Стереотипия: причины, признаки, симптомы и лечение

Аутизм, что это за болезнь и почему к ней в последнее время такое пристальное внимание? Ответ прост: его стали все чаще и чаще выявлять. Причем данное заболевание диагностируют сегодня не только детям, но и взрослым, так как этот синдром у нас начал устанавливаться недавно. До этого диагноз ставился иной, что не давало реального инструментария для лечения таких людей. Хотя раннее вмешательство имеет довольно позитивную динамику во многих случаях.

В чем же дело, почему люди становятся аутистами, что вызывает это заболевание? На эти вопросы ответить сегодня очень трудно. Ученые и исследователи не имеют пока что единого мнения. Известно только одно: вылечить такого человека невозможно, этот диагноз будет его сопровождать всю жизнь. Но вот приспособиться к нему, помочь ему быть понятным окружающим –  можно и нужно.

С чего начать, когда поставлен диагноз аутизм?

Прежде всего, необходимо точно выставить диагноз. Ни в коем случае нельзя это делать самостоятельно. Только группа специалистов в таком составе: терапевт, психиатр, невролог – могут определить заболевание. Но первыми бить тревогу о наличии особенностей в поведении должны близкие.

Проявления аутизма начинаются у малыша уже до трехлетнего возраста. Как не пропустить болезнь и в то же время не создать лишней паники вокруг ребенка по пустякам? В этом случае поможет только рассудительность родителей, умноженная на их наблюдательность, с добавлением материнской интуиции, что с моим малышом что-то не так, плюс консультация у хорошего специалиста. Понимаем, что при каждом чихе бежать к педиатру глупо. Но есть то, что должно родителей стимулировать к тому, чтобы постоянно обращаться к врачу. Это здоровье малыша. Истина одна: чем раньше начинается лечение, тем лучше его результат.

Да, аутизм не излечим. Лекарств от него нет. Но есть методики, которые учат близких правилам поведения с такими детьми и взрослыми. Ну а благодаря раннему вмешательству есть большие шансы адаптировать ребенка с таким диагнозом к самостоятельной жизни в будущем.

Так что же такое аутизм?

Аутизм, определение которого пока не совсем однозначно, считается психическим расстройством, возникающим в результате нарушения развития мозга. Основные признаки:

  • отклонения в социальном взаимодействии и общении;
  • стереотипность в поведении и интересах.

Указанные особенности появляются у ребенка, как правило,  еще до достижения им трехлетнего возраста. В некоторых случаях специалисты могут наблюдать проявления этого заболевания уже у трехмесячного малыша.

Аутизм – одно из самых загадочных нарушений в психическом развитии человека. Выделять его в отдельное заболевание на мировом уровне начали только 70 лет назад. На просторах СНД это вообще малоисследованный синдром. Поэтому у нас специалистов в этой области  мало. Зачастую детям, страдающим аутизмом, ставят диагноз «олигофрения» либо «шизофрения». Это в корне неправильно, так как методики лечения разные. Хотя, как и при этих заболеваниях, инвалидность от аутизма в тяжелых его проявлениях очевидна.

Статистика по количеству людей, страдающих этим заболеванием, неоднородная. У нас она довольно сомнительная. В США, где диагностикой и лечением заболевания занимаются довольно серьёзно, данные таковы:

  • 1 американский ребенок из 88 имеет проблему аутического спектра за данными CDC (США);
  • среди мальчиков аутизм встречается намного чаще, нежели среди девочек;
  • с 1990 года это заболевание в США и Соединенном Королевстве выросло в разы, причины не известны.

Как видим, проблема аутизма довольно актуальна во всем мире.

Что может вызвать заболевание?

Ученые до сих пор не имеют однозначного ответа на этот вопрос. Но международные диагностические системы (DSM-1Y и МКБ-10) склоняются к тому, что основными факторами все-таки являются биологические нарушения. Поэтому причинами аутизма считают:

  • психодинамические факторы;
  • влияние окружающей среды;
  • органические невролого-биологические нарушения;
  • биохимические патологии;
  • генетический фактор.

Согласно данному перечню можно сделать вывод, что аутизм, причины которого многочисленны, является полиэтиологическим заболеванием, которое возникает в пределах разных патологий.

Итак, в группе риска находятся дети, которые в пренатальном периоде и в раннем постнатальном были поражены:

  • вирусными инфекциями;
  • радиацией;
  • хронической внутриутробной гипоксией;
  • острой асфиксией;
  • интоксикацией.

К этой группе причисляются малыши, отцы которых имеют преклонный возраст на момент их зачатия.

Диагноз «аутизм» присущ также детям с такими генетическими заболеваниями, как:

  • синдром фрагильной Х-хромосомы (25-47%);
  • синдром Дауна (5-10%);
  • туберозный склероз (16-48%);
  • синдром Ангельмана;
  • синдром Жубера;
  • синдром Коэна;
  • эпилептическая энцефалопатия.

Несмотря на то, что дети, имеющие синдром аутизма, иногда производят довольно гнетущее впечатление из-за своей отстраненности и странных занятий, у них все же есть хорошая перспектива развития. Основным условием остается ранняя диагностика и ранняя коррекция.

Аутисты, достигшие мирового признания своими неординарными способностями: Альберт Эйнштейн, Дэниел Таммет, Билл Гейтс.

Течение болезни

Большинство исследователей считают, что аутизм, симптомы которого ярко начинают проявляться, когда малышу  исполняется 1-3 года, наиболее типичен. Предпосылками к нему, согласно исследованиям Н. Семашковой,  являются такие факторы:

  • психогенные у 5% пациентов;
  • соматические у 8 %;
  • аутохтонные ( без явных причин) у 86%.

К психогенным относятся стрессы во время отлучения от материнской груди, отъезда родителей на длительное время (отдых, командировки и т.д.), смены места жительства, кардинального нарушения режима дня; начала посещений детского сада.

К соматическим факторам принадлежат интеркуррентные инфекции, которые тяжело протекают; проведенные вакцинации; оперативное вмешательство и острые травмы.

При этом наблюдаются такие стадии заболевания:

Стадия Продолжительность стадии Характерные проявления
I стадия Стадия психоза 1-6 месяцев Отрешенность, самоизоляция, угасание эмоций, снижение активности; остановка развития
II стадия Стадия регресса 6-12 месяцев Активность продолжает снижаться, наступает потеря речи, утрата навыков самообслуживания, поедание несъедобных объектов, появление двигательных стереотипий:· разжатие и сжатие пальцев в кулаки;·          закладывание пальцев друг за друга;·          поднятие рук на уровень плеч или высоко над головой;· появление примитивных жестов, которые были в раннем периоде развития (например, атетоз пальцев);

· напряжение мышц тела с прижатием к нему согнутых в локтях рук, а потом  взмахивание руками, как крыльями;

III стадия Кататоническая стадия 18-24 месяца Появляются кататонические расстройства, которые сопровождаются двигательной возбудимостью в виде бега по кругу, кружениями, раскачиванием из стороны в сторону, лазанием по мебели; негативизм и стереотипия при этом сохраняется.

К концу последней стадии можно наблюдать у ребенка улучшения. При этом ему присущи такие характерные действия:

  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • психопатоподобные расстройства;
  • неврозоподобные расстройства.

Но у ребенка начинается развитие, которое отмечается в виде появления:

  • реакции на окружающих и их речь;
  • навыков самообслуживания;
  • развитие речи в виде отдельных слогов или звуков во время эмоционального возбуждения.

Как распознать аутизм у ребенка?

Некоторые заболевания, особенно на генетическом уровне, имеют свое «лицо», т.е. общие внешние черты. Таковыми являются синдром Дауна, синдром Ангельмана, синдром Коэна. Аутистам тоже приписывают внешние сходства.  Л. Каннер, первый исследователь этого заболевания, в своих трудах писал, что дети, рожденные с диагнозом «аутизм», имеют утонченные черты лица. Он называл этот признак «лицом принца».

Все остальные симптомы касаются развития и поведения малыша. Мы уже знаем, что очень часто ребенок-аутист развивается соответственно норме, а потом резко в периоде от 1 года до 3 лет у него происходит утрата приобретенных навыков и функций. Это первый и важный сигнал о начале заболевания.

Хотя если внимательно наблюдать за малышом, то уже в раннем периоде его развития можно отметить такие особенности

Возраст Нарушения в развитии
1 месяц Плач плохо интерпретируется; гуление ограниченное, более напоминает крик, ребенок может визжать; имитация звуков отсутствует
2 месяца У ребенка отсутствует оживление в виде двигательных  реакций, когда ему предлагается игрушка или когда появляются взрослые
6 месяцев Отсутствует вокализация разными тембрами и интонацией, т.е. построит «диалог» с ребенком невозможно
8 месяцев Не повторяет слоги «па-па-па», «ма-ма-ма»
9-10 месяцев Не формируются указательные и другие социальные жесты («дай-дай», «на-на»)
18 месяцев Плохо реагирует на обращение, не указывает на предметы, не наследует взрослых, не хочет с ними общаться.

Виды аутизма

Аутизм – психическое расстройство, которое у всех проявляется по-разному. От количества признаков, причин и времени появления существует такая классификация аутизма:

  • детский аутизм;
  • атипичный аутизм;
  • дезинтегративные расстройства раннего возраста;
  • гиперактивность с наличием умственной отсталости и стереотипий;
  • синдром Аспергера;
  • общее отклонение в развитии.

Детский аутизм (синдром Каннера)

Форма аутизма, которой характерны проявления первых нарушений в развитии ребенка до достижения им 3 лет. Ненормальное функционирование наблюдается в коммуникации, поведении, социальном взаимодействии. Также у ребенка возможны безосновательные страхи, нарушение сна, сбои в работе кишечника, непонятные вспышки гнева, агрессивность по отношению к окружающим и к себе.

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм — форма аутизма, которая отличается от аутизма детского временем проявления первых симптомов или полным отсутствием определенных критериев. Итак, проявляется, как правило, после 3 лет. Атипичный аутизм часто встречается у детей, которые имеют умственную отсталость или речевые нарушения. Сначала ребенок развивается соответственно нормы, а потом у него наступает потеря приобретенных навыков. Развитие притормаживается.  Ребенок, который имеет атипичный аутизм, приобретает тяжелую форму умственной отсталости.

Дезинтегративные расстройства раннего возраста

Форма аутизма, когда ребенок развивается соответственно возрасту, но в течение нескольких месяцев вдруг все меняется: у него идет потеря интереса к окружающему миру, появляются стереотипии, возникают отклонения в общении. Диагноз устанавливается только на фоне поведенческих симптомов.

Гиперактивность с наличием умственной отсталости и стереотипий

Основными характеристиками считаются: тяжелая умственная отсталость, гиперактивность, нарушение внимания, стереотипное поведение. Со временем (наиболее часто в подростковом возрасте) гиперактивность меняется на пониженную активность. Детям с таким аутизмом помочь очень тяжело. Нарушения поведения обусловлены не только низким интеллектом, но и в результате органического поражения мозга.

Синдром Аспергера

При этом аутизме (его еще называют высокофункциональным аутизмом) нарушены социальные взаимодействия, присутствуют стереотипии, присуще увлечение только одним занятием. В отличие от типичного аутизма отсутствуют задержки в развитии речи. Познавательные функции развиваются соответственно нормы и даже выше. Характерна неуклюжесть. Те нарушения, которые появились в подростковом или в более позднем возрасте, сохраняются на всю жизнь.

Общие отклонения в развитии

Формы аутизма, расстройства которых не подходят ни для одного из перечисленных видов либо данные о появлении заболевания и его протекании отсутствуют, что не позволяет установить более точный диагноз.

Стереотипия при аутизме

Аутизму практически во всех его видах сопутствует стереотипное поведение. Оно сопровождается определенными движениями тела, проявлениями эмоций, заинтересованностью одним предметом и т.д.

Типичной стереотипией считается поведенческая. Она характеризуется тем, что страдающие аутизмом довольно консервативны к своему окружающему миру. Они не терпят никаких изменений в своей жизни.

Аутистам, особенно взрослым, присуща неофобия. Это значит, что ничего нового в их жизни не должно появляться, иначе оно может вызвать у них непонятную агрессию или наоборот страх. Для поддержания их спокойствия вокруг должна царить стабильность.

Дети-аутисты в свою очередь  очень негативно относятся к новым вещам, еде, игрушкам. Это вызывает у них панику. Элементарная перестановка мебели или изменения в маршруте следования вызывает у них тревогу, которая может привести к вспышке гнева.

Двигательные стереотипии — это довольно распространенное среди аутистов явление. Оно состоит в том, что больной в течение дня часто и ритмично повторяет одно и то же движение. Оно ребенка возбуждает и приносит заметное удовольствие. Это могут быть покачивания, махание головой, движения пальцами перед глазами, махи руками, бег по кругу, постукивания и т. д. Иногда наблюдается целый комплекс стереотипных движений.

Иногда у аутистов можно наблюдать речевую стереотипию.  Её особенностью считается то, что ребенок самопроизвольно повторяет по многу раз одни и те же слова, фразы.

Игровая деятельность тоже не лишена стереотипий. Ребенок может часами созерцать яркие предметы, как они двигаются. Происходит длительная задержка на этапе однотипной манипулятивной игры неигровыми предметами: крышками от кастрюль, обувью, предметами быта. Особая страсть проявляется  во время таких занятий, как переливание воды, пересыпание песка. Такие дети могут часами ставить книги, кубики и другие игрушки в один ряд, распределяя их по цвету и размеру. Они с удовольствием собирают и разбирают башни, пазлы. Но если что-то не получается, то очень сильно нервничают, возбуждаются и пытаются все восстановить. Им нравятся наблюдать за крутящейся юлой или обычной крышкой. В игрушках их могут заинтересовать такие элементы, как запах, цвет, звук, поверхность. Очень часто у таких детей есть любимые вещи, с которыми они никогда не разлучаются, держат их всегда в руках, крутят или теребят.

Стереотипии могут быть постоянными, а могут проявляться только во время волнения или возбуждения.

Лечение  детей с  аутизмом

Аутизм, лечение которого как самостоятельного заболевания не проводят, все-таки подлежит медикаментозному влиянию, так как он может вызывать сопутствующие болезни. Поэтому кроме наблюдения у психиатра таких детей должны периодически консультировать педиатр, невролог, гастроэнтеролог и другие специалисты.

Обязательно с такими детьми проводят занятия логопед и психолог. Если вы хотите пройти комплексное обследование, то можно обратиться в ПМПК (психолого-медико-педагогическую консультацию), которая действует в каждом областном центре. Именно здесь о состоянии здоровья ребенка и возможной помощи выскажут свое мнение и психологи, и врачи, и педагоги. Их рекомендации будут носить более практический характер, что значительно поможет родителям в дальнейших их действиях.

У детей с аутизмом могут начаться эпилептические приступы. Поэтому рекомендуется периодически делать им ЭЭГ-мониторинг. Кроме того, у них часто бывает нарушение сна, что потребует медикаментозного  вмешательства под строгим контролем врача. Ни в коем случае не давайте лекарства сами.

Проблематичным у таких детей является кишечник, так как зачастую аутисты не желают принимать предлагаемую пищу, а только ту еду, к которой они привыкли. К тому же у них часто бывает отсутствие аппетита вообще. Это существенно влияет на ЖКТ. Поэтому консультации гастроэнтеролога должны быть постоянными.

Обращать внимание следует и на физическое развитие больных аутизмом. Они подвержены таким болезням, как соединительнотканная дисплазия, что приводит к нарушениям у них осанки, плоскостопию. Поэтому лечебная физкультура для них важна. Кроме того, физические упражнения будут у них развивать координацию и моторику.

Стоить помнить, что дети с аутизмом не могут выразить свои жалобы словами. К тому же у них чувствительность к боли намного ниже. Поэтому нужно быть внимательным во время того, как они начинают заболевать вирусными инфекциями, так как они могут дать значительные осложнения.

Симптомы аутизма разнообразны. Поэтому лечится не сам синдром, а эти проявления. Наиболее часто медикаментозному лечению поддают агрессию, аутоагрессию, тревожность, стереотипии, нарушение сна и т. д.

Замечено многими врачами, что результативность лечения у детей выше, нежели у взрослых. Побочных эффектов у них к тому же намного меньше. Так как симптомы разные, то и препараты подбираются только в индивидуальном порядке.

Альтернативные методики лечения аутизма тоже существует. Но стоит помнить, что они могут быть опасными для пациента. Многие из методик даже не учитывают патогенез аутизма. А их разработчики не имеют никакого медицинского образования, что вызывает сомнение в эффективности лечения.

Поэтому перед тем как согласиться на курс лечения ознакомьтесь с практикой более подробно. Ведь могут начаться необратимые процессы, которые назад уже не повернуть. Доверьтесь лучше профессионалам. Предлагаем Вашему вниманию подробную статью про детский аутизм.

Сохранить статью

1. Что такое аутизм

Ранний детский аутизм или РДА – это нарушение психического развития, наиболее отчетливо проявляющееся в отгороженности от внешнего мира, нарушении развития речи, особенно ее коммуникативной функции, наличии стереотипий. Нередко аутизм сопряжен с нарушениями в развитии интеллектуальной сферы.

2. Симптомы, признаки аутизма у детей

Признаки аутизм у детей проявляются с самого рождения. Но в ряде случаев родители отмечали резкий регресс в развитии, утрату после определенного возраста ранее приобретенных навыков.

Результат, который может принести лечение аутизма, во многом зависит от раннего начала терапии. Поэтому родителям нужно знать признаки аутизма.

Аутизм имеет следующие симптомы:

  • к 12 месяцам ребенок не начал лепетать;

В норме к 6 месяцам у детей появляется лепет.

  • к 12 месяцам он не машет на прощание рукой, не указывает на предметы.

К этому возрасту в норме ребенок способен указывать на предмет или еду, до которых не может дотянуться. Или показать предмет по просьбе взрослого, когда тот, например, просит: «покажи яблоко». Также малыш показывает пальцем на что-то ему интересное. Ребенок пытается копировать, то, что делает взрослый: перенимает махание рукой на прощание, хлопает в ладоши на манер игры в «ладушки-ладушки», издает смешные звуки.

  • к 16 месяцам ребенок не произносит ни одного слова;

  • к 24 месяцам ребенок не произносит фраз из двух слов. Имеются в виду спонтанные фразы, а не автоматические ни к кому не обращенные повторения только-что услышанного, называемые эхолалиями;

  • утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте;

  • ребенок не смотрит в глаза, отводит глаза при общении;

  • ребенок невыносим, например, постоянно, громко, пронзительно, монотонно кричит. При этом малыша невозможно утешить и невозможно обнаружить физических причин такого состояния.

  • не откликается на имя, не отвечает на обращенную к нему речь, ведет себя как будто глухой;

  • агрессия, направленная на себя. Вырывает себе волосы, бьется головой об пол, кусает собственные руки;

  • использует руку взрослого как средство достать себе что-либо, при этом не просит помочь и никак не обращается к взрослому;

  • завороженность каким-либо зрелищем, навязчивый просмотр определенного момента в фильме, отрешенное разглядывание яркого света и т.д.;

  • стереотипии, аутостимуляции. Например, перебирает перед глазами пальцами (добавить видео), похлопывает себя руками или предметами по определенным участкам тела, вертит предметы в руках, непрерывно кружится. Монотонно повторяет одни и те же звуки или движения, раскачивается из стороны в сторону;

  • очень стойкие пристрастия, например, употребление в пищу только одного продукта, ребенок требует одевать только определенную вещь и не принимает новой одежды. Не выносит нового, например, появление нового предмета мебели или изменение в обстановке может вызвать истерику;

  • ходит на цыпочках, плохая координация, но в определенный момент демонстрирует удивительную ловкость;

  • раздевается, снимает обувь, как будто не выносит ощущений от одежды, но при этом отсутствует ожидаемая реакция на дискомфорт, холод, боль;

  • все тянет в рот, жует и облизывает, повышенное слюноотделение;

  • стереотипии вместо игры: ребенок навязчиво строит ряды из предметов, игрушек, без какой-либо сюжетной или ролевой линии.

3. Эпидемиология аутизма

Сегодня аутизм у детей является весьма острой проблемой. Число диагностированных случаев во всем мире растет с каждым годом. Распространенность на 2012 год составила 62 случая на 10000 человек. Мужская часть подвержена заболеванию в 4 раза чаще, чем женская.

Мировое ученое сообщество пытается выявить причины аутизма, а исследователи в области психического здоровья пытаются найти способы бороться с этим недугом.

4. История возникновения диагноза

Термина «аутизм» был введен в 1911 году Эйгеном Блейлером.

Э́йген Бле́йлер (1857-1939) швейцарский психиатр, на определенном этапе работавший с Зигмундом Фрейдом и разделявший идеи психоанализа, известен исследованиями психических расстройств, помимо термина «аутизм» ввел термин «шизофрения».

Аутизм Блейлер определял как состояние при шизофрении, характеризующееся отрывом от действительности, фиксацией на внутренних переживаниях, уходом в себя, отгороженностью от внешнего мира и потерей эмоционального контакта с окружающими.

Понятие «аутизм» Блейлер развил из термина, введенного Фрейдом «аутоэротизм», характеризующийся фиксацией собственных инстинктивных побуждений на себе, в противовес направлению агрессивных и любовных влечений на объекты внешнего мира.

Позже, в 1943 году, австрийский и американский психиатр Лео Каннер (1894-1981) описал состояние 11 детей в возрасте до пяти лет, которые не воспринимали окружающих, не реагировали на обращённую к ним речь, избегали зрительного контакта, совершали одни те же стереотипные действия, например, крутились на носках, ходили из стороны в сторону на цыпочках, похлопывали себя ладонью или любыми предметами, издавали одинаковые звуки, у таких детей речь могла вовсе отсутствовать либо была лишена коммуникативного значения. В силу коммуникативной изоляции умственное развитие таких детей практически не происходило.

Описанные признаки, составившие синдром Каннера и сегодня отчетливо узнаются у детей, страдающих этой наиболее тяжелой формой аутизма.

Примерно в то же время, в 1944 году, независимо от Канера австрийский педиатр и психиатр Ганс Аспергер (1906-1980) описал детей, чье речевое развитие происходило очень рано, до того, как ребенок начинал ходить, однако, в последствии их речь отличалась необычной интонацией, интенсивным словотворчеством, наблюдались также: избегание зрительного контакта, бедность мимики и жестов, моторная неловкость, угловатые движения, дисгармоничность, проявляющаяся, например, в избирательной ловкости в определённых ситуациях наряду с ее отсутствием в других.

Игры и увлечения у таких детей часто носят однообразный, ригидный и навязчивый характер. Однако стереотипная монотонная увлеченность может приводить к большим познаниями в определенной области. Но зачастую ригидный характер этих познаний не дает использовать их должным образа. Например, монотонное заучивание чьих-то биографий ограничивается исключительно целью запомнить факты. Или фотографическое запоминание дней в календаре, названий планет т.д.

Состояния, названные Аспергером аутистической психопатией , являются более благоприятными с точки зрения социальной адаптации, нежели состояния, описанные Канером. Люди с синдромом Аспергера испытывают сложности в социальной адаптации, но при определенных условиях могут добиться больших успехов. Примером тому служит талантливый слепой пианист, страдающий аутизмом, Дерек Паравичини.

Из художественных фильмов, где представлен образ людей с синдромом Аспергера можно отметить работу 2009 года режиссера Макса Майера «Адам», а также фильм 2007 года «Бен Икс» режиссера Ника Бальтазара.

Сегодня принято говорить о расстройствах аутистического спектра, на противоположных концах которого находятся тяжелые формы аутизма и аутистические черты. Последние при определенных обстоятельствах могут и вовсе не замечаться окружающими.

В нашей стране существует ряд современных выдающихся специалистов, чьи исследования психологии аутизма получили признания во всем мире.

О.С. Никольская - исследователь аутизмаК ним относится Ольга Сергеевна Никольская , автор и соавтор ряда работ по проблеме аутизма и его коррекции, предложившая классификацию типов аутизма, в основе которой лежит способность детей к социализации, обучению и открытость для контакта. Классификация включает четыре типа аутизма, первый из которых характеризуется наиболее грубыми расстройствами, с полным отсутствием контакта, речи и слабым психическим тонусом, тогда как четвертый тип характеризуется сложностью в общении. Промежуточные типы отличаются наличием стереотипий и отстраненностью от внешнего мира. Исследования Никольской и ее коллег помогают в диагностике, понимание и коррекции аутистических состояний.

DSM-5 – руководство по диагностике и статистике психических расстройств принятое в США – начиная с пятого пересмотра, опубликованного в 2013 году перестало содержать «синдром Аспергера» как диагноз и теперь также рассматриваются уровни тяжести расстройств при аутизме. В DSM-5 представлено 3 уровня, ранжирующихся по степени возможной социальной адаптации, потребности в поддержке и негибкости поведения.

5. Дифференциальная диагностика

Необходима дифференциальная диагностика аутизма от схожих по ряду симптомов расстройств, например, от умственной отсталости. Хотя интеллектуальный дефект совсем не редкость при расстройствах аутистического спектра, он имеет ряд отличий, что влечет необходимость использовать свой подход при коррекции различных патологических состояний. При умственной отсталости нет целенаправленного избегания контакта и ухода в себя, как при аутизме.

Алалия – нарушение развития речи при сохранном слухе и интеллекте. Отгороженность от внешнего мира, сходные с аутизмом реакции, отставание в интеллектуальном развитии могут быть связанны с тем, что у ребенка не происходит речевого развития, но отсутствует целенаправленное избегание внешнего мира, как при аутизме.

Сходную с аутизмом симптоматику имеет ряд генетических заболеваний, таких как синдром Ретта, синдром Дауна, синдром Мартина-Белла.

Нарушения слуха могут быть приняты за аутистическую отрешенность и, наоборот, ребенок с аутизмом создает впечатление, что он ничего не слышит.

Из современной международной классификации болезней МКБ-10 был исключен диагноз «детская шизофрения», вместо него ставится диагноз «ранний детский аутизм». Многие специалисты оспаривают такое смешение, так как шизофрения имеет ряд специфических признаков, такие как бред и галлюцинации, которые свойственны психотическим состояниям.

6. Причины аутизма

До сих пор ведутся исследования по выявлению факторов, вызывающих развитие аутизма.

Современная отечественная патопсихологическая традиция относит аутизм к вариантам аномального развития. К аномальному относятся все варианты развития, отклоняющиеся от нормы.

Таким образом, аутизм рассматривается как развитие, с самого начала протекающее искаженно. Такой взгляд соотносится с теориями о врожденных основах аутизма.

И действительно, многие современные исследователи отмечают отклонения в поведении детей уже на самых ранних стадиях. Например, отсутствие свойственного возрасту комплекса оживления при приближении взрослого. Так здоровый ребенок 3-6 месяцев активно реагирует на приближении матери, когда она берет его на руки, он подстраивается под ее объятия. Ребенок с аутистическими чертами может не реагировать на приближение матери, отворачиваться от нее, противится тому, чтобы его брали на руки. Либо наоборот, дети с аутистическими чертами могут быть чрезмерно податливыми, слишком спокойными, ласковыми. Родители, особенно если это их первый опыт, могут только радоваться, сравнивая поведение своего малыша, не доставляющего хлопот, с беспокойным поведением детей, о котором рассказывают знакомые.

Гуление, которое в норме возникают к 3-6 месяцам, а лепет к 6-12 месяцам, у такого ребенка могут появляться гораздо позже или отсутствовать. После чего могут появляться эхолалии, то есть стойкие повторения звуков, которые не носят коммуникативного характера.

По последним данным ответственность генов за развитие аутизма измеряется от 60 до 90%. Такой разброс данных может говорить о различной вовлеченности генов в каждом конкретном случае. К тому же, пока не удалось выявить конкретный ген, ответственный за развитие аутизма. Сейчас рассматривают вклад констелляции генов кандидатов, но на данном этапе развития исследований говорить о более-менее определенных генах не представляется возможным.

Современные исследования Стэндфордского университета, привели к выводам, что ряд тяжелых заболеваний, в том числе аутизм, являются результатом совпадения многих факторов, ответственных за обмен веществ в организме. Определенный генетический профиль создает уязвимость к различного рода факторам. Если эти факторы достаточно интенсивно воздействуют на организм на ранних стадиях развития, то это может привести к нарушению развития, проявляющегося в виде того или иного заболевания. Исследователи считают, что правильнее говорить о расстройствах аутистического спектра, так как возможно существует множество отклонений психического развития, проявляющихся в виде нарушения контакта с внешним миром. Исследователи Стэндфордского университета предположили, что в будущем будет создано более детальное описание симптомов, свойственных тому или иному расстройству аутистического спектра. Также отмечается возможность в будущем создавать модели генетической предрасположенности к возникновению аутизма, благодаря чему станет возможным прогнозировать развитие этого заболевания.

Отмечают следующие факторы, способные влиять на развитие расстройств аутистического спектра:

  • мутация в родительском репродуктивном материале семени и яйцеклетке;
  • патологические влияния на развитие плода, такие как: инфекции, токсические поражения, отягощенное протекание беременности, дефицит определенных веществ, необходимых для развития;
  • физические травмы в перинатальный и ранний постнатальный период;
  • психогенные факторы, такие как нарушения детско-родительских отношений, переживания сильного эмоционального потрясения ребенком или его родителями;
  • нарушение обменных процессов в организме, дисбаланс в гормональной сфере и в работе вегетативной нервной системы, сложности в усвоении определенных веществ, содержащихся в ряде продуктов;
  • нарушения в функционировании нейронов и передачи нервного импульса в корковых и подкорковых структурах головного мозга. Отмечались отклонения на электроэнцефалограмме мозга;
  • некоторыми родителями отмечался регресс в развитии ребенка после определенных прививок.

Нужно сказать, что неврологическое и психическое развитие находятся в сложных взаимоотношениях. Дисфункция на уровне нервной системы влияет на психическое развитие, но и особенности среды, например, ее стимульная насыщенность также определяют развитие определенных структур мозга. Обучение и тренировка приводят к преобразованию и развитию практически всего организма, включая отдельные органы, психические функции, структуры головного мозга, функционирование нейронных сетей и даже, как утверждают исследователи Стэндфордского университета, в результате тренировок могут преобразовываться участки ДНК.

Классификация

Аутизм представляет собой психическое расстройство, оно протекает без ремиссии. Характерным признаком является отсутствие социальных навыков у детей. Чаще всего определить, что у малыша, возможно, есть аутизм, родителям удаётся уже после годовалого возраста. Если у ребёнка аутизм, его интересы ограничены, действия монотонны, движения часто повторяются. Что характерно, среди аутистов девочек в 4 раза меньше, чем мальчиков. На сегодняшний день полностью излечить ребёнка от аутизма невозможно. Терапия направлена на выработку навыков адаптации в обществе.

Различают четыре типа аутизма:

  1. Синдром Каннера. Для данного типа заболевания характерны следующие признаки:
  • малыш игнорируют всё, что его окружает, в том числе и действие раздражителей, но только в случае, если они не причиняет ему болевых ощущений,
  • у ребёнка отсутствует нормальное желание контактировать с близкими людьми уже с грудничкового возраста,
  • характерно, что малыш повторяет одно и то же слово по нескольку раз, как попугай,
  • ребёнок никогда не смотрит прямо в глаза своему собеседнику,
  • происходит задержка личностного развития,
  • малыш играет с предметами, не предназначенными для этой цели.

Чаще всего диагностируется уже после того, как малышу исполняется два года. Иногда родители не обращают на это никакого внимания, а замечают, что их ребёнок как-то отличается от других, лишь при сравнении с другими детьми или после рождения второго малыша.

  1. Синдром Аспергера. Считается лёгкой формой, выявляется у деток после семи лет. При этом:
  • уровень интеллекта может быть средним или даже выше среднего,
  • речевые навыки сохраняются, возможны проблемы с громкостью и правильной интонацией,
  • характерна зацикленность на определённом предмете или занятии,
  • может нарушаться координация движений,
  • неспособность договариваться.
  1. Синдром Ретта. Данный тип аутизма связан с патологией X-хромосомы. Характерен для девочек. Если такая патология происходит у мальчиков, во внутриутробном развитии они погибают. Данный тип аутизма встречается у одной из 10.000 девочек. Характерны:
  • глубокая аутичность, ребёнок замыкается в себе,
  • наблюдается замедление процесса роста головы ребёнка после шести-восемнадцати месяцев,
  • пропадает целенаправленность движений конечностей,
  • характерна плохая координация, а также практически отсутствует двигательная активность,
  • у ребёнка исчезают речевые навыки,
  • при данном типе аутизма часто обнаруживаются эпилептические припадки, недоразвитость мозга.

Данный тип практически невозможно откорректировать, редко ожидается улучшение болезни.

  1. Атипичный аутизм. По симптомам напоминает синдром Каннера, но при диагностике идёт несовпадение. Что характерно для этого типа аутизма:
  • ограниченность действий,
  • повторение определённых движений или слов,
  • отсутствие коммуникативных способностей.

Проявляются признаки после трёх лет. Обычно характерно для детей, у которых диагностированы тяжёлые расстройства аппарата речи и умственная отсталость.

Причины возникновения аутизма

У большинства деток визуально нельзя заметить наличие аутизма. Как правило, беременность у мамы протекает без осложнений, ультразвуковое исследование головы не выявляет аномалий строение мозга. Однако, известны факторы, которые способствуют развитию аутизма у детей:

  1. Заболевание женщины краснухой в период вынашивания плода.
  2. Детский церебральный паралич.
  3. Женщина в период вынашивания малыша имеет избыточный вес, повышенное ожирение.
  4. Туберозный склероз.
  5. Нарушение в хромосомах.
  6. Врождённые патологии метаболизма. Связаны с неправильным продуцированием определённых гормонов и нейромедиаторов.
  7. Аутоиммунные процессы. При этом наблюдается сбой в нормальном формировании нервных клеток и правильных связей между ними. Это характерно для внутриутробного развития.
  8. Наследственный фактор.

Данные причины влияют на работу мозга и нервной системы и могут провоцировать развитие аутизма.

Как проявляется аутизм у детей

Если в вашей семье уже известен случай аутизма, то при рождении малыша стоит внимательно за ним наблюдать и оценивать его состояние, чтобы вовремя выявить возможные отклонения. Но, если вы не знаете о существовании данной патологии, то чаще всего она диагностируется у детей в возрасте около трёх лет. Однако, очень наблюдательные мамы могут обнаруживать, что с ихним малышом что-то не в порядке ещё с грудничкового возраста. Также стоит знать, что симптомы могут изменяться по мере взросления ребёнка.

Рассмотрим симптоматику, разделив её на несколько отдельных тематических групп.

Коммуникационные отклонения

  1. Полное отсутствие речи или речь, не сопровождаемая мимическими движениями, жестами.
  2. Малыш не смотрит в глаза собеседнику, практически никогда не улыбается.
  3. Речевое развитие может быть нормальным, но малыш не может общаться с другими детьми.
  4. Ребёнок говорит одно и тоже, причём не всегда по теме, то есть ситуация может не совпадать с тем, о чём он говорит.
  5. Ключевые навыки развиты, но малыш произносит не с той интонацией или с повышенной громкостью.
  6. Ребёнок не реагирует на собственное имя.
  7. Отвечает на поставленные вопросы с задержкой.

Нарушение социальных навыков

  1. Ребёнок не хочет общаться с ровесниками.
  2. Малыш игнорирует других людей, даже самых близких, не показывает своих чувств.
  3. Всё, что тревожит, он молча держит в себе, не считает нужным с кем-либо этим делиться.
  4. Они повторяют за другими определённые действия, но делают это неосознанно.
  5. Если кто-то пытается с ним общаться, то малыш, как будто не замечает человека, смотрит через него.
  6. Ребёнок не понимает чувства других людей.
  7. Малыш не показывает свою любовь родителям и близким.

Стереотипия

  1. Неестественное поведение.
  2. При изменениях привычной обстановки, у малыша может начаться истерика.
  3. Любит играть сам с собой, а не с другими детьми.
  4. У ребёнка совершенно отсутствует фантазия.
  5. У малыша есть излюбленный предмет, с которым он не может расстаться ни при каких обстоятельствах. Если его пытаются отнять, у ребёнка начинается сильная истерика.
  6. Нравится повторять одни и те же движения.
  7. Фокусирует своё внимание на одном предмете.

Возрастные проявления

Чаще всего родители диагностируют аутизм у детей уже после трёхлетнего возраста. Однако, существует ряд симптомов характерных для данной патологии у детей, начиная ещё с рождения, мы подробно их рассмотрим.

  1. Аутизм у детей до года характеризуется:
  • отсутствием реакции на любой раздражитель (зрительный или слуховой),
  • сильная привязанность к единственному предмету,
  • малыш играет объектами, не предназначенными для этой цели,
  • характерна стереотипия,
  • ребёнок не смотрит в глаза родным,
  • ослабленный мышечный тонус, из-за чего происходит запоздалое физическое развитие, малыш позже учится держать голову, садится, начинать ходить.
  1. Детки от года до трёх лет характеризуется:
  • отсутствие привязанности к близким, нет эмоциональной связи,
  • можно наблюдать, что карапуз не играет со всеми детьми, а сидит сам в сторонке,
  • зациклен на одном предмете и играет с ним,
  • могут быть резкие изменения в настроении, также возможны приступы агрессии,
  • речь может полностью отсутствовать или плохо развита.
  1. Дети от 3 до 6 лет характеризуется:
  • не проявляет чувств к близким, не показывает свою любовь,
  • никак не реагируют на чьи-то чувства,
  • характерно появление особых способностей и талантов, можно выявить, что ребёнок одарён в каком-то узком направлении, например, в музыке,
  • детки с аутизмом в таком возрасте могут сами себе наносить травмы, например, биться головой о стену,
  • ребёнок относится к людям, как к неживым предметам, остро реагирует на смену обстановки.
  1. Детки старше 6 лет:
  • не отзывается на своё имя,
  • не смотрит в глаза собеседнику,
  • любит изолировать себя от остальных,
  • не проявляет никакого интереса к другим людям,
  • ребёнок может иметь маленький словарный запас или вовсе не разговаривать,
  • беседу такой малыш не может поддерживать,
  • карапуз может постоянно повторять какую-то заученную фразу или действие,
  • в большинстве случаев у таких деток отсутствует способность к обучению письма или чтения,
  • некоторым детям свойственно проявлять определённые способности в какой-то узкой сфере.

Особенности интеллектуального развития

Только 25% аутистов имеют отставание в умственном развитии, у остальных детей наблюдается это отклонение.

Характерны такие особенности интеллекта детей при аутизме:

  1. Ребёнок не может сосредоточиться.
  2. У малыша отсутствует целенаправленность действий.
  3. Карапуз быстро теряет интерес к определённому занятию.
  4. У ребёнка отсутствует внимание.
  5. У малыша нарушено ассоциативное мышление.
  6. Практически отсутствуют логика.

Нужно понимать, что наличие данных симптомов не говорит о том, что у ребёнка отклонения в умственном развитии. У некоторых детей при наличии данных признаков могут наблюдаться повышенные способности в узкой области.

Среди детей, у которых диагностировано умственное отставание, в основном, лёгкая и средняя степень тяжести, в редких случаях тяжёлая форма.

Несмотря на то, что у таких детей может быть отставание в умственном развитии, они могут быть способны к обучению. Поэтому следует знать, если учитель и родители будут заниматься с ребёнком, малыш начнёт повышать свои навыки. Если жизнь карапуза сопровождается какими-то постоянными стрессами или серьёзными болезнями, может происходить и регресс умственной деятельности малыша.

Что могут принимать за аутизм

Самыми распространёнными заболеваниями, которые путают по симптоматике с аутизмом, являются:

  1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Основными признаками данной патологии являются:
  • неусидчивость,
  • затруднения в обучении,
  • таким деткам сложно концентрироваться на одном предмете,
  • они слишком подвижны.
  1. Тугоухость. Из-за того, что ребёнок плохо слышит, могут проявляться задержки развития речи. Кроме того, он может неправильно произносить звуки, с не той интонацией, слишком громко, плохо откликаться на своё имя, не выполнять просьбы (потому что не может их расслышать).
  2. Шизофрения. Характерно появление страхов, каких-то навязчивых идей, изолирование, малыш может сам с собой разговаривать.

Диагностика

Производится несколькими способами:

  1. Методика постоянного наблюдения за малышом. При наличии каких-то свойственных симптомов, следует насторожиться и обратиться к специалисту.
  2. Проведение тестирований. Если ребёнок ещё слишком мал, на вопросы отвечают родители, на основе наблюдений за малышом:
  • ADI-R — диагностический опросник,
  • ADOS — шкала наблюдений,
  • CARS — рейтинговая шкала,
  • ABC — поведенческий опросник,
  • ATEC — контрольный список оценки общих показателей,
  • CHAT — опросник аутизма для маленьких деток.
  1. Инструментальные методики:
  • ультразвуковое исследование мозга,
  • электроэнцефалограмма,
  • проверка слуха.

Лечения, как такового не существует. Не придуманы ещё такие таблетки, которые помогут полностью избавиться от аутизма. Однако, необходима корректировка и поддержание детей с данной патологией.

Курс необходимых мер в себя включает следующее:

  1. Поведенческая терапия. Важно наблюдать за поведением малыша и за тем, как он реагирует на определённое действие. Когда хорошо изучен характер ребёнка, подбираются необходимые стимулы. Для кого-то это может быть музыка, для кого-то вкусная еда. Потом необходимо реакции, которые нравятся ребёнку подкреплять какими-то поощрениями, то есть награждать ребёнка за проделанную работу. Так вы получите, какой-никакой контакт с малышом, а у него закрепятся какие-то навыки и умения. Таким образом, можно уменьшить агрессию у ребёнка.
  2. Занятия с логопедом. Это необходимо для того, чтобы правильно поставить речь ребёнка, ведь ему ещё необходимо учиться в школе. Поэтому, чаще всего к логопеду обращаются ещё до 7 лет (если уже был диагностирован аутизм).
  3. Стимуляция выработки социального общения и навыков самообслуживания. Для этой цели могут использовать специальные картинки на карточках. Например, на них может быть изображено то, что ребёнок, проснувшись, поднимается с кровати и чистит зубы.
  4. Медикаментозная терапия. Лечение таблетками применимо лишь в критических ситуациях, когда особое поведение вредит развитию ребёнка. Но вы должны понимать, что истерические припадки или монотонные действия — это способ общения ребёнка, а не патологическое проявление. Важно, чтобы психотропные или успокоительные препараты назначал только специалист, ни в коем случае не стоит заниматься самолечением.

Рекомендации

  1. Необходимо, хоть иногда водить ребёнка к психологу, не рассчитывайте на то, что будет достаточно только домашнего обучения и занятий в специальных учреждениях.
  2. Рекомендуется выбрать ребёнку личного психиатра.
  3. Нужно обязательно составить чёткий распорядок дня для такого малыша.
  4. Родителям потребуется психологическая поддержка, особенно людей с похожими проблемами.
  5. Никогда не повышайте голос на такого ребёнка, с ним нужно общаться только спокойно.
  6. Нельзя изменять привычную обстановку. Это очень не понравится малышу, может вызвать даже нервные припадки.
  7. Хоть изредка, хотя бы раз в году, но оставьте карапуза с человеком, которому вы доверяете и отдохните, ведь родителям тоже нужно делать передышку, чтобы облегчить своё психологическое состояние.
  8. Некоторые специалисты рекомендует завести домашнего питомца. Это должно быть тихое спокойное животное, например, рыбка.
  9. Не забывайте показывать свою заботу и любовь карапузу.
  10. Помните о том, что ребёнку нужно личное пространство и время побыть наедине с собой.

Родители должны понимать, что даже, если у их ребёнка выявлен аутизм — это ещё не конец света. На сегодняшний день окончательно неизвестно из-за чего возникает данное заболевание. Мы не можем почувствовать, что ощущает малыш при контакте с внешним миром. Несмотря на то, что он не проявляет эмоциональной привязанности, его всё равно не нужно обделять своей любовью. Такому ребёнку, как никому необходима повышенная забота родителей. Вы должны знать, что при правильном уходе, ранней диагностики данного заболевания, поддержки учителей и родителей, у ребёнка может быть абсолютно нормальная жизнь, он сможет обучаться и правильно развиваться (насколько это возможно) и будет счастливым человеком.

(Пока оценок нет)

Загрузка...

Причины детского аутизма

В настоящее время не ясны причины вызывающие данное расстройство. Выделяют ряд экспериментально и клинически подтвержденных гипотез развития аутизма:

— слабость инстинктов и аффективной сферы;

— блокада информации, связанная с расстройствами восприятия;

— нарушение, связанное с переработкой слуховых впечатлений, которое ведет к блокаде контактов;

— нарушение активирующего влияния ретикулярной формации ствола мозга;

— нарушение в функционировании лобно-лимбического комплекса, которое провоцирует расстройство планирования и поведения;

— нарушение в обмене серотонина и функционирования серотонинергических систем мозга;

— нарушения в парном функционировании полушарий головного мозга.

Вместе с тем существуют психоаналитические и психологические причины расстройства. Значимую роль имеют генетические факторы, поскольку в семьях, страдающих аутизмом, это заболевание отмечается чаще, чем среди всего населения в целом.

Ранний детский аутизм связан с мозговым органическим расстройством, зачастую в анамнезе имеются данные об осложнениях при родах и в период внутриутробного развития. По некоторым данным отмечается связь детского аутизма с эпилепсией, а также с диффузными неврологическими аномалиями.