Сигматизм: причины, симптомы, лечение и коррекция шепелявости

Ситуация, когда дети плохо выговаривают или не выговаривают вовсе некоторые буквы алфавита, очень распространенная. Буква «Ш» является одной из наиболее сложных в произношении. И это касается практически всех шипящих.

Если произношением ребенка постоянно заниматься, то он очень быстро научиться говорить букву «Ш» без привлечения логопеда. В этой статье мы рассмотрим основные причины возникновения проблемы, а также изучим упражнения, которые в дальнейшем вам очень помогут.

Если вы замечаете, что ваш ребенок плохо выговаривает эту букву, то желательно пройти обследование у логопеда. Возможно, проблема неправильного произношения вызвана нарушением слуха. В этом случае необходима помощь специалистов.

Содержание:

Коррекция умственной осталости

Умственная отсталость сама по себе неизлечима, но ей нередко сопутствуют расстрой­ства, поддающиеся лечению при ранней диагнос­тике.

Хотя в большинстве случаев умственной отсталости поведенческие и эмоциональные расстройства отсутствуют, их частота у умственно от­сталых значительно выше, чем у детей с нормаль­ным интеллектом. Эти расстройства нередко дела­ют необходимым помещение умственно отсталого ребенка в специализированное учреждение для по­стоянного пребывания и коррекции, сужают возможности тру­доустройства и социальной адаптации. Диагнос­тика некоторых поведенческих и эмоциональные расстройств при выраженной умственной отстало­сти затруднена из-за ограниченных возможностей больных к пониманию, общению, интерпретации и обобщению. Некоторые расстройства умственная отсталость маскирует. Например, диагностировать СГДВ при умеренной и тяжелой умственной отста­лости удается только в случаях его яркой выражен­ности. Весьма трудно понять характер расстройств мышления при аутизме. Наконец, некоторые по­веденческие расстройства (самостимулирующее, самоповреждающее и стереотипное поведение) свойственны только умственной отсталости.

В оценке поведения следует исходить из того, насколько оно соответствует ум­ственному, а не хронологическому возрасту ребен­ка. В некоторых случаях улучшить поведение по­могает изменение обстановки, например создание для него более подходящих условий учебы. В опре­деленных ситуациях полезны поведенческая тера­пия или психотропные лекарственные средства.

На основные симптомы медикаментозная коррекция умственной отсталости не влияет. Ни один лекарственный препарат не способен повысить интеллект, но медикаментозное лечение быва­ет полезно при сопутствующих поведенческих и эмоциональных нарушениях. Обычно для коррекции применяют препараты, направленные против того или иного симптомокомплекса — СГДВ, самоповреждающего поведения, агрессивности, тревоги, депрессии. Прежде чем назначать психотропный препарат на длительное время, следует провести пробный ко­роткий курс. Даже если он эффективен, следует не реже 1 раза в год оценивать целесообразность продолжения его применения.

При коррекции умственной от­сталости ребенку необходим постоянно наблюдаю­щий педиатр, способный ответить на все интере­сующие родителей вопросы, помочь им координи­ровать усилия, обсудить с ними их опасения. В за­дачи педиатра входит предотвращение умственной отсталости, ранняя диагностика ее и сопутствую­щих расстройств, координация усилий специали­стов, первичная медицинская помощь, поддержка родителей и ребенка. Эти задачи решаются путем лечения соматических расстройств, обучения, мер, направленных на социализацию, организации до­суга, лечения поведенческих и других сопутству­ющих расстройств, поддержки родителей и других членов семьи.

Проверяем уровень произношение «Ш» у ребенка

Перед проведением занятий по коррекции звука необходимо проверить, имеет ли место проблема вообще. Нарушение произношения шипящих может происходить в форме сигматизма (это дефект произношения непосредственно звука) или парасигматизма (полная замена его на другой). Последний случай встречается достаточно часто. Например, ребенок вместо слова «шапка» говорит «апка» и т.д.

Произношение звука «Ш» может быть нескольких типов:

  • Межзубное. В этом случае он становится шепелявым, а язык при произношении ребенок просовывает между зубами;
  • Носовой сигматизм. Ребенок говорит букву «Ш» в нос, в результате чего создается своеобразный аккустический эффект;
  • Боковой сигматизм. Звук имеет ярко выраженный хлюпающий оттенок;
  • Призубный парасигматизм. В этом случае при произношении ребенок упирает язык в зубы, из-за чего результат больше становится похожим на «Т»;
  • Губно-зубной парасигматизм. В этом случае «Ш» заменяется звуком «Ф». Такое явление часто наблюдается при нарушении прикуса;
  • Свистящий парасигматизм. Ребенок произносит вместо «Ш» свистящий «С».

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.

Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)

Важно учитывать, что проблема может быть с произношением и других шипящих. Поэтому, если вы решили научить ребенка говорить букву «Ш», то следует быть готовыми к тому, что придется корректировать и другие звуки.

Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.

Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей

Выделяют несколько основных причин неправильного произношения:

  • Физиология, т.е. неправильный прикус, слишком крупный язык, высокое небо и т.д.;
  • Ребенок долго использует соску. В этом случае портится прикус, из-за чего страдают многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
  • «Сюсюканье» с малышом. Ребенок подражает старшим, коверкая речь;
  • Нарушение речи у взрослых. Малыш может копировать речь родителей, если они говорят неправильно;
  • Завышенные требования родителей. Часто родители слишком много требуют, не показывая правильную артикуляцию;
  • Отставание в развитии. Если не до конца сформировано мышление, память и внимание, то речевое развитие также будет страдать;
  • Нарушение слуха или малыш плохо распознает звуки на слух.

Выявить точную причину проблемы может только специалист. Поэтому, если вы уже продолжительное время не можете научить ребенка выговаривать букву «Ш», то следует обратиться к специалисту.

Тренируем правильное произношение буквы «Ш»

Перед тем, как переходить непосредственно к упражнениям по постановке «Ш», необходимо провести артикуляционную гимнастику, которая способствует усилению подвижности органов речи.

Разминаем язык

Для разминки языка можно воспользоваться следующими упражнениями:

  • «Блинчик». Ребенок должен положить распластанный язык на нижнюю губу и задержать на ней не менее 10 секунд;
  • «Чашечка». Нужно распластать язык на нижней губе, приподняв его края и кончик. В результате формируется своеобразная чашечка;
  • «Болтушка». Аналогично с предыдущим упражнением, но при этом язычок-чашечка поднимается и опускается;
  • «Лошадка». Одно из самых любимых упражнений для ребенка, ведь он должен цокать языком, извлекая звук, похожий на топот лошадиных копыт.

Чтобы «ученику» было не скучно, сопровождайте упражнения веселыми историями. Также желательно делать упражнения перед зеркалом.

1) , из чего оно состоит и почему оно так необходимо для вашего малыша.2) Стоит ли употреблять манго во время беременности, .

Разминаем губы

Для разминки губ подойдут следующие упражнения:

  • «Хоботки слоников». Ребенок должен поочередно делать широкую «трубочку» (губы находятся в положении для произношения буквы О), а затем узкую (губы находятся в положении для произношения буквы У);
  • Чередование узкой «трубочки» и улыбки. Следите, чтобы улыбка получалась широкой;
  • «Удивление». Губы ребенка при этом занимают положение, как при звуке О.

Основные методы постановки звука «Ш»

Логопедические занятия на букву «Ш» начинаются с выработки произношения изолированного звука. Один из наиболее эффективных способов – это постановка звука от других звуков.

Если ребенок звук «Т» выговаривает хорошо, то это один из самых простых способов. Для этого ребенок должен произносить «Тс-с-с» до тех пор, пока не добьетесь нормального произношения. После этого попросите его проделать ту же процедуру, но «спрятав» язык за зубами. В результате получиться звук «Ш».

Если сомневаетесь, то можете проделать это самостоятельно. Для закрепления подойдет упражнение «шипящая змея». Для разнообразия делайте ассоциации этого звука со звуком спущенного шара или шипением кота.

Шипящие всегда вызывают у детей трудности. И звук «Ш» является одним из наиболее сложных. Представленные в данной статье рекомендации помогут вам выявить проблему как можно раньше и добиться избавления от нее. Достаточно просто приложить немного усилий, и вашему ребенку в дальнейшем будет легче в общении.

Одной из самых частых причин обращения к логопеду становится «трудная» буква Р. На самом деле довольно много детей с раннем возрасте не справляются с произношением.

Если сначала неправильно произносимые малышом слова вызывают у родителей умиление, то через некоторое время эта ситуация чаще всего начинает их беспокоить.

Так, как научить ребенка говорить букву Р, если он никак не может справиться с ее произношением? В каких случаях картавость можно списать на возраст малыша, а в каких случаях ему срочно требуется помощь логопеда?

Для того, чтобы решить проблему важно понимать, почему она возникла.

Почему ребенок не выговаривает букву Р?

Если ребенок не выговаривает какие-то буквы, в том числе букву Р, на языке логопедов это называется дислалия. Дислалию отличает отсутствие в речи ребенка какого-либо звуки при полной сохранности слуха и нормальной работе самого речевого аппарата.

Почему такое может происходить?

  1. Ребенок может иметь неправильный образец для подражания. Например, кто-то в близком его окружении неправильно говорит буку Р.
  2. Когда в семье говорят сразу на двух языках, ребенок может элементарно путаться, что и усложняет отработку произношения звуков.
  3. Это может быть случайный выбор ребенком неверной артикуляции.
  4. В семье просто не обращают внимание на отсутствие звука Р в речи ребенка, его не поправляют.
  5. Ребенок может быть ослаблен в результате частых физиологических или неврологических заболеваний.
  6. Фонематический слух недоразвит, т. е. не четко определяет звук в речи других людей.

Договоримся, что все эти — вполне устранимые — причины возникают на фоне абсолютно корректной работы физиологической составляющей, то есть у ребенка нет нарушений слуха и работы артикуляционного аппарата.

Итак, сложности подстерегают малыша со всех сторон. Впрочем, есть дети, которые успешно минуют эту проблему и произносят букву Р четко и чисто. А что делать, если эта буква никак не дается?

До какого возраста картавость считается вариантом нормы?

Сами логопеды признают, что «бить тревогу» следует лишь по достижению ребенка 5-летнего возраста. До 5 лет он имеет полное законное право не произносить некоторые буквы.

Объясняется это тем, что речевой аппарат до этого возраста еще развивается и ему требуется время, чтобы справиться со всеми сложностями.

Однако это вовсе не означает, что родители должны сидеть сложа руки. В домашних условиях можно заниматься с ребенком укреплением мышц язычка, делая упражнения и подготавливая речевой аппарат к произнесению этой сложной буквы.

Как можно заниматься дома, чтобы научиться произносить букву Р?

Родителям необходимо себе уяснить, что коварная буква не произносится, потому что мышцы язычка еще слабые и не могут правильно себя вести. Однако, при этом ошибкой стало бы заставлять ребенка упорно повторять скороговорки и стишки на букву Р, пока они просто не в силах еще его произнести.

Занимаясь без логопеда, домашние занятия следует строить таким образом:

  1. Сначала подготовить язычок специальными упражнениями.
  2. Затем учиться говорить букву Р четко в слогах и саму по себе.
  3. И лишь затем закреплять ее, заучивая скороговорки.

Зарядка для языка: артикуляционные упражнения

Занимаясь с ребенком упражнениями, не забывайте, что все они должны проходить в игровой форме. И дело не только в том, что вообще вся деятельность малыша в этом возрасте проходит в игре.

То, что вам кажется совсем легким, вашему малышу поначалу будет даваться совсем непросто. Мышцы язычка еще не готовы так резво двигаться. Некоторые упражнения будут даваться ему через силу и утомлять. Поэтому только с помощью игры и поощрений вы сможете добиться регулярности занятий.

Грибок

Язык нужно «приклеить» к верхнему небу, как при цокании «лошадкой». Подержать в таком положении около 10 секунд, отдохнуть. Повторить 3-5 раз.

Чистим зубы изнутри

Кончик языка с силой проводит по зубам изнутри — от десен к верхушке зуба. Повторить 5-8 раз.

Маляр

В улыбке приоткрыть рот, приподнять язычок наверх и осторожно «гладить» небо от зубов до горлышка и обратно. Повторяем 8 раз.

Гармошка

«Приклеить» язык к верхнему нёбу, как в упражнении «Грибок» и опустить челюсть вниз как можно сильнее. Закрывать рот и опять открывать. Язычок при этом остается приклеенным. Повторяем 5-8 раз.

Футбол

Твердый кончик языка упирается то в одну щечку, то в другую. Взрослый оказывает пальцем сопротивление, нажимая на появившийся на щеке «мячик».

Причесываем язычок

Слегка прикусить кончик языка и продвигать его через зубы вперед и назад. Повторяем несколько раз.

Все эти упражнения постепенно тренируют язык, готовят его к произнесению буквы Р.

Освоив их, можно приступить к тренировке рычания. Для этого тоже есть специальные упражнения.

Заводим мотор

Широко улыбаясь, приоткрыть рот, поднят язык наверх и с силой ударить по альвеолам, произнося «дын-дын-дын». Поначалу мотор работает медленно, потом ускоряется. Тренируемся по 5-10 секунд.

Еще один вариант — заводим мотор, говоря «д-д-д». Через пару секунд попросите ребенка сильно дунуть. То есть звук «д» должен произноситься на сильном выдохе.

При этом малыш сможет почувствовать ту самую вибрацию, которой пока не хватает для произнесения звука Р.

Волшебная палочка

Вам понадобится обычный медицинский шпатель или чайная ложка. Существует и специальный логопедический шпатель, вы сможете приобрести его в аптеки или интернет магазине. Однако многие успешно заменяют шпатель детским пальчиком.

Ребенок должен говорить звук «жжж», приоткрыв рот, а вы постепенно шпателем продвигаете кончик языка выше к нёбу. Попросите ребенка говорить и сильно дуть, как в упражнении выше, при этом сами опробуйте двигать шпатель вправо и влево, создавая вибрацию.

Слушаем Р твердый

Все то же самое, что и в предыдущем упражнении, только ребенок произносит звук «ззза». Здесь и вы, и малыш должны четко услышать твердый звук Р. Более подробно о работе над этим звуком расскажет следующее видео:

Р мягкий

Для того, чтобы услышать мягкий звук Р как в словах «рис», «ритм», ребенок должен говорить на выдохе «зззи». Ваша задача — опять же создавать вибрацию шпателем.

Освоившись с этими заданиями, можно просить ребенка повторять слоги и отдельные слова, в которых есть наша «важная» буква. Вы можете придумывать их сами или приобрести логопедические пособия.

И лишь когда звук Р уже стал появляться в речи, нужно переходить к разучиванию скороговорок. Эта ступень называется закрепление. Напомним, что все равно каждое занятие следует начинать с зарядки для язычка.

Скороговорки для закрепления произношения

Дети любят веселые скороговорки и потешки. Вы снова можете обратиться к пособиям, а можете сочинять их вместе. Помните, что только ваша поддержка и хорошее настроение помогут вашему ребенку справиться с такой сложной задачей.

Примеры скороговорок на произношение буквы Р:

  • «Трое трубачей трубят в трубы»;
  • «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали»;
  • «У Кондрата куртка коротковата».

Ну и классика — про траву на дворе и дрова на траве или история про Греку, который ехал через реку.

Более сложные скороговорки для выговаривания буквы Р представлены ниже (нажмите на картинку для увеличения):

Кстати, это скороговорки не всегда легко даются даже взрослым. Можно поиграть — кто быстрее и чище их произнесет.

Когда нужно обращаться за помощью к логопеду?

К сожалению, бывает и так, что вы прикладываете массу усилий, а результат недостижим. В таком случае правильным решением будет обратиться к специалисту.

Логопед проведет осмотр ребенка, побеседует с ним и с вами и выяснит, в чем причина проблем с произношением букв. Мы говорили выше, что важно исключить физиологические нарушения, не позволяющие ребенку правильно говорить.

Возможно, вас направят к другим специалистам — неврологу, ортодонту или стоматологу, которые помогут малышу победить картавость. А, может быть, крохе понадобится логопедический массаж.

Кроме того, логопед сможет показать, как делать упражнения и проконтролировать их выполнение.

Лучше не оставлять ситуацию неразрешенной, ведь в дальнейшем это может оказать влияние на успеваемость ребенка в школе. Однако не стоит впадать в панику. Покажите ребенку, что вы готовы ему помочь и научите его преодолевать сложности.

Ваша поддержка и приложенные усилия дадут ему впоследствии много больше, чем четкую дикцию. Уверенность в себе и способность учиться и трудиться — вот чему вы научите своего ребенка.

Речевой аппарат ребенка развивается постепенно. Поэтому многие сложные звуки дети часто не выговаривают в раннем возрасте. Одним из наиболее проблемных считается звук «р». Иногда даже дети младшего школьного возраста не выговаривают этот звук. Быстро научить ребенка говорить букву «р» поможет логопед. Зная упражнения для развития речевого аппарата научить ребенка говорить букву р можно и самостоятельно.

Почему ребенок не говорит букву «р»

Звук «р» не зря считается одним из сложных звуков для произношения в русском языке. Это звук дети учатся произносить дольше всего. Для четкого постановки звука «р» должен быть достаточно хорошо развит речевой аппарат, чего у ребенка пока не наблюдается. Попробуйте произнести это звук. Кончик языка при произношении касается неба, а боковые части языка прижаты к верхним жевательным зубам.

Воздух выходит с такой силой, чтобы передняя часть языка вибрировала. Речевые связки напряжены, и даже в горле чувствуется дрожание. Очень непросто настолько хорошо управлять своим речевым аппаратом для крохи. Поэтому звук «р» дети начинают произносить ближе к 5-6 годам.Если к указанному сроку ребенок все еще не осилил эту букву, то причинами этого могут быть:

  1. Особенности строения языка.А именно, короткая подъязычная уздечка. При этом язык просто не достает до неба. Необходимо ее разрабатывать специальными упражнениями, или же выполняют подрезание уздечки.
  2. Неразвитость артикуляции. Язык в таком случая малоподвижен, у него малая амплитуда. Возникает, если ребенок мало разговаривает. Необходимо тренировать язык.
  3. Нарушение фонематического слуха. В этом случае ребенок замещает звук «р» иным звуком «л», «й», «г».
  4. Неправильное дыхание, связанное с заболеваниями дыхательных путей (аденоиды, ринит, прочее). Исправляется с помощью дыхательной гимнастики.

Постановкой произношения можно заниматься и самостоятельно, но сначала необходимо показать ребенка специалисту, для исключения физиологических нарушений.

До какого возраста это должно исправиться

Бывает, что родители довольно долго не обращают внимание на картавость ребенка. Считают это нормальным и ждут, когда он сам освоит букву. Конечно, когда малыш маленький и только учится произносить буквы, то некая картавость выглядит забавно. Но когда школьник не выговаривает звуки, это уже не хорошо.

Если ребенок после 5 лет не произносит звук «р», то необходимо показать его логопеду. Ведь не исправленный во время недостаток может сохраниться на всю жизнь. Нарушения речи ограничивает общение, провоцирует у ребенка создание комплексов, замкнутость, стеснительность. Ему будет сложно добиться успеха в дальнейшей жизни.

Поэтому чем раньше родители начнут заниматься с ребенком упражнениями для разработки языка и развития артикуляции, тем быстрее малыш сможет освоить звуки. Начинать выполнять артикуляционную гимнастику можно и в 3 года. Для этого лучше всего подойдут специальные игры, а позже и упражнения для развития подвижности языка. Тогда к 5 годам малыш наверняка сможет правильно произносить звук «р».

Когда обращаться к логопеду

Если малыш не «рычит» в 5-6 лет визит к специалисту обязателен. Прежде всего, врач осмотрит ребенка на возможные физиологические проблемы. При выявлении недостатка, может направить к другим специалистам для его устранения. Например, вылечить насморк, удалить аденоиды, подрезать короткую уздечку и прочее.

Логопед может обнаружить, что у пятилетнего ребенка есть проблемы и с другими звуками, так как слух обычного человека, не профессионала, не воспринимает нарушение артикуляции в полной мере. Кроме того, врач расскажет, как быстро научить ребенка правильно произносить звуки, покажет упражнения, необходимые для их постановки. Объяснит, как правильно их выполнять.

Проводить эти упражнения необходимо дома самостоятельно или ходить на занятия к логопеду. Выполнять гимнастику для развития речевого аппарата необходимо регулярно, иначе результата не будет.

Итак, как быстро научить ребенка говорить букву «р»?

Не всегда у родителей есть возможность показать ребенка логопеду, да и часто найти свободного логопеда, который сможет заниматься с ребенком, не просто. Если малыш хорошо произносит остальные звуки и проблемным остается только «р», то можно попробовать поставить звук занимаясь с ребенком самостоятельно.

Чтобы успешно развивать речевой аппарат малыша, логопеды рекомендуют придерживаться таких правил:

  1. Осваивать букву нужно постепенно.Сначала учим произносить правильно слоги: ар, ра, ор, ро и так далее. Уже после этого можно осваивать сложные скороговорки.
  2. Старайтесь заинтересовать ребенка. Гимнастику необходимо проводить в игровой форме. Упражнения должны увлечь ребенка, чтобы он выполнял их с удовольствием.
  3. Занятия должны проводиться регулярно. Нескольких занятий может быть недостаточно для постановки звука «р». Необходимо каждый день проводить гимнастику.

Часто обучать ребенка начинают скороговоркам для простановки определенного звука. Это не верно. Для начала необходимо освоить звук отдельно. После этого добиться правильного произношения простых слогов с этим звуком. Потом закрепляем звук в произношении коротких легких слов. И лишь после этого начинаем заучивать скороговорки для выработки автоматизма при произношении звука «р».

Игры для развития навыка

Дети, особенно раннего возраста не могут долго концентрировать свое внимание. Поэтому быстро устают выполнять однообразные упражнения. Лучше если подготовка к постановке звука «р» будет происходить в игровой форме. Для разработки речевого аппарата важна подвижность языка. Поэтому можно придумать много игр – упражнений для языка.

  1. Поиграйте с малышом в лошадку. Всем знакомо, она как цокает. Покажите это ребенку. Пусть повторяет за вами. Потом лошадку останавливаем: «тппррр». Поехали дальше: «ноо». Продолжаем цокать.
  2. Играем в котика.«Как котик лакает молочко?». Ребенок выполняет движения, сильно высовывая язычок и «лакает» им. «Как котик облизывается?» Малыш облизывается, водя язычком по верхней и нижней губам.
  3. Играем в собачку. «Как собачка дышит, когда ей жарко?». Малыш широко открывает рот, и высовывает язык. Дышит так какое-то время. «Как собачка рычит, когда сердится?». Ребенок пытается порычать.
  4. Можно имитировать любых животных: лягушку, которая ловит муху языком, медведя, и других.

Такая артикуляционная гимнастика сможет подготовить речевой аппарат ребенка к произношению сложных звуков. К тому же ребенку понравится играть с мамой или папой. Можно придумывать новые игры, когда малыш потеряет интерес к прежним упражнениям.

Зарядка для языка

Существуют специальные артикуляционные упражнения и зарядка для языка. Такие занятия проводят в игровой форме, чтобы ребенку было интересно и легко. Если поначалу что-то не будет получаться, не настаивайте сильно и не ругайте ребенка. Можно выбрать те упражнения, которые больше нравятся, а потом иногда их менять. Главное выполнять зарядку ежедневно.

  1. Гармошка. Губы растянуты, язык «приклеен» к небу. Не смыкая зубы, открываем и закрываем рот, язык не отрываем.
  2. Кисточка. Представим, что язык это малярная кисть. Не спеша «красим» небо от верхних зубов к горлышку и назад. Пусть язычок хорошо прокрасит все места.
  3. Зубная щетка. Язык с силой проводит по всем зубкам, как бы обметая каждый снизу вверх.
  4. Парашют. Язык высунут в форме чашечки, пытается достать до носа. Подуть в таком положении.
  5. Футбол. Язычок бьет то в одну, то в другую щеку.
  6. Маятник. Рот приоткрыт. Язык немного высунут. Двигаем язычок от одного уголка губ к другому.
  7. Высовываем язык сначала узкий «иголочку», затем широкий «лопатку».

Причины нарушений речи у детей

Если вы уверены в своих силах и настроены заниматься с ребенком дома, хотя бы одно посещение логопеда все же не повредит. Специалист определит причины неправильного произношения и поможет выстроить индивидуальную схему занятий. Ниже - основные причины дефектов речи.

  • Социальные.
    • Педагогическая запущенность.

      Если ребенок растет в неблагополучной семье или ему уделяется недостаточно внимания из-за вынужденной занятости родителей, нередко наблюдаются проблемы с речевым развитием - дети позже начинают говорить, дефекты дикции ярко выражены и т. д.

    • Двуязычие. Если в семье говорят на двух и более языках, ребенку бывает сложно разобраться в произношении, и он путается в звуках. Научить ребенка букве «Р» в такой ситуации довольно сложно.o Дефекты речи у окружающих. Если один из родителей, бабушка или няня неправильно произносит те или иные звуки, с большой долей вероятности такой же дефект будет и у малыша. Ведь он все повторяет за взрослыми.
    • «Сюсюканье» родителей.

      Многие полагают, что если искажать слова, подражая ребенку, то он будет лучше их понимать. Либо они это делают, потому что считают забавным. В итоге ребенок редко слышит верный вариант, отчего замедляется развитие речи.

  • Особенности строения артикуляционного аппарата.

    Это может быть укорочение уздечки языка, слишком большой язык или губы, неровно растущие зубы (часто так бывает из-за злоупотребления соской в раннем возрасте), нетипичное расположение нижней челюсти (выдается вперед или «задвинута» назад), незаращение (расщепление) нёба.

  • Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата в результате перенесенных заболеваний.

    Вялость, слабость и малоподвижность языка, губ, мышц нижней челюсти и гортани.

  • Недостаточность фонематического восприятия.

    Ребенок неправильно слышит звуки и, соответственно, неправильно их произносит. Обычно это проявляется тем, что он путает звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные.

  • Снижение слуха.
  • Нарушение дыхания.

    Если у ребенка, например, хронический гайморит, аденоиды, сердечно-сосудистое заболевание, то воздух идет через дыхательные пути не типично, что нередко влияет на дикцию.

Прежде чем начинать логопедические упражнения, необходимо выяснить причины дефектов речи и по возможности их устранить, иначе занятия могут быть неэффективными. Обратите внимание, что иностранный акцент, региональное «оканье» или «геканье» не являются дефектами речи.

Тренируем букву «Р» в домашних условиях

Итак, вы побывали у логопеда, выяснили все особенности ситуации и готовы начать заниматься. Если вы хотите получить максимальный эффект, то необходимо соблюсти несколько простых условий.

Правила организации упражнений

Варианты неправильного произношения звука «р»

  • Полное отсутствие звука «р» (дорога - доога);
  • Замена звуком, более легким в произношении, например, на «л», «в», «г» на украинский манер (река - лека, йека и т. д.);
  • Замена «р» на «рь», что является почти нормальным произношением;
  • Произношение буквы «р» на иностранный манер: испанская раскатистая, грассирующая французская или английская фрикативная (часто свойственно детям-билингвам).

Прежде чем задаваться вопросом, как поставить ребенку букву «р», необходимо определить правильное положение органов речи при произнесении звука. Не помешает перед занятиями и вам самим постоять перед зеркалом и проверить - а верно ли вы произносите все звуки (каким бы смешным это ни казалось).

Правильное положение артикулярных органов

  • Рот открыт в том положении, в котором должен находиться при произнесении следующего гласного звука.
  • Зубы разомкнуты.
  • Верхушка (кончик) языка находится на верхних альвеолах (то есть на твердой «ступеньке» рядом с зубами).
  • Боковые края языка прилегают к жевательным зубам (молярам).
  • Основная часть языка опущена и образует форму ложечки.
  • Корень языка приподнят.
  • При создании воздушного потока вибрирует кончик языка.

Если вы видите, что ребенку трудно приводить язык и губы в нужное положение, то перед занятиями необходимо проводить разминку. Несложные упражнения помогут разогреть мышцы перед занятиями, улучшат их подвижность, а также медленно будут растягивать укороченную уздечку.

Разминка для артикулятора

  1. Для начала улыбаемся так, чтобы рот был приоткрыт. Теперь нужно погладить языком небо, будто кисточкой, двигая вперед и назад до предела (10-12 раз).
  2. Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении. Проводим языком от одного уголка рта к другому (10–20 раз).
  3. Улыбаемся, приоткрываем рот и прижимаем язык к небу так, будто произносим звук «нь». Смыкаем и размыкаем губы, совершая максимальные движения (15–20 раз).
  4. В положении приоткрытого рта и улыбки перемещаемся языком по зубам (с внутренней стороны).
  5. В том же положении упираемся языком в каждый зуб, будто пересчитывая их.
  6. Теперь необходимо расслабить губы и высунуть кончик языка. Пробуем произнести звук «з», потом прячем язык и опять выговариваем этот звук.
  7. Самые увлекательные упражнения - высовывать язык как можно дальше и скручивать его в трубочку.
  8. Стихи и скороговорки, содержащие большое количество буквы «р», также помогут развить артикулярный аппарат (например, «Ехал грека через реку»).

Упражнения для постановки и закрепления буквы «р»

  1. Попробуйте «завести мотор» - необходимо прижать кончик языка к основанию верхних зубов, быстро и монотонно говорим «д-д-д», а затем нужно дунуть изо всех сил, не прекращая «тарахтеть мотором». Звука «р» при этом не будет, но ребенок должен ощутить вибрацию кончика языка. Так ему будет понятно, что звук «р» получается на сильном выдохе.
  2. Попросите сына или дочку потянуть звук «ж» на сильном выдохе, а сами аккуратно поместите свой палец, черенок от ложки или специальный шпатель ему под язык и совершайте колебательные движения из стороны в сторону, создавая таким образом вибрацию.
  3. Предложите произнести слог «за-а» и потянуть его, язык при этом должен быть отставлен назад. Совершайте такие же вибрирующие движения шпателем. Если вы все правильно сделаете, получится долгожданный звук «р» (не забудьте бурно порадоваться этому).
  4. Для получения мягкого «р» («рь») пусть малыш произносит «зи-и», а вы снова совершите вибрацию шпателем.
  5. Как только вы почувствуете, что добились правильного произношения звука «р», переходите к слогам. Предлагайте ребенку произносить разные слоги, чтобы требуемый звук был в начале, в середине и в конце. Далее можно перейти к словам.

Научить ребенка говорить букву «р» не всегда просто, ведь это одна из самых сложных букв русского языка. Но не стоит переживать и делать из этой ситуации трагедию, и тем более пугать ребенка будущими трудностями. Если у вас не получается поставить звук «р» в домашних условиях (например, из-за собственных дефектов речи), обратитесь к специалисту. Современные логопеды творят чудеса, иногда исправляя детям и взрослым речь за несколько занятий. Главное - настройте ребенка на то, что его дефект речи не является чем-то страшным, и даже если звук не удастся поправить, вы все равно его любите и будете любить всегда.