностью искажается. Это видно по следующим симптомам:

    • . Темп речи ребенка неустойчив.
    • . Сила голоса недостаточная.
    • Нечеткость

      . Речь звучит смазанно, нечетко, ребенка трудно понять. При стертой дизартрии слышны отдельные фонетические дефекты. Активность речи снижается.

    • Брадипноэ

      . Наблюдается затрудненное неритмичное дыхание.

    • Бедность эмоций. Иногда ребенок при разговоре не выражает никаких эмоций. Это происходит не оттого, что он никак не реагирует на окружающие ситуации, а из-за патологического отсутствия мимики.
    • Нарушение движения артикуляционных мышц. Сопровождается спазмом, при котором ребенок не может расслабить губы, шею, язык. Этот спазм может сменяться гипотонией мышц, при которой язык вялый, неподвижный, губы не смыкаются.

    В младенческом возрасте родители уже могут предполагать наличие этого заболевания. Ребенок часто срыгивает, поперхивается, испытывает трудности при сосании. На протяжении первого года у него не много лепета, агуканий, первые слова он произносит со значительным опозданием (они могут не появляться до 2,5 лет).

    Психологическая и педагогическая характеристика детей

    Обследование детей с этим дефектом показало, что они имеют трудности не только с речью. У них не развита мелкая моторика мышц, а это отражается на умении застегивать пуговицы или шнуровать обувь, правильно держать карандаш, нажимать на него при необходимости, вырезать ножницами сложные фигурки (таким детям трудно научиться пользоваться ножницами).

    В плане физического развития ребенок с дизартрией также страдает. Он не может правильно выполнять упражнения, танцевальные элементы, такое для него не под силу. Сложно больные дети воспринимают ритм музыки, со стороны видно, что они неуклюжи.

    Эта патология нервной системы разделяется на несколько видов:

    1. Холодовая

      . Человек не может совладать со своим языком после пребывания на холоде.

    2. Корковая

      . Поражается кора головного мозга в той зоне, которая отвечает за артикуляцию. В этом случае ребенок будет соблюдать структуру слова, но слоги произносить неправильно.

    3. Подкорковая

      . Поражаются подкорковые структуры. Такое поражение сопровождается тем, что ребенок говорит «в нос», речь трудно понять, она смазанная.

    4. Бульбарная

      . Поражаются ядра нескольких нервов в продолговатом мозге. Отличается от остальных видов тем, что ребенок постоянно испытывает трудности с глотанием.

    5. Псевдобульбарная

      . Поражение путей от коры головного мозга до ядер нервов. При нечетком произношении можно заметить монотонность речи человека – это основной симптом этого вида.

    6. Мозжечковая

      . Поражается мозжечок, для этого вида характерна протяжная речь, у человека постоянно изменяется громкость речи.

    Степени нарушения произношения

    • 1-я – это стертая форма патологии, выявить ее могут только при специальном обследовании.
    • 2-я – речь окружающие понимают, но есть дефекты, которые заметны всем, стертая речь усугубляется.
    • 3-я – произношение затруднено, речь ребенка могут понять только близкие люди.
    • 4-я – сложная форма патологии, речь либо отсутствует, либо она есть, но ребенка никто не может понять.

    В чем состоит опасность

    Ребенок не всегда может правильно воспринимать речь окружающих, что приводит к постоянному нарушению слухового восприятия речи окружающих. Из-за этого у него нарушается адаптация в социуме. Такие дети испытывают трудности в учебе, так как наряду с дизартрией у них развивается дисграфия.

    Диагностика

    Чтобы исключить другие патологии органов, которые симптоматически сходны с дизартрией, ребенка направляют на консультацию к неврологу, логопеду, ЛОРу.

    Обследование детей с дизартрией начинается с назначения таких исследований:

    • Электроэнцефалография

      . Определение активности головного мозга. Это важное исследование, так как оно показывает активность разных долей мозга, отвечающих за разные действия.

    • Электромиография

      . Определяется мышечная активность ребенка, это исследование показывает, как мышцы реагируют на раздражитель.

    • Электронейрография

      . Определение скорости проведения импульса по нервам.

    • МРТ головного мозга

      . Компьютерная диагностика, показывающая активность внутренних структур мозга, наличие отклонений в строении и новообразований.

    • Транскраниальная магнитная стимуляция

      . Безболезненная магнитная стимуляция различных участков мозга для определения их реакции и активности.

    Для выбора методов лечения осмотр у логопеда осуществляется поэтапно:

    1. Оценка речи

      . Оцениваются нарушения речи ребенка, как он произносит слова, его темп и ритм речи. Как малыш воспринимает обращения к нему, какой у него словарный запас.

    2. Физиология

      . Определяются патологии, не имеющие ничего общего с артикуляционным аппаратом. Как развита лицевая мускулатура, какое дыхание у ребенка.

    3. Мимическое исследование

      . Логопед обследует работу мышц лица.

    4. Характеристики речи

      . Тщательно анализируются особенности произношения, темпа, звуковой интенсивности и ритма речи.

    5. Письменная речь

      . Дети школьного и дошкольного возраста старше 5-ти лет предоставляют написанный текст, по которому происходит анализ письменной речи.

    Лечение дизартрии у детей с маленьких лет происходит с привлечением нескольких специалистов. Комплексный подход важен в получении положительного результата.

    Работа логопеда

    Специалист разрабатывает индивидуальные занятия для детей, обязательно используется речевая карта, в которой отображаются все виды занятий с ребенком, его успехи. В ней обозначены методы диагностики дефекта и рекомендации по его коррекции, лечению.

    Основной упор в работе логопед делает на развитие:

    • Мелкой моторики

      . Ребенку предлагаются обучающие игры для пальчиков, проводится гимнастика.

    • Артикуляции

      . Лечебная гимнастика для языка, губ, щек, проводится логопедический массаж.

    • Дыхания. Производится дыхательная гимнастика, позволяющая нормализовать темп и интенсивность речи.
    • Произношения

      . Специалист подбирает упражнения для закрепления навыка правильного произношения.

    • Коммуникация и выразительность

      . Дети дошкольного возраста учатся выражать свои мысли, на занятии отрабатывается эмоциональность речи, ее коррекция.

    Логопед чередует групповые и индивидуальные занятия. Индивидуально он прорабатывает конкретные слова, следит за правильностью произношения, делает массаж. Групповые занятия по-своему полезны. Участвуя в групповом задании, маленький пациент непроизвольно развивает свою речь, пополняет словарный запас.

    Медикаментозные мероприятия

    Для лечения ребенка используются также медикаменты. Они назначаются неврологом для лечения основного неврологического заболевания. Чаще всего это ноотропы, такие, как «Пантогам», «Глицин», «Глицисед», «Нообут» и другие. Они помогают ребенку воспринимать информацию, так как стимулируют когнитивные процессы, улучшают память, внимание и мыслительные процессы.

    Дизартрия у детей лечится не только с помощью лекарств. Для стимуляции работы головного мозга в лечении используются точечный массаж, лечебная физкультура и ванны, физиотерапия и другие дополнительные методы нетрадиционной медицины:

    • Гирудотерапия

      . Лечение медицинскими пиявками.

    • Иглоукалывание

      . Через определенные точки на теле пациента происходит стимуляция активных зон, используется для лечения или при снятии боли.

    • Изотерапия

      . Лечение с помощью рисования.

    • Песочная терапия

      . Лечение с использованием песка.

    • Дельфинотерапия

      . Занятия с дельфинами для расслабления или тонуса мышц.

    Лечение дома

    Для закрепления успехов на логопедических занятиях, медикаментозной поддержки и других манипуляций ребенок должен и дома продолжать лечение.

    1. Массаж для языка

      . Повернуть его в разные стороны, показать изо рта, спрятать, поболтать между губами. Несколько раз облизнуть губы, перемещение кусочка сахара во рту от одной щеки к другой.

    2. Гимнастика для щек

      . Проводится с помощью их надувания, поочередного надувания, имитации сосательных движений, вибрации губами.

    3. Упражнения для нижней челюсти

      . Приоткрывать и закрывать рот, зубами захватить марлевую повязку, которую другой человек старается вытянуть.

    4. Речевое дыхание

      . Таким детям крайне важно научиться правильно дышать. Проводится дыхательная гимнастика

    Воспитание детей с дизартрией

    Когда детки начинают понимать, что отличаются от других, они замыкаются в себе, отмалчиваются. Но этого нельзя допустить, важно установить с ними дружеский контакт. Такие детки не должны ощущать себя хуже других. Для этого родителям нужно применять комплексное лечение и сохранять тесную эмоциональную связь с ребенком. Также важно, чтобы мелкая моторика детей с дизартрией постоянно развивалась. Это улучшит познавательные процессы в головном мозге.

    Прогноз течения болезни

    Прогноз заболевания зависит от вида патологии нервной системы. Стертая и псевдобульбарная дизартрия имеют благоприятный прогноз с условием соблюдения всех рекомендаций невролога и логопеда, выполнения домашних заданий. Есть случаи восстановления речи в результате усиленного лечения.

    Профилактика

    Предотвращение этого дефекта начинается с момента зарождения новой жизни. Предупреждение токсического и инфекционного воздействия на плод, его травм в родах снижает риск развития дизартрии. Восстановление нормальной речи после постановки диагноза зависит от вида, степени дефекта, усердия и настойчивости родителей.

    Дизартрия – не приговор, ее лечат и корректируют специалисты. Важно поддержать ребенка для достижения максимальных результатов.

    Дизартрия и её причины.

    Главной её причиной является повреждение нервных центров в головном мозге, ответственных за артикуляцию (способность владеть органами, ответственными в звукообразовании и произносить членораздельные звуки, формирующие разговорную речь).

    Дизартрия может встречаться в любом возрасте- у детей и взрослых.

    К таким причинам относят:

    • перенесенные черепно-мозговые травмы
    • инсульты (особенно стволовые)
    • перенесенные инфекционно-воспалительные заболевания головного мозга (энцефалиты, менингиты и т.д.)
    • детский церебральный паралич
    • опухоли головного мозга
    • демиелинизирующие заболевания головного мозга (например рассеянный склероз)
    • внутриродовые травмы у детей

    Как видите, причины у этого нарушения речи довольно специфичны и дизартрия имеет довольно определенное происхождение. Отсюда и главный вывод, что её коррекция должна быть направлена на устранение главной фактора, который привел к её возникновению, то есть, лечение основного заболевания!

    Дизартрия: лечение и диагностика.

    Заключение “дизартрия” обычно может быть поставлено уже сразу после осмотра невролога или логопеда, применение высокотехнологичных методов обследования направлено в основном на установления её причины. При осмотре невролога, дизартрия– важный признак заболевания центральной нервной системы и может указывать на наличие патологического очага в стволе или определенных зонах коры головного мозга, хотя, существуют и другие варианты расположения очага, при которых встречается подобные симптомы нарушения способности нормально говорить, хотя и реже.

    Диагностика заболеваний головного мозга может привести к уточнению его происхождения, примером таких диагностических исследований могут быть компьютерная и магнитно-резонансная томография головного мозга.

    Неоценимую помощь не только в лечении, но и в указании предполагаемой причины нарушения речи может оказать логопед.

    Дизартрия тоже бывает разная и её разновидность может указать на причину возникновения её, как симптома.

    Её виды:

    • спастическая
    • вялая
    • односторонняя верхнемоторная
    • атаксическая
    • гиперкинетическая
    • гипокинетическая
    • смешанная

    Лечение дизартрии, повторюсь, проводится в соответствии с потребностью в терапии основного заболевания, вызвавшего этот дефект при разговоре человека. Коррекцию произношения в полном её объеме может провести логопед. Для этого специалистом проводится комплекс логопедических занятий, по мере проведения которых, разговорная речь становится лучше и понятнее.

    Итак, сегодня мы обсудили вопрос на тему дизартрия- что это такое? Описали основные принципы, согласно которым проводится диагностика и лечение, перечислили причины её появления, симптомы и её виды. Если у Вас есть какие-то вопросы и Вы хотите прокомментировать статью- милости прошу, Вы можете это сделать чуть ниже в соответствующей графе.

    Спасибо за внимание, автор статьи врач-невролог Постников Александр Юрьевич, Санкт-Петербург.

    • Нравится

    Что такое брадилалия

    Брадилалия, такое название дано заболеванию, при котором больной имеет постоянные трудности с произношением отдельно стоящих звуков, а также у него наблюдается нарушение в темпе и ритме речи. Но стоит отметить, что патология не отнесена к характерным недугам, при которых подобные симптомы спровоцированы судорожными схватками.

    В особо тяжелых проявлениях заболевание может вызывать заикание у пациента. При такой патологии замедляется не только внешняя речь, отмечены случаи, когда внутренняя речь тоже останавливается, а также все это сказывается на процессе письма и чтения.

    Проявляются изменения в голосе, брадилалия накладывает отпечаток на темп, окраску эмоциональную, выразительность и артикуляцию. Но у пациента с такими показаниями, при замедленном воспроизводстве речи, не нарушается ее координация. Если заболевание протекает в слабой или средней степени, то, порой, это проходит незаметно для обычных людей.