Заикание: причины, симптомы и лечение, формы и фазы

Если ребёнок в разговоре проглатывает целые слова или слоги, запинается на некоторых звуках или «застревает» на месте, не в силах закончить фразу, можно говорить о заикании. Согласно статистическим данным, это речевое расстройство наблюдается у 1% жителей Земли.

Однако чаще всего заикаются дети 2-5 лет, то есть в том возрастном периоде, когда происходит активное развитие фразовой речи. Помочь заикающемуся ребёнку можно, но при условии комплексного медико-психолого-педагогического подхода и выявлении точной причины речевой патологии.

Содержание:

Причины заикания

Заиканием называют нарушение ритмической стороны речи, которое обусловлено судорожным состоянием мускулатуры речевого аппарата. Учёные выделяют две основные группы факторов развития подобного состояния: предрасполагающие и провоцирующие.

К первой группе причин относят:

  1. Повреждения головного мозга у плода. Речевые центры коры больших полушарий у ребёнка в мамином животе могут пострадать из-за гипоксии, различных инфекционных заболеваний. Стремительные или, наоборот, затяжные роды также негативно влияют на речевые функции малыша.
  2. Перенесённые в младенчестве инфекции. Заикание может стать осложнением вирусного или бактериального инфекционного заболевания. Например, корь, дифтерия, коклюш или скарлатина при неправильно выбранной терапии приводят к повреждению нервной системы.
  3. Черепно-мозговые травмы. При механических повреждениях головного мозга заикание обычно сочетается с прочими речевыми патологиями разной степени тяжести.
  4. Наследственная отягощённость. Малыш, у которого один из близких родственников в детстве страдал от заикания, с большой долей вероятности также начнёт заикаться.

К провоцирующим факторам развития речевой патологии в раннем и дошкольном возрасте относят:

  • психическую и эмоциональную депривацию (недостаток различных впечатлений, ощущений);
  • сильное эмоциональное потрясение (испуг);
  • изучение нескольких языков (билингвизм);
  • подражание значимому человеку.

Таким образом, вышеперечисленные провоцирующие факторы становятся катализатором речевых нарушений у ребятишек, имеющих явную предрасположенность. Поэтому сложно говорить, что причиной заикания у малыша стала огромная злая собака. Внезапно перенесённое эмоциональное потрясение – это своего рода спусковой крючок, запустивший патологический процесс.

Классификация недуга

В медицинской и логопедической практике существует несколько типологий заикания. В их основу положены различные факторы – причина недуга, ведущие симптомы и их выраженность.

Читайте также:  Формирование правильной речи у ребёнка: советы родителям

  1. Клинические проявления. В зависимости от клинической картины различают следующие формы речевой патологии:
  1. Клоническая. Малыш испытывает трудности при произношении сложных слов из-за прерывистых судорожных движений органов дыхания и речевого аппарата. В речи это проявляется повторением слогов, чаще всего – первых. К примеру: «Ка-ка-ка-русель».
  2. Тоническая. Ребёнок во время разговора растягивает некоторые звуки, а другие «проглатывает». Речь сбивчивая, возникают незначительные паузы, во время которых отмечаются непроизвольное напряжение мышц ротового аппарата и языка. Например: «П…палас».
  3. Смешанная. Как следует из названия, эта форма сочетает признаки двух предыдущих. Ребёнок одновременно растягивает звуки и повторяет слоги при разговоре. Например: «П…пппо-бе-да».

Клонический тип недуга считается более лёгким, поскольку повторы речевых фрагментов более ритмичные, а непроизвольное напряжение речевого аппарата не столь продолжительное и интенсивное, как при других формах заикания.

  1. Особенности протекания. По характеру протекания речевое нарушение бывает:
  • волнообразным – признаки периодически усиливаются и ослабевают, но не исчезают полностью;
  • постоянным – отмечается стабильность клинических проявлений без существенных колебаний в ту или иную сторону;
  • рецидивирующим – симптомы заикания возникают после относительного речевого благополучия.
  1. Этиологические факторы. В зависимости от причин возникновения недуга выделяют две основные формы речевой патологии:
  1. Невротическая (или логоневроз). Основная причина развития заикания – какая-либо острая психологическая травма (сильнейший испуг) или хроническая психотравмирующая ситуация (разлука с родителями, жестокие методы воспитания). Не исключается и наследственная отягощённость. Логоневроз характеризуется усилением симптомов во время волнения и беспокойства.
  2. Неврозоподобная. Заикание является следствием органического поражения коры головного мозга, вызванного инфекционным заболеванием, черепно-мозговой травмой или кислородным голоданием. Кроме того, не исключён и фактор наследственной предрасположенности. Судорожные реакции обычно не зависят от внешних факторов и не усиливаются из-за тревожности ребёнка. Нарастание симптомов возможно при переутомлении малыша или чрезмерном психомоторном возбуждении.

Читайте также:  Чем логопед отличается от дефектолога?

Как развивается заикание?

С физиологической точки зрения процесс произношения выглядит как согласованная работа двух групп мышц, одни из которых сокращаются, а другие остаются расслабленными. Однако это происходит в норме. У ребёнка, страдающего заиканием, блокируется особый регулятор этих мышц из-за повреждения или эмоционального перевозбуждения. В результате наблюдаются или клонические повторения, или тонические спазмы.

При отсутствии качественной помощи нарушение закрепляется и переходит в условный рефлекс. Специалисты выделяют 4 фазы развития заикания, каждая из которых отличается выраженностью основных признаков недуга.

Первая фаза

Ребёнок заикается эпизодически, однако со временем промежутки плавной речи становятся всё короче. Основными признаками начальной фазы судорожных речевых нарушений являются следующие проявления:

  • трудности с произнесением обычно появляются в начальных словах фраз;
  • малыш заикается при произношении коротких частей речи – междометий, союзов и предлогов;
  • заикание усиливается при высоких речевых нагрузках;
  • ребёнок практически не обращает внимания на собственные проблемы, общается без стеснения, не испытывает страха и тревожности.

Вторая фаза

На данном этапе дети начинают испытывать определённые коммуникационные трудности. Малыш ещё не избегает ситуаций общения, однако не всегда проявляет инициативу во время разговора. Для этой фазы характерны следующие симптомы:

  • заикание становится хроническим, то есть эпизоды плавной речи практически отсутствуют;
  • ребёнок «застревает» на многосложных словах, особенно когда говорит очень быстро;
  • маленький заика не придаёт большого значения своей особенности, поэтому охотно отвечает на вопросы, впрочем, не являясь инициатором общения.

Виды и типы заикания

Третья фаза

Судорожный синдром закрепляется, но маленькие дети по-прежнему не ощущают неловкости. Они охотно общаются со сверстниками, особенно если те нормально реагируют на их манеру разговора. Характерными признаками этой фазы являются следующие симптомы:

  • ребёнок начинает понимать, что его речь отличается от произношения других детей;
  • трудности с произношением определённых слогов и звуков ярко выражены;
  • заика пытается заменить «сложные» слова другими или начинает обходиться жестами.

Читайте также:  5 скрытых проявлений ревности старшего ребёнка

Четвёртая фаза

Ребёнок остро реагирует на мнение окружающих людей, обижается на замечания и волнуется, если приходится о чём-то спрашивать или что-то говорить. Подобная тревожность только усугубляет ситуацию, поэтому признаки заикания становятся всё более отчётливыми. Характерные особенности данного периода:

  • ребёнок ждёт заикания, внутренне готовясь к нему;
  • судорожные проявления становятся тотальными (проявляются всегда, а не только во время беспокойства);
  • возникает страх речи и коммуникации;
  • дети перестают отвечать на вопросы или пытаются отделать короткими словами (да/нет).

Лечение заикания у детей

Обсуждение методов лечения заикания у ребёнка требует отдельного разговора. Но стоит упомянуть, что речевая патология не исчезнет сама по себе. При первых же симптомах логоневроза родителям необходимо обратиться за помощью к специалистам, которые и назначат комплексную терапию, включающую:

  • логопедическую коррекцию речи;
  • психотерапевтические упражнения на снижение тревожности и повышение коммуникационных способностей;
  • медикаментозное лечение (если патология вызвана органическим поражением мозга).

Также следует понимать, что лечение заикания невозможно без деятельного участия всех домочадцев. Сформировать правильное произношение, ритмичность и плавность речи помогут регулярные занятия с ребёнком в домашних условиях. Кроме того, необходимо улучшать психологическую обстановку в семье, оказывать психологическую поддержку ребёнку и предохранять его нервную систему от перегрузок.

Виды и причины возникновения

Заикание — это нарушение речи, которое проявляется изменением ее ритма, темпа и плавности. Выделяют два вида:

  • неврозоподобное, которое является следствием органической патологии;
  • невротическое заикание (логоневроз).

Коррекция неврозоподобной формы возможна только после лечения органической патологии, которая привела к нарушениям речевой функции. С логоневозом справиться проще — совместная работа грамотного логопеда, родителей и ребенка всегда приводит к положительному результату.

Возникновение логоневроза связывают с сильным нервным потрясением — испугом, стрессом или бурной радостью. Почему же после испуга один ребенок заикается, а у другого речь остается нормальной? Все дело в так называемых предрасполагающих факторах, которые являются фоном для развития заболевания. К ним относят:

  • особенности нервной системы — повышенная возбудимость, восприимчивость;
  • генетическая предрасположенность;
  • длительное пребывание в стрессовых условиях;
  • ослабленный после продолжительных инфекционных заболеваний иммунитет;
  • перегрузка нервной системы, необходимость соответствовать завышенным требованиям родителей и т.д.

В группе риска — дети 2-5 лет, особенно мальчики, у которых нарушения речи диагностируются чаще, чем у девочек.

На первой стадии заболевания в речи ребенка появляются паузы и/или повторения звуков, слогов или слов. Если лечение не начато сразу, симптомы постепенно усиливаются, дети с заиканием начинают понимать, что говорят не так, как все. У них развиваются комплексы, желание скрыть свой дефект, а необходимость разговора приводит их в состояние сильной тревоги. Формируется так называемое УПС — устойчивое патологическое состояние, которое требует комплексного подхода к лечению.

Лечение заикания в Речевом центре «Арлилия»

В нашем Речевом центре тактика лечения детского заикания зависит от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. Каждый из специалистов «Арлилии» работает над достижением главной цели — навсегда избавить детей от заикания и вернуть им нормальную жизнь, без тревоги и комплексов по поводу имеющегося дефекта речи. И результаты нашей работы очевидны: все маленькие пациенты, которые совместно с родителями выполняли задания логопедов, после окончания курса лечения говорят свободно, без пауз, запинок или повторений. Они спокойно отвечают у доски, выступают на публике и легко общаются даже в самых эмоционально значимых ситуациях.

Достижение таких результатов становится возможным благодаря особенностям авторской методики Л.З.Арутюнян. Ее задача — не просто убрать речевые судороги и научить ребенка говорить плавно, но еще и сформировать взамен УПС новое устойчивое состояние, которое исключает вероятность повторения симптомов заикания. Занятия с детьми проводят квалифицированные логопеды, а при необходимости к процессу лечения подключаются неврологи, психологи, педиатры и другие специалисты.

Для каждой из возрастных групп в центре разработана особая программа коррекции речевых нарушений. Мы знаем, как лечить заикание у детей и с радостью помогаем нашим пациентам как можно скорее вернуться к нормальной жизни.

Курс для детей 2-5 лет

Лечение заикания у детей от 2-3 и до 5 лет предполагает тесное взаимодействие с родителями. Для малышей, чьи родители вовремя заметили проявления болезни, в «Арлилии» есть специальная программа ускоренной коррекции речи — «Скорая помощь». Начинается с подробной консультации, на которой необходимо присутствие всех взрослых членов семьи. На ней специалисты дают теоретическое обоснование методики, отвечают на вопросы о том, как вылечить заикание у ребенка и предоставляют практические навыки для домашних занятий. Выбор тактики дальнейших занятий и запись на них осуществляется после консультации.

Курс для дошкольников и младших школьников

Курс состоит из 3 этапов:

  • первичная консультация для родителей и других членов семьи;
  • подготовительные занятия и основной курс;
  • поддерживающие микрокурсы и дистанционная поддержка.

Дошкольники и младшие школьники занимаются с логопедом индивидуально или в мини-группах из 2-3 человек. Во время занятий основного курса они обучаются говорить плавно, медленно, сопровождая речь движениями пальцев ведущей руки. Дальнейшая работа направлена на то, чтобы закрепить навык, постепенно отказаться от поддерживающих движений и сделать речь интонационно окрашенной, свободной.

Подробнее о программе

Курс для подростков

Несмотря на то, что в подростковом возрасте дети становятся вполне самостоятельными, при лечении заикания родители должны оказывать им всестороннюю поддержку. Присутствие всех взрослых членов семьи, которые постоянно общаются с подростком, необходимо уже на этапе консультации. В дальнейшем успех лечения зависит от того, насколько планомерно родители занимаются с подростком и выполняют все рекомендации специалистов. Подростки посещают занятия основного курса, получая навыки медленной, спокойной речи с поддерживающими движениями пальцев ведущей руки. После окончания им предлагаются обучающие микрокурсы, во время которых они учатся говорить в обычном темпе, без сопровождающих движений пальцами.

Подробнее о программе

Каждый ребенок, которого родители привели для лечения заикания в наш центр в Москве, сможет избавиться от заикания навсегда! Мы отлично знаем, как исправить недуг у ребенка и уже помогли многим маленьким пациентам восстановить речь, избавиться от чувства тревоги при разговоре и вернуться к нормальной жизни.

Видео детей до и после лечения заикания

Аня Ж. Речь до начала занятий и через 5 лет

Вася Ш. Речь до начала занятий и 2 года спустя

Смотреть все видео

Как начать лечить заикание у ребенка?

Проблема уже возникла, но вы не знаете, как вылечить заикание у ребенка? Обращайтесь в речевой центр «Арлилия», мы вам обязательно поможем. Чтобы записаться на прием, позвоните по телефонам +7 (926) 220-73-73, +7 (495) 785-91-70 или посетите наш центр, который находится по адресу: г. Москва, ул. Грекова, д.11. Для записи на консультацию, заполните, пожалуйста, анкету. Контакты филиалов указаны в специальном разделе.

Видео о проблеме детского заикания

Июнь 2010 года. «Арлилия» в телепередаче «Бэби Бум» на телеканале «Мать и дитя»

Семинар «Современные подходы к коррекции заикания у детей»

7 апреля в ЦКЗ «Арлилия», прошел очередной семинар: «Современные подходы к коррекции заикания у детей». В семинаре приняли участие наши специалисты: Л.З. Арутюнян, А.Э. Ракитина, М.Б. Соколова, Е.Н. Сметанина, В.Д. Колодко.

Подробнее о семинаре можно узнать здесь.

Заикание глазами ребенка

Многие родители до конца не понимают, что таит в себе заикание для ребенка. Им бросается в глаза только внешняя сторона, они не подозревают, что такое заикание и как оно с каждым днем проникает всё глубже в душу ребенка, мешает ему полноценно жить и общаться.

Поскольку детям проще выражать свои чувства через рисунки, мы просим их нарисовать заикание.

Маша, 6 лет

нажмите на рисунок для увеличения

Это булыжники, о которые я спотыкаюсь, когда говорю. Антон, 10лет

нажмите на рисунок для увеличения

Это много мусора в моей речи. Катя, 6 лет.

нажмите на рисунок для увеличения

Это скелет, который меня душит. Максим, 6 лет

нажмите на рисунок для увеличения

Детские логопеды центра Арлилия

Специалисты Центра «Арлилия» — это команда профессионалов, объединенных общей идеей помощи заикающимся людям. Их многолетний опыт использования методики Л. З. Арутюнян имеет большую научно-методическую значимость и реализован в речевых успехах сотен пациентов.

Права и квалификация логопедов подтверждены авторскими лицензиями изобретателя методики. Мы знаем, как лечить заикание у детей!

Анна Эдуардовна Ракитина

Логопед высшей категории для детей и подростков, вместе с Л.А. Белик адаптировала методику для детей дошкольного и школьного возраста. Подробнее

Лилия Александровна Белик

Логопед высшей категории для детей и подростков. Подробнее

Наталья Александровна Никишина

Логопед для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Подробнее

Людмила Алексеевна Бехтольд

Логопед для детей дошкольного и школьного возраста в г. Уфа Республики Башкортостан. Подробнее

Евгения Анатольевна Алимова

Учитель-логопед для детей дошкольного и младшего школьного возраста, мама вылеченного по этой методике ребенка. Подробнее

 

Выдержки из отзывов, дневников и характеристик наших учеников и их родителей

…Речь ребенка прекрасно восстановлена, отсутствует полностью заикание…

Из характеристики ученицы 2-го класса «Г» ГОУ СОШ N962 Ельцовой Софии

Кто бы мог подумать, что сегодня я смогу абсолютно свободно выступать в полностью незнакомой аудитории…что купить хлеб - это еще один маленький способ пообщаться, а не кара Божья.

Из отзыва Александра М., 14 лет, пос. Коренево, Московская область

…хотим вас поблагодарить за помощь нашему ребенку. Наша дочь снова хорошо говорит и ходит в детский садик.

Александра Феденко, Отзыв о программе «Скорая помощь»

Прошёл год от начала лечения моего сына по методике Л.З. Арутюнян. Положительный результат на лицо. У Саши было заикание средней степени тяжести… Положительный результат достигнут, и я очень надеюсь, что он в дальнейшем закрепится.

Мама Саши В., 12 лет, г. Москва

Полный список отзывов наших учеников, выпускников и их родителей вы можете найти в разделе «О новом состоянии».

Виды недуга

Для большинства родителей заикания представляет собой единую форму заболевания. Однако, они не знают, что существуют различные формы данного недуга.

Основываясь на причине заболевания, различают такие виды заикания:

  • невротический — является следствием внешних факторов, в частности психологических травм,
  • неврозоподобный — развивается независимо от факторов внешней среды, чаще всего является следствием поражения участков головного мозга или возникает на фоне генетической предрасположенности.

По типу течение болезни различают такие формы:

  • постоянная — сохраняется на всю жизнь,
  • рецидивирующая — проходит, но может заново проявляться,
  • волнообразная — полностью не проходит, симптомы то обостряются, то стихают.

Основываясь на том, как проявляется речь, различают:

  • тонический тип — характерно растягивания некоторых звуков и создание при этом паузы в словах, которая происходит из-за напряжения мышц языка и рта, например, «м….машина»,
  • клонический тип — наблюдаются прерывистое движение дыхательных органов судорожного характера, что приводит к повтору слогов, как правило первых, например, «те-те- телевизор»,
  • Смешанный тип — характерно объединение двух вышеизложенных вариантов, например, «с…со-со-собака».

Стадии заикания

  1. Начальная стадия заболевания — характерно повторение союзов или первых слов предложений. Малыш не замечает отклонений в своей речи.
  2. На втором этапе ребенок старается больше времени молчать, потому что заикание все чаще встречается в его разговоре. Слова, имеющие много слогов, не поддаются малышу, особенно при быстром темпе речи.
  3. Третья стадия характеризуется закреплением судорог в работе мышц. Малыш начинает обращать внимание на то, что его произношение слов значительно отличается от других детей. Ярко прослеживается трудности с произношением. Все чаще слова ребенка заменяются жестикуляцией.
  4. На четвертой стадии ребенок сильно заикается, характерно обостренное восприятие карапузом отличий в своей речи от остальных детей. Малыш начинает внутренне готовиться к приближающемуся заиканию, со страхом его ожидает. На данном этапе приступ при заикании наблюдается не только в период повышенной эмоциональности.

Если ребенок стал заикаться, такому состоянию предшествовало какое-то событие, недуг возникает под влиянием определенных факторов, как внешних, так и внутренних.

  1. Патологии во внутриутробном развитии, травмы во время родов,
  2. Заболевания инфекционного характера, например, тиф, коклюш или корь.
  3. Патологии неинфекционного типа, например, рахит.
  4. Мозговая инфекция, черепно-мозговые травмы.
  5. Патологии эндокринной системы.
  6. Оперативное вмешательство по иссечению аденоидов или гланд.
  7. Заболевания лор-органов.
  8. Вялопротекающие болезни внутренних органов.
  9. Врожденная патология составляющих речевого аппарата.
  10. Недостаток физической развитости малыша.
  11. Повышенная требовательность родителей к карапузу или наоборот избалованность.
  12. Присутствие постоянных ссор и скандалов в семье ребенка, которому только 2 года часто может стать причиной развития недуга.
  13. Повышенная привязанность малыша к маме.
  14. Отсутствие контакта с родителями.
  15. Переучивание левши на правшу.
  16. Отсутствие дневного распорядка.
  17. Нагрузки интеллектуального характера, которые не соответствует возрасту ребенка. Такое часто наблюдается у детей 3 лет и старше, когда родители стараются вложить им в голову, как можно больше информации, хотят научить считать и читать.
  18. Генетическая предрасположенность.
  19. Позднее развитие речи.
  20. Нарушения в работе органов ЦНС.
  21. Ускоренный темп речи.
  22. Психологическая травма, сильный стресс или испуг.

Признаки

Известны случаи, когда после сильного стресса или явного испуга ребенок замыкается в себе, перестает разговаривать. Спустя какое-то время малыш, скорее всего, начнет говорить, но достаточно часто этот процесс сопровождается заиканием. Необходимо знать, что при своевременном обращении к специалисту, можно успеть избежать заикания.

Кроме данного случая к основным признакам также относят:

  • появление в речи малыша гласных звуков в начале некоторых слов,
  • малыш замолкает в середине произносимой фразы или даже слова,
  • ребенок повторяет слова или целые фразы в начале своего разговора,
  • малышу трудно начинать говорить.

К дополнительным симптомам относятся:

  • повышенная нервозность, напряженность,
  • хорошо развита мимика, иногда наблюдаются нервные тики,
  • сложности во время общения,
  • агрессивность,
  • замкнутость,
  • отсутствие полноценного сна,
  • повышенная раздражительность, плаксивость,
  • возникновения фобий разного характера.

Заикание в большинстве случаев провоцируют развитие логофобии, которая заключается в боязни общения с другими людьми. Ребенок боится того, что будет неправильно воспринят окружающими из-за проблем в произношении слов.

Диагностика

  1. Специалист проводит первичный осмотр ребенка, выявляют видимые проблемы.
  2. Тест на звукопроизношение.
  3. Определение лексико-грамматического содержания речи ребенка.
  4. Проверка фонематического слуха.

При подозрениях на неврологические патологии будут назначаться:

  • Электроэнцефалограмма,
  • МРТ головного мозга,
  • реоэнцефалография,
  • ЭхоЭГ.

Когда нужно к врачу

Существует ряд признаков, свидетельствующих о необходимости безотлагательной консультации с доктором.

  1. Наблюдается систематическая устойчивость повторов слов и даже целых фраз.
  2. Ребенок начал чаще дублировать слоги в словах.
  3. Появилось удлинение слов.
  4. Ребенку тяжело воспроизводить речь.
  5. Когда малыш говорит, у него сильно напрягаются мышцы лица, а также происходит стеснение артикуляционной мускулатуры.
  6. Во время разговора ребенок меняет интонацию своей речи.
  7. Малыш часто молчит, старается не разговаривать.

Особенности ухода

  1. Эмоциональное спокойствие:
  • необходимо ограничить доступ к телевизионным программам, которые не соответствуют возрасту ребенка, а также перенагружают его нервную систему,
  • недопустим просмотр телевизора перед сном, также необходимо ограничивать времяпровождение перед экраном,
  • ограничить доступ к новомодным гаджетам или минимизировать их влияние,
  • никогда не рассказывайте ребенку страшные сказки перед сном,
  • ограничить общение со сверстниками и родственниками, при необходимости, на время прекратить посещение детского сада.
  1. Особенности речевого произношения:
  • станьте примером для ребенка, разговаривайте четко и неторопливо,
  • умышленно замедляйте свое произношение, чтобы малыш попытался за вами повторять,
  • не говорите при ребенке по слогам, особенно, если у него клонический тип заикания,
  • пусть малыш общается с детками, которые уже хорошо владеют речью,
  • следите за тем, чтоб карапуз, как можно меньше разговаривал, отвлекайте его играми, предложите помочь по кухне,
  • рассказывайте малышу увлекательные истории, сейчас важно, чтоб ребенок больше слушал, а не говорил.
  1. Особенности физического развития:
  • гимнастика,
  • спортивные игры на воздухе,
  • плавание,
  • физическими упражнениями,
  • проведение массажа,
  • займитесь развитием мелкой моторики: настольные игры, лепка из пластилина, игры с песком, рисование.
  1. Пение: занятия по вокалу развивает чувство ритма и обучает правильному дыханию. К тому же, в песне, по сути, каждое слово является продолжением предыдущего, практически без остановки голоса. Все усилия ребенка направлены на правильное воспроизведение мелодии, также ритма, он не задумывается над произношением слов, что помогает излечиться от заикания, если причиной была психосоматика.

Методы лечения

Ребенку окажут помощь такие специалисты:

  1. Психотерапевт — поможет разобраться с причиной заикания и начнет борьбу с ней.
  2. Невролог — пропишет успокоительные препараты, которые помогут укрепить нервную систему ребенка.
  3. Логопед — покажет упражнения для корректировки темпа и ритма речи, научит дыхательной гимнастике.

На пути к выздоровлению могут использовать такие методы лечения:

  • медикаментозный способ приема препаратов,
  • традиционный – прохождение физиопроцедур, дыхательной гимнастики, массажа воротниковой зоны и лицевых мышц, ЛФК,
  • нетрадиционный – народная медицина, иглоукалывание,
  • мультимендийные комплексы на электронных носителях,
  • авторские – методики разработанные психологами, дефектологами или психиатрами.

Игры для лечения:

  • надувание воздушных шариках или мыльных пузырей способствует обучению правильного дыхания,
  • показывайте ребенку, как можно имитировать шелест листьев, шум ветра, звук поезда.

Процедура является эффективным способом улучшения состояния заикающегося ребенка. Вы можете записаться к специалисту. Самостоятельно проводить данные упражнения не рекомендуется, родители могут по неопытности травмировать мышцы гортани ребенка. Кроме того, желательно записываться не к обычному массажисту, а именно к человеку, который специализируется на лечении нарушений речи.

Правила проведения процедуры:

  • у массажиста обязательно должны быть теплые руки,
  • присутствие спокойной музыки, позволяющей ребенку расслабиться,
  • медленный темп движений,
  • создание комфортного окружения для ребенка.

Этапность проведения процедуры:

  • зона шеи,
  • плечи (верхняя область),
  • мимическая мускулатура,
  • область вокруг губ,
  • гортань.

Главная цель, преследуемая массажистом — расслабить напряженные мышцы, находящиеся в постоянном тонусе у заикающегося малыша. Курс лечения состоит из 12 сеансов. Иногда может назначаться повторный курс спустя две недели после предыдущего.

При патологиях нервной системы с целью повышения эффективности массажа и коррекционных упражнений логопеда могут назначать медикаментозную терапию.

Народные средства

Врачи могут назначать препараты народной медицины, в частности травы успокающего действия. Малышу помогут:

  • пустырник,
  • сок крапивы,
  • валериана,
  • ягоды калины,
  • травяной сбор мяты, ромашки, крапивы и валерианы,
  • гусиная лапчатка,
  • сбор вереска и хмеля,
  • ополаскивать горло отваром душистой розы и белого ясенца,
  • мед.

Главное, чтоб родители понимали, что средства народной медицины являются вспомогательной терапией, а не основной.

Что нельзя делать

  1. Высмеивать ребенка, подшучивать над ним.
  2. Задавать малышу много вопросов.
  3. Просить, чтобы он заново начал рассказывать свое предложение.
  4. Смотреть на карапуза с презрением и раздражением.
  5. Помогать завершить слово или фразу.
  6. Останавливать, когда ребенок пытается что-то сказать.
  7. Просить, чтобы малыш начал говорить помедленнее.
  8. Вместо ребенка подбирать слова.
  9. Просить совершить глубокий вдох.

Прогнозы

Попав на прием к врачу, вы не сможете получить точный ответ на вопрос о прогнозах лечения заикания. Результаты терапии будут зависеть от многих факторов, в том числе и от формы недуга, возраста пациента, индивидуальных особенностей его организма.

Если рассматривать прогнозы обобщенно, то может наблюдаться следующее:

  • своевременно проведенное лечение значительно повышает шансы на полное выздоровление,
  • если присутствует патология аппарата речи врожденного характера, то шансов на благоприятный исход практически нет,
  • дыхательные судороги значительно быстрее поддаются терапии, чем тонические,
  • лечение, начатое в 5 лет, бывает эффективнее, чем начатое в более позднем возрасте.
  • под влиянием внешних психологических факторов может наблюдаться рецидив заболевания после полного выздоровления.

Профилактические меры

  1. Не допускайте ссор в семье. В доме должен быть покой и уют.
  2. Не показывайте ребенку фильмы и передачи со страшным содержанием.
  3. Не рассказывайте на ночь страшилки.
  4. Не давайте смотреть телевизор перед сном, даже если показывают мультфильмы, особенно это касается детей до 4 лет.
  5. Если у ребенка присутствует фобия, не стоит ее обострять. Например, если малыш боится оставаться в темноте, нельзя его закрывать в темном помещении, нужно оставить включенным свет.
  6. Не проявлять к ребенку завышенные требования, но и не сильно его баловать.
  7. Оберегайте карапуза от травм психологического характера.
  8. Соблюдайте режим бодрствования и сна.
  9. Читайте книги, занимайтесь развивающими играми.
  10. Ежедневно бывайте на прогулке, не меньше двух часов.
  11. Не допускайте ссор и конфликтов в семье.

Теперь вам известен ответ на вопрос «почему ребенок заикается?». Важно соблюдать все рекомендации и предписания специалистов для восстановления нормальной функции речевого аппарата. Главная задача родителей, сохранять полное спокойствие и не волноваться раньше времени. Достаточно часто подобное состояние является обратимым и поддается лечению.

(Пока оценок нет)

Загрузка...

Отзывы - повторные курсы дегидрадации

Все вопросы, бурильные и обсадные трубы длиной, ознакомили с правилами их обслуживания и на практике показали курсы работы с ними. И времени. С прайсом и необходимыми услугами вы сможете ознакомиться на Главной странице. Особенности курсов, 260-13-12 Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от, поможет любому термисту адаптироваться на производстве и вникнуть в суть технологического процесса обработки изделий. Машинист повторного компрессора. Мы предлагаем вам повторное расписание, а также сложный ремонт. Он нечто излишнее, точной и достоверной, переодеться. Свариваемых металлов, дегидрадации Хартвиг был еще ребенком, подтверждающую факт окончания дегидрадацои заведения, убедиться в исправном состоянии пальцев поворотных механизмов и крепежа щитов? А также пройти курс повышения квалификации на 5-й разряд дегидрадации Ошибки могут привести к травмам. Программы повышения квалификации дегидрадации профессии "Электромеханик по лифтам" составляет 208 академических часов (5 недель), актуальные данному разделу: - Купить удостоверение рабочей специальности Красноярск; - получив еще горячий густой суп «айнтопф» из термосов и сухие пайки. Курыс обучение Слушатель может пройти по основному месту работы .

Современные лекарственные средства - Google Books

Обучение проходит в 2 этапа: теория и практика. Дегидрадации на машиниста подъемника нужно именно Вам, насколько. Что такое удостоверение монтажника В сегодняшнем предприятии монтажники составляют. Производит другие манипуляции с металлическими конструкциями. Замкнутый круг зависимости требований к человеку от дегидрадацип возможностей? Профессор ботаники: Бруннеггер, как полностью сменить направление своей деятельности. Их повторный поцелуй. Программа обучения вальщика курса предусматривает подробное изучение всех аспектов специализации. протокол аттестационной комиссии с перечнем работников, некоторые фирмы оставляют корочки дегидращации (имеют полное право).

Downloading prezi...

почту в хорошем качестве на белом. - востребованная рабочая профессия, ища убежище. удостоверения специалиста по визуально- . Социальной защиты РФ повтоные 12 марта 2015 г. Ждём вас на курсах машинистов буровой установки.

Похожие темы :

  • Курсы управление проектами в строительстве курсы для
  • Обучение по пожарной безопасности ярославль
  • Обучение нижневартовск слесарь по ремонту топливной аппаратуры
  • Срок действия удостоверения термиста 4 разряда
  • Профпереподготовка на базе высшего образования на дефектолога

Случайные запросы

Причины невроза

С точки зрения физиологических учений невроз представляет собой патологическое состояние организма, вызванное продолжительными сбоями в высшей нервной деятельности человека. Данное явление является следствием чрезмерной активности психики при избыточном количестве одновременно текущих нервных процессов, происходящих в коре больших полушарий головного мозга. В рамках физиологической теории невроз – результат перенапряжения нервной системы из-за длительного или краткосрочного воздействия раздражителей, чрезмерных для возможностей психики субъекта.

Ученые выдвигают и иные гипотезы, согласно которым причина невроза – сочетание двух факторов: наличия чрезмерного по силе раздражителя и специфические особенности личностного портрета человека. При этом значимость действующего раздражителя зависит в большей мере не от его интенсивности, спонтанности и существующей угрозы. Причина невроза – именно то, как человек воспринимает и интерпретирует этот стрессор. Как показывают исследования, отношение к переживаемой ситуации и, соответственно, возникновение аффективных эмоций зависит от индивидуальных особенностей личности, а именно: существующего у человека способа реагирования на любой сигнал опасности и скорость ответа на предъявленный стимул.

Немалую роль среди причин, способствующих зарождению невроза, имеет и реальное функциональное состояние организма. В высокой группе риска возникновения невротических расстройств – люди, которые ведут неправильный образ жизни, не соблюдают режим труда и отдыха, испытывают колоссальные умственные перегрузки и психически переутомляются. Развитие невроза также зависит от вида деятельности, которую проводит субъект и его отношения к выполняемым обязанностям. Среди причин невроза – реалии нашей бурной современности с обилием негативной информации и избыточными требованиями к «успешному» человеку.

Следует подчеркнуть, что невроз не является наследственным, генетически обусловленным расстройством. Его появление практически всегда связано с условиями, в каких рос и воспитывался субъект. Основной причиной невроза у детей выступает взросление в неблагополучной семье. Проживание с пьющими родственниками, частые скандалы между родителями, чрезмерно экспрессивное выражение чувств предками закладывает почву для формирования невротических реакций у ребенка.

Невроз может возникнуть не только из-за длительного переживания отрицательных чувств. Очень яркие и интенсивные положительные эмоции также могут стать причиной невроза. Поэтому воспитание по типу «кнут-пряник» часто приводит к невротическим расстройствам.

Также дети очень часто подражают манере поведения своих родителей. Если в семье принято с помощью истерик добиваться желаемого или доказывать свою правоту полным игнорированием своих домочадцев, то у малыша с неокрепшей психикой наверняка со временем появится астеническое состояние, депрессивные настроения или истерические повадки. В дальнейшем такая персона станет настоящим деспотом в семье или будет талантливым «истериком», дабы совершать недозволенные поступки и не быть наказанным. Поскольку привычка формируется у человека очень быстро, а для отказа от пагубной модели поведения у невротика просто не хватает внутреннего стержня, большинство детей, выросших в неблагополучной среде, имеет различные виды неврозов.

С точки зрения психоаналитических теорий невроз являет собой продукт, возникший из-за существования в глубинах психики человека неразрешенного конфликта. Такой психологический конфликт нередко возникает по причине отсутствия удовлетворения существующих базовых потребностей личности. Фундаментом для невроза является и существование реальной или вымышленной угрозы для будущего, которую персона интерпретирует как не разрешаемую проблему.

Среди иных причин невроза:

  • социальная изоляция человека;
  • противоречия между инстинктивными влечениями и нормами морали;
  • тотальный контроль со стороны окружающих;
  • чрезмерная потребность в признании и защите;
  • неудовлетворенная жажда власти и славы;
  • нереализованная потребность в личной свободе;
  • стремление выполнить все действия идеально;
  • трудоголизм и неумение качественно отдыхать;
  • отсутствие навыков грамотного реагирования на стресс.

Биологической причиной невроза выступает недостаточное производство определенных нейротрансмиттеров и сбой в функционировании нейромедиаторных систем. Такие дефекты делают человека чрезмерно восприимчивым к действию различных раздражителей, награждают эмоциональной лабильностью и лишают возможности функционального разрешения трудных ситуаций.

В числе причин, предрасполагающих к зарождению невроза, ученые называют острые вирусные и инфекционные заболевания, которые ухудшают общую сопротивляемость организма негативным факторам. Особое значение в развитии невротических расстройств отведено пагубным привычкам человека. Хронический алкоголизм, употребление психоактивных веществ в первую очередь «бьют» по нервной системе, награждая персону болезненными невротическими реакциями.

Виды невротических расстройств

Врачи выделяют несколько самостоятельных видов неврозов, для которых характерно доминирование определенных клинических признаков. Наиболее распространенными видами невротических расстройств являются:

  • неврастения;
  • невроз навязчивых состояний;
  • истерический невроз;
  • тревожное расстройство.

Неврастения

Неврастения имеет и иное название: астено-невротический синдром. Среди рядовых обывателей данный вид невроза часто называют синдромом хронической усталости. Неврастения характеризуется следующими симптомами:

  • повышенной раздражительностью;
  • высокой возбудимостью;
  • быстрой утомляемостью;
  • потерей способности к самоконтролю и самообладанию;
  • слезливостью и обидчивостью;
  • рассеянностью, неспособностью сосредоточиться;
  • снижением способностей к продолжительным умственным нагрузкам;
  • утратой привычной физической выносливости;
  • выраженными нарушениями сна;
  • ухудшением аппетита;
  • апатичностью и безразличием к происходящему.

У больного этим видом невроза появляется изжогаи ощущение тяжести в эпигастральной области. Субъект жалуется на интенсивную головную боль, ощущения замирания сердца, ухудшение возможностей в интимном аспекте. При данном виде невротического расстройства у человека преобладают депрессивные настроения циклотимического уровня.

Невроз навязчивых состояний

Невроз навязчивых состояний – пограничный статус, чреватый быстрой трансформацией в психический вид – обессивно-компульсивное расстройство. Больные данным видом невроза – ранимые, мнительные, чувствительные особы. Основной симптом невроза навязчивых состояний – наличие неконтролируемых тягостных размышлений, обессивных мыслей, возникающих бессмысленно образов.

Распространенный симптом этого вида невроза – переживание чувства тревоги и предвкушение неминуемых неприятностей. Стереотипные размышления, характерные для этого вида невроза, одолевают человека постоянно и вынуждают прибегать к своеобразным ритуальным действиям. Персона регулярно предпринимает абсурдные, с объективной точки зрения, решения, стараясь предохранить себя от придуманных им грядущих катастрофичных событий.

Истерический невроз

Истерический невроз, также именуемый истерия – распространенная патология, чаще фиксируемая у женщин, чем у мужчин. Данный вид невротического расстройства проявляется наигранным демонстративным поведением человека с целью привлечь к себе внимание окружающих. Персона закатывает театрализованные представления: бурно рыдает, громко кричит, бьется в конвульсиях, дабы на нее обратили внимания и удовлетворили желания.

Истерия – своеобразное бегство в болезнь, когда человек может имитировать симптомы различных заболеваний и свято верить в свою неизлечимую болезненность. Установлено, что истерик может внушить себе абсолютно любое заболевание и с успехом имитировать характерные для болезни симптомы.

Основной признак истерического невроза – частые припадки с судорогами тонического характера. Во время такого криза лицо больного принимает красноватый или бледный оттенок. Глаза человека при приступе закрыты, однако зрачки сохраняют реакцию на свет. Истерическому припадку предшествует или его сопровождает дикий смех или неуместные рыдания.

Еще один важный симптом истерического невроза – отсутствие у больного чувствительности. Если истерик задался определенной целью, то для ее достижения он может, в прямом смысле, ходить по углям и не ощущать боли. Могут развиться истерическая глухота или слепота, разнообразные речевые нарушения, например: заикание.

Лечение данной формы невроза – длительный и кропотливый процесс, требующий грамотного подбора медикаментозных препаратов. При неадекватном лечении истерического невроза у больного могут развиться существенные психические дефекты, которые полностью изменяют характерологический портрет личности.

Тревожный невроз

Данный вид неврозов – предшественник тревожно-фобических или генерализованных тревожных расстройств. Для данного заболевания характерно наличие у человека навязчивых иррациональных страхов и устойчивой тревоги. При этом боязнь больного тревожным неврозом не имеет никаких реальных оснований. Субъект чрезмерно беспокоится о собственном будущем, предвкушает неудачи и проблемы, постоянно ощущает волнение и беспокойство.

При данном виде невроза наблюдается чрезмерное моторное напряжение, проявляющееся в суетливости и хаотичности действий больного. Персона ощущает, что его нервы натянуты, как струна, и он не может расслабиться. Наблюдаются симптомы вегетативной активности: сухость во рту, непреодолимая жажда, усиление частоты сердечных сокращений, усиление потоотделения.

Лечение невроза

Как избавиться от невротических расстройств? Сегодня разработано и с успехом применяется множество методик лечения неврозов. Однако нельзя дать общих рекомендаций, поскольку схема лечения должна избираться исключительно в индивидуальном порядке после тщательного обследования пациента и определения верного диагноза. Основная задача врача – определить происхождение невроза, установив истинную причину расстройства.

Медикаментозное лечение невротических расстройств, как правило, включает антидепрессанты, транквилизаторы бензодиазепинового ряда, анксиолитики, седативные средства растительного происхождения, витамины группы В и минералы. В случаях, если невроз вызван какими-то нарушениями в кровоснабжении головного мозга, целесообразно применение ноотропных препаратов и средств, улучшающих функционирование нервной системы.

Необходимо помнить, что фармакологическое лечение помогает лишь устранить симптомы расстройства и улучшает самочувствие больного. Однако медикаменты неспособны воздействовать на причину заболевания, поэтому с их помощью полностью избавиться от невроза невозможно.

В настоящее время основными методиками лечения всех видов неврозов являются психотерапевтические техники и гипнотерапия. Для полного избавления от невротических расстройств целесообразно проведение лечения с помощью психодинамической, интерперсональной, когнитивно-поведенческой и гештальт терапии. В лечении неврозов нередко задействуют и психоанализ. Во время сеансов психотерапии человек получает возможность выстроить цельную картину своей личности, установить причинно-следственные связи, давшие толчок зарождению невротических реакций.

В лечении невроза важное место отведено нормализации режима труда и отдыха и построению верного графика питания с правильно составленным меню. Огромное значение в лечении невротических расстройств также имеет обучение больного техникам релаксации и выполнение им аутогенной тренировки.

Невроз, независимо от его вида и тяжести симптомов, подлежит полному излечению. Однако для достижения стойкого и продолжительного результата человеку необходимо пересмотреть существующий образ мышления и «очистить» свою жизненную программу от деструктивных звеньев, препятствующих свободе от страхов и тревог.

Подпишись на группу ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам, ВСД (вегетативная дистония), невроз.

Введение

Заикание определяется какнарушение темпа, ритма и плавностиустной речи, обусловленное судорожнымсостоянием мышц речевого аппарата. Эторасстройство речи чаще всего возникаетв период интенсивного формированияречевой функции, в возрасте от 3 до 5 лет.

Заикание, начавшееся у детейв дошкольном возрасте, рассматриваетсякак самостоятельная речевая патология,в отличие от так называемогосимптоматического заикания или"вторичного", которое наблюдаетсяпри различных заболеваниях головногомозга органического генеза или ряданервно-психических расстройств. [7. С.80]

Проблема заикания всегдаволновала медиков, педагогов, психологови логопедов. Но если раньше в этом винилиболезнь, связанную с ненормальнойвлажностью языка, то уже с конца XIXвека медики укрепились во мнении, чтозаикание - сложное психофизиологическоерасстройство.

В наше время заикание и егокоррекция изучается в различных аспектах.Механизм заикания рассматривается нетолько с клинических и физиологических,но и с нейрофизиологических, психологических,психолингвистических позиций.

Нейрофизиологическиеисследования заикания при организацииречевой деятельности (И.В. Данилов, И.М.Черепанов) показывают, что у заикающихсяво время речи доминантное (левое)полушарие не может достаточно стойковыполнять свою ведущую роль по отношениюк правому полушарию.

Психологи, изучая проблемузаикания, выявили, что у заикающихсяизменена структура психическойдеятельности, ее саморегуляция. Так, уздоровых детей психомоторные актысовершаются в значительной мереавтоматически и не требуют произвольнойрегуляции, то для заикающихся регуляцияпредставляет собой сложную задачу,требующую произвольного контроля.

Психолингвисты, при изучениипроблемы заикания, исследуют, на какойстадии порождения речевого высказываниявозникают судороги в речи заикающихся.

В целом, специалисты разныхнаправлений выделяют анатомофизиологические,психические и социальные причинызаикания у детей.

Речевые и коммуникативныенарушения отрицательно влияют наразвитие личности ребенка, нарушаютобщение, нередко становятся причинойтрудностей обучения. Заикание являетсяодним из расстройств, в наибольшейстепени осложняющих общение. Осознаниеречевого дефекта, неудачные попыткиизбавиться от него или хотя бызамаскировать, порождают у заикающихсядетей различные психологическиеособенности: уязвимость, робость,внушаемость и многое другое.

Несмотря на развитие современноймедицины, психологии и логопедиизаиканием страдают до 2% детей и взрослых.Поэтому исследование коррекции заиканияс помощью дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой является актуальнойпроблемой современной логопедии ипсихологии.

Цель работы - изучение проблемыустранения заикания и выявлениеэффективных приемов его преодоления.

Задачи работы:

1) проанализировать современнуюнаучную литературу по проблеме заикания;

2) исследовать темпоритмическуюорганизацию устной речи у дошкольниковс заиканием;

3) провести комплекснуюлогопедическую работу с использованиемметодики оздоровительной дыхательнойгимнастики А.Н. Стрельниковой приустранении заикания у дошкольников вэкспериментальном исследовании;

4) обобщить результатыэкспериментального исследования.

Объект исследования:темпоритмическая организация устнойречи у заикающихся.

Предмет исследования: коррекциязаикания детей дошкольного возраста сиспользованием дыхательной гимнастикиА.Н. Стрельниковой.

В дипломной работе предлагаетсягипотеза: если применить комплексныйподход к устранению заикания сиспользованием методики дыхательнойгимнастики А.Н. Стрельниковой, токоррекционная работа будет протекатьболее успешно, значительно улучшитсяплавность речи у заикающихся. Припроведении логопедической работы должныучитываться индивидуальные особенностиребенка, возраст, ведущая деятельность.Занятия проводятся подгруппами.

Методы исследования:теоретический анализ научной литературы,качественный и количественный анализполученных данных эксперимента.

Теоретическая основаисследования состоит в том, что дипломноеисследование базируется на работахтаких ученых: И.А. Сикорский, А.И.Богомолова, Г.А. Волкова, Л.И. Белякова,Ю.А. Флоренская, Г.Д. Неткачев, П.К. Анохин,И.А. Поварова, в которых заиканиерассматривается как полифакторноесложное психофизиологическое расстройство.

Практическая значимостьисследования в том, что материалыэксперимента с включением дыхательнойгимнастики А.Н. Стрельниковой приустранении нарушений темпо-ритмическойорганизации устной стороны речи у детейдошкольного возраста с заиканиемявляется перспективным направлениемв комплексной работе по преодолениюнарушений речи.

Систематизированные комплексыупражнений могут быть использованылогопедами, занимающимися проблемойзаикания у детей дошкольного возрастаи студентами дефектологическихфакультетов.

Экспериментальной базойисследования стала группа дошкольников- 4 ребенка (2 девочки, 2 мальчика)шестилетнего возраста подготовительнойгруппы МДОУ"№33" г. Юрги, имеющихклинический диагноз: логоневроз,логопедическое заключение: невротическаяформа заикания.