В состав дорожной пыли входит множество элементов – частицы почвы, мелкий мусор, кусочки резины от автомобильных шин. На них оседают более опасные вещества, в том числе тяжелые металлы и ПАУ (полициклические ароматические углеводороды).
Пыль легко проникает в организм человека при дыхнии и контакте с кожей и может привести к серьезным проблемам со здоровьем.
Ученые из Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова проанализировали содержание в дорожной пыли канцерогенного вещества бенз(а)пирена – одного из самых опасных ПАУ, который попадает в атмосферу при согорании автомобильного топлива и выбросах промышленных предприятий.
Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Environmental Geochemistry and Health.
Исследователи собрали 160 образцов пыли во всех районах Москвы с поверхности дорог, имеющих разную транспортную нагрузку. Кроме того, дополнительно взяли 33 пробы во дворах, оборудованных местами для парковки автомобилей.
После этого они химически выделили бенз(а)пирен и определили его количество.
Выяснилось, что среднее содержание бенз(а)пирена на территории Москвы составило 0,23 миллиграмма на килограмм, что почти в 53 раза превысило его уровень в естественных почвах за пределами города.
Причем наиболее загрязненными были дворовые территории, используемые жителями для парковки автомобилей.
Места отбора образцов дорожной пыли в Москве
Кроме того, высокое содержание бенз(а)пирена (0,3 миллиграмма на килограмм пыли) оказалось характерным для крупных широких дорог с интенсивным движением, таких как МКАД и Третье транспортное кольцо.
Ширина и длина улиц, а также средняя высота ограничивающих их зданий также влияет на количество канцерогенного вещества в дорожной пыли.
Здания высотой более двадцати метров, характерные примерно для трети московских улиц, вызывают ухудшение их продуваемости, что усиливает аккумуляцию бенз(а)пирена в 1,6 раза.
Более того, исследователи выяснили, что различные районы Москвы загрязнены неравномерно.
Наибольшее количество бенз(а)пирена обнаружили в пробах из Северного, Юго-Восточного, Восточного и Центрального административных округов.
Именно в этих зонах располагаются крупные промышленные объекты — мусоросжигательные заводы и ТЭЦ, а также чаще всего возникают пробки.
Ученые рассчитали, какое количество бенз(а)пирена ежедневно поступает в организм москвичей и как он может навредить здоровью.
Выяснилось, что в центре, на севере и северо-востоке города концентрации бенз(а)пирена превысили норму в пятьдесят раз, что увеличивает риск развития у людей онкологических заболеваний в 2–3 раза по сравнению с остальными районами Москвы.
Распределение бенз(а)пирена в дорожной пыли на территории Москвы
«В этой работе мы доказали, что повышенное содержание бенз(а)пирена в дорожной пыли создает угрозу здоровью жителей Москвы. Большой научный и практический интерес представляет выявление особенностей химического состава дорожной пыли в районах Москвы не только с высокой транспортной нагрузкой, но и с сильным промышленным и строительным воздействием», — рассказала руководитель проекта по гранту РНФ Наталья Кошелева, профессор кафедры геохимии ландшафтов и географии почв географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Она добавила, что данное исследование проводилось летом и было ограничено временными рамками. В дальнейшем ученые планируют более подробно изучить сезонные изменения количества бенз(а)пирена в городской пыли.