Задержка психоречевого развития: причины, симптомы и лечение

Уже с четырех месяцев могут быть заметны некоторые признаки в отставании психического развития малыша. Дети, страдающие ЗПР, достаточно поздно по сравнению с общепринятыми возрастными нормами начинают держать голову, говорить свои первые слова и делать первые шаги. Также они испытывают затруднения при приеме пищи, так как не могут научиться правильно работать языком, челюстью, руками и ногами.

Ребенок, страдающий ЗПР, замкнут в себе, не обладает самоуверенностью, не особо идет на контакт со сверстниками, нелюдим. Также такие дети зачастую страдают энурезом, плохо спят по ночам, излишне тревожны и не спокойны. В приобретении навыков самообслуживания испытывают затруднения (не могут самостоятельно обуться, завязать шнурки).

С двух лет, у детей с ЗПР слабо развита память, плохо развита речь (они не выговаривают некоторые буквы, переставляют слоги в словах, их словарный запас отличается скудностью). Ребенок с диагнозом задержки психического развития к пяти годам не обладает аналитическими способностями, у него отсутствует образное мышление, он не способен сравнивать и обобщать. В связи со всеми этими проблемами, таким детям трудно учиться в школе, их успеваемость в школе всегда на низком уровне.

Существует классификация видов ЗПР, каждый из которых имеет свои симптомы и причины возникновения, а также методы лечения и коррекции:

— Конституционная задержка психического развития.Причинами в этом случае служат генетические заболевания и плохая наследственность. Для детей с конституционной ЗПР характерны частая смена настроения, нестойкие привязанности, поверхностные эмоции.

— Соматогенная задержка психического развития.Причинами являются инфекционные заболевания и их осложнения. К этому недугу могут привести тяжелые формы аллергии, дистрофия, сердечные заболевания, перенесенные операции. У ребенка наблюдается повышенная нервозность, боязливость, частые и беспричинные капризы.

— Психогенная задержка психического развития.Причины ее возникновения имеют социальные и психологические свойства (недостаточное внимание со стороны взрослых, неблагоприятные условия проживания, недостаток родительской любви и ласки, а также безответственное отношение женщины к беременности: курение, употребление алкоголя и наркотиков). Это чревато нарушениями в интеллектуальном развитии ребенка, у которого часто происходят психозы и неврозы, развивается эгоцентризм и безволие.

— Церебрально-органическая задержка психического развития.Встречается достаточно часто. Причиной является первичное негрубое органическое поражение головного мозга. У ребенка в этом случае возникает несформированность эмоционально-волевой сферы психики и познавательной деятельности.

Содержание:

Врачи — остеопаты могут успешно решить проблему задержки речевого развития у ребенка!

Как определить, есть ли у ребенка задержка в речевом развитии? Некоторые общепринятые в медицинских кругах факты дают возможность ответить на вопрос: «Дети с ЗПРР – кто они?». Если ребенок, достигший двухлетнего возраста, не понимает речь, обращенную к нему, использует малое количество слов, здесь необходимо незамедлительное обращение к специалистам по ЗПРР, лечение которой нельзя откладывать на потом.

Зачастую родители и учителя сталкиваются с проблемой, что дети с ЗПРР неусидчивы, невнимательны, у них крайне плохая память, и они очень быстро утомляются. Таким детям необходимо непрестанно находиться в движении, так им легче усваивать материал. Дети с диагнозом ЗПРР в младших классах очень трудно запоминают правила русского языка и таблицу умножения. Такие нарушения поведенческого характера, как агрессия, неаккуратность, невозможность за себя постоять, затруднение в общении с коллективом составляют детям большие сложности в обыденной взрослой жизни.

Почему же возникает задержка речевого развития у детей?

Чаще задержка речевого развития у детей возникает в случаях, когда в результате родов ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, гипоксию, травму ЦНС или шейного отдела позвоночника. Выделяют и другие факторы, влияющие на задержку речи ребенка в период развития плода внутри утробы: стремительные или преждевременные роды, нерегулярные дыхательные действия плода при родах, избыточное скопление жидкости в головном мозге, увеличенное давление внутри утробы, генетическая предрасположенность, психическое заболевание и несвоевременный перевод малыша на искусственное вскармливание.

Нарушение функционирования центральной нервной системы, психические или генетические расстройства систем регуляции деятельности головного мозга – вот от чего страдают дети с ЗПРР в наше время.

Вакцинация АКДС и задержка речевого развития, связь всё очевиднее!

В моей практике всё больше встречается случаев, когда ребёнок до полутора лет развивался нормально, а после плановой вакцинации АКДС он останавливался в психоречевом развитии. Данный факт должен заставить родителей и врачей задуматься о целесообразности ТАКОЙ «вакцинопрофилактики».

Что может указывать на задержку речевого развития

Некоторые признаки ЗПРР, лечение которого в своей необходимости не вызывает сомнений:

  • Ребенок в четыре месяца не проявляет эмоциональной реакции на жесты взрослых, не улыбается и не проявляет оживления на обращения;
  • Ребенок в 8-9 месяцев не издает звуков «мама», «папа», «баба»;
  • Ребенок в полтора года не говорит простых слов, например, «дай», не знает названий простых предметов, своего имени и не выполняет простейших просьб, например, «иди сюда»;
  • У ребенка возникают трудности с жеванием или сосанием;
  • В 2,5 года у ребенка запас слов составляет около 20 слов;
  • В три года ребенок очень быстро говорит, съедая окончания слов, или, наоборот, речь замедленная, при этом растягиваются слова;
  • У ребенка в любом возрасте замечается повышенное слюноотделение, и постоянно открыт рот.

В связи с такими факторами начинается торможение в психическом развитии, и к достижению пятилетнего возраста происходит задержка в речевом развитии (ЗРР), а далее — в психоречевом развитии (ЗПРР, лечение которого стоит начинать безотлагательно).

Вашему ребенку поставили диагноз ЗПРР. К какому врачу обратиться?

Детские педиатры и неврологи рекомендуют детям, у которых очевидна задержка речевого развития, лечение проходить у врача – остеопата, потому как даже медикаментозное лечение не всегда дает положительные результаты. Остеопатия эффективно помогает детям с такими серьезными диагнозами, как задержка в психомоторном и речевом развитии, дислексия, дисграфия, минимальная дисфункция мозга, СДВГ и синдром дезадаптации в школе.

Если у вашего ребенка ЗПРР, к какому врачу обратиться — не должно как вопрос вводить вас в долгие раздумья.

В большинстве случаев лечение задержки речевого развития у детей должно дополнятся использованием гомеопатического метода, а также занятиями с психологом. В ряде случаев необходимо подключать и фармакологические средства.

Помните, только вовремя диагностированная задержка речевого развития,  лечение в полном объеме помогут восстановить здоровье ребенку и вернуть его к полноценной жизни.

Таким образом, остеопатическое лечение способствует речевому развитию детей даже в очень тяжёлых случаях!

Задержка или индивидуальные особенности развития

Серьезность этой проблемы заключается в том, что четко диагностировать ЗПРР на ранних стадиях не представляется возможным. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем, обусловленном многими факторами, темпе.

Но часто родители упускают момент и ждут, что все разрешится само собой.

Какой же выход? На что обращать внимание, чтобы вовремя понять, что у ребенка диагноз ЗПРР и надо бить тревогу?

Рекомендация на данном этапе — наблюдение.

Нормы психоречевого развития детей

Особенности психоречевого развития по возрастам приведены ниже.

В возрасте от 0 до 1 года.

От 1 до 2 лет.

2-3 года

3-4 года

Предлагаемый перечень носит рекомендательный характер. И если ваш годовалый малыш имеет в своем арсенале не 10, а 8 слов — это не повод для паники!

Симптомы и признаки ЗПРР

Что же это за заболевание ЗПРР? Обратите внимание, если:

  • к 4 месяцам ребенок не реагирует на попытку общения, не улыбается;
  • к 8 месяцам не лопочет односложно па-па, ба-ба;
  • к 1 году эмоционально неактивен, повторяет 2-3 слова;
  • к 1.5 годам не знает своего имени, не реагирует на обращенные к нему просьбы;
  • к 2 годам не отвечает на вопросы словами “да” или “нет”, уединяется, не может сосредоточиться на просмотре картинок, у него маленький словарный запас;
  • к 3 годам его речь мало понятна;
  • он не умеет строить предложения;
  • разговаривает либо очень быстро, либо, наоборот, медленно.

Читайте также:  ОНР в логопедии: что это, классификация, диагностика и коррекция у детей

Задержка психоречевого развития у детей 3 лет может выражаться и в том, что ребенок “отзеркаливает”, повторяет обращенные к нему слова.

Кроме этого, стоит обратить особенное внимание, если наблюдаются нарушения со стороны психики малыша:

Может наблюдаться стереотипия, когда ребенок бесцельно и многократно повторяет одно и то же слово или совершает стереотипные ритмичные движения. Например, раскачивается, размахивает руками.

Это уже повод! Для того, чтобы действовать!

Официальная медицина утверждает, что эффективность лечения такого заболевания как ЗПРР напрямую зависит от того, когда оно начато.

Если вы заметили симптомы ЗПРР в 2 или 3 года, то чем раньше вы начнете работать с этой проблемой, тем лучшего можно ждать результата.

Бывает, что диагноз ЗПРР ставят в 5 лет, когда многие благоприятные факторы к излечению уже упущены. Что такое ЗПРР в этом случае и есть ли надежда на выздоровление? Здесь уже речь идет о грубой задержке психоречевого развития. Шансов на излечение немного, но они есть.

В такой ситуации действует то же правило: не ждать, а действовать, помогать, вместе работать над проблемой и не отчаиваться.

Надо отметить, что если у детей психика без патологий, а только лишь нарушена речь, то здесь имеет место ЗРР — задержка речевого развития. В этом случае ребенок все понимает, адекватно реагирует, но общения избегает.

Причины заболевания

Каковы же причины этого заболевания ЗПРР? Официальная медицина относит к ним:

  • нарушения в работе головного мозга и центральной нервной системы;
  • здоровье мамы в период беременности: травмы, отравления, инфекции могут спровоцировать нарушение психоречевого развития ребенка в раннем возрасте;
  • течение родов: родовые травмы, обвитие ребенка пуповиной, гипоксия плода;
  • генетическая предрасположенность.

Эти факторы могут явиться причинами заболеваний, которые провоцируют следующие психоречевые нарушения у детей:

Читайте также:  Речевые нарушения артикуляции речи: виды, коррекция, профилактика

Нужно понимать, что ЗПРР на резидуально-органическом фоне — это следствие, поэтому лечить надо основное заболевание.

Своевременная диагностика увеличит шансы на выздоровление.

Диагностика и комплексное обследование

Чтобы подтвердить или исключить диагноз ЗПРР, необходимо комплексное обследование.

Ребенка должны осмотреть следующие специалисты, чтобы проанализировать симптомы и при необходимости назначить лечение:

  • Педиатр оценивает общее состояние и назначает лечение соматических заболеваний.
  • Невролог выявляет нарушения в работе нервной системы, проводит инструментальную диагностику головного мозга.
  • Логопед принимает меры по улучшению работы речевого аппарата.
  • Психолог анализирует состояние ребенка по специальным тестам.
  • Дефектолог проводит коррекцию речи и занимается развитием внимания, памяти, мышления, мелкой и крупной моторики.

Когда поставлен диагноз и встал вопрос “Как лечить?”, на плечи родителей ложится большая ответственность. Выполняя рекомендации врачей, они должны терпеливо и настойчиво заниматься с ребенком, чтобы совместными усилиями преодолеть недуг.

Помощь при ЗПРР

При подтверждении диагноза «задержка психоречевого развития» назначается лечение.

Его основу составляют физиотерапевтические процедуры, в частности, магнитотерапия: она активизирует работу коры головного мозга. А также назначааются занятия с логопедом и детским психологом.

Медикаментозное лечение тоже имеет место, но в общей схеме его доля минимальна.

В качестве дополнительных мер могут быть назначены:

  • лечебная физкультура,
  • арт-терапия,
  • мануальная терапия.

Необходимо соблюдать рекомендации по организации режима дня:

  • сбалансированное питание,
  • прогулки на свежем воздухе,
  • активные игры,
  • общение со сверстниками.

Самое главное, что ребенок должен чувствовать эмоциональную поддержку своих родных и близких. Потому что это — реальная сила, которая поможет ему справиться с нарушениями и стать здоровым.

Дополнительное лечение ЗПРР

Хочется обратить внимание на альтернативные методы лечения. Это — иппотерапия, дельфинотерапия, музыкотерапия. Может быть кто-то посчитает их пустой тратой времени. А зря.

Читайте также:  Задержка психоречевого развития детей с элементами аутизма

Иппотерапия — лечебная верховая езда, помимо чисто физического аспекта воздействия на тело, выполняет неоценимую психоэмоциональную роль. Ребенок учится чувствовать, жить душой. Это помогает ему раскрепоститься, открыться миру, не бояться его.

Дельфинотерапия — общение с дельфинами, оказывающее мощный лечебный эффект. Нахождение в воде помогает расслабиться, снять мышечные зажимы. Дельфины же обладают добрым нравом и очень любят детей. Кроме того, звуки, которые они издают, воздействуют на организм человека на клеточном уровне, обновляя и исцеляя его.

Музыкотерапия — лечение музыкой. Этот вид терапии воздействует на эмоции человека и гармонизирует его психоэмоциональное состояние. Благодаря этому ребенок становится уравновешенным, у него появляется уверенность в себе, устойчивость к стрессовым ситуациям.

Прогнозы на выздоровление при ЗПРР

На благоприятный прогноз при диагнозе ЗПРР влияет много факторов. В их числе и время начала лечения.

Но надо помнить, что ЗПРР — это не приговор. Как бы ни была тяжела ситуация, в которой вы оказались, надо верить в благополучный исход. При этом делать все, что возможно. И дать силы своему ребенку преодолеть непростой период своей жизни. А сила эта — в вашей любви!

Возрастные особенности развития речи и их отставание

Выявить отклонения и задержку речевого развития можно самостоятельно у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет. Для этого рассмотрим, как формируется речь с рождения.

Различают периоды развития коммуникации:

  1. 0-1 год. Этот период еще называют подготовительным. В 3-6 месяцев появляются первые звуки: гуление, лепет, подражание взрослому. К первому году родители замечают слова.
  2. 1 год. Малыш уверенно говорит 10 простых слов. Мама, папа, баба и др. Начинается развитие пассивного словарного запаса.
  3. 1,5-2 года. Слова из пассивного запаса переходят в активное применение. К 2 годам произносит простые предложения, состоящие из двух слов.
  4. 2,5 года. Предложения становятся более информативными из 3-4 слов.
  5. 3-4 года. Дошкольник повторяет сложные фразы, отвечает на вопросы, рассуждает. У детей 3 лет словарный запас уже 1000 слов, а в 4 года — до 1500.
  6. 5-6 лет. В этом возрасте дети активно общаются друг с другом, могут обосновать свои действия, пересказывают и составляют рассказ по картинке. В 6 лет словарный запас насчитывает порядка 3000 слов.

Важно! Возрастные границы речевого развития — величина среднестатистическая. Для девочек считается нормой отставание речи на 2-3 месяца от принятых сроков. Для мальчиков 5-6 месяцев.

Как проявляется задержка речевого развития

Отставания в развитии речи начинает проявляться еще в младенчестве. Опасение должны вызывать следующие симптомы.

Читайте также:  ОНР в логопедии: что это, классификация, диагностика и коррекция у детей

В два года:

  • нет новых слов. Для общения использует несколько слов, а по возрасту их должно быть уже 50;
  • не повторяет и не запоминает новые слова;
  • не знает названия окружающих его предметов, частей тела;
  • не может составлять предложения даже из двух слов.

В три года:

  • не говорит предложения из трех слов;
  • говорит неразборчиво;
  • говорит очень быстро или наоборот медленно;
  • нет смысловых ответов на вопросы;
  • не может составить рассказ по картинке.

Если у вашего ребенка имеются некоторые из перечисленных пунктов, то это повод обратиться к специалистам. Только они могут поставить диагноз ЗРР, дать его расшифровку и объяснить что это такое. Задержка речи в логопедии — это не приговор, а начало серьезной работы. Рассмотрим причины, препятствующие развитию речи.

Важно! Ранняя диагностика и грамотно подобранное лечение врачом-неврологом и своевременная помощь логопеда помогут решить проблему.

Причины, вызывающие задержку речевого развития

Задержка развития речи — сигнал, который посылает нервная система, когда ее функции нарушены. Поэтому важно принимать лекарственные препараты, которые назначает невролог.

Причины отставания речи могут быть как врожденными, связанными с анатомическими особенностями. Так и приобретенными, влияние на которые оказывает окружение малыша.

Распространенными причинами появления ЗРР являются медицинские и социальные факторы. Давайте подробнее рассмотрим, что заключается в каждом из них.

Медицинские причины

В эту группу можно отнести следующие источники:

  • Генетические. Доказано, что на речь ребенка влияет то, как развивались его родители. Если один из них поздно заговорил, то на генном уровне это могло передаться и малышу.
  • Пренатальные (внутриутробные) поражения ЦНС (центральной нервной системы).
  • Повышенный или пониженный тонус мышц губ и языка. И, как следствие, неправильная артикуляция речи.
  • Родовые травмы.
  • Гипоксия во время родов.
  • Срок родов. У недоношенных и переношенных детей риск развития ЗРР выше.
  • Осложнения и болезни уха, глухота.
  • Инфекционные заболевания в младенчестве.
  • Различные травмы.

Читайте также:  Речевые нарушения артикуляции речи: виды, коррекция, профилактика

Социальные причины

К группе социальных факторов, приводящих к задержке речевого развития у детей, относятся:

  • Нехватка общения. Слишком занятые или отстраненные родители, которые мало разговаривают с малышом.
  • Ребенок часто болеет и не общается со сверстниками.
  • Родители разговаривают на двух языках одновременно.
  • В семье конфликты. Родители часто ругаются, устраивают разборки. Дети растут в постоянном эмоциональном стрессе.Конфликты у родителей
  • Чрезмерная гиперопека. Все действия ребенка предупреждаются заранее, нет возможности свободно развиваться.
  • Вседозволенность. Специалисты (невролог, психиатр и окулист) запрещают детям до года, а лучше и до двух, показывать мультфильмы. Двухлетним малышам не рекомендуют включать видео продолжительностью, более 20 минут. Нервная система ребенка не готова воспринимать много информации. Она начинает перевозбуждаться, вызывая у детей страх и неконтролируемые истерики.

Важно выявить и устранить причины, отрицательно влияющие на развитие детской психики. Потому что отставание речи задерживает общее развитие психики ребенка.

Как помочь ребенку с ЗРР

Что делать? Это самый первый вопрос, который возникает у родителей детей с задержкой развития речи. Начинаем с поиска причины, которая препятствует развитию речи. Здесь также идет подразделение на те же группы, относящиеся к медицине и соцуму.

Медицинская помощь

Работа с причинами, повлиявшими на задержку развития речи, начинается с обращения к специалисту. Грамотный невролог сможет вовремя заметить симптомы ЗРР и назначить лечение. Поэтому не пренебрегайте осмотром у врача в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Бывает так, что на ваш взгляд на приеме не происходит ничего необычного. Но специалист может заметить незначительные отклонения даже в 6-9 месяцев и вовремя назначить лечение.

Ноотропные препараты бывают двух видов действия: стимулирующие и успокаивающие, назначает их только врач. Никогда не покупайте детям лекарства, которые помогли вашим знакомым.

Читайте также:  Дефекты и нарушения речи человека: виды, причины и способы исправления

Различные терапии, логопедический и общий массаж помогут ребенку заговорить в одно время со сверстниками. Это поможет ему не отставать от них.

Социальная помощь

Для лечения ЗРР у детей в домашних условиях очень важно решить вопрос влияния окружения. Нужно начать больше времени уделять детям, общению с ними. Родителям нужно адекватно оценить внутреннюю обстановку в семье.

Ребенок нуждается в счастливой гармоничной семье. И только от вас зависит каким он вырастет.

Также хорошим подспорьем будет найти логопеда, специализирующегося на вашей проблеме. А также, возможно, и записаться на консультацию к семейному психотерапевту.

Запишитесь в группы по логоритмике, индивидуальные развивающие занятия, которые помогут “разговорить” малыша.

Важно! Вовремя проведенная диагностика и начало лечения при ЗРР, позволяют улучшить и развить речевые способности у детей.

Плодотворное сотрудничество родителя с неврологом и логопедом разовьют коммуникативные навыки ребенка. Чтобы запустить речь, нужно создать условия, в которых ребенку придется что-то требовать, просить и высказываться.

Не предугадывайте его желания, проговаривайте вместе с ним все действия. Выполняйте рекомендации специалистов. Больше хвалите малыша и успех вам будет гарантирован.

Почему молчит малыш?

Нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка влечет за собой иногда необратимые последствия, которые невозможно исправить даже с помощью психокоррекционной работы или медикаментозного вмешательства. Для начала давайте построим цепочку развития событий, и определимся, что является первопричиной, а что – следствием.

  1. Задержка речи тормозит процесс формирования мышления.
  2. Отставание развития мышления приводит к общей задержке психического развития.

Но ЗПРР тоже не появляется ниоткуда. Причинами ее могут стать:

  • тяжелое протекание беременности
  • внутриутробное инфицирование плода
  • принудительные роды
  • асфиксия или гипоксия во время родов
  • различные родовые травмы
  • повышенное внутричерепное давление

Выявить ЗПРР довольно непросто у маленьких детей, хотя существуют некоторые условные нормативы для различных возрастных групп. Но учитывая индивидуальные особенности каждого малыша, отставание речевого развития определяется у детей после 5 лет. В этом возрасте наступает период активного общения, и проблема выявляется проще и быстрее.

А вот с точки зрения коррекции, начать работать с ЗПРР в 5 лет – весьма проблематично, чтобы рассчитывать на скорый и высокий результат.

Раннее выявление нарушений в развитии речи – залог успешного преодоления болезни, предупреждения более глубоких нарушений в психоэмоциональной и умственной сферах развития личности ребенка.

Как обнаружить задержку речи у ребенка

Чтобы быть уверенным, что вашему малышу не грозит такой диагноз как ЗПРР, нужно точно знать, каковы основные симптомы заболевания. Рассмотрим их в ракурсе возрастных особенностей детской психоэмоциональной сферы.

  1. Возраст 4 месяца. Нет эмоционального общения с родителями, малыш не проявляет интереса, когда к нему обращаются, не улыбается в ответ
  2. Возраст 8-9 месяцев. Лепет полностью отсутствует. Ребенок не произносит одинаковые слоги.
  3. Возраст 12 месяцев. Присутствие ребенка в комнате не ощущается, от него не исходит никаких звуков.
  4. Возраст 18 месяцев. Малыш не понимает обращения к себе, не отзывается на свое имя, не говорит простые слова («мама», «дай»).
  5. Возраст ребенка 2 года. Словарный запас очень ограничен, новые слова в лексиконе не появляются.
  6. В возрасте 2,5 года малыш использует в речи не более двух десятков слов, не умеет строить фразы, не знает названий предметов
  7. Ребенок в 3 года не понимает смысла коротких рассказов, речь его может быть быстрой, непоследовательной, или наоборот, очень медленной. Некоторые дословно повторяют за взрослыми сказанное.

Часто ЗПРР сопровождается аутичными чертами, если в нервной системе ребенка происходит нарушение. Аутизм выражается в отсутствии эмоционального контакта с окружающим миром.

С возрастом ребенок все больше информации об окружающем мире получает посредством общения. Чем дольше он остается изолированным от общества, тем раньше активизируются процессы ЗПР и тем труднее их исправить.

Своевременная коррекционная работа не только поможет добиться результатов, но и защитит малыша и вас от необратимых последствий ЗПРР.

Принимаем меры

К вопросу лечения ЗПРР подходить необходимо комплексно. Специалисты, которые занимаются с детьми, страдающими от ЗПРР, это дефектолог, логопед, психолог, рефлексотерапевт, невролог.

Основная часть терапии возлагается, конечно, на родителей. Они должны выполнять все рекомендации узких специалистов, чтобы помочь ребенку преодолеть речевой барьер и стать полноценной всесторонне развитой личностью. К наиболее часто применяемым методам лечения ЗПРР относятся:

  1. Микротоковая рефлексотерапия – воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на зоны, ответственные за речь, а также на поврежденные участки ЦНС с целью их восстановления. Такой метод показан и при гидроцефалии малышам с 6 месяцев.
  2. Занятия с логопедом и дефектологом. Дефектолог работает с детьми, начиная с 2 лет, играя с малышом в игры, направленные на развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки. Логопед проводит коррекционную работу с ребенком 4-5 лет. Его занятия помогают добиться правильной артикуляции и произношения. Часто такие занятия сопровождаются логопедическим массажем.
  3. Медикаментозное лечение. Препараты, способные улучшить кровоток сосудов мозга назначаются после обследования неврологом.

Методы коррекционной работы при ЗПРР

Для детей с признаками ЗПРР используются различные методики. Среди них широкое применение получили музыкальная терапия, арттерапия, игры, воздействующие на эмоциональную сферу малыша.

Хорошо зарекомендовали себя пальчиковые игры. А как много вы знаете таких игр и как часто в них играете с крохой? Тоже вопрос. Некоторые родители, видя что у ребенка не получается сразу верно сложить пальчики и он убегает, расстраиваются и бросают это занятие. А это, на мой взгляд, неверный шаг. Во всем нужно терпение и сноровка и результат не заставит себя долго ждать.

Ввиду того, что речевой и двигательный центры находятся рядом, можно рассчитывать на то, что развивая моторику рук, подтянется и речь. Поэтому родителям в арсенале просто необходимо разнообразие паззлов, пирамидок, конструкторов.

С детками с ЗПРР можно много лепить фигурки из пластилина или соленого теста, пока ребенок мал. Нужно обращать внимание на то, какая рука у малыша ведущая. Если малыш – левша, то есть вероятность того, что левое полушарие мозга с речевым центром развито слабее, отсюда и может возникнуть задержка речи.

Чтобы речь ребенка формировалась и развивалась правильно, необходимо проверить в совокупности остроту зрения (копирует артикуляцию взрослых) и слух (повторяет услышанное). Здесь хорошо помогут игры на развитие музыкального слуха. Например, «Что звучало?» или «Угадай, чей голос?».

Если коррекционные мероприятия начаты слишком поздно и ребенок перешагнул рубеж 6 лет, а речи так и нет, родителям стоит задуматься об оформлении малыша в специализированное учебное заведение со специальной программой и постоянным наблюдением специалистов.

В заключении еще раз хочется сказать родителям – будьте внимательны к своему ребенку, уделяйте ему много внимания, вкладывайте в его развитие все свои знания и умения. Конечно, ЗПРР – не приговор, но это сочетание может стать приговором счастливой жизни вашего малыша. Читайте литературу и посещайте занятия и блоги для родителей, если чувствуете недостаточность знаний.

Присоединяйтесь к посетителям нашего блога в соцсетях, приглашайте друзей. Подписавшись на обновления, вы всегда будете в курсе самых горячих тем из детской жизни. Присылайте ваши вопросы и комментарии к статье, поделитесь своим опытом преодоления проблем с поведением и здоровьем вашего крохи.

А главное – любите. Любовь родителей – это крепкий иммунитет на всю жизнь.

В надежде на новую встречу не прощаюсь надолго, Алиева Лариса

Как выглядит ЗПРР?

Врачи могут поставить такой диагноз «задержка психоречевого развития», если налицо будут признаки отставания в развитии речи и интеллекта в целом. При этом чаще всего изначально возникает именно задержка речи, которая затем, если ее не распознать и не скорректировать своевременно, «тянет» за собой и психическое развитие: ребенок начинает отставать интеллектуально. То есть если спохватиться вовремя, диагноз может оказаться более легким, а его коррекция даст лучшие результаты.

Если ваш малыш младше 4 лет и ему поставлен диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не игнорируйте лечебные и коррекционные мероприятия, полагая, что ваше чадо с возрастом само всему научится, не сваливайте все на индивидуальные темпы развития. Упустите время – борьба будет более продолжительной и упорной, а результаты ее в конечном итоге могут оказаться хуже.

Что значит – спохватиться вовремя? Это значит обратить внимание на те или иные тревожные признаки. Их много, они весьма разнообразны и не всегда иллюстрируют именно задержку психоречевого развития. Однако важно своевременно понять: не все благополучно, если у ребенка отмечаются такие симптомы:

  • обильное слюноотделение, не связанное с прорезыванием зубов;
  • высокая возбудимость;
  • гиперактивность;
  • заторможенное логическое мышление и проблемы с памятью, заметно преобладает зрительная (наглядно-образная) память над слуховой;
  • частые перепады настроения, эмоциональный фон неустойчив;
  • низкая концентрация внимания на предметах, просьбах, действиях;
  • отсутствие интереса к развлечениям;
  • неуклюжесть, проблемы с координацией;
  • трудности с пониманием речи и просьб, отсутствие реакции на них в возрасте до года и позже;
  • агрессивность к окружающим или аутоагрессия;
  • стереотипное поведение (однообразные немотивированные действия);
  • отсутствие реакции на какие-либо звуки, помимо речи;
  • отсутствие минимальных навыков выполнения тех или иных действий (с предметами, игрушками, одеждой) в возрасте старше 2 лет;
  • «мозаичное» запоминание;
  • непонимание роли игрушек (они используются не по назначению, а вместо них малыш пользуется предметами обихода);
  • нарушения письма.

Но самые главные симптомы связаны, конечно же, с речью:

  • ребенок замкнут, чурается общения со сверстниками, не выражает радости при появлении родных;
  • не говорит сам либо не пытается активно повторять за взрослыми звуки и отдельные слова до полутора лет;
  • произносит отдельные слова, не умея составить из них даже простейшие фразы;
  • говорит «на тарабарском языке», быстро и невнятно, с выраженным искажением артикуляции, из-за чего его практически невозможно понять даже родителям.

Обратите внимание, насколько своевременно малыш осваивает речевые нормы с самых ранних месяцев. Если он не гулит с 2 до 6 месяцев, не лепечет в 4–9 месяцев, не произносит простые слова из парных слогов в районе года (мама, баба), не формулирует простейшие фразы в 2 года – это серьезный повод обследовать кроху, пока еще не поздно. С 2 до 4 лет коррекция и лечение проходят намного легче и результативнее, чем позже.

Если замечены хотя бы несколько из этих симптомов, необходимо проконсультироваться с педиатром. При необходимости он назначит консультации других специалистов.

Что провоцирует появление ЗПРР?

Случается, что ЗПРР ставят деткам из неблагополучных семей, где их воспитанием и развитием никто не занимался (так называемая социальная запущенность). Но в большинстве случаев такую задержку провоцируют те или иные патологии развития центральной нервной системы малыша. Это могут быть следующие заболевания или состояния:

  • менингит и другие инфекционные болезни, поражающие головной мозг;
  • детский церебральный паралич;
  • эпилепсия;
  • аутизм;
  • гипоксия плода;
  • синдром Дауна;
  • высокое внутричерепное давление;
  • опухоли или кисты головного мозга;
  • ишемия или патологии головного мозга;
  • лейкодистрофия;
  • психические болезни.

Конечно, сами по себе, «на ровном месте», такие заболевания не возникают, их провоцируют те или иные неблагополучные факторы.

Что же может способствовать появлению задержки психоречевого развития у детей?

  • Нездоровый образ жизни беременной (курение, алкоголизм, наркомания).
  • Частые нервные переживания, постоянные стрессы будущей мамочки в период вынашивания плода.
  • Тяжелая беременность, осложненная токсикозом, проблемами с почками, инфекционными заболеваниями матери, обострением хронических болезней и т. д.
  • Редкие хромосомные или генетические болезни, приводящие к торможению развития ребенка.
  • Тяжелые роды, родовая травма.
  • Тяжелые заболевания, которые малыш перенес до 2 лет.

Как уже говорилось, иногда ЗПРР возникает на фоне социальной запущенности. То есть к ней приводят:

  • неблагоприятная психологическая атмосфера в семье (частые скандалы, драки, крики);
  • тяжелая психологическая травма малыша (например, испуг);
  • грубое обращение с ребенком, насилие (физическое или психологическое).

Обследование, диагностика

При подозрении на ЗПРР необходимо пройти комплексное обследование, поскольку приведенные симптомы могут указывать и на другие заболевания. Поэтому прежде чем назначать лечение, важно поставить точный диагноз.

  1. Для начала нужно обязательно посетить невролога. Он изучит медкарту ребенка, выяснит особенности развития, отправит малыша на дополнительное обследование. В число исследований обязательно будут входить МРТ и энцефалограмма, которые позволят выявить нарушения в работе мозга и оценить его общее состояние.
  2. Далее потребуется визит к отоларингологу (а при необходимости – и к сурдологу), чтобы обнаружить возможные отклонения в развитии органов слуха.
  3. Обязательно придется посетить детского психолога и логопеда, которые дадут оценку речевым навыкам ребенка и степени отклонения их от нормы.
  4. Часто прояснить картину помогают генетик и детский психиатр, если в процессе обследования возникают подозрения на генетические или психиатрические заболевания.

Пройти полное обследование – необходимый этап. Ведь ЗПРР – это лишь следствие тех или иных отклонений. А потому так важно выяснить причину, которая эти отклонения вызвала. Устранять нужно именно ее, а не просто бороться с задержкой развития ребенка.

Лечится ли это?

О возможности или невозможности полного излечения ребенка скажет только доктор после обследования. Все зависит от степени тяжести диагностированных заболеваний и возраста, в котором начнется лечение. А еще – от упорства родителей, понимающих, что лечение может занять не один год, и не опускающих руки.

Лечение и коррекция задержки психоречевого развития проводятся обязательно комплексно. Этот комплекс объединяет:

  • лечение с помощью медикаментов;
  • занятия со специалистами (дефектолог, логопед, психолог);
  • постоянные развивающие занятия с родителями;
  • альтернативные методы коррекции.

Подбор медикаментозного лечения – этап ответственный, т. к. при этом важно учесть индивидуальные особенности развития и состояния малыша, возможные реакции на препараты.

Не отказывайтесь от медикаментов, которые назначает доктор. Не отмахивайтесь от них и уж тем более не экспериментируйте с лекарствами самостоятельно! Этим вы только навредите своему чаду!

В зависимости от конкретного диагноза, а также общей клинической картины ребенку могут назначить препараты группы ноотропов, улучшающие кровоснабжение и питание клеток мозга, седативные средства, витаминно-минеральные комплексы.

В помощь таблеткам

Итак, в помощь таблеткам обязательно назначают коррекционные мероприятия. Весьма эффективными, в зависимости от конкретной ситуации, могут оказаться немедикаментозные способы коррекции ЗПРР:

  • электрорефлексотерапия – на пораженные участки мозга воздействуют микротоки;
  • магнитотерапия – на кору головного мозга воздействуют низкочастотным магнитным полем;
  • иглорефлексотерапия – активация биоточек специальными иглами;
  • лечебная физкультура – плавание в бассейне, специальные упражнения в спортзале,
  • мануальная терапия – воздействие рук специалиста на нужные зоны;
  • арт-терапия — творческие занятия и приобщение к искусству;
  • иппотерапия – общение детей с лошадями;
  • дельфинотерапия – общение с дельфинами.

Помимо этого, малышу может понадобиться помощь других профессионалов. До 2 лет коррекцию речи проводит дефектолог, с четырех его сменяет логопед. При наличии психологических проблем, особенно психологической травмы, хорошим подспорьем станут занятия с психологом.

Также заниматься с ребенком, которому врачи поставили диагноз «задержка психоречевого развития», будут дома родители. Что им нужно будет делать?

  • Выполнять упражнения на развитие крупной и мелкой моторики.
  • Подобрать игры, развивающие внимание, память, усидчивость.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.

Родители должны оградить своего малыша от эмоциональных перегрузок, стрессов, любого насилия, обеспечить ему полноценное питание, подвижные игры, продолжительные прогулки на воздухе, общение с другими людьми для социальной адаптации.

Итак, три основных ключа для лечения ЗПРР – своевременность, терпение и максимум внимания ребенку. Тогда шансы преодолеть проблемы вырастут в разы.

ЭТИОЛОГИЯ (ПРИЧИНЫ)

Клиницисты отмечают, что задержка психоречевого развития практически никогда не является самостоятельным заболеванием. В преобладающем количестве случаев — это следствие патологических процессов центральной нервной системы, в частности головного мозга

Причины возникновение задержек развития многообразны:

• Конституциональные факторы

• Хронические соматические заболевания матери и ребенка

• Органические причины: нейроинфекции и их осложнения, травмы головного мозга).

Обязательным является изучение состояния психических процессов, определение причин социальной недостаточности:

• Социально-педагогическая запущенность

• Патология личности (формирующаяся психопатия) или

• Патологическое состояние (болезнь, дефект).

Следует понимать, что сама по себе ЗПРР — это следствие определённых патологических процессов, а не самостоятельное заболевание!

Поэтому изначально нужно постараться выявить и устранить первопричинный фактор, провоцирующий или вызывающий заболевание.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗПРР

Основываясь на этиологическом критерии, то есть причинах возникновения, выделяют следующие формы ЗПРР:

1. Дизонтогенетические формы, причинами которых могут быть конституционально-генетические факторы, патология внутриутробного периода и периода родов, токсико-инфекционные воздействия и другая соматическая патология в первые годы жизни;

2. Энцефалопатические формы, обусловленные органическим поражением головного мозга;

3. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств (зрение и слух);

4. Интеллектуальная недостаточность, в связи с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства (педагогическая запущенность), а также неправильные стили семейного воспитания.

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЗПРР

Важно понимать, что часто неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. Зачастую одних занятий с логопедом или нейропсихологом недостаточно и необходимо мнение врача-невролога, который специализируется в области нарушений психо-речевого развития. Изначальная ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика, и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело. Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка, тем больше надежда на полное выздоровление.

С целью правильного подхода к лечению ребенка специалистами медицинского центра CORTEX разработан алгоритм диагностики ЗПРР, включающий:

• консультативные приемы невролога, нейропсихолога, логопеда-дефектолога, психиатра;

• нейрофизиологическое обследование (ЭЭГ, ночной видео-ЭЭГ-мониторинг, когнитивные вызванные потенциалы, слуховые, зрительные и сомато-сенсорные вызванные потенциалы, электронейромиография);

• нейровизуализационное исследование (МРТ головного мозга, нейросонография);

• нейроиммунологическое исследование (определение уровня аутоантител к рецепторным антигенам нервной системы и исследование компенсаторного потенциала нервной системы);

• генетическое исследование (хромосомный микроматричный анализ, молекулярно-генетическое исследование, тандемная масс-спектрометрия и другие);

• другие виды исследования крови (исследования на скрытые инфекции и инвазии, висцероиммунологическое исследование, гормональный профиль, индивидуальную пищевую непереносимость, нейромедиаторный обмен)

• исследование микроэлементного состава волос (эссенциальные и токсичные микроэлементы);

По результатам индивидуально выбранного исследования у врача складывается впечатление о причинах заболевания и следственных патогенетических изменениях в нервной системе - возможном механизме заболевания. Это позволяет правильно подобрать необходимую терпию и ставить дальнейший план ведения ребенка в ближайшие месяцы.

В медицинском центре CORTEX разработан новый высокоэффективный метод патогенетического лечения детей, страдающих различными формами ЗПРР с речевыми, когнитивными и поведенческими расстройствами - БИОФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВАЦИЯ НЕЙРОМОТОРНЫХ СТРУКТУР (БФА). Метод основан на стимуляции пирамидного двигательного пути при помощи нейрофизиологического прибора, направленной на восстановление утраченных и образование новых межнейронных связей в центрах головного и спинного мозга. В результате у ребенка развиваются и улучшаются двигательные функции, речь, память, зрение, слух. Были разработаны и утверждены нормативы, параметры лечения, которые дифференцированы от возраста пациента и наличия сопутствующей патологии.

Учитывая полиморфный характер заболевания, лечение пациентов с ЗПРР должно носить комплексный характер, что приводит к более выраженному и стойкому положительному эффекту.

Основное нейроспецифическое лечение - биофизическая активация нейромоторных структур

применяется с комплексом вспомогательного реабилитационного лечения, который включает самые передовые технологии реабилитационного лечения:

• транскраниальная и трансвертебральная микрополяризация

• лимфомежклеточная терапия и эндоназальный электрофорез

нейротропных препаратов;

• биоакустическая коррекция

• метод аудиовокальных тренировок RUSTOMATIS

• регуляция стато-кинетической (в том числе мозжечковой) функции ЦНС при помощи имитатора опорной нагрузки «Корвит»

• логопедическая коррекция, логомассаж

• занятия с клиническим психологом

В нашем центре были разработаны схемы лечения на 10 и 16 процедур (14 и 20 – дневный лечебный курс), в зависимости от степени тяжести имеющихся нарушений, возраста больного, сопутствующих заболеваний. Следует отметить, что стоимость 14 дневного курса лечения ощутимо меньше, однако общая эффективность проводимой терапии не снижается, что позволяет говорить о минимально эффективном (базовом) количестве лечебных процедур.

Как проявляется ЗПРР с элементами аутизма

Задержка психо-речевого развития является серьезной проблемой, с которой сталкиваются многие родители на первых годах жизни своего ребенка. Такое нарушение имеет четкую клиническую картину и симптоматику, поэтому если мама внимательна к своему малышу, то она обязательно обнаружит возникшие отклонения. У специалистов возникают трудности с выявлением причин, которые побудили возникновение подобных расстройств. Факторы, влияющие на развитие ЗПРР врачам точно установить пока не удалось.

Задержка психо-речевого развития часто дополняется элементами аутизма. В таких случаях наблюдаются следующие явления:

  • ребенок мало говорит;
  • речь невнятная, больше отрывков и звуков, чем слов;
  • может не понимать обращенную к нему речь;
  • больше реагирует на жесты или повышенный тон;
  • боится контакта с новыми людьми;
  • избегает незнакомых мест и предметов;
  • общение со сверстниками осложнено;
  • отсутствует чувство опасности.

Дети с диагнозом ЗПРР стремятся уединиться, находятся больше сами по себе, нежели в коллективе. Степень выраженности симптомов в каждом конкретном случае отличается. Один ребенок может говорить мало и редко, другой вообще общается при помощи жестов и звуков. При этом нарушения могут возникнуть внезапно.

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

То есть нормальный и полноценный ребенок 2-х лет перестает разговаривать и его поведение становится не всегда адекватным, появляется чувство отчужденности. Для некоторых ситуаций характерны истерики и агрессия, для других — замкнутость и апатия.

Причины появления ЗПРР с элементами аутизма

  1. Гидроцефалия. Это повышенное внутричерепное давление, являющееся серьезным недугом. Обнаружить его не всегда удается сразу и болезнь может некоторое время не проявлять себя. Со временем гидроцефалия выражается в различных отклонениях, в том числе и ЗПРР с элементами аутизма.
  2. Родовая травма. Нарушения могут случиться в следствие повреждений головного мозга, возникших на фоне тяжелых родов, когда они преждевременные, скоротечные, с осложнениями.
  3. Перинатальная патология ЦНС. Здесь речь идет также о повреждениях головного мозга под влиянием таких факторов, как внутриутробная инфекция, недостаток кислорода, угроза прерывания беременности и прочее.

Специалисты отмечают, что данная патология свойственна детям с генетической предрасположенностью, то есть наследственностью. У них признаки задержки в развитии проявляются уже в раннем возрасте. Ребенок с таким заболеванием в 5 лет может практически не говорить и плохо понимать, но в остальном ведет себя вполне естественно. У него не возникает трудностей с потреблением пищи, одеванием, исправлением нужд. Малыш играется, но не может освоить чтение, письмо и другие более сложные задачи. Может различать цвета, но не способен самостоятельно их назвать.

Не редко дети с ЗПРР с элементами аутизма ведут себя очень возбужденно, даже агрессивно. В связи с тем, что они не имеют возможности выразить словами свои потребности и желания, дети постоянно плачут, впадают в истерики, размахивают руками.

Считается, что такое нарушение может стать также результатом перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, например — пневмонии. ЗПРР часто становится следствием неизлеченного ЗРР. Если в 2 года у малыша были заметны проблемы с речью и родители не приняли должных мер по их устранению, то к 5 годам возникнут отклонения уже психо-речевого характера.

Как лечить ЗПРР с элементами аутизма

Ребенку с подобными нарушениями потребуется помощь нескольких специалистов:

  • дефектолога;
  • логопеда;
  • невролога.

Дефектолог начинает работать с малышом в возрасте 2-х лет, помогая развивать моторику, память, мышление и внимание. Ближе к 4-м годам следует начать посещать логопеда, на занятиях которого ребенок учится строить предложения, выражать свои мысли. Также логопеды работают над постановлением звуков. Невролог занимается лечением неврологической патологии, которая стала причиной отставания в развитии.

Если в раннем возрасте у малыша отмечаются отклонения в речевом развитии, то необходимо срочно обращаться к специалистам, чтобы в дальнейшем не возникло серьезных нарушений в его психо-речевом развитии и не проявились аутические расстройства.

Нормальное развитие ребенка сопровождается изменением не только показателей роста, веса, умения сидеть и ходить. Не менее важной составляющей социальной адаптации малышей является речь. Первые попытки говорить появляются в 5-6 месяцев со звуков, которые свидетельствуют о просьбе покормить или сменить подгузник. Существуют разные варианты замедленного развития речевых навыков ребенка. Однако отсутствие речи при хорошем физическом слухе, что сопровождается невозможностью произносить простейшие звуки и слоги, — признак серьезного поражения.

Периоды доречевого развития ребенка

Развитие фонематики, лексики и грамматики – основных составляющих человеческой речи, длится до 3,5 лет. Однако существуют периоды жизни ребенка, для которых характерны первые попытки разговора.

  • Первые 1-2 месяца дети пытаются выразить свои эмоции с помощью крика радости или недовольства.
  • В 3 месяца ребенок начинает гулить (гукать) – произносить простейшие слоги: «гу», «га», «ка».
  • С 5-ти месяцев появляются попытки копирования взрослых. Эта фаза доречевого развития называется «лепетом» — ребенок произносит повторяющиеся слоги.
  • В возрасте 8 месяцев формируется «мелодический лепет»: кроме слов, дети стараются повторить интонационную окраску фраз.
  • К 1-му году у ребенка формируется словарный запас из 20 слов, которые чаще всего представляют собой звукоподражания (кошка – «няв» и др.).
  • Первые предложения у малышей получаются в возрасте 1,5-2 года.
  • До 3-х лет развивается грамматическая составляющая – дети пытаются согласовывать числа, роды и падежи в предложениях.

До момента отправления ребенка в детский сад должна быть полностью сформирована грамотная и понятная для окружающих речь. Отмечается, что мальчики начинают разговаривать на несколько месяцев позже девочек.

Важно! Скорость овладения речевыми навыками у каждого ребенка отличается. Приведенные выше сроки – среднестатистическая норма, своевременность появления первых фраз и слов определяет педиатр

Строение речевого аппарата

Функционирование каждой системы человеческого организма обеспечивается согласованной работой исполнительных органов и руководящей нервной системой.

Нормальная речь у людей состоит из двух компонентов: восприятия и воспроизведения. Если не учитывать функциональные возможности слухового аппарат, в коре головного мозга человека существуют два центра, которые отвечают за речевое развитие:

  • Центр Вернике – участок коры в верхней височной извилине, в котором происходит анализ получаемой речевой информации.
  • Центр Брока – зона, расположенная в нижней извилине лобной доли, отвечает за моторную составляющую речи. В этой области генерируются импульсы, которые направляются к исполнительным органам, для воспроизведения устной речи.

Важно! Расположение центров в левом или правом полушарии зависит от того, правша ребенок или левша

Эфекторными органами речевого аппарата являются голосовые связки в гортани, язык, губы и мышцы мягкого неба. Скоординированная работа всех отделов обеспечивает нормальное формирование грамотной, внятной и звучной речи.

Возможные варианты нарушения речевого развития

Установленная артикуляция – залог правильного произношения (фото: www.cvetsakura.ru)

Замедленное речевое развитие или отставание всей психологической сферы может быть вызвано различными факторами.